Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №178(15.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Россия и Казахстан попытаются уговорить Туркмению

05.10.2007. КМ.ру

Факты: На 6 октября в столице Таджикистана намечены два саммита – Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сотрудничества. В обе эти организации входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В ОДКБ также состоит Армения. К двум встречам в верхах подготовлены пакеты документов, в ЕврАзЭС и ОДКБ также должны смениться председатели, выполняющие обязанности в течение года. Сейчас это Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Владимир Путин начинает свое новое среднеазиатское турне. Сегодня он встречается с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Новосибирске, где проходит Форум руководителей приграничных регионов России и Казахстана.

«Ожидается, что главы государств рассмотрят наиболее важные вопросы дальнейшего развития российско-казахстанского стратегического партнерства», - сообщил журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько.

По его словам, лидеры двух стран «обсудят взаимодействие в использовании водно-энергетических ресурсов Центрально-азиатского региона, каспийскую проблематику в свете подготовки ко второму Каспийскому саммиту и энергетическое сотрудничество на Каспии».

Ожидается и подписание ряда документов. Правда, большая часть из них касается гуманитарного и приграничного сотрудничества и не носит, так сказать, концептуального характера. Среди них: межправительственное соглашение о сотрудничестве в области морского транспорта, программа экономического сотрудничества России и Казахстана на 2008-2011 годы, программа приграничного сотрудничества регионов на 2008-2011 годы, программа сотрудничества в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы.

Согласно официальным сообщениям, Путин и Назарбаев рассмотрят проблемы сохранения экосистемы бассейна трансграничной реки Урал и организации охраны российско-казахстанской государственной границы.

Последним пунктом повестки дня стоит видеоконференция, в ходе которой лидерам двух стран в режиме реального времени будут продемонстрированы совместные действия погранслужб России и Казахстана.

А уже завтра Путин и Назарбаев отправляются в столицу Таджикистана, где их будут ждать коллеги из других стран СНГ. Исключением является украинский президент В.Ющенко, который под предлогом сложной внутриполитической обстановки ехать отказался. Вместо него будет министр иностранных дел страны Арсений Яценюк.

В Душанбе состоится очередной саммит СНГ, уже второй в этом году. Его планируется посвятить вопросам реформирования организации и вопросам миграции, передает РИА «Новости».

Характерно, что 7-го октября свой 55-летний юбилей Владимир Путин встретит именно в Душанбе.  

О том, какие основные вопросы обсудят между собой Путин и Назарбаев, корреспонденту КМ.RU рассказал руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:

- Идет сверка часов между двумя действительно стратегическими партнерами в регионе. Тем не менее за последнее время, несмотря на большое количество личных контактов между лидерами двух стран, накопилась определенная сумма нерешенных проблем. То есть внешне отношения Казахстана и России выстраиваются достаточно гармонично, но тем не менее, в силу того что каждый из партнеров отстаивает собственные интересы, существуют и определенные нестыковки.

Допустим, та же проблема Прикаспийского газопровода. Здесь, как мне представляется, стороны действуют достаточно синхронно. И, несмотря на то что намеченное на начало сентября подписание соглашения состоялось, не вполне ясной остается позиция туркменского руководства. Есть основания думать, что недавняя встреча Бердымухаммедова и Назарбаева внесла некоторую ясность по этому трубопроводу.

Думаю, что Нурсултан Абишевич теми данными, которые он получил от туркменского лидера, поделится с российским коллегой. Это данные о том, насколько серьезно и когда туркменская сторона готова подписать документы о строительстве трубопровода. Потому что после визита Бердымухаммедова в Генассамблею ООН, а точнее в США, и после его встречи с рядом высокопоставленных американских представителей возник серьезный элемент, мягко говоря, недосказанности. Потому что там опять Бердымухаммедов обещал «всем всё», в том числе и участие Туркмении со своими запасами в лоббируемом американцами проекте Транскаспийского трубопровода. При этом совершенно ясно, что два проекта одновременно реализованы быть не могут.

Обратите внимание на то, что в российском экспертном и политическом сообществе отношение к возможному трубопроводу из Туркмении в Китай достаточно спокойное. Потому что эти два проекта – прикаспийский (пророссийский) и китайский, они все-таки не выступают настолько резкими конкурентами, как Транскаспийский (прозападный) и Прикаспийский.

Что касается определенной недосказанности в российско-казахстанских отношениях, то оно касается, например, космической сферы. Здесь после падения российской ракеты и моратория, который был введен на старты «Протонов» с Байконура, очевидно, требуется воля высших политических лидеров для продолжения программы Роскосмоса, которая основана на запусках этого типа ракет. Наверное, обе стороны согласуют вопрос компенсаций. Ясно, что вопросы о том, сколько будет платить Россия за экологический ущерб, решаются не на уровне профильных министерств, а на уровне первых лиц.

То же самое касается сотрудничества в атомной сфере. Несмотря на значительный пакет документов по сотрудничеству в области атомной энергетики, по моему мнению, казахстанская сторона выдвигает слишком завышенные требования по доступу к очень чувствительным российским технологиям. Здесь, очевидно, тоже требуется определенное согласование интересов на высшем уровне, поскольку затрагиваются вопросы национальной безопасности. Тот факт, что сейчас казахстанская сторона приобрела значительный пакет акций американской Westinghouse (производителя ядерных реакторов. – КМ.RU.), ставит под вопрос вообще возможность дальнейшего технологического сотрудничества по ряду направлений. Россия же недавно заключила очень серьезное соглашение на поставки урана из Австралии. То есть здесь есть определенный элемент торга: Казахстан за свое сырье хочет получить слишком много, в том числе технологии, которые могут потом утечь в США.

В ходе нынешней рабочей встречи, возможно, будут сняты многие вопросы, касающиеся труб, технологий, вопросов обороны и подготовки к предстоящему саммиту СНГ.




Зерна – много, хлеба – мало

05.10.2007. Республика (Казахстан)

Ирина Сергеева

Пока правительство разрабатывает антикризисные меры, цены продолжают расти

Хлеб, как известно, всему голова. В нынешней ситуации, сложившейся на внутреннем казахстанском рынке, – это голова без шеи. Поэтому она не поворачивается, как ей положено, а беспорядочно перекатывается из одной стороны в другую, словно колобок.

Несмотря на заверения премьер-министра о том, что правительство разберется в обоснованности причин роста цен на хлеб и примет соответствующие меры для стабилизации ситуации, прошедшее селекторное совещание, посвященное именно этим вопросам, никакой ясности не внесло. Да и подходы кабинета министров к решению проблемы по меньшей мере вызывают удивление.

Хлеб есть, но не для всех

С наличием зерна проблем в стране нет. Собранный урожай, по данным Министерства сельского хозяйства, составит порядка 20 млн тонн. Столь высокие показатели заставили Минсельхоз изменить прогнозы на экспорт. Во вторник на правительственном заседании министр Ахметжан ЕСИМОВ заявил:

- В этом году, наверное, будет больше, чем 9 млн тонн (объем экспорта зерна – ред.). У нас потребность страны внутренняя – 9 млн тонн, собрали 22 млн тонн, я думаю, что минимум 10 млн надо будет вывозить.

То есть с наличием зерна в стране проблем нет. Однако есть глобальная проблема с наличием хлеба как такового на прилавках магазинов, и с его ценой, которая за последние недели перешла все разумные пределы. Премьер-министр привел, в частности, такие данные: за последние два месяца цены на хлеб в среднем по стране выросли на 80%, однако динамика роста цен неравномерна.

Наибольшая стоимость хлеба наблюдается в Алматы, Атырау, Астане, Кызылорде, Караганде, Актау, Талдыкоргане, Шымкенте, Кокшетау. В трех регионах – Южно-Казахстанской области, Кызылорде, Астане – рост цен на муку, хлеб существенно отличается от других регионов. При этом в Южно-Казахстанской области действуют 14 мукомольных предприятий и три крупных предприятия по выпечке хлеба, а цена на муку первого сорта выросла с 38 до 79 тенге. В Акмолинской области мукомольных предприятий 88, а цена на муку выросла с 30 до 65 тенге. В Алматинской области 343 мукомольных предприятия, а цена на муку выросла с 45 до 90 тенге.

Зачем акимам стабильность

Нелишне вспомнить, что рост цен на зерно и, соответственно, на хлеб прогнозировался достаточно давно. Конечно, речь не шла о резком взлете цен, однако в целом повышение было ожидаемым, в связи с чем еще в августе Минсельхоз говорил о необходимости создания региональных стабилизационных фондов зерна в каждой области. Такая мера позволила бы относительно безболезненно пережить повышение цен на основной продукт. Однако акимы не просто не пошли навстречу Минсельхозу, они проигнорировали и поручение правительства, данное еще в начале сентября: создать стабилизационные фонды.

- Семь областей – Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская – заключили меморандум с Продкорпорацией по созданию стабфондов, – сообщил в ходе совещания вице-министр сельского хозяйства Дулат АЙТЖАНОВ. – Общий объем этих стабилизационных фондов составляет 293 тыс. тонн зерна. Но по состоянию на 1 октября сформировано всего 23 тыс. тонн, или 7,8% от планируемого объема. Атырауская и Костанайская области работу по созданию стабилизационных фондов ведут самостоятельно. Все остальные области, города Астана и Алматы мер по созданию стабилизационных фондов не приняли.

По мнению вице-министра, которое он не преминул озвучить, виноваты в этом только акимы областей, почему-то не заинтересованные в создании стабфондов, тогда как и Минсельхоз, и Продкорпорация готовы принять их с распростертыми объятиями и решить все проблемы. Кстати, г-н Айтжанов заметил, что со дня дачи премьером поручения и по настоящее время цена на зерно выросла на примерно $40. Если бы акимы «подсуетились сразу, смогли бы существенно сэкономить» – таков был основной лейтмотив его высказываний.

Однако в ходе селектора выяснилась прелюбопытная деталь. Дело в том, что Продкорпорация не покупает зерно для региональных стабфондов, а перепродает им приобретенное зерно. Что вызвало искреннее недоумение и удивление вице-премьера Умирзака ШУКЕЕВА, который, словно ушам своим не поверив, переспросил у президента Руслана АЗИМОВА: «Как, они у вас покупают зерно?»

- Нет, они обещают купить. Мы это зерно покупаем себе, – ответил Азимов и пояснил: – Мы покупаем зерно по цене $205-215. И продаем, включая стоимость средств, стоимость хранения и 3% – наши затраты. То есть, если покупали по $205, будет на элеваторе в пределах $228-230.

И это не считая еще затрат на транспортировку в конкретный регион.

Пылая праведным гневом…

… выступала на селекторном совещании глава Минфина Наталья КОРЖОВА. Она, как ответственная по налогам, сообщила премьеру, что «ситуация, которая сегодня сложилась с ценами на хлеб, является ярким примером отсутствия какого бы то ни было ожидаемого властью экономического эффекта от того, что применяются сплошь и рядом налоговые льготы, которыми в последние годы обросло законодательство».

Министр напомнила, что крестьянские и фермерские хозяйства платят единый земельный налог в размере 0,1% от оценочной стоимости участка, и, соответственно, у них «нет никакой привязки расчета суммы налога к размеру получаемых доходов от ведения хозяйства». Юридические лица – производители сельхозпродукции также работают в специальном налоговом режиме на основе патента. Кроме того, «для них же установлено, что хоть они производят уплату только 20% от начисленного НДС, им возмещается 100%, то есть заплатил 20% – из бюджета возместили 100%».

С 1 января 2007 года вступила в действие новая льгота для переработчиков сельхозпродукции. Для них установлен особый порядок уплаты НДС, предусматривающий уменьшение исчислений суммы НДС на 70%, причем в перечень сельскохозяйственного сырья, на который распространяется данная льгота, включено производство хлеба, то есть «производители хлеба платят в бюджет только 30% НДС, и так же, как и патентщики, получают возмещение на все 100% НДС».

- Следует сделать вывод, что применение льготных механизмов не имеет никакого положительного результата для становления и развития бизнеса, а больше используется как способ уклонения от налогов, – резюмировала Коржова. – Более того, хозсубъекты не имеют стимулов для развития вне льгот, все любыми способами стараются попасть под льготный режим налогообложения, и, надо сказать, у них это получается.

Однако у представителей бизнеса другое мнение. Так, представитель концерна «Цесна-Астык», выступая на заседании правительства, отметил, что «административные ресурсы, которые используются для того, чтобы не стабилизировать, а держать цену на протяжении 3,5 лет, привели к тому, что хлебный бизнес стал нерентабельным». По его данным, весной в Астане закрылось шесть пекарен, которые работали по льготному налогообложению.

Обоснованность цены

По мнению Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли, нынешняя цена на хлеб вполне обоснована. Председатель комитета Алиакпар МАТИШЕВ заявил, что в структуре цены «50% занимает мука», однако «еще есть энергоресурсы, дрожжи, растительное масло», которые, хотя и дают маленький процент, но за последние годы также существенно выросли в цене. Кроме того, «имеет место очень высокая розничная надбавка в магазинах», которая, по его словам, составляет 30 и более процентов.

- Наш анализ показывает, что фактов сговора нет, – заявил г-н Матишев.

У премьер-министра оказалось иное мнение. Он заявил: цена непомерно высока, и явно прослеживается если не сговор, то определенное монопольное доминирование.

- Мы примерно смотрели, что цена на муку при таком росте цены на зерно должна быть в пределах 40 тенге за килограмм, а стоимость хлеба в розницу должна быть порядка 50-55 тенге за буханку, – заявил премьер. – Это нормальная цена, которая реагирует на повышение цены на зерно. Это мы понимаем.

Ну а факт необоснованного повышения цены Масимов определил так: «Где-то в цепочке происходит доминирование и использование своего положения».

- Мы рыночное правительство, либеральное, мы понимаем, что цены должен определять рынок. Я с этим согласен. Но когда цены начинают расти неадекватно, возникает вопрос, что где-то используется монопольное положение, – считает глава кабмина.

Государство – монополист

Подводя итоги обсуждения, премьер дал ряд поручений. В частности, всем акимам велено «до пятницы создать стабилизационные фонды, чтобы они юридически были оформлены». Одновременно с этим необходимо решить вопрос гарантированных поставок зерна в эти стабфонды.

– Речь может идти о поставках в стабфонды 20% от объема экспорта зерна по цене не выше, чем $200.

Кроме того, он решил, что правильнее будет разделить вопросы лицензирования экспорта зерна и зерна как такового. Последнее остается за Минсельхозом, а по первому вопросу Масимов поручил вице-премьеру подготовить документ, согласно которому лицензирование сельскохозяйственных компаний, занимающихся экспортом зерна, будет осуществлять Министерство индустрии и торговли. Если же эти и ряд других мер не принесут должного результата, кабмин готов на крайние меры:

- Если меры, предпринимаемые правительством, в течение недели не принесут желаемых результатов, я приму решение о введении госмонополии на этот вопрос, – заявил он.

…Стоит отметить, что хотя вопрос защиты социально уязвимых категорий населения и звучал в ходе селектора, но внимания на нем не заострил даже глава Министерства труда и социальной защиты.




Нефтяной социализм

05.10.2007. Новое поколение (Казахстан)

Амина Джалилова

Казахстан вплотную подошел к формированию новой нефтегазовой политики. В ближайшие пару лет должен произойти качественный скачок. Наблюдаемое в последние годы усиление государства на рынке приведет к тому, что нефтяной сектор повернется лицом к народу, недропользователи будут гораздо более экологически сознательными, а "КазМунайГаз" из государственной компании с замашками частного собственника имеет все шансы преобразится в благодетеля нации. Если осилит такую задачу, конечно. В общем, наша страна, вполне возможно, пойдет по пути Норвегии - к построению социализма на базе нефтяных сверхдоходов

О Кашагане неофициально

Ситуация вокруг Кашагана обрастает слухами. Пока очевидно только одно: что правительство настроено крайне решительно. А прогнозы звучат совершенно разные. Скорей всего, национальная компания "КазМунайГаз" станет сооператором грандиозного проекта. Правительство было бы радо и полноправное операторство нацкомпании вручить, однако у последней для этого нет ни достаточных финансовых ресурсов (что поправимо), ни достаточного опыта. А проект действительно очень сложный в техническом плане.

Кто же возглавит консорциум совместно с "КазМунайГазом"? Первый претендент, что очевидно, - ENI. Если стороны придут к консенсусу, итальянцы так и останутся во главе проекта. Также поговаривают о французской Total. Это достаточно сильный игрок. Кроме того, по неподтвержденной информации, внутри консорциума были разногласия в недавнем прошлом, и акционеры намеревались сменить оператора. Одним из инициаторов подобных преобразований выступала Total.

По слухам, сооператорство могут предложить и "ЛУКОЙЛУ" в знак крепкой нефтяной дружбы с Россией. Также кандидатом называют норвежскую "Статойл". Источник в этой компании неофициально сообщил, что подобных предложений не поступало, но что для "Статойла" это было бы очень-очень интересным предложением. В таком грандиозном проекте, как "Кашаган", даже один процент получить приятно.

А вот еще одно интересное мнение, опять же высказанное в частной беседе. Серьезный российский аналитик предположил, что "Аджип ККО" намеренно вынуждает Казахстан пойти на крайние меры. Потому как проект оказался не по зубам ENI, технические риски оказались слишком высоки.

Как бы то ни было, а позиция правительства обоснована. Когда стоимость проекта возрастает в два с половиной раза, получается, что подписанные соглашения нарушены и договариваться нужно по-новому. А переговоры, чем бы они не завершились, в очередной раз приведут к усилению позиции государства и "КазМунайГаза".

Как это было?

Впервые о попытках государства ужесточить условия и отстаивать свои права в нефтяном секторе заговорили в 2003-2004 годах, когда обсуждались и были приняты непонравившиеся недропользователям поправки в налоговое законодательство. Однако нефтяники повозмущались и приняли в итоге новые правила игры, как и прогнозировало правительство в лице тогдашнего министра энергетики Владимира Школьника.

Кстати, примерно в тот же период много говорили об экологических требованиях по разработке шельфа. Принцип нулевого сброса (то есть требование - все отходы вывозить на берег, вообще ничего не сбрасывать в воду) многие посчитали очень жестким, одним из самых жестких в мире, но признали его правомерность. Все-таки Северный Каспий - это заповедная зона.

Тогда, в 2004 году, начались переговоры по продаже доли британской компании BG в проекте "Кашаган". В самом начале представители BG заявляли, что намереваются продать свою долю другим участникам консорциума "Аджип ККО" и что в Соглашении о разделе продукции нет пункта о том, что государство имеет приоритет. Однако парламент принял соответствующие поправки, узаконил "право первой ночи", и "КазмунайГазу" удалось войти в Кашаганский проект. Правда, государство выкупило не всю долю BG (почти 17 процентов), а лишь половину.

В 2005 году иностранные инвесторы уже достаточно робко возражали государственным органам. Они осознали неизбежность грядущих перемен. В 2005 году началось наступление не только национальной компании, но и крупных транснациональных компаний, которые стали вытеснять с рынка более мелких игроков. Так, одна из крупнейших в мире компаний, "ЛУКОЙЛ", приобрела канадскую "Нельсон Ресорсиз", а китайская CNPC приобрела "ПетроКазахстан". Создавалось впечатление, что обе эти сделки поддержаны государством.

Прошлый год ознаменовался переворотом в мышлении профессионалов отрасли. Тем переворотом, который, как мы надеемся, приведет к новому качеству нефтегазового бизнеса. На конференции "КИОГЕ-2006" вдруг заговорили, причем всерьез, о социальной ответственности бизнеса. Представители Норвегии выступили с докладом о развитии альтернативных источников энергии.

Изменилась в 2006 году и позиция Министерства охраны окружающей среды. Традиционно лояльное к нефтяникам и довольствовавшееся штрафами, оно вдруг решилось на протест. Новый министр экологии Нурлан Искаков незадолго до "КИОГЕ" предложил отозвать лицензию у "Тенгизшевройла" за складирование попутной серы на открытом воздухе.

В кулуарарх тогда говорили, что это не более чем красивый ход, на самом деле никто не решится остановить реализацию такого грандиозного проекта, как "Тенгиз". Тем не менее, министра экологии на "КИОГЕ" почему-то не было, видно, не пригласили. А уже сейчас, думается, никто не станет так уверенно говорить о неуязвимости недропользователей. Все-таки кашаганский конфликт принципиально все изменил. И к заявлениям экологических ведомств теперь уже прислушиваются.

По пути Норвегии

Итак, мы наблюдаем, с одной стороны, усиление роли государства в нефтяном секторе, с другой, увеличение интереса к таким аспектам работы нефтекомпаний, как охрана окружающей среды, социальная ответственность, охрана труда. Это очень неплохое сочетание, позволяющее надеяться на то, что вскоре Казахстан может выбрать норвежский путь управления нефтяными доходами.

В Норвегии национальная компания занимает лидирующее положение на рынке. В то же время она является образцом для подражания в плане прозрачности, социальной ориентированности, высочайших экологических стандартов. В этих вопросах Норвегия является эталоном, на который равняется весь мир. А национальная компания в этой стране на самом деле действует в интересах народа.

На семинаре, организованном ассоциацией "Казахстан Петролеум" для журналистов, были приведены два ярких примера того, что такое ответственность национальной компании (да и любой другой компании) перед народом. Анатолий Золотухин, технический директор "Статойл-Россия", рассказал, что если вдруг в Норвегии человек потеряет трудоспособность в 25 лет в результате несчастного случая на производстве, то компания должна до достижения им пенсионного возраста, то есть 67 лет, ежемесячно выплачивать ему компенсацию в размере заработной платы, и все это время человеку будет начисляться стаж. И пенсию в результате он будет получать такую же, как его работавшие коллеги. А у нас рассчитывать можно лишь на единовременную компенсацию, и то не факт, что ее выплатят.




Внешняя угроза

08.10.2007. Ведомости

Анна Бараулина

Standard & Poor"s и Moody"s обрушили котировки обязательств казахстанских банков

Зарубежные заимствования составляют 52% пассивов казахстанских банков. В обязательствах украинских банков их доля 24%, у российских - 17%, говорится в материалах агентства Moody"s. Высокая зависимость от внешнего финансирования сослужила казахстанским банкам плохую службу: опасаясь проблем с ликвидностью, инвесторы стали выводить деньги, и доходность бумаг резко выросла (см. таблицу).

Эта неделя выдалась особенно неудачной: многие банковские выпуски обновили исторические минимумы по ценам и максимумы по спрэдам, отметили аналитики "Атона". Вчера котировки облигаций нескольких казахстанских банков в ходе торгов падали более чем на 10%, отмечает начальник отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаил Галкин. По итогам дня евробонды Альянс-банка с погашением в 2010-2013 гг. потеряли 6-8%, Казкоммерцбанка с погашением в 2014 и 2015 гг. - 4,6% и 6%, "Темир-капитала" (2011 и 2014 гг.) - 7,3% и 4,6%, "Тураналема" (2015 г.) - 4,8%. Доходность бондов Альянс-банка вчера доходила до 17% и даже 26%, говорит Галкин, Казкоммерцбанка и "Тураналема" с начала сентября выросла примерно на 250-300 базисных пунктов до 11,5-12%, говорит кредитный аналитик "Ренессанс капитала" Алексей Булгаков.

Причиной обвала стали сообщения рейтинговых агентств, считает Галкин. Во вторник вечером S&P объявило, что может понизить суверенный рейтинг Казахстана, объяснив это ужесточением ситуации с ликвидностью в банковской системе и возможным снижением качества активов. Moody"s вчера сообщило, что может понизить рейтинг Казкоммерцбанка, крупнейшего банка страны. За счет внешних займов с 2005 г. по 1 июля 2007 г. он увеличил кредитный портфель в четыре раза.

Кризис на внешних рынках затруднит привлечение финансирования, а качество выданных кредитов Казкоммерцбанка может ухудшиться из-за большой доли (около 25%) кредитов строительным и девелоперским компаниям, считают аналитики Moody"s.

Аналитики спокойны. "Инвесторы просто слишком нервные. По нашим данным, ситуация не совсем плачевна", - говорит аналитик банка "Траст" Алексей Демкин. "Учитывая важность банковской системы для экономики и политической стабильности, финансовые власти и акционеры банков наверняка поддержат их в случае необходимости", - считает аналитик Moody"s Рейнолд Лиджерсти. "Фундаментально казахстанская экономика здорова, и в ближайшее время у банков вряд ли возникнут серьезные проблемы с рефинансированием", - считает аналитик Fitch Ratings Алексей Кечко. По данным агентства, внешний долг шести крупнейших казахстанских банков (Казкоммерцбанк, "Тураналем", "Халык", АТФ-банк, Альянс-банк и "Центркредит") составляет $31,7 млрд. В основном это длинные долги. Во втором полугодии 2007 г. банкам нужно выплатить $3,5 млрд, в 2008 и 2009 гг. - по $4,5 млрд, а основной объем выплат придется на период после 2010 г. К тому времени кризис наверняка закончится, полагает Кечко.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ