Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №188(01.04.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
СОДРУЖЕСТВО НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПУТИ К ПРИЗНАНИЮ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Самоорганизация  Общественные объединения соотечественников



Организационные проблемы русских общин в Центральной Азии

Выступление доктора исторических наук, профессора Киргизско-Российского Славянского университета, президента Центральноазиатского Института русской диаспоры, члена Координационного совета организаций российских соотечественников Киргизии Александра Алексеевича Князева на круглом столе "Современная русская идентичность в России и за рубежом", состоявшегося 28 февраля 2008 г. в Москве.

15.03.2008, http://www.ia-centr.ru

Александр Князев

Существующая тенденция к сокращению русского мира в странах центральноазиатского региона обусловлена как причинами естественного, объективного характера, так и некоторыми искусственно создаваемыми факторами. Естественное сжатие русского общественно-политического, культурно-образовательного и информационного пространства связано с распадом социально-экономической среды существования русского населения (развал научно-промышленного сектора), с процессами самоопределения титульных народов региона, резким уменьшением численности русскоязычного населения и миграционными процессами.

Вместе с тем на протяжении всего постсоветского времени, а в отдельных случаях и в поздний советский период, можно наблюдать и искусственное вытеснение представителей русского этноса практически из всех ключевых сфер общественной жизни во всех без исключения странах Центральной Азии. Актуализировавшиеся в настоящее время задачи сохранения русскоориентированного центральноазиатского пространства как части общего культурного, гуманитарного пространства стран региона, обуславливает необходимость критически оценить состояние и перспективы русского мира в регионе.

Другими словами, сегодня актуальной является задача исследования того, что может быть названо русской общностью (или русской общиной) центральноазиатского региона. Попутно необходимо отметить неуместность применения к данной общности понятия "диаспора", практикуемого многими авторами. Диаспора, как известно, это устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности. Положение российских соотечественников в республиках бывшего СССР не может быть описано с помощью концепции диаспоры. Диаспора - это община, проживающая на территории, исторически не принадлежащей народу, частью которого она является. Русские, проживающие за рубежами России, но в пределах границ СССР, находятся на территории, исторически им принадлежащей и веками находившейся в составе империи. Эти русские не эмигрировали за пределы своего государства, это государство не по их воле вдруг неожиданно уменьшилось и они оказались за границами собственно России. Это в абсолютно той же степени относится и к узбекам, да и ко всем остальным. Более точным представляется определение французской исследовательницы этой проблематики Марлен Ларюэль. По ее мнению, та или иная этническая община может быть названа "диаспорой", если выполнены следующие условия: 1) общность этнического самосознания, 2) объединение общины в рамках определенной общественной и экономической организационной формы, 3) особая связь со страной, рассматриваемой в качестве "родины, отечества". В случае с русскими в постсоветских странах упомянутые элементы частично или совсем отсутствуют: например, ощущение этнического единства развито у активистов, однако чаще всего отсутствует у большинства русских. Наши соотечественники - явление уникальное. Часто встречаются попытки сравнивать положение русских в бывшем СССР с положением представителей бывших метрополий в колониях после распада колониальных империй - Великобритании, в первую очередь. Но это принципиально неверный подход. Среднюю Азию Россия, по большому счету, не завоевывала. Русские, живущие здесь, никогда не чувствовали себя временщиками, колонистами, и, по сути, не были ими, любая из бывших союзных республик была для них частью большой Родины, а в некоторых случаях, как, например, в Северном Казахстане, на Украине, - и как территорию своего исторического расселения. И для них эта территория была и остается их Родиной.

Общий анализ сегодняшнего состояния этой общности позволяет выделить ряд характеристик, в той или иной степени свойственных русским общинам всех стран центральноазиатского региона, хотя ключевым примером берется в основном Киргизия.

Первой из них является пресловутая разрозненность, практически полное отсутствие любых вертикальных связей между различными социальными категориями. Понятно, что эта общность не может быть - просто по факту - неким корпоративным сообществом, это может быть только не очень жестко структурированный союз разнообразных корпораций. Но выживет и станет полноценной та общность, которой удастся соединить интересы различных социальных групп, в нее входящих. Прежде всего, как наиболее важные в качестве идентификационных, - это интересы тех, кто является хранителем этнокультурного наследия. Это, без сомнения, остатки интеллигенции. Во-вторых, это те, кто обеспечивает экономическую основу выживания общины, включая и создание рабочих мест для соотечественников. И, в-третьих, это те, кто создает общественно-политические условия для сохранения этнической общины. Это могут быть партийные группы, депутаты в местных представительных органах и так далее.

Пока в странах региона отдельно существует русское сельское население, своими интересами и мотивациями живет городская русская интеллигенция, точно так же, изолируясь от других групп соотечественников, в Киргизии, например, существует значительный слой русских, занятых в сфере торговли, малого и частично среднего бизнеса. Абсолютно уникальной, хотя и весьма малочисленной, категорией является русская номенклатура. И в этом плане очень показателен пример той же Киргизии, где в постсоветский период можно увидеть не так уж и мало русских на весьма высоких государственных должностях. Это обстоятельство не имеет ни малейшего отношения к собственно русским в республике. Участие отдельных представителей в структурах власти, скорее исключение, а не правило, и по сути - это попытки создать иллюзию того, что политическая жизнь республики имеет полиэтнический характер. В этом контексте любопытно выглядит уже устоявшийся феномен "русского премьера" в Киргизии, образ, активно эксплуатируемый в СМИ как некий знак прорусскости и пророссийскости киргизского руководства, но в реальности таковым отнюдь не являющийся.

Другая важная характеристика - отсутствие связей между существующими организациями российских соотечественников и собственно соотечественниками. Это утверждение в малой степени распространяется на организации нерусских этнических общностей, относимых к россиянам - татарам и башкирам, представителям народов Северного Кавказа, и другим, относимым к категории "этнических россиян". Но, скажем, в Киргизии проявляют себя около двух десятков организаций российских соотечественников, это минимум. Каждая из них распространяет свою активность в лучшем случае на одну-две-три тысячи человек - при самых оптимистических расчетах. В большинстве же случаев численность задействованных в этой активности людей исчисляется не более как сотнями. Все эти организации не оказывают какого-то заметного влияния на ежедневную жизнь людей, и люди в основной своей массе просто не знают о них. Люди существуют, объединяются или эмигрируют в рамках личных, семейных или профессиональных связей. Нельзя отнести к диаспоре любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего стимула, потребности к самосохранению, что, в свою очередь, предполагает соответствующие организационные формы реализации этой потребности. Этих организационных форм нет, а существующие являются скорее имитацией, обеспечивающей необходимый социальный статус активистам, большинство из которых составляет группу так называемых "профессиональных соотечественников", рекрутируемых по стечению ряда обстоятельств преимущественно из числа социальных неудачников.

Парадоксально, но вся работа с российскими соотечественниками, ведущаяся по линии МИД РФ (прежде всего, это, конечно, касается посольств), сконцентрирована именно на юридически оформленных организациях, то есть, является по существу сугубо формальной. Получается, что эта работа, заметно активизировавшаяся в последние годы, затрагивает лишь очень малую часть русской общины, а также отдельные институты, каковым, например, в Киргизии является Киргизско-Российский Славянский университет.

Одной из причин происходящего, вне всякого сомнения, необходимо считать неизученность русской общины, отсутствие сколько-нибудь научной, объективной картины этого явления - демографической, социологической и других. Все имеющиеся оценки, к которым нередко апеллируют те или иные субъекты этой сферы (организации соотечественников, представители посольств и местных госструктур) в подавляющем большинстве случаев умозрительны, основаны на непрезентативной подборке фактов, не учитывают динамики происходящих изменений. Это обстоятельство, кстати, в определенной мере лежит и в основе тех недостатков, которые испытывает в своей реализации - при всем энтузиазме работников представительств ФМС РФ - программа содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При том, что интересы разных групп русских, проживающих в Средней Азии достаточно разнообразны, вовлечение их в эту программу тоже должно быть дифференцированным, но картины этого разнообразия попросту нет.

Не учет обозначенных и ряда других факторов существования русских общин в странах центральноазиатского региона создает условия для дальнейшего усиления этнократического давления на нетитульное население республик региона в целом, и на русских в частности. В этой ситуации странным выглядит то обстоятельство, что Россия продолжает отказываться от какого-либо увязывания своей политики по отношению к конкретной стране с положением российских соотечественников в этой стране. Использование возможностей диаспор и родственных этнических групп для лоббирования тех или иных интересов страны является нормальной политической практикой современного мира. Столь же нормальной, хотя и менее распространенной, является практика защиты прав этнических соотечественников, проживающих на территории другой страны. У России, имеющей огромное количество жизненно важных для нее интересов на постсоветском пространстве, нет никаких причин к тому, чтобы не использовать эти возможности. Пока же российские соотечественники, помимо иного, - это не используемый Россией ресурс в диалоге со своими постсоветскими партнерами.




Святая вода для бесов

 Как мы уже информировали,    1 марта в Северодонецке состоялся долгожданный съезд депутатов всех уровней. Более чем внушительной делегацией была представлена Харьковская область. В числе делегатов-харьковчан в работе съезда принял участие депутат Харьковского областного совета, Председатель его контрольной комиссии по вопросам содействия нормам европейского законодательства Владимир Алексеев.

6.03.2008, http://www.rdu.org.ua

Беседу вёл Константин Долгов

- Владимир Геннадьевич, был ли смысл в проведении Северодонецкого съезда?

- Был не только смысл, но и острая потребность в таком съезде. Как и три с лишним года назад, Украина вновь падает в пучину беззакония, вседозволенности и правового нигилизма. Вновь под угрозой оказались конституционные права граждан, межнациональное согласие и само существование Украины как государства. Я говорю не только о пресловутом НАТОвском «письме трех», но и о том гуманитарном беспределе, который творят сейчас т.н. «демократические силы».

Три с лишним года назад съезд в Северодонецке оказался холодным душем для тех «революционеров» которые изгоняли губернаторов, переподчиняли себе органы МВД, присягали неизбранному Президенту и одновременно вешали на своих оппонентов ярлыки «сепаратистов». Они всегда были уверены, что проиграв политически, можно добиться своего нахрапом, криком и силой. Проиграли президентские выборы – организовали майдан и выбили себе третий тур. Проиграли парламентские выборы – развалили Парламент и добились досрочных выборов. Еще раньше, добиваясь своего, подгоняли бензовозы к Верховной Раде…

Первый Северодонецкий съезд остудил горячие оранжевые головы, предотвратив тогда перерастание лжедемократического правового нигилизма в силовое противостояние. И тот же съезд показал, что методика т.н. «национал-демократов» по выбиванию «своего» любой ценой уже не безотказна. Лопнула «демократическая технология» подавления противников за счет нагнетания ситуации, крика, угроз силового противостояния и одновременного запугивания расколом государства. Потому-то одно только слово «Северодонецк» вызывает у наших, с позволения сказать, «демократических сил» истерические реакции, действуя на них подобно тому, как на бесов действует святая вода.

- Удачное сравнение…

- Вы помните, какая истерика была, когда объявили об этом гуманитарном съезде? Мы еще не собрались, еще ничего не сказали, даже повестку дня не объявили – но какой вой стоял! Крики о сепаратизме, требования «запретить!», вал доносов в «органы» – все это продемонстрировали наши национал -с позволения сказать- демократы. Потому что они боятся нас. Они боятся собственного народа. Они боятся, что мы не только скажем вслух о тех гуманитарных безобразиях, которые они творят, о попрании Конституции, о глумлении над законами Украины, о массовых нарушениях прав человека, которые сейчас их стараниями происходят в Украине, но и сможем остановить это безобразие.

- В последнее время власть начала активное наступление на русский язык, которое, впрочем, продолжается уже не один десяток лет…

- Вы правы. В Украине сейчас резко активизировалась политика дискриминации русского языка, его выдавливания из всех сфер общественной жизни и попрания прав граждан Украины, для которых он является родным. В нарушение Конституции и Законов Украины фактически прекращено исполнение нормы закона об обязательном изучении русского языка в школах, о его использовании в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Введен запрет на демонстрацию в кинопрокате фильмов на русском языке, законодательно запрещено использование русского языка в судопроизводстве, в рекламной деятельности, он планомерно выдавливается из системы высшего образования, из телерадиопространства. Русский язык, родной для половины населения Украины, глумливо объявляется иностранным. Уже около полусотни законов Украины оснащены нормами, направленными на дискриминацию носителей русского, других языков национальных меньшинств Украины. И при этом те, кто творят эти мерзости, нас же фарисейски вопрошают: кто вам запрещает? Покажите, где запреты? А они вот, у всех на виду – в полусотне законов, в которые русофобствующие политики внесли запреты на использование не только русского, но и других региональных языков, в бесчисленном количестве нормативно-правовых актов, в которых заложены такие же ограничения. Эти же запреты – в решениях Конституционного Суда, который тоже подключился к кампании по искоренению русского, других языков национальных меньшинств Украины.

Особенно агрессивно эта политика проводится в последнее время, когда к власти пришла так называемая «демократическая коалиция». Государство, которое создается и содержится гражданами для обеспечения их потребностей и защиты их прав, превращено в инструмент навязывания гражданам националистических и ксенофобских взглядов кучки политиков. Это их усилиями проводится и всегда проводилась неприкрытая политика ассимиляции русскоязычных граждан, переходящая в этноцид, вследствие чего число этнических русских в Украине за период только 90-х годов сократилось более чем на 3 миллиона человек.

Ускоренными темпами закрываются школы с русским языком обучения, и это нарушает права сотен тысяч и миллионов человек. Например, в Харьковской области 44,3% населения считают своим родным языком русский, но обучаться на нем могут менее 28% учащихся. Еще боле напряженная ситуация сложилась в городе Харькове: если русский язык признали родным 65,9% харьковчан, то число школ с русским языком обучения составляет только 27,8%.

Вместо приобщения граждан к лучшим образцам украинского культурного наследия, воспитания толерантного и бережного отношения к творениям корифеев украинской культуры проводится вызывающе грубая и оскорбительная «дерусификация», как правило, с применением административно-полицейских мер.

- Ющенко сотоварищи привыкли во всем кивать на Европу. Но в данном случае они почему-то помалкивают…

- Наши «демократические силы» не останавливаются перед открытым противодействием европейским правовым нормам, которые государство Украина торжественно обязалось соблюдать, вступая в Совет Европы. Реализация вступившей в силу Европейской хартии региональных языков жестко пресекается в Украине, вплоть до судебного преследования прокуратурой тех местных советов, которые пытаются на практике реализовать нормы Закона Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков».

Юридически безупречное решение Харьковского облсовета по региональному статусу русского языка было опротестовано прокуратурой, а с ее подачи – приостановлено судом. Но после восьмимесячных судебных баталий мы смогли отстоять свое решение. Три суда – один в Харькове и два в Киеве подтвердили нашу правоту. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но сколько времени и сил пришлось потратить, чтобы в борьбе с русофобами отстоять свое право выполнять законы нашего государства!

Харьковский облсовет, отстояв в судах свое решение по региональному статусу русского языка, на его основе разработал и принял на своей сессии Программу развития и использования русского языка в области. И предусмотрел выделение из областного бюджета средств для ее реализации. В том числе, чтобы устранить те диспропорции в школьном образовании, о которых я только что говорил в своем выступлении. А заодно мы проинформировали Генерального секретаря Совета Европы о препятствиях, которые мешают реализации в Украине Европейской хартии региональных языков.

Пользуясь случаем, предлагаю всем желающим воспользоваться нашим опытом. Депутаты Харьковского областного совета открыты для сотрудничества и готовы поделиться своими наработками.

К сожалению, у нас появилась возможность приумножить этот опыт. Как стало мне известно, правительство Тимошенко предпринимает шаги по ликвидации тех решений местных советов по региональному статусу русского языка, которые удалось отстоять в судах. В частности, принято решение апелляционно оспорить решение Харьковского облсовета, которое уж второй год (!) как вступило в силу. Думаю, мы становимся свидетелями еще одного «украинского прорыва» - на сей раз в области юриспруденции.

И, коль я затронул недавнюю историю, то хотел бы еще осветить еще один из фактов нашего недавнего прошлого. У меня в руках интересный документ из харьковского архива: приказ обер-бургомистра Харькова Крамаренко, датированный 9 марта 1942 года. Господин бургомистр запрещает служащим в рабочее время в учреждениях говорить по-русски. Разве не нечто подобное мы наблюдаем сейчас? Но давайте все же признаем – гитлеровский бургомистр был более толерантен, чем нынешние «национал-демократы» – в отличие от них, он ограничивал использование русского языка только в учреждениях, только служащим и только в рабочее время.

Самопровозгласив себя «демократическими силами», духовные наследники бывших гитлеровских пособников не только возобновили политику запретов русского языка и русской культуры, широко практиковавшихся на Украине во время фашистской оккупации, но и превзошли ее. По крайней мере, господин обер-бургомистр в 1942 году не лез в немногие существовавшие тогда кинотеатры и не запрещал в них русский язык.

- Некоторые особо озабоченные граждане отказываются видеть в этом нарушения прав человека. Мол, так и должно быть: Украина – для украинцев и так далее…

- Все вышеперечисленные и многие другие безобразия осуществляются вопреки Конституции и законам Украины, вопреки общепризнанным правам человека. И мы в Северодонецке собрались для того, чтобы решить, какие шаги надо предпринять для защиты конституционных прав и свобод наших сограждан от организаторов и проводников политики этноцида русскоязычных граждан Украины. Того самого этноцида, который проводят т.н. «национал-демократы». Это они – антигосударственники, потому что это от них нам приходится защищать Конституцию и законы Украины, законные права наших граждан. Это вопреки их противодействию мы будем выводить Украину к европейским стандартам жизни, к европейским нормам культурно-языковой политики.

В качестве первоочередных шагов для решения этих задач съезд, в частности, предложил:

1. Одобрить Декларацию прав русской культуры и культур других народов Украины.

2. Разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о сохранении русского и других региональных языков в сфере кинематографии, телевидения и радиовещания, образования, судебной системы, государственной службы.

3. Обеспечить поддержку реализации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств в Украине, и поддержать новый законопроект о ее ратификации, внесенный Партией регионов.

4. Рекомендовать местным и региональным органам власти разработать и принять программы поддержки и развития русского языка и языков меньшинств в местах их компактного проживания.

5. Подготовить и широко распространить «Белую книгу насильственной украинизации и нарушения прав человека».

Это лишь некоторые из конкретных мер, намеченных к реализации Резолюцией второго всеукраинского съезда депутатов всех уровней, и направленных на защиту конституционных прав и свобод наших граждан, обеспечение международно-признанных прав человека в Украине и прекращение политики культурно-языковой дискриминации.

Таких действий ждут от нас наши сограждане, которые желают спокойно жить в Украине в условиях межнационального согласия и мира. Таких действий ждет от нас Украина, которой вовсе не нужно дальнейшее углубление культурно-языкового противостояния. Того противостояния, которое постоянно провоцируют т.н. «демократические силы».

Перефразируя известное выражение времен Отечественной войны, я могу сказать: наше дело правое. Законы и Конституция Украины, культурно-языковые права наших сограждан будут надежно защищены. ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ. За нами, многомиллионным и многонациональным народом Украины.




Соотечественники Полтавы объединились

20 марта 2008 года в Полтаве состоялось учредительное собрание Полтавского областного Координационного Совета российских соотечественников.

 21.03.08, http://www.russkie.org

ИЦО"Русское содружество"

На собрании присутствовали все реально существующие и действующие руководители русских организаций - Русская община Полтавской области (Шестаков В.Ф.), Союз русских литераторов Полтавщини (Яременко Н.Н.), Товарищество последователей Короленко (Шерман-Короленко С.В.), благотворительный фонд «Полтавская битва» (Погода Ю.В.), областное отделение РДУ (Власов А.А.) и ряд активистов этих организаций. В работе собрания принял участие председатель правления Всеукраинского объединения «Русское содружество» Проваторов С.Г.

Собравшие обговорили сложившуюся ситуацию на Украине и области, а также – вопросы, касающиеся реализации российских программ поддержки соотечественников на Полтавщине.

В результате заинтересованного и достаточно экспрессивного обсуждения были выработаны основные направления деятельности областного Координационного совета: защита гражданских, политических, культурных и иных прав русских и русско-говорящих граждан, работа по сохранению очагов русской культуры и образования, активное взаимодействие с правительственными структурами Украины и РФ, с организациями российских соотечественников на Украине и за рубежом, защита культурно-исторического наследия, работа по созданию в Полтаве Русского Дома или Русского культурного центра, содействие по реализации в области российских программ помощи российским соотечественникам и распространению информации о современных достижениях России ее политической, социальной и культурной жизни и другое.

Участники собрания обговорили планы работы на ближайшее время. Ключевыми направлениями в этом отношении стали – комплекс мероприятий по программе «Полтава-300» и подготовке празднования юбилея Н.В.Гоголя. Совет постановил продолжать начатую Русской общиной Полтавской области работу по увековечению памяти генерал-фельдмаршала И.Ф.Паскевича.

Специально приехавший на данное мероприятие из Киева председатель Правления Всеукраинского Объединения «Русское содружество» Сергей Проваторов, который, однако, участвовал в заседании как руководитель Отделения «Русского совета Украины», предложил создать специальную программу и назвать ее «Мемориал Паскевича».

Ответственным за разработку мероприятий, посвященных 200-летию Гоголя назначен член Президиума Национального Совета Союза русских журналистов и литераторов Н.Н.Яременко.

Координационный совет выработал и принял несколько резолюций по насущным проблемам жизни общества и государства. На следующем заседании Совета планируется утвердить Положение о его деятельности.

По решению собрания, будут подготовлены и направлены в Посольство Российской Федерации и Представительство Росзарубежцентра предложения по улучшению работы на территории Полтавской области.

Был избран председатель Полтавского областного Координационного Совета российских соотечественников – Шестаков Виктор Феофанович. В этой новой должности он примет участие 22-23 марта с.г. в работе Организационного комитета Международного Фестиваля «Великое русское слово» и в заседании Рабочей группы Всеукраинского Совета российских соотечественников.




Зарегистрирован Русский культурный центр Одесской области

 24.03.08, http://www.russkie.org

ИЦО «Русское содружество»

В Одесской области получила государственную регистрацию Общественная организация «Русский культурный центр Одесской области».

Целью организации являтеся содействие развитию и укреплению дружественных отношений между русским, украинским и другими народами Украины, укреплению всесторонних связей между Украиной и Российской Федерацией, работа, направлення на сохранение и развитие ценностей русской культуры на территории Одесской области.

Новосозданная организация уже направила заявку на вступление во Всеукраинский союз общественных организаций «Русское содружество».

Председатель Общественной организации «Русский культурный центр Одесской области» - Сергачев Валерий Александрович, русский, родился 26 апреля 1954 года в г. Львове в семье военнослужащего.

В 1971 г. закончил среднюю школу и поступил в Московское высшее общевойсковое училище, которое окончил в 1975 г. С 1975 по 1982 гг. проходил военную службу в Прикарпатье, Туркестанском военном округе, Афганистане на командных должностях. Имеет правительственные награды.

В 1982 г. был направлен в Венгрию для учебы в военной академии, где и получил высшее командное военное образование и овладел венгерским языком. По окончании академии, с 1986 по 1998 гг. проходил службу в Одесском военном округе на командных и штабных должностях.

В 1997 г. закончил (заочно) Юридический институт Одесского государственного университета им. Мечникова. В 1998 г. уволился из рядов Вооруженных Сил Украины. Полковник запаса.

В.А.Сергачев - известный русский общественный деятель. Возглавлял отделение в Одесской области ВОО «Русское движение Украины».

В настоящее время - член Экспертного Совета по вопросам защиты русского культурного наследия, созданного по инициативе Всеукраинского Объединения «Русское содружество»; депутат Одесского областного совета, председатель Постоянной комиссии Одесского областного совета по вопросам обеспечения прав человека, свободы слова и информации.




Русинское  землячество "Карпатская Русь"

Представитель русинского землячества в России считает, что под властью Украины русины не смогут остаться русинами

01.03.2008,   www.regnum.ru

Проблема национального самоопределения этнических русинов, проживающих на территории украинского Закарпатья с течением времени демонстрирует явную тенденцию к обострению. Русинская общественность всё чаще заявляет о том, что взятый властями Украины курс на создание этнонационального государства подразумевает полную ассимиляцию русинского народа и грозит ему исчезновением. О ситуации с положением русинов на Украине в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал Михаил Дронов, заместитель председателя Русинского землячества "Карпатская Русь" (Москва).

REGNUM: Расскажите, пожалуйста, о нынешнем положении русинского народа и перспективах русинского национального движения.

Во-первых, я хотел бы кратко рассказать о самих русинах. Русины (по-другому - карпаторусины, руснаки или карпатороссы) являются четвертым восточнославянским народом. Они входят в ту же группу, что и великороссы, украинцы и белорусы, т.е. тоже являются наследниками Древней Руси. Кстати слово "русины" - это некогда общий древнерусский этноним, вышедший из употребления у других восточных славян и сохранившийся до наших дней лишь в Карпатском регионе. Общая численность этнических русинов в мире составляет, по некоторым оценкам, около 1,6 миллиона человек. На сегодняшний день русинское движение активизировалось практически во всех государствах, в которых русины являются коренным населением или с которыми оно (движение - ИА REGNUM) исторически связано. Родина русинов известна под общим названием Карпатская Русь. На южных склонах Карпат - это территория нынешней Закарпатской области Украины (Подкарпатская Русь) и прилегающих к ней районов Словакии (Пряшевщина), Румынии (Мараморощина) и отчасти Венгрии, а на северных склонах - это Лемковщина на территории современной Польши. Также более 260 лет русинская община проживает на территории Воеводины. Кроме того, с конца XIX века многотысячная русинская диаспора существует в Северной Америке. В течение ХХ века значительное количество русинов переселилось в чешские земли. Во всех этих странах русины имеют возможности для развития собственной национальной культуры, а государственный аппарат не пытается опровергнуть их этнонациональную самобытность. Исключением является лишь Украина. По некоторым оценкам, в Закарпатской области проживает около 650 тысяч русинов. Хотя Закарпатский облсовет в марте прошлого года признал русинов самостоятельной национальностью, официальный Киев наотрез отказывается это сделать. К слову, никто также не отменял печально известный "План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов", принятый кабмином Украины в 1996 году. Поэтому все чаще слышны естественные заявления о неафишируемом этноциде русинов. Ведь еще не все согласны становиться украинцами или так называемыми "русинами-украинцами". Более того, ряд авторитетных русинских лидеров Закарпатья, в частности глава Сойма подкарпатских русинов о. Димитрий Сидор, настаивает на формулировке "геноцид", говоря о политике Украинского государства по отношению к русинам. Конечно, о геноциде в данном случае можно говорить лишь в периферийном и не всеми признаваемом значении этого термина, но, думается, и такая точка зрения имеет право на существование.

REGNUM: По вашему мнению, возможно ли сохранение национальной идентичности русинов в условиях современной украинской государственности? Иными словами, могут ли русины остаться русинами, проживая под властью нынешнего Киева?

Кто-то еще продолжает верить в возможность того, что Виктор Ющенко все-таки признает русинов и чуть ли не поддержит русинское движение. Однако за последние годы что-то незаметно серьезных сдвигов в отношении президента к своим русинским согражданам. Украинское информационное пространство до сих пор пестрит утверждениями, что "русины" - это только старое название украинцев, а сами люди, считающие себя русинами, лишь несознательные украинцы. Русинское национальное движение в этой системе координат часто объявляется результатом неких вражеских антиукраинских происков. Мнение самих русинов мало кого волнует. Поэтому в Закарпатье все больше и больше набирают силу традиционные автономистские тенденции. Показательно, что Сойм подкарпатских русинов, устав доказывать русинские права, добиваясь автономии, на Украине, обратился за помощью к авторитету Европейского cоюза и России. Я имею в виду декларацию Сойма от 15 декабря 2007 г. На сегодняшний день, Украина, конечно, отчасти терпит скромные усилия русинских активистов по сохранению родной культуры (организации, мероприятия, занятия в некоторых школах края по изучению русинского языка). Русины еще не до конца украинизированы, о чем свидетельствует сохранение живой русинской речи, особенно в сельской местности. Однако, даже говоря только о русинском языке, заметно, как семимильными шагами происходит его сближение с украинским языком. Восточнославянское родство русинов и украинцев в данном случае оказывает медвежью услугу. Старинная карпаторусинская лексика, не имеющая поддержки на телевидении и радио, проигрывает украинскому новоязу. Государственный язык активнейшим образом прививается молодому поколению через систему образования. Думаю, что если ситуация будет развиваться в подобном ключе и дальше, ассимиляция русинов на Украине не за горами.

REGNUM: Чем конкретно занимается ваша организация, какие цели она перед собой ставит?

Практически во всех странах, где проживают русины, действуют русинские организации. Не стала исключением и Российская Федерация. В ноябре 2007 года в Москве была официально зарегистрирована региональная общественная организация "Русинское землячество "Карпатская Русь". Нашим председателем является известный московский русинский деятель Йозеф Михайлович Гливка, уроженец Ужгородщины. Надежной опорой землячества являются русинские православные пастыри, выходцы с Подкарпатской Руси, которых весьма много среди столичного духовенства. Наша организация объединяет, в первую очередь, этнических русинов. Но мы также открыты для друзей русинского народа других национальностей - в частности, для профессиональных исследователей русинской истории, культуры и языка. К слову, как историк-русинист, не могу не поделиться своим оптимизмом в связи с повышением внимания к русинам в отечественном славяноведении. Что касается "Русинского землячества "Карпатская Русь", то мы ставим перед собой, прежде всего, задачи в области культуры. В частности, мы считаем своим долгом помочь в сохранении своих традиций и самосознания тем русинам, которые, волею судьбы, проживают в удаленном от Карпат Московском регионе. Хочется верить, что землячество станет тем культурным мостом, который будет связывать русинских москвичей с родной Карпатской Русью. Также мы будем способствовать распространению в российском обществе актуальной и непредвзятой информации по русинскому вопросу, более близкому знакомству россиян с близкородственным, но еще мало известным карпаторусинским народом. Первым мероприятием землячества стал историко-культурологический семинар "Подкарпатские русины и Россия", который был проведен 20 декабря 2007 года в здании Библиотеки-фонда "Русское зарубежье". Среди дальнейших мероприятий, которые мы планируем - встречи русинских земляков, демонстрации документальных фильмов о русинах, научные русинистические семинары и многое другое. Недавно мы начали работу над собственным интернет-сайтом. К сожалению, на все наши задумки явно не хватит и без того скромных средств землячества, поэтому мы не отказались бы от помощи меценатов. А пока Русинское землячество "Карпатская Русь" делает то, что ему по силам.




Российский государственный фонд "Русский мир" назначил своего европейского представителя в Брюсселе

03.03.2008, ИТАР-ТАСС

Денис ДУБРОВИН

Российский государственный фонд "Русский мир" назначил своего европейского представителя. Им стал настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Брюсселе, вице-президент Европейского русского альянса протоиерей Антоний Ильин.

В беседе с коррспондентом ИТАР-ТАСС он сообщил сегодня, что в его задачи будет входить координация европейского направления деятельности фонда, в том числе, содействие открытию Русских центров в различных странах Европы, взаимодействие с международными и неправительственными организациями, традиционными конфессиями и российской диаспорой, а также способствовать улучшению имиджа России в Европе.

По его мнению, "для становления Русского Мира как подлинно сетевого сообщества, основанного на базовых ценностях великой русской культуры, необходимо придерживаться компетентного и системного подхода". Представитель фонда напомнил фразу, сказанную одним из архитекторов единой Европы Жаном Монне: "Мы не создаем институты, мы объединяем людей". "Эти слова прекрасно отражают главную задачу, по сути, идеологию "Русского мира", и этой простой истиной мне бы хотелось руководствоваться в моей будущей деятельности", - сказал протоиерей Антоний Ильин.





В Праге открылась Православная Епархиальная Духовная Школа им. Святой мученицы Людмилы Чешской

24.03.2008, http://eursa.org

22 марта 2008 года по благословению Его Блаженства Блаженнейшего Христофора, Архиепископа Пражского Митрополита Чешских земель и Словакии состоялось освящение и открытие Православной Епархиальной Духовной Школы им. Святой мученицы Людмилы Чешской в Праге.

В торжественном акте приняли участие священники автокефальной Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Православных верующих, пожелавших принять участие, в торжестве было столько, что их не вместило ни одно из приготовленных помещений, и многим пришлось выслушать богослужение в коридорах. После освящения помещений иподиакон Василий пригласил, на правах домохозяина, всех участников на общее чаепитие, которое прошло в торжественной и радостной обстановке и оживленной беседе о будущем подворья.

Школа находится в комплексе зданий будущего подворья православной церкви по адресу: ул. U Sluncove 2/404, Прага 8 – Карлин. Обьект был безвозмездно предоставлен церкви Министерством обороны ЧР. В Карлинском обьекте будут размещены программы гуманитарного профиля - приют для престарелых (несколько мест в нем выделено для чешских военных ветеранов), медпункт, субботняя школа для детей и взрослых, склады для сбора и пересылки гуманитарной помощи в страны, пострадавшие от войн или других катастроф, клубные помещения, библиотека, архив и т.д. В школе будут проводиться занятия для детей и взрослых без различия возраста, национальности и вероисповедания, по изучению основ Православной веры и истории Церкви.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ