Информация Департамента образования города Москвы на заседании межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом
Комплекс работ по поддержке и продвижению русского языка
был положен в основу образовательного раздела «Программы поддержки
соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы». В декабре 2004 года на
заседании коллегии Департамента образования, рассмотревшем ход реализации
поддержки соотечественников за рубежом, был принят План основных
мероприятий Департамента образования города Москвы по поддержке
соотечественников в странах СНГ и Прибалтики средствами образования на
2004-2005 гг., в соответствии с которым и осуществлялась деятельность
департамента.
Основными направлениями работы Департамента образования
города
Москвы по поддержке русского языка и образования на
русском языке в текущем году являлись следующие:
1. Проведение четвертого Совещания директоров
русскоязычных школ;
2.
Повышение квалификации, стажировка и переподготовка на курсах повышения
квалификации в МИОО;
3.
Проведение П-го Международного форума пушкинских школ;
4.
Проведение Международных летних школ русского языка;
5.
Проведение Открытой международной олимпиады для школьников стран СНГ и
Прибалтики по русскому языку с финалом в Москве;
6.
Прием и обучение в московских вузах детей соотечественников;
7.
Обмен группами педагогов и учащихся партнерских школ-побратимов;
8.
Поддержка деятельности славянских университетов в странах СНГ и
Прибалтики;
9.
Оказание помощи в учебной и учебно-методической работе путем поставки учебной
литературы на русском языке;
10.
Содействие в поставке компьютерных классов и организация центров дистанционного
образования;
11.
Участие в проведении Пушкинского конкурса «Я русский бы выучил, только
зачем?..»;
12.
Содействие в реализации программы «Стипендия Мэра Москвы» и программы
«Московский аттестат» и др.
13.Развивается и общественное движение - Международное
педагогическое общество в поддержку русского языка (МПО).
***
1. Очередное 1У-ое Международное совещания директоров
школ с преподаванием на русском языке было проведено 23-27 марта 2005 года.
Суще ственным отличием этого совещания стало значительное расширение
географии представительства участников совещаний за счет стран
«традиционного» зарубежья. Если в 2004 году в совещании участвовали
представители 21 страны, в том числе всех стран СНГ и Балтии и шести стран
Восточной и Западной Европы, то в 2005 году число стран «традиционного»
зарубежья увеличилось до пятнадцати. Участники совещания 2005 года отметили, что
существенное расширение географии представительства участников Совещания
свидетельствует о растущем интересе к изучению русского языка в странах
традиционного зарубежья. В этой связи расширяются цели и методы изучения
русского языка не только как родного и как иностранного, но и как языка семьи в
иноязычном окружении.
По материалам данного совещания был подготовлен сборник
материалов «Русский язык без границ», содержащий значительное количество и
дополнительной информации (демонстрируется).
Участники Международного совещания, проходившего накануне
великого праздника - 60-летия Победы над фашизмом, работники образования из
32 стран Европы и Азии и учащаяся молодежь Москвы обратились с
благодарностью к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня
независимостью и мирной жизнью: Мы обращаемся к молодежи и людям среднего
возраста, ко всем тем, кто реально влияет на умы и сердца людей: НУЖНО СОХРАНИТЬ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПАМЯТИ, и в этом наша моральная обязанность, человеческий и
исторический долг. Мы заявляем о нашей решимости отстоять мир, позаботиться
о воспитании молодежи и будущих поколений на героических традициях народов,
отстоявших независимость и свободу, в духе культуры мира, гармонии и
согласия.
В соответствии с утвержденной Правительством Москвы 6
сентября 2005 года Комплексной целевой среднесрочной программой осуществления
государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008
годы в дальнейшем практика проведения подобных международных совещаний
директоров школ будет продолжена.
2 . Продолжалось и проведение курсов повышения
квалификации и стажировок педагогов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 2005 году на курсах в МИОО побывало почти 1000 человек - преподавателей
соотечественников из Украины, Казахстана, Молдавии, Грузии и других стран
СНГ и Балтии, а также из 7 стран дальнего зарубежья.
3. Наиболее значимой просветительской акцией текущего
года в сфере поддержки русского языка и русской культуры явился проведенный
25-29 сентября Международный форум пушкинских школ. Акция осуществлена
Департаментом образования совместно с Департаментом международных
связей города Москвы и Комитетом образования Санкт-Петербурга с участием
руководителей и педагогов зарубежных школ, а также юных победителей ре
гиональных и международных конкурсов по пушкинской тематике из 28 стран. Рабочие
заседания и другие мероприятия форума убедительно подтвердили актуальность
поддержки русской культуры за рубежом, высокий интеллектуальный потенциал многих
зарубежных школ с изучением русского языка и преподаванием на русском
языке, близость их концептуальных подходов и целесообразность обмена опытом
учебно-методической работы с участием московских ученых и специалистов. По
материалам форума будет подготовлен специальный сборник. В порядке подготовки к
этой форуму в мае 2005 года при содействии правительства Москвы в г. Львове
(Украина) состоялся XV Международный пушкинский конкурс учащейся молодежи
Украины, Белоруссии, Польши и города Москвы. Принято решение о проведении
такого форума один раз каждые два года.
4. Международная летняя школа русского языка проведена в
Москве в третий раз. Итоги работы школы и отзывы ее зарубежных участников
позволяют отметить ее позитивные результаты. Департамент образования
признателен возглавляемому Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Л.И. Швецовой оргкомитету по подготовке и проведению Школы за помощь и
поддержку и благодарит представителей подразделений Правительства города
Москвы, ведомств и организаций, внесших свой вклад в ее успешное проведение.
МИД РФ и Департамент международных связей города Москвы
оказали значимую поддержку при формировании международного состава
участников. Главное управление внутренних дел города Москвы и Управление
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве обеспечивали
безопасность проживания детей. Префектуры административных округов города
Москвы оказали существенную поддержку в материально-техническом оснащении
школы.
Кроме того, набирают силу подобные окружные летние школы,
проводимые в административных округах окружными управлениями образования. В
этом году такие школы прошли в Центральном, Северо-Западном, Юго-Западном,
Восточном округах с участием делегаций подшефных регионов и стран.
Департамент образования, с Вашего согласия, Людмила
Ивановна, приступил к подготовке очередной IV Международной школы русского
языка (июль 2006 года, ДСОЛ «Московия»). Считаем, что есть возможность
расширить контингент зарубежных участников школы и включить в список
стран-участниц Бразилию, Японию, Китай, Испанию, Египет, Сирию, Анголу и
Мозамбик, сохранив при этом общий численный состав.
5. Открытая международная Олимпиада школьников по
русскому языку: привлекла к себе внимание более 9 тысяч школьников. В 2005 году
посеще ние сайта данной школы превысило число в 200 тысяч посещений. В январе
2005 года на очередной очный тур Олимпиады прибыли 45 участников с
родителями или учителем, что явилось них поощрением. А двое участников
приглашены для дальнейшего продолжения обучения в вузах Москвы.
6.
В настоящее время в вузах Департамента образования обучаются 92
студента-соотечественника из стран ближнего и дальнего зарубежья.
7.
Побратимские связи осуществляются в настоящее время со многими школами. На
основе межшкольных договоров осуществляются взаимные поездки учащихся в разные
страны и проводится прием учащихся в Москве. По линии окружных управлений
образования на регулярной основе осуществля ется
обмен группами педагогов и учащихся школ-побратимов с Белоруссией (Восточный,
Западный, Северо-Западный учебные округа) и Украиной (Северо-Восточный,
Восточный, Юго-Западный учебные округа), установлены прямые профессиональные
связи с опорными школами в Грузии (Центральное ОУО), Казахстане (Юго-Восточное
ОУО), Латвии (Центральное ОУО), Молдавии (Северо-Восточное ОУО), Узбекистане
(Западное ОУО), Эстонии (Северное ОУО).
8.
Славянские университеты: в 2005 году продолжалась работа со Славянскими
университетами в странах СНГ. Представители университетов принимали участие в
проведении семинаров, круглых столов, стажировок преподавателей и т.д.
9. В этом году
Правительством Москвы в совокупности было выделено на реализацию программ по
оказанию гуманитарной помощи школам с преподаванием на русском языке за рубежом
учебной и учебно-методической литературой 14 млн. руб. Основное внимание
уделяется обеспечению литературой русскоязычных школ стран СНГ и Балтии, а также
дальнего зарубежья - Великобритании, Болгарии, Боливии, Венгрии, Германии,
Греции, Дании, Испании, Франции, Австрии, Швейцарии, Италии, Македонии, Польши,
Мальты, Южной Кореи и др. В настоящее время учебники и учебные пособия в
основном отправлены в количестве около 140 тыс. экземпляров.
10.
В соответствии с Договором о дистанционном повышении квалификации учителей школ
стран СНГ и Балтии с русским языком обучения Московский институт открытого
образования провел обучение по русскому языку и литературе 124 преподавателя и
по информатике 64 преподавателя, всего 188 преподавателей при плане 180 человек.
Все преподаватели успешно сдали предусматриваемые контрольные мероприятия и
курсовые работы.
11.
Традиционно проведен совместно с «Российской газетой» конкурс «Я русский бы
выучил, только зачем?..». В конкурсе приняли участие более 180 преподавателей из
которых пятьдесят учителей-победителей в сентября 2005 года прибыли в Москву и
приняли участие в круглых столах и в уроках в московских школах.
12.
Продолжается работа проекта «Московский аттестат», который курируют
непосредственно подразделения Департамента международных связей города Москвы
совместно с «Открытой русской школой». В этом году 178 учеников получили
московские аттестаты и из них 156 выпускников поступили в
московские вузы. Департамент образования готов подключить к этой работе еще
несколько школ с научно-методическим сопровождением со стороны МИОО.
13.
Одной из наиболее крупных инициатив, направленных на укрепление и расширение
международного сотрудничества Москвы и зарубежной педагогической общественности
в сфере продвижения русского языка является создание в марте прошлого года
Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО).
С марта 2005 года Международное педагогическое общество в
поддержку русского языка является членом Международного совета российских
соотечественников.
Следует подчеркнуть, что создание целевой общественной
структуры в сфере международного сотрудничества Москвы по проблемам
русскоязычного образования позволяет в определенной мере изменить сам
характер этого сотрудничества, повысить его эффективность за счет привлечения
инициатив широкого круга специалистов стран-партнеров. Более того, большинство
наиболее перспективных и существенных инициатив могут реализовываться в рамках
деятельности МПО, опираясь на его возможности налаживания координации в
практических вопросах международного взаимодействия.
Состоявшееся в марте с.г. в Москве заседание
координационного совета МПО предложило провести ряд представительных встреч
по актуальным проблемам поддержки и продвижения русского языка:
- международной конференции
«Русский язык как средство межнационального общения в странах Центральной Азии»
(готовиться в настоящее время проведение в Ташкенте);
- международный семинар
«Славянский университет и школьное образование на русском языке»;
- международного «круглого стола» по теме «Положение
русского языка и преподавания на русском языке за рубежом. Возможности
использования международного опыта» (предполагается провести по инициативе
общественных организаций и при поддержке Министерства образования Молдавской
Республики на территории Молдавии с приглашением участников из Белоруссии,
Болгарии, Украины, России, Румынии). Подготовительная работа по его
проведению осуществляется его участниками и Международным педагогическим
обществом в поддержку русского языка с участием Департамента образования
города Москвы;
- международного
семинара-практикума «Формирование моделей культурно-языковой интеграции и
билингвального образования русскоязычной молодежи»;
- международной
встречи по проблемам организации и методики русскоязычного обучения в
негосударственных образовательных учреждениях стран «традиционного»
зарубежья.
Эти предложения одобрены IV Международным совещанием и
отражены в его итоговом документе. В планах работы МПО имеется еще
достаточно много мероприятий по поддержке и развитию движения за
продвижение русского языка за рубежом.
|