Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №182(15.12.2007)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ:
Международная конференция по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве,Латвии и Эстонии
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Краткий комментарий к обсуждению проблемы молдавско-приднестровского конфликта на СМИД ОБСЕ в Мадриде 29-30 ноября 2007 года

Геннадий Николаев

Обсуждение на заседаниях Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде 29-30 ноября 2007 г. вопросов взаимоотношений между Молдовой и Приднестровьем, и, прежде всего, вопросов, связанных с приднестровским урегулированием, как известно, закончилось безрезультатно - в Мадриде так не удалось принять регионального заявления по Молдавии.

Цель подобных документов состоит в том, чтобы в рамках столь представительного ежегодного форума подвести итоги усилий по волнующей всех проблеме – продвижению урегулирования конфликтов. В данном случае, речь шла о приднестровском. Вторая часть задачи состояла в том, чтобы дать импульс переговорам на очередной период.

По большому счету, Действующий председатель ОБСЕ отчитывался в том, как были организованы коллективные усилия организации на молдавско-приднестровском  направлении, чего во взаимодействии с сопосредниками и наблюдателями в переговорном процессе смогло добиться его полевое представительство в регионе – Миссия ОБСЕ в Молдавии. Сейчас «эстафета» передается следующему страновому председательству. На 2008 год от Испании она перешла Финляндии.

Решающее слово при формулировании нюансов позиции, разумеется, за страной, которую конфликт затрагивает. Из набора политических инструментов в помощь урегулированию она выбирает и поддерживает наиболее действенные, придирчиво следит за четкой квалификацией подходов, определений, фиксирует прецеденты. Рутинная дипломатическая работа приобретает тем самым четкий политический смысл.

Тот факт, что за последние годы не удалось принять ни одного регионального заявления по Молдавии в общем не катастрофа. Международную активность по урегулированию это не отменяет. Достаточно большой фонд идей и договоренностей, ранее принятых сторонами при содействии сопосредников, оказывает стабилизирующий эффект, дает ориентиры. Но забывать о том, что проблемы, подобные приднестровской, содержат конфликтный потенциал и требуют ответственности, повседневного внимания, комбинирования действий, обдумывания компромиссов, ни на минуту нельзя. Тем более что обнадеживающие моменты, которых в последнее время было, к сожалению, мало, чередуются с появлением раздражителей, прямых коллизий, - а вот их число и связанных с этим рисков дестабилизации множилось.

О деталях полемики, сопровождавшей процесс выработки регионального заявления, известно не все. Удивляться не приходится: так принято в конфиденциальном общении дипломатов. Однако, информация прессы, особенно то, что прочитывается между строк официальных заявлений по итогам мадридского заседания СМИД ОБСЕ, проливает свет на позицию Кишинева, позволяет сделать обобщающие выводы и поставить ряд вопросов. Как ни парадоксально это прозвучит, главный из них: «А хочет ли Кишинев вообще договариваться с Приднестровьем?». Оснований для сомнений на этот счет немало.

Многозначителен тот факт, что молдавской стороной поспешно, в форме прозрачного намека, подсказан виновник несостоявшегося консенсуса при выработке региональной резолюции. Например, по мнению министра реинтеграции РМ В.Шовы, которое он высказал на встрече с иностранными послами, аккредитованными в Кишиневе, все произошло «из-за одной из стран»- участниц консультаций, читай России.

В реальности, это может означать, что в который раз со стороны Кишинева продвигались позиции, не способствующие урегулированию. Судя по всему, и на этот раз представители Молдовы отказались признать, что в таком процессе две стороны. Действительно, для России неприемлемо игнорирование принципов урегулирования конфликтов, принятых в ОБСЕ и являющихся универсальными. Политическое урегулирование конфликтов требует признания равноправия сторон конфликта. Ведь в противном случае речь должна была бы идти не о компромиссе, а о навязывании условий урегулирования. Если согласия партнера на это нет, свою «правоту» оппоненту можно навязать только силой. Но это – дестабилизация и очередной виток конфронтации.

В.Шова поспешил в своем заявлении констатировать, что на заседании в Мадриде, якобы, была дана высокая оценка уровню сотрудничества Молдовы, Украины и Миссии ЕС, а также механизму, разработанному Кишинёвом по осуществлению экспортно-импортных операций экономическими агентами левобережья Днестра.

Ничего подобного в итоговых документах заседания СМИД не содержится. Если нечто подобное предлагалось для включения в региональное заявление, то российские представители и в этом вопросе не могли не занять определенную позицию. Именно озабоченность Приднестровья тем, что принятый Кишиневом в одностороннем порядке механизм станет прологом к переводу экономики региона в подчинение унитарной конституции Молдовы, причем, со всеми вытекающими из этого последствиями - лишение приднестровского бюджета источников для формирования его доходной части, остается главной причиной тупика в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию.

Зачем же провоцировать углубление противоречий, не искать с помощью сопосредников не столь уж сложные развязки? Насколько уместно прикрывать все заходы на лишение Приднестровья экономической самостоятельности ссылками на некую особую роль Миссии Евросоюза по оказанию помощи Молдове и Украине в решении пограничных и таможенных вопросов? Ведь ее статус и прерогативы строго ограничены рамками консультирования и аудита таможенной статистики.

Несомненно, как и раньше одной из основных причин того, что региональное заявление по Молдавии не состоялось, стали аргументы вокруг вопросов миротворчества и пребывания на ее территории ограниченного контингента российских войск, выполняющих задачи охраны складов боеприпасов бывшей 14-й Армии (на период пока не появятся условия для возобновления вывоза этого военного имущества). Все подается так, как если бы Россия изо всех сил держалась за военное присутствие в регионе. Как будто российская сторона многократно не подтверждала намерения при наличии необходимых условий решить связанные с этим вопросы в духе уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности Молдавии. С тем пониманием, что и Кишинев будет способствовать этому процессу в меру своих возможностей.

В зеркале вступающего в силу федерального Закона «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)», по этой теме прозвучало несколько новых акцентов.

Молдавские представители высказались за «безоговорочный, полный и транспарентный» вывод российских сил из Молдавии в увязке с т.н. стамбульскими обязательствами, за преобразование нынешнего формата миротворчества в многонациональную гражданскую миссию под мандатом ОБСЕ.

В дополнительных комментариях пресс-службы молдавского дипломатического ведомства по этому вопросу, помимо всего прочего, добавилось немало других нагромождений. Тут и химера относительно «двух составляющих вооруженных сил» (к российскому охранному контингенту в несколько сотен военных приплюсовывается 20 тыс. тонн боеприпасов, что, видимо, должно производить впечатление «Брестской крепости»); тут и проблема «неучтенных при подсчетах контролерами» по ДОВСЕ танков, бронетранспортеров, артиллерийских орудий и вертолетов, «незаконно переданных приднестровцам». В общий котел свалены сомнения по поводу правовых оснований, регулирующих российское военное присутствие в Молдавии.

Стерлись из памяти не только обстоятельства подписания договоренностей 1992 года, но и точное название Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. По причине такой забывчивости молдавские мидовцы полагают даже, что российские военные, которые уже пятнадцать лет бок о бок с молдаванами и приднестровцами выполняют свою миссию обеспечения стабильности и сохранения условий для политического, переговорного урегулирования конфликта, оказывается, вовсе и не миротворцы, а «воинский контингент», и не надо, мол, России «навязывать общественному мнению ложные утверждения, дабы оправдать невыполнение своих международных обязательств». Тут бы ревнителям выполнения т.н. обязательств и заглянуть в «святцы» - Декларацию стамбульского саммита государств-участников ОБСЕ, где отмечена «позитивная роль Совместных миротворческих сил в обеспечении стабильности в регионе».

Помешавшие принятию регионального документа по Молдавии увязки т.н. стамбульских обязательств с ратификацией адаптированного ДОВСЕ теперь и вовсе оказываются несостоятельными в связи с позицией России о приостановлении действия этого Договора. Видимо, этим и объясняется тональность упомянутых заявлений, стремление добиться незамедлительного изменения формата миротворчества на многонациональную гражданскую операцию, а в ожидании этого - хотя бы «надзора над нынешним миротворческим контингентом».

Хотелось бы надеяться, что эти обстоятельства заставят Кишинев шире взглянуть на проблему ДОВСЕ, самокритично оценить зацикленность лишь на одном сюжете проблемы и свое «героическое» сопротивление его ратификации. Разве безопасность Молдавии в комплексе проблем ограничения вооруженных сил и вооружений в Европе не затрагивает в значительно большей степени предполагаемое размещение американских военных баз на территории Румынии. Разве это обстоятельство не влияет на позицию Тирасполя, который, как сторона урегулирования, наверняка займет сдержанную позицию в ответ на все самые щедрые предложения о демилитаризации?

Приходится усомниться в том, что молдавская сторона может рассчитывать на то, что в отсутствие не только близких перспектив выхода на договоренности по главным статусным вопросам урегулирования, но даже и просто нормального уровня доверия сторон конфликта в Тирасполе поддержат разрушение механизмов, удерживающих хрупкий баланс стабильности в Зоне безопасности.

И здесь остается констатировать, что для выхода на договоренность сторон конфликта делается недопустимо мало.

Разрекламированные накануне заседания СМИД ОБСЕ в Мадриде предложения Президента Республики Молдова В.Воронина, о поддержке которых поспешили высказаться и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Киеве, и даже в Страсбурге, несомненно, важны, но база для их реализации слаба. Это проект восстановления доверия с Тирасполем выглядит как мост до середины Днестра.

У  Кишинева была прекрасная возможность показать, как он намерен довести строительство моста до левого берега реки. Площадкой для этого могли бы стать консультации в формате «5+2», которые предлагал провести накануне встречи министров иностранных дел ОБСЕ Действующий председатель организации М.Моратинос и пригласил в Мадрид приднестровскую делегацию. К сожалению, молдавская сторона сделала все, чтобы консультации не состоялись. Вот и приходится задумываться, а действительно ли Молдова стремится к нормализации отношений с Приднестровьем, и не являются ли ее новые предложения очередным пиаром.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ