Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №49(01.04.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Хроника

15 марта. Замминистра обороны США Пол Волфовиц заявил, что Турция играет "основную роль в установлении мира в регионе от Юго-Восточной Европы до Ближнего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии".

15 марта. Новый посол США в Грузии Ричард Майлз заверил, что США окажут помощь Грузии в подготовке демократических выборов президента страны в 2005 году. По мнению посла, Грузия переживает сейчас "критический период трансформации политической жизни". Эдуард Шеварднадзе покинет пост главы государства в 2005 году, и приоритетом политики США в оставшиеся до выборов три года станет "оказание помощи грузинским политическим лидерам и грузинскому обществу в подготовке к мирной и демократической передаче власти".

16 марта. Президент РА Роберт Кочарян в интервью Франс-Пресс сказал, что Армения готова рассмотреть возможности сотрудничества с Турцией при наличии доброй воли к этому с турецкой стороны. Президент отметил при этом, что торговые связи нужны также Турции, экономика которой переживает серьезные трудности.

16 марта. Министр обороны Армении Серж Саркисян исключил возможность серьезных провокаций со стороны Турции в армянонаселенном Самцхе-Джавахетском регионе Грузии. "Сомневаюсь, что могут быть серьезные провокации. Прежде всего по той причине, что грузино-армянские отношения находятся на достаточно высоком уровне. Кроме того, подобные провокации могут привести к очень тяжелым последствиям. Это все осознают. Я просто исключаю возможность подобных провокаций".

17 марта. Представители армянского населения города Ахалкалаки /Грузия/ потребовали официального признания властями Грузии геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Как сообщает агентство Прайм-ньюс, это требование прозвучало на встрече армянских жителей Ахалкалаки с председателем парламента Грузии Нино Бурджанадзе. Н. Бурджанадзе ответила, что "в настоящее время между Арменией и Турцией существует соглашение о создании специальной комиссии по изучению этой проблемы", и официальному Тбилиси лучше подождать результатов работы этой комиссии. По сообщению агентства Медиамакс, скорее всего, Н. Бурджанадзе имела в виду общественную армяно-турецкую "Комисиию примирения", прекратившую существование в декабре 2001 года.

18 марта. Первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по информационной политике, член комитета по безопасности и обороне верхней палаты Игорь Морозов выступил за то, чтобы денежное содержание российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта было приравнено к зарплате миротворцев в Косово. Как подчеркнул Морозов, "люди находятся в боевых условиях. За 8 лет убиты 96 российских миротворцев, около 200 получили ранения".

18 марта. В беседе в Брюсселе с верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой грузинский президент Э. Шеварднадзе выразил убежденность, что вступление Грузии в Европейский союз является делом обозримого будущего. По мнению Шеварднадзе, нынешние проблемы республики, связанные с бедностью и политической нестабильностью, вполне преодолимы и не должны стать препятствием на пути вступления Грузии в Европейское сообщество.

18 марта. Сухумская газета “Республика Абхазия” опубликовала текст обращения Владислава Ардзинба к абхазской диаспоре в Москве, в котором лидер сепаратистов просит их оказать помощь в реализации ряда проектов. Как следует из текста обращения, абхазская диаспора в РФ насчитывает более 10 тыс. человек, большинство из которых проживает в Москве.

18 марта. Четверо российских миротворцев были взяты в заложники в Гальском районе Абхазии т.н. грузинскими партизанами из группировки “Лесные братья” и перевезены на территорию Зугдидского района Грузии". Государственное телевидение Грузии сообщило двумя днями ранее о намерении “Лесных братьев” отомстить миротворцам за партизан из этой группировки, взятых в плен с оружием в руках во время проведения разведки местности.

19 марта. В интервью немецкой газете Mitteldeutsche Zeitung Э.Шеварднадзе исключил вероятность проведения совместной с США военной операции Панкисском ущелье. Президент Грузии назвал "инвестицией в будущее" присутствие американских военных экспертов на территории Грузии. "Мы восстановили Шелковый путь, в будущем он станет оживленным транспортным маршрутом. По нему будут перемещаться большие людские потоки, и среди них могут оказаться и террористы. Мы должны подготовиться к этому, и поэтому американцы - в нашей стране".

20 марта. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов и посол Армении Арам Григорян обсудили на встрече проект строительства газопровода из Армению в Иран через туркменскую территорию. Ежегодно Армения надеется получать из Туркмении транзитом через территорию Ирана до 2 млрд кубометров газа. Договор о строительстве газопровода Иран-Армения был подписан во время официального визита Р. Кочарян в Иран в декабре 2001 г.

20 марта. Бакинская газета Yeni Musavat опубликовала статью, озаглавленную “Иностранные компании оставляют страну, ожидая смены власти”. В ней отмечается, что

в ожидании смены власти в течение последнего месяца из Азербайджана отбыли две нефтяные компании: одна американская и одна японская. Страну покинул один британский банк, и еще несколько собираются последовать его примеру.

21 марта. МИД РФ выступил с заявлением, в котором говорится, что в Грузии взят курс на то, чтобы готовить свое и мировое общественное мнение к новым попыткам силового решения абхазской проблемы. Как отмечается в документе, этот курс осуществляется в том числе "под ширмой муссируемых на официальном уровне беспочвенных утверждений о присутствии в Абхазии каких-то международных и арабских террористов". Совершенные в последние дни нападения на российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта "не могут не вызвать вопроса о том, кто осуществляет эти акции, кто их заказывает, какие цели они преследуют". Относительно формирований т.н. партизан МИД РФ отмечает: "ясно, что эти формирования нужны Тбилиси, поскольку после их преступных вылазок легче нагнетать напряженность в отношениях с абхазской стороной, громоздить безосновательные обвинения в адрес российских миротворцев, срывать переговорный процесс". (Текст заявления приведён отдельно).

21 марта. Министр иностранных дел абхазского правительства Сергей Шамба заявил, что Сухуми готов пойти на компромиссы, но не в вопросах, касающихся территориальной целостности Грузии. "Как показали последние десять лет, мы спокойно можем существовать независимо от Грузии и не собираемся возвращаться в то время, когда мы были вынуждены учитывать территориальную целостность Грузии". Как заявил Шамба, разработанный международным сообществом документ "О разделении конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми" не является компромиссным, так как он "противоречит национальным интересам абхазского народа".

21 марта. Как заявил зампредседателя думского комитета по международным делам Сергей Шишкарев, Госдума РФ намерена обратиться к премьр-министру Михаилу Касьянову с просьбой предоставить информацию о том, "на каком основании и кем принималось решение на предоставление льгот на поставки электроносителей Грузии".

21 марта. Как заявил премьер-министр Абхазии Анри Джергения, в Грузии "проводится неофициальная, скрытая мобилизация". У абхазской стороны есть информация, что "конкретное количество террористов уже переброшены в Кодорское ущелье". Кроме того, в верхней части Кодорского ущелья, где в настоящее время, вопреки всем соглашениям, находятся грузинские войска и которое в данный момент не контролируется абхазскими военными, появляются американские вертолеты типа "Ирокез". Над территорией ущелья летают и другие самолеты и вертолеты. Как отметил Анри Джергения, вопреки заявлениям грузинских властей, Тбилиси не делает никаких попыток вывести свои подразделения из верхней части Кодорского ущелья. "Напротив, идет постоянное наращивание грузинских сил в этом районе".

21 марта. Министр обороны, секретарь Совета безопасности при президенте Армении Серж Саркисян провел в Вашингтоне переговоры с министром обороны США Дональдом Рамсфельдом, замминистра обороны Полом Вульфовицем и другими выскопоставленными представителями Пентагона. Как сообщили агентству Медиамакс в пресс-службе МИД Армении, Серж Саркисян провел также встречи с первым заместителем госсекретаря США Ричардом Армитажем и заместителем госсекретаря по военно-политическим вопросам Линкольном Блумбельдом. На переговорах с американской стороной обсуждались ситуация в регионе, вопросы армяно-американского военно-политического сотрудничества и американской военной помощи Армении.

22 марта. Как сообщил на пресс-конференции первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ильхам Алиев, переговоры между Азербайджаном и Ираном по определению правового статуса Каспийского моря пока не принесли результатов, Позиция Тегерана по разделению территории Каспия состоит в том, что все страны должны иметь равные доли. Таким образом, по словам И.Алиева, если Иран получит свои 20% территории Каспийского моря, то полагающаяся Азербайджану доля Каспия будет примыкать к сухопутной территории России. Как подчеркнул И.Алиев, позиция Баку заключается в сохранении границ, существовавших на Каспии между СССР и Ираном. Говоря о российско-азербайджанских переговорах по определению правового статуса Каспия, И.Алиев сказал, что морская граница между двумя странами в скором времени будет определена.

22 марта. На военном аэродроме в Алексеевке неподалеку от Тбилиси состоялась пезентация передачи грузинским пограничникам построенных при финансовой поддержке США новых ангаров для вертолетов. На церемонии отмечалось, что США для укрепления охраны границ Грузии осуществляет специальную четырехлетнюю программу.

24 марта. Секретарь Совета безопасности Абхазии Астамур Тарба сказал, что боевые действия на территории республики могут начаться в ближайшие дни. "Мы ожидаем активных боевых действий уже в начале апреля".

24 марта. В интервью газете "Берлинер Моргенпост" Э.Шеварднадзе заявил, что вступление в Европейский союз "для нас важнее, чем прием в НАТО, и мы будем стучать в двери ЕС до тех пор, пока они для нас не откроются". Президент подчеркнул, что Грузия еще два года тому назад в качестве возможного срока вступления в НАТО назвала 2005 год, но поскольку "приоритеты в политике меняются", то, возможно, что "если мы лучше подготовимся, то станем членами НАТО и раньше".

25 марта. Как сказал, выступая сегодня на пресс-конференции в Ереване министр обороны Армении Серж Саркисян, он "не думает, что ситуация в Грузии носит взрывоопасный характер". Министр выразил мнение, что в Грузии будет установлена cтабильность.

25 марта. Министр обороны Армении Серж Саркисян заявил сегодня в Ереване, что принимая решение о модернизации своих Вооруженных сил, страны-участницы Договора о коллективной безопасности (ДКБ) "не должны спрашивать разрешения друг у друга". "Соединенные Штаты не преследуют цель вытеснить российские войска из Армении".

25 марта. Э. Шеварднадзе заявил в радиоинтервью: "Утверждения о том, что Тбилиси, опираясь на военную поддержку США, якобы готовится силой решить проблему восстановления территориальной целостности страны, являются слухами и сплетнями, не имеющими под собой никакого реального основания". Как утверждает грузинский президент, власти Грузии при решении абхазской проблемы будут неукоснительно следовать резолюции Совета Безопасности ООН от 31 января нынешнего года об урегулировании ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта.

25 марта. Президент Аджарии Аслан Абашидзе заявил, что грузинские спецназовцы, которые сейчас проходят подготовку под руководством американских военных, будут использованы для наведения порядка в Грузии, а не для уничтожения терроризма. По его словам, он намерен обратиться к США за гарантиями, что подготовленные ими в Грузии силы не будут использованы для укрепления чьей-то личной власти.

25 марта. Посол США в Азербайджане Росс Уилсон сделал заявление, что недавнее выступление заместителя госсекретаря США Армитаджа о вмешательстве США в межгосударственные отношения в случае повторения угроз со стороны Ирана к Азербайджану является официальной позицией правительства Америки. Посол заявил, что, если какое-либо давление со стороны Ирана будет иметь место, Соединенные Штаты Америки выступят в защиту Азербайджана: "Мы союзники Азербайджана".

25 марта. Замминистра иностранных дел России, специальный представитель президента России по вопросам Каспия Виктор Калюжный высказался за восстановление железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном. Как отметил В.Калюжный, в условиях, когда стороны еще не готовы воспринять схему всеобщего урегулирования, продвижению к нему способствовала бы тактика "малых шагов" - возобновление железнодорожного сообщения, меры доверия и т.д."

25 марта. По сообщению агентства РИА “Новости”, Э.Шеварднадзе назвал в целом нормальной нынешнюю обстановку в Панкиси. По его словам, правоохранительные органы продолжают борьбу с криминалами и "нет необходимости в проведении крупномасштабной операции" в регионе. Комментируя информацию о том, что Панкисское ущелье покидают скрывавшиеся там боевики из Чечни, Эдуард Шеварднадзе заявил: "В свое время к нам их загнали российские войска. Если они уходят - это не наш вопрос".

26 марта. МИД России направил ноту посольству Грузии в Москве с требованием скорейшего задержания и экстрадиции в Российскую Федерацию чеченского полевого командира Руслана Гелаева "для уголовного преследования". Как отмечается в сообщении МИДа, Москва выдвигает это требование, "учитывая бесспорно криминальный характер действий, совершенных упомянутым лицом".

26 марта. Как сообщил на пресс-конференции министр обороны Армении, сопредседатель армяно-российской комиссии по экономическому сотрудничеству Серж Саркисян, межправительственное соглашение о передаче армянских предприятий российской стороне в счет погашения государственного долга Армении будет подписано в течение ближайшего месяца.Саркисян также подчеркнул, что предприятия будут полностью переданы в управление российской стороне.

26 марта. Министр иностранных дел России Игорь Иванов выступил с той позицией, что визовой режим с Грузией будет сохраняться до тех пор, пока совместные действия двух стран в борьбе с терроризмом не будут приносить реальные результаты. Он напомнил, что введение визового режима с Грузией "стало вынужденной мерой по причине войны с терроризмом", и "никакой экономической или политической причины для введения виз не было". Министр опроверг утверждения спикера парламента Грузии Нино Бурджанадзе о том, что все просьбы Грузии по оказанию военной помощи и борьбе с терроризмом были отвергнуты Россией. "Россия неоднократно предлагала такую помощь Грузии и почему эта помощь не была принята руководством Грузии, это вопрос. При этом грузинское руководство отказывалось и отказывается от такой помощи публично".

27 марта. В Абхазии прогремело несколько взрывов – на железнодорожном вокзале, в порту города Очамчира, взорван бензовоз на центральной трассе Абхазии в районе села Беслахуба. Около 7 часов утра произошел взрыв в одном из вагонов электропоезда, следовавшего из Очамчиры в Псоу - КПП на границе России и Абхазии. В результате взрыва в электричке один человек погиб, 15 получили ранения. Служба государственной безопасности Абхазии обвинила в причастности к взрывам спецслужбы Грузии. "В ходе предварительного расследования установлено, что эти преступления являются террористические акциями, ответственность за которые несут террористические формирования, действующие под руководством спецслужб Грузии".

27 марта. В министерстве обороны Азербайджана открылось двухдневное заседание азербайджано-американской совещательной группы в области обороны. По информации азербайджанской стороны, в Баку американские военные эксперты обсудят проблемы безопасности, в рамках которых будут рассмотрены вопросы оказания помощи азербайджанским погранвойскам специальным оборудованием, кораблями и т.д. Посол США в Азербайджане Росс Уилсон, сообщил, что члены совещательной группы рассмотрят перспективы сотрудничества двух стран в военной сфере после приостановления президентом США действия 907-й поправки к "Акту о защите свободы", запрещавшей оказание прямой помощи Азербайджану со стороны правительства США.

27 марта. Президент Азербайджана Г.Алиев выступил с обращением к народу. Он заявил, что геноцид и депортация азербайджанского народа, которые приняли массовый характер в период царской России и СССР, должны получить политико-правовую оценку международного сообщества как "преступление против человечества". В обращении азербайджанского президента подчеркивается, что страны мира "должны вновь уточнить свою позицию в этом принципиальном вопросе".




Заявление представителя МИД Российской Федерации в связи с последними событиями в зоне грузино-абхазского конфликта от 21.03 2002 г.

В результате принятых мер российские миротворцы, захваченные грузинскими бандитами, были освобождены. Тем не менее, совершенные в последние дни нападения на российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта не могут не вызвать вопроса о том, кто осуществляет эти акции, кто их заказывает, какие цели они преследуют.

Грузинские незаконные вооруженные формирования "Белый легион" и "Лесные братья", взявшие на себя ответственность за последние инциденты, появились не вчера. Это о них два года назад авторитетная международная комиссия писала в своем докладе в адрес ООН и ОБСЕ, указывая, что задача этих формирований - создание атмосферы страха и нестабильности среди возвращающихся в Абхазию беженцев и что для достижения этой цели используются засады, похищения, целенаправленное минирование.

Это об их нападениях на мирных жителей, сотрудников абхазских правоохранительных органов, миротворцев СНГ и ООН регулярно докладывает Совету Безопасности Генеральный секретарь ООН.

Роспуска именно этих формирований неоднократно требовал от Тбилиси Совет Безопасности ООН.

И тем не менее они продолжают действовать, причем существуют не только на средства, поступающие за счет грабежа местного населения и рэкета. И оружие они находят не в лесу. Для них открыты кабинеты грузинских высокопоставленных официальных лиц.

В Тбилиси в последнее время очень много говорят о желании бороться с террористами. Но, очевидно, не с теми, кто совершает преступления против гражданского населения и международного миротворческого персонала в зоне грузино-абхазского конфликта. И не с трижды судимым и находящимся в российском федеральном розыске Р.Гелаевым, который с помощью официальных грузинских властей совершил в прошлом году бандитский рейд в Кодорское ущелье, а сегодня укрывается на территории Грузии. И не с теми чеченскими террористами, которые сбили 8 октября прошлого года в Абхазии вертолет с военными наблюдателями ООН на борту (погибло 9 человек), а затем с помощью соответствующих силовых структур Грузии вновь перебрались в Панкиси.

Подобная двусмысленность в позиции официального Тбилиси заставляет усомниться в искренности его намерений, причем не только в сфере борьбы с терроризмом, но и в вопросах политического урегулирования грузино-абхазского конфликта. Иначе не было бы проблем с выполнением Грузией требований соответствующих резолюций СБ ООН, в том числе с роспуском незаконных вооруженных групп, действующих вдоль р.Ингури с грузинской стороны линии прекращения огня. В контексте происходящих событий ясно, что эти формирования нужны Тбилиси, поскольку после их преступных вылазок легче нагнетать напряженность в отношениях с абхазской стороной, громоздить безосновательные обвинения в адрес российских миротворцев, срывать переговорный процесс.

В более широком плане в Грузии явно взят курс на то, чтобы готовить свое и мировое общественное мнение к новым попыткам силового решения абхазской проблемы, в том числе под ширмой муссируемых на официальном уровне беспочвенных утверждений о присутствии в Абхазии каких-то международных и арабских террористов. В Тбилиси должны отдавать себе полный отчет, к чему могут привести подобного рода провокационные безответственные действия.




Заявление МИД Республики Абхазия от 20.03.2002.

18 марта 2002г. на территории Гальского района Абхазии грузинскими террористами из группы “Лесные братья”, проникшими из Западной Грузии, совершен очередной террористический акт. На этот раз объектом нападения террористов стали четверо военнослужащих КСПМ СНГ, которые были захвачены в заложники и переброшены в Зугдидский район Грузии. Известно, что на сопредельной с Абхазией территории базируется ряд террористических организаций, такие как “Белый легион”, “Лесные братья” и др., совершившие многочисленные преступления против местного населения, сотрудников силовых структур Абхазии, персонала Миссии ООН и КСПМ СНГ.

В связи с этими преступлениями Совет Безопасности ООН в своих решениях неоднократно настаивал на том, чтобы власти Грузии выполнили свое обязательство положить конец деятельности незаконных вооруженных групп, проникающих в Абхазию с территории Грузии.

Однако, к сожалению, со стороны грузинских властей нет никаких попыток воспрепятствовать деятельности террористов. Более того, как показал инцидент, связанный с похищением военнослужащих миротворческих сил, руководство Грузии ненамерено предпринимать какие-либо действия в этом направлении, свидетельством чему, на наш взгляд, является заявление президента Грузии Э. Шеварднадзе о том, что “похищение четырёх миротворцев связано с тем, что эти военнослужащие участвовали ранее в похищении двух грузин”.

Бездействие грузинских властей убеждает нас в том, что власти страны по-прежнему проводят политику попустительства и поощрения терроризма.

МИД Республики Абхазия приветствует тот факт, что инцидент с захватом заложников получил, благополучное завершение и в то же время считает необходимым заявить о следующем.

Абхазская сторона неоднократно указывала на то, что власти Грузии проводят политику государственного терроризма в отношении Абхазии. Против Абхазии уже несколько лет используются террористические подразделения, созданные спецслужбами Грузии. Эти подразделения сегодня фактически контролируют территорию западной Грузии, прилегающую к границе Абхазии. Им отводилась главная роль в попытке грузинских властей установить вооружённым путём контроль над Гальским районом Абхазии в мае 1998 года, когда возникла реальная угроза возобновления широкомасштабных боевых действий.

С появлением международных террористов в Панкисском ущелье Грузии спецслужбы Грузии способствовали сращиванию их с грузинскими террористами. Свидетельством и результатам данной политики является вторжение в Кодорское Ущелье Абхазии в октябре 2001 года банд международных террористов совместно с грузинскими террористическими группами при непосредственном содействии грузинских властей.

Как известно, эта авантюра вызвала острый внутриполитический кризис в самой Грузии.

Политика попустительства и поощрения терроризма, проводимая властями Грузии, привела к тому, что терроризм стал угрозой для самой Грузии. В данном контексте можно назвать ряд покушений на Шеварднадзе, на руководителя Аджарии А. Абашидзе и других известных политических деятелей Грузии, а также представителей международных организации и иностранных государств. В ряду проблем, порожденных политикой терроризма, можно также назвать появление территорий в Грузии, превращенных террористами в криминальные зоны.

Несмотря на это, Тбилиси по-прежнему рассчитывает использовать террористов в своих целях, прежде всего для силового решения абхазской проблемы, в пользучего в последнее время всё чаще высказываются официальные лица Грузии. Так по имеющимся сведениям, грузинские власти намерены использовать подразделения международных и грузинских террористов в планируемой агрессии.

Следует отметить, что воинственные настроения в Грузии особенно усилились с активизацией военной помощи со стороны США.

Считаем, что с этим связан отказ Тбилиси, вывести подразделения вооруженных сил Грузии из верхней части Кодорского ущелья в соответствии с подписанным 17 января 2002 года протоколом и требованием к Грузии Совета Безопасности ООН о неукоснительном соблюдении положений Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года.

Министерство иностранных дел Республики Абхазия выражает серьёзную озабоченность эскалацией напряженности в зоне конфликта, требует от грузинской стороны выполнения всех ранее подписанных соглашений и призывает ООН, Российскую Федерацию, группу друзей Генерального Секретаря ООН по Грузии как посредников в урегулировании в конфликта принять действенные меры по недопущению возобновления боевых действий.

Министерство иностранных дел Республики Абхазия всю ответственность за возможное развитие событий возлагает на руководство Грузии и предупреждает о том, что попытки грузинской стороны решить абхазскую проблему силовым путем закончатся крахом для самой Грузии.




Заявление партий и общественных движений Республики Абхазия от 20.03.2002

В последнее время стало очевидно, что Грузия готовится к новой войне против Абхазии. Об этом свидетельствует значительное наращивание военной мощи Грузии при активной помощи и поддержке США и других стран НАТО. В распоряжение грузинской армии передано большое количество современной военной техники и вооружений. Под предлогом борьбы с терроризмом в Панкисском ущелье, в Грузию переброшено свыше двухсот военных инструкторов США.

С появление этих подразделений все чаще официальные представители Грузии стали заявлять о том, что на территории Абхазии находятся базы террористов и религиозных экстремистов и, что Грузия готова провести антитеррористическую операцию на территории Абхазии. Таким образом, грузинские власти начали пропагандистскую подготовку к вторжению в Абхазию под предлогом борьбы с терроризмом.

На протяжении всего послевоенного периода Грузинские власти ведут настоящую террористическую войну против Абхазии, жертвами которой стали сотни мирных граждан и более девяноста военнослужащих миротворческих сил России. Несмотря на то, что Совет Безопасности ООН и Россия заявили, что Грузия несет ответственность за деятельность террористических формирований, никаких санкций в отношении Грузии введено не было. Неудивительно, что режим Шеварднадзе уверовал в свою полную безнаказанность.

В октябре прошлого года власти Грузии перебросили из Панкисского ущелья в Кодорское ущелье отряды международных террористов, которые должны были создать плацдарм для вторжения грузинской армии в Абхазию. Это свидетельствует о том, что произошло слияние международного терроризма с грузинским терроризмом под эгидой официального Тбилиси.

Совсем недавно Шеварднадзе признал, что его представители контактируют с Гелаевым, и дал этому террористу самую лестную характеристику.

Это может служить еще одним подтверждением того, что Грузия в этом году может вновь разыграть сценарий, подобный тому который был разыгран в Кодорском ущелье в октябре 2001 г. Не случайно, Грузия отказывается выводить свои вооруженные силы из Кодорского ущелья, и предоставить возможность ООН и Миротворческим Силам осуществлять мониторинг этого района. Не исключено, что в случае начала боевых действий Грузии будет оказываться прямая военная помощь со стороны США под предлогом поддержки антитеррористической операции.

Все это не может не вызывать обеспокоенности у общественности Абхазии. Поэтому мы призываем ООН и Россию сделать все возможное для предотвращения новой войны и пресечения политики государственного терроризма, проводимой Грузией.

Мы обращаемся к руководству Абхазии принять все меры для повышения обороноспособности государства. Мы призываем всех граждан Абхазии быть бдительными, готовыми отразить возможную агрессию Грузии и отстоять свободу и независимость Абхазии. Со своей стороны мы будем оказывать всю возможную помощь руководству Абхазии, проводить активную работу с населением.

Мы выражаем поддержку Президенту В. Ардзинба в вопросе установления ассоциированных отношений Абхазии с Россией, которые могут стать надежной гарантией независимости Абхазии, безопасности ее народа и создать условия для полнокровного развития экономики. Мы приветствуем позицию Государственной Думы России по вопросу развития тесного сотрудничества с Абхазией в целях сохранения мира и стабильности в регионе.

Республиканская партия Абхазии
Общественно-политическое движение ветеранов Отечественной войны народа Абхазии “Амцахара”
Коммунистическая партия Абхазии
Движение матерей за мир и социальную справедливость
Общественно-политическое движение “Возрождение”
Конгресс русских общин Абхазии
Армянское культурно-благотворительное общество “Крунк”
Союз защитников Абхазии




Заявление министерства иностранных дел Республики Абхазия от 27.03.2002г.

Сегодня в Очамчирском районе Абхазии была осуществлена серия террористических актов, в результате которых погиб одни и получили ранения пятнадцать мирных граждан.

Эти преступления совершены грузинскими террористическими формированиями, действующими под руководством спецслужб Грузии.

В последнее время высшие руководители Грузии стали открыто заявлять о своей поддержке террористический формирований “Белый легион” и “Лесные братья”, несущих ответственность за гибель мирных граждан, представителей КСПМ СНГ и миссии ООН. Все это свидетельствует о том, что власти Грузии надеются решить грузино-абхазский конфликт с помощью терроризма.

В этой связи министерство - иностранных дел Республики Абхазия уполномочено заявить, что руководство Грузии, на словах декларируя свое активное участие в антитеррористической коалиции, на деле проводит политику государственного терроризма.

Власти, Грузии ведут подготовку к началу широкомасштабных военных действий против Абхазии, одним из этапов которой является совершение террористических актов в целях дестабилизации обстановки в Абхазии и создания атмосферы страха.

Руководство Абхазии вновь призывает ООН, Россию и других участников процесса мирного урегулирования принять решительные меры в отношении Грузии в целях пресечения терроризма и предотвращения эскалации конфликта.


ГРУЗИЯ



Злободневные вопросы

1. РИА “Новости” передало 21 марта ясное, решительное и чрезвычайно жёсткое заявление главы РАО "ЕЭС России" А.Чубайса: “Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс заявил в четверг, что российским энергетикам полностью удалось решить проблему неплатежей - потребители на все 100% расплачиваются за электричество деньгами. "Кто бы не претендовал на то, чтобы не платить, будь то РВСН, подразделения ФСБ, школы, для нас это не имеет никакого значения, - сказал он. - Мы отвечаем за порядок в энергетике, и мы его навели" ”.

Вроде бы порядку стоит поаплодировать. Но вот вопрос: потребители – российские школьники, как можно понять г-на Чубайса, расплачиваются за электричество деньгами. Если нет, то им просто отключают свет. В третьей декаде марта, например, был отключён свет в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области. НТВ показало нам кадры из детской поликлиники, где из-за отключённой электроэнергии не функционирует отопление: матери не рискуют распелёнывать новорожденных. Всё потому, что к ним наше РАО ЕЭС твердо как камень: платите! Но чем расплачивается за российское электричество руководство Грузии? Почему за долги российских военных РАО ЕЭС отключает у них свет, а у грузинских военных не отключает? Почему поставки электроэнергии в Грузию в нынешнем году увеличились в три раза, притом, что грузинские долги измеряются десятками миллионов долларов? И это г-н Чубайс называет “мы навели порядок в энергетике?”. Кто-то скажет, что главный распорядитель российской электроэнергии не имел в виду международной сферы. Имел. Его процитированное выше заявление сделано в Варшаве на открывшейся 21 марта конференции "Навстречу общеевропейскому энергетическому партнерству", организованной "ЕЭС России" и Европейским союзом электроэнергетической промышленности "Еврэлектрик". Там как раз, где утверждение принципа “товар – деньги” есть основа всякого разговора. На поставленные выше вопросы г-ну Чубайсу придётся дать ответ. Иначе тем, кто помнит выступления лидера российских “правых” в поддержку Э.Шеварднадзе накануне последних президентских выборов в Грузии, придётся сделать вывод, что бесплатная, или почти бесплатная электроэнергия, в которой г-н Чубайс отказывает школам в РФ, если они опаздывают с оплатой, идёт в Грузию из политических симпатий к её руководству. Г-н Чубайс в таком случае оплачивал бы из карманов российских налогоплательщиков нынешний недружественный России курс режима Э.Шеварднадзе. Или это результат здешнего, внутреннего лоббирования интересов правящей элиты Грузии, на которое г-н Чубайс оказывается податлив? Или это следствие и того, и другого? Г-н Чубайс просто обязан объяснить российскому потребителю, почему он предпочитает ему потребителя грузинского. Это помимо вопроса о ценах на электроэнергию, которые тоже недопустимо низки, но, повторим, в действительности Грузия и по ним не платит.

2. По сообщениям СМИ, МИД России нотой посольству Грузии в Москве потребовал скорейшего задержания и экстрадиции в Российскую Федерацию чеченского полевого командира Руслана Гелаева "для уголовного преследования". Требование сформулировано со всей определённостью, "учитывая бесспорно криминальный характер действий, совершенных упомянутым лицом". Р.Гелаев и в самом деле бесспорно криминальная личность: достаточно сказать, что его октябрьский поход в Абхазию сопровождался убийствами ни в чём неповинных людей. В посольстве Грузии это, разумеется, знают. Но знают и о том, что поход Р.Гелаева был организован по прямому поручению Э.Шеварднадзе, как это следует из заявления г-на А.Иоселиани, шефа грузинской службы внешней разведки. Грузинские дипломаты помнят и хвалебные высказывания своего высшего руководителя об Р.Гелаеве. А уж последние заявления президента Грузии насчёт того, что Р.Гелаев является для России “приемлемой личностью” – просто-таки руководство к действию для сотрудников г-на Менагаришвили.

Отсюда и реакция на ноту МИД РФ со стороны грузинского посольства в Москве. Вот что передаёт “Интерфакс” в сообщении от 26 марта: “В дипмиссии заявили, что "комментарий здесь может быть только один: если Гелаев действительно находится на территории Грузии и если прокуратура республики располагает материалами, подтверждающими его виновность, то он, безусловно, должен быть задержан и выдан России".

Лицемерие обычно выглядит тем более выпукло, чем очевиднее фальшь. Наши “стратегические партнёры” очень решительны: Р.Гелаев, полевой командир, воюющий против соседнего дружественного государства, убивавший мирных жителей Абхазии, как и сотрудников ООН, “безусловно, должен быть задержан и выдан России". Безусловно. И тут же, по науке говорить одновременно взаимоисключающие вещи, в которой так силён нынешний глава грузинского государства, его ученики из посольства в Москве выдвигают два условия выдачи боевика и террориста – “если Гелаев действительно находится на территории Грузии и если прокуратура республики располагает материалами, подтверждающими его виновность”.

Первое условие и само по себе шедевр лицемерия. Не далее как 8 марта в интервью телекомпании “Рустави-2” Э.Шеварднадзе заявил, что его представители имели контакт с чеченским полевым командиром Русланом Гелаевым. Правда, не контакт, а контакты. Ещё бы их не иметь, когда проводишь совместную с Р.Гелаевым военную операцию. Речь идёт об официальных контактах с преступником, которого разыскивает “Интерпол”. Повторю: официальные контакты с преступником имели не случайные люди, и даже не просто сотрудники спецслужб Грузии, а представители грузинского президента. Иначе говоря, Р.Гелаев находился на грузинской территории, против него было возбуждено уголовное дело, материалы имелись в распоряжении грузинских властей – мы уже рассказывали об этом в Бюллетене нашего Института. И что, разве Р.Гелаев был выдан России? Нет, нам сказали, что он “приемлемая личность”. Грузинский президент, похоже, не постеснялся бы появиться рядом с таким и на публике. На днях телезрители ахнули от удивления, увидев на экране телевизора объявленного в международный розыск Бадри Патаркацишвили рядышком с Э.Шеварднадзе. Тоже на территории Грузии.

Впрочем, настоящий Иудушка Головлёв облюбовал бы для себя второе условие выдачи Р.Гелаева России: “если прокуратура республики располагает материалами, подтверждающими его виновность”. Тут двуличию открываются прямо-таки космические просторы. Читаем, что сказали на сей счёт “Интефаксу” в посольстве Грузии: “В посольстве подчеркнули: "У нас есть свои законы, и мы не можем просто схватить человека и выдать его. Нужно изучить соответствующие материалы. Но если он действительно виновен и находится у нас, то проблем с его выдачей не возникнет. Это только вопрос времени"”. Какого, интересно, времени? Достаточного для того, чтобы после признаний в сотрудничестве с боевиком, сказать “мы не знаем, куда он исчез”? Как сообщает “Интерфакс” со ссылкой на ноту, Генпрокуратура России направила своим грузинским коллегам требование о выдаче Гелаева еще 9 ноября 2001 года. Полтора года грузинские власти изучали материал. Изучая, сотрудничали с Гелаевым в военных операциях. Посему решили не заметить, как его подчинённые сбили вертолёт ООН и расстреляли около двадцати мирных армян Абхазии. И не надо по каждому случаю ссылаться на Игоря Гиоргадзе. Получается эдакое условие участия Грузии в борьбе с терроризмом: выдадите И.Гиоргадзе, тогда будем участвовать, а не выдадите – не будем. Тут нет вопроса. Никогда, ни один официальный деятель России не говорил, что И.Гиоргадзе находится в России. Напротив, грузинской стороне было многократно сказано, что его в РФ нет. Совершенно не так, как в случае с Р.Гелаевым. Если даже оставить в стороне вопрос о том, насколько обоснованны обвинения в адрес бывшего руководителя госбезопасности Грузии. Бесполезным делом занимаются посольские сотрудники Грузии в Москве. Россияне уже не столь доверчивы к нашим “стратегическим партнёрам” из официального Тбилиси, как бывало в прошлом. Их уже на мякине не проведёшь.

3. Председатель парламента Грузии Нино Бурджанидзе несколько лет прожила в России, занималась наукой, и, наверное, поэтому нас учит. Учит Россию. Посмотрите выпущенный посольством Грузии в Москве информационный вестник №1, страница 3: “В интервью газете “Время новостей” Н.Бурджанадзе подчеркнула, что Россия должна делать шаги навстречу Грузии, “не забывая, что главный камень преткновения – абхазский вопрос”. На 19-м пленарном заседании межпарламентской ассамблеи в Санкт-Петербурге она снова рассказывала нам, как жить. Впрочем, на сей раз она взяла на себя больший груз – не Россию только, а всё СНГ. Касаясь вопросов грузино-российских отношений, Н.Бурджанадзе, как передали информагентства, Заявила, что СНГ "не должно спокойно на это смотреть, способствовать нормализации взаимоотношений между двумя государствами”. Вроде бы оно правильно. Вроде бы, подумаешь, какие уж тут нужны тонкости. Ан, нужны! Бесконечные “должны”, обращённые к другим странам и руководителям со стороны официальных лиц Тбилиси, отражают менталитет нынешних грузинских руководителей: все им “должны”, всех они учат. Президент Грузии назвал “глупыми” высказывания министра иностранных дел России – случай из ряда вон выходящий в практике дипломатических отношений между странами, вроде бы готовящими Договор о дружбе. И это уже третье его оскорбительное выступление против главы российского МИДа. То он нам рассказывал, какую Россию можно считать демократической, а какую нет. То он за нас объявляет, что боевик Р.Гелаев является для России “приемлемой личностью”. То он учит нас через телевидение, где россияне обнаруживают вдруг в компании с ним бежавшего из России и объявленного в розыск Б.Патаркацишвили. То назидательно, то задиристо, с вызовом, то прямо-таки драчливо, но всегда с кафедры, сверху вниз, высокомерно. Иногда откровенно нагло, как в распространённом на государственном сайте Грузии sakartvelo.ru заголовке из газеты “Вечерний Тбилиси”: “Министр из Ахметы, глава российского МИД вырос на Кавказе и неплохо матерится по-грузински”. Учителя! На межпарламентской ассамблее СНГ в Петербурге госпожа Бурджанадзе получила с российской стороны ответ, который заслужила. Его заслужило и всё грузинское руководство: "В последнее время на всех международных форумах мы все чаще слышим нравоучения со стороны грузинских коллег… Мы ни разу не слышали, что делает руководство этой страны и парламентарии по укреплению своей государственности, предупреждению развала по подъему экономики… Наверное, удобнее отвлекать общественное мнение от внутренних проблем поиском недругов вовне". К сожалению, нет другого выхода в общении с представителями официального Тбилиси, как не спускать им ни единого выпада в адрес России. Обычную российскую снисходительность там принимают за проявление слабости и воодушевляются на новые оскорбления, дерзости, нападки, поклёпы, но что хужё – на операции типа кодорского рейда спецслужб совместно с отрядом Р.Гелаева.

4.GazetaSNG.ru от 20 марта распространила статью грузинского автора под заголовком “Миротворцы в Абхазии защищают бандитов”. Статья не просто неуважительна в отношении тех, кого сами грузины на уровне их президента в который раз сочли необходимым оставить в зоне конфликта во избежание кровопролития. Хуже: она написана издевательски, недопустимо развязно, оскорбительно и грязно. Можно понять наших коллег, рассчитывающих публиковать различные точки зрения: у нас в Институте, конечно же, обратили внимание на то, что статья появилась в рубрике “Позиция”. Но разве стоит считать позицией откровенную неправду, да ещё выраженную в непристойной манере? Эту статью и опровергать нечего. Содержащиеся в ней утверждения за несколько дней до её публикации опровергли официальные структуры Грузии. Привожу сообщение программы “Моамбе” от 16 марта государственного телевидения Грузии:

“Стало известно, что российские миротворцы сдали сухумским властям двух грузинских партизан, задержанных в селе Приморском Гальского района.

14 марта миротворцы в селе Приморском окрыли огонь по вооружённым лицам, в результате чего был ранен один человек, а двое взяты в плен. Они оказались членами партизанской группы “Лесные братья”, которые вели разведку местности.

Министр госбезопасности сухумского правительства заявляет, что в плен были взяты М.Гогилава и Г.Арзония. Их будет судить абхазский суд.

Лидер “Лесных братьев” заявляет, что они отомстят, так как миротворцам запрещено открывать огонь, кроме как в случае защиты своих позиций”.

Вот так. Само гостелевидение Грузии не оставляет сомнений, что речь идёт о т.н. партизанах, что, таким образом, захват российских заложников 18 марта – результат мести со стороны “Лесных братьев”, заявление лидера которых грузинские информационные структуры поспешили обнародовать. В полемику с “Моамбе” я сейчас не собираюсь вступать, хотя грузинское гостелевидение устами лидера “Лесных братьев” неверно аргументирует насчёт прав миротворцев. Разговор не об этом. Он о том, что нет возможности выстраивать какую бы то ни было позицию на том, будто миротворцы взяли в плен неких мирных жителей, приехавших в Гальский район из Зугдидского погостить у родственников. Коллеги из GazetaSNG.ru, неправду не распространять бы, а напротив, ставить ей барьер.


АРМЕНИЯ



“Аравот”, Ереван,
21 марта 2002

Безответная любовь

Наконец-то и наши народные избранники обеспокоились ситуацией, складывающейся ввиду ввода американских войск на Южный Кавказ. На этой неделе председатель парламентской комиссии Виктор Даллакян призвал руководство и политические силы страны обсудить ситуацию и организовать с этой целью парламентские слушания. По прогнозам Даллакяна, присутствие американских военных подразделений в Грузии приведет к тому, что на территории Южного Кавказа будут одновременно находиться войска как России, так и НАТО и подобное развитие событий может отрицательно сказаться на Армении и Нагорном Карабахе - в том смысле, что американцы могут принудить нас к принятию неблагоприятного решения карабахского конфликта. Оставим сей прогноз на совести самого Даллакяна, однако то, что что вопрос о том, стоит или нет корректировать наш внешнеполитический курс, действительно назрел и приобрел чрезвычайную актуальность.

А и впрямь, не пора ли Армении переориентироваться в своей внешней и переметнуться от теряющей свои позиции на международной арене России в сторону более сильного союзника в лице США? В конце концов, стоит ли нам продолжать стратегическое партнерство с государством, об очевидном ослаблении которого говорят даже сами российские политики? Пожалуй, это именно те вопросы, над которым действительно стоило бы сегодня подумать и политическим силам, и руководству республики. Впрочем, пока что, судя по всему, большинство отечественных политических сил, представленных в парламенте, выступают категорически против каких-либо отходов от взятого внешнего курса на вечную дружбу с Россией. При этом большинство - по той простой причине, что не верят в ослабление России и считают ее потенциал достаточным для того, чтоб решать проблемы своей собственной национальной безопасности и защищать интересы своих союзников, к коему числу принадлежит и наша Армения. Другие, как например, председатель парламентской комиссии по обороне , нацбезопасности и внутренним делам Ваан Ованнисян, все-таки признают ослабление позиций России на международной арене, однако все равно считают, что нам следует держаться ее курса, хотя бы для того, чтоб некоторые российские политики и военные деятели наконец бы поняли, кто у России в надежных друзьях и с кем она может связывать свои южные интересы. Типа: все переметнулись, а Армения - осталась. Она не предала, когда все остальные устремились в тесные объятия НАТО.

Что ж, остается только надеяться на то, что Россия оценит столь завидную в политике преданность и ответит нам наконец исключительной взаимностью в смысле отстаивания интересов Армении в регионе. Чего прежде , между прочим, раньше не делала. А брала и вдруг включала в число своих стратегических партнеров тот же Азербайджан, который, напротив, в России в вечной дружбе клясться не собирается и вообще больше любит американцев.




Как трудно любить слабого, когда есть сильный

Феликс Станевский

(По поводу статьи “Безответная любовь” в газете “Аравот”)

Хочется надеяться, что сотрудники газеты “Аравот” внимательны к сообщениям информационных агентств. Ниже следует одно из тех, которые обязательны к учёту для любого автора статьи по Южному Кавказу:

“15.03.2002 , Медиамакс , Турция играет основную роль в установлении мира на Кавказе и в Центральной Азии, заявил заместитель министра обороны США.

Заместитель министра обороны США Пол Волфовиц /Paul Wolfowitz/ заявил, что Турция играет "основную роль в установлении мира в регионе от Юго-Восточной Европы до Ближнего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии". Как сообщили сегодня Медиамакс в пресс-службе Государственного департамента США, выступая в Вашингтонском институте по ближневосточной политике, Волфовиц отметил, что Турция играет ключевую роль в сближении Запада и мусульманского мира”.

Почему-то некоторым закавказским обозревателям кажется, что Соединённые Штаты сами, так сказать, лично будут заниматься южнокавказским регионом. Нет слов, регион для них существенен, например, для транспортировки каспийской нефти, природных ресурсов Центральной Азии. Но разве им так уж обязательно вникать самим в здешнии перипетии? Нет США давно и определённо определили Турцию как своего приказчика в регионе. Или, точнее, наместника. Высказывание Вульфовица не оставляет на сей счёт сомнений. Да и не первое это высказывание такого рода.

Впрочем, стоит задумываться не столько над высказываниями, сколько над делами. Над тем, например, что в Манеули под Тбилиси на турецкие деньги построен военный аэродром. Понятно, что бы ни говорили в Ереване заезжие грузинские политики и военачальники, Э.Шеварднадзе завязан на Турцию. Разумеется, далеко не только этим аэродромом, в коем он, разумеется, не сможет теперь уже отказать турецким друзьям. Но нескончаемыми делегациями турецких военных в Грузию, турецкой военной помощью, турецкими советниками, совместными военными мероприятиями, сотрудничеством в пограничной области. Стоит только просмотреть любую ленту новостей, как откроются потоки информации о крепнущей грузино-турецкой дружбе. “САКИНФОРМИ, 21 03 02. Грузино-турецкие учения пограничников ведутся в турецкой губернии Ардаган. Как сообщили в пограничном департаменте Грузии, в учениях принимают участие подразделения Ахалцихской и Ардаганской застав”. “Сакинформи. 21 03 02. На состоявшейся в Тбилиси пресс-конференции лидер политобъединения "Эртоба" /"Единство"/ Джумбер Патиашвили высказался против усиления влияния Турции в Грузии. Он. В частности, отметил:"Вызывает тревогу то обстоятельство, что в последнее время возрастает военно-политическая активность Турции по отношению к нашему государству… "Мы считаем, что чрезмерная заинтересованность Турции регионом Самцхе-Джавахети /юг Грузии/, населенном преимущественно этническими армянами, может привести к дестабилизации обстановки в регионе",- заявил Патиашвили”. О турецком интересе к Джавахетии много писали в последнее время. Отвечая газете “Аравот”, выделю другое. Опытный политик, бывший руководитель Грузии Дж.Патиашвили прав: "ошибаются те, кто полагает, что отдаление Тбилиси от Москвы и уменьшение влияния России в Грузии приведет к усилению влияния в Грузии непосредственно США…США считают Турцию своей опорой в регионе Кавказа и поэтому Вашингтон предоставит Анкаре возможность усилить свое влияние в Грузии".

Так что, как в свете этого глядится гипотеза армянской газеты: “А и впрямь, не пора ли Армении переориентироваться в своей внешней и переметнуться от теряющей свои позиции на международной арене России в сторону более сильного союзника в лице США? В конце концов, стоит ли нам продолжать стратегическое партнерство с государством, об очевидном ослаблении которого говорят даже сами российские политики? Пожалуй, это именно те вопросы, над которым действительно стоило бы сегодня подумать и политическим силам, и руководству республики”.

Что и говорить, слабых не любят. Но авторы этих вопросов хорошо знают, что Россия ослабла не сегодня. Ей был нанесён такой удар распадом СССР, что диву даёшься, как она ещё устояла на ногах. Так что вопросы запоздали на десять лет. Риск новых поражений России пока велик, ибо она не оправилась вполне. Но уже приходит в себя, уже заставляет с собой считаться своим людским потенциалом, своей территорией, своим ядерным потенциалом, своими богатствами, своей, похоже, выстоявшей наукой и культурой. И есть ли вопрос, как строить отношения с Россией для тех граждан Армении, которые в последние годы переселились в Россию, для тех, кто выезжает туда на заработки или для тех, кто, проживая в Джавахетии, настаивает на сохранении в Ахалкалаки российской военной базы? Есть ли такой вопрос для армян Абхазии? Неверна сама основа статьи “Безответная любовь”, сформулированная заголовком. Конечно, не всё обязательно будет гладко в политических отношениях между двумя странами, как не всегда всё гладко в отношениях между людьми, тем более принадлежащим к разным народам. И всё-таки давно уже не было столько искренней дружбы между россиянами и армянами, столько взаимной подлинной симпатии, сколько в последние годы. Этим стоит дорожить.




Агентство CNA,
20 марта 2002

Интервью главы МИД НагороногоКарабаха Гаяне Мовсесян

- По предложению сопредседателей Минской группы ОБСЕ в дополнение к прямому диалогу президентов Армении и Азербайджана будут организовываться встречи личных представителей глав двух государств для ведения переговоров по карабахскому урегулированию – соответственно замминистра ИД РА Татула Маргаряна и замминистра ИД АР Араза Азимова. Ереван приветствовал это предложение посредников и считает, что подобные встречи могут содействовать достижению прогресса в мирном процессе.

Каково отношение властей НКР к этому предложению? Ограничиваются ли этим новые предложения посредников? Насколько, на Ваш взгляд, эффективными могут оказаться эти встречи, если даже переговоры на уровне президентов Армении и Азербайджана не дали желаемых результатов?

- Сопредседатели приехали в регион с целью возобновления переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, но поскольку в Азербайджане это вызвало болезненную реакцию, посредники решили на этом этапе отложить восстановление переговорного процесса в полноценном формате с тем, чтобы вернуться к этому позднее. В результате этого и возникла идея продолжения диалога президентов Армении и Азербайджана на уровне экспертов. Но данное предложение – и это я хочу особо подчеркнуть,- безусловно, не подменяет или не заменяет необходимости возобновления полноценного переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ. Такова позиция и Сопредседателей, таково и наше понимание данного формата. Ситуация в переговорном процессе продолжает оставаться неопределенной, и можно только надеяться на оживление мирного процесса. В настоящее время посредники изыскивают возможности для привлечения Азербайджана к конструктивному диалогу, но последние заявления министра иностранных дел В.Гулиева, в частности, о том, что Азербайджан никогда не принимал и не намерен принимать возможность участия представителей Нагорного Карабаха в качестве стороны на переговорах, не оставляют впечатления каких-то кардинальных перемен и готовности азербайджанской стороны добиваться конкретных результатов по урегулированию конфликта, а не иллюзорных пропагандистских результатов, причем в основном для внутриполитического потребления.

- Говорилось ли на встрече с Сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ходе их недавнего визита в регион о возможности участия карабахской стороны в переговорах на этом уровне?

- Как на переговорах с президентом НКР А.Гукасяном, так и в заявлениях для прессы Сопредседатели отмечали необходимость полноценного восстановления в переговорах трехсторонней конфигурации конфликта. Попытки Азербайджана избежать переговоров непосредственно с Нагорным Карабахом мы расцениваем как свидетельство слабости его переговорной позиции как в политическом, так и в правовом поле. Признаться, мне трудно поверить в искренность азербайджанской стороны, заявляющей о готовности добиваться урегулирования конфликта, если она при этом отказывается видеть в Нагорном Карабахе народ, реализовавший свое право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. Могу только подтвердить неизменность нашей позиции –решение конфликта возможно только с учетом позиции Нагорного Карабаха и при его не формальном, а реальном участии в достижении и заключении мирного соглашения.

- Что, с точки зрения Степанакерта, можно было бы считать прогрессом в карабахском урегулировании, если, по всеобщему признанию, до окончательного разрешения конфликта еще далеко?

- Прежде всего хочу сказать очевидную истину – любой вооруженный конфликт имеет три стадии разрешения: достижение прекращения огня, установление мер доверия и переговоры по заключению мирного соглашения. Политическая напряженность в регионе, несмотря на восьмилетнее перемирие, – результат отсутствия реализации мер доверия, чему препятствует Азербайджан. Известна позиция официального Баку относительно невозможности в каких-либо формах экономического и гуманитарного сотрудничества между сторонами. И с этой точки зрения совершенно очевидно, что значительным прогрессом на пути к достижению мира стали бы встречные шаги сторон по разрешению насущных задач, которые могли бы продемонстрировать народам решимость властей добиваться восстановления добрососедских отношений.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ