Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №177(01.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Главный вопрос белорусской экономики

Александр Фадеев

Белорусское правительство тщательно готовится к очередному этапу переговоров с партнерами из России по объему и цене поставок природного газа и нефти в следующем году. Президент РБ Александр Лукашенко уже задал алгоритм подобной работе, фактически потребовав занять жесткую позицию, прежде всего по отношению к потенциальным предложениям российского «Газпрома», который, как предполагает глава белорусского государства, попытается поднять цену на поставляемый в республику газ до 20%. Не скрывает Лукашенко и основной аргумент, который будет использовать белорусская сторона в этом случае – угроза резкого повышения, до «мирового уровня», оплаты услуг за транзит российских энергоресурсов, предназначенных для стран ЕС, по территории Белоруссии. Другим рычагом давления на Россию станет, очевидно, предложение Минска о пересмотре условий функционирования двух военных объектов министерства обороны России на белорусской территории в сторону увеличения платы за их размещение.

Проблеме быстрейшей ликвидации зависимости от России в сфере поставок энергоресурсов республиканские руководители придают первостепенное значение. Александр Лукашенко вообще связал этот вопрос с отстаиванием независимости и национальной безопасности Белоруссии. Если раньше высшими белорусскими чиновниками долгие годы муссировалась  и всячески эксплуатировалась идея продовольственной безопасности, то с недавнего времени правительство РБ «принципиально занялось» по указанию Лукашенко энергетической безопасностью. Глава белорусского государства сразу после зимней газовой войны с Россией выдвинул свою знаменитую новополоцкую инициативу, которая привела сегодня к появлению пространной правительственной концепции энергетической безопасности, содержащую помимо плана диверсификации поставок энергоносителей даже баланс топливно-энергетических ресурсов до 2020 года, исходя из которого, по официальной версии, будут строиться все государственные документы (!).

Концепция энергетической безопасности  была одобрена президентом РБ. Документ предусматривает снижение энергоемкости ВВП к 2015 году на 50%, а к 2020 году – на 60%. В этом году правительство надеется на снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 12%.

Помимо этих фантастических планов на бумаге, самой причудливой и невероятной является программа диверсификации поставок в республику нефти, которую правительственные чиновники свели к нескольким «перспективным направлениям»:

 - венесуэльскому, с добычей совместной белорусско-венесуэльской компанией нефти на месторождениях Венесуэлы Гуара Есте и Лагамедиа и последующей транспортировкой ее (и других потенциальных объемов венесуэльской нефти) через балтийские порты танкерами (которых у Белоруссии нет). Далее, очевидно, нефть будет транспортироваться в республику железнодорожным или трубопроводным транспортом;

- иранскому, с разработкой компанией «Беларусьнефть» совместно с Национальной иранской нефтяной компанией иранского месторождения Джофейр. Добытые там объемы сырой нефти по Черному морю на танкерах (зафрахтованными, видимо, Белоруссией) будут транспортироваться в Феодосию, а затем по украинской железной дороге доставляться в Белоруссию;

- каспийскому, предусматривающему транспортировку казахстанской (или другой прикаспийской) нефти в ту же Феодосию какими-то танкерами с последующей доставкой по железной дороге через территорию Украины в РБ.

Заметим, что с экономической точки зрения ни одно из приведенных направлений не гарантирует Белоруссии устойчивый импорт нефти по цене, дешевле российской. Более того, «узкими» местами запланированных маршрутов являются не только расстояния и связанные с этим накладные расходы, но и трансграничные проблемы, базирование на иностранные порты со всеми вытекающими организационными и финансовыми издержками, с неразвитостью терминалов, а также пропускная способность нефте- и продуктопроводов и железных дорог, например, в Крыму.

С концептуальными планами альтернативных поставок природного газа белорусские чиновники явно не справились, возможно, им не хватило фантазии (либо, наоборот, взял верх профессионализм). Поэтому в сфере импорта газа  ограничились программой строительства дополнительных подземных газовых хранилищ на территории республики согласно указанию президента Лукашенко, в которые предполагается закачивать в летний период все тот же российский газ. В этом году уже начаты, например, работы по строительству третьего подземного газохранилища (кроме существующих - Осиповичского и Прибужского) в Гомельской области с использованием отработанных при добыче соли намытых каверн.

Поскольку руководство республики отвергает принципы индикативного и косвенного регулирования национальной экономики, придерживаясь механизма прямого управления и жесткого контроля за деятельностью всех отраслей и субъектов хозяйствования, то и в сфере энергообеспечения оно пытается  действовать подобным образом. Поэтому далеко не случайным является то, что, объявив о радикальной трансформации системы снабжения экономики углеводородным сырьем и запуске программы поиска других (не российских) поставщиков нефти и газа, под это была подведена идейная база национально-государственного звучания. Она включает не только обвинения в адрес правящей элиты России и российских монополистов, «олигархов» в аморальности и алчности («кроме денег сегодня ничего не воспринимают»), но и, по законам жанра, определения социальной цены проблемы – потеря независимости. Последнее должно примирить население Белоруссии с нарастающими экономическими трудностями и неизбежными издержками, якобы носящими временный характер и преодолимыми с завершением процесса диверсификации внешних источников поставок энергоресурсов.

При этом на правительственном уровне никто в Белоруссии не озаботился научным анализом эффективности, целесообразности и возможности осуществления на практике новой, альтернативной российской схемы импорта нефти и газа. Неопределенность относительно замены одной углеводородной сырьевой базы  и отработанной годами, надежной схемы поставок на многовариантные и проблемные другие сохраняется. Сама по себе диверсификация поставок энергоресурсов, инициируемая президентом РБ и диктуемая, как видится, чисто политическими соображениями, не может выступать в качестве цели такой глубокой трансформации системы энергоресурсного обеспечения белорусской экономики.

Нет никаких оснований предполагать, что новое правительство России вернется к чрезвычайно льготной и декретной системе продаж энергоресурсов в Белоруссию вне рамок реального строительства Союзного государства. Однако нет и никаких объективных факторов, которые заставляли бы верить в то, что белорусское правительство сможет в условиях мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы и сложившихся региональных импортно-экспортных рынков энергоносителей найти перманентные схемы льготного снабжения своей, требующей развития экономики необходимыми ей объемами газа и нефти. Этому, наконец, препятствуют географическое положение и природные условия Белоруссии, не имеющей в своих недрах необходимых запасов углеводородов, выхода к морю и удаленной от месторождений нефти и газа, когда расстояния, границы и пошлины неизбежно отражаются на цене импортируемых энергоресурсов. В среднесрочной перспективе российские энергоресурсы по ценовому показателю объективно будут расти, но цены для Белоруссии все равно останутся ниже, чем у других импортеров, а их поставки - выгодными для республики.

Определенные надежды белорусское правительство связывало с перспективами формирования некого общего энергетического рынка внутри Содружества, предполагая действовать в этом направлении совместно с другими государствами-транзитерами и потребителями энергоресурсов, прежде всего, Украиной. Ради этого Минск даже готов был урегулировать с последней ряд острых вопросов, в том числе простить долги. Однако дальше предварительных консультаций и разработки проекта о создании такого рынка, вокруг которого разгорелась острая дискуссия, дело не пошло. Сразу выявились непримиримые противоречия между странами СНГ, богатыми энергоресурсами и стремящимися к их экспорту на гарантированной основе, и государствами-импортерами и транзитерами газа и нефти. Поэтому правительство республики начинает постепенно терять надежду на осуществление этого замысла, равно как и на реализацию плана создания единого экономического пространства стран-членов ЕврАзЭС, большинство из которых откровенно предпочло ему более понятные преимущества от вступления в ВТО.

В условиях командно-административного управления белорусской экономикой государственный аппарат, не имея возможности воздействовать на сдерживание роста импортных цен на энергоносители и создание международного противовеса «энергоимпериализму», пытается сегодня сосредоточить усилия на внутренних мерах по приспособлению хозяйственного комплекса и его структурообразующих субъектов к новым вызовам внешней среды. Так как повышение цен на энергоресурсы оказывает воздействие на республиканскую экономику в той степени, в которой та расходует энергию, то и программа по преодолению энергетической зависимости от России помимо диверсификации поставок нефти (а в будущем, возможно, и газа) предполагает осуществление комплекса масштабных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топлива, экономии энергоресурсов и вовлечение в топливный баланс местных источников энергии, главным образом древесного топлива, а также бурых углей и горючих сланцев Бриневского, Житковичского и Тонежского месторождений Гомельской области (по данным белорусской стороны геологические запасы бурых углей составляют порядка 1,5 млрд. т). Планируется до 2011 года построить три теплоэлектростанции, работающих на импортном угле (скорее всего польском) в Брестской, Гродненской и  Гомельской (украинский или российский уголь) областях потенциалом до 3 млн. т.у.т., а также перевести в течение двух лет (возможно с помощью инвестиций ЕБРР) три цементных завода на использование энергии от сжигания угля и старых автопокрышек. К 2010 году правительство наметило строительство 10 мини-ТЭЦ в малых и средних городах на местных видах топлива, из них три уже находятся в стадии строительства в Осиповичах, Пружанах и Вилейке.

Большие надежды связываются с внедрением новых зарубежных и белорусских технологий, ориентированных на промышленное производство из бурого угля и горючих сланцев не только электро- и тепловой энергии, но и метанола, генераторного газа и различных видов моторных топлив. По крайней мере, такие перспективы во второй половине сентября с.г. президент РБ Александр Лукашенко обсудил в Минске с руководителем компании Polar Stars Group S.A. Николаем фон Келером.

Кроме того, несмотря на массовую радиационную фобию у населения, республиканское руководство намерено через несколько лет приступить к строительству атомной электростанции, скорее всего в Могилевской области, на границе с Россией. Белорусское правительство рассчитывает, что введенная в эксплуатацию АЭС позволит снизить себестоимость электроэнергии в Белоруссии до 30%. Тем не менее, дальше межведомственных согласований дело пока не движется, а завершение бизнес-плана строительства АЭС ожидается только в начале 2009 года. Нет и понимания сложности решения проблемы захоронения ядерных отходов, а главное – в госбюджете нет пока средств (примерно 3 млрд. долларов) на осуществление этого проекта.

Все мероприятия, предусмотренные концепцией энергетической безопасности Белоруссии, требуют значительных инвестиций. Пока же на 2007 – 2008 гг. запланировано финансирование программы модернизации основных производственных фондов белорусской электроэнергетики в объеме двух триллионов бел. руб. из госбюджетных средств. В этих же целях привлекается китайский капитал (на реконструкцию Минской ТЭЦ-2 и строительство парогазового блока  Минской ТЭЦ-3).

Объективно правительственная политика в контексте приближения цен на энергоносители  к рыночным и преодоления энергетической зависимости от России приведет к установлению жестких норм экономии электроэнергии и тепла, нормативов эффективности использования энергоресурсов, централизованному распределению топлива и заметному повышению внутренних цен на газ, нефть, бензин и другие виды продуктов переработки нефти. Все это неизбежно вызовет общее повышение цен на другие товары и услуги, дальнейшее сокращение бюджетного финансирования социальной сферы. Накопленный республикой эффективный капитал, объемы которого явно недостаточны, вынужденно будет направлен на закупку энергоресурсов по  новым договорным ценам и частично инвестирован в мероприятия в рамках концепции энергетической безопасности. Увеличатся внешние заимствования, а на обслуживание взятых кредитов придется расходовать финансовые ресурсы фонда развития.

Неразрешима задача повышения конкурентоспособности белорусской экономики, которая выступает в качестве консолидированного игрока на мировом рынке товаров и услуг, в силу ее малой вовлеченности в современные процессы глобализации, слабого внедрения достижений научно-технического прогресса и информационных, инновационных технологий. Все это будет препятствовать устойчивому, качественному  росту энергоемкой белорусской экономики, которая напрямую зависит от импорта энергоресурсов. Правительству будет все труднее поддерживать высокие объемы экспорта товаров, и оно, как ожидается, перейдет к политике тотального и жесткого импортозамещения за счет развития национальной производственной базы. Кроме того, в контексте провозглашенной Минском борьбы с российским энергоимпериализмом и монополизмом существует опасность ввергнуть национальную экономику, вынужденную вступить в переходный период адаптации к новым условиям обеспечения энергоресурсами, включая альтернативные, в кризис.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ