Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №81(01.09.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Политический ландшафт Белоруссии

Владислав Лосев (Минск), Александр Фадеев (Москва)

Несмотря на то, что до президентских выборов в РБ еще три года, но в некотором смысле предвыборная кампания в Белоруссии уже началась. Так, Александр Лукашенко, выступая 1-го августа на пресс-конференции перед журналистами российских региональных СМИ, недвусмысленно  высказал свое отношение к перспективам своей дальнейшей политической судьбы. В частности, он фактически подтвердил свое намерение продолжить карьеру в качестве главы белорусского государства, но при этом подчеркнул, что это возможно  только в том случае, если граждане Белоруссии на референдуме поддержат Александра Лукашенко в этом. Лукашенко заявил и о том, что он рассматривает разные варианты дальнейшего развития событий, в том числе и определение некой политической фигуры в качестве своего преемника.

Начиная с 1994 года и вплоть до осени 2001 года (вторые президентские выборы), у белорусского лидера имелись самые благоприятные возможности (в первую из-за наличия большого количества добровольных активистов) по созданию боевитой и массовой партии сторонников Лукашенко, что позволило бы ему без тревоги смотреть в свое политическое будущее. Однако эта возможность не была использована, так как ближайшее окружение смогло убедить главу государства в ненадобности какой-либо партии народному президенту. В итоге он остался наедине с бюрократией,  которая, имея свои специфические интересы, стала навязывать главе государства свои правила игры. Однако, будучи от природы человеком сильным и не желая попадать в зависимость от чиновных кругов, а также следуя известному стереотипу поведения любого диктатора,   Александр Лукашенко периодически «перетряхивает» (иногда в довольно некорректной форме) государственный аппарат, что, в свою очередь, порождает среди высшего чиновничества вполне определенные настроения.

Интересно, что именно подобные настроения и стараются культивировать во всех слоях белорусского общества лидеры и идеологи оппозиции. Наиболее изощренные из них стремятся замаскировать при этом свою антироссийскую и антирусскую сущность, ввести в заблуждение массы пророссийски и, одновременно, критически в отношении Лукашенко настроенного населения и использовать их в качестве трамплина для прихода к власти.

Особенность же расстановки политических сил в Белоруссии хорошо видна на примере обсуждения в Национальном собрании республики антикоррупционного  закона, который депутаты «не хотят принимать, т.к. многие из них сами себя там видят». Однако белорусский лидер рассчитывает, что этот закон все же будет принят, если не нынешним, то новым составом Национального собрания РБ. Возможно, что  именно «антикоррупционный закон» станет тем оселком, на котором будет проверяться лояльность президенту парламента нового созыва. Ведь с новым составом депутатского корпуса Александру Лукашенко придется решать непростые политические (включая личные) задачи. Поэтому уже сейчас администрацией президента РБ и министерством юстиции ведется целенаправленная работа по ослаблению позиций тех политических сил, которые в случае их избрания в Палату представителей Национального собрания РБ могли бы сформировать в парламенте антипрезидентские  депутатские фракции или группы. В этом русле властями был прекращен выход нескольких тиражных оппозиционных газет, информационная политика которых носила, однако не только ярко выраженный антипрезидентский, но и антироссийский характер (издания, кстати, финансировались в рамках американских программ). Помимо этого, органами юстиции проводится тотальная проверка всех общественных объединений и политических партий вне зависимости от общественно-политической направленности.

Следует отметить, что в Белоруссии относительно развитые партийные структуры и структурированные общественные организации имеют сегодня только оппозиционные прозападные силы. Парадокс, но в республике практически отсутствуют самостоятельные и дееспособные пропрезидентские общественно-политические структуры. Александр Лукашенко опирается исключительно на государственный аппарат  и на прогосударственные, напрямую поддерживаемые президентской администрацией организации, как Федерация профсоюзов Белоруссии, Белорусский республиканский союз молодежи и Белорусская республиканская организация ветеранов. Внешне эти организации многочисленны и вполне представительны, но функционерами этих объединений(многие из которых стали во главе своих структур благодаря поддержке власть предержащих) движут в первую очередь карьеристские устремления, а не какие-либо идейные соображения или общественные интересы. В условиях политической неустойчивости (а подобное положение неизбежно наступит по окончании второго срока президентских полномочий А.Лукашенко) высока вероятность того, что эти «президентские опоры» окажутся весьма слабыми. Скорее всего, их ждет участь КПСС и ВЛКСМ времен краха Союза ССР  или же ПОРП и СЕПГ периода развала социалистической системы, когда эти с виду мощные организации на деле оказались политически беспомощными.

Необходимо признать, что поддержка Александра Лукашенко со стороны белорусского общества (хотя рейтинг его в настоящее время продолжает оставаться достаточно высоким) не носит все же устойчивого и мобилизационного характера. В случае политического или экономического кризиса (а именно их стремятся провоцировать противники нынешнего президента) сотни тысяч его сторонников, что очевидно, не выйдут «по зову сердца» на улицу, чтобы поддержать Лукашенко. Повторить успех 1994  года, когда Александр Лукашенко был вознесен на вершину власти именно волной общенародной симпатии к борцу против коррупционеров и националистов, уже невозможно.

Нельзя совершенно исключать, что уход Лукашенко с политической сцены республики (это может произойти, подчеркнем, не ранее, чем через три года) будет способствовать приходу к власти в Белоруссии антироссийской и антирусской оппозиции, которая, несмотря на свою немногочисленность, хорошо организована и постоянно   целенаправленно поддерживается (материально, организационно и политически) Вашингтоном, Варшавой и , в определенной степени, Берлином.

Эти «партии кризиса» сегодня не могут играть заметной роли на политическом пространстве республики, но в период любой политической нестабильности, которую с нетерпением ожидают и инициируют, сразу появятся на авансцене. Поскольку белорусские правые не в состоянии своими силами сменить режим Лукашенко, то их лидеры в конце лета, заметив охлаждение в российско-белорусских отношениях, активизировали усилия по привлечению к борьбе со своим президентом кремлевской администрации. Лидеры БНФ и ОГП просят Кремль лишить Александра Лукашенко экономической, финансовой, сырьевой и дипломатической поддержки. Вождь Белорусского народного фронта(А) Валентин Вечерко в конце августа в Москве буквально умолял президента России озаботиться правами человека и судьбой демократии в Белоруссии путем, прежде всего, «прекращения интеграционных игрищ». Нынешний президент РБ характеризуется белорусскими правыми как некий Jumbo в современной европейской политике, последний, надоевший всем истинным белорусам диктатор Европы. Лейтмотив этих маневров прозападной оппозиции на деле состоит в том, чтобы Кремль помог свалить Лукашенко, а она, придя к власти в республике, задушит русский язык и все пророссийские элементы, срочно подаст заявку на вступление Белоруссии в НАТО, а затем в Евросоюз. При этом скромно умалчивается какую истинную цену придется заплатить белорусским гражданам за членство в этих организациях, какай долей суверенитета необходимо будет поступиться.

Совершенно очевидно, что функционеры БНФ, ОГП, «Грамады» и другие примкнувшие в ним политические группы ориентируются не просто на вхождение республики в Европу, а на членство Белоруссии без Лукашенко исключительно в Атлантической Европе. Для них одинаково чужды как идеалы шредеровской “Europa-puissance”, так и ценность особых отношений с Россией. Специально отметим, что правым из Белоруссии так и не удалось установить прочные связи, перейти на доверительные партнерские отношения с российскими коллегами из СПС. Причина здесь довольно проста: БНФ и ОГП являются ярко выраженными националистическими партиями, придерживающиеся известного лозунга - «Сначала Беларусь», а их российские визави, напротив, сплошь «граждане мира», «космополиты»(по меткому выражению директора РИСИ Евгения Кожокина).  На таких подходах выстроить долгосрочное партийное сотрудничество белорусских и российских правых довольно проблематично.

Оппозиция, получив этим летом политическую поддержку со стороны США («Акт о демократии в Белоруссии») и перспективу крупных денежных вливаний  (до 40 миллионов долларов), активно занимается распространением в обществе всеобщего недовольства лично Александром Лукашенко и на этой основе надеется привлечь на свою сторону самые широкие, в том числе и пророссийски настроенные, слои белорусского населения. Для  этого наиболее искушенные  идеологи оппозиции предлагают временно отказаться от антироссийской и антирусской риторики, выдвинуть  в качестве  «народных» лидеров фигуры, которым можно придать облик друзей России, и вступить в «партнерские» отношения с максимально возможным количеством политических сил России. Цель всех этих действий достаточно ясна: создание самого широкого (в том числе и со стороны России) антилукашенковского фронта; развал белорусско-российского союза и окончательный отрыв Белоруссии от России.

В Белоруссии, к сожалению, пока реально не идет процесс самостоятельного и активного становления каких-либо пророссийских общественно-политических структур. С другой стороны Договор о создании Союзного государства предусматривал формирование единого политического пространства Белоруссии и России, но на этом направлении правящие круги как Белоруссии, так и России абсолютно ничего не предприняли. При этом пассивность в данном вопросе Кремлем объясняется, например, стремлением соблюдать невмешательство в дела суверенного белорусского государства. Естественно, что подобная позиция правящей элиты России всячески приветствуется администрацией президента РБ, т.к. любая независимая, неподконтрольная администрации (пусть и на всеобщую пользу) политическая деятельность, особенно на электоральном поле президента Лукашенко, в Белоруссии считается неприемлемой.

Несомненной политической «доминантой» в РБ сегодня выступает сам Александр Лукашенко, который обладает всей полнотой административного ресурса, но при этом не имеет структурированной общественной поддержки, что может сделать его положение к концу второго президентского срока достаточно шатким. Президент остро нуждается в разноплановой помощи со стороны части российской политической элиты, прежде всего по вопросу последующей легитимизации со стороны Кремля факта своего пребывания во власти на новый срок(или бессрочно?). Но ближайшее окружение продолжает толкать Александра Лукашенко на тупиковый путь «советского заповедника». Сейчас как никогда нужны новые радикальные решения в контексте белорусско-российских отношений, но этому пока мешают качество нынешней команды главы белорусского государства и его личные политические фобии.

Несмотря на поддержку подавляющим большинством белорусских граждан Союза Белоруссии и России (формы объединения называются разные: от варианта ЕС до вхождения в состав РФ), в республике отсутствуют сколько-либо значимые общественно-политические и информационные структуры общерусской направленности. В РБ нет ни одного независимого от властей и от оппозиции (а, следовательно, от американских фондов) печатного издания, радиостанции или телеканала, пропагандирующего интеграцию с Россией, что является результатов целенаправленной деятельности министерства информации РБ. В сложившихся условиях (вне зависимости от того какой политический путь изберет А.Лукашенко) необходим комплекс мер по структурированию и активизации той части белорусского общества (в первую очередь элиты), которая готова не только воспринять, но и проводить в жизнь реальные программы, соответствующие общерусским (белорусско-российским) интересам. Именно эта часть общества  призвана стать одним из гарантов необратимости белорусско-российского воссоединения. Настало время и для представления республиканской общественности общерусской политической партии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ