БЕЛОРУССИЯ
Хроника
25 октября. Правительство
Белоруссии своим постановлением увеличило квоту на импорт игристых вин в 1,7
раза с 30 до 50 тыс. дал. Согласно документу в 1,7 раза до 236,7 млн.
белорусских руб. соответственно увеличится плата за квоту.
26 октября. Вице-премьер
белорусского правительства Владимир Дражин заявил, что если НДС на ввозимые из
России медицинские препараты и будет введен, то по минимальной ставке, и цены на
них останутся на том же уровне, что и на белорусские медпрепараты.
27 октября. В ходе
визита в Кишинев делегации Национальной государственной телерадиокомпании РБ во
главе с Юрием Азаренком состоялось подписание программы сотрудничества на 2006
г. между Белтелерадиокомпанией и общественной компанией «Телерадио-Молдова».
28 октября. В Кишиневе в
ходе заседания Совета министров иностранных дел Организации Черноморского
экономического сотрудничества (ОЧЭС) было принято решение о предоставлении
Белоруссии статуса наблюдателя при этой региональной организации.
30 октября. Как сообщило
министерство экономики РБ, в Белоруссии в рамках реализации государственной
программы импортозамещения за последние 5 лет произведено продукции на 1,47
млрд. долл., в том числе на экспорт поставлено продукции на 640,1 млн. долл.
30 октября. Александр
Лукашенко принял решение, что Правила дорожного движения РБ будут утверждаться
указом президента Белоруссии.
31 октября. США отвергли
обвинения в попытках дестабилизировать обстановку в Белоруссии, выдвинутые
первым заместителем председателя КГБ РБ Василием Дементеем в ходе представления
в парламенте закона «О противодействии экстремизму». Посольство США в Минске
распространило заявление, в котором отмечается, что Соединенные Штаты не
стремятся к дестабилизации и подрыву белорусского государства, не угрожают. США,
как и прежде, уважают независимость, суверенитет и территориальную целостность
Белоруссии.
31 октября. Соглашение об
установлении побратимских связей подписали Минский район и општина Мало Црниче
(Сербия). Соглашение предусматривает развитие деловых связей между субъектами
хозяйствования двух регионов, а также сотрудничество в области культуры.
1 ноября. Минский
автомобильный завод за январь – октябрь 2005 г. выпустил 16 676 грузовых
автомобилей, что составило 100,4% к уровню аналогичного периода 2004 г.
1 ноября. В Белоруссии
повышены размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Теперь
ежемесячное пособие работающей матери по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет
составит 98 200 белорусских руб. Единовременное пособие в связи с рождением
ребенка составит почти 302 тыс. белорусских руб.
1 ноября. Изменилась
среднемесячная базовая величина, применяемая для исчисления подоходного налога
(29 000 белорусских руб.). Был изменен и размер облагаемого подоходным налогом
(9 – 30%) совокупного годового дохода.
1 ноября. В Минске разрешили
открыть представительство Москвы. Переговоры по поводу открытия
представительства российской столицы велись почти год.
1 ноября. Премьер-министр РБ
Сергей Сидорский, выступая на республиканском совещании сахаропроизводителей в
Слуцке, опроверг факт антидемпингового расследования российской стороной в
отношении реализации белорусского сахара.
1 ноября. Выступая в
Торгово-промышленной палате РФ, посвященном совершенствованию российского
таможенного законодательства, начальник правового управления Федеральной
таможенной службы Галина Баландина заявила, что планируется более тщательно
контролировать товары, прибывающие в Россию из Белоруссии. Она сообщила, что эта
мера продиктована грядущим в 2006 г. вступлением России в ВТО, что требует
согласования российского таможенного законодательства с требованиями этой
организации. В Россию, отметила Баландина, часто поступают не только чисто
белорусские товары, но и товары, произведенные в третьих странах и не
подвергавшиеся особой переработке в Беларуси. С этим нарушением, по словам
Баландиной, предстоит усилить борьбу в соответствии с требованиями ВТО,
необходимо более активно бороться с товарами из третьих стран, ввозимых в Россию
под видом белорусских, прежде всего сахара и телевизоров.
1 ноября. Россия в марте
2006 г. планирует поставить Белоруссии несколько зенитно-ракетных комплексов
С-300. Командующий Западным оперативно-тактическим командованием ВВС-ПВО
Белоруссии Игорь Азаренок в этой связи сообщил, что четыре зенитно-ракетных
комплекса поступят на вооружение зенитно-ракетных дивизий до осени 2006 г.
Первый – в марте.
1 ноября. Выступая в
Вашингтоне в Фонде Карнеги, премьер министр Украины Юрий Ехануров назвал
Александра Лукашенко талантливым пропагандистом, который умеет работать с
народными массами. При этом премьер добавил, теперь он понимает, почему в 30-е
годы немецкие женщины кричали: «Хочу ребенка от фюрера!».
1 ноября. Белорусской
делегации не удалось согласовать с Министерством энергетики России перспективные
объемы импорта нефти до 2020 г. Подписание топливно-энергетического баланса
Союзного государства, которое должно было состояться до 31.10.2005 г.,
перенесено на неопределенный срок. Белоруссия в 2020 г. планирует импортировать
25 млн. т нефти (т.е. на 7 млн. т больше, чем в 2005 г.). Российская сторона,
ссылаясь на ограниченность ресурсов, готова в перспективе увеличить поставки до
19,5-22 млн. т «в зависимости от сценария экономического развития».
2 ноября. Единый кандидат в
президенты РБ от оппозиции Александр Милинкевич заявил, что хочет развеять миф,
который настоятельно создает Лукашенко, что если он не будет президентом, то к
власти придут националисты, которые испортят отношения с Россией. На самом деле,
по словам Милинкевича, антироссийские политики в Белоруссии не имеют перспектив,
поскольку более половины населения за интеграцию с Россией.
2 ноября. Группа инспекторов
Латвии в рамках двусторонней региональной договоренности о дополнительных мерах
доверия и безопасности после посещения 38-й отдельной мобильной бригады
завершила свою работу на территории РБ. Инспекторы Латвии подтвердили
достоверность информации, предоставленной Белоруссией государствам-участникам
ОБСЕ в рамках Венского документа 1999 г.
2 ноября. Верховный
представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Хавьер Солана
заявил, что ЕС значительно продвинулся вперед в сфере отношений между ЕС и
Украиной. После Украины также Молдова совсем по-другому избрала путь тесных
взаимоотношений с ЕС. Возможно, следующей, сказал Солана, в 2006 г. будет
Белоруссия.
2 ноября. Министр обороны
Белоруссии ген.-полк. Леонид Мальцев заявил, что в белорусской армии служат 22
генерала. После реформирования численность Вооруженных сил республики составляет
65 тыс. человек (50 тыс. — военнослужащие, а остальные - гражданский персонал).
Белоруссия, по словам Мальцева, готова выйти на более высокий уровень
сотрудничества с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира" (ПРМ). Мы
стремимся с НАТО развивать нормальные отношения, - отметил он. Тем не менее,
позиция Белоруссии заключается в том, что все спорные вопросы в регионе должны
решаться политическими, экономическими или другими методами, но не военными.
Именно поэтому мы выступали против расширения НАТО на восток, - подчеркнул
министр.
2 ноября. Российское ОАО
«Сильвинит» выразило намерение стать третьим соучредителем ОАО «Белорусская
калийная компания». Как заявил президент РБ Александр Лукашенко, Белоруссия
крайне заинтересована в участии «Сильвинита» в деятельности «Белорусской
калийной компании», учредителями которой были «Беларуськалий» и «Уралкалий».
2 ноября. Страны ЕС близки к
лишению Белоруссии преференций Европейского союза, заявил в Могилеве посол
Соединенного королевства Брайан Беннетт. Международная организация труда (МОТ),
которая, по его словам, занималась этим вопросом, не довольна существующей
ситуацией в республике, и Европейский союз проинформировал Белоруссию о том, что
она должна в сложившейся ситуации изменить свое отношение к этому вопросу, либо
будут отозваны преференции.
3 ноября. В Москве
завершилась научно-практическая конференция на тему: «Реалии и перспективы
развития рынка труда и обеспечения занятости в Союзном государстве», в которой
приняли участие представители Парламентского собрания СБР.
3 ноября. Строя социально
ориентированную экономику, Белоруссия брала пример с Германии и Швеции, заявил
президент РБ Александр Лукашенко, принимая верительные грамоты посла Швеции в
России и Белоруссии (по совместительству) Юхана Муландера.
3 ноября. В Минске готовы
рассмотреть официальные запросы ООН к белорусским субъектам хозяйствования по
выполнению иракских контрактов. Об этом заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии
Руслан Есин. Комментируя доклад руководителя комиссии по расследованиям ООН Пола
Волкера, Есин подтвердил, что белорусские субъекты хозяйствования имели
договорные отношения с иракскими компаниями. Однако контракты выполнялись в
рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» и проходили
соответствующие утверждения в ответственных структурах ООН.
4 ноября. Президент РБ
Александр Лукашенко сообщил, что в будущем году цена российского газа для
республики сохранится на уровне текущего года (46,68 долл. за тысячу куб м), но
через год она будет двигаться в сторону увеличения на 15-20%.
4 ноября. Практика
применения соглашения между Белоруссией и Россией о принципах взимания косвенных
налогов в Белоруссии законодательно полностью урегулирована, - сообщил министр
экономики РБ Николай Зайченко.
4 ноября. Состоялась встреча
министра обороны Белоруссии ген.-полк. Леонида Мальцева с послом Литовской
Республики в Минске Пятрасом Вайтекунасом. В ходе встречи были обсуждены вопросы
двустороннего военного сотрудничества, результаты взаимодействия министерства
обороны с посольством Литвы как контактным посольством НАТО.
4 ноября. Александр
Лукашенко заявил о необходимости дебюрократизации в стране. Глава белорусского
государства подчеркнул, что в свое время республиканское руководство слишком
перестраховалось, создало много различных инструкций. Необходимо все упростить,
дебюрократизировать систему власти, сделать ее удобной для людей.
7 ноября. Главы МИД 25
стран-членов Евросоюза в Брюсселе выразили глубокую обеспокоенность в связи с
ухудшением ситуации с соблюдением прав человека и политических свобод в
Белоруссии.
7 ноября. Строительство
минского метро в ближайшие годы будет развиваться ускоренными темпами, - заявил
президент РБ Александр Лукашенко на торжественной церемонии открытия трех новых
станций столичного метрополитена.
8 ноября. Первый заместитель
министра иностранных дел РБ Василий Пугачев заявил, что Белоруссия поддерживает
тенденцию конструктивного сотрудничества с Ираном. во время встречи со
специальным представителем президента Ирана, заместителем главы
внешнеполитического ведомства этой страны Мехди Сафари. Мехди Сафари в ответ
заявил, что иранская сторона готова к реализации соглашений и договоренностей,
достигнутых в ходе встречи президентов Ирана и Белоруссии на юбилейном саммите
ООН в Нью-Йорке.
8 ноября. В Белоруссии
полностью отсутствуют предпосылки для цветных революций. Такое мнение высказал в
Москве генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности
Николай Бордюжа. По его мнению, белорусский народ ценит стабильность и порядок,
которые обеспечены в республике сегодня, и не захочет никаких революций, тем
более на фоне развития событий в странах, где они произошли.
8 ноября. Международная
выставка «Перспективные технологии и системы» открылась в Минске.
8 ноября. СМИ Белоруссии
сообщили, что более 400 миллионов долларов планирует в ближайшие пять лет
инвестировать в развитие собственного производства Белорусский металлургический
завод. Согласно бизнес-плану инвестиционных проектов, стоимость создания
трубопрокатного производства определена в сумме 200 миллионов долларов.
Бизнес-планом также предусмотрено проведение модернизации и реконструкции
электросталеплавильного и прокатного производств, комплексная реконструкция
метизного производства.
8 ноября. Доходы
государственного бюджета по итогам 2005 г. окажутся значительно выше, нежели
планировалось ранее. Об этом Александру Лукашенко доложили министр финансов РБ и
помощник президента по экономическим вопросам.
8 ноября. Председатель
правления «Минского транзитного банка» Андрей Жишкевич заявил, что не исключена
возможность вхождения ЕБРР в состав акционеров МТБ.
8 ноября. Министр
иностранных дел России Сергей Лавров в интервью Би-би-си призвал Запад не
использовать слишком строгие критерии в отношении соседей России, таких как
Белоруссия и Азербайджан. Нельзя, по мнению Лаврова, требовать от этих стран,
чтобы те приняли закон, провозглашающий их демократиями в западном стиле. Нет
такой вещи, как единая демократическая модель.
9 ноября. МИД Белоруссии
распространил заявление, в котором отмечается, что настойчивые попытки ЕС гибко,
в обход действующей белорусской власти финансировать политические процессы на
территории Белоруссии не вписываются в принципы уважения суверенитета. Такого
рода финансирование «с черного хода», по мнению внешнеполитического ведомства
РБ, просто незаконно.
9 ноября. В соответствии с
планом подготовки Вооруженных сил РБ в 2005 г., на базе военного комиссариата
Витебской области начался мобилизационный сбор с руководящим составом военных
комиссариатов всех белорусских областей. На сбор были привлечены начальники
мобилизационных органов видов Вооруженных сил, оперативных
(оперативно-тактических) командований. Основные цели сбора: совершенствование
теоретических знаний и повышение уровня профессиональной подготовки офицеров в
вопросах проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, перевода
органов военного управления с мирного на военное время.
9 ноября. Президент Грузии
Михаил Саакашвили в Литве заявил: «Мы продолжим демократизацию не только на
Южном Кавказе, но и в Беларуси».
9 ноября. Председатель
постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета
республики Николай Чергинец призвал министерство иностранных дел Белоруссии
более тщательно подходить к вопросу о предоставлении права въезда в страну
различным зарубежным политикам.
9 ноября. Ответственная за
внешние связи Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер в Москве заявила, что Россия
должна быть заинтересована, чтобы в Белоруссии была демократия и соблюдались
права человека. Она признала, что у ЕС и России существуют различия в подходах,
но призвала думать о долгосрочной стабильности и о том, как развивать
сотрудничество. Ферреро-Вальднер напомнила о санкциях ЕС в отношении высших
должностных лиц Белоруссии и отметила, что при отсутствии прогресса со стороны
Минска Евросоюз может ввести новые меры, среди которых выделила возможность
замораживания белорусских активов в Европе.
9 ноября. Министерство
иностранных дел РБ выступило с заявлением в связи с заключениями Совета ЕС по
Белоруссии. В заявлении МИД подчеркивается, что заключения Совета ЕС
свидетельствуют о стремлении навязать свою волю властям и обществу Беларуси. Не
останавливаясь даже перед угрозами. Такая направленность не конструктивна и не
имеет перспективы.
10 ноября. Группа депутатов
Парламентского собрания СБР прибыла в Белград по приглашению фракции Сербской
Радикальной партии для консультаций по основным направлениям сотрудничества
между Скупщиной Сербии и Черногории и Парламентским Собранием.
10 ноября. БТ сообщило о
том, что госбюджет Белоруссии за прошедший период выполнен с профицитом – 1
триллион 200 миллиардов белорусских руб. Доходы в бюджет государства составили
15,5 триллионов белорусских руб.
10 ноября. Под руководством
министра обороны РБ ген.-полк. Леонида Мальцева состоялось заседание коллегии
министерства обороны Белоруссии, на котором были рассмотрены задачи
строительства и развития Вооруженных сил республики на 2006-2010 гг., а также
вопросы состояния и поставок вооружения и военной техники.
10 ноября. Национальный банк
Беларуси сообщил, что международный оборот услуг в январе-сентябре 2005 г. по
сравнению с январем-сентябрем 2004 г. увеличился на 21,4 % и составил 2532,3
млн. долларов США. Экспорт услуг республики за январь-сентябрь 2005 года
составил 1595,1 млн. долларов, в том числе в страны СНГ – 552,3 млн. долл., из
них в Россию – 354,0 млн. долл., в государства вне СНГ – 1042,8 млн. долл. В
целом по республике экспорт услуг увеличился на 21,8 %. В страны Содружества
экспорт услуг увеличился на 23,9%, в Россию – на 18,7%. В страны вне СНГ экспорт
услуг вырос на 20,8%.
10 ноября. В штаб-квартире
НАТО состоялось заседание Конференции руководителей служб
материально-технического обеспечения. В заседании, в соответствии c
Индивидуальной программой партнерства Белоруссии и НАТО на 2004 - 2005 гг.,
принял участие представитель Вооруженных сил РБ: ген.-м. Владимир Сташкевич,
начальник главного управления планирования и координации тылового обеспечения -
первый заместитель начальника тыла Вооруженных сил. На заседании был проведен
анализ информации в области материально-технического и тылового обеспечения,
обсуждены вопросы использования местных ресурсов в интересах тылового
обеспечения группировок войск, подходы альянса и отдельных государств к
многонациональному сотрудничеству в области тылового обеспечения.
10 ноября. Лидер
объединенной оппозиции Белоруссии Александр Милинкевич прибыл в Москву.
Милинкевич планировал встретиться с руководителями разных комитетов
Государственной Думы, с несколькими крупными предпринимателями России, а также с
представителями белорусской диаспоры в Москве.
11 ноября. Завершилась
очередная конференции государств-участников Конвенции по запрещению химического
оружия в Гааге, на которой Республика Белоруссия избрана членом Исполнительного
совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) сроком на два года,
начиная с мая 2006 г.
Правящая партия Белоруссии накануне выборов
Александр Фадеев
В последнее время в ряде средств массовой информации
большое внимание уделяется консолидации белорусской оппозиции и выдвижению
альтернативного Александру Лукашенко «единого» кандидата на предстоящих
президентских выборах. Однако объективная логика политической жизни республики
неизбежно приводит к концентрации сил не только оппозиции, но и правящего
класса. По сути, все содержание предвыборного периода (а выборы, учитывая
возможность проведения двух туров, формально должны пройти не позднее 2 июля
2006 г.) выражается в формировании двух политических объединений – одного
оппозиционного, состоящего из противников действующего президента, и
пропрезидентского.
Институциональная система Белоруссии в настоящее время
включает в себя мощную политическую структуру, предназначенную для осуществления
и удержания высшей власти. В данном случае речь идет о многочисленной группе
управленцев и политиков, ядром которой выступает администрация президента
Александра Лукашенко, контролирующая все ветви власти в республике. Эта
консолидированная группа не образует, подобно практике многих других стран,
узаконенную политическую организацию для представления своих интересов, но
функционирует в тесной координации и имеет все черты и основные характеристики
правящей партии.
Одной из основных функций этой группировки является
мобилизация чиновников высшего и среднего уровней, проправительственных
общественно-политических организаций и их членов для поддержки устоявшегося в
республике политического режима с его идеологией и социально-экономическим
порядком, который носит личностный характер. Поэтому главная цель этого
объединения – помощь президенту Лукашенко в осуществлении власти и проведении
его политической линии, что предполагает обращение к широким массам.
Объединение чиновников, политиков и общественных
деятелей вокруг президента опирается на государственные ресурсы, правовую базу,
дающую огромные полномочия главе государства, и включает в себя разветвленный
аппарат президентской администрации, министерства и ведомства, Национальный банк
Беларуси, судебную систему, региональные исполнительные органы, депутатский
корпус Национального собрания, а также общественные организации – Федерацию
профсоюзов Белоруссии (около 4 млн. членов), Белорусский республиканский союз
молодежи и другие общественно-политические организации, созданные по воле
президента. Причем, администрация главы государства, как представляется,
считает, что координация и сама деятельность элементов данной структуры
поддержки единого кандидата в президенты от власти настолько сильны и
эффективны, что не требуют создания и формализации в правовом поле некой
президентской партии, на чем настаивали ранее отдельные политики.
На службу партии по удержанию и отправлению высшей
власти поставлен весь аппарат информации и пропаганды республики. С помощью
средств массовой информации до населения ежедневно доводят сведения о
достижениях в экономике и социальной сфере, которые стали результатом
правильной, продуманной политики президента Александра Лукашенко. Кроме того, в
общественном сознании фактически утверждается тезис о том, что глава государства
со своим выверенным политическим курсом и авторитетом якобы не нуждается в
поддержке со стороны партий и общественных организаций, как республики, так и
внешних сил. Сам Лукашенко по этому поводу прямо сказал: «уникальность ситуации
в Белоруссии состоит в том, что я никому ничего не обязан». Народ не ошибается,
«если на него не давить», и никуда не денется, уверен Лукашенко, – изберет
действующего президента на третий срок.
Поскольку правящая партия Белоруссии действует в
условиях авторитарного режима, то она, в отличие от оппозиционных групп, не
ориентирована на генерирование политических альтернатив, на выявление перспектив
позитивного развития и конкретных общественных потребностей. Главное для
правящего класса состоит в сохранении существующей политической структуры,
созданной для удержания его полного контроля над всеми сферами политической и
социальной жизни, экономической и финансовой деятельностью, собственностью на
субъекты хозяйствования, средства производства.
Члены правящей группировки озабочены, конечно, не
столько пролонгацией и укреплением власти президента, сколько, главным образом,
обеспечением собственной служебной, политической карьеры и своего материального
благосостояния, привилегированного положения. Однако это обстоятельство не
мешает чиновникам и пропрезидентским политикам представлять силы, сплотившиеся
вокруг главы государства, как единственное на политическом поле республики
объединение, выражающее подлинные национально-государственные, патриотические
интересы.
На самом деле условные члены этого политического
объединения поддержки режима, тяготеющего к тоталитаризму, не имеют устойчивых
убеждений, а сама их организация – ясной программы. Не испытывают они и
потребности в создании центрального органа, поскольку его функции по выработке
стратегии и тактики действий объективно выполняет единолично президент
Белоруссии. Правящий класс республики имеет одно призвание – следовать
политическому курсу, начертанному Александром Лукашенко. В сущности, его
организация выстроена по принципу клиентелы. В случае потери президентом
Лукашенко своей власти, это внешне мощное и сплоченное объединение моментально
распадется.
В контексте президентских выборов-2006 правящая партия,
используя государственные финансовые, информационные, правовые,
материально-технические и административно-кадровые ресурсы, будет строить свою
кампанию, опираясь не на отдельные слои общества и большие электоральные группы,
а сразу апеллируя ко всем избирателям республики. Это объясняется тем, что в
стране с сильной и жесткой президентской властью, каковой является Белоруссия,
правящий класс позиционирует себя как выразитель общенациональных интересов,
идей стабильности, социального согласия и равенства всех белорусских граждан.
Запущен, таким образом, процесс осознания электоратом причастности к позитивному
большинству («МЫ»). Все остальные политические силы
республики, не согласные с курсом Лукашенко и консолидирующиеся под знаменем
борьбы с ним, выставляются как враждебное спокойному развитию Белоруссии
меньшинство («они», «эти»).
Белорусская оппозиция вошла в нынешнюю президентскую
кампанию под лозунгом перемен. Поэтому официальная власть РБ с помощью СМИ будет
и дальше раскручивать идею о том, что спокойствие, стабильность – это основные
ценности суверенного белорусского государства и главная заслуга политики
нынешнего президента. Недаром Александр Лукашенко все время подчеркивает, что
ради сохранения спокойствия в республике готов пожертвовать всем, даже
«собственным разумом».
Объединение вокруг главы государства, не имея
собственной политической программы, придерживается идейной платформы своего
лидера, которая в каких-то чертах внешне близка к политической концепции
западноевропейской социал-демократии. Это объединение неотделимо от
государственного аппарата республики, представляя особые, специфические интересы
правительственных структур, которые далеко не всегда совпадают с общественными
ожиданиями. Провалы правительственной политики в международных отношениях,
экономике и социальной сфере невольно переносятся на пропрезидентский блок,
заметно снижая его привлекательность в глазах избирателей.
С другой стороны, монополизация со стороны правящей
группировки всех рычагов власти и управления, бюджетных и иных ресурсов,
навязывание выгодных режиму правил политической, избирательной игры уверенно
делает ее объединение с другими пропрезидентскими организациями победоносным в
ходе процесса очередного переизбрания президента Лукашенко. Опыт последней
избирательной кампании 2001 года в Белоруссии неумолимо свидетельствует, что на
выборах президента побеждает тот кандидат, который, по убеждению большинства
избирателей (а их в этом убедили СМИ и собственный социальный опыт), «наш» и обязательно должен победить.
В условиях белорусских политических реалий, существующей
избирательной системы относительного большинства и судебной практики единому
кандидату на пост президента от партии власти – Александру Лукашенко – не
потребуется идти на второй тур голосования, поскольку он победит уже по
результатам первого. Что касается проблемы фальсификации итогов голосования, то
она будет актуальна только в случае, если глава белорусского государства
поддастся искусу представить свою победу как абсолютную и «элегантную».
День октябрьской революции или какое государство строить России и Белоруссии?
Владислав Лосев (Минск)
7 ноября в Белоруссии с большим размахом отмечалась
очередная годовщина октябрьской революции. Празднества проходили под общим
наименованием «День Октября – красный день календаря». Все это находилось в
довольно резком контрасте с нынешним официальным отношением к революционным
событиям 1917 г. в России.
Недавнее захоронение в Москве останков вождей и
идеологов белого движения генерала Деникина и философа Ильина стало
свидетельством того, что Россия окончательно распрощалась со своим советским
прошлым. Собственно говоря, в современной России правящий класс не ставит вопрос
о реальном восстановлении в какой-либо форме советской государственной системы.
Наоборот, речь как раз идет о преодолении такого наследия ленинской национальной
политики, оказавшегося губительным для СССР и существующего до сих пор в РФ, как
например, деление страны по национальному признаку. Современная российская элита
в то же время ощущает ответственность за восстановление российского влияния, в
первую очередь, в нынешних государствах СНГ.
Отказ большинства российского общества от празднования 7
ноября выглядит совершенно естественным, так как октябрьский переворот 1917 года
оказался (как свидетельствует история) не столько социальной революцией, сколько
катастрофой исторической российской государственности.
Иное дело в Белоруссии. Тут местным властям есть, что
отмечать. Ведь именно благодаря волюнтаристскому решению нескольких вождей
большевистской партии (Ленина, Троцкого) и вопреки позиции белорусских
коммунистов и желанию населения Белорусского края, в свое время была создана
отдельная от РСФСР Белорусская советская социалистическая республика.
Во времена СССР именно благодаря тоталитарному
руководству центра в союзных республиках, в том числе и в Белоруссии, были
взращены властные элиты, настроенные на самостийное от России существование. Вся
порочность этой партийно-государственной политики проявилась во всей «красе» в
1991 году, когда после изъятия из конституции СССР статьи о руководящей роли
КПСС советское государство просто рассыпалось.
Ведь даже в Белоруссии, где население просто не мыслило
себя отдельно от России, из всех депутатов еще коммунистического Верховного
Совета Белоруссии только два парламентария открыто не согласились с разрушением
Советского Союза – тогдашний лидер белорусской компартии Анатолий Малофеев и
депутат Александр Лукашенко.
Последний, как известно, став в 1994 году президентом
Белоруссии, почти сразу выступил с инициативой белорусско-российской
реинтеграции. В начале было создано Сообщество, затем Союз Белоруссии и России
и, наконец, подписан Договор о создании Союзного государства в 1999 г. Казалось,
что пройдет совсем немного времени и новое белорусско-российское государство
будет явлено миру.
Однако этим надеждам до сих пор не суждено было сбыться.
Собственно и сам Договор о создании Союзного государства практически не
выполнен: не проведены выборы в союзный парламент, туманна перспектива введения
единой валюты, белорусские и российские граждане по-прежнему остаются друг для
друга по сути иностранцами и т.д. Все потонуло в бесконечной бюрократической
волоките и разговорах об отсутствии пресловутой политической воли у лидеров
Белоруссии и России.
В чем же причина подобного положения? Нельзя же всерьез
принимать утверждения об исключительно чиновничьей волоките. Бытующее мнение о
том, что объединения не хочет лично белорусский президент тоже нельзя считать
приемлемым, хотя бы потому, что Александр Лукашенко является одним из главных
отцов-основателей Союза и его политическое будущее непосредственно связано с
судьбой этого общерусского геополитического образования.
Другое дело, что А.Г. Лукашенко выступает за создание
Союзного государства на принципах, когда-то формально лежавших в основе
советской государственности. Российскую элиту, понятно, старосоветский подход к
созданию общего государства устраивать не может. Отсюда и «застой» в союзном
строительстве.
Возникший ступор стремятся использовать геополитические
противники России. США и Европейский союз делают ставку на приход к власти в
Белоруссии в результате президентских выборов 2006 года антироссийских сил,
которые разрушат пока еще хрупкий Союз, окончательно оторвут Белоруссию от
России и тем самым нанесут сокрушительный удар по коренным российским
интересам.
Примечательно, что прозападные политики заранее уверены
в своем успехе и уже сейчас активно обсуждают пути вхождения Белоруссии в
Евросоюз. При этом в антироссийской направленности их устремлений можно не
сомневаться, хотя, «единый кандидат от оппозиции» Александр Миленкевич пытается
маскировать свою антирусскую сущность. А вот его идейный наставник и один из
лидеров Белорусского народного фронта (Милинкевич был выдвинут на пост вождя
оппозиции именно БНФ) Зенон Позняк выступает с более откровенными заявлениями.
Он в очередной раз поставил вопрос о переименовании Белоруссии. На этот раз в
«Великое княжество Литовское – Беларусь». Стоит напомнить, что в начале 1990-х
гг. Позняк и Шушкевич (лично «благословивший» Милинкевича) собирались сделать из
Белоруссии некую «Литвинию» или же просто «Литву».
Подобные, на первый взгляд экстравагантные политические
заявления можно было бы и не замечать, но люди с такими взглядами составляют
костяк оппозиции и именно на деятельность их организаций Западом выделяются
немалые деньги.
Вообще же оппозицию нельзя недооценивать, как это делают
порой белорусские власти. Она хорошо организована, готова к мобилизационным
действиям, ее лидеры, скрывая свои истинные помыслы, способны мимикрировать,
меняя политическую окраску в широком политическом диапазоне: от коммунистов и
социал-демократов до либералов и националистов. Так, что белорусский избиратель
сможет услышать из уст оппозиции обещания и призывы, которые могли бы
содержаться в политических программах ряда партий. Разве, что кроме обещания
строить Союзное государство.
Однако и здесь не стоит зарекаться. Александр Милинкевич
уже сейчас пытается примерить личину «друга России». Так, перед своей поездкой в
Россию он вдруг заявил газете «Время новостей», что «антироссийские политики в
Белоруссии не имеют перспектив, поскольку более половины населения за интеграцию
с Россией». Оппозиция намерена затеять «тонкую» (как ей кажется) политическую
игру с российской элитой, и поэтому Александр Милинкевич собирается предстать в
Москве этаким «бело-сине-красным» голубем. Остается надеяться, что российские
политики не столь по-детски наивны, чтобы всерьез поверить в «чудесное»
исцеление от активной русофобии пана Милинкевича.
Но вернемся к теме белорусско-российской интеграции.
Несмотря на существующее различие во взглядах на устроение будущего
белорусско-российского государства уже сейчас необходимо предпринять шаги
делающие процесс воссоединения Белоруссии и России необратимым. В первую очередь
– это принятие долгожданного Конституционного Акта и выборы в парламент Союзного
государства. А затем, уже, действуя в рамках Конституционного Акта, можно (да и
нужно) будет искать наилучшую форму новой общерусской государственности.
И царь, и Бог, и даже выше
БДГ. Деловая газета,
8 ноября 2005
Александр Мишин
Еще одно чудо нормотворческой деятельности вышло из-под
пера президента. 3 ноября им подписан Указ №520 «О совершенствовании правового
регулирования отдельных отношений в экономической сфере». Теперь нормативно
закреплена давно существующая в Беларуси действительность, что президент не
только «немного выше Бога», но и законов. Фактически Александр Лукашенко стал
сегодня полноправным царем, на милость которого только и могут уповать все
граждане.
Как указано в официальном комментарии пресс-службы
президента, данный документ систематизирует полномочия главы государства в
сферах, имеющих принципиальное значение для экономики страны и социальной защиты
граждан: распоряжения государственным имуществом, охраны и использования
природных ресурсов, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной областях. К ведению
президента отнесен ряд вопросов, которые согласно действующим законодательным
актам входят в компетенцию других государственных органов, но приняты к своему
рассмотрению главой государства.
На последнее предложение из комментария пресс-службы
стоит обратить особое внимание, поскольку компетенция высших государственных
органов (президента, Совета Министров, парламента, суда) определена в
Конституции Беларуси, изменить положения которой может лишь квалифицированное
большинство парламента или референдум. Правда, одно дело декларативное
закрепление определенных положений в Конституции, а другое — их практическая
реализация. В Беларуси уже давно все знают, кто в доме хозяин. Ни парламент, ни
Совет Министров, ни суд не являются самостоятельными государственными органами,
и все более-менее важные вопросы они решают либо по прямому распоряжению
президента, либо с его предварительного одобрения.
Тут-то, чтобы понять цель принятия данного указа, и
стоит обратиться к пояснениям пресс-службы президента, которая заявила, что
«дополнительно за президентом нормативно закреплены его фактические полномочия
по регламентации ключевых вопросов в бюджетной, налоговой и денежно-кредитной
сферах». В этом и есть главный смысл указа — нормативно закрепить то, что давно
существует на практике, с тем чтобы исключить возникновение всяких некрасивых с
правовой точки зрения ситуаций, как было, например, при переименовании главных
проспектов столицы, когда президент явно вышел за пределы своих полномочий. В
бюджетной, налоговой и денежно-кредитной сферах таких ситуаций теперь точно не
возникнет.
При этом, перераспределяя полномочия между собой и
парламентом, президент о последнем даже не вспоминает. В указе глава государства
говорит лишь о себе и законах, ставя два этих разных понятия в один ряд.
Президент и есть закон, и даже выше его, фактически говорит указ, подтверждая
вторую известную всем аксиому, что в Беларуси парламент — это фактически
атрофированный орган, служащий для придания формальной силы законам, которые
являются выражением воли президента.
Этими «открытиями», по существу, и ограничивается
практическая «ценность» указа №520. Большинство остальных норм документа не
несут никакой нагрузки и являются обыкновенными пустышками. Взять, к примеру,
п.1 указа, который гласит: «В сфере распоряжения государственным имуществом и
его приватизации президентом Республики Беларусь, законами или в порядке,
установленном законодательными актами, определяются порядок распоряжения
имуществом, находящимся в государственной собственности, в том числе пределы
управления и распоряжения местными Советами депутатов коммунальной
собственностью, порядок проведения и способы приватизации государственной
собственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а
также компетенция государственных органов и иных государственных организаций по
принятию решений в этой сфере».
Не будем заострять внимание на юридически совершенно
безграмотной тавтологии («законами или в порядке, установленном законодательными
актами»), которая связана, видимо, со слишком сильным нормотворческим зудом у
президента, а зададимся простым вопросом: чем же до 3 ноября 2005 года
регулировались отношения, указанные в данном пункте указа? Наверное, даже самому
далекому от юриспруденции человеку понятно, что регулировались они теми самыми
законами, указами и декретами президента. Можно вспомнить законы «О приватизации
жилищного фонда в Республике Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации
государственной собственности в Республике Беларусь», «О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь» и другие. Есть еще постановления Совмина,
различных министерств и ведомств. Однако они принимаются для реализации законов,
указов, декретов и не могут противоречить им. Значит, нынешнее творение
президентских законотворцев есть не что иное, как дополнительная подпорка всем
прежним полномочиям главы государства, которые он начал отводить себе начиная с
1994 года. И подпорка эта понадобилась потому, что президент забрался уже так
высоко, что и сам боится упасть, между тем продолжая карабкаться все выше и
выше.
Ржавый паровоз
«Наше мнение», 4
ноября 2005
Андрей Суздальцев
Автор этих строк ни минуты не сомневается в способностях
А. Милинкевича вести диалог с Москвой. Но удивляет другое. Надежды части
оппозиции, что в случае роста рейтинга и ресурсов в руках А. Милинкевича Москва
«сама придет», странны. Ей-то зачем идти в «примаки», «вторым номером», «младшим
партнером» в чужой проект, который она не начинала, со сценарием не знакома, да
ее и не приглашали. В том то и беда, что проект «единый кандидат» односторонний,
в этот политический «кооператив» Россию не позвали, долю, равную ее влиянию на
белорусское политическое поле, не предложили… Делиться надо!.. Между тем,
страну, прямые и частично косвенные дотации и преференции которой для Беларуси
достигают в год от 1,5 до 2 млрд. долларов, сознательно оставили за бортом
проекта «единый кандидат».
С Москвой по поводу проекта «единый кандидат» никто из
«родителей» данного сценария не стал даже разговаривать. В итоге ее поставили
перед фактом. Судя по всему, рассуждали так: «Зачем с Кремлем вести диалог, если
А. Милинкевича можно России НАВЯЗАТЬ». Как говорится, флаг в руки…
Проблему «навязывания» или «лоббирования» «единого» в
Москве оппозиция даже не обсуждает. Само по себе подразумевает, что когда нога
А. Милинкевича только ступит на землю путинского авторитаризма и примкнувших к
ним имперских думцев, как толпы пьяных бездельников бросятся к ногам белорусской
мессии демократии и транспарентности, чтобы на своих плечах понести его к стенам
Кремля.
В той же степени, то есть нулевой, обсуждались проблемы
фактического включения оппозиции в политический сценарий власти. Это потом
появились объяснения, что участие оппозиции в выборах не легитимизирует участие
в этих же выборах А. Лукашенко, что, авось, А. Лукашенко не будет участвовать в
голосовании и т.д. и т.п. Это конечно хорошо, что на вопросы ищутся ответы или
хотя бы оправдания. Не поздновато ли? Может, стоило не «единого кандидата»
избирать на НКДС, а лидера оппозиции, который на просторе и мог бы заняться
определением формата участия в назначенных Лукашенко выборах. Но что говорить,
когда дело сделано…
Но ведь делиться все равно надо, господа, если вы
действительно заинтересованы в победе. Ведь никто таким невинным душам помогать
не будет из-за святой веры, что в случае прихода к власти кто-то учтет чьи-то
интересы. Но, если кто-то требует готовый рецепт «куда и к кому пойти в Москве»,
то, во-первых, идти уже поздно, а во-вторых, рецепт может быть один – не
навязывать уже готовые решения вероятному партнеру, который имеет некий,
возможно и решающий, ресурс на твоем же политическом ринге (один только намек
Кремля на невозможность принять участие А. Лукашенко в выборах в третий раз
может буквально взорвать выборы 2006 года), а вступать в нормальный политический
торг и находить компромисс... А иначе весь проект «единый кандидат» является ни
чем иным, как политическим «кидаловым» Москвы, в который Москву же попытаются
втянуть.
Для иллюстрации – В.Путин чуть ли не на российской
Конституции объяснял голландским журналистам, что «избираться в третий раз
означает не уважать свой народ». Нашей оппозиции такой союзник нужен? Да ни за
что! Ведь она идет на выборы в паре с человеком, который как раз и избирается в
третий раз.
Но у оппозиции есть иной выбор решить вопрос с Россией –
оценить реальные ресурсы Москвы на белорусском политическом ринге, убедить саму
себя, что незачем бояться «бумажного дракона» и благополучно «забыть» о России
на весь период предвыборной кампании. Затем, после подсчета голосов, о России
вспомнить и по традиции обвинить в собственном поражении… Мол не поддержала нас,
таких достойных и демократичных. Между прочим, такие обвинения уже посыпались,
хотя пока официальная Москва даже словом не упомянула белорусские президентские
выборы 2006 года. Ведь так проще… Для обмена опытом достаточно посмотреть
вечернюю «Панораму» БТ.
Результат всей этой увлекательной развлекаловки один –
очередная «элегантная победа» А. Лукашенко. Мы это уже проходили.
Со стороны оппозиции - традиционные упреки Москвы в
поддержке ханов, хамов, людоедстве политических противников, клонировании
лукашенковской политической системы, коррупции, голоде, развале сельского
хозяйства (ой, извините, тут я, по-моему, уже «Советскую Белоруссию» цитирую,
хотя разницы никакой, что, о многом говорит…). Мол, сама Россия виновата, такая
– сякая, неумытая, и что с ней диалог вести… В общем, вариант «сам дурак» в
очередной раз оказался самым удобным.
Домыслы и жуткие прогнозы о страшном вторжении А.
Лукашенко на российское политическое поле смешны и наивны. Прежде всего, сейчас
он сам на это не пойдет, так как прекрасно понимает, что легитимный коридор на
российское политическое поле – не тропинка с односторонним движением и не только
он, в случае появление очередного экзотического варианта Конституционного Акта,
получит «окно» в Москву, но и с Востока целый рой политических «шершней» тут же
влетит в белорусское политическое болото. Ведь даже гипотетическое появление в
Минске одного-единственного российского отвязанного политического «тяжеловеса»
Д.Аяцкого, который позаботился о том, чтобы заранее дать залп из тяжелой пиар-
артиллерии по белорусским властям, уже привело А.Лукашенко в ужас. Между прочим,
за Оршей таких «политических олигархов» дивизия бродит. Скальп на ходу снимут…
Чай, не 1996 год, господа. А. Лукашенко от своих бы земляков (!) отбиться. Куда
уж, на Москву…
Между прочим, с подобного рода прогнозами мы
сталкиваемся не в первый раз. Не далее месяцев так пятнадцать назад один видный
белорусский филолог активно пропагандировал свою идею о том, что в случае победы
на Украине «оранжевых» В. Путин будет А. Лукашенко на руках носить. Вот ждем-с…
Но пока ждали, все тот же В. Путин на руках носил трубу газопровода.
Носил-носил, да и окончательно порешил утопить ее в Балтийском море, лишь бы
«обожаемому» А. Лукашенко газопровод не достался. Список такого рода
филологических «прогнозов» можно продолжить…
Совет Москве поддержать белорусскую оппозицию для того,
чтобы она «сломала» А. Лукашенко на «его территории», а иначе, он, мол, Москву
«возьмет» (именно в такой исключительно иносказательной форме, воюя с
предисловием к одной из моих статей (!), высказал А.Федута), смотрится забавно,
если не сказать больше. Оппозиция за двенадцать лет не смогла вырвать у власти
ни одной, даже самой малой победы. При этом не очень понятно с кем она каждый
раз воевала – с А.Лукашенко или Москвой? Возможно, что со всеми разом. Так кого
Москве поддерживать?..
С другой стороны, а зачем во всем этом копаться. Ведь
никто никого не душит и волоком в Москву не тянет. Нравится белорусской
оппозиции летать с «одним крылом» – ее дело, нравится Москве раз за разом
поддерживать А.Лукашенко – тоже ее дело. За малым исключением – Москва не будет
бегать по минским штаб-квартирам в поисках альтернативы А.Лукашенко. Ей своих
проблем хватает. А нам ничего не остается, как словно ржавому паровозу и далее
лететь по старой и наезженной колее!..
(статья дается в сокращенном
варианте)
Что, где и когда - правительство знает
Вечерний Минск, 31
октября 2005
Виктор Алешкевич
Одно пленарное заседание в месяц зарезервировано для
встречи депутатов Палаты представителей и членов Совета республики с
правительственной командой. Очередной такой диалог состоялся в Овальном зале в
минувший четверг.
Одни спрашивают, другие отвечают — таков формат подобных
встреч. Безусловно, вопросы, которые поднимают парламентарии, не столь
изощренные, как, например, у телезрителей на игре “Что, где, когда”. Тем не
менее чиновникам надо хорошо владеть темой, чтобы угадать с ответом.
На прошедшем заседании роль “главного знатока” взял на
себя вице-премьер Беларуси Владимир Дражин. Правда, прежде чем выстроилась
очередь к микрофонам, он утолил информационный голод законодателей, представив
цифры и факты, характеризующие работу правительства в текущем году, а также
тезисно очертил параметры будущего бюджета. Похоже, доклад прибавил оптимизма
аудитории, но отдельные моменты парламентарии все же захотели уточнить.
А кое-кто в противовес радужной картине попытался
поставить вопрос ребром. Депутат Виктор Кучинский изобразил даже два
вопросительных знака: почему у нас резко дорожает жилье и отчего скачут цены на
продукты питания?
Касаясь жилищной проблемы, Владимир Дражин, в частности,
отметил, что здесь главная составляющая — стоимость услуг организаций, строящих
жилье, и такой же, часто необоснованный, рост цен на стройматериалы и
транспортные расходы. Сейчас глава государства поручил правительству
разобраться, из-за чего подобное происходит, чтобы навести порядок в этой
сфере.
Говоря о ценовой политике в продовольственной отрасли,
вице-премьер заявил, что отдельные виды продукции находятся под контролем, хотя
это и вызывает недовольство у производителей. Тут нужен баланс, чтобы, с одной
стороны, не ущемить интересы тех, кто продукцию производит, и с другой — чтобы
она была по карману покупателю.
Еще одна тема, волнующая сегодня белорусское общество, —
строительство на территории Литвы могильника для отходов топлива Игналинской АЭС
на границе с Беларусью. По словам Владимира Дражина, теперь идут переговоры на
разных уровнях, дабы минимизировать ситуацию. Есть надежда, что у соседей
появится больше понимания в этом деле.
На заседании, кстати, прозвучало сообщение депутата
Леонида Глуховского о том, что белорусские парламентарии собираются принимать
обращение к сейму Литвы по поводу строительства могильника для радиоактивных
отходов.
Естественно, две ветви власти не обошли стороной
социальную тематику. Затрагивались разные ее аспекты. Одних волнуют не всегда
продуманные реформы в здравоохранении, других — льготы для вдов солдат, погибших
на полях Великой Отечественной, третьих — прибавки к пенсиям в будущем.
Заместитель премьер-министра пообещал: в каждом
конкретном случае правительство намерено вникнуть в проблему и разобраться, как
поправить дело.
Ну а если акцентировать внимание на пенсиях, можно
сослаться на слова того же правительственного должностного лица и обнадежить
пожилых людей: в 2006-м планируется не меньше двух раз пересматривать размеры
пенсий. Естественно, в сторону увеличения.
Номенклатура свободна: гарант берёт управление экономикой в свои руки
Белорусская газета,
7 ноября 2005
Ярослав Романчук
13 ноября вступит в силу, пожалуй, самый топовый указ
года - N520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в
экономической сфере». Формируется новый механизм управления экономикой
Беларуси.
На первый взгляд, «белорусский тигр» демонстрирует
потрясающие показатели. За 8 месяцев Минстат рапортовал о профиците
консолидированного бюджета в 2,8% ВВП. Цены за 9 месяцев выросли всего на 4,6%.
Выручка за 8 месяцев увеличилась на 23,2%, а прибыль от реализации - на 26,8%
больше, чем за аналогичный период 2004г. Наконец, ВВП за три квартала вырос на
8,7%. Даже зарплата и пенсии покорно увеличиваются до нужных величин. Казалось
бы, все под контролем и никаких случайностей в выполнении прогнозных показателей
быть не может.
И тут вдруг появляется указ, который логично было бы
принимать в слабо управляемой и глубоко кризисной среде. Указ направлен на
«повышение эффективности управления госимуществом и госсредствами, дальнейшее
совершенствование правового регулирования порядка реализации бюджетной,
налоговой и денежно-кредитной политики, отношений в сфере охраны и использования
природных ресурсов».
Да, инвестиционные ошибки накапливаются, что отражается
в росте складских запасов, стабильно высоком объеме средств, замороженных в 16,8
тыс. объектов незавершенного строительства, в выдаваемых под сомнительные
сельхоз- и промышленные проекты кредитах. Да, очевидны проблемы во внешней
торговле. Не за горами корректировка цен на удобрения, металлы и недвижимость.
Однако все эти явления являются не результатом самостоятельной политики Совмина,
отдельных министерств, концернов или облисполкомов. Без ведома и одобрения
Администрации президента в стране не реализуются крупные инвестиционные,
производственные и даже торговые проекты.
Для принятия указа, по всей видимости, было несколько
причин. Глава государства знает реальное, а не декларируемое официальной
статистикой состояние госфинансов, производства и банков, поэтому готовится
встретить начало рецессии с полным набором инструментов регулирования, контроля
и наказания. Высшей власти известно об изменении внешних факторов, которые
повлияют на ситуацию в стране, - в первую очередь речь идет о
топливно-энергетической и торговой политике России. Президент знает и о растущем
недовольстве проводимой им политикой среди номенклатуры и директората, поэтому
запасается большим количеством «пряников» для раздачи перед выборами: кнутов у
него предостаточно. Наконец, Лукашенко готовится к началу своего очередного
срока во власти.
Поскольку ресурсы проводимой ныне политики иссякают,
президент моделирует создание регулируемого, регламентируемого частного сектора
- политическая поддержка будет трансформироваться во владение активами. Не для
всех и не во всех секторах: не зря уже в первом пункте указа говорится о
приватизации госимущества.
Очевидно, что действующий закон о приватизации абсолютно
не подходит для эффективных структурных преобразований. Наделив себя правом
определять «порядок распоряжения имуществом, находящимся в госсобственности, в
т.ч. пределы управления и распоряжения местными Советами депутатов коммунальной
собственностью, порядок проведения и способы приватизации госсобственности,
включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенцию
госорганов и других госорганизаций по принятию решений в этой сфере», Лукашенко
продемонстрировал сразу несколько вещей.
Во-первых, очевидно, глава страны не особо доверяет
Совмину, вертикали областного уровня и даже Нацсобранию. Это сегодня, когда речь
не идет о дележе госимущества, они белые и пушистые, а завтра, когда этот вопрос
встанет на повестку дня, удержать их в узде будет крайне трудно. Во-вторых,
президент признал явное несоответствие существующего законодательства стоящим
перед страной вызовам. Менять его в установленном порядке - это терять как
минимум год и выдавать свои планы.
Указ полностью лишает смысла существующий в стране
бюджетный процесс: п.2 указа устанавливает, что президент наделяется
полномочиями устанавливать, вводить, изменять «республиканские налоги, сборы
(пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база,
налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки
уплаты), особые режимы налогообложения». Он может даже отменять действие
существующих в стране налогов, сборов (пошлин) и режимов. А п.4 существенно
урезает полномочия Нацсобрания: «Исключительно президентом РБ или по
согласованию с ним, в порядке, установленном президентом РБ или законами,
издаются (принимаются) правовые акты, следствием реализации которых может быть
сокращение средств республиканского бюджета, создание или увеличение его
расходов».
Конституция гарантирует гражданам равные условия
хозяйствования, а указ N520 позволяет президенту устанавливать«отдельным
категориям юридических и физлиц льготы по налогам, сборам (пошлинам), другим
платежам в бюджет, в т.ч. бюджетные целевые фонды, а также обстоятельства, при
наступлении которых обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин), других платежей
не возникает». И это далеко не конец полномочий.
Президент получает право самостоятельно создавать
государственные внебюджетные фонды, определять источники их образования и
порядок использования средств из них. По сути, это не президентских фонд стал
частью бюджета. Это вся система госфинансов превратилась в президентский фонд.
При такой парадигме принятия решений в сфере бюджетно-налоговой политики Совмин
превращается в секретариат при Администрации президента. Ради экономии бюджетных
средств вполне можно урезать финансирование парламента: после указа N520 споры
по бюджету полностью теряют смысл.
Указ не оставляет камня на камне на и без того
относительной институциональной независимости Нацбанка. Отныне глава государства
утверждает основные направления денежно-кредитной политики, в т.ч. величину
обменного курса, «темпы роста денежного предложения, уровень международных
резервов, темпы роста кредитования экономики, в т.ч. инвестиционного, другие
параметры и инструменты». Он же решает, как Нацбанк должен участвовать «в
формировании уставных фондов банков и других организаций, изменении размера
уставных фондов банков, имущество которых принадлежит РБ и (или) ее
административно-территориальным единицам».
П.2.2 наделяет президента беспрецедентными правами по
предоставлению широкого спектра льгот для юридических лиц и даже индивидуальных
предпринимателей. Он может изменять установленные сроки уплаты налогов, пени,
давать рассрочку по долгам и налоговые кредиты. Попавшие в список приоритетных
могут рассчитывать на щедрость неслыханных масштабов: на изменение нормативов
распределения выручки, выделение субсидий или средств на финансирование
капитальных вложений из республиканского бюджета, полное или частичное
освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, полное или
частичное освобождение от экономической ответственности, освобождение от уплаты
пени, освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных
от передачи в пользование имущества, находящегося в республиканской
собственности, а также «предоставление других видов господдержки, установление
других преференций при осуществлении хоздеятельности».
Дополняется список щедрот следующим положением:
«Установить, что субъекты предпринимательской деятельности, к которым в
соответствии с законодательством применены экономические санкции, могут быть по
решению президента РБ полностью или частично освобождены от экономической
ответственности». Это делается якобы для «предотвращения необоснованной
экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской
деятельности, сохранения и развития производств, наиболее значимых для РБ и ее
административно-территориальных единиц».
Особо выделяется одно из положений п.3 указа: президент
наделил себя правом устанавливать порядок «изъятия и предоставления земельных
участков, отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из
одних категорий и видов в другие, порядок распределения лесов на группы и
категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в
другую». Ключи от рынка земли и недвижимости - в надежных руках гаранта.
Начало новой эры в Беларуси назначено на 1 июня 2006г.,
когда вступают в силу положения указа по приватизации, фискальной и монетарной
политике, развитию рынка земли и недвижимости. «Правовое регулирование
общественных отношений, возникающих после издания настоящего Указа,
осуществляется с учетом требований данного Указа». Совмину предписано
подготовить соответствующие изменения в законодательство.
Серия указов, ограничивающих полномочия судебной и
законодательной властей, местных органов власти и правительства, - предвестник
жесткого сражения президента за новую номенклатуру и бизнес. За свое
политическое будущее и его цену для тех людей и структур, которые в ближайшие 8
месяцев должны отбросить все сомнения и сделать правильный выбор в пользу
первого и пока единственного президента РБ. В последнее время он начал часто
говорить о чрезмерной забюрократизированности страны, коррупции и
дерегулировании. Регулярные «наезды» на таможню, нефтяные компании и т.д.
свидетельствуют: передела рынков, а может, и правил игры не избежать.
Конкурентоспособность отечественного производства снижается
Белорусский рынок,
31 октября - 7 ноября 2005
Ирина Крылович
На заседании президиума Совета министров, которое
состоялось 25 октября, заместитель премьер-министра Андрей Кобяков рассказал о
том, как обстоят дела в реальном секторе экономики. Картина получилась не
слишком радостной и резко контрастировала с ответами правительства на вопросы
парламентариев.
“Тревожные”, “настораживающие”, “символические” и даже
“плохие” результаты — эти эпитеты не раз повторялись в докладе вице-премьера на
заседании Совмина. И хотя в целом по стране показатели вроде бы выглядят не так
уж плохо, но когда дело доходит до рассмотрения их в каком-нибудь “разрезе”,
всюду находится какое-то “но”.
Как сообщил А. Кобяков, в Беларуси число убыточных
предприятий за январь — август 2005 года сократилось на 30% по сравнению с
аналогичным периодом 2004 года — до 2 тыс., что составляет 19,5% от их общего
числа. Однако тридцатипроцентное снижение убыточности не обернулось для
экономики адекватным увеличением прибыльности. По словам вице-премьера, сумма
общего чистого убытка предприятий снизилась лишь на 12% — до 481 млрд. BYR.
При этом в промышленности остаются убыточными 644
предприятия, или 28,5% от их общей численности. “В отдельных концернах
положительные сдвиги не обозначились даже символически”, — подчеркнул
вице-премьер.
“Результаты финансового оздоровления предприятий
недостаточны. Между тем приближается срок отчета у главы государства о
выполнении его задания по сокращению к концу 2005 года числа убыточных
предприятий на 75% в целом в экономике и выходе на безубыточную работу
промышленных предприятий”, — напомнил членам правительства А. Кобяков.
То, что приближается срок отчета у президента, возможно,
и определило достаточно резкий тон вице-премьера на совещании, которому очень не
хочется единолично отвечать за отдельные показатели, например снижение
физического объема экспорта в торговле с Россией за январь — август текущего
года на 10,7%. Ведь именно А. Кобяков был одним из главных организаторов
процесса перехода на новые условия уплаты НДС в торговле с РФ.
“Разговоры про влияние НДС пора прекращать. Очевидно, у
некоторых товаропроизводителей есть желание свалить на этот метод учета
собственные недоработки по продвижению продукции”, — сразу же отмел возможные
обвинения А. Кобяков. “Мы видим очень разные результаты в торговле с Россией.
Так, например, экспорт предприятий Минстройархитектуры вырос на 12,4%,
Минсельхозпрода — на 33,6%, ”Беллесбумпрома" — на 7,8%, в то время как
предприятия концерна “Белнефтехим” сократили экспорт на 16%, и в списке
сокративших экспорт также предприятия концернов “Беллегпром”, “Белместпром”,
“Белбиофарм”.
О серьезности ситуации говорит и высокий уровень запасов
готовой продукции на складах, стоимость которых на 1 октября составила 2 трлн.
BYR. “Почти 1 миллиард долларов — это серьезные активы предприятий, которые
находятся в замороженном виде, и поэтому необходимо принимать дальнейшие
действия для продаж на внешних и внутреннем рынке”, — заявил А. Кобяков, отметив
вместе с тем, что благодаря “вниманию правительства” запасы готовой продукции
все же удалось снизить до 55,7% от среднемесячного объема выпуска с 65,8% на
1.06.2005 г.
Что особенно настораживает — это высокий уровень запасов
по важнейшим экспортным позициям. По словам А. Кобякова, этот показатель имеет
тенденцию к росту для калийных удобрений, химических волокон, шин для легковых
автомобилей, холодильников и морозильников, телевизоров, стиральных машин, а
также льняных тканей и мебели.
Накопление запасов по этим позициям лишь доказывает, что
они теряют свою конкурентоспособность на внешних рынках. “Вызывает тревогу тот
факт, что ряд традиционных товаров в экспортном списке потеряли
конкурентоспособность, что вызвало падение стоимостных, а в некоторых случаях и
физических объемов их поставок. К ним относятся детали тракторов и автомобилей,
лаки, краски, холодильники, морозильники и многое другое”, — сообщил А.
Кобяков.
Снижение конкурентоспособности отечественного
производства не могло не сказаться и на других показателях. В конечном итоге это
приводит к снижению рентабельности и замедлению роста объемов выпускаемой
продукции.
По словам А. Кобякова, большинство валообразующих
предприятий промышленности снизили рентабельность реализованной продукции в
январе — августе 2005 г., хотя в целом в экономике этот показатель увеличился до
14,3% на 1 сентября с 14,1% год назад. При этом нормативы рентабельности не
выполняют 60 валообразующих предприятий страны, или 58% от их общего числа.
“В целом в промышленном секторе уровень рентабельности
вырос с 16,2 до 16,3%, но не надо обольщаться, потому что она поддерживается
только за счет топливной, химической и нефтехимической отраслей”, — раскрыл
“тайну” роста вице-премьер.
Обольщаться действительно не стоит, потому что на фоне
“роста” на 0,1 процентного пункта в целом в некоторых отраслях снижение
рентабельности выглядит уже как резкое падение: в электроэнергетике — с 17 до
13%, в черной металлургии — с 41 до 23%, в машиностроении и металлообработке с
12,6 до 11,4%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — с 11 до 9%, в
легкой промышленности — с 5,4 до 3,9%.
“Процессы снижения рентабельности в валовых отраслях
экономики, конечно, пока еще далеки от катастрофических, но не могут не
настораживать”, — немного успокоил членов правительства вице-премьер, но тут же
провел настораживающий анализ роста валообразующих предприятий. По его словам,
эти предприятия, на долю которых в январе — сентябре пришлось 54,1% всего объема
выпуска промышленной продукции в Беларуси, увеличили в этот период объем
производства на 10%. Таким образом, разница с показателем общего темпа роста в
промышленности (+9,7%) составила только 0,3 процентного пункта.
По мнению А. Кобякова, это говорит о том, что
“лидирующая роль белорусской промышленной элиты несколько тускнеет на фоне общих
результатов”. По его данным, более трети, или 39 промышленных валообразующих
предприятий не выполнили прогноз по росту объемов производства, а 13 из них даже
снизили производство.
И уж совсем удивительной выглядела тревога А. Кобякова в
отношении показателя инфляции. Можно сказать, посягнул на “святое” — самое
главное достижение текущего года. И здесь, оказывается, успокаиваться рано. А.
Кобяков отметил, что, несмотря на достигнутый положительный результат по
снижению уровня инфляции за 9 месяцев, на конец октября отмечается ее прирост на
1%.
Однако тревожность ситуации не предполагает каких-либо
новых мер работы в экономике. Как всегда, правительство рассчитывает на
административный ресурс, и А. Кобяков предлагает руководителям министерств и
концернов “продолжать дожимать этот процесс”. “Считаю, что надо прекращать
плакать и начинать заниматься делом, — сказал вице-премьер. — По опыту
предыдущих лет во втором полугодии удавалось добавлять в экспорте 20-30%, в
текущем году это также возможно, и, учитывая сложившиеся обстоятельства, нужно
повторить такие результаты”.
Надо сказать, что в этом вице-премьер заинтересован
лично. Если этих 20-30% наши предприятия в экспорте не добавят, промышленное
лобби наверняка попытается списать все на НДС.
Батька за язык не тянул
Белорусская газета,
7 ноября 2005
Виктор Мартинович
Просто удивительно, что делает с человеком пребывание на
чужбине! Когда вокруг интеллигентные, все понимающие лица влиятельных немцев и
американцев, такое, бывает, в голову придет про ближайшего соседа! Магию момента
ощутили за последние две недели литовский президент Адамкус, заявивший о
возможном нападении «армии Лукашенко» на Литву, и украинский премьер Ехануров,
весьма экстравагантно похваливший пропагандистские способности белорусского
президента. Оба уже отказались от своих слов. Но осадок, как в известном
анекдоте, остался.
Первым пострадал от собственной словесной
невоздержанности в адрес белорусского лидера саратовский губернатор Дмитрий
Аяцков. Уже после того как президент РФ назначил его послом России в Беларуси,
Аяцков собрал прощальную пресс-конференцию в офисе Саратовского телевидения.
Беларусь с ее Лукашенко казалась далекой, полученное назначение - делом
окончательно решенным, и Аяцков разошелся. Он заявил, что Лукашенко пробудет у
власти еще 10-15 лет - если, конечно, перестанет «раздувать щеки и думать, что
кто-то должен быть у него на посылках». «Трудно сломать Лукашенко. Очень трудно.
Очень крепко стоит на ногах. Конечно, ему нужно переломать в себе главное:
Россия - это Россия, а Белоруссия - это Белоруссия; Путин - это Путин, а
Лукашенко - это Лукашенко», - продолжил свеженазначенный посол.
Признания Аяцкова тотчас были подхвачены агентствами, и
уже вечером 22 июля о них стало известно в Беларуси. 27 июля их прокомментировал
президент. «Вы знаете заявления будущего или, может, не будущего посла России в
Беларуси Дмитрия Аяцкова, его экстравагантные высказывания. Мы с ними
разбираемся. Мы сейчас не обладаем информацией: это интерпретация СМИ или он
действительно так говорил. Но тем не менее дыма без огня не бывает», - сказал
Лукашенко. Слова «или, может, не будущего» оказались не просто оборотом речи.
Послом в Беларуси Аяцков так и не стал. У России до сих пор нет здесь своего
посла.
Неделю назад сенсационное высказывание о Беларуси сделал
президент Литвы Валдас Адамкус. В Германии он заявил, что, просыпаясь по утрам,
не знает, что происходит в Минске, и не исключил, что армия Лукашенко нападет на
маленькое прибалтийское государство. Поскольку цитировавший Адамкуса журналист
довольно подробно описал в интервью Радио «Свабода» ситуацию, в которой
Акамкусом были сказаны эти слова, некорректная интерпретация практически
исключалась. Тем не менее 1 ноября литовская газета «Республика» опубликовала
статью «В.Адамкус отказывается от своих слов». «Хочу еще раз заверить: внешняя
политика Литвы не изменилась. Никаких списков врагов у нас нет, никаких военных
действий мы ни сами не готовим, ни от соседей не ожидаем», - заявил литовский
лидер.
Когда в этот же день агентства передали, что в Америке
сказал украинский премьер про белорусского президента, все сразу же стали ждать
опровержения.
ИТАР-ТАСС сообщило, что во время рабочего завтрака с
американскими политологами в Фонде Карнеги Юрий Ехануров назвал белорусского
президента «талантливым пропагандистом», умеющим работать с народом. «Теперь я
понимаю, почему в 30-е годы немецкие женщины кричали: «Хочу ребенка от фюрера!»
- заявил премьер. Кроме того, он похвастался, что «совсем недавно встречался и с
представителями белорусской оппозиции», в частности со Станиславом
Шушкевичем.
Понимая всю необычность передаваемых цитат, ИТАР-ТАСС
специально отметило, что Ехануров выступал при большом стечении народа, в
присутствии множества журналистов, под объективами полутора десятков
телекамер.
Пожалуй, лучше всего атмосферу, царящую в белорусской
официальной политике, характеризует то, что в стране нашлись люди, попытавшиеся
представить слова Еханурова как похвалу Лукашенко. 3 ноября Радио «Свабода»
передала комментарий сенатора Николая Чергинца, заявившего следующее: «Что
касается ребенка от Гитлера, то я не думаю, что здесь есть какие-то сравнения.
Он, наверное, хотел высказать и подчеркнуть, каким уважением пользуется
президент Лукашенко в Беларуси, в т.ч. и у женщин как избирателей».
Впрочем, по дипломатической линии реакция была
совершенно иной. «Ехануров - талантливый человек, раз он согласился стать
премьер-министром в сложное для Украины время, - заявил посол Беларуси в США
Михаил Хвостов. -Но его экзальтированное понимание немецких женщин 30-х гг.
заставляет меня рекомендовать украинскому премьер-министру заниматься только
экономикой».
3 ноября на брифинге в МИДе и.о. пресс-секретаря Руслан
Есин заявил, что белорусская сторона обратилась к украинцам за разъяснениями и
намерена уточнить, было ли подобное высказывание со стороны премьер-министра, и
если было, то что он имел в виду.
Тем временем на родине вокруг Еханурова сгущались тучи.
Блок Юлии Тимошенко потребовал отставки премьера за подрыв «авторитета Украины».
«Создается впечатление, что ему не хватает времени готовиться к выступлениям», -
отметил с трибуны Верховной рады глава тимошенковской фракции Олег Билорус.
В результате 4 ноября заявление, сделанное, как сообщил
ИТАР-ТАСС, перед полутора десятками телекамер, было дезавуировано украинцами.
«Это произвольная интерпретация СМИ», - заявил глава МИДа Борис Тарасюк.
То, что все опять закончилось опровержением,
неудивительно. Ведь, погостив у все понимающих иностранцев, рано или поздно
приходится возвращаться на родину. Окруженную теми самыми соседями, о которых
издалека, за границей, такая порой мысль приходит…
|