Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Москва соотечественникам



Межведомственная комиссия Правительства Москвы обсудила работу с соотечественниками

В.Романенко

В соответствии с планом работы Межведомственной комиссии Правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом (МВК) 5 октября с.г. состоялось ее очередное заседание. Открыла заседание комиссии Л.И.Швецова, которая отметила, что за последнее время проведено много мероприятий, связанных с поддержкой соотечественников за рубежом и особо отметила рассмотрение Мэром Москвы вопросов связанных с поддержкой соотечественников в Крыму.

По первому вопросу повестки дня - о проведении торжественной церемонии вручения почетной награды «Соотечественник года - 2005» докладывал директор Московского Дома соотечественника Каплун Ю.И. Номинантами выбраны: певец Хворостовский, писатель Аксенов, ветераны из Латвии Кононов и Тесс. Затем возникла идея номинировать Ю.М.Лужкова но представители ДМС взяли паузу, чтобы оценить данное предложение. Номинация пройдет в ресторане «Золотой зал» в гостинице Россия 7 декабря 2005 года.

По второму вопросу - о подготовке проведения в 2006 году Международного молодежного спортивного фестиваля соотечественников докладывал представитель Комитета по физкультуре и спорту Степанянц. Предложено фестиваль провести в 2006 году и совместить его с днем города Москвы.

По третьему вопросу о проделанной работе по поддержке русского языка и образования на русском языке в странах СНГ и Балтии докладывала представительница Департамента образования. В ходе обсуждения было рекомендовано создать аналогичную систему поддержки русской культуре.

По четвертому вопросу о работе Центра по защите прав соотечественников «Москва - россияне» выступил М.Л.Иоффе, директор Центра. Представленная им информация по защите прав ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Латвии, встречена с одобрением.

Ниже публикуем информацию, представленную для МВК Департаментом образования Москвы и Московским домом соотечественника о работе в сфере поддержки русского языка и образования на русском языке за рубежом.




Информация Департамента образования города Москвы на заседании межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом

Комплекс работ по поддержке и продвижению русского языка был по­ложен в основу образовательного раздела «Программы поддержки соотече­ственников за рубежом на 2003-2005 годы». В декабре 2004 года на заседа­нии коллегии Департамента образования, рассмотревшем ход реализации поддержки соотечественников за рубежом, был принят План основных ме­роприятий Департамента образования города Москвы по поддержке сооте­чественников в странах СНГ и Прибалтики средствами образования на 2004-2005 гг., в соответствии с которым и осуществлялась деятельность департа­мента.

Основными направлениями работы Департамента образования города

Москвы по поддержке русского языка и образования на русском языке в те­кущем году являлись следующие:

1.  Проведение четвертого Совещания директоров русскоязычных школ;

2.                 Повышение квалификации, стажировка и переподготовка на курсах повышения квалификации в МИОО;

3.                 Проведение П-го Международного форума пушкинских школ;

4.                 Проведение Международных летних школ русского языка;

5.                 Проведение Открытой международной олимпиады для школьников стран СНГ и Прибалтики по русскому языку с финалом в Москве;

6.                 Прием и обучение в московских вузах детей соотечественников;

7.                 Обмен группами педагогов и учащихся партнерских школ-побратимов;

8.                 Поддержка деятельности славянских университетов в странах СНГ и При­балтики;

9.                 Оказание помощи в учебной и учебно-методической работе путем поставки учебной литературы на русском языке;

10.               Содействие в поставке компьютерных классов и организация центров дистанционного образования;

11.               Участие в проведении Пушкинского конкурса «Я русский бы выучил, только зачем?..»;

12.               Содействие в реализации программы «Стипендия Мэра Москвы» и про­граммы «Московский аттестат» и др.

13.Развивается и общественное движение - Международное педагогическое общество в поддержку русского языка (МПО).

***

1. Очередное 1У-ое Международное совещания директоров школ с пре­подаванием на русском языке было проведено 23-27 марта 2005 года. Суще ственным отличием этого совещания стало значительное расширение гео­графии представительства участников совещаний за счет стран «традицион­ного» зарубежья. Если в 2004 году в совещании участвовали представители 21 страны, в том числе всех стран СНГ и Балтии и шести стран Восточной и Западной Европы, то в 2005 году число стран «традиционного» зарубежья увеличилось до пятнадцати. Участники совещания 2005 года отметили, что существенное расширение географии представительства участников Сове­щания свидетельствует о растущем интересе к изучению русского языка в странах традиционного зарубежья. В этой связи расширяются цели и методы изучения русского языка не только как родного и как иностранного, но и как языка семьи в иноязычном окружении.

По материалам данного совещания был подготовлен сборник материа­лов «Русский язык без границ», содержащий значительное количество и до­полнительной информации (демонстрируется).

Участники Международного совещания, проходившего накануне вели­кого праздника - 60-летия Победы над фашизмом, работники образования из 32 стран Европы и Азии и учащаяся молодежь Москвы обратились с благо­дарностью к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня не­зависимостью и мирной жизнью: Мы обращаемся к молодежи и людям среднего возраста, ко всем тем, кто реально влияет на умы и сердца людей: НУЖНО СОХРАНИТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПАМЯТИ, и в этом наша мо­ральная обязанность, человеческий и исторический долг. Мы заявляем о на­шей решимости отстоять мир, позаботиться о воспитании молодежи и буду­щих поколений на героических традициях народов, отстоявших независи­мость и свободу, в духе культуры мира, гармонии и согласия.

В соответствии с утвержденной Правительством Москвы 6 сентября 2005 года Комплексной целевой среднесрочной программой осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы в дальнейшем практика проведения подобных международ­ных совещаний директоров школ будет продолжена.

2 . Продолжалось и проведение курсов повышения квалификации и стажиро­вок педагогов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2005 году на кур­сах в МИОО побывало почти 1000 человек - преподавателей соотечествен­ников из Украины, Казахстана, Молдавии, Грузии и других стран СНГ и Балтии, а также из 7 стран дальнего зарубежья.

3. Наиболее значимой просветительской акцией текущего года в сфере под­держки русского языка и русской культуры явился проведенный 25-29 сен­тября Международный форум пушкинских школ. Акция осуществлена Де­партаментом образования совместно с Департаментом международных свя­зей города Москвы и Комитетом образования Санкт-Петербурга с участием руководителей и педагогов зарубежных школ, а также юных победителей ре гиональных и международных конкурсов по пушкинской тематике из 28 стран. Рабочие заседания и другие мероприятия форума убедительно под­твердили актуальность поддержки русской культуры за рубежом, высокий интеллектуальный потенциал многих зарубежных школ с изучением русско­го языка и преподаванием на русском языке, близость их концептуальных подходов и целесообразность обмена опытом учебно-методической работы с участием московских ученых и специалистов. По материалам форума будет подготовлен специальный сборник. В порядке подготовки к этой форуму в мае 2005 года при содействии правительства Москвы в г. Львове (Украина) состоялся XV Международный пушкинский конкурс учащейся молодежи Украины, Белоруссии, Польши и города Москвы. Принято решение о прове­дении такого форума один раз каждые два года.

4. Международная летняя школа русского языка проведена в Москве в тре­тий раз. Итоги работы школы и отзывы ее зарубежных участников позволя­ют отметить ее позитивные результаты. Департамент образования признате­лен возглавляемому Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецовой оргкомитету по подготовке и проведению Школы за помощь и поддержку и благодарит представителей подразделений Прави­тельства города Москвы, ведомств и организаций, внесших свой вклад в ее успешное проведение.

МИД РФ и Департамент международных связей города Москвы оказа­ли значимую поддержку при формировании международного состава участ­ников. Главное управление внутренних дел города Москвы и Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве обеспечивали безопасность проживания детей. Префектуры административ­ных округов города Москвы оказали существенную поддержку в материаль­но-техническом оснащении школы.

Кроме того, набирают силу подобные окружные летние школы, прово­димые в административных округах окружными управлениями образования. В этом году такие школы прошли в Центральном, Северо-Западном, Юго-Западном, Восточном округах с участием делегаций подшефных регионов и стран.

Департамент образования, с Вашего согласия, Людмила Ивановна, приступил к подготовке очередной IV Международной школы русского язы­ка (июль 2006 года, ДСОЛ «Московия»). Считаем, что есть возможность расширить контингент зарубежных участников школы и включить в список стран-участниц Бразилию, Японию, Китай, Испанию, Египет, Сирию, Анго­лу и Мозамбик, сохранив при этом общий численный состав.

5. Открытая международная Олимпиада школьников по русскому языку: привлекла к себе внимание более 9 тысяч школьников. В 2005 году посеще ние сайта данной школы превысило число в 200 тысяч посещений. В январе 2005 года на очередной очный тур Олимпиады прибыли 45 участников с ро­дителями или учителем, что явилось них поощрением. А двое участников приглашены для дальнейшего продолжения обучения в вузах Москвы.

6.               В настоящее время в вузах Департамента образования обучаются 92 сту­дента-соотечественника из стран ближнего и дальнего зарубежья.

7.               Побратимские связи осуществляются в настоящее время со многими школами. На основе межшкольных договоров осуществляются взаимные поездки учащихся в разные страны и проводится прием учащихся в Москве. По линии окружных управлений образования на регулярной основе осуществля­
ется обмен группами педагогов и учащихся школ-побратимов с Белоруссией (Восточный, Западный, Северо-Западный учебные округа) и Украиной (Северо-Восточный, Восточный, Юго-Западный учебные округа), установлены прямые профессиональные связи с опорными школами в Грузии (Центральное ОУО), Казахстане (Юго-Восточное ОУО), Латвии (Центральное ОУО), Молдавии (Северо-Восточное ОУО), Узбекистане (Западное ОУО), Эстонии (Северное ОУО).

8.               Славянские университеты: в 2005 году продолжалась работа со Славянскими университетами в странах СНГ. Представители университетов принимали участие в проведении семинаров, круглых столов, стажировок преподавателей и т.д.

9.       В этом году Правительством Москвы в совокупности было выделено на реализацию программ по оказанию гуманитарной помощи школам с преподаванием на русском языке за рубежом учебной и учебно-методической литературой 14 млн. руб. Основное внимание уделяется обеспечению литературой русскоязычных школ стран СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья - Великобритании, Болгарии, Боливии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Франции, Австрии, Швейцарии, Италии, Македонии, Польши, Мальты, Южной Кореи и др. В настоящее время учебники и учебные посо­бия в основном отправлены в количестве около 140 тыс. экземпляров.

10.            В соответствии с Договором о дистанционном повышении квалификации учителей школ стран СНГ и Балтии с русским языком обучения Московский институт открытого образования провел обучение по русскому языку и литературе 124 преподавателя и по информатике 64 преподавателя, всего 188 преподавателей при плане 180 человек. Все преподаватели успешно сдали предусматриваемые контрольные мероприятия и курсовые работы.

11.            Традиционно проведен совместно с «Российской газетой» конкурс «Я русский бы выучил, только зачем?..». В конкурсе приняли участие более 180 преподавателей из которых пятьдесят учителей-победителей в сентября 2005 года прибыли в Москву и приняли участие в круглых столах и в уроках в московских школах.

12.            Продолжается работа проекта «Московский аттестат», который курируют непосредственно подразделения Департамента международных связей города Москвы совместно с «Открытой русской школой». В этом году 178 уче­ников получили московские аттестаты и из них 156 выпускников поступили
в московские вузы. Департамент образования готов подключить к этой рабо­те еще несколько школ с научно-методическим сопровождением со стороны МИОО.

13.            Одной из наиболее крупных инициатив, направленных на укрепление и расширение международного сотрудничества Москвы и зарубежной педагогической общественности в сфере продвижения русского языка является создание в марте прошлого года Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО).

С марта 2005 года Международное педагогическое общество в поддержку русского языка является членом Международного совета российских сооте­чественников.

Следует подчеркнуть, что создание целевой общественной структуры в сфере международного сотрудничества Москвы по проблемам русскоя­зычного образования позволяет в определенной мере изменить сам характер этого сотрудничества, повысить его эффективность за счет привлечения инициатив широкого круга специалистов стран-партнеров. Более того, большинство наиболее перспективных и существенных инициатив могут реализовываться в рамках деятельности МПО, опираясь на его возможности налаживания координации в практических вопросах международного взаи­модействия.

Состоявшееся в марте с.г. в Москве заседание координационного со­вета МПО предложило провести ряд представительных встреч по актуаль­ным проблемам поддержки и продвижения русского языка:

-      международной конференции «Русский язык как средство межнационального общения в странах Центральной Азии» (готовиться в настоящее время проведение в Ташкенте);

-      международный семинар «Славянский университет и школьное образование на русском языке»;

- международного «круглого стола» по теме «Положение русского языка и преподавания на русском языке за рубежом. Возможности использования международного опыта» (предполагается провести по инициативе общественных организаций и при поддержке Министерства образования Молдавской Республики на территории Молдавии с приглашением участников из Белоруссии, Болгарии, Украины, России, Румынии). Подготовительная ра­бота по его проведению осуществляется его участниками и Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка с участием Депар­тамента образования города Москвы;

-       международного семинара-практикума «Формирование моделей культурно-языковой интеграции и билингвального образования русскоязычной молодежи»;

-       международной встречи по проблемам организации и методики русскоязычного обучения в негосударственных образовательных учреждениях стран «традиционного» зарубежья.

Эти предложения одобрены IV Международным совещанием и отра­жены в его итоговом документе. В планах работы МПО имеется еще доста­точно много мероприятий по поддержке и развитию движения за продви­жение русского языка за рубежом.




О поддержке русского языка и образования на русском языке в странах СНГ и Балтии (информация МДС)

Приоритетное место в деятельности по поддержке соотечественников за рубежом занимают вопросы сохранения и развития русского языка и образования на русском языке.

На сегодня средства, выделенные на эти цели в 2005 год, освоены на 98 процентов (выделено 51193,7 тыс. руб., остаток 1025,2 тыс. руб.). Работа осуществляется в тесном контакте с Департаментом образования и подведомственными ему учреждениями города Москвы.

Реализуется четкий механизм поставки учебников и учебно-методической литературы в русскоязычные школы за рубежом. В Сводном плане мероприятий на 2005 год на программу помощи по обеспечению школ с русским языком обучения учебной литературой предусмотрено 4 млн. рублей. В настоящее время эти средства использованы практически полностью. Поставка учебников координируется с федеральной программой поддержки соотечественников, что позволяет увеличить количество школ, которые получают учебную литературу.

В интересах удовлетворения образовательных потребностей российских соотечественников за рубежом действует программа Мэра Москвы «Московский аттестат». Она позволяет обеспечивать качественное образование на русском языке зарубежных соотечественников посредством дистанционного обучения в соответствии с российскими образовательными стандартами. В этом году состоялся четвертый выпуск учащихся из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Молдовы, Украины и Эстонии. 178 детей соотечественников приняли участие в Государственной итоговой аттестации и получили российские аттестаты установленного образца о полном среднем образовании. 4 июля в Белом зале Мэрии Москвы Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова торжественно вручила 20 лучшим учащимся аттестаты о среднем образовании. 156 выпускников программы поступили для продолжения образования в российские вузы, главным образом в московчские.

Все большее развитие получает Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку. В этом году в заключительном туре Олимпиады приняли участие 9068 школьников из 21 страны ближнего и дальнего зарубежья.

10 апреля - 9 мая в Монголии состоялась Международная Олимпиада по русскому языку среди школьников, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 40-летию сотрудничества «Москва Улан-Батор». Необходимо отметить, что росту популярности Олимпиады способствует совместная работа с загранучреждениями МИД России и Росзарубежцентра, а также с ассоциациями учителей школ за рубежом с русским языком обучения.

Последовательно реализуется программа «Стипендия Мэра Москвы» в странах Балтии, призванная создать для талантливой и малообеспеченной русскоязычной молодежи дополнительные возможности получения высшего образования на русском языке в своих странах. На сегодня в Латвии, Литве и Эстонии стипендиатами программы являются 190 человек.

Растет число российских соотечественников, получающих высшее образование в московских вузах. В 2005 году при финансовой поддержке Москвы в ряде учебных заведений и культурных центров города проходили обучение 90 студентов и аспирантов из стран СНГ и Балтии.

Полностью выполнена программа повышения квалификации и стажировки учителей русского языка и литературы. В соответствии с этой программой в текущем году на базе московских школ и окружных управлений образования города Москвы повысили свою квалификацию 20 учителей из Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Латвии, Литвы, Казахстана, Молдовы, Польши, Словакии, Сербии и Черногории, Македонии, Чехии, Финляндии. Проведено традиционное совещание директоров школ с русским языком обучения.

Силами преподавателей Московского государственного лингвистического университета в Азербайджанском, Армянском, Киргизском, Молдавском славянских университетах были проведены лекции и практические занятия по вопросам состояния и функционирования русского языка и культуры в образовательном пространстве СНГ. По откликам руководителей вузов, эта акция крайне необходима для сохранения позиций и продвижения русского языка на постсоветском пространстве.

В рамках подготовки к Международному форуму пушкинских школ в мае в г.Львов состоялся XV Пушкинский конкурс «А.С.Пушкин и А.Мицкевич», в котором приняли участие более 140 преподавателей и учащихся из 22 школ Москвы, Киева, Львова, Харькова, Севастополя, Кривого Рога, Херсона, Черновиц, Минска, Калиша (Польша) и ряда других городов. Параллельно с конкурсом был проведен «круглый стол» «Украина-Россия-Беларусь-Польша. Среднее образование: проблемы гуманизации и формирования толерантности личности».

25-28 сентября в соответствии с действующей Комплексной целевой среднесрочной программой по поддержке соотечественников за рубежом в Москве состоялся II Международный форум пушкинских школ, собравший более 60 педагогов и школьников - победителей региональных и международных конкурсов по пушкинской тематике из 28 стран ближнего и дальнего зарубежья. В рамках форума были проведены «круглые столы» «Пушкинская традиция в мировой духовной культуре» и «Язык А.С.Пушкина сегодня — живое наследие и культурная реальность».

Не менее важное значение имеют встречи с представителями вузов и общественных организаций российских соотечественников в странах их проживания, которые способствуют лучшему пониманию проблем образования на русском языке и оказанию им действенной помощи. В 2005 году такие встречи состоялись в Украине (в том числе и АРК), Казахстане, Киргизии, Армении, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Литве, Болгарии, Грузии, Молдавии.

Большое значение в этом отношении имело, в частности, участие в «круглых столах» «Русская культура. Украина в новых политических реалиях» (г. Киев), «Региональная российская диаспора Луганщины: состояние, перспективы реализации программы помощи соотечественникам Правительства Москвы» (г. Луганск) а также посещение средней школы № 26 в г. Бресте и встреча с активом Ассоциации учителей Русского общества, в ходе которых шла речь о заключении договора о сотрудничестве с одной из московских школ, оказании помощи в обеспечении учебниками.

17-18 октября запланировано проведение широкой региональной научно-практической конференции «Русский язык в Центральной Азии как язык межнационального общения» в г.Ташкенте.

В 2005 году удовлетворены полностью или частично большинство заявок общественных организаций российских соотечественников за рубежом на оказание содействия в оснащении компьютерной техникой и пополнении библиотечных фондов русскоязычных образовательных учреждений и культурных центров, проведении юбилейных мероприятий, оплате обучения молодых соотечественников, организации поездок учащейся молодежи в Россию.

Вместе с тем приходится констатировать, что в связи с сокращением по инициативе Департамента финансов города Москвы расходов на работу с соотечественниками в середине 2005 года возможности для усиления поддержки русского языка и образования в российском зарубежье были использованы не в полной мере. По этой причине не получили дальнейшего развития ряд важных мероприятий и программ, что, безусловно, не только подорвет доверие соотечественников к Москве, но негативно скажется на отношении российской диаспоры к политике Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом в целом.

Ю.И.Каплун, директор Московского Дома соотечественника


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ