Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №111(15.11.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Демография. Миграция. Гражданство



О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года

30.10.2004., МИД России

Сообщение для печати

30 октября 2004 года в Киеве Посол России в Украине В.С.Черномырдин и Министр иностранных дел Украины К.И.Грищенко подписали Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года.

В соответствии с данным Протоколом граждане России и Украины освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства одной из сторон, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства одной из сторон. Согласно Протоколу граждане России и Украины должны иметь при себе миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля.

Протокол к соглашению будет временно применяться с 1 ноября 2004 года и вступит в силу с момента последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.




Рушайло ополчился на ОБСЕ

 Исполнительный секретарь СНГ называет причины, мешающие единству России и Украины

11.11.2004.,   Независимая газета

Александра САМАРИНА, Кира ЛАТУХИНА

Вчера Госдума легализовала взаимные безвизовые поездки граждан России и Украины. Правда, процедура остается довольно сложной для исполнения. Дело в том, что соответствующее соглашение было заключено двумя странами еще семь лет назад. Теперь ратифицирован протокол, определяющий перечень документов, необходимых для пересечения общей границы. Сегодня таких бумаг 17, в дальнейшем предполагается ограничить список пятью. Самое же главное, по словам спикера нижней палаты Бориса Грызлова, – граждане Украины могут отныне "находиться на территории России без регистрации до 90 суток, а следующим шагом будет решение о двойном гражданстве".

Между тем в необходимости последнего, в частности, сомневаются даже на Украине – известно на этот счет недавнее высказывание спикера парламента республики. Да и российским думцам придется иметь дело уже не с поправками в готовый документ по безвизовому проезду, а с огромным комплексом требующих правки законов.

Как известно, аналогичный закон о двойном гражданстве с Таджикистаном не работает. Впрочем, исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло на вчерашней пресс-конференции заверил журналистов, что с Украиной таких проблем не возникнет. После чего перечислил сложности воплощения в жизнь договора с Таджикистаном. Основным препятствием оказалось отсутствие непосредственной границы у России и Таджикистана: "Между нами целый ряд транзитных стран". Второй трудностью Рушайло назвал наличие таковой у республики с Афганистаном: "Эта страна общеизвестно является конфликтной в течение длительного времени, в связи с этим там отсутствуют рабочие места для населения и массовым занятием для лиц, проживающих в сельской местности в Афганистане, является выращивание наркосодержащих растений. Наркотики идут транзитом через Россию. С учетом этих негативных социальных и политических факторов может не срабатывать закон о двойном гражданстве между нашими странами в том объеме, на который мы рассчитываем".

На Украине, отметил Владимир Рушайло, возглавляющий сегодня миссию наблюдателей СНГ на президентских выборах в республике, интеграции мешает другой вредоносный фактор: ОБСЕ. Экс-министр привел в пример избирательную кампанию. С самого начала между двумя группами наблюдателей обозначились существенные расхождения в оценке методов проведения кампании. В частности, европейцы резко осудили прозвучавшее накануне голосования обещание Януковича повысить пенсии, а Рушайло уверен, что "в повышении пенсий в принципе нет ничего плохого".

Зато наших наблюдателей потрясли многочисленные нарушения, допущенные конкурентом нынешнего премьера Украины. Объективности ради Рушайло отметил и нарушения, допущенные нынешними украинскими властями: один из участков в Киеве открылся на целых 10 минут позже положенного.

Протокол о безвизовых поездках граждан РФ и Украины вчера же в срочном порядке ратифицировал и Совфед – не без дискуссий. Нижегородец Дмитрий Бедняков долго убеждал коллег, что нелегалы теперь смогут находиться в стране "бесконечно долго и фактически беспрепятственно". А Вячеслав Новиков из Красноярского края вообще предположил, что под угрозой окажется национальная безопасность России: "Что, на Украине граница непроницаема для террористов?"

Под конец и сам докладчик, председатель комитета по делам СНГ Вадим Густов недовольно заметил: если в Москву едет питерец на три дня, ему придется регистрироваться, а вот украинцу ничего подобного не надо делать целых 90 дней. Не выдержал и ханты-мансийский сенатор Петр Волостригов, к которому приезжает теща с Украины и "больше 90 дней ее держать здесь нельзя".

Выслушав все претензии, замглавы МИД РФ Валерий Лощинин завершил дебаты, отрезав: "Мы работаем не для того, чтобы создавать частокол, через который нельзя перешагнуть".




Подарите русским детям Россию!

В.Михайлов

Можно ли предугадать витиеватые кружева реляций то  сплетаемые, то расплетаемые чиновниками от миграции год от года? Число документов, по которым граждане СНГ могли въехать в Россию, до недавнего времени, равнялось восемнадцати.  Выступая недавно в Госдуме, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев сообщил: «Мы перешли на более мягкий режим, и оставили лишь пять документов, по которым они могут въехать на территорию России». В числе этих документов, по его словам, служебный паспорт, дипломатический паспорт, загранпаспорт, а также паспорт моряка. Облегчена жизнь наших соотечественников.

 А как быть россиянам? Будет ли продлён срок пребывания в столице нашей Родины без регистрации до 90 дней? А тут и литовцы озадачили. По  сообщениям информационных агенств, с нового года Литва будет пропускать калининградцев всех возрастов в Россию только при наличии заграничного паспорта.

Как сообщает ТВ Центр,   решение Литвы вызвало в паспортных отделах Калининградской области настоящий бум.     Ведь, у большинства юных жителей анклава необходимых документов пока нет.

Проблемами массовой паспортизации детей вынуждены заниматься учителя. Калининградские школы превратились в филиалы ОВИРов. Педагоги спешно собирают фотографии и анкеты. Каждую неделю отчитываются, сколько оформлено документов.

До сел Калининградской области детская паспортизация вообще не добралась. Ученикам никто и не предлагал помощи в оформлении документов. В многодетных семьях родители просто не в состоянии платить 360 рублей за паспорт каждого ребенка.

  Для многих семей соотечественников, эмигрировавших из стран СНГ и оформлявших при выезде российское гражданство только для себя, стало полной неожиданностью, что нужно доказывать Российское гражданство ребенка   родившегося там. Ведь и мать, и отец являются гражданами России и прожили дети на территории России более пяти лет. Только в 8 школе Калининграда каждый пятый учащийся Российского гражданства не имеет, а, значит, загранпаспорт не получит.

Это проблема не только детей-калининградцев, но и всех, кто вернулся в Россию в первые годы развала СССР. Именно тогда в консульских отделах посольств России в странах СНГ, не оформляли гражданство детей, вместе с родителями, заверяя всех, что с получением российского гражданства родителей, ребёнок автоматически становится гражданином России. Так было, во всяком случае, в Казахстане  до 1996года. А раз так, то   этой категории детей необходимо предоставить право на получение российского гражданства в упрощённом порядке без установления срока пребывания тем более, что для этого есть законные основания:

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.» N 1325 пункт 13, которого гласит: « Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей первой - пятой статьи 14 Федерального закона».

Справка.

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" Статья 14 пункт2 :  

  В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

Недавно на главных улицах города Калининграда появились транспаранты, призывающие подарить весь мир детям. Но хочется добавить, подарите им еще и всю Россию. Чтобы маленькие калининградцы не ощущали себя оторванными от большой Родины.




Кыргызстан и Россия пытаются решить миграционные вопросы

29.10.04., КАБАР

Собрание народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (СНП ЖК КР)и Совет Федерации России на открывшемся сегодня 5-ом заседании двусторонней межпалатной комиссии обсудили вопросы кыргызских трудовых мигрантов. По сообщению пресс-службы СНП ЖК КР, обе стороны обратили внимание на значительные нерегулируемые миграционные потоки. Они формируются, в основном, за счет трудовой миграции.

Сегодня в России насчитывается более 300 тыс. кыргызстанцев, занимающихся трудовой деятельностью. Из них официальные разрешения получили около 5 тыс. человек. После терактов в России и введения нового миграционного законодательства процедура оформления на работу иностранных граждан еще более усложнилась, увеличилось количество требуемых документов, возросли размеры пошлин за использование иностранной рабочей силы.

Как отмечает пресс-служба, Россия тем самым однозначно дает понять, что миграционную политику она намерена осуществлять жестко и в рамках тех законов, которые приняты и действуют. С целью урегулирования правового статуса кыргызских мигрантов в России обе страны подписали в 2003 году Протокол, предусматривающий определенные преференции для трудящихся мигрантов из Кыргызстана и не имеющих аналогов для других стран. Кыргызская сторона ратифицировала этот документ, а в России он проходит стадию согласования. Как отметили сегодня кыргызские парламентарии, сейчас необходимо незамедлительно начать осуществление комплекса взаимосвязанных мер.




Вся надежда на мигранта

В России уже работают от 1,5 до 10 млн гастарбайтеров, но уже в 2006 году ожидается дефицит рабочих рук.

06.11.2004.,Труд №212

Алексей ПОЛУБОТА

Наступающий 2005 год, возможно, станет последним, когда Россия сможет развивать свою экономику за счет внутренних трудовых ресурсов. Чем дальше, тем сильнее будет не хватать рабочих рук. Если количество трудовых мигрантов (как легальных, так и "теневых") сохранится на нынешнем уровне, то к 2015 году гастарбайтеры смогут положительно влиять на рынок труда только в Москве и ближайшем Подмосковье. Даже в Санкт-Петербурге найдется мало желающих заняться "черновой" работой. Об этом говорилось на семинаре-совещании по проблемам трудящихся-мигрантов в странах СНГ, организованном Всеобщей конфедерацией профсоюзов.

Не секрет, что сейчас трудовые мигранты воспринимаются обществом скорее негативно. И есть тому реальные объяснения. Большая часть гастарбайтеров - нелегалы. Если верить официальной статистике, во всем СНГ чуть больше полумиллиона трудовых мигрантов. В то же время, по оценкам различных экспертов, только в России работает от 1,5 до 10 миллионов приезжих.

Как признал заместитель председателя Комитета по делам СНГ Госдумы РФ Сергей Антуфьев, сегодня точного числа "теневых" мигрантов в России не знает никто. Зато существуют данные о том, сколько денег гастарбайтеры изымают из российской экономики. Только украинцы, работающие в нашей стране, в 2003 году вывезли 10 миллиардов долларов - так заявил по украинскому телевидению президент Путин. А некоторые эксперты считают, что даже больше - 18 (!) миллиардов долларов.

По данным МВД, нелегальными мигрантами совершается около 35 тысяч преступлений в год. Зачастую именно гастарбайтеры становятся "инструментами" в руках наркоторговцев. Карту теневых мигрантов не прочь разыграть и террористы. В качестве примера приводился Беслан. Говорят, что бандиты под видом гастарбайтеров, делающих ремонт, завезли летом в школу оружие.

Другой факт был приведен в докладе генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Владимира Щербакова: в незаконную миграцию женщин по предоставлению секс-услуг вовлечено более 100 тысяч жительниц СНГ. Кроме того, по словам Сергея Антуфьева, уже сегодня жители Подмосковья все чаще болеют лихорадкой, туберкулезом. Причина все та же - эти исчезнувшие было заболевания ввезены незаконными мигрантами.

И тем не менее у трудовой миграции больше плюсов, чем минусов. По мнению заведующей лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанны Зайончковской, благодаря "левой" рабочей силе избежали банкротства многие промышленные предприятия. Как, например, угольные шахты, на которых после развала Союза из-за низкой зарплаты соглашались работать только шахтеры из соседней Украины.

Что касается нелегальной миграции, то одними запретительными мерами ее не побороть. Начальник отдела миграции Федеральной службы по труду и занятости Александр Рудик привел в пример Благовещенск. Значительная часть бюджета этого города формируется за счет деятельности нелегальных торговцев из Китая. И власти Благовещенска сквозь пальцы смотрят на то, что китайские мигранты нарушают закон, уходя зачастую от налогов.

Рудик считает, что одновременно с ужесточением ответственности за привлечение нелегальной рабочей силы надо разрабатывать более лояльные правила регистрации гастарбайтеров. Например, по закону трудовой мигрант должен зарегистрироваться в течение трех дней. По словам Жанны Зайончковской, за такой срок это могут сделать только те, у кого есть деньги на взятку либо связи в структурах МВД. То есть единицы. Проведенные в Омской области исследования показали, что лишь каждый пятый трудовой мигрант оформляет регистрацию за неделю, каждый третий - за месяц, а большинство - за два-три месяца. Неудивительно, что многие предпочитают вообще не связываться с бумажной волокитой, автоматически становясь "теневыми" мигрантами.

Возможно, уже в ближайшее время России придется всерьез бороться за рабочие руки из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. До 2050 года США и Евросоюз планируют привлекать по миллиону трудовых мигрантов в год. И, конечно, для многих гастарбайтеров условия работы в этих регионах привлекательнее. На сегодня, по словам Зайончковской, в нашей стране не самые лучшие условия для привлечения рабочей силы извне. Причем не так важно, квалифицированная она или нет. Возникла даже такая идея: привлекать выпускников школ из стран СНГ, чтобы они уже в России получали те специальности, которые здесь потребуются.




Мигранты-гастарбайтеры вывозят из Москвы миллиарды

Депутаты Мосгордумы хотят бороться с мигрантами, не имея никаких данных о том, насколько экономика Москвы зависит от гастарбайтеров

  30.10.2004., РБК

 Ольга ГОРЕЛИК

На днях Мосгордума внесла в российский парламент поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие наказание в виде лишения свободы за сотрудничество с нелегальными иммигрантами. А накануне председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Ирина Рукина созвала пресс-конференцию, чтобы заявить о том, как недальновидно поступили ее коллеги, отвергнув поправки в законодательство, предложенные после бесланской трагедии депутатом Юрием Поповым. Впрочем, несмотря на то, что тема пресс-конференции была заявлена как "Экономика и миграция в Москве. Национальная политика правительства столицы", г-жа Рукина не смогла оценить ни убытки, которые несет Москва от нелегальных мигрантов, ни прибыль, которую они приносят городу. Цифры и статистику заменили общие обывательские рассуждения на тему "Понаехали тут".

Напомним, что поправки к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ", предложенные депутатом Поповым, сводились к тому, чтобы иностранные граждане, приезжающие в Россию, указывали, какой деятельностью они намерены заниматься здесь, и предъявляли миграционным службам разрешение на занятие этой деятельностью или приглашение, выданное юридическими лицами, которые имеют лицензию на данный вид деятельности. Также г-н Попов настаивал на предоставлении региональным исполнительным органам права вводить миграционное квотирование, если общая численность иностранцев, находящихся в субъекте России, составляет более 5% от числа россиян, а также закрывать границы для той этнической группы, от которой, по мнению исполнительного органа, исходит опасность для региона.

"Очень досадно, что автор поправок лишь подвергся критике со стороны коллег и прессы, а проблема так и не получила общественного резонанса, – заявила г-жа Рукина. – Помимо того, что неконтролируемый и нерегулируемый поток мигрантов является причиной повышения криминальной угрозы в городе, он также представляет собой серьезную нагрузку на экономику страны". По данным Ирины Рукиной, с 1996 по 2000 год официально в Москве было зарегистрировано 200 тысяч мигрантов – как иностранцев, так и граждан России, однако неофициальная статистика свидетельствует, что количество проживающих в Москве гостей составляет 3 млн человек. "До сих пор никто не оценивал затраты, которые несет город от присутствия здесь миллионов нелегалов, – продолжает депутат. – Более того, ни федеральный бюджет, ни бюджеты субъектов Федерации не учитывают расходы на проживание иностранцев в России, на обеспечение их жильем, медицинским обслуживанием, образованием".

Ирина Рукина подчеркнула, что депутаты не собираются разжигать национальную рознь, а как раз наоборот – намерены предотвращать ее. "Этнические группы захватывают целые секторы экономики, к примеру, торговля и ЖКХ, – продолжает г-жа Рукина. – В этих сферах крутятся огромные деньги. Так, только по официальным данным, азербайджанская диаспора в сфере торговли зарабатывает 1,2-2,5 млрд долл. в год, в то время как годовой бюджет всего Азербайджана в 2000 г. составил 1,4 млрд долл. При этом нужно учитывать, что это только легальные обороты. Нелегальные никто даже подсчитывать не берется. Естественно, большинство этих денег уходит из Москвы, бюджет столицы не пополняется. Сейчас можно говорить о том, что из 12 млрд долл., вывезенных в прошлом году из России, большая часть пришлась на Москву. Такая ситуация вызывает недовольство коренного населения и приводит к межнациональной розни".

Чтобы исправить ситуацию, депутат Рукина предлагает следующие меры. Во-первых, начать борьбу с нелегальной миграцией, для чего стоит принять поправки Юрия Попова. Во-вторых, начать отслеживать оборот средств в сферах экономики, захваченных этническими группами. Для этого депутат предлагает перевести розничную торговлю на безналичный расчет. "В розничной торговле 11-миллионной Москвы менее 3% платежей осуществляется по безналичному расчету, в то время как в 11-миллионном Техасе эта цифра составляет 80%", – сообщила г-жа Рукина. Также для борьбы с нелегальным оборотом денег депутат предлагает ввести единый налог на вмененный доход в сферах, которые недоступны для проверок налоговыми инспекторами. Помимо этих мер, необходимы также открытие доходных домов, борьба с коррупцией, но эти вопросы, по словам Ирины Рукиной, не в компетенции Мосгордумы. Городской проект "ПромСити Москва", курируемый Ириной Рукиной, который предусматривает создание промзон, где помимо производств размещалось бы еще жилье для работников и вся необходимая инфраструктура, будет завершен лишь к 2020 году, и рассчитаны эти промзоны будут на проживание лишь сотен тысяч человек. В настоящее же время максимальное число мигрантов, которое способна безболезненно принять Москва, депутат оценивает в 60-75 тысяч человек.

Между тем другие представители московской законодательной и исполнительной власти Москвы считают, что, прежде чем бороться с миграцией, нужно изучить это явление. "Хотя мигрантов в Москве действительно много, никакой критической ситуации, связанной с их пребыванием в городе, не наблюдается, – заявил RBC daily заместитель начальника отдела межнациональных отношений Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Владлен Боков. – По поводу заявлений законодателей могу сказать, что исследований о проживании мигрантов на территории Москвы сейчас нет. Мы только планируем провести их в начале будущего года. И давать советы правительству Москвы сможем только на основании этих исследований. Не имея на руках цифр, подтверждающих какое-либо явление, трудно дать нужный и практичный совет".

Хотя неудобства, связанные с мигрантами, признают многие депутаты, большинство из них считает, что поправки, предложенные Юрием Поповым, только усугубят и без того непростую ситуацию. "Проблема мигрантов в Москве действительно существует, – заявил RBC daily депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев. – Очень часто нелегалы бывают связаны с криминальным миром, иностранные рабочие составляют конкуренцию коренным работоспособным москвичам и способствуют снижению среднерыночной стоимости рабочей силы. Гастарбайтеры не платят налогов, не покупают медицинскую страховку, а следовательно, не получают квалифицированную медицинскую помощь и становятся переносчиками инфекций. Решать проблему надо, но другой вопрос – как это делать. Выступая против поправок Юрия Попова, я приводил следующие данные: согласно социологическим опросам, практически всех москвичей волнует проблема мигрантов, однако гораздо большее число людей озабочено обострением национальной розни в обществе. Поэтому в этом вопросе нужно работать с тройной страховкой. И борьба должна быть направлена не против самих мигрантов, а против того явления, за счет которого оно существует, – коррупции. Наши правоохранительные органы в настоящее время готовы работать на кого угодно, кто будет им платить. К примеру, в Москве было очень много случаев, когда милиция, которой заплатили строительные компании, охраняла нелегальные стройки от коренных жителей. Поэтому борьбу с нелегальной миграцией нужно начинать именно с этих структур".

Эту точку зрения разделяет депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. "Коррупция в правоохранительных органах – ключевой вопрос этой проблемы, – сказал он RBC daily. – Все участвующие в терактах бандиты имели легальную регистрацию. На этом фоне предлагать репрессивные меры, касающиеся только самих мигрантов, и неэффективно, и цинично. Поправки Юрия Попова приведут только к межнациональному напряжению, но никак не решат проблем Москвы. Нужно понимать, что с перхотью борются с помощью шампуня, а не гильотины". Собеседники RBC daily уверены, что в ближайшее время призыву г-жи Рукиной никто не последует и вносить одиозные поправки на рассмотрение в Мосгордуму не будут. Тем более что в прошлый раз г-на Попова поддержали семь депутатов из тридцати пяти. "Однако эта тема горячая, не исключено, что она всплывет в другом виде и в другом органе власти", – полагает Евгений Бунимович.




Демографы перестали паниковать. Они больше не предрекают России скорую катастрофу

 04.11.2004., Время новостей

 Ирина БЕЛАШЕВА

Перед лицом представителей международного сообщества российские чиновники, склонные регулярно пугать общественность приближающейся демографической катастрофой, решили показать себя если не оптимистами, то уж по крайней мере не паникерами. Практически из всех докладов, прозвучавших вчера на форуме «Настоящее и будущее народонаселения России», организованном по инициативе Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), следовало, что наша страна еще далека от окончательного вымирания.

Несмотря на то, что в России по-прежнему наблюдаются низкая рождаемость и высокая смертность, особенно среди мужчин, а также много других проблем (например, последняя перепись выявила значительное преобладание женщин в структуре населения), демографические показатели, считают специалисты, сегодня все же лучше, чем в начале 90-х годов. «Десять лет назад о демографии вообще никто не думал, а рождаемость просто упала до минимума. Сейчас я бы не стал драматизировать ситуацию», сказал ведущий форума, заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов. Говоря о принятой в 2001 году концепции демографического развития страны, замминистра отметил, что прогнозы ее авторов в целом совпадают с сегодняшней ситуацией. «Мы идем по среднему сценарию, - сказал г-н Стародубов, - Ни оптимистическому, ни пессимистическому. Сейчас происходит улучшение ряда показателей, связанных с младенческой смертностью, с естественной убылью. Неожиданностей нет».

В то же время ряд российских законодателей полагают, что развитие по среднему сценарию вовсе не дает оснований отодвигать демографические проблемы на задний план и пускать дело воспроизводства населения на самотек. В частности, заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы Николай Герасименко убежден, что еще есть резервы для того, чтобы замахнуться и на оптимистичный сценарий. «Три основных демографических показателя хорошо известны: это рождаемость, смертность и миграция. И наша задача  правильно расставить приоритеты», - заявил он. Его коллега, председатель комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова, в свою очередь убеждена, что далеко не все демографические факторы поддаются изменению под влиянием со стороны государства. «Одним материальным благополучием рождаемость мы не повысим, - говорит г-жа Лахова. - Даже если женщина родит ребенка, а он будет нежелательным, мы все равно получим сироту». Однако г-н Герасименко считает, что сегодня в первую очередь стоит обратить внимание на так называемые управляемые факторы. По его мнению, например, достаточно быстро можно было бы снизить показатель внезапной смертности среди мужчин, если бы удалось повернуть их от алкоголя к здоровому образу жизни.

Кроме того, отмечалось на форуме, сейчас уже требует определенных затрат работа с мигрантами. В последнее время их состав изменился. На смену образованным россиянам, возвращавшимся на историческую родину из сопредельных (прежде всего среднеазиатских) республик бывшего СССР, где им пришлось столкнуться с проявлениями национализма, приходят низкоквалифицированные таджики с белорусами. Эти люди, отсылающие домой каждый грош и озабоченные выживанием своих семей, по большому счету не способны решить даже ту часть демографических проблем, которая грозит обернуться скорым дефицитом рабочих рук на рынке труда.




Передавать миграцию в милицию — все равно, что присоединять общество защиты животных к мясокомбинату

По оценкам МВД, в России около 5-ти миллионов нелегальных мигрантов. Федеральная миграционная служба, переживающая сегодня очередную реорганизацию (уже седьмую за последние шесть лет!), главной своей целью ставит борьбу с нелегалами. Однако их количество, как ни странно, только увеличивается.

«Лучший способ борьбы с нелегальной миграцией – это легализация», - круглый стол под таким девизом прошел недавно в здании Федеральной миграционной службы (ФМС). Впервые с тех пор, как миграция была передана в ведение милиции, общественное мероприятие «впустили» под крышу силового ведомства.

Инициаторами круглого стола были: «Форум переселенческих организаций» и программа «Миграция и право» (Правозащитный центр «Мемориал»). Поддержку оказали: Международная организация по миграции (МОМ) и Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ.

О результатах состоявшейся дискуссии беседуют Председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова и Валерий Тишков, член корреспондент РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН.

09.07.2004., Вестник Форума

Лидия Графова

- Валерий Александрович, Ваше выступление на круглом столе было самым радикальным. Это потому, что Вы смотрите на ситуацию с особой «глобальной колокольни»? И вот, прежде чем говорить об «иммиграционной амнистии», расскажите, пожалуйста, что это такое Глобальная комиссия по миграции, в которую Вы вошли, как известно, по приглашению Генерального секретаря ООН Кофи Аннана.

- Global Commission of International migration возникла потому, что процесс глобализации выдвигает миграцию в число главных мировых приоритетов. В комиссии всего 25 ученых и общественных деятелей из разных стран. Я представляю там не только бывшие республики Советского Союза, но и государства Восточной Европы. Комиссия готовит доклад о нынешней миграционной ситуации в мире и даст рекомендации правительствам об адекватных способах решения проблем в их странах.

- Вы заявили, что миграционная политика России по сути является антимиграционной и что частичными поправками в законы ситуацию не исправить.

- Да, уверен: нужно как можно скорее менять концепцию запретительной миграционной политики. Бессмысленно жестокие законы “О гражданстве” и “О правовом положении иностранных граждан” принимались вроде бы для борьбы с опасной нелегальной миграцией, а ударили в первую очередь по значительной части жителей нашей страны и потенциальным мигрантам – нашим бывшим соотечественникам, которые остаются во многом культурно-родственными россиянам людьми, обладают многими ценными качествами, крайне необходимыми для нашего общества и, самое главное, - желают жить и работать в России. Два или даже три миллиона новожителей, давно и законно (по безвизовому режиму) переехавшие в Россию, успевшие интегрироваться, найти работу, выплачивающие налоги государству, вдруг узнают, что по новым законам они - нелегалы, и что каждого из них власти могут в любой день депортировать. Это же абсурд. Иммиграционную амнистию надо было проводить, как это делается во многих странах, по крайней мере, за полгода до введения новых законов.

- Много недоумений вызвало само название: «иммиграционная амнистия». Амнистируют, мол, только преступников, а тут – жертвы…

- Этот спор, как мы с вами знаем, начался еще два года назад, на Всероссийском Чрезвычайном съезде в защиту мигрантов. Съехавшиеся с разных концов России лидеры переселенческих организаций уже тогда понимали вредоносность двух этих законов и пытались удержать власти от роковой ошибки. Меня поразило, что мигранты совсем не жаловались на свою тяжкую долю, а говорили исключительно об интересах государства. Съезд принял резолюцию с требованием немедленного проведения «иммиграционной амнистии». Помните, никто из присутствующих высоких должностных лиц не возразил по сути. К слову «амнистия», да, придирались. Ну, ладно, давайте заменим этот принятый в мировой практике термин словом «легализация». Какая разница? Только не надо ж лицемерить. Наше государство, сделавшее ни в чем не повинных мигрантов «нелегалами», действительно обращается с ними как с преступниками. И понятие «амнистия» было бы вполне уместно.

- Если б Вы только знали, Валерий Александрович, сколько трагедий происходит из-за того, что процедура легализации немыслимо усложнена, будто нарочно запутана, и любой чиновник может всласть поиздеваться над «новожителем» (Ваш термин). Недавно в подмосковном Серпухове мы проводили встречу работников паспортно-визовой службы с переселенцами, и вот не могу забыть, как старая женщина с орденами (была партизанкой в войну) встала перед президиумом на колени и со слезами молила: «Милые! Сделайте мне подарок ко дню Победы – даруйте российское гражданство». Она, Анна Федоровна Смирнова, переехала к дочери с Украины и уже два года мучается без пенсии, без медстраховки. Из-за отсутствия каких-то справок ей не дают ни вида на жительство, ни гражданства. Даже 90-летних стариков заставляют, например, сдавать анализы на СПИД. Причем, если какой-то одной справки не хватит (а их нужно собрать больше десятка и все, конечно, не бесплатно), пока человек недостающее добывает, остальные бумажки могут устареть и экзекуция начинается по новой.

- Я сам лично вот уже два года наблюдаю за мучениями семьи из Узбекистана (он – узбек, она – кореянка), которые имеют хорошую профессиональную подготовку и прекрасные человеческие качества, но претерпевают унижения и немыслимые трудности для того, чтобы жить и работать в России. Даже письмо в ОВИР ЮЗАО г. Москвы, подписанное мною, как членом Правительственной комиссии по миграционной политике, и положительная резолюция председателя комиссии о продлении регистрации без выезда в Узбекистан, никак не помогли: поезжай, вернись, заплати штраф 500 рублей за один день просрочки (попали выходные и праздники) и только потом – еще на три месяца. Можно ли после этого удивляться, что переселение в Россию практически прекратилось. Тем временем Россия нуждается в главном ресурсе для своего развития – это в мигрантах, причем, не просто временно работающих, а в постоянных жителях . Закрытие миграции представляет собой масштабную диверсию против национальных интересов страны, расплачиваться за которую будут не нынешние борцы против миграции, а их дети и внуки. Еще раз повторяю: угрозу национальной безопасности страны представляет именно антимиграционная политика, а вовсе не так называемая нелегальная миграция. «Нелегалы» хоть как-то исправляют разрушительные действия антимиграционистов.

- Согласитесь, Валерий Александрович, легализация разных категорий мигрантов могла бы стать «прорывом» в создавшейся абсурдной ситуации.

- Но кто ж будет эту деликатную работу по легализации исполнять; если из-за реорганизаций миграционная служба фактически развалена, опытные сотрудники ее покинули, а люди в погонах часто мало компетентны. Мне показали на днях проект Указа Президента о новой структуре ФМС. Оказывается ее объединяют с паспортно-визовой службой, а та, как известно, имеет свои отделения в каждом городе и даже поселке, - огромный штат. Миграция как проблема в этом котле потонет. Однако называться это ведомство будет все-таки Федеральной миграционной службой. И как ни странно, теперь все мы, россияне, пойдем менять паспорта почему-то в миграционку. То есть все станем немножко мигрантами. В тоже самое время до сих пор ни в каких концептуальных и нормативных документах по миграционной политике не записано, что главная цель миграционной политики и соответствующих служб - это обеспечение миграции в Россию. Если нет достаточной миграции – это провал политики и увольнение тех, кто за это отвечает. Таков должен быть основополагающий принцип.

- О том, чтобы передать в ФМС вопросы регистрации, вида на жительство и гражданства разговоры идут давно. И был уже проведен эксперимент в трех пилотных регионах. Учитывая, что сегодня именно вопросы легализации стали главной мукой для мигрантов, возможно, было бы логично, чтобы все они решались в одном «родном» ведомстве.

- Но мы же знаем, какие «родственные» чувства питает наша милиция к мигрантам. В свое время, помните, было замечено: передавать миграцию в ведение милиции - все равно, что «зоопарк присоединять к мясокомбинату». В новом проекте нарисован совсем устрашающий монстр, которому предстоит выполнять сугубо контрольно-учетные функции, причем, в отношении всего населения страны. Я читал и глазам своим не верил: ФМС должна разрабатывать и осуществлять «комплексные меры по мобилизации заданий и мероприятий гражданской обороны», обеспечивать «функционирование госсистемы воинского учета». Вести розыск каких-то должников… Что за вселенский размах?! И причем тут миграция? Куда вообще приведут нашу страну такие вот амбициозные и до смешного непрофессиональные мечтания?

- Этот проект читали уже многие эксперты и у всех, как и у Вас, он вызывает активное неприятие.

- Я категорически не понимаю, как можно было важный для России документ сочинять в закрытых кабинетах той структуры, которая провалила работу с позитивной миграцией. Да и наивно было бы ожидать, что силовое ведомство, как бы оно ни разрасталось в дальнейшем, может привлечь в Россию полезных мигрантов. Странные вещи происходят: Президент заявляет, что нам нужны не запреты и препоны, нужна эффективная миграционная политика, а ему на подпись готовят документ, который можно назвать «надгробным рыданием по миграции».

- Есть надежда, что в таком виде проект Указа к Президенту не поступит. Текст сочинялся до того, как генерал Черненко вернулся в ФМС, и я знаю лично от него, что сейчас этот документ редактируется.

- Конечно, неплохо, что Андрей Григорьевич Черненко вновь назначен главой ФМС. Ему, по крайней мере, не придется изучать проблему с нуля. Хотя невозможно понять, почему этот энергичный и толковый руководитель, всего лишь год проработал начальником ФМС, успел заявить о своих больших планах (в их числе, кстати, значилась и легализация законопослушных мигрантов) и вдруг прошлой весной был переведен на другую работу. Теперь вернулся. Но чем объяснить такие зигзаги?

- Говорят: таинство браков совершается на небесах. Так и высокие кадровые назначения в нашей стране тоже - там, «на небесах». То есть в Администрации Президента.

- Да, идеология антимиграционной (и антигосударственной!) политики разрабатывалась некой Межведомственной рабочей группой, которую возглавлял заместитель руководителя Администрации Президента Виктор Петрович Иванов. Группа называлась будто в насмешку – «по совершенствованию миграционного законодательства». Именно эти люди виноваты в том, что были приняты сумбурные и противоречивые законы. Президенту, как известно, пришлось вносить поправки в закон «О гражданстве» и фактически извиняться за чужие ошибки. Спрашивается: почему же истинные виновники никакой ответственности не несут?

- Президентские поправки могли бы создать правовую основу «иммиграционной амнистии» (легализации). Однако буквально на последнем этапе под проект была подложена мина. Получение гражданства жестко связали с наличием «регистрации по месту жительства», то есть с обязательным требованием постоянной прописки. Но ведь ее отсутствие как раз и есть главная беда бездомных переселенцев. Эксперты Комиссии по правам человека, которую возглавляет Элла Памфилова, предлагали простой выход: пусть наряду с регистрацией (пропиской) дорогу к гражданству открывают и «иные подтверждения факта постоянного проживания». Всего пять слов надо было добавить. Но они были выброшены из проекта, и тем самым многие тысячи «нелегалов поневоле» были опять обречены барахтаться в омуте бюрократических издевательств. Даже судебные решения о факте постоянного проживания многие чиновники просто игнорируют.

- Знаете, я много думал над вопросом: откуда такая мигрантофобия в нашей стране? Объяснить все бытовым невежеством («понаехали тут…») было бы слишком просто, да и несправедливо. Наш народ никогда не отличался особой злобливостью. К тому же неприятие чужаков свойственно всем местным сообществам. Но вот чтобы антимиграционизм становился официальной политикой – это наше российское ноу-хау. Спрашивается: зачем? Кому выгодно?

Совершенно очевидно, что репрессивное миграционное законодательство на руку коррупции. Недаром же те два закона называют «взяткоемкими». Однако не это главное. И нельзя всю вину сваливать на исполнителей (у милиции, мол, такой профессиональный менталитет – в каждом человеке подозревать преступника). И негодные законы, и не соответствующие проблеме исполнители возникли не сами по себе, а потому, что были востребованы антимиграционной политикой. Не думаю, что идеологи этой политики специально хотели «подставить» Президента, который, как мы помним, не раз говорил, что России нужны мигранты и что Россия готова с радостью принять своих соотечественников. Нет, сторонники запретительных мер действовали (и неумолимо продолжают гнуть свою линию) из, как говорится, добросовестных заблуждений. Формируя антимиграционную политику, они считают, очевидно, что уловили настроение широких народных масс и что этой ненавистью к «понаехавшим» можно консолидировать электорат, поддержать высокий рэйтинг Президента.

- Мигрантофобия как национальная идея? А мы-то с Вами, Валерий Александрович, уже 15-ый год пытаемся доказать, что мигранты не обуза, а благо для России. И я по-прежнему твердо убеждена, что доброжелательный прием гонимых соотечественников может и государство наше укрепить, и поднять дух нации.

- Увы, установка на позитив дается всегда труднее, чем разжигание дурных страстей. Вот СМИ и политики говорят: мы всего лишь отражаем настроение в обществе. Неправда. Эти настроения буквально «зеркалят» вчерашние телепередачи, в которых тон задают шовинисты националистического толка. А вот если бы нашим людям по чаще объясняли, что те же таджики - строители только по тому живут тут у нас в совершенно скотских условиях, чтобы хоть раз в неделю послать мешок крупы своим семьям – спасти от голода. И если бы наши ученые задались целью посчитать, какую существенную экономическую выгоду уже принесли мигранты стране и, между прочим, многим из нас лично (дешевые ремонты, строительство дач, уход за детьми и больными и т.д.), настроение улицы, думаю, изменилось бы. Все мы в какой-то степени причастны к эксплуатации этих бесправных людей. И многим, наверное, кажется, что если прогнать с рынков «черных» торговцев, то арбузы-дыни-овощи все равно останутся, да?

- Что же все-таки делать, Валерий Александрович?

- Можно, конечно, смириться: плетью обуха не перешибешь. Просто ждать. Ведь года через два, как предсказывают демографы, рынок все поставит на свои места: в России, как и во всей Европе, рабочая сила станет самым дорогим дефицитом, и страны начнут переманивать друг у друга мигрантов. Но сколько еще таджикских девочек и африканских студентов погибнет за эти два года от рук скинхедов ? И поедут ли в такую опасную страну будущие мигранты?

Итак, если кого-то интересуют рекомендации, которые я как член Глобальной комиссии по миграции собираюсь дать Правительству России, то главный мой вывод таков: приоритетом миграционной политики необходимо сделать не борьбу с …, а наоборот – активное привлечение новожителей в Россию. Мы имели уникальный шанс после распада Союза забрать к себе миллионы новожителей, но наделали столько ошибок. И спасти зашедшую в тупик миграционную стихию в России могут только быстрые, решительные, но стратегически выверенные меры.

- Собираетесь ли Вы войти в ту инициативную группу по продвижению «иммиграционной амнистии», создание которой при Экспертном совете Уполномоченного по правам человека в РФ стало практическим результатом нашего круглого стола?

- Да, я готов, конечно, к сотрудничеству. И считаю закономерным, что эта группа, куда войдут и общественные эксперты, и заинтересованные государственные чиновники, будет работать именно под патронажем Уполномоченного. Ведь в отношении к российским мигрантам происходит самое массовое из известных мне нарушений прав человека в мире.

(В сокращенном варианте статья была опубликована в газете «Известия», 8 июля 2004г.)




Новое в миграционном законодательстве России

Текст последних изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

01.11.2004., Президент России

Федеральный закон от 25 октября 2004 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Принят Государственной Думой 1 октября 2004 года  Одобрен Советом Федерации 13 октября 2004 года

Изменениями усиливается административная ответственность за правонарушения, совершаемые в сфере миграционных отношений. Устанавливается повышенный размер административного штрафа за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников.

Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима проживания в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в РФ, либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Устанавливается ответственность постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан за нарушение правил пребывания иностранных гражданин или лиц без гражданства. Повышается максимальный размер административного штрафа за совершение подобного правонарушения с 10 до 50 МРОТ. При этом непринятие пригласившей стороной мер по обеспечению в установленном порядке своевременной регистрации указанных граждан и их выезда за пределы РФ может повлечь наложение штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ (ранее от 1 до 3 МРОТ).

Устанавливается ответственность за осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу - административный штраф в размере от 10 до 25 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Кроме того, повышенный административный штраф может быть наложен и на заказчика работ (услуг) при нарушении правил привлечения и использования в РФ иностранных работников.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ