Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №48(15.03.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О визите митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Крым.

Интервью заведующего отделом Украины Института стран СНГ Кирилла Фролова интернет-изданию “Единое Отечество”

23-24 февраля Симферопольскую и Крымскую епархию посетила представительная делегация Московского Патриархата во главе с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом. Владыка Кирилл посетил Черноморский флот, передал частицу мощей св.адмирала Федора Ушакова Крымской епархии, выступил в Верховном Совете Крыма и на открытии международной конференции “Новое в российско-украинских отношениях.Крымский пример”, в которой приняли участие ведущие политологи двух государств. Вам, как члену российской делегации, довелось быть участником торжеств с момента прибытия митрополита Кирилла в Симферополь. Как проходили первые минуты визита?

Еще в самом начале обратило на себя внимание то церковная делегация во главе с митрополитом Кириллом и архиепископом Саранским Варсонофием летела в Крым не отдельно, а вместе с участниками предстоящей конференции. И это было символично: архиереи были с народом, в том числе – с интеллектуальной элитой страны. В самолете находились крупнейшие российские политологи, публицисты, кинематографисты. Достаточно назвать Алексея Пушкова – ведущего аналитической телепрограммы “Постскриптум”, Андроника Миграняна – профессора Московского государственного института международных отношений, Владимира Волкова – директора Института славяноведения и балканистики РАН, профессора Александра Ципко – политического обозревателя “Литературной газеты”, Сергея Маркова – директора Института политических исследований.Словом, здесь собрались виднейшие представители экспертного сообщества, те, кто формирует общественное мнение. И уже в пути начался живой и свободный диалог между ними и митрополитом Кириллом, начались попытки преодоления того барьера, который искусственно создается оппонентами Православия и всякого рода “посредниками” между Церковью и экспертным сообществом. Отмечу, что эта живость откликов ощущалась в дальнейшем на протяжении всего визита. В авиасалоне раскрепощенно общались между собой люди разных мнений и взглядов. Произошло здоровое смешение светской и церковной элит, ибо организаторы, в частности, Институт стран СНГ, пригласили и лидеров православной общественности-Председателя Союза Православных граждан Валентина Лебедева, доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, известного историка Владимира Махнача.В Крыму присоединились архиепископ Львовский и Галицкий Августин, заместитель председателя движения “Путь Православных” Юрий Болдырев, представитель Одесского митрополита Агафангела Валерий Кауров.И это сообщество людей и атмосферу их общения освящали находившиеся в пути мощи святого адмирала Ушакова. Таким образом, здесь были Угодник Божий, совесть нации, т.е. Церковь, и интеллект нации. Кстати, оказалось, что многие из присутствующих совершенно не знали об Ушакове как о святом…

Перелетев Украину, мощи Угодника Божия как бы осенили ее. А их прибытие в Крым особенно важно: слава Ушакова, как и прошлое Севастополя, одинаково драгоценна для России и Украины. Теперь, когда праведник причислен к лику святых, нам предстоит осознать, что его молитвенное предстательство за нас тоже служит единению наших народов в Православии. Все это представляется тем более важным, что противниками адмирала в битвах были агаряне, так долго терзавшие Украину и Россию, и он становится небесным покровителем моряков в контексте нынешних событий – Косово, поддерживаемый внешними силами татарский экстремизм в Крыму, строительство повсюду военных баз США, Молдавия. 5 марта, по инициативе Джорджа Буша, должна состояться встреча между ним и Вселенским Патриархом Варфоломей. Мы видим, что подобные встречи обычно заканчиваются вмешательством в дела Русской Православной Церкви. События мировой политики шаг за шагом неумолимо свидетельствуют о том, что конкуренты России последовательно реализуют стратегию расчленения Московского Патриархата как системообразующего геополитического фактора на постсоветском пространстве. В этой связи не менее значительно, что торжества в Крыму прошли под молитвенным покровом не только адмирала Ушакова, но и Царя-Мученика Николая II. Перед прибытием в Севастополь икона последнего посетила Сумщину, где к святыне приложились более 130 тысяч человек. Я сам видел ее мироточение от этого образа! В Крыму же икона обошла не только Севастополь и Ливадию, но и другие “царские” места. Обе святыни посланы нам, наверное, в контексте будущих испытаний. И организаторы конференции в Ливадии специально приурочили ее к перенесению частицы мощей святого воина Феодора в Севастополь. Объединяя оба события, они подчеркнули важность православного фактора в украино-российских отношениях, подчеркнули важность Крыма как единой для наших народов колыбели Православия, “коллективного баптистерия Святой Руси” – как пишет наш известный публицист Владимир Махнач.

Какое впечатление произвела на присутствующих речь владыки Кирилла в Верховном Совете Крыма?

Во-первых, символично, что встреча с крымской общественностью состоялась именно в Верховном Совете, хотя первоначально предполагалось, что она пройдет в академическом русском драматическом театре. Во-вторых, своей речью владыка Кирилл буквально покорил депутатов, интеллигенцию журналистов. При этом он сделал ряд принципиальных заявлений. Не постеснялся сказать, что проводимая Л.Грачом политика стабильности в Крыму и активных отношений с Россией подвергается атакам антиправославных сил и “трясут то дерево, которое приносит плоды”. Эти слова оказались потрясающе верными, ибо уже через день после торжеств стало известно о том, что Л.Грачу было отказано в предвыборной регистрации, причем по какому-то формально незначительному поводу. И это – сразу после того, как человек нелицемерно показал свою принципиальную позицию и православность! Его позиция заключается в том, что Россия и Украина – обязательные ближайшие партнеры, а Крым – полигон этого партнерства. Духовная подоплека событий еще важнее. Будучи членом компартии, Л.Грач не просто заявил, что поддерживает Православную Церковь и что противостояние компартии и Церкви осталось в прошлом, но еще сказал, что исповедует идеалы Святой Руси. А встречая мощи святого адмирала – не просто присутствовал, но приложился к ним! В свою команду он взял людей, которые действительно свои для Православия.Речь идет о вице-премьере правительства Крыма,профессоре русской филологии Владимире Казарине или министре архитектуры В.Лаврове – специалисте по творчеству замечательного православного поэта Сергея Бехтеева. Не могу не отметить, что те, кто сейчас пытается выдавить Грача из политики, забывают, что восхождение на политический Олимп Б.Ельцина тоже начиналось с подобных гонений.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о конференции.

На конференции принципиально подчеркивалось, что в Крыму нет разделения по принципу “русские-украинцы”, но они вместе противостоят опасности нарастания крымско-татарского экстремизма, направленного против мира и Православия на полуострове. Важно понимать, что если успешно будут действовать те, кто хочет убрать Крым с духовной арены и превратить его в новое Косово, то в будущем полуостров будет потерян вообще, т.е. не будет принадлежать ни Москве,ни Киеву Поэтому Крым должен самоидентифицироваться как тот самый “коллективный баптистерий Святой Руси”, о котором уже упоминалось. В своем выступлении председатель оргкомитета конференции Директор Института Стран СНГ Константин Затулин указал на то, что необходимыми,системообразующими факторами стабильных отношений Украины и России являются церковное единство России и Украины в лоне Московского Патриархата, придание на Украине русскому языку – языку общения двух стран и притом разработанному именно в Киево-Могилянской Академии – статуса государственного, и построение в Украине подлинной демократии.

Выступления участников конференции отличались трезвостью. Запомнились слова Андраника Миграняна, который нарисовал неутешительную картину духовного надлома и безволия в нашем православном народе, неумения оценить ситуацию критически и дать достойный отпор надвигающемуся злу. Эти критические мысли светского разума необходимо вписать в систему православных координат. Говоря о нашей теплохладности и безразличии, докладчик подводил слушающих к мысли о покаянии в истинном смысле этого слова, т.е. о здоровом самоанализе, изменении ума, преодолении греховности.Одним из основных дкладчиков был и владыка Кирилл. Вспоминая его слова, я бы отметил весьма своевременный тезис о том, что политика надо классифицировать по его отношению к Православной Церкви и подкреплению этого отношения конкретными делами. Вцелом же о речи владыки не побоюсь сказать, что, пожалуй, впервые за много лет Православная Церковь ясно и четко выступила перед “мозгами” общества. Наши публицисты давно не слышали живого голоса Церкви, не видели Ее позиции, и у них успел сложиться Ее образ как этакой “аптечки-библиотечки”, а образ священника – как “свадебного генерала”.Политологи подходили после докладов и признавались: “Мы раньше не понимали, что Православие – основа наших традиций, без которой просто невозможно быть русским или украинцем”. Хотя владыка спешил в Москву, его просто не хотели отпускать, окружив и заваливая вопросами. Итог общения на конференции церковной и светской элит можно подытожить так: при молитвенном предстательстве двух святых произошел колоссальный духовный и интеллектуальный прорыв во взаимопонимании. И этот диалог необходимо продолжать. Второй день конференции прошел в Севастополе, в Черноморском филиале МГУ. В числе прочих, там обсуждался вопрос о его превращении в мощный духовно-образовательный комплекс, для чего необходимо открытие там филиала Православного Свято-Тихоновского Института и расширение деятельности Патриаршего Подворья при Московском Университете-храма святой мученицы Татианы на Черноморский филиал, на территории которого, кстати, находится храм св.Андрея Первозванного, не используемый ныне, к сожалению, по назначению.

Но ведь митрополит Кирилл не вчера стал открыт “мозгам” общества для диалога. Почему же прорыв произошел только теперь? Не связано ли это с новыми вызовами Русской Православной Церкви со стороны мощных религиозно-политических центров, таких как Ватикан?

Диалог назревал с обеих сторон, но на это требовались время и момент наилучшей для взаимопонимания ситуации. Сейчас, в контексте мировых событий – включая и то, что Вы справедливо упомянули о Ватикане, – такая ситуация наступила. В частности, выше сказано о проекте православной составляющей образовательного центра в Севастополе. Создание таких центров представдляется приоритетным, ибо наши католические оппоненты придают огромное значение образовательным проектам. Для половинчатости не осталось места. А остановить совершившегося прорыва, думаю, уже не удастся.

Беседу вел Владислав Дятлов


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ