Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №205(07.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Гордиев узел молдо-приднестровских отношений

26 сентября 2008 г., «Ольвия-пресс», Тирасполь, 26.09.08

Предвыборная гонка в Молдове идет полным ходом. Хотя до парламентских выборов осталось полгода, большинство молдавских партий уже наметили основные предвыборные цели и пути их достижения. Понятно, цель у всех одна – получить парламентское большинство и, следовательно, избрать из состава своих однопартийцев президента страны, а затем и министров. Что касается путей достижения, то здесь они несколько разнятся. Правящая ПКРМ будет изо всех сил стараться удержаться у власти и, посадив у руля номинального главу страны, сохранить реальную власть за воронинским кланом. Другие партии сегодня более озабочены тем, как добиться отмены принятых в апреле нынешнего года Парламентом РМ поправок в Кодекс о выборах, запрещающих создание предвыборных блоков. Оппозиция прекрасно понимает, что, не обладая той властью в стране, которую сегодня имеют коммунисты, добиться победы ей не удастся. Используя весь свой административный ресурс, в том числе и карательный, ПКРМ просто не позволит кому-то обойти себя на выборах.

Но не все так безнадежно. Еще в июле этого года стало известно, что западными правительственными и неправительственными фондами уже организована мощная поддержка независимых СМИ Молдовы. Мало того, Запад не только крайне озабочен ситуацией со свободой слова в РМ, но и готов спонсировать либеральные проевропейские масс-медиа. Речь идет о крупных грантах на развитие свободы слова и защиту прав человека. Так же будут финансироваться специальные программы, направленные на формирование гражданского общества. То есть, по сути, сил, способных принудить Воронина и его сподвижников, «добровольно» отказаться от власти, как это было в Грузии и Украине. И, что самое важное, к финансированию свободных от государственного влияния масс-медиа уже приступили правительственные органы США.

Что касается запрета на создание предвыборных блоков, то и здесь Запад намерен внести корректировки. Заявление Генерального секретарь Ассоциации центрально- и восточноевропейских экспертов по выборам Золтана Тота о том, что «накануне кампании по выборам в парламент Молдовы 2009 года молдавские власти вносят изменения в Кодекс о выборах, подстраивая его под интересы партии, которая находится у власти», а также о том, что «с юридической точки зрения Молдова была бы заинтересована в регламентировании на длительный срок правил конкурентной игры, предусматривающих предоставление одинаковых шансов всем кандидатам на период избирательной кампании», наглядно показывает, что Запад не намерен закрывать глаза на явное нарушение избирательного права. США не удовлетворили совершенно нелепые мотивировки поправок в Кодекс на основании того, что якобы «анализ проведения выборов в Молдове показал нежизнеспособность избирательных блоков, которые лишь вводят электорат в заблуждение», и, что «не имея возможности создавать избирательные блоки, действующие в Молдавии партии смогут укрепиться и повзрослеть, повысить ответственность участников выборов, что должно способствовать стабильности политики». Но прежде всего, Запад не удовлетворяет сам Воронин и его коммунисты, пытающиеся усидеть на двух стульях, западном и восточном, одновременно. США нужны политики другой формации - бескомпромиссные борцы за западные идеалы, покорные исполнители чужой воли, послушные и ненавидящие Россию так же, как они сами. Поэтому можно ожидать, что в ближайшее время запрет на избирательные блоки будет отменен, как и повышенный теми же поправками в Кодекс о выборах избирательный порог и запрет на участие в выборах граждан с двойным и множественным гражданством.

Если это произойдет, то ситуация, складывающаяся сегодня заметно изменится. Согласно последним статистическим опросам, проведенным Ассоциацией социологов и демографов РМ на уходящей неделе, ПКРМ по-прежнему сохраняет главенство в электоральных предпочтениях граждан Молдовы. Так, если данные верны, и не являются откровенным заказом ПКРМ, (а эти сомнения существуют), то коммунистов сегодня в Молдове поддерживают 32% от числа опрошенных в ходе социологического исследования.  19% поддерживают «Нашу Молдову», 18% -Либерально-демократическую партию, 14% - Демократическую партию, 13% - Либеральную партию, 12% - Христианско-демократическую народную партию и Социал-демократическую партию, 10% - Движение «Европейское Действие», 8% -Национал-либеральную партию.

По сути, все эти партии можно разделить на три блока. ПКРМ и Демпартия стоят особняком и, хотя имеют разные цели и задачи, их нельзя сравнивать с остальными партиями из приведенного выше списка. Эти две партии в той или иной степени, но все же выступают за сохранение молдавской государственности, чего нельзя сказать об остальных партиях с явно выраженными проунионистскими взглядами. ХДНП, ЛДПМ, «Наша Молдова», СДПМ, НЛП, ЛПМ, «Европейское действие» имеют одинаковые взгляды на дальнейшую судьбу Молдовы, заключающиеся в интергировании РМ с Европой путем вхождения ее в состав Румынии. Если все эти партии и движения объединяться в единый предвыборный блок, то у них будет явный перевес над коммунистами. Получив же подавляющее большинство в парламенте, а значит руководство страной, эти партии будут сообща добиваться общих целей. Если вспомнить, что США собирается поддерживать именно эти силы на будущих парламентских выборах, то вероятность победы прорумынских сил возрастает многократно.

Чем грозит это Приднестровью? Все зависит от позиции молдавских политиков, готовы ли они идти на конфронтацию ради того, чтобы уйти в Румынию непременно с Приднестровьем. Или же уход в Румынию станет для Приднестровья ключом к признанию его независимости. Разумеется, Бухарест хотел бы видеть в качестве своих владений левобережье Днестра, однако Румыния прекрасно осознает, что лучше довольствоваться частью, чем не иметь ничего.

Существует множество вариантов дальнейшего развития событий. Однако только время покажет, как они будут развиваться в действительности. Сегодня ясно лишь одно, ни в коем случае не стоит никому торопиться во что бы то ни стало и как можно скорее объединить ПМР и РМ. Став частью Молдовы, Приднестровье может в очень скором времени стать уже частью Румынии, а любое вмешательство извне, дабы воспрепятствовать этому, в Бухаресте будет расцениваться, как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. И никто не может гарантировать, что право Приднестровья на самоопределение в случае объединения Молдовы с Румынией будет соблюдено. Наглядный пример тому – Гагауз-Ери, где еще в 1994 году в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии» было зафиксировано право ее народа на самоопределение «в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства». Но до сих пор это право в Конституции Молдовы не закреплено, а значит, и с мнением гагаузов никто не будет считаться.

Политическая конъюнктура в Молдове весьма изменчива. Очень сложно предвидеть, в каком направлении будет завтра двигаться эта страна, и какие силы будут задавать в ней тон. Поэтому любые поспешные решения, связанные с молдо-приднестровской проблематикой, опасны и вредны. Надо договариваться, вести переговоры, искать точки соприкосновения, но ни в коем случае не рубить с плеча гордиев узел, ибо им завязаны сотни тысяч человеческих жизней.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ