«Молдавия не вправе претендовать на льготы для членов СНГ»
2 марта 2005 г., Наталья Приходко,
Кишинев, «Время новостей»
МИД России выразил вчера обеспокоенность ситуацией,
сложившейся в зоне миротворческой операции в Приднестровье. Москва отмечает, что
молдавским руководством «сознательно нагнетается напряженность». В частности,
власти Молдавии заявили о якобы ведущихся в Приднестровье военных
приготовлениях, чего не подтвердили ни российские миротворцы, ни военные
эксперты миссии ОБСЕ. Какой видит российская дипломатия ситуацию в Молдавии
накануне парламентских выборов 6 марта? Об этом в интервью «Времени новостей»
рассказал посол России в Республике Молдова Николай РЯБОВ.
- Правящие в Молдавии коммунисты
избрали накануне выборов резкий курс, одновременно рассчитывая на поддержку
пророссийски настроенных избирателей. Как в этих условиях действует Москва,
работает ли с русской диаспорой?
- Население Молдавии исторически тяготеет к России, оно
настроено на дружбу и сотрудничество с россиянами. Этим настроениям противоречат
действия молдавских властей. То Кишинев вдруг обвиняет Россию в незаконной
оккупации Приднестровья. То здешние высокопоставленные чиновники заявляют, что
Москва обеспечивает политическое и криминальное прикрытие Тирасполя. То под
надуманными предлогами отсюда высылают десятки россиян...
Нынешнее молдавское руководство не вполне осознает всей
пагубности обострения отношений с Россией. Но это не значит, что мы должны
использовать своих соотечественников в качестве инструмента политического
воздействия. С русскими общинами, которые в Молдавии традиционно формировались
не по политическому, а по территориальному принципу, Москва вполне успешно
сотрудничает в гуманитарной сфере.
- Но ведь пророссийской партии,
чьей победы могла бы желать Москва, в Молдавии нет?
- Официальная Москва в молдавскую предвыборную кампанию
не вмешивается. Россия предполагала наряду с другими государствами поучаствовать
в наблюдении за ходом выборов. Однако Кишинев постарался лишить ее этой
возможности. Сначала местные власти отказались зарегистрировать
россиян-правозащитников, а потом их и вовсе выслали из-за отсутствия
регистрации. Разумеется, если допуск наблюдателей определяется по
идеологическому и географическому признакам, возникают сомнения в
демократичности и легитимности избирательного процесса. Победа на выборах неких
«пророссийских сил» нас не заботит. Россию интересует одно - способны ли будут
новые молдавские руководители выстроить с ней цивилизованные конструктивные
отношения?
- После выборов на Украине
наметилась новая тенденция: Запад признает легитимность выборов в суверенном
государстве, исходя из собственных политических интересов. Кишинев уже получил
предупреждение от госдепа США. Вас это не тревожит?
- Это должно тревожить всех! Возьмите, например, план
сотрудничества между Евросоюзом и Украиной. Во втором его пункте Киев обязуется
поддерживать все внешнеполитические инициативы и акции ЕС. То есть заранее
оговаривается полная управляемость и зависимость политики суверенного и
независимого украинского государства. Ни в одном российско-молдавском документе
вы не найдете подобных положений!
Самостоятельные суверенные государства по-прежнему ждут
от России помощи. ЕС пообещал Молдавии в этом году свыше 40 млн. долл. Но
прикиньте разницу между мировой ценой 170 долл. за тысячу кубометров российского
газа и ценой менее чем 80 долл., которая сохраняется для Молдавии, перемножьте
на объемы поставок и вы получите куда более внушительные суммы!
- Будут ли реализованы
рекомендации российской Госдумы о введении санкций в отношении Молдавии?
- О введении санкций не может быть и речи! Следует
говорить о приведении экономических отношений в соответствие с существующими
реалиями. Молдавия сегодня дрейфует из СНГ. Отказавшись пригласить на выборы
наблюдателей от Содружества, она продемонстрировала свое неуважение к нормам
этой организации. Но тогда Молдавия, естественно, не вправе более претендовать
на льготы, предусмотренные для членов СНГ, -- в частности, на безвизовый режим
или низкие цены на газ. Или на льготные условия импорта молдавского вина,
позиции которого на российском рынке должны определяться самим рынком в
равноправном соперничестве с австралийскими, аргентинскими, южноафриканскими,
испанскими и прочими винами. Ведь не предоставляет же Москва каких-то
преимуществ австралийским виноделам! И так же не должна она унижать их
молдавских коллег «имперскими подачками» - давно пора России отказаться от
патерналистских замашек!
- Под давлением Запада Киев
может согласиться с давнишней идеей Кишинева блокировать приднестровские
грузопотоки на украинском направлении. Сможет ли и захочет ли противодействовать
этому Москва?
- Уважая суверенитет Украины, не будем предвосхищать ее
решений. Напомним лишь, что право Приднестровья на самостоятельную
внешнеэкономическую деятельность оговаривалось Московским меморандумом, который
подписал в 1997 году также и представитель ОБСЕ. Это право упомянуто и в
протоколе к основному документу о вступлении Молдавии в ВТО. А международные
обязательства надо выполнять, как и общепринятые нормы! К примеру, если Евросоюз
выделит Молдавии обещанную сумму, то какая-то ее часть по идее причитается
Приднестровью, как части молдавского государства. До сих пор, однако, это
условие не выполнялось. Кроме того, до сих пор не обнародован и не запущен
механизм обещанного возврата в приднестровский регион средств, взимаемых с
тамошних экономических агентов Кишиневом. Причем эти деньги не фигурируют ни в
доходной, ни в расходной части текущего молдавского бюджета. Но куда же они
уходят? Против подобной политики Москва выступала и будет выступать.
- Может ли Москва, уступив
Западу, изменить нынешний формат переговоров по Приднестровью (Молдавия,
Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ), вывести оттуда российских миротворцев,
уменьшить свое влияние в регионе?
- Прежде всего никто, кроме Кишинева, не требует
изменить этот эффективный до сих пор формат, хотя молдавская сторона и хотела бы
исключить из него приднестровскую. Кроме того, сделать этого без согласия
Тирасполя нельзя. Если кто-то с чьей-то помощью рассчитывает насильственно
включить Приднестровье в состав Республики Молдова на основе ее внутреннего
законодательства, он тем самым еще более отдаляет развязку. Отсутствие прогресса
в урегулировании будет тормозить вывод из Приднестровья российских военных,
которые успешно поддерживают здесь мир с 1992 года. Они останутся на Днестре,
пока приднестровская проблема не будет окончательно разрешена с соблюдением прав
и интересов населения на его обоих берегах. Для этого необходимы также
международные гарантии. И Россия - важнейшая часть гарантийного механизма.
- Вашему американскому коллеге
позволено учить демократии нового председателя молдавского ЦИК. Но стоило вам на
первой пресс-конференции в Кишиневе заявить об интересах России, как вас
обвинили в нарушении дипломатической этики. Вас это не раздражает?
- Нам так и не объяснили, каким образом я нарушил
дипломатическую этику. Быть может, когда рассказал об успешном сотрудничестве
наших стран в гуманитарной сфере? Или когда сообщил, что Москва не подпишет
предложенный Кишиневом документ, который противоречил ее миссии посредника и
гаранта? Спишем это на трудности роста молодого молдавского государства. Наша
задача - содействовать развитию его новых прагматичных отношений с Россией и
устранять по мере возможности все мешающие этому препятствия.
|