Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №59(15.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Правовое регулирование репатриации в Республике Казахстан: проблемы эффективности

Т.Титова

Репатриация соотечественников, проживающих за рубежом, является сегодня одним из способов решения демографических проблем, к которому прибегает по тем или иным причинам целый ряд государств. При этом репатриация помимо демографической, как правило, ставит своей целью решить также задачу восстановления исторической справедливости. Сегодня в России выстраивание парадигмы отношений с соотечественниками по-прежнему остается одной из острых проблем, касающихся как национальной самоидентификации, так и способов выхода из демографического кризиса. В качестве одного из вариантов решения некоторыми политиками и специалистами предлагается принятие закона о репатриации. В этой связи зарубежный опыт правового регулирования репатриации представляет существенный интерес. В предыдущих номерах бюллетеня предпринимался анализ законодательства ряда европейских государств (Германия, Греция). Среди государств Содружества Независимых Государств Казахстан, пожалуй, наиболее активно и последовательно проявляет активность в возвращении этнических соотечественников на историческую родину. Опыт Казахстана интересен для России в силу схожести реалий социально-экономической ситуации на постсоветском пространстве.

До 1968 года для Казахстана характерно было положительное сальдо миграции населения, то есть число прибывших в страну значительно превышало число выбывших из нее.Так, за периоды с 1950 по 1959 гг. и с 1960 по 1967 гг. в среднем за год на 1000 человек населения миграционный прирост республики составлял соответственно 12 и 5 человек. Начиная с 1968 года и на сегодняшний день для республики характерно отрицательное сальдо миграции.Так, за периоды с 1970 по 1979 гг. и с 1980 по 1989 гг. в среднем за год на 1000 человек населения миграционная убыль республики составила соответственно 5 и 7 человек. За последние 10 лет отрицательное сальдо миграции не только полностью поглотило естественный прирост населения в этот период (естественный прирост в 1990-х годах сократился почти в 2 раза за счет резкого снижения числа родившихся и увеличения числа умерших по отношению к 1980-м годам), но и превысило его более чем в 2 раза.

Ситуация в области внешней миграции в Республике Казахстан характеризуется следующим образом: в эмиграции превалирует русскоязычное население, в иммиграции преобладает приток этнических казахов. В качестве причин последней Концепция миграционной политики РК называет желание сохранить свою национальную идентичность; следствия военных конфликтов; желание вернуться на историческую родину.

На протяжении нескольких десятилетий казахское население не являлось этническим большинством в своем государстве, и лишь в 1986 году численность казахского этноса в общем составе населения сравнялась с численностью русского этноса и стала расти в последующие годы. Согласно данным переписи 1999 года, численность казахов составила 7895 тысяч человек или 53,4% населения.

По данным Агентства по демографии и миграции, за период с 1991 по 2000 год в республику прибыло 42387 казахских семей или 183652 человека. Из них около 60% прибыло из стран СНГ: Узбекистана (62737 человек), Туркменистана (22055 человек), Таджикистана (10476 человек), России (8490 человек) и других стран.

Из дальнего зарубежья прибыли репатрианты из Монголии (65202 человека), Ирана (5030 человек), Турции (3780 человек), Афганистана (1719 человек), Китая (2214 человек), Пакистана (1102 человека), Саудовской Аравии (81 человек) и других стран. Выходцы из Монголии составляют свыше 80% от общего числа казахских семей, прибывших в республику из стран дальнего зарубежья.

Из 42387 семей, иммигрировавших в 1991-2000 годах, менее половины - 20289 семей прибыли в соответствии с квотой 1993-2000 годов. Всего по квоте иммиграции и трудовому соглашению с Монголией, по которому в 1991-1993 годах прибыла основная часть репатриантов из этой страны, в Казахстан за период 1991-2000 годов репатриировалось 33887 семей (на 1 апреля 2001 г.).

Крупные казахские диаспоры проживают в дальнем зарубежье. По данным демографа М. Татимова, в 1991 году еще свыше 3 миллиона этнических казахов проживало за пределами республики, в том числе: в Китае - около 1296 тысяч человек, в Узбекистане - 870 тысяч человек, в России - 660 тысяч, в Монголии - около 157 тысяч, в Туркменистане - 90 тысяч, в Афганистане - 45 тысяч человек, в Киргизии - 40 тысяч человек, в Турции - 30 тысяч, в Иране -15 тысяч, на Украине - 15 тысяч, в Таджикистане - 12 тысяч, в Пакистане -3 тысячи человек и т.д.

Организованное переселение казахов из Монголии и других стран ближнего и дальнего зарубежья началось в апреле 1991 года, еще до того, как была разработана законодательная база политики репатриации этнических казахов. Только за 1991-1992 годы из Монголии в Казахстан было переселено более 7 тысяч семей или 40 тысяч человек. Переселение монгольских казахов осуществлялось чартерными рейсами из сборного пункта Баян-Ульгейского аймака Монголии. По прибытию переселенцам бесплатно выделялся скот (1 корова и до 5 овец), они обеспечивались продуктами питания и предметами первой необходимости, им должны были выдаваться денежные пособия и долговременные беспроцентные кредиты.

Всего за 1991-1996 годы было переселено около 12,5 тысяч казахских семей численностью 62126 человек. Их размещение производилось в Карагандинской, Талды-Курганской, Павлодарской, Кокчетавской, Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областях, регионе преимущественного проживания русскоязычного населения.

Наибольшее число казахов, проживающих в дальнем зарубежье, прибыло в 1990-е годы из Монголии. Местами компактного проживания казахского населения являются Баян-Ульгейский (около 110 тысяч человек, 1991 год) и Кобдинский аймаки. Несмотря на сокращение диаспоры, сегодня в Монголии проживает вторая по численности (после Китая) казахская диаспора за рубежом (См.: Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алма-Ата, 2001, с. 108-124).

Параллельно формировалась законодательная база репатриации. В 1992 году был принят Закон о. иммиграции. Этнические казахи-иммигранты получили название оралманов. Закон РК от 13 декабря 1997 г. О миграции населения следующим образом определяет данное понятие: «оралманы - иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания». Родственниками оралмана на равных основаниях законом признаются:

·         дети (в том числе усыновленные), супруга (супруг) оралмана;

·         братья и сестры оралмана, а также его кровные родственники по восходящей линии и члены их семей;

·         внуки и правнуки оралмана;

·         члены семьи, образованной достигшими совершеннолетия детьми, внуками и правнуками оралмана.

Репатриация этнических казахов является одним из приоритетов государственной миграционной политики, заявленным Президентом страны Н. Назарбаевым в “Стратегии развития Казахстана-2030”. При этом политика возвращения и интеграции казахской диаспоры напрямую увязана с государственной миграционной политикой (http://www.continent.kz/2001/23/13.html).

Концепция миграционной политики Республики Казахстан, одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 г. N 1346, для решения вопросов переходного периода в качестве наиболее существенных приоритетов миграционной политики определяет всемерное содействие обустройству оралманов, их адаптации в местах заселения и интеграции в локальную социальную среду, психологической реабилитации лиц, переживших вооруженные конфликты.

При этом интеграция оралманов на новом месте предполагает:

·         создание необходимых условий и оказание помощи в реализации гарантируемых государством основных прав и свобод;

·         разработку и осуществление мероприятий по социальной поддержке, создание системы, позволяющей возвращать и реинвестировать затраченные на обустройство бюджетные средства, содействие в трудоустройстве и переподготовке безработных, поощрение предпринимательской инициативы, обеспечение реального доступа к системе социальной зашиты.

Концепция предусматривает увязывание программ помощи оралманам с программами социально-экономического развития регионов, что подразумевает:

·         учет интересов местного населения. Следует не допускать возникновения недовольства среди местного населения при оказании помощи оралманам, развитии инфраструктуры в районах их компактного расселения. При этом важно учитывать этническую, культурную, языковую и конфессиональную дистанции между прибывшими мигрантами и местным населением;

·         приемлемый для местных исполнительных органов и оралманов выбор места жительства;

·         информирование населения о проблемах адаптации и интеграции оралманов с широким использованием средств массовой информации.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2001 года N 1371
была утверждена отраслевая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы, предусматривающая систему мер по реализации миграционной политики, в частности в отношении оралманов.

Однако основным документом, регулирующим процесс репатриации и правовой статус переселенцев, является Закон РК от 13 декабря 1997 г. О миграции населения. В закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Наиболее существенные из них, впервые законодательно закрепившие целый ряд преференций для оралманов, были внесены в закон в ноябре 2001 г.(См. Приложение).

Так, для признания оралманами, в соответствии со ст. 14 закона, одним из совершеннолетних членов семьи лично или через уполномоченного представителя в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган подаются сответствующие ходатайства.

Рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса оралмана и включение семьи в квоту иммиграции оралманов, а также решения по данным вопросам принимаются территориальными службами уполномоченного органа в течение двух месяцев со дня регистрации.

Лицам, признанным оралманами, выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение оралмана является документом строгой отчетности и служит основанием для получения льгот и компенсаций, предусмотренных настоящим Законом.

Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан для иностранцев и лиц без гражданства.

Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, в соответствии с законом (ст.15) обязаны:

·         по получении направления в центр временного размещения отбыть туда в течение трех дней;

·         уведомить о месте проживания соответствующие территориальные службы миграции и пройти регистрацию в органах внутренних дел в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

·         соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения;

·         проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;

·         сообщать соответствующим миграционным службам сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства.

Статус оралмана прекращается после получения им гражданства Республики Казахстан.

Статья 29 закона предусматривает следующие льготы, компенсации и другие виды адресной помощи, предоставляемые оралманам:

·         оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии;

·         создание условий для изучения государственного и русского языков;

·         освобождение от службы в рядах Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

·         выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан;

·         предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты;

·         выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

·         реализацию прав восстановленных в гражданстве на компенсации, установленные Законом Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий";

·         освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в Республику Казахстан;

·         получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

·         предоставление государственной адресной помощи, предусмотренной для граждан Республики Казахстан.

Оралманам, прибывшим по квоте иммиграции, помимо перечисленных льгот и компенсаций, государство обеспечивает:

·         перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов;

·         бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества (в том числе скота);

·         выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Оралманы, не воспользовавшиеся льготами, предусмотренны мизаконом, в полном объеме сохраняют право на них и после приобретения гражданства Республики Казахстан.

Законом предусмотрено право органов местного государственного управления в соответствии с законодательством РК установливать льготы и компенсации оралманам, переселившимся в Республику Казахстан, вне квоты иммиграции оралманов.

Помимо базового законодательства, определившего правовые основы репатриации, за десять лет, в течение которых Казахстан осуществляет соответствующую миграционную политику, было принято значительное число подзаконных нормативных правовых актов как на государственном, так и на региональном уровне, регулирующих вопросы обустройства оралманов на новом месте жительства. Правительство РК обеспечивает бесплатную транспортировку, им выплачиваются пособия, приобретаются дома, решаются вопросы пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, обучения детей в школах и т. п. Однако, несмотря на предпринимаемые со стороны государства усилия, ситуация с репатриацией складывается весьма проблематично. Основной проблемой, помимо финансирования, с которой столкнулся Казахстан в ходе реализации программы возвращения соотечественников, явился вопрос их интеграции в казахстанское общество.

В настоящее время переселение оралманов в Казахстан осуществляется Агентством РК по миграции и демографии при непосредственном участии МИДа РК и его загранучреждений, в соответствии с ежегодной квотой.

Согласно закону о миграции населения, Президент Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан устанавливает квоту иммиграции оралманов на предстоящий год и (или) на перспективу для лиц, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с данным законом.

В нормативном правовом акте, устанавливающем квоту иммиграции оралманов, который обязателен для исполнения всеми организациями, независимо от форм собственности, и органами государственного управления, определяются предельное число семей с указанием стран, из которых они переселяются, мероприятия, необходимые для их приема, обустройства и адаптации, регионы, куда они должны переселиться, дифференцированные пособия и система льгот для оралманов.

Квотой предусматривается достаточно равномерное расселение репатриантов-переселенцев по территории республики с учетом этнодемографического и социально-экономического развития административных территорий, ситуации на рынке труда. Самая высокая квота иммиграции в республике ежегодно устанавливается для Мангистауской, Южно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Павлодарской, Алма-Атинской, Джамбулской областей.

На протяжении всего периода репатриации квота уменьшалась и в 2001 году по сравнению с 1993 годом сократилась в двадцать раз. Так, на 1993 год квота иммиграции составила 10 тысяч семей, 1994 год - 7 тысяч, 1995 год - 5 тысяч, 1996 год - 4 тысячи, 1997 год - 2,2 тысячи, 1998 год - 3 тысячи, 1999-2000 годы - по 500 семей, 2001 год - 600 семей.

Но квоты иммиграции казахских репатриантов редко выполнялись полностью в силу ряда причин, в первую очередь экономического характера. Реальный процесс характеризуется следующими цифрами: в 1993 году процент выполнения квоты составил 76,5%, в 1994 году - 51,5%, в 1995 году -66,6%, в 1996 году - 63,6%, в 1997 году - 56%, в 1998 году - 53,4%. По данным Агентства по миграции и демографии, большое количество семей пребывает сверх квоты, например, в 1999 году в Казахстан прибыло 2668 семей, из них 280 - по квоте, 2388 - сверх квоты; в 2000 году - 5490, 458 и 5032 семей соответственно. Квота иммиграции перекрывается за счет иммиграции из России и Центрально-Азиатских стран. Выполнение квоты составило в 1999 и 2000 годах 56% и 91,6% соответственно.

Переселенцы размещались в основном в сельской местности. Вновь приехавшим было довольно трудно освоиться в новых условиях. Как правило, климат в районах поселения оказался значительно более суровым, чем тот, в котором они ранее проживали. Например, иранские казахи, приехавшие в Чимкентскую область, были расселены в отдаленных хозяйствах Сузакского района, наименее развитого с точки зрения транспортной и социальной инфраструктуры. Не успев обустроиться, они оказались в бедственном положении во время холодной зимы 1994-1995 годов.

В связи с низкой квалификацией (прибывшие, как правило, были представителями мало- или неквалифицированного труда - скотники, шоферы, учителя начальных классов, воспитатели, механизаторы и т.д.) переселенцы в основном были заняты в животноводстве и полеводстве.

Женщины были заняты лишь на сезонных работах. Дети имели возможность получать образование в школах, в том числе на казахском языке. Однако контакты с родственниками были затруднены. Социально-психологическая адаптация протекала сложно. Сильно затруднило адаптацию казахов из-за рубежа использование местным населением русского языка, которого переселенцы не знали. Кроме того, монгольские казахи, проживавшие до переезда в основном в горной и предгорной местности и занимавшиеся животноводством, были носителями традиционных ценностей и выглядели "чужаками" в глазах местного населения, во многом утратившего национальные традиции. Это также затрудняло адаптацию репатриантов.

Положение переселенцев сильно осложнилось в середине 1990-х годов, когда началось реформирование структурных подразделений совхозов и колхозов. В процессе приватизации доля имущества каждого находилась в зависимости от стажа работы и других условий, что сразу поставило репатриантов в невыгодные условия. В то время переселенцы не имели устойчивого личного хозяйства и ничего не получили при разделе колхозного и совхозного имущества. Низкие заработки, задержка в их выплате, отсутствие работы привели к обнищанию значительной части переселенцев.

Высшее и незаконченное высшее образование из числа трудоспособных членов семей имеют 9,7%, в основном это переселенцы из ближнего зарубежья. Трудоустройство лиц с высшим образованием затруднено. Среднее специальное образование имеют 29%, общее среднее - 56%, не имеют начального - 5,3%.

Проблема этнических казахов из Монголии усугубляется тем, что в последние годы идет процесс их вторичного переселения, теперь уже по территории Казахстана - из северных в южные регионы, более близкие переселенцам по климатическим и иным условиям. Подобные самостоятельные перемещения приводят к большим нагрузкам на местные администрации и миграционные службы. Так, в частности, в Южно-Казахстанской области в 1993-1996 годах приходилось обустраивать и трудоустраивать до 1,5 тысяч переселенцев ежегодно. Процесс вторичного переселения внес элементы стихийности, усугубил нерегулируемость миграционных процессов в Казахстане.

Хроническая нерешенность проблем репатриантов привела к тому, что некоторые из них возвращаются в места своего прежнего проживания, поскольку переселение в Казахстан не оправдало их надежды на достойную жизнь. По официальным данным на 2000 год, 5 тысяч семей репатриантов до сих пор не имеют нормальных жилищных условий вследствие чего сотни семей возвратились в Монголию. В миграционном обмене с Россией во второй половине 1990-х годов сохранялось превышение числа выехавших этнических казахов над прибывшими в Казахстан

Если подвести промежуточные итоги политики репатриации за прошедшие 10 лет, то они будут весьма противоречивы. В Казахстан за эти годы приехало около 183 тысяч казахов, а уехало свыше 100 тысяч. В 1997 году согласно данным Агентства по статистике, число этнических казахов, выехавших из Казахстана, превысило число прибывших, что является беспрецедентным фактом в истории современного Казахстана. В этот же период страну покинули свыше трех миллионов человек, что нанесло миллиардный ущерб государству и обществу (См.: Садовская Е.Ю. Там же).

Анализ ситуации, сложившейся в Казахстане в результате реализации селективной миграционной политики, в основу которой положен этнический фактор, демонстрирует проблематичность подобного подхода к миграционным процессам. Осуществление этнической репатриации требует прежде всего огромных материальных и организационных затрат, которые окупаются в течение достаточно длительного времени. Опыт Казахстана как одного из постсоветских государств свидетельствует о том, что в отсутствие экономических ресурсов и устойчивых демократических традиций такая политика вряд ли способна принести позитивные результаты.




Закон Республики Казахстан от 13.12.1997 N 204-1 "О миграции населения"

(С изменениями, внесенными законами от 01.03.-1 г. №160 –II; от 10.11.01 г. №255 – II; от 24.12.01 г. № 276-II; от 27.03.02 № 313-II)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также созданиянеобходимых условий жизни на новом месте для оралманов.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) беженцы - иностранцы, которые в силу обоснованных опасениймогут стать жертвой преследований по политическим убеждениям,признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности,принадлежности к определенной социальной группе, вынужденынаходиться вне страны своей гражданской принадлежности и не могутпользоваться защитой своей страны или не желают пользоватьсязащитой вследствие таких опасений, или лица без гражданства,находящиеся вне страны своего прежнего обычного местожительства,которые не могут или не желают вернуться в нее вследствие этихопасений;

2) внутренняя миграция - постоянное или временное, а такжесезонное перемещение физических лиц внутри Республики Казахстан;

3) иммигранты - иностранцы или лица без гражданства,прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянногопроживания;

4) иммиграция - въезд иностранцев или лиц без гражданства в

Республику Казахстан для временного или постоянного проживания;

5) квота иммиграции - количественное ограничение иммигрантов,допускаемых ежегодно к переселению на территории РеспубликиКазахстан;

6) квота иммиграции оралманов - число семей оралманов,ежегодно допускаемых к переселению на территорию РеспубликиКазахстан, на которых распространяются льготы и компенсации всоответствии с настоящим Законом;

7) коллективная иммиграция - организованное переселение вРеспублику Казахстан;

8) мигранты - лица, въехавшие в Республику Казахстан ивыехавшие из Республики Казахстан, а также переселяющиеся внутриРеспублики Казахстан вне зависимости от причин и длительности;

9) миграция - постоянное или временное, добровольное иливынужденное перемещение физических лиц из одного государства вдругое, а также внутри государства;

10) незаконные иммигранты - иностранцы или лица безгражданства, въехавшие и пребывающие в Республике Казахстан снарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, выезда,пребывания, а также транзитного проезда через территориюРеспублики Казахстан;

11) оралманы - иностранцы или лица без гражданства казахскойнациональности, постоянно проживавшие на момент приобретениясуверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие вКазахстан с целью постоянного проживания;

12) репатриация - добровольное или вынужденное возвращениеграждан Республики Казахстан на свою родину;

13) семейная иммиграция - въезд в Республику Казахстан членаи членов семьи для соединения с теми членами их семьи, которые уже

проживают в Республике Казахстан; 14) трудовая миграция - временное перемещение физических лициз других государств Республику Казахстан и из РеспубликиКазахстан, а также внутри государства для осуществления трудовойдеятельности;

15) уполномоченный орган по вопросам миграции населения -центральный исполнительный орган, осуществляющий реализациюмиграционной политики и координирующий работу в области миграциинаселения (далее - уполномоченный орган);

16) центр временного размещения - место временного пребываниялиц и членов их семей, ходатайствующих о признании их оралманамина территории Республики Казахстан;

17) эмигранты - граждане Республики Казахстан, выезжающие вдругое государство для постоянного или временного проживания;

18) эмиграция - выезд граждан Республики Казахстан в другоегосударство постоянного или временного проживания.

Статья 2. Законодательство, регулирующее миграцию населения

Законодательство в области миграции основывается наКонституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона,иных нормативных правовых актов.

Статья 3. Основные принципы регулирования миграции населения

Регулирование миграции населения основывается на следующихпринципах:

- обеспечении закрепленных в Конституции Республики Казахстанправ человека на свободный выбор места проживания, свободу труда,свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда,свободу передвижения;

- недопустимости какой-либо дискриминации по мотивампроисхождения, социального, должностного и имущественногоположения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии,убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам; - обеспечении соответствия миграционного законодательстваРеспублики Казахстан международным нормам и рекомендациямМеждународной организации по миграции с учетом современногосоциально - экономического положения республики, ее историческогопрошлого и традиций, перспектив развития;

- всестороннем содействии переселению лиц казахскойнациональности в Республику Казахстан, организации их расселения,создании рабочих мест, социальном обеспечении и социальной помощиоралманам;

- упреждении стихийных и неупорядоченных процессов как внутристраны, так и за ее пределами на основе выработки социально -экономических стимулов в среднесрочных и долгосрочных программахдействий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции инаправлений миграционных потоков в связи с изменениямисоциально - экономической и общественно - политической ситуации; - участии соответствующих государственных органов ворганизации упорядочения процессов миграции;

- личном участии мигрантов в обустройстве на новом местепроживания при адресной государственной поддержке инициативы исамодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зонэкологического и стихийного бедствий;ъ

- сотрудничестве с другими странами, особенно принимающимииммигрантов, в области снижения незаконной миграции, в видеучебного образования, профессиональной подготовки, трудовоймиграции.

Статья 4. Субъекты миграции и их регистрация

Иммигрантам, переселяющимся в Республику Казахстан из другихгосударств, присваивается статус оралманов, беженцев, кромеслучаев, предусмотренных настоящим Законом.

Лица, переселяющиеся на законных основаниях из РеспубликиКазахстан в другие государства, приобретают статус эмигрантов. Кэмигрантам не относятся сотрудники дипломатическихпредставительств, консульских учреждений и представительствРеспублики Казахстан при международных организациях, гражданеРеспублики Казахстан, осуществляющие в зарубежных странахвременную трудовую деятельность, военнослужащие, выполняющиемиротворческий долг, а также лица, находящиеся на учебе, лечении,в туристической поездке, по приглашению организации и частных лици в служебной командировке в зарубежных странах.

Каждый субъект иммиграции на территории Республики Казахстанобязан зарегистрироваться в течение пяти календарных дней по местусвоего постоянного или временного проживания. Регистрациясубъектов иммиграции осуществляется по документам, удостоверяющимличность. Перечень документов, удостоверяющих личность, и порядокрегистрации устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Глава 2. Трудовая миграция

Статья 5. Порядок осуществления трудовой миграции

Трудовая деятельность иностранцев и лиц без гражданства натерритории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан заграницей осуществляется в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан.

При регулировании трудовой миграции приоритетное значениеимеет защита внутреннего рынка труда. При этом не допускаетсявыселение трудящихся - мигрантов, законно допущенных на территориюРеспублики Казахстан в связи с положением на рынке труда. Не рассматривается в качестве трудовой миграции трудоваядеятельность иностранцев и лиц без гражданства в случаях,предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.

Статья 6. Осуществление трудовой деятельности гражданами Республики Казахстан за границей

Граждане Республики Казахстан, кроме лиц, находящихся навоинской службе, имеют право на трудовую деятельность за границей. Ограничение выезда граждан Республики Казахстан за границу сцелью осуществления трудовой деятельности допускается в случаях,предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 7. Условия пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан по трудовой миграции

Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в РеспубликуКазахстан в порядке трудовой миграции, не связанной с переменойгражданства, должны иметь постоянное место жительства за пределамиРеспублики Казахстан, если межгосударственными соглашениями неустановлен иной порядок.

Иностранцы и лица без гражданства, въехавшие в РеспубликуКазахстан и осуществляющие трудовую деятельность безсоответствующего разрешения уполномоченного органа, еслимежгосударственными соглашениями не установлен иной порядок,подлежат выдворению из Республики Казахстан органами внутреннихдел в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 8. Осуществление трудовой деятельности гражданами государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Республики Казахстан

Трудовая деятельность граждан государств - участниковСодружества Независимых Государств на территории РеспубликиКазахстан осуществляется в соответствии с настоящим Законом идоговорами, заключенными между этими государствами как надвусторонней, так и многосторонней основе.

Глава 3. Иммиграция

Статья 9. Установление квоты иммиграции оралманов

Президент Республики Казахстан по представлению ПравительстваРеспублики Казахстан устанавливает квоту иммиграции оралманов напредстоящий год и (или) на перспективу для лиц, на которыхраспространяются льготы и компенсации в соответствии с настоящимЗаконом.

В нормативном правовом акте, устанавливающем квотуиммиграции оралманов, который обязателен для исполнения всемиорганизациями, независимо от форм собственности, и органамигосударственного управления, определяются предельное число семей суказанием стран, из которых они переселяются, мероприятия,необходимые для их приема, обустройства и адаптации, регионы, кудаони должны переселиться, дифференцированные пособия и системальгот для оралманов.

Внесение изменений и дополнений в квоту иммиграции оралмановявляется прерогативой Президента Республики Казахстан.

Статья 10. Права и обязанности иммигрантов

Иммигранты, получившие вид на жительство, пользуются вРеспублике Казахстан всеми правами и свободами, а также несутобязанности наравне с гражданами Республики Казахстан, если иноене предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 11. Лица, не являющиеся иммигрантами

Иммигрантами не являются иностранцы и лица без гражданства,находящиеся на территории Республики Казахстан, если они:

1) состоят на воинской службе в частях, расположенных натерритории Республики Казахстан;

2) входят в состав дипломатических миссий и международныхорганизаций;

3) находятся на учебе или на производственной практике вРеспублике Казахстан;

4) осуществляют трудовую деятельность на территорииРеспублики Казахстан;

5) осуществляют профессиональную деятельность в религиозныхобъединениях, официально зарегистрированных в РеспубликеКазахстан;

6) являются представителями, иностранных средств массовойинформации, радио и телевидения, аккредитованных в РеспубликеКазахстан;

7) прибыли в Республику Казахстан с целью оказанияблаготворительной и гуманитарной помощи, в качестве туристов и дляосуществления деловых встреч;

8) являются членами экипажей морских и речных судов,воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Правительством Республики Казахстан могут устанавливаться идругие случаи, когда иностранные граждане и лица без гражданства,находящиеся на территории Республики Казахстан, не признаютсяиммигрантами.

Правовой статус лиц, указанных в части первой настоящейстатьи, определяется законодательством Республики Казахстан имеждународными договорами Республики Казахстан.

Статья 13. Финансовое обеспечение миграционных мероприятий

Финансовое обеспечение миграционных мероприятийосуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели вреспубликанском бюджете, а также добровольных отчисленийорганизаций, в том числе иностранных, пожертвований частных лиц.

Статья 14. Порядок обращения, рассмотрения и признания лиц оралманами

Ходатайства лиц о признании оралманами подаются одним изсовершеннолетних членов семьи лично или через уполномоченногопредставителя в дипломатические представительства, консульскиеучреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченныйорган.

Рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса оралмана ивключение семьи в квоту иммиграции оралманов, а также решения поданным вопросам принимаются территориальными службамиуполномоченного органа в течение двух месяцев со дня регистрации. Лицам, признанным оралманами, выдается удостоверениеустановленного образца. Удостоверение оралмана является документомстрогой отчетности и служит основанием для получения льгот икомпенсаций, предусмотренных настоящим Законом.

Решения территориальных служб могут быть обжалованы ввышестоящем уполномоченном органе или в суде в порядке,установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 15. Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством о признании их оралманами

Лица, подавшие ходатайство в дипломатическиепредставительства, консульские учреждения Республики Казахстан зарубежом или в уполномоченный орган о признании их оралманами иприбывшие на территорию Республики Казахстан, пользуются правами инесут обязанности в порядке, установленном законодательствомРеспублики Казахстан для иностранцев и лиц без гражданства.

Условия проживания лиц, обратившихся с ходатайством опризнании их оралманами, в центрах временного размещенияопределяются Правительством Республики Казахстан.

Лица, подавшие ходатайство в дипломатическиепредставительства или консульские учреждения Республики Казахстанза рубежом о признании их оралманами и прибывшие на территориюРеспублики Казахстан, обязаны:

по получении направления в центр временного размещения отбытьтуда в течение трех дней;

уведомить о месте проживания соответствующие территориальныеслужбы миграции и пройти регистрацию в органах внутренних дел впорядке, установленном законодательством Республики Казахстан; соблюдать установленный порядок проживания в центревременного размещения;

проходить медицинские осмотры по требованию органовздравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнятьпредписания органов здравоохранения;

сообщать соответствующим миграционным службам сведения,необходимые для рассмотрения ходатайства.

Статус оралмана прекращается после получения им гражданстваРеспублики Казахстан.

Статья 18. Ответственность должностных лиц за прием на работу незаконных иммигрантов

Умышленные действия руководителей организаций, независимо отформ собственности, по приему иммигрантов, прибывших на территориюРеспублики Казахстан незаконно, на работу, а также совершениедолжностными лицами с их участием нотариальных или каких-либоюридических действий влекут ответственность, установленнуюзаконодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Виды иммиграции. Порядок въезда иммигрантов. Виды на жительство

Статья 19. Семейная иммиграция

Лицами, составляющими семью иммигранта, являются супруг(супруга), их родители и находящиеся на его (ее) иждивении (дети,в том числе по усыновлению (удочерению), а такженесовершеннолетние братья, сестры, не имеющие родителей илиопекунов, обязанных содержать их по месту прежнего проживания. Переселение в Республику Казахстан детей довосемнадцатилетнего возраста решается по согласию их родителей иусыновителей (опекунов или попечителей). При этом на детей ввозрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предъявляетсянотариально заверенное их согласие. В отношении подростков ввозрасте до восемнадцати лет, которые не образуют самостоятельнойсемьи, но переселяются в Республику Казахстан отдельно отродителей (опекунов или попечителей), требуется в письменноеофициально заверенное согласие их родителей (опекунов илипопечителей).

Статья 20. Коллективная иммиграция

Коллективная иммиграция осуществляется в соответствии срешением Правительства Республики Казахстан об организованномпереселении лиц, изъявивших желание в коллективном порядкевернуться на историческую родину.

Статья 21. Порядок въезда иммигрантов в Республику Казахстан Порядок оформления въезда иммигрантов на территориюРеспублики Казахстан определяется Правительством РеспубликиКазахстан.

Статья 22. Основания для отказа иностранцу и лицу без гражданства во въезде в Республику Казахстан

Иностранцу и лицу без гражданства может быть отказано вовъезде в Республику Казахстан в интересах обеспечениягосударственной безопасности, охраны общественного порядка издоровья населения Республики Казахстан.

Въезд в Республику Казахстан иностранцу и лицу безгражданства может быть не разрешен в случаях:

1) если он совершил преступление против мира и безопасностичеловечества;

2) если он разжигает межгосударственную, межнациональную ирелигиозную вражду;

3) если он сознательно выступает против суверенитета инезависимости Республики Казахстан, призывает к нарушению единстваи целостности ее территории;

4) если он осужден за террористическую деятельность либоимеет судимость за ранее совершенное тяжкое или особо тяжкоепреступление;

5) если он при возбуждении ходатайства о въезде сообщил осебе ложные сведения или не представил необходимые документы;

6) если он ранее выдворялся из Республики Казахстан;

7) если во время предыдущего пребывания в Республике

Казахстан были установлены факты нарушения им законодательства оправовом положении иностранцев и лиц без гражданства в РеспубликеКазахстан, таможенного, валютного или иного законодательстваРеспублики Казахстан;

8) если это необходимо для защиты прав и законных интересовграждан Республики Казахстан и других лиц.

Статья 23. Документы на право постоянного проживания иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан

Иностранцам, получившим разрешение органов внутренних дел напостоянное проживание в Республике Казахстан, выдается вид нажительство иностранца в Республике Казахстан, а лицам безгражданства - удостоверение лица без гражданства.Порядок выдачи иностранцу вида на жительство в РеспубликеКазахстан и удостоверения лица без гражданства определяетсяПравительством Республики Казахстан.

Статья 24. Основание для отказа в выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан иностранцу или лицу без гражданства

В выдаче разрешения на постоянное проживание в РеспубликеКазахстан иностранцу и лицу без гражданства может быть отказано:

1) заведомо незаконным иммигрантам, а также иммигрантам,преследуемым за совершение преступлений по законодательствамстран, выходцам из которых они являются;

2) лицам, освободившимся из мест лишения свободы, постоянноеместо жительства которых до совершения преступления было запределами Республики Казахстан;

3) лицам, совершившим преступления против человечества;

4) лицам, за исключением оралманов, не представившимподтверждение своей платежеспособности на период пребывания вРеспублике Казахстан в порядке, определяемом ПравительствомРеспублики Казахстан;

5) лицам, имеющим заболевание, которое может стать причинойэпидемии на территории Республики Казахстан в соответствии сзаключением органов здравоохранения и других уполномоченныхорганов Республики Казахстан;

6) лицам, нарушившим законодательство о правовом положениииностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан, наосновании мотивированного решения уполномоченного органа, органоввнутренних дел и Комитета национальной безопасности в порядке,установленном Правительством Республики Казахстан.

Отказ в выдаче вида на жительство и удостоверения лица безгражданства может быть обжалован в порядке, установленномзаконодательством Республики Казахстан.

Статья 25. Предоставление политического убежища

Удовлетворение или отклонение ходатайства о предоставленииРеспубликой Казахстан политического убежища иностранцам и лицамбез гражданства, в каждом конкретном случае производитсяПрезидентом Республики Казахстан.

Статья 27. Лица, являющиеся родственниками оралмана

Родственниками оралмана на равных основаниях признаются:

дети (в том числе усыновленные), супруга (супруг) оралмана;

братья и сестры оралмана, а также его кровные родственники повосходящей линии и члены их семей;

внуки и правнуки оралмана;

члены семьи, образованной достигшими совершеннолетия детьми,внуками и правнуками оралмана.

Статья 29. Льготы, компенсации и другие виды адресной помощи, предоставляемые оралманам

1. Государство создает льготные условия для переселения вРеспублику Казахстан и обеспечивает оралманам:

оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и восвоении новой профессии;

создание условий для изучения государственного и русскогоязыков;

освобождение от службы в рядах Вооруженных Сил в порядке,установленном законодательством Республики Казахстан;

выделение квоты для поступления в организации среднегопрофессионального и высшего профессионального образования вколичестве, определяемом Правительством Республики Казахстан;

предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольныхорганизациях, а также учреждениях социальной защиты;

выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан или международными договорами,ратифицированными Республикой Казахстан;

реализацию прав восстановленных в гражданстве на компенсации,установленные Законом Республики Казахстан "О реабилитации жертвмассовых политических репрессий";

освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд вРеспублику Казахстан;

получение бесплатно гарантированного объема медицинскойпомощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

предоставление государственной адресной помощи,предусмотренной для граждан Республики Казахстан.

2. Оралманам, прибывшим по квоте иммиграции, кроме льгот икомпенсаций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи,государство обеспечивает:

перемещение через границу без взимания таможенных платежей иналогов;

бесплатный проезд к постоянному месту жительства и провозимущества (в том числе скота);

выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия ивыплаты единовременных пособий в порядке, установленномПравительством Республики Казахстан.

3. Порядок выделения земельных участков, натурных грантов наиндивидуальное строительство жилья, преференций оралманам приинвестировании и создании ими производств в различных отрасляхэкономики определяется правительством Республики Казахстан всоответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Оралманы, не воспользовавшиеся льготами, предусмотренныминастоящей статьей, в полном объеме сохраняют право на них и послеприобретения гражданства Республики Казахстан.

5. Органы местного государственного управления могут всоответствии с законодательством Республики Казахстан установитьльготы и компенсации оралманам, переселившимся в РеспубликуКазахстан вне "квоты иммиграции оралманов.

Статья 29-1. Выдворение за пределы Республики Казахстан

Выдворение иммигрантов за пределы Республики Казахстаносуществляется в случаях и порядке, определяемых законодательствомРеспублики Казахстан о правовом положении иностранцев и лиц безгражданства.

Глава 5. Эмиграция

Статья 30. Порядок оформления выезда эмигрантов

Порядок оформления выезда эмигрантов определяетсяПравительством Республики Казахстан.

Статья 31. Финансирование выезда из Республики Казахстан граждан Республики Казахстан

Финансирование расходов, связанных с выездом из РеспубликиКазахстан граждан Республики Казахстан на постоянное местожительства в другие государства, осуществляется за счетсобственных средств эмигрантов, а также может осуществляться издругих источников, если это не противоречит законодательствуРеспублики Казахстан.

Граждане Республики Казахстан, выезжающие из РеспубликиКазахстан на постоянное место жительства в другие государства,вправе вывозить за свой счет принадлежащие им и членам их семей направе собственности имущество и приравненные к ним имущественныеблага в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Вывоз гражданами предметов, представляющих культурную,историческую или иную ценность, для государства, за пределыРеспублики Казахстан регулируется соответствующимзаконодательством Республики Казахстан и межгосударственнымидоговорами.

Права лиц, выехавших из Республики Казахстан на постоянноежительство в другие государства, на имущество, находящееся натерритории Республики Казахстан, определяются законодательствомРеспублики Казахстан.

Статья 32. Основания для отказа в выезде из Республики Казахстан

Гражданину Республики Казахстан в соответствии сзаконодательством может быть отказано в выезде из РеспубликиКазахстан в случаях, если он:

1) обладает сведениями, составляющими государственную и инуюохраняемую законом тайну, до прекращения действия данныхобстоятельств;

2) задержан по подозрению в совершении преступления либопривлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делуили вступления в законную силу приговора суда;

3) осужден за совершение преступления - до отбытия наказанияили освобождения от наказания;

4) уклоняется от исполнений обязательств, возложенных на негосудом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласиясторонами;

5) проходит действительную срочную воинскую службу - дозавершения прохождения этой службы или до освобождения от нее всоответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлениидокументов для выезда из Республики Казахстан - до решениявопроса, но не более одного месяца, органом, оформляющим такиедокументы;

7) является ответчиком в гражданском судопроизводстве - довынесения решения по делу или вступления в законную силу решениясуда.

Правительство Республики Казахстан по представлениюМинистерства иностранных дел вправе вводить временно ограничениевыезда граждан Республики Казахстан а другую страну в случаях,когда там сложилась чрезвычайная ситуация, в результате которойможет возникнуть угроза безопасности граждан Республики Казахстанпри условии их выезда в данную страну.

Глава 6. Управление миграционными процессами

Статья 33. Уполномоченный орган по управлению миграционными процессами Управление миграционными процессами в Республике Казахстаносуществляется центральным исполнительным органом, полномочиякоторого устанавливаются в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан.

Статья 34. Права и обязанности уполномоченного органа

Уполномоченный орган имеет право:

1) заключать по поручению Правительства Республики Казахстансоглашения с правительственными органами, ведомствами,предприятиями, учреждениями, организациями других государств повопросам добровольного переселения в Республику Казахстансоотечественников, вынужденно или добровольно покинувших в своевремя территорию Республики Казахстан;

2) координировать в Республике Казахстан работы по вопросаммиграции;

3) принимать решения по жалобам об отказе территориальнымислужбами уполномоченного органа в предоставлении статуса оралманаи включения в квоту иммиграции оралманов.

Уполномоченный орган в пределах своей компетенции обязан:

1) анализировать и прогнозировать миграционные процессы встране и информировать об этом Правительство Республики Казахстани местные исполнительные органы;

2) вырабатывать предложения о мерах по регулированию миграциинаселения;

3) вносить на рассмотрение Правительства Республики Казахстанпредложения по формированию квоты иммиграции оралманов;

4) организовывать в пределах утвержденной квоты иммиграцииоралманов их переселение, прием и обустройство;

5) разрабатывать и осуществлять реализацию программныхмероприятий и нормативных актов по проблемам миграции;

6) осуществлять регистрацию, учет прибывших оралманов, атакже выплату им дифференцированных пособий и льгот в порядке,установленном Правительством Республики Казахстан.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 36. Порядок оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства

Лица, признанные оралманами, освобождаются от оплаты расходов, которые несут государственные органы при рассмотренииходатайства на всех его стадиях.

Статья 37. Основания ответственности за правонарушения

Иммигранты, совершившие преступления, административные илииные правонарушения на территории Республики Казахстан, подлежатответственности на общих основаниях с гражданами РеспубликиКазахстан, за исключением случаев, установленных международнымидоговорами Республики Казахстан, ратифицированными РеспубликойКазахстан.

Статья 38. Международные договоры о миграции населения

Международные договоры, ратифицированные. РеспубликойКазахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяютсянепосредственно, кроме случаев, когда из международного договораследует, что для его применения требуется издание закона. Если международным договором, ратифицированным РеспубликойКазахстан, установлены иные правила миграции, чем те, которыесодержатся в настоящем Законе, применяются правила международногодоговора.

Статья 39. Разрешение споров

Споры по вопросам миграции разрешаются в порядке,установленном настоящим Законом, и в судебном порядке.

Статья 40. Ответственность за незаконный въезд на территорию Республики Казахстан и за незаконный выезд из Республики Казахстан

Ответственность за незаконный въезд иностранцев и лиц безгражданства на территорию Республики Казахстан или за незаконныйвыезд граждан Республики Казахстан из Республики Казахстанопределяется законодательством Республики Казахстан.

Статья 41. Внутренняя миграция

Порядок и условия регулирования отношений в областивнутренней миграции населения осуществляются в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ