Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №85(01.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Независимая Молдова,
17 октября 2003

Секретные миллионы Бухареста

И.Пэдуре

Правительство Румынии узаконило проведение тайных операций на территории Республики Молдова

"Десять лет правительство Румынии тратит на территории Молдовы сотни тысяч, миллионы долларов. Несмотря на то, что оно было обязано координировать свои траты с правительством Молдовы - этого не было сделано до сих пор и не делается и сейчас, хотя обещания в этом смысле были даны". (Из заявления Постоянного представителя РМ в Совете Европы Алексея Тулбуре)

"В настоящее время эти проблемы не находят решения в рамках двустороннего диалога, так как Румыния продолжает игнорировать аргументы и обоснованные требования молдавской стороны". (Из обращения МИД РМ к Совету Европы)

Заявление Постоянного представителя РМ в Совете Европы и обращение МИД Республики Молдова к СЕ выдержаны в резких тонах. Когда такие интонации появляются в дипломатической практике, то это обычно означает: одна из сторон обнаружила, что другая сторона в течение долгого времени ведет неискреннюю, тайную игру - при этом уверяя партнеров по переговорам в собственной искренности и абсолютной открытости. Это означает, что одна из сторон убедилась в нежелании другой стороны вести конструктивную дискуссию.

Обстоятельства, в которых ведутся дискуссии дипломатов, чаще всего скрыты от публики. Но когда начинаются разговоры о "дипломатическом конфликте", общество должно знать, что стало его причиной. Причины мы нашли в документах, которые касаются создания и расходования того самого Специального фонда, созданного правительством Румынии.

Чтобы понять, почему правительство Молдовы так остро относится к проблеме существования пресловутого Фонда правительства Румынии по развитию отношений с РМ (только в 2002 году из этого фонда было потрачено на операции в Республике Молдова около 4 миллионов долларов), попробуем отвлечься от специфики отношений между Румынией и Республикой Молдова.

Представим две абстрактные соседние страны: скажем, страну "А" и страну "Б". Теперь представим, что правительство страны "А" узнает о том, что правительство страны "Б" финансирует на ее территории некие проекты - причем в суммах, которые исчисляются миллионами долларов. Что это за проекты, правительство "Б" говорить отказывается. Более того, дает понять, что правительство "А" это интересовать вообще не должно.

Можно себе представить, что началось бы, если бы такая ситуация сложилась, скажем, в отношениях между Венгрией и Румынией. Или между Россией и Украиной. С уверенностью можно сказать, что скандал поднялся бы до небес. Суверенное государство имеет полное право знать, кого финансируют иностранные правительства на его территории.

И только Республика Молдова, по мнению румынского правительства (и, что удивительно, по мнению части кишиневских политиков), такого права не имеет. Вот и МИД Румынии "выражает недоумение". Так сказать, а что это с вами случилось? Все нормально, ребята, не надо делать скандала.

Изучение документов, которые относятся к деятельности вокруг Фонда правительства Румынии по развитию отношений с Республикой Молдова, заставляют прийти именно к такому выводу.

1. Сначала напомним о делах недавних дней, о времени, которое непосредственно предшествовало демаршу Молдовы в СЕ.

16 апреля 2003 года в Бухаресте проходит встреча между делегацией Межминистерского комитета правительства Румынии по отношениям с РМ и делегацией представителей Молдовы в Межправительственной молдо-румынской комиссии по экономическому, торговому и научно-техничекому сотрудничеству.

На этом заседании представители Румынии согласились с тем, что "необходимо принять меры для координирования действий обеих сторон в процессе расходования средств из Фонда правительства Румыынии по связям с Республикой Молдова, определить направления и приоритетные проекты с выработкой двустороннего механизма работы, который должен быть обсужден во время следующей встречи в Кишиневе 25 мая 2003 года".

Со стороны Румынии протокол заседания подписал госсекретарь правительства Румынии Адриан Бэлэнеску, уполномоченный по связям с Республикой Молдова. Со стороны Молдовы - Мариан Лупу, тогда вице-министр экономики.

Итак, на этом заседании наблюдается любовь и единодушие. Правительство Румынии соглашается, что Молдова должна получать полную информацию о расходовании средств из Специального фонда. Более того, Молдову уверяют, что приоритетные проекты будут определены совместно, на двусторонней основе.

Но, подписывая этот документ, Адриан Бэлэнеску уже знал, что ничего подобного происходить не будет. Знал совершенно точно.

2. Это заседание происходило 16 апреля, но еще 13 марта 2003 года премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе подписывает ордонанс, предназначенный к срочному исполнению "Об изменении Закона Э36/1993 о финансировании некоторых действий по экономической и культурной интеграции между Румынией и Республикой Молдова". Кроме премьера, ордонанс подписывают министр иностранных дел Мирча Джоанэ, министр публичных финансов Михай Тэнэнеску и министр по координации Генерального секретариата правительства Петру Михэйлеску.

Более того, Адриан Нэстасе ставит свою подпись под пояснительной запиской к ордонансу, что свидетельствует о экстраординарной важности документа для Нэстасе. Это исключение из обычного правила: составлять пояснительные записки - это дело не премьер-министра, а его аппарата.

Этим ордонансом Адриан Нэстасе предлагает румынскому парламенту изменить формулировку статьи 1 указанного закона, принятого еще в 1993 году. Первоначальная формулировка статьи 1 звучит так: "Для обеспечения финансирования важных мероприятий, согласованных с властями Республики Молдова, в целях ускорения экономической интеграции, укрепления и развития общего культурного и духовного пространства, образовать при Правительстве Румынии Фонд развития отношений с Республикой Молдова".

Так вот, Адриан Нэстасе предлагает исключить из закона всего несколько слов. Выкинуть слова "согласованных с властями Республики Молдова".

Пояснительная записка к ордонансу сама по себе - большой эмоциональной силы документ. Вот несколько цитат из этой записки, под которой стоит подпись премьера Румынии.

"Так как в последние годы, особенно начиная с 2001 года, после прихода к власти кишиневских коммунистических (прорусских) сил (здесь слово "русский" для Нэстасе, видимо, является синонимом слова "недружественный". Это чрезвычайно интересно смотрится в контексте "укрепления отношений с Российской Федерацией", которое декларируется Румынией в последнее время. - И.П.), двусторонние отношения претерпели глубокую деградацию, определение приоритетных целей, которые должны были финансироваться из Фонда развития отношений с Республикой Молдова, и ОСОБЕННО ИХ СОГЛАСОВАНИЕ С ВЛАСТЯМИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА стало невозможным в соответствии с духом и буквой указанного закона".(Выделено мной - И.П.)

"По этой причине... было отдано предпочтение более общим формулировкам, без конкретного указания партнеров в Республике Молдова или конкретных мероприятий. Детали по каждому проекту Межминистерский комитет Правительства Румынии по развитию отношений с Республикой Молдова сообщает НЕПОСРЕДСТВЕННО ГЛАВНЫМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ РАСПОРЯДИТЕЛЯМ КРЕДИТОВ" (Выделено мной - И.П.)

Обосновывает же необходимость изменения формулировки Адриан Нэстасе так: "Учитывая враждебное, скорее, даже агрессивное отношение, высказываемое открыто в официальных заявлениях, а также косвенно в печати, контролируемой нынешними кишиневскими властями, к продвижению и финансированию из бюджета Румынии проектов, в которых интерес нашей страны является преобладающим..."

Все это не похоже на документ, призванный "укреплять добрососедские отношения, экономическую и культурную интеграцию". Это куда больше похоже на служебную записку резидентуры спецслужбы, которая работает во враждебном государстве.

3. Ордонанс, которым правительство Румынии сознательно узаконило тайный характер финансовых операций, проводимых на территории Республики Молдова, быстро двигался по коридорам власти Бухареста.

17 марта - ордонанс зарегистрирован в Палате депутатов парламента Румынии для обсуждения и в Сенате в качестве информации.

15 апреля - единогласно принят Палатой депутатов. Причем обсуждение документа заняло ПЯТЬ МИНУТ.

21 апреля - зарегистрирован в Сенате для обсуждения.

23 апреля - передан для обсуждения в комиссию по бюджету, финансам и банкам, в комиссию по европейской интеграции и в комиссию по внешней политике.

12 мая - Поставлен в повестку дня заседания Сената и в тот же день принят Сенатом.

23 мая - передан на промульгацию.

29 мая - Промульгирован декретом президента Румынии Э340

2 июня - вошел в силу как закон Э234/02/06/2003.

Совершенно ясно, что молдавская сторона не была информирована о нагрянувших изменениях закона десятилетней давности. Андриан Бэлэнеску, улыбаясь, подписывал протокол заседания, где было сказано, что Румыния будет совместно с Молдовой распределять деньги из Специального фонда. Подписывал, хотя румынская сторона прекрасно знала о том, что эти финансовые операции должны быть скрыты от молдавского правительства, потому что ордонанс правительства УЖЕ БЫЛ ОДОБРЕН Палатой депутатов парламента Румынии. А когда румынская и молдавская делегации 25 мая вновь должны были сесть за круглый стол в Кишиневе, этот документ уже был передан на промульгацию президенту Румынии...

Видимо, именно это правительство Румынии называет "искренними и открытыми отношениями". Именно это МИД Румынии считает "нормальным ходом решения проблем". Именно за такой порядок ведения дел выступает румынское внешнеполитическое ведомство, "решительно отвергая необоснованные утверждения".

"Мы склонны думать, что у румынского правительства есть серьезные причины скрывать получателей этих денег (в этом году правительство Румынии даже внесло поправки в закон о спецфонде, из которого были изъяты слова о координации использования средств с Молдовой), мы вынуждены считать, что эти деньги идут в руки тех, кто подрывает суверенитет Молдовы и выступает за объединение с Румынией.

Мы склонны считать, что массовые националистические, ксенофобные, прорумынские выступления 2002 года были финансированы и из Румынии (г-н Нэстасе тогда лично послал письмо Юрию Рошке, в котором поддерживал его "борьбу"). И так мы будем считать до тех пор, пока не убедимся в обратном из всей той информации, которую должно предоставить нам правительство Румынии, касательно назначения денег, потраченных на территории Молдовы". (Из заявления постоянного представителя РМ в Совете Европы Алексея Тулбуре).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ