Правящая партия Белоруссии накануне выборов
Александр Фадеев
В последнее время в ряде средств массовой информации
большое внимание уделяется консолидации белорусской оппозиции и выдвижению
альтернативного Александру Лукашенко «единого» кандидата на предстоящих
президентских выборах. Однако объективная логика политической жизни республики
неизбежно приводит к концентрации сил не только оппозиции, но и правящего
класса. По сути, все содержание предвыборного периода (а выборы, учитывая
возможность проведения двух туров, формально должны пройти не позднее 2 июля
2006 г.) выражается в формировании двух политических объединений – одного
оппозиционного, состоящего из противников действующего президента, и
пропрезидентского.
Институциональная система Белоруссии в настоящее время
включает в себя мощную политическую структуру, предназначенную для осуществления
и удержания высшей власти. В данном случае речь идет о многочисленной группе
управленцев и политиков, ядром которой выступает администрация президента
Александра Лукашенко, контролирующая все ветви власти в республике. Эта
консолидированная группа не образует, подобно практике многих других стран,
узаконенную политическую организацию для представления своих интересов, но
функционирует в тесной координации и имеет все черты и основные характеристики
правящей партии.
Одной из основных функций этой группировки является
мобилизация чиновников высшего и среднего уровней, проправительственных
общественно-политических организаций и их членов для поддержки устоявшегося в
республике политического режима с его идеологией и социально-экономическим
порядком, который носит личностный характер. Поэтому главная цель этого
объединения – помощь президенту Лукашенко в осуществлении власти и проведении
его политической линии, что предполагает обращение к широким массам.
Объединение чиновников, политиков и общественных
деятелей вокруг президента опирается на государственные ресурсы, правовую базу,
дающую огромные полномочия главе государства, и включает в себя разветвленный
аппарат президентской администрации, министерства и ведомства, Национальный банк
Беларуси, судебную систему, региональные исполнительные органы, депутатский
корпус Национального собрания, а также общественные организации – Федерацию
профсоюзов Белоруссии (около 4 млн. членов), Белорусский республиканский союз
молодежи и другие общественно-политические организации, созданные по воле
президента. Причем, администрация главы государства, как представляется,
считает, что координация и сама деятельность элементов данной структуры
поддержки единого кандидата в президенты от власти настолько сильны и
эффективны, что не требуют создания и формализации в правовом поле некой
президентской партии, на чем настаивали ранее отдельные политики.
На службу партии по удержанию и отправлению высшей
власти поставлен весь аппарат информации и пропаганды республики. С помощью
средств массовой информации до населения ежедневно доводят сведения о
достижениях в экономике и социальной сфере, которые стали результатом
правильной, продуманной политики президента Александра Лукашенко. Кроме того, в
общественном сознании фактически утверждается тезис о том, что глава государства
со своим выверенным политическим курсом и авторитетом якобы не нуждается в
поддержке со стороны партий и общественных организаций, как республики, так и
внешних сил. Сам Лукашенко по этому поводу прямо сказал: «уникальность ситуации
в Белоруссии состоит в том, что я никому ничего не обязан». Народ не ошибается,
«если на него не давить», и никуда не денется, уверен Лукашенко, – изберет
действующего президента на третий срок.
Поскольку правящая партия Белоруссии действует в
условиях авторитарного режима, то она, в отличие от оппозиционных групп, не
ориентирована на генерирование политических альтернатив, на выявление перспектив
позитивного развития и конкретных общественных потребностей. Главное для
правящего класса состоит в сохранении существующей политической структуры,
созданной для удержания его полного контроля над всеми сферами политической и
социальной жизни, экономической и финансовой деятельностью, собственностью на
субъекты хозяйствования, средства производства.
Члены правящей группировки озабочены, конечно, не
столько пролонгацией и укреплением власти президента, сколько, главным образом,
обеспечением собственной служебной, политической карьеры и своего материального
благосостояния, привилегированного положения. Однако это обстоятельство не
мешает чиновникам и пропрезидентским политикам представлять силы, сплотившиеся
вокруг главы государства, как единственное на политическом поле республики
объединение, выражающее подлинные национально-государственные, патриотические
интересы.
На самом деле условные члены этого политического
объединения поддержки режима, тяготеющего к тоталитаризму, не имеют устойчивых
убеждений, а сама их организация – ясной программы. Не испытывают они и
потребности в создании центрального органа, поскольку его функции по выработке
стратегии и тактики действий объективно выполняет единолично президент
Белоруссии. Правящий класс республики имеет одно призвание – следовать
политическому курсу, начертанному Александром Лукашенко. В сущности, его
организация выстроена по принципу клиентелы. В случае потери президентом
Лукашенко своей власти, это внешне мощное и сплоченное объединение моментально
распадется.
В контексте президентских выборов-2006 правящая партия,
используя государственные финансовые, информационные, правовые,
материально-технические и административно-кадровые ресурсы, будет строить свою
кампанию, опираясь не на отдельные слои общества и большие электоральные группы,
а сразу апеллируя ко всем избирателям республики. Это объясняется тем, что в
стране с сильной и жесткой президентской властью, каковой является Белоруссия,
правящий класс позиционирует себя как выразитель общенациональных интересов,
идей стабильности, социального согласия и равенства всех белорусских граждан.
Запущен, таким образом, процесс осознания электоратом причастности к позитивному
большинству («МЫ»). Все остальные политические силы
республики, не согласные с курсом Лукашенко и консолидирующиеся под знаменем
борьбы с ним, выставляются как враждебное спокойному развитию Белоруссии
меньшинство («они», «эти»).
Белорусская оппозиция вошла в нынешнюю президентскую
кампанию под лозунгом перемен. Поэтому официальная власть РБ с помощью СМИ будет
и дальше раскручивать идею о том, что спокойствие, стабильность – это основные
ценности суверенного белорусского государства и главная заслуга политики
нынешнего президента. Недаром Александр Лукашенко все время подчеркивает, что
ради сохранения спокойствия в республике готов пожертвовать всем, даже
«собственным разумом».
Объединение вокруг главы государства, не имея
собственной политической программы, придерживается идейной платформы своего
лидера, которая в каких-то чертах внешне близка к политической концепции
западноевропейской социал-демократии. Это объединение неотделимо от
государственного аппарата республики, представляя особые, специфические интересы
правительственных структур, которые далеко не всегда совпадают с общественными
ожиданиями. Провалы правительственной политики в международных отношениях,
экономике и социальной сфере невольно переносятся на пропрезидентский блок,
заметно снижая его привлекательность в глазах избирателей.
С другой стороны, монополизация со стороны правящей
группировки всех рычагов власти и управления, бюджетных и иных ресурсов,
навязывание выгодных режиму правил политической, избирательной игры уверенно
делает ее объединение с другими пропрезидентскими организациями победоносным в
ходе процесса очередного переизбрания президента Лукашенко. Опыт последней
избирательной кампании 2001 года в Белоруссии неумолимо свидетельствует, что на
выборах президента побеждает тот кандидат, который, по убеждению большинства
избирателей (а их в этом убедили СМИ и собственный социальный опыт), «наш» и обязательно должен победить.
В условиях белорусских политических реалий, существующей
избирательной системы относительного большинства и судебной практики единому
кандидату на пост президента от партии власти – Александру Лукашенко – не
потребуется идти на второй тур голосования, поскольку он победит уже по
результатам первого. Что касается проблемы фальсификации итогов голосования, то
она будет актуальна только в случае, если глава белорусского государства
поддастся искусу представить свою победу как абсолютную и «элегантную».
|