Еще раз о сроках президентских выборов
18.03.2005.
Республика (Казахстан)
Айгуль Омарова
Как
Загипа Балиева наводит тень на плетень
Странное дело. Чем активнее
власти начинают подготовку к выборам, тем больше пытаются закамуфлировать все
свои действия. Хотя ничего странного в этом, если вдуматься, нет. Ведь подобные
шаги вообще характерны для казахстанского руководства. Помнится, в выборную
кампанию 1998 года сам президент страны задумчиво так тянул: “Не знаю, стоит ли
мне баллотироваться… Надо спросить у народа”. У народа, естественно, никто не
спрашивал, зато обращений культурных центров и общественных объединений,
опубликованных в республиканской печати, было целое море. Разумеется, Нурсултан
Абишевич не мог не откликнуться на просьбы народа. Результат налицо.
Похоже, и сегодня власти пытаются повторить сценарий тех
выборов. Но поскольку история повторяется второй раз уже в виде фарса, то ко
всему тому, что сегодня предпринимает власть, априори начинаешь относиться с
недоверием. Именно поэтому заявление, сделанное 11 марта этого года
председателем ЦИК Загипой БАЛИЕВОЙ, мало кого убедило в том, что выборы
президента состоятся в 2006 году. Во-первых, есть косвенные причины, по которым
можно судить о том, что на самом деле власти ведут самую деятельную подготовку к
будущим выборам. Во-вторых, и сами власти не больно-то скрывают, что дело идет к
президентской кампании.
И в самом деле, зачем надо было тогда главе государства
обращаться с ежегодным Посланием к народу Казахстана аж в феврале, когда
традиционно эти послания появлялись весной?! И чего стоит возвращение парламента
к многострадальному закону о выборах? Ведь не из-за требований же оппозиции
пересмотреть выборное законодательство в сторону большей демократизации и
соответствия международным стандартам? Тем более что в поправках, которые
вносятся в выборное законодательство, речь идет вовсе не о демократических
дополнениях, а наоборот - о запрете митингов, шествий и пикетов во время
избирательной кампании.
28 марта парламент должен вынести окончательное решение
по данному вопросу. А на днях стало известно о том, что мажилисмен Нуртай
САБИЛЬЯНОВ предложил ограничить закон о выборах в отношении иностранных
наблюдателей. Причем, по его мнению, необходимо не просто ограничить права
иностранных наблюдателей, а ввести наказание за незаконные действия оных во
время выборов, например, изымать у них аккредитацию и выдворять их за пределы
Казахстана.
Кроме того, было заявлено, что иностранные наблюдатели
представляют угрозу национальной безопасности страны, поскольку создают
искаженное представление о стране за рубежом. Г-н Сабильянов знает, о чем
говорит. Ведь эти же иностранные наблюдатели могут донести миру правду о том,
как проходили парламентские выборы в Аягузе (напомним, г-н Сабильянов
баллотировался по тому же округу, что и Толен ТОХТАСЫНОВ, а до этого пытался
пройти в парламент дважды, но безрезультатно).
Впрочем, речь не о г-не Сабильянове, а о том, что власть
расчищает себе дорогу для того, чтобы с наименьшими потерями провести
избирательную кампанию.
Загипа Балиева заявляет, что выборы состоятся в 2006
году, но тогда действующий президент становится нелегитимным, начиная с января
2006 года. Еще в ноябре прошлого года известный адвокат Виталий ВОРОНОВ в своей
статье в газете «Мегаполис» писал: «Статья 51-я конституционного Закона “О
выборах…” устанавливает, что “очередные выборы Президента проводятся раз в семь
лет…”. Из этого следует, что, начиная с января 1999 года, на протяжении семи лет
(то есть в 1999-2005 годах) других президентских выборов просто быть не может, в
том числе и в декабре 2005 года.
Об этом же говорит и “хитрая” норма, появившаяся в ч.1
ст.94 Конституции РК в результате внесенных в нее 7 октября 1998 года изменений:
“Президент …осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента
республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть
проведены ПОСЛЕ семи лет в первое воскресенье декабря”. При всем желании
сказать, что первое воскресенье декабря 2005 года наступает ПОСЛЕ истечения 7-ми
лет от выборов января 1999 года, не получается».
О том же говорит и председатель Координационного совета
демократических сил РК Жармахан ТУЯКБАЙ. По его мнению: «У власти есть
возможность манипулировать конституционными положениями в отношении
президентских выборов. Потому что в Конституции написано, что выборы проводятся
в декабре. Конституционный срок действующего президента истекает в январе 2006
года. Однако состоятся ли выборы президента страны в декабре 2005 года, никто
сегодня не может сказать».
Двум опытным юристам, каковыми, несомненно, являются и
Виталий Воронов, и Жармахан Туякбай, верить можно. Остается предположить, что
выборы все же будут досрочными и состоятся в декабре этого года. Как
подчеркивает Воронов, «но то, что его полномочия, исходя из вышеприведенных
норм, должны истечь в январе 2006 года, сомнению не подлежит». Следовательно,
выборы все же окажутся досрочными (по мнению одних аналитиков) и в срок (по
словам других), а именно в декабре этого года. Во всяком случае, именно к такому
выводу приходишь, когда анализируешь действия власти.
К вышесказанному следует добавить еще один факт. В
парламенте состоялось заседание фракции партии «Отан». Рядовой на первый взгляд
факт приобретает особое значение, если принять во внимание, что в заседании
фракции принял участие один из первых руководителей партии Амангельды ЕРМЕГИЯЕВ.
А речь на заседании шла о предвыборной платформе партии и, в частности, об
изменениях в Конституцию страны.
По словам Амангельды Диновича, изменения коснутся
«полномочий президента, правительства, парламента, судебной системы и местных
представительных органов». Оставим в стороне слова о том, что в первую очередь
конституционные изменения предусматривают расширение контрольных функций
парламента и предусматривают выборность акимов. Об этом говорил сам действующий
президент в своем ежегодном послании в феврале. А вот об изменениях в части
полномочий президента говорится вообще-то первый раз. Впрочем, возможно, эти
изменения как раз и позволят действующему президенту продлить свои полномочия
без выборов до декабря 2006 года.
Можно предположить, как будет развиваться сценарий.
Вначале парламент примет поправки в выборное законодательство, которые позволят
власти неограниченно применять административный ресурс и подавить любые
протестные настроения граждан. Затем пойдут новые обращения благодарных граждан
к гаранту Конституции и, вероятнее всего, в апреле этого года президент заявит о
необходимости внесения изменений в Конституцию. Затем, ближе к 10-й годовщине
действующей Конституции, опубликуют проект изменений в Конституцию, а уже следом
объявят о президентских выборах.
К этому времени будет готово все, чтобы Нурсултан
Абишевич смог набрать 93, 78% от общего числа избирателей в стране. Все же
остальные кандидаты в президенты, будь-то от оппозиции или от власти, окажутся
всего лишь спарринг-партнерами действующего главы государства.
|