Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №60(01.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Коммерсант Plus,
13 сентября 2002

Серафим Урекян: Решение о федерализации может принять только народ

 Российско-Приднестровский  Информационно-аналитический центр

Будучи одним из первых сторонников федеративной идеи применительно к расколотой Молдове и причисляя себя к людям, которых всерьез волнует судьба собственной страны, я испытываю сейчас ощутимую двойственность положения, потому что тот путь, который казался мне еще вчера верным и единственно возможным, вдруг предстает осложненным, по крайней мере, одним серьезнейшим препятствием и уже не кажется безошибочным. Об этом и хочу порассуждать начистоту.

Сегодня, когда опубликован, широко обсужден и одобрен на международном уровне соответствующий Проект ОБСЕ, в Республике Молдова появилось неожиданно много его сторонников. Оглядишься – бог ты мой, да у нас, оказывается, чуть ли не все политики и общественные деятели обеими руками "за". Они, оказывается, тоже федералисты! До поры до времени эти политики надеялись, что их протесты против федеративного устройства Молдовы окажут воздействие на западные европейские структуры или хотя бы будут ими учтены. Но теперь выступать против модели государственного устройства, которая рекомендована нам Западом и Западом же одобрена – значит проявлять себя антизападником. А на это многие из них не решаются.

Итак, у нас в стране сложилась такая ситуация: с одной стороны, умножающаяся масса "федералистов" и день ото дня редеющая кучка "антифедералистов". Но при всем при том – огромное молчаливое большинство, мнение которого нам неизвестно. Да, именно так: весь шум вокруг проекта ОБСЕ, весь масштаб обсуждения этого документа и принципов, на которых должен выстраиваться процесс объединения страны, ограничились политическими партиями в пределах, главным образом, столичного асфальта, структур власти и мероприятиями с участием иностранных держав и международных организаций, опять же на высшем уровне. Но, сколь бы велики ни были эти державы и авторитетны международные структуры, какими бы важными ни считали себя партии, включая правящую ПКРМ, – всего этого не просто маловато, но абсолютно недостаточно для того, чтобы не то что начинать процесс интеграции, но даже говорить о нем в императивном наклонении. Потому что до сих пор никто еще не спросил у граждан, у населения обоих берегов Днестра: люди добрые, как вы относитесь к идее объединения вообще и к проекту ОБСЕ в частности?

Между тем, по Конституции Республики Молдова, унитарный характер нашего государства может быть изменен всенародным референдумом, и только референдумом. Хорош или плох наш Основной закон, но он таков, хорошо это или плохо – унитарное государство, но оно у нас сегодня именно такое. А сделать государство другим вправе только народ, обладающий, по духу и букве конституции, высшей властью, определяющей и статус государства.

Таким образом, изначально в планах федерализации, в процессе воссоединения берегов через Проект ОБСЕ была совершена серьезная ошибка. И ее необходимо безотлагательно исправить, иначе она станет фатальной преградой в деле воссоздания единой Молдовы. Получилось так, - хотел этого кто-то или не хотел (думаю, специально никто не планировал), - что телега оказалась впереди лошади: политики начали решать за народ, вместо того чтобы предварительно испросить у народа его согласие на те или иные интеграционные меры. И теперь единственный выход, пока еще не поздно, – провести референдум по поводу процесса объединения страны через создание молдавской федерации.

Я лично не сомневаюсь, что большинство населения все же выскажется за воссоединение и за создание единого государства. Но это не более чем мое личное, субъективное мнение. Точно так же должен, по-моему, рассуждать любой политик, будь он пламенный сторонник указанного процесса и лежащего в его основе документа или яростный противник. Если мы все будем и далее в структурах власти, в общественных местах и в СМИ обсуждать Проект ОБСЕ, его положительные стороны и недостатки, спорить и предлагать пути реализации, – то, как бы ни были хороши наши предложения, сам процесс не продвинется вперед ни на шаг. Судя по целому ряду нюансов, впору подозревать, что именно так и выстраивается уже сегодня стратегия нынешних активных “федералистов” от власти: заболтать, заговорить, утопить в деталях и частностях, оттянуть, наколько можно, или “заволокитить” в полной мере проект ОБСЕ.

Слишком много влиятельных (де-факто и де-юре) лиц заинтересовано именно в том, чтобы судьбоносный для страны вопрос не был решен или чтобы его решение было оттянуто как можно дальше в неопределенное будущее. В частности и поэтому крайне необходимо безотлагательно провести референдум, который расставит точки над “i” и придаст обсуждаемому процессу совершенно обязательный и предельно конкретный (в том числе и по срокам) характер, ибо будет получено не только мнение народа – носителя высшей власти, как следует из самого смысла демократии (народовластия), но и санкция народа на вполне определенные действия.

И здесь я вынужден, не вдаваясь в обсуждение Проекта ОБСЕ, указать на один его коренной недостаток, который при проведении референдума должен быть устранен. Из документа вообще неясен состав федерации, а вопросы, вынесенные на плебисцит, должны быть сформулированы в окончательном, предельно конкретном, не подлежащем разночтениям виде. Словом, проблему количества и территориальной конфигурации субъектов молдавской федерации следовало уже решить, ибо промедление может крайне неблагоприятно сказаться на всем процессе. Хотелось бы, чтобы после опубликования в открытой печати проекта ОБСЕ в президентуре и парламенте в полной мере осознали всю серьезность складывающейся общественно-политической обстановки. Как организовать плебисцит?

Есть мнение, что проведение отдельного референдума в Приднестровье, параллельно с таковым же на правобережной части страны, невозможно, ибо ПМР как государственное образование непризнана и, соответственно, результаты такого плебисцита будут нелегитимными. Эту точку зрения следует оспорить. Напротив, именно устранение жителей левого берега от всемолдавского референдума и сделает нелигитимными любые его итоги.

Ну а на участие в едином, общем для Молдовы референдуме может не согласиться тираспольская администрация. Казалось бы, тупиковая ситуация. Но, по-моему, референдум реально можно провести как бы "по частям" (отдельно на левом и правом берегах) под эгидой международных наблюдателей, из той же ОБСЕ. Помочь соблюсти правовые нюансы призваны юристы. Не будучи таковым, все же хочу напомнить, что очень часто неординарные политические решения вынужденно принимаются в условиях определенного "правового вакуума". Так было, к примеру, при объединении Германии, при распаде СССР и создании СНГ. Сам дальнейший ход событий должен подсказать, каким образом ввести в правовое русло реальный процесс политического урегулирования приднестровского конфликта, чтобы он проходил под демократическим контролем стран-гарантов и международных наблюдателей.

Надо сказать, что, в принципе, разъединенность нашей страны не просто надоела людям. Она противоестественна, сугубо вредоносна и каждодневно подпитывает торжество бюрократизма, большие и малые безобразия и беззакония. Разъединенность, наличие двойных контрольных органов, различий в законодательствах и т. д. исключительно выгодны многочисленному чиновничеству обоих берегов, начиная от рядовых представителей компетентных органов и кончая крупными столоначальниками. Используя неизбежные нестыковки и объективно существующие препоны, играя на противоречиях, исподволь культивируя их и раздувая, эти люди извлекают немалую выгоду из страданий и неудобств людей. Речь идет, прежде всего, о банальном взяточничестве, поборах, а также и более серьезных вещах – коррупции, контрабанде, теневой экономике, основанных на возможностях запретительства, протекционизма и массы иных внешне законных мер, провоцирующих и питающих текущий беспредел.

Убежден, что, как бы серьезны ни были все эти явления, осложняющие жизнь большинства людей обоих берегов Днестра, самая серьезная преграда выстраивается в силу их субъективных интересов. Об этом уже столько сказано и написано, что не стоит повторяться. Достаточно напомнить, что объединительный процесс подразумевает неизбежные новые выборы.

Во-первых, как говорится, "процесс пошел", причем под контролем стран-гарантов и ОБСЕ, и, шире, при заинтересованном внимании Запада. Теперь прервать его, по сути, невозможно, можно лишь, как уже сказано, выстроить "стратегию волокиты". А во-вторых, и это самое главное, то, что надо с особой силой подчеркнуть: проведение референдума, который должен прояснить ситуацию и придать императивный характер начавшемуся процессу, – это процесс не дискуссионный и вообще не вопрос. Это – конституционная данность, которой обязаны подчиниться все. Вот почему на более чем актуальные ныне вопросы "что делать?" и "с чего начать?" следует ответить совершенно определенно. Надо провести референдум и с этого начать объединение страны.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ