Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Нынешний процесс – имитация переговоров

"Новости-Армения" , 05.06.08 

Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. Он изложил свою точку зрения на карабахское урегулирование корреспонденту агентства международной информации "Новости-Армения".

- Как вы оцениваете нынешний этап процесса карабахского урегулирования и деятельность Минской группы ОБСЕ? Каким в целом представляется вам окончательное урегулирование конфликта?

- Любой разговор об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, как и любого конфликта вообще, следует начинать с определения ключевых понятий. Сегодня разговоры об урегулировании карабахского конфликта ведутся без учета понятий, что такое урегулирование. В Баку под этим понимают установление суверенитета над территорией Карабаха, освобождение оккупированных районов и так далее, это для Баку является урегулированием. Для Еревана и Степанакерта урегулирование означает самоопределение Нагорного Карабаха, чтобы проживающий здесь народ сделал выбор: либо это общее государство с Арменией, либо свое второе независимое армянское государство.

Эти позиции никоим образом не могут сойтись в какой-то точке, потому что они совершенно бескомпромиссны. Поэтому прежде чем говорить о том, когда этот конфликт будет урегулирован, надо договориться о том, что мы под этим урегулированием понимаем.

Под урегулированием понимать можно только достижение некой компромиссной позиции, которая позволит Баку, Еревану и Степанакерту рассматривать ситуацию как победу, чтобы это была не формула "победа-поражение", а формула "победа-победа". Это сегодня вряд ли достижимо. Если бы, наверное, у нас такой план был, мы бы получили Нобелевскую премию за урегулирование конфликта, но у нас такой формулы на сегодняшний момент нет. Задачей является выработать эту формулу и не заниматься нагнетанием каких-то военно-политических страстей, потому что военного решения карабахская проблема уж точно не имеет.

Предположим, что побеждает Азербайджан, означает ли это, что армянский мир - Армения, Карабах и Диаспора - признает это, нет, конечно, мы создадим новую основу для реванша, только теперь армяне будут наращивать военную мощь и готовиться к реваншу. В случае если Азербайджан проиграет в военном смысле, это может дестабилизировать всю ситуацию внутри Азербайджана, вряд ли это тоже нужно Баку, Ильхаму Алиеву и азербайджанской политической элите. Эту тему можно использовать, на ней можно набирать какие-то политические очки, но в реальности ни интересам Армении и Карабаха, ни интересам Азербайджана военный сценарий не соответствует.

Если говорить о нынешнем этапе урегулирования карабахского конфликта, его можно определить как некую стагнацию. За последние годы карабахского урегулирования очень многие идеи высказаны, но ничего пока не находит именно компромиссного понимания, так что нынешний процесс можно назвать имитацией урегулирования, когда вроде бы отказаться совсем от этого урегулирования нельзя, но и реально искать компромисс не очень хочется.

Сегодня многие с обеих сторон заявляют, что Минская группа ОБСЕ работает неэффективно, результата должного нет. Но любая посредническая группа будет неэффективной, если сами конфликтующие стороны не находят понимания. Невозможно переложить на Минскую группу решение, которое является ключевым для национальных интересов Армении и Азербайджана, ну и, естественно, для народа Карабаха. Самая гениальная Минская группа не сможет эти вещи разрешить, она может помочь. Так что лучше с Минской группой, чем без нее.

- На каком этапе присоединение карабахской стороны к процессу урегулирования станет неизбежным?

- Оно должно иметь место. Говорю это не как симпатизант армянской стороны, просто есть некая реальность. То, что Карабах не участвует в переговорах, кстати говоря, невыгодно самому Азербайджану. Армения всегда может сказать: есть Карабах, который торпедирует наши идеи, мы бы сами двумя руками "за", но вот Карабах не позволяет. Большое заблуждение считать, что люди в Карабахе - это некий объект различных геополитических манипуляций. Надо все-таки признать за людьми, которые здесь проживают, некую субъектность.

Неизбежным присоединение карабахской стороны к переговорам станет тогда, когда стороны поймут, прежде всего Азербайджан, что это необходимо. В конце концов, если Азербайджан все время говорит, что Карабах является его территорией, значит армяне, которые проживают здесь, являются его гражданами, так что "со своими гражданами" надо диалог вести.

- К чему могут привести попытки Азербайджана перенести обсуждение карабахской проблемы в другие международные организации?

- К существенному прорыву они не приведут. Недавно принятую Генассамблеей ООН резолюцию Азербайджана по Карабаху в психологическом смысле, наверное, можно считать победой Азербайджана. Но можно считать одновременно и поражением, потому что три страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, великие державы, солидарно выступили против принятия данной резолюции. Ничего в связи с принятием азербайджанской резолюции в ООН не изменилось.

Международных институтов, где обсуждается карабахская проблема, много, но говорить о том, что это решительным образом поменяло нынешнюю ситуацию, мы не можем. Ожидания Азербайджана по поводу переноса карабахской проблемы из формата Минской группы в другие инстанции слишком завышены.

- Считаете ли вы реальным возобновление боевых действий, и к каким последствиям это приведет?

- Необходимо рассматривать эту ситуацию не в отрыве от эмпирики: всегда есть факты. За 2007 год на линии фронта количество столкновений увеличилось втрое. Это зафиксировали наблюдатели ОБСЕ. Количество убитых в прошлом году также выросло, составив 30 человек. В марте нынешнего года зафиксировано самое крупное боестолкновение с момента прекращения огня, значит, есть угроза возобновления боевых действий. Самое главное в этой ситуации не допустить того, чтобы сержант стал важнее Сержа Саркисяна или Ильхама Алиева. Когда сержант становится важнее президента, это ужасно. Обе стороны в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы сержант или лейтенант на линии фронта не стал бы важнее двух президентов.

Масштабные боевые действия вряд ли можно прогнозировать, потому что и Армения, и Азербайджан вовлечены в региональную гонку обычных вооружений - это не Индия и Пакистан. Когда есть угроза получить обратный удар, трудно нанести удар первым. Может быть, в какой-то степени региональная гонка вооружений, как ни парадоксально, стабилизирует ситуацию: ядерная гонка вооружений не сделала третью мировую войну "горячей", она была "холодной" с участием СССР и США.

- Какой вы видите роль России в урегулировании конфликта?

- Россия должна понимать, что она - правопреемник СССР не только по долгам и по обвинениям в сталинских репрессиях, но и по некой ответственности. Россия ответственна за ситуацию на постсоветском пространстве, тем паче что в России и армянская, и азербайджанская общины входят в первую десятку этнических сообществ. Очень многие представители и армянского, и азербайджанского народов в России обрели вторую родину. Поэтому и они надеются на Россию.

Россия должна не просто предлагать какие-то посреднические варианты в Минской группе ОБСЕ, а вести себя активно в данном вопросе. Помимо Минской группы у России должна быть самостоятельная позиция. Пусть эти планы будут провальными, но мы должны все время держать руку на урегулировании карабахского конфликта. Получается так, что у России нет интереса к этому конфликту, чего не скажешь об интересе по отношению к грузино-абхазскому конфликту.

- Какое влияние может оказать независимость Косово на карабахское урегулирование?

- Уже есть факты, подтверждающие, что независимость Косово оказывает влияние на процесс урегулирования карабахского конфликта. В частности, азербайджанские дипломаты и президент Алиев неоднократно говорили, что "казус" Косово не может и не должен быть использован по отношению к Карабаху. Если ведущие лица государства реагируют на это, значит уже есть влияние, как минимум. Армянская сторона заявляет, что независимость Косово окажет влияние на конфликт, при этом отказываясь от признания Косово с целью сохранить себе возможность для маневра.

Косовская тематика "витает в воздухе". Есть несколько "казусов" Косово, есть Косово как официальная американо-европейская доктрина о том, что это "уникальный случай". А есть понимание в том же Карабахе, что Косово - это вполне тот казус, который может быть использован. Мы не можем запретить президенту Бако Саакяну и большинству карабахского народа так считать. Ну не сажать же людей в тюрьму и закрывать им рты, говоря, что это не так.

Независимость Косово будет оказывать свое влияние на динамику урегулирования нагорно-карабахского конфликта, стороны будут пытаться кто "за", кто "против" эту ситуацию использовать. Соответственно, есть определенная боязнь и в Баку, и в Тбилиси, что взгляды на допустимость прецедентности Косово могут поменяться. Вообще, говоря о Косово, всем надо успокоиться, просто посмотреть на факты и реальность.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ