"Там, где не о чем договариваться, придется торговаться"
Глеб Павловский Президент Фонда
эффективной политики
9 ноября
2005
После II Европейского форума "Демократия и
мультикультурализм на Евровостоке" (проходил в Москве), на котором собрались все
представители как новой, так и старой украинской оппозиции, корреспондент "ЭИ"
расспросил г-на Павловского о его взглядах на российско-украинские
отношения.
- Визит Владимира Путина в
Украину состоится?
- Думаю, состоится. C нашей стороны он подготовлен.
Интерес к новому украинскому руководству огромен - я имею в виду команду,
сложившуюся после правительственного кризиса. Но есть некоторые осложняющие
моменты.
- Что за моменты?
- Предвыборная игра в Украине. Путин не хочет, чтобы его
"разыграли". Ваш Президент Виктор Ющенко подает нам противоречивые сигналы. С
одной стороны, в Лондоне им делается серьезное заявление о том, что революция
состоялась. Раз состоялась, значит - дело кончено? А с другой стороны, он тут же
объявляет ее "примером" для России! Но год спустя после киевского Майдана в
Москве редко встретишь политика, который сочтет эту революцию примером.
- Возможно, имелся в виду пример
не для России?
- Я не буду спорить с вашим Президентом, к которому
испытываю большой интерес. В конце концов, Виктор Ющенко - Президент со
смешанной легитимностью, политический "метис". Своей властью он наполовину
обязан весьма спорным выборам, наполовину - Майдану. От революционного мандата
он уже не избавится полностью, да и не нужно. Но пора бы реалистически прикинуть
- а выгодна ли Украине революция, то есть переворот в России? Революция в России
привела бы к тяжким для ее соседей последствиям - реэкспорту нестабильности. И
Украина, пострадавшая от всех прошлых русских революций, должна быть
заинтересована в предсказуемой России. Путинская Москва для нее именно такой
консервативный сосед. Лучшего не ищите!
- Опять эмоции. Предпочтения
России, с учетом ставки на последних президентских выборах на одну кандидатуру,
были скорее эмоциональными, чем рациональными.
- Эмоций в этом не было никаких. А вот после Майдана у
нас была масса эмоций. Теперь все прошло. Даже у таких эмоциональных людей, как
я. Сейчас в отношении к Украине царит рациональный подход. Россия занята
обустройством регионов по всему своему периметру. Разумеется, в собственных
интересах - безопасность, торговля, транзит... Безопасность первична. Нам нужно
сохранить восточноевропейский мир, который установился здесь в последние 10 лет.
Естественно, нас настораживает киевская мания евроатлантической интеграции. Имею
в виду интеграцию Украины в блок НАТО, к миротворческим талантам которого мы
относимся с большим скепсисом. Вспомните, например, Югославию.
- Какой вариант безопасности
устроил бы Россию?
- Status quo Россию устраивает. Мы готовы выслушать
предложения по его оптимизации, но не о "революции" в военно-стратегической
архитектуре Восточной Европы. Что имела в виду Украина, когда "повелась" на,
по-моему, не слишком умную идею грузинского президента создать политический блок
"содружества демократий между тремя морями"? Причем таким образом, чтобы в этот
блок не вошла Россия - единственная страна, выходящая на все три
восточноевропейских моря! Здесь, согласитесь, присутствует явно недружественная
идея, нацеленная на изоляцию России. Украине не стоит увлекаться риторикой,
которую в России сочтут угрозой. Мы ведь обходимся без идейной полемики с
Украиной, и тем более не создаем антиукраинский блок... А ведь могли бы...
- Уточните, какой такой блок и,
главное, с кем?
- Да хоть антиреволюционный. Думаете, вокруг нас с вами
мало стран, которые с подозрением смотрят на Киев? Сегодня в СНГ наиболее
терпимо относится к Киеву именно Россия.
- Мы столь нелюбимы?
- Из стран СНГ только две - Молдова и Грузия - вас
любят. Верней, не сами страны, а их президенты. Проблемные у вас друзья.
Молдова, кстати, самая бедная страна Европы, бедней собственного Приднестровья.
И Грузия, которая мечтает о восстановлении контроля над собственной территорией.
Вот с такими союзницами Украина хочет двинуться в светлое "оранжевое" будущее?
Над Россией все время посмеиваются, что мы ведем консервативную политику на
постсоветском пространстве. Мол, пора бы активнее поразмяться. Вы действительно
хотели бы этого? Например, чтобы и в Москве проводили семинары-инструктажи,
аналогичные организуемым в Киеве для белорусских, казахских и российских
оппозиционеров? Мы же этого не начинаем. Россия выступает фактором стабильности
для Украины, которая рвется играть нам музыку революции. Мы терпим, но не вечно.
Зима уже на носу.
- Вы прочите нам холодную зиму с
обнищавшими союзниками-неудачниками?
- Попробуйте договориться с обеспеченными. В действиях
Ющенко и правительства Юрия Еханурова я вижу все больше здоровых элементов...
Хватит разговаривать с миром в стиле шевченковского "Заповiта". В реальном мире
надо договариваться. Не хотите интеграции, будет монетизация. Там, где не о чем
договариваться, придется торговаться. А то выходит, что Президент у вас
встречается с украинскими олигархами, а российских дискриминирует.
- Российскому бизнесу так нужна
встреча с Виктором Ющенко?
- Конечно, нужна. Не было бы ничего плохого, если бы
механизм регулярных встреч наладился. Например, на базе РСПП и УСПП. Можно было
бы попробовать организовать эту встречу при помощи Анатолия Кинаха (президент
УСПП.- Авт.) или премьера Еханурова.
- Как сейчас налажен
российско-украинский политический диалог? Это точечные контакты или какие-то
институциональные схемы?
- Примерно, как с США - взаимодействие администраций в
рамках стратегического партнерства. Такая ошибка, как ставка на индивидуальные
поручительства политиков, больше не повторится. В Москве всех вежливо
выслушивают, без учета взглядов. А некоторых так даже протоколируют. Мы не
помешали Юлии Тимошенко приехать в Москву и контактировать с важными людьми,
давая им всяческие заверения. Мы даже не оспариваем ее сказок об обедах и ужинах
в ближнем Подмосковье.
- Так что, не приглашал Владимир
Владимирович Юлию Владимировну?
- Нет. Слухи, обычный PR. С оппозицией у нас отношения
вежливые, но без заигрываний.
- Очевидно, что
экс-премьер-министр как политик Вас задела. А кто еще из украинских политиков
Вам симпатичен?
- Фамилий не ждите. Кстати, вы заметили, что именно
теперь, после вашей революции, Киев политически открылся Москве? Политики гостят
друг у друга, приезжают, высказываются, даже дают показания.
- Как российский политикум
воспринимает действия украинского?
- Пыль осела недавно, только после кризиса. Сейчас
медленно начинают проступать реальные действующие лица.
- Премьер-министр Юрий Ехануров
далеко не новое лицо...
- Зато он многое проясняет. Даже государственное лицо
самого Виктора Ющенко начало для нас прорисовываться только теперь. Прежде он
казался Москве коллективным псевдонимом. Теперь мы видим, что у нас в Киеве
появился партнер со своим взглядом на вещи. Опасный для тех, кто его
недооценивает. Когда его не понимают, г-н Ющенко способен себя разъяснить,
например, выгнав непонятливых из правительства. В этом смысле появление нового
премьера, конечно, прекрасная новость для инвесторов.
- В Украине его иногда называют
премьером техническим и человеком, ретранслирующим Президента...
- Те, кто так думают, недооценивают Виктора Андреевича.
Ющенко - политик, научившийся переступать через свою слабость. Ехануров - совсем
другой: не романтик, не идеалист, человек с опытом и без всхлипов. Самим своим
видом он успокаивает бизнес.
- Весной в Украине парламентские
выборы...
- Выборы в Раду сверхактуальны для вас, а для нас более
важен тот период, что им предшествует. Я бы назвал его фазой достройки
украинского президентства как общенационального института. В Украине
президентство как институт государственный, а не хозяйственно-политический, не
сформирован прежними президентами. И многое зависит от
того, успеет ли Виктор Ющенко утвердить центральное положение президентства до
того, как вступит в действие конституционная реформа. Потому что слабое
президентство реформу не переживет. Это добьет политическую систему Украины.
Упрочив же свою власть, Ющенко сможет полновесно взаимодействовать с
большинством новой Рады, определяя процесс переговоров по кандидатуре премьера.
Без этого неизбежно возникнет соблазн столкнуть Президента с премьером. Что
обвалит всю конструкцию, предполагаемую реформой. Так что сперва - Президент
всей нации, а потом - его взаимодействие с новым большинством в Раде. Очень
многим в Москве, конечно, понравится война Президента с премьером, но на самом
деле и для России это будет непродуктивно. Политика потеряет единство действия,
а мы - партнера для договоренностей на перспективу.
- И что, на Ваш взгляд, следует
сделать Президенту, чтобы достроить такой институт?
- Ющенко демонтировал систему конкурентности между
Президентом и главой его администрации. И это верный шаг. Я думаю, что Ющенко
вышел в длительный политический поход. Не знаю, так ли далеко он сам загадывал,
когда мастерски избавлялся от Тимошенко. Думаю, он руководствовался интуицией.
Это был рывок за реальной властью, которой у него не было. Думаю, его поход не
закончен. Ющенко еще может испугаться, встретив сильное сопротивление. Или
соблазниться вариантом Бориса Ельцина и остаться беспартийным Президентом. То
есть Президентом, разрушающим партийную систему. Но по новой конституционной
реформе остаться вне партий практически нельзя.
- Страны СНГ являются своего
рода полем конкуренции между Россией и США. Каковы геополитические перспективы
стран СНГ?
- Надо отходить от такого обозначения региона, как
"страны СНГ". Надо говорить об отдельных региональных конструкциях. Вот есть
Восточная Европа, Евровосток. Есть югозарубежье России, есть большая Центральная
Азия. В каждом из этих регионов есть не только "постсоветские" страны. Как
выстроить безопасность Каспийско-Черноморского региона без Ирана и Турции? Как
обеспечить интересы России в Центральной Азии без Китая, Ирана и Пакистана? Во
всех этих регионах мы не сталкиваемся, мы взаимодействуем, иногда конкурируем.
США вносят свой, иногда важный, вклад в стабилизацию взаимоотношений.
- Например?
- Например, США удержали Саакашвили от соблазна
воспользоваться бесланским кризисом для силовой авантюры в Южной Осетии. Что,
скорее всего, спровоцировало бы большую войну на Кавказе. Я думаю, есть и другие
случаи, где Америка сыграла полезную роль.
В то же время Вашингтон конструирует демократию на
расстоянии, по глобусу. Мы-то ведь здесь сами живем, для нас это не регионы, а
часть пространства. Например, нам часто рассказывают об ужасной "дуге
нестабильности", от Белоруссии через Черное море и Кавказ к Центральной Азии. Но
для России эта "дуга" - наше приграничье, наши соседи и союзники. А хочет ли
Украина стать частью "дуги нестабильности", подлежащей тотальной перепланировке?
Едва ли. Но с точки зрения американцев, стабильность в Украине не является
приоритетом. Это опасная ситуация. Потому она так и привлекает профессиональных
дестабилизаторов. Людей, чей бизнес нуждается в крахах и непредсказуемости.
- Можно в персоналиях?
- Назову звездную пару - это Джордж Сорос, игрок,
финансист и благотворитель, и Борис Березовский. Вот люди, обожающие
неопределенные ситуации. Вы поглядите, как у вас Березовский превратился
фактически в киевского политика. Одним он раздает указания, других поощряет
деньгами, третьим показывает расписки вторых. Нужно иметь в виду, что Борис
Абрамович обычно оперирует не своими деньгами. Он оператор чужих средств, по
расходованию которых должен отчитываться. Вы даже не узнаете, перед кем. Но
когда-то эти его отчеты всплывут. Украине пора вести себя тверже. В конце
концов, любая революция - это несчастье, делающее нацию знаменитой. Вы получили
мировой бренд. "Помаранчевая" революция - это серьезный бренд глобального
уровня. У Украины прежде такого не было. Теперь вас узнали. Это нужно ценить,
наращивая капитализацию бренда, а не превращать его в посмешище.
|