Портовая сага
05.05.2005.
Экспренсс-К (Казахстан)
Алексей Банцикин
Похоже, что на карте Каспийского моря появится новый
порт, а в Казахстане - собственные верфи. Вчера в правительстве обсуждался
вопрос о развитии порта Курык, расположенного южнее Актау.
"Правительство не отказывается от идеологии развития
порта Актау (на фото), но, к сожалению, ситуация последних дней вынуждает
принимать некие коррективы" - такими словами премьер-министр Даниал Ахметов
открыл совещание по вопросам развития портовой инфраструктуры Каспия.
"Смена вектора" в вопросах логистики вызвана некоторыми
сложностями в переговорах по расширению пропускной способности Каспийского
трубопроводного консорциума. Неуступчивость российских партнеров подталкивает
руководство республики к активизации переговоров о присоединении к другому
нефтепроводному проекту Баку - Тбилиси - Джейхан. И в этом случае порт Курык
имеет все шансы стать нашим морским "окном в Средиземноморье".
В пользу этого решения говорят несколько факторов. Это,
во-первых, географическая близость к Кашаганскому месторождению и к
азербайджанскому терминалу Самгател, напрямую соединенному с нефтепроводом БТД.
Во-вторых, идеальные метеоусловия, ведь именно в Курыке укрываются корабли
Актауского порта во время бурь. Кроме того, последние изыскания нефтяников
говорят о том, что республика и ее партнеры в Северо-Каспийском проекте
значительно раньше выйдут на прогнозные показатели объемов добычи нефти.
- До сих пор мы руководствовались условиями, что к 2016
году необходимо повысить мощность транзита нефти до 38 млн тонн в год, - пояснил
президент АО "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин. - Ранее обсуждался вопрос
перевалки 27 млн тонн нефти силами Актауского порта и оставшихся объемов через
порт Курык. Но в соответствии с заявленными объемами "Agip KCO" уже к 2010 году
планирует транспортировать морским путем около 10 млн тонн.
Добытую нефть предлагается транспортировать в танкерах.
Причем предпочтение, видимо, будет отдано судам большой грузоподъемности.
Узакбай Карабалин привел данные, свидетельствующие о том, что с ростом
водоизмещения танкера снижается себестоимость морского транзита нефти.
- Сейчас мы возим нефть танкерами грузоподъемностью в
6,5 тыс. тонн по 3,94 доллара за тонну, - рассказал президент "КазМунайГаза". -
Если мощность танкера составляет 12 тыс. тонн, цена снизится до 3,63 доллара за
тонну, а если станем возить танкерами по 60 тыс. тонн - до 2,76 доллара за тонну
нефти. Есть расчеты: со снижением тарифа на один доллар мы в целом по всему
месторождению выигрываем 841 млн долларов.
Цифры убеждают. Но есть и еще одна проблема: ни
казахстанские, ни азербайджанские порты не приспособлены к швартовке судов
такого водоизмещения. Впрочем, нефтяники предлагают решить и эту проблему. Слив
нефти из танкера в терминал будет осуществляться по специальному "выносному
причальному устройству" - трубе, вынесенной в море на десятки километров от
терминала.
Однако, согласившись на проект расширения порта Курык и
"утяжеление" танкерной флотилии, правительству придется решать и массу других
проблем. Так, по мнению вице-министра транспорта и коммуникаций Талгата
Абылгазина, танкеры такого водоизмещения невозможно привезти в страну частями.
Выход один - строить верфи. Но это повлечет за собой огромные затраты, тогда как
потребности страны достаточно скромные - необходимо лишь пять танкеров
вместимостью в 60 тысяч тонн.
В то же время вопрос о расширении соседнего порта Актау
не утратил своей актуальности. Во-первых, потому, что именно отсюда пойдут
танкеры, груженные нефтью Тюб-Карагана. Во-вторых, потому, что даже без учета
нефти порт сегодня работает на пределе своей проектной мощности.
Выслушав участников совещания, премьер поручил
разработать технико-экономическое обоснование проектов и внести их на заседание
республиканской бюджетной комиссии.
|