Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №115(15.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Межнациональные отношения



Программное заявление Республиканского славянского движения «Лад» «О принципах межнациональных отношений в Республике Казахстан»

ЛАДИНФОРМ, 26.12.2004.

В ходе одной из рабочих встреч с представителями национально-культурных центров республики, президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев выдвинул идею «формирования казахстанской нации». Эта идея вызвала живой интерес у казахстанской общественности и полемику в СМИ. Дискуссии на эту, более чем актуальную для нашей страны тему продолжаются и сейчас.

Всем известные события на Украине, где произошло фактическое разделение страны на «восток» и «запад», продемонстрировали всему миру, каковы могут быть последствия  политического волюнтаризма в сфере межнациональных отношений. И это обстоятельство только подтверждает  своевременность данного обращения главы государства к теме национального строительства в нашей стране.

В связи с этим Республиканское славянское движение «Лад» считает необходимым обозначить свои позиции по этому вопросу.

В мире есть немало примеров, когда многонациональный народ того или иного государства именуется не по этническому признаку, а по гражданской принадлежности (в США – американцы, в Канаде – канадцы, в Швейцарии – швейцарцы и т.д.). Но это возможно при том, если в государстве созданы равные условия и предоставлены равные возможности всем национальностям и этническим группам для их саморазвития и самоутверждения, сохранения культурной и языковой самобытности, полной реализации духовного и интеллектуального потенциала. В Швейцарии итальянцы остаются итальянцами, французы – французами, немцы – немцами, ретороманцы – ретороманцами, потому что каждый из этих народов имеет не только свой государственный язык, но и своё территориальное образование. Каждый из этих народов не потерял своё национальное лицо.

А кем будут русские, украинцы, белорусы в Казахстане?  Ведь они не имеют ничего – ни государственности языка, ни, тем более, своей территории. Созданы ли в Казахстане такие условия? Возможно ли реализовать идею единой нации в государстве, название которой исходит от имени титульной нации? Не является ли идея «формирования казахстанской нации» скрытой формой ассимиляции? И это далеко не полный перечень вопросов, возникающих у так называемых русскоязычных граждан Казахстана.

Республика Казахстан является многонациональным государством, в котором проживает более 120 национальностей, но принципы межнациональных отношений никак не оговариваются ни в Конституции Казахстана, ни в других законодательных актах и документах. Республиканское славянское движение «Лад», понимая, что межнациональные отношения являются «…весьма сложной, обладающей определённой самостоятельностью, сферой общественной жизни и оказывают  существенное воздействие на формирование в обществе экономических, социальных и политических отношений…», неоднократно поднимало этот вопрос в своих заявлениях и обращениях, в выступлениях на международных конференциях и круглых столах, посвящённых этой тематике. Однако, правительство, парламент, да и сам президент, отделываясь риторикой пафосных речей, на  внеконституционной Ассамблее народов Казахстана, всякий раз подбрасывают обществу идеи, отвлекающие от насущных вопросов, необходимых для решения проблем межнациональных отношений.

Идея «формирования казахстанской нации», прозвучавшая из уст президента Назарбаева, высказывалась и ранее. Но, насколько реальна она? За двенадцать лет независимости в Республике не принят ни один закон, регулирующий межнациональные отношения! А Конституция РК провозглашает унитарную форму государственности, что вступает в противоречие с многонациональным составом его населения и компактным проживанием отдельных народов.

Более того, все эти годы в Казахстане идёт фактическое строительство мононационального государства. Хотя для Казахстана, на протяжении его истории, многонациональность всегда являлась фундаментальной характерной особенностью, базовым источником формирования и развития населявших его территорию народов. Поэтому для молодого многонационального, независимого государства необходима хорошо разработанная и продуманная  национальная политика в области межнациональных отношений, способная  обеспечить в обществе гражданский мир и межэтническое согласие, основанная не на взаимных подозрениях, а на понимании неизбежности и необходимости мирного сосуществования  совместно проживающих народов.

Мы относимся с пониманием к тому, что главным направлением политики правительства Казахстана в области межэтнических отношений является стремление сохранять и развивать этническую  самобытность казахского народа. Мы будем всемерно помогать ему в этом движении. Но  процесс национального становления не должен вступать в противоречие с интересами всего многонационального казахстанского общества, превращаясь по своему характеру и содержанию, в  откровенно националистический. Недопустимо политическое манипулирование  государственным языком, особенно в сфере делопроизводства, превращающее казахский язык, по сути, в инструмент для «кадрового отбора» и выдавливания славянского населения из Республики. Государственное строительство  будет более эффективно, если власть в своей национальной политике будет всячески избегать подчёркнуто одностороннего  выпячивания этнического  превосходства титульной нации.

Чтобы не преступить хрупкую границу между законным чувством национальной гордости и чувством национальной ограниченности, нельзя допускать во внутригосударственной этнической политике господства провинциальной местечковости, клановости  и  проявлений русофобии.           

Нельзя позволять непродуманности, двусмысленности государственно-правовых и нормативных актов (законов, указов, программ, концепций), по своему характеру и содержанию, противоречащих общепринятым международным нормам о правах и свободах граждан, конституционным положениям о равноправии наций.

Нельзя также поощрять деятельность националистических, шовинистических организаций и движений, строящихся на принципах национальной исключительности и этнического превосходства, а также отдельных политиков, выступающих приверженцами построения моноэтнического государства.            

В тонкой и деликатной сфере межэтнических отношений весьма трудно и сложно определить границы и рамки пространства, в пределах которых сохраняется состояние гармонии и стабильности. Поэтому проблемы таких взаимоотношений имеют важнейшее стратегическое значение и требуют особого внимания при развитии межгосударственных отношений во всём центрально-азиатском  регионе и при реализации национальной политики в Республике Казахстан.

На наш взгляд, эти проблемы не могут быть решены однажды, раз и навсегда, при помощи одного какого-либо приёма или мероприятия. А потому меры, принимаемые государством должны носить комплексный характер, когда, наряду с этническими, рассматриваются и экономические, и социальные, и политические проблемы меньшинств.

Эти меры должны быть не разовыми, а рассчитанными на перспективу, ибо только наличие  в государстве долговременной национальной политики даёт ей право на уверенное и эффективное решение этой проблемы.

Для создания гарантий последовательной национальной политики для грядущих поколений, на наш взгляд, необходимо:

1. Создание системы представительства, так называемых нацменьшинств в органах власти, определение их степени участия в управлении государством. Для чего преобразовать Ассамблею народов Казахстана в Верхнюю палату Парламента – палату национальностей, с обязательным представительством народов в процентном отношении, соответствующему национальному составу населения.

2. Придание русскому населению Республики Казахстан статуса государствообразующего народа, наравне с казахским народом. Обеспечение полного национального равноправия и закрепления его через принятие ряда законов, регулирующих межнациональные отношения, и, в первую очередь, закона «Об основах межнациональных отношений в Республике Казахстан». «О правовых гарантиях равноправия в национальных отношениях и недопущении дискриминации по национальному признаку».

3. Обеспечить широкое развитие местного самоуправления. Предоставление права народам Казахстана на национально-культурную автономию

4. Принятие закона «О статусе официально употребляемого языка» или придание русскому языку статуса государственного, наравне с казахским.

5. Одной из гарантий стабильности и равновесия межэтнических отношений является соблюдение принципов правового государства по защите прав одного человека и коллективных прав, их законодательное закрепление. Поэтому необходимо подписание Всеобщей декларации прав человека и ратификация Международного Пакта об экономических, социальных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и факультативного протокола к ним.

Разумеется, наши тезисы не исчерпывают всех аспектов  проблемы «формирования казахстанской нации», но могут явиться основой для конструктивного диалога с действующей властью в целях создания эффективной национальной политики.

Президиум Республиканского славянского движения «Лад»

23 декабря 2004 года

г. Кокшетау




Кому выгодна межнациональная рознь в Казахстане?

Навигатор, 27.12.2004.

Дилярам АРКИН

Нация — понятие историческое, ее нельзя провозгласить или отменить. И примеров тому история знает немало. Процесс образования многонациональной среды Казахстана убеждает, что даже самая жестокая имперская политика не может положить конец существованию целой нации и созданию новой. Достаточно вспомнить депортацию тысяч корейцев с Дальнего Востока, поволжских немцев, поляков из западных регионов СССР и т.д.

Унификация образа жизни, традиций и культуры, создание, как было объявлено, “новой исторической общности людей — советского народа” — все это делалось по российскому образу и подобию, на базе русского языка. Такой прессинг не мог не вызвать естественное сопротивление коренных жителей советских республик, что и подтвердили события распада СССР. Сталину, как впрочем и остальным генсекам, не удалось тогда создать новую нацию — “советскую”.

С обретением независимости союзных республик вроде бы все стало на свои места. Официально у нас в стране было заявлено: межнациональной розни в Казахстане нет. Но, как оказалось на деле, - это не совсем так.

В августе этого года, прозвучало предложение Нурсултана Назарбаева на встрече с главами национально-культурных центров республики о формировании так называемой "единой казахстанской нации", вызвав тем самым неоднозначную реакцию среди представителей различных народов, проживающих в Казахстане.

“Как можно утверждать, к примеру, что я казахстанец, а не казах, чеченец, узбек или татарин? — слышатся недовольные голоса. — Нельзя приравнивать одну нацию к другой. У каждого свои принципы, свои традиции и свой уклад жизни!”.

Некоторые, правда, трактовали предложение президента страны по-иному: мол, речь шла о том, чтобы все граждане республики считали и называли себя в первую очередь казахстанцами, а их национальная принадлежность была бы на втором плане. Иные, шутя, идею главы государства связали с рождением нового, четвертого по счету, жуза.

Но, так или иначе, в обществе снова возникло недовольство. Скрытое обострение межнациональных отношений стало постепенно выползать наружу. Как ни странно, противников идеи президента оказалось больше, чем сторонников, даже во властных структурах.

— Своим приказом Нурсултан Назарбаев не может принимать решения о создании единой нации. Это же утопия, — негодует генеральный директор “Отан-медиагрупп” Несип Жунисбаев. — Я не представляю, чтобы в моем паспорте в графе "национальность" стояла надпись “казахстанец”. Такой нации быть не может. Я не буду казахстанцем. Я казах. Даже указ президента не сыграет роли в моих убеждениях. Я был казахом и умру казахом. Возможно, через миллиард лет, если Аллаху будет угодно, все народы мира станут единой нацией: не будет ни диаспор, ни народностей.

— Если честно, я не понял этой идеи Назарбаева, — признается главный редактор “Казахской правды” Алдан Аимбетов. — Может, Назарбаев специально затеял эту дискуссию, чтобы на время дистанцировать некоторые разгоревшиеся споры от насущных проблем общества. Казахстанской нации быть не может, мы же не американцы, не искусственно созданная нация. Да и в США язык вовсе не американский, а английский. Вот и в Казахстане должен быть не казахстанский, а казахский язык. Чтобы все эти этносы как-то нашли ось, вокруг которой вращалась бы вся жизнь. Эта ось — казахский язык. Чем раньше это произойдет, тем лучше для людей. Если начнут гробить открыто казахский язык, разразится крупный скандал. Это будет беда. Я хорошо знаю казахский народ. Он очень терпеливый. Но если вспыхнет недовольство, то его ничем не победишь. Я не хочу, чтобы в Казахстане произошло то, что было в Азербайджане и Молдавии.

— Я считаю это просто космополитизмом, присущим больше Олжасу Сулейменову, но не президенту, — рассуждает Заманбек Нуркадилов. — Впрочем, конечно, мечтать не вредно. Хотя я не думаю, что идея президента может привести к обострению межэтнических отношений.

А вот еще одно мнение эксперта-политолога.

Оговоримся сразу: человек, давший это интервью, пожелал остаться неизвестным. У него свои мотивы. По его утверждению, скрытое противостояние между отдельными представителями нации существует и сейчас, определенное ограничение по национальным признакам имеет место в Казахстане. Но эта проблема, на его взгляд, искусственно создается некоторыми силами, чтобы влиять на мир и согласие между проживающими нациями и народностями в Казахстане. Но кем именно? Кому выгодна межнациональная рознь?

— На мой взгляд, межнациональная рознь в Казахстане выгодна представителям самых различных слоев общества. И в первую очередь - руководству нашей страны. Посмотрите сами: когда выступает на официальных встречах президент страны Нурсултан Назарбаев, его речь на казахском языке несколько отличается от его выступления на русском языке. Удивительно, но президент иногда позволяет себе озвучивать высказывания на казахском языке весьма недвусмысленного содержания, которые можно неправильно истолковать. В частности, на одном из совещаний Верховного Совета 12-го или 13-го созыва он как-то обронил такую фразу: “Подождите, пусть все русские отсюда уедут, а потом мы заживем!”.

На мой взгляд, межнациональная вражда присутствует и на бытовом уровне. Например, при поступлении абитуриента в вуз предпочтение приемной комиссией больше отдается не тем, кто обладает хорошими знаниями и желает получить высшее образование, а тем, у кого есть деньги и, в основном, лицам коренной национальности. А коренным населением, на мой взгляд, нужно считать тех, кто считает Казахстан своей родиной. Обострение межнациональной неприязни присутствует и при приеме на работу: в некоторых фирмах стараются принять на работу только казахов, а в иных лишь лиц славянской национальности. Для примера могу привести ситуацию в одной из республиканских газет, в которой бывший главный редактор (сейчас она уехала за границу в связи с замужеством) заявила, что в газете не должно быть казахских фамилий, поэтому придумайте себе псевдоним. До этого она добилась увольнения из редакции все казахов.

— В Казахстане создается большое количество межнациональных браков, о каком межэтническом обострении можно говорить?

— Да, доля этих браков из года в год растет. Но иногда в обществе камнем преткновения выступает казахский язык. Я не видела ни одного человека славянской национальности, который открыто выступал бы против казахского языка. Наоборот, многие русские предпочитают отдавать своих детей или внуков в казахские детские сады или школы, потому что не собираются никуда выезжать из Казахстана и считают эту страну своей родиной. Они хотят, чтобы их дети не сталкивались с языковыми проблемами и были обеспечены в будущем.

— В последнее время национальный вопрос в Казахстане привлекает большое внимание Соединенных Штатов Америки. В чем выражается их косвенный интерес к проблемам нашей страны?

— Америка не косвенным образом, а напрямую заинтересована в том, чтобы иметь влияние на нашу страну. И, скорее всего, этот интерес обусловлен тем, что Казахстан, несмотря на отсутствие открытого доступа к морю, имеет весьма выгодное геополитическое положение. Казахстан является буферной зоной между Россией и Китаем. И его считают воротами в Центральную Азию. Более того, огромные пустынные пространства Казахстана представляют соблазн для ряда других стран. Если рассматривать эту проблему с другой стороны, то Америке просто не выгоден никакой альянс России и Казахстана. США преследует свои интересы в Центральной Азии. Прибавьте сюда огромные сырьевые ресурсы Казахстана, что является лакомым кусочком для некоторых стран. Некоторые казахстанские политологи говорят о том, что Казахстан никому не нужен. С этим можно было бы согласиться, если бы не некоторые факты. Мы видим, как Россия за последние годы пытается усилить свое влияние в Казахстане, и Америка также стремится нарастить свое присутствие здесь.

— Получается, межнациональная рознь в Казахстане выгодна Америке?

— Я думаю, что им это невыгодно. В Казахстане проживает огромное количество представителей самых разных национальностей, и будоражить эту тему чревато большими последствиями. Казахстан — это вам не Украина и не Грузия, где преобладающее большинство составляют мононации. Если в Казахстане произойдет конфликт на межнациональной основе, то это откликнется не только в самой республике, но и в других государствах, в том числе и в тех, которые пытаются вмешиваться во внутренние дела нашей страны.

— Некоторые выезжающие за рубеж русские объясняют свой отъезд тем, что якобы их притесняют в Казахстане?

— Я, к сожалению, могу в некоторой степени с этим согласиться. Мне кажется, что у нас идет перекос. Во времена советского тоталитаризма лица азиатской национальности, евреи не могли получить высшие должностные посты ни в КГБ, ни в судебных органах, ни в правоохранительных по одной простой причине: они не были русскими. То же самое происходит и в Казахстане. Но мне кажется - это пройдет, потому что в основе своей и казахи, и русские, живущие в Казахстане, толерантны. Поэтому рано или поздно этот перекос будет устранен. Кроме того, у нас в Казахстане живут представители других национальностей. Я считаю, что их нельзя называть диаспорой. Это уйгуры, корейцы, немцы, украинцы. В то же время в советское время учитывался национальный вопрос при подборе кадров. В Казахстане это также должны помнить. Народ Казахстана не состоит исключительно только из казахов или русских. Нас много. Мне кажется, что люди должны выдвигаться, прежде всего, по деловым качествам, в силу своих профессиональных навыков, а не по родственным связям. Назначение по кадрам происходит, как бы мы этого не отрицали, по жузо-клановому происхождению. Но, скорее всего, сейчас идет не жузовая, а клановая борьба. Если сегментировать казахстанское общество, то можно выделить различные ФПГ, во главе которых стоят люди из различных жузов. То есть сейчас жузовщина отходит на второй план. Сегодня люди стали сближаться по другим мотивам. На первый план выходят клановые интересы. Они основываются на принципе личной преданности и верности. Потом уже идут кумовство, сватовство и т.п.

— В одно время все упорно говорили о русификации в стране, но почему никто, на ваш взгляд, не говорит о проблемах "китаезации" нашей страны?

— Дело в том, что немногие понимают, что происходит на самом деле. Политологи называют это ползучей экспансией: внедрение китайцев путем создания торговых сетей, браков. Если раньше лица китайской национальности бросались в глаза сразу, то в последнее время их в толпе никто не замечает, потому что их у нас стало очень много. И это должно пугать. Нельзя не прислушаться к советам известного синолога, несколько лет проработавшего послом Казахстана в Китае, — Мурату Ауэзову, который сказал, что существует определенного рода стратегия завоевания Китаем территории Казахстана различными путями, в том числе и через межнациональные браки. Но на самом деле этих болевых точек больше.

А впрочем, стоп-кадр. Об этом мы поговорим в следующий раз.

(Продолжение следует)


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ