Изгнание домой
07.11.05., «Профиль»
Владимир Емельяненко
Для возвращения на родину праха генерала Белой гвардии
Антона
Деникина и философа Ивана Ильина помимо символического примирения белых и
красных есть еще причина. И веская: истекал срок аренды их мест на
кладбищах в США и Швейцарии. Поскольку не удавалось
договориться о сроках продления и размерах аренды, похороненных ожидали
принудительное выселение и кремация. Примерно по такой же схеме
скоро в Россию могут вернуться балерина Анна Павлова, поэт
Александр Галич, шахматист Александр Алехин и другие.
Когда Алена Галич-Архангельская добралась до кладбища в
Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, на могиле отца она увидела зеленый треугольник.
Выведенный мелом, он жирно перечеркивал цитату-эпитафию из Евангелия: <Блаженны изгнанные за правду:> И
внушал нехорошие предчувствия. Дочь стерла пугающий знак. Почти сразу к ней
подошел служащий и попросил не нарушать заведенных порядков погоста. Еще строже
женщину встретили в администрации:
- Это вы скоро год не платите за содержание могилы? И хотя дочь поэта с
задержкой погасила долг, зеленый треугольник на захоронении администрация
восстановила. Нехороший знак
Количество таких треугольников, означающих, что за место
плохо платят, в Сен-Женевьев-де-Буа, насчитывающем до 10,5 тыс. русских
захоронений, постоянно колеблется в пределах 2,5-3 тыс. Поменьше - до 2
тыс.
могил -
помечено красными треугольниками. Их еще называют выморочными - подлежащими
скорому освобождению, поскольку за места не вносится плата и никто за ними не
ухаживает. У входа на кладбище регулярно вывешивают длинные списки тех, кто своей
могилы скоро лишится,
так
как
плата
за
место не вносится и срок аренды заканчивается. В черных списках значатся Дмитрий
Мережковский, Александр Галич, Матильда Кшесинская, князь Феликс Юсупов, Петр
Струве, первая русская звезда мирового кино Иван Мозжухин, Рябушинские и агент
ГПУ Шурик Адлер, власовцы и русские участники французского
Сопротивления, <атаман А. Богаевский с казаками> и <фрейлина двора
императора Николая II Магдалена Голубицкая>. Над ними, всем некрополем,
ставшим русским мемориалом в эмиграции, нависла угроза выселения. Неубираемые
могилы (их все больше - вымирает царская эмиграция) и арендуемые места доживают
последние месяцы и годы.
Как знамение русская община Франции восприняла два урагана
1999 и 2003 годов, обрушившихся на Париж и предместья. Стихия сильно повредила
могилу Рудольфа Нуреева, был пополам расколот крест на могиле князя Юсупова - того, что убил
Распутина, задела святые для россиян захоронения - Ивана Бунина, Андрея
Тарковского, Александра Галича. Погост почти сразу привели в божеский вид, но
русские могилы - не все, не сразу и исключительно на пожертвования прихожан.
Благодаря им кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа пока сохраняет свое место в истории
как последний приют для великих изгнанников.
Жест мецената
Время меняет правила игры. Когда-то, в начале 20-х, дочь американского миллионера
Дороти Паджет, окончив Институт благородных девиц русских княжон Веры и Елены
Струве, спросила, чем она могла бы им помочь. Дамы попросили открыть приют для
бездомных стариков-эмигрантов. Благодарная миллионерша выкупила под дом призрения особняк наполеоновского генерала в
Сен-Женевьев-де-Буа, ставший собственностью русской общины Франции. Вот только
кладбищенскую землю по французским законам того времени приобретать было нельзя,
- только вносить щадящую арендную плату. Возникшее как жест благодарного
мецената, самое большое русское кладбище Франции так и живет - на пожертвования.
Взносы на содержание могил вносят родные умерших и прихожане местного храма - от
250 евро в год за место. Но финансовый ручеек пересыхает с вымиранием и
распылением эмиграции. И если средств на известные миру захоронения пока
хватает, то на могилах простых смертных давно появились и множатся зеленые и
красные треугольники. Кладбище примерно на треть испещрено ими. Еще до трети
захоронений переданы в распоряжение муниципалитета Сен-Женевьев-де-Буа, и в них
покоятся местные жители. Так могилы Андрея Тарковского и Виктора Некрасова,
бывшие на русской стороне, теперь находятся на французской. Городской
муниципалитет регулярно прирезает бесхозные, то есть неоплачиваемые, земельные участки.
Ситуация усугубляется и ростом цен за аренду земли.
Еще сложнее ситуация с арендуемыми местами в могилах.
Например, места
для
праха
Матильды
Кшесинской и Александра Галича были приобретены во временное пользование,
и по закону контракт может быть расторгнут в любой момент, <когда в склепе возникнет адресная
необходимость>. Иными словами, балерина и поэт похоронены в чужой
могиле,
сданной
напрокат до востребования. Если такие места не выкупить, то рано или
поздно речь пойдет о перезахоронении праха тысяч соотечественников.
Дикая идея
Еще в середине 90-х годов, когда появилась угроза
перезахоронения или кремации многих погребенных на Сен-Женевьев-де-Буа, ее
попытался устранить фонд Галича <Отчий дом>. Его учредители - бывший
министр иностранных дел РФ Андрей Козырев, бизнесмены и политики Константин
Боровой и Аркадий Мурашов - настаивали на сохранении могилы Галича и самого
русского кладбища Франции в первозданности. –
Но сегодня я не могу выйти на этих людей, - говорит Алена
Галич-Архангельская. - Они общаются через помощников. А те, когда слышат мой
голос, ссылаются на занятость.
Галич-Архангельская, взвалившая дела фонда на свои плечи,
обратилась за помощью в правительства Москвы и Московской области. Ее идея -
передать французам в аренду московские или подмосковные земли в обмен на аренду
земли кладбища Сен-Женевьев-де-Буа. <Надо обсуждать>, - тоже через
помощников передал бывший советник мэра Москвы, а ныне губернатор Ивановской
области Михаил Мень. Однако вскоре после перезахоронения в Донском монастыре
генерала Деникина и философа Ильина появился слух: поскольку на идущих между
Москвой и Парижем переговорах по поводу судьбы русского культурного наследия во
Франции не удается найти устраивающее обе стороны решение, то как запасной
вариант на уровне МИДа и федерального правительства обсуждается идея
перезахоронения части эмигрантов в Троице-Сергиевой лавре. –
Дикая идея, - возмущается Алена Галич-Архангельская. -
Почему не перенесут прах Сергея Рахманинова из Америки? Он хотя бы об этом
просил. Почему
обязательно надо трогать то, что является частью отечественной истории? И
трогать так, чтобы безвозвратно разрушить?
Жест русского мецената
- Только не делайте из нас монстров, - просит один из
авторов превращения
знаменитого
погоста
в
историко-культурный мемориал, директор Института диаспоры и интеграции
Константин Затулин. - Между президентами Путиным и Шираком
достигнута договоренность о сохранении за Сен-Женевьев-де-Буа статуса памятника
культурного наследия России. А вот как мы его сохраним - открытый вопрос.
Авторы проекта предлагают три варианта создания мемориала.
Первый из них подразумевает приведение кладбища в порядок, что обойдется стране
в 2-3 млн. евро. Второй вдобавок к первому включает еще строительство музея
русской эмиграции, что увеличивает стоимость проекта до 4-5 млн. евро. И
наконец, третий - создание полноценного историко-культурного мемориала с
комплексом гостиниц, ресторанов, музеев и храмов для туристов и религиозных
паломников. Этот проект оценивается в 18-20 млн. евро. На его осуществление
замахнулась мэрия Москвы. Однако, проведя удачные переговоры с
муниципалитетом Сен-Женевьев-де-Буа, заинтересованным в
инвестициях и превращении городка в туристический центр, мэр Москвы Юрий Лужков
столкнулся с юридической коллизией. Статья 122 федерального закона,
разграничивающего полномочия между властями центрального и местного уровня, запрещает регионам самостоятельную опеку памятников
федерального значения, тем более за границей.
На пересмотр закона, инициированный мэрией
Москвы, уйдут годы. Не желая терять время, инициаторы создания мемориала
обратились с просьбой о помощи в Фонд Владимира Потанина, к Роману Абрамовичу и
в <Газпром>. Однако, как и в случае с фондом <Отчий дом>, новые
русские меценаты повторяют чиновничью схему общения с сирыми и убогими. Они
переадресуют просителей к своим помощникам, которые предлагают перезвонить через
неделю, месяц, два.
- Я понимаю, что некоторые захоронения, например в Херцог-Нови
(Черногория), будут безвозвратно утеряны, - говорит Константин Затулин. - В той
же Черногории русское кладбище съедает курортная зона. Придется смириться и с
возвращением в Россию некоторых одиночных захоронений из США, Канады, Польши,
других стран. Но Сен-Женевьев-де-Буа - это наш исторический шанс снять с души
грех за братоубийственную войну ХХ века. Покаяние, если хотите.
Покаяние
Шанс остается гипотетическим, а слухи о перезахоронении
великих изгнанников в Троице-Сергиевой лавре обретают конкретные очертания. Так,
неудавшаяся эпопея 2000 и 2001 годов по возвращению праха балерины Анны Павловой
из крематория <Голдерс грин> в Лондоне может повториться. За ней
по-прежнему зарезервирован участок на Новодевичьем кладбище столицы. Но пока
Академии русского балета Санкт-Петербурга удалось <отбить> великую
землячку: она, родившись в Петербурге, не жила в Москве, а мировую славу обрела,
живя в Лондоне. Но перед открытием в будущем году памятника балерине в Москве
фонд ее имени собирается повторить попытку перезахоронения праха балерины, возможно, в
Троице-Сергиевой лавре.
Нерешенной, несмотря на неоднократные обещания главы ФИДЕ
Кирсана Илюмжинова, остается и проблема ухода за могилой первого российского
чемпиона мира по шахматам Александра Алехина.
- На прошлой неделе я была в отпуске в Париже и заходила на кладбище
Монпарнас, - говорит москвичка Лариса Бондаренко. - После получаса поисков могилы Алехина думала, не найду ее. Когда
устала и остановилась, заметила табличку: <Захоронение оформлено и охраняется
ФИДЕ>. Я случайно не прошла мимо заросшего сухостоем участка земли. Как же
стало не по себе, когда поняла, что могила почти сровнялась с землей. Рядом,
кстати, ухоженная могила Петлюры. Их двое известных русских в этом модном и
самом дорогом некрополе Парижа.
Как удалось выяснить <Профилю>, МИД РФ, если не удастся
урегулировать
проблему
безнадзорности могилы Алехина с ФИДЕ, не исключает
перезахоронения его праха в России. В русской общине
Сен-Женевьев-де-Буа
по этому поводу, как и по поводу ожидаемого исторического покаяния Родины
перед изгнанниками, появляются самые мрачные анекдоты: <Три старушки из
выморочных могил заспорили о том, кому и куда предстоит разъезжаться. <Мой
муж был поэтом в России>, - говорит одна. <А мой, - говорит другая, -
генералом>. <А мой:> - начала третья. <Ты же незамужняя! - перебили
ее соседки. - А на нашу Родину изгоняют только знаменитостей>.
|