Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Свертывание российско-белорусской интеграции

Александр Фадеев

В начале апреля произошли серьезные изменения в российско-белорусских отношениях, которые свидетельствуют о новом качестве в подходе Москвы к интеграции. Наиболее четко эти изменения охарактеризовал министр финансов России Алексей Кудрин – сроки интеграции растягиваются, и Белоруссии не следует в рамках процесса подготовки к объединению надеяться на дополнительные дотации с российской стороны. Из-за неготовности правительства Белоруссии к конструктивному обсуждению проблемы перехода на единую с Россией валюту кабинет министров Михаила Фрадкова окончательно отказался от намерения ввести российский рубль на территории РБ с 1 января 2005 года. Главным препятствием на пути к компромиссу является желание Белоруссии за отказ от использования белорусского рубля на собственной территории истребовать от Москвы порядка 5 млрд. долларов США, причем, 2 млрд. единовременно. Минск дал понять, что только стабилизационный кредит в объеме 20 млрд. рублей, который готово выделить под процесс перехода на единую валюту российское министерство финансов, его не устроит.

В начале апреля представитель Национального банка Беларуси Сергей Дубков напомнил о том, что привязка курса белорусского рубля к российскому была ранее (в июне 2003 г.) отложена на год решением Александра Лукашенко. Осуществить такую жесткую привязку национальной валюты Белоруссии к российскому рублю планировалось 1 июля 2004 г., однако, указа президента РБ по этому поводу до сих пор нет. Одновременно глава НББ Петр Прокопович продолжил уверять общественность Белоруссии и России о высокой степени готовности пакета соглашений с российскими финансистами и всячески выражать надежду, что правительство Фрадкова вернется к рассмотрению белорусского (компенсационного) варианта перехода на единый рубль.

Жесткие требования белорусского правительства, направленные на получение от России крупных дополнительных компенсаций при потенциальном переходе на единую валюту, привели к ответному шагу с российской стороны: компенсаций не будет, пакет предложений правительства России по механизму введения единой валюты сформирован, и оно его смягчать в угоду завышенным запросам Минска не намерено. Более того, было заявлено, что российское правительство в текущем году возвращаться к этой теме не собирается. Вице-премьер России Александр Жуков в день Единения обвинил Белоруссию в том, что та тормозит принятие решения по вопросу о едином валютном пространстве двух государств и намеренно превращает его в политический. Все это, по мнению Жукова, происходит из-за непонимания Минском выгоды от введения российского рубля.

В свою очередь глава правительственного аппарата Белоруссии Сергей Сидорский попытался снова увязать проблему перехода на единую валюту с вопросами создания равных условий для субъектов хозяйствования двух стран, удовлетворением требования республики о единых ценах на энергоносители, а также с покрытием Россией тех издержек, которые якобы несет белорусская сторона от существующего порядка взимания косвенных налогов. Министерство финансов России немедленно отреагировало и внесло в правительство РФ несколько поправок в Налоговый кодекс наряду с комплексом законопроектов по налоговой реформе. Суть этих мероприятий состоит в том, что Россия должна отказаться в отношениях с РБ от существующего принципа взимания НДС – по стране происхождения товара. Таким образом, предполагается, что со следующего года Белоруссия лишится статуса единственного государства, с которым Россия придерживалась подобного механизма взимания НДС. Теперь обе страны перейдут на международные принципы взимания косвенных налогов «по стране назначения», за исключением российских энергоносителей (природного газа, нефти). Россия тем самым купирует претензии белорусской стороны на выплаты ей компенсаций (до 250 млн. долларов в год) за потери, которые она якобы несет от ныне действующего порядка уплаты НДС по принципу «страны происхождения».

Внешне все выглядит так, что белорусское правительство победило и в результате пятилетней борьбы добилось, наконец, от России изменения системы взимания косвенных налогов в пользу Белоруссии. Однако на деле республике придется забыть о компенсации со стороны России той суммы потерь от недополученного с 2000 года НДС, которая определена путем подсчета (по неизвестной, правда, методике) специалистами министерства финансов РБ. Сумма значительная – около 800 млн. долларов США. Этот объем финансовых средств действительно мог быть переведен в бюджет республики Москвой, но  только при условии продолжения строительства Союзного государства, с момента создания единого валютного пространства. Президент РБ Александр Лукашенко, как известно, от введения единой валюты на территории республики решительно отказался еще летом прошлого года. Переход на принцип взимания НДС по стране назначения при определенных условиях способен приносить Белоруссии до 60-70 млн. долларов в год дополнительно. В то же время белорусским предприятиям-экспортерам товаров в Россию придется понести немалые убытки, поскольку они будут вынуждены уплачивать НДС и в бюджет РБ и в российский бюджет. Это объясняется тем, что между Россией и Белоруссией нет соглашения об избежании двойного налогообложения, а белорусская сторона не считает подписание подобного документа актуальным и соответствующим ее интересам.

Кроме того, не исключено, что новый порядок уплаты косвенных налогов вызовет новый виток взаимных подозрений в образовании «серых» и «черных» зон, сокрытии партий экспортно-импортных товаров, пересекших российско-белорусскую границу. Это неизбежно породит стремление обеих стран воссоздать в полном объеме таможенную границу. Таможенные барьеры и удушение экспортного потенциала белорусских предприятий путем двойного налогообложения объективно приведут к сужению потока товаров, поставляемых в Россию. Эти факторы, а также прогнозируемый рост цен на энергоресурсы не позволят Белоруссии выполнить запланированную ее правительством программу масштабной экспортной экспансии на рынок России.

Что касается создания равных условий для российских и белорусских субъектов хозяйствования, о которых столь активно радеет премьер-министр РБ Сидорский, то следует подчеркнуть, что правительственные круги Белоруссии озабочены исключительно патронированием собственных предприятий, имеющих экономические или торговые интересы на пространстве России, и, чаще всего, за счет ограничения потенций российских производителей. Поэтому в порядке вещей стало ущемление интересов российских компаний-импортеров, которые изначально ставятся в невыгодные условия, из-за этого проигрывая на внутрибелорусском рынке конкурентам не только из Белоруссии, но и из других государств. Убытки российских компаний исчисляются многими десятками миллионов долларов. Союзная Белоруссия сегодня занимает третье место (после Евросоюза и Индии) в списке стран мира, которые ввели наибольшее количество запретов (тринадцать!) на ввоз товаров из России. Эти ограничения по импорту продукции российских предприятий находятся в вопиющем противоречии с договором о Таможенном союзе 1995 г., договором 1999 г. о создании Союзного государства, другими двусторонними и многосторонними соглашениями, подписанными ранее белорусской стороной.

Исходя из этих международных документов, следует отнести лицензирование и квотирование Минском таких товарных групп, импортируемых из России на территорию республики, как мука, крупы, мыло, маргарин, пиво, хлебобулочные изделия, сахар, океаническая рыба, морепродукты, табачные изделия, бензин и дизельное топливо в качестве незаконных мер белорусского правительства и региональных властей РБ. Действия в данном направлении правительства и облисполкомов республики противоречат стратегии экономической интеграции, политике укрепления регионального торгово-экономического сотрудничества двух стран, в котором с российской стороны активно участвуют 79 субъектов Российской Федерации, предоставивших Белоруссии наиболее благоприятные условия для развития кооперативных связей, торговли и развития республиканской товаропроводящей сети на своей территории.

В политическом отношении знаковым событием следует признать назначение Владимира Сенько в Брюссель, постоянным представителем при Европейских сообществах и представителем Белоруссии при Организации Североатлантического договора.  Лукашенко, приняв это кадровое решение, специально подчеркнул, что Белоруссия намерена эффективно продвинуть свои отношения с европейскими странами и усилить этот вектор внешней политики. Сенько, по убеждению белорусского лидера, сумеет в ближайшие годы поставить на нужные рельсы сотрудничество Белоруссии с европейскими организациями и Европой в целом. При этом Лукашенко ограничил партнерство с Россией исключительно рамками Союзного государства, которое, как известно, так и не создано. Белоруссии ее президент предначертал путь возвращения на европейское политическое пространство, поскольку республика не только является частью, но и центром Европы, и быть вне ее не может.

Почему же Лукашенко так уверен в успешной миссии «одного из самых выдающихся белорусских дипломатов» - Владимира Сенько? Владимир Леонович Сенько с 1994 по 1997 год возглавлял внешнеполитическое ведомство Белоруссии при молодом тогда президенте Лукашенко. В министерстве иностранных дел СССР, где Сенько проработал почти 17 лет до возвращения в Белоруссию, он считался специалистом по Польше, язык и политический класс которой знает досконально. Став министром иностранных дел Белоруссии, Владимир Сенько разработал особую внешнеполитическую концепцию «многовекторности», которая пользовалась поддержкой Александра Лукашенко и исходила из того, что Белоруссия должна реализовывать роль связующего звена между Западом и Востоком. Однако при этом Белоруссия не будет нейтральным государством, поскольку нейтралитет, по убеждению Сенько, не может видеться в категориях романтического идеализирования и обретет реальные очертания только при условии появления у Минска внешних гарантов (стран или блоков) безопасности республики. С этой точки зрения для Белоруссии приоритетны интеграция в европейское сообщество, прежде всего, в Евросоюз, программы сотрудничества с НАТО и независимость национальной экономики от России.

Кроме того, концептуально главнейшей точкой опоры Белоруссии в мире, а также в рамках интеграции с Евросоюзом  определялась Германия. Именно на этом направлении, по мнению Сенько, Белоруссии необходимо «достигать особой концентрации сил и средств». Германия рассматривается Сенько как образец государства, где знаменитая немецкая основательность и гигантская мощь современного промышленного потенциала позволили достичь впечатляющего исторического успеха. Что касается России, то, как считает Владимир Сенько, насильственное воссоединение с ней Белоруссии два века назад роковым образом прервало нахождение белорусской нации в европейской социально-политической, экономической и культурной среде. Поэтому даже укрепляя с Россией торгово-экономические связи Белоруссия должна любой ценой возвращаться в Европу, интегрироваться в ее единый хозяйственный комплекс. Заботой республиканского руководства должно стать и создание внутренних условий для западных инвесторов, которые не должны бояться вкладывать свой капитал в белорусскую экономику. Но, в виду того, что процесс вхождения в Евросоюз может идти достаточно длительный период времени, то Минску, наряду с последовательным уменьшением гипертрофированной экономической зависимости от России, следует избегать до времени резкого обрыва хозяйственных связей с ней.

Однако, критикуя республиканское руководство Белоруссии за отсутствие реальных действий в целях сближения с Россией, не стоит идеализировать позицию в этом вопросе и российской стороны. Так, например, довольно странными кажутся шаги России по частичному восстановлению государственной границы с Белоруссией. С марта этого года ФПС России в одностороннем порядке на своей территории ввела пограничную зону с Гомельской областью Республики Беларусь. Конечно, можно предположить, что здесь дело не столько в Белоруссии, сколько в проблемах, исходящих с прилегающей к Гомельской области украинской территории, с «Новгород-Северского угла». В то же время нельзя исключать, что зональное пограничное строительство ФПС под флагом борьбы с наркотрафиком и мигрантами будет продолжено: тогда следует ждать воссоздания погранзон на всей 990 км российско-белорусской границе. Вряд ли такая политика будет вписываться в рамки российско-белорусской интеграции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ