Казахстан не намерен зацикливаться на дружбе с великим соседом
01.11.2005.,
Независимая газета
Сакен Салимов
В Астане категорически отвергают идею создания
какого-либо союзного государства
Официальная Астана категорически отвергает идею создания
союзного государства Казахстана и России. Выступая вчера в нижней палате
республиканского парламента с докладом об основных приоритетах внешней политики
страны, глава казахстанского МИДа Касымжомарт Токаев в жестких формулировках дал
понять, что Казахстан ни при каких условиях не поступится своим
суверенитетом.
«Кое-кто вбрасывает в СМИ измышления о якобы имеющихся
планах слияния двух государств, создания некоего союзного государства. Хотел бы
заявить, что никаких планов объединения с Россией или присоединения к ней не
существует», – подчеркнул министр Токаев. По его словам, отношения между
Казахстаном и Россией строятся на основе экономического сотрудничества и
региональной интеграции и «альтернативы таким отношениям не существует».
«С этим государством (с Россией. – «НГ») подписаны
важные соглашения, охватывающие все сферы взаимодействия. Эта работа будет
продолжена. И потому измышления о якобы имеющихся планах слияния двух
государств, создания некоего союзного государства абсолютно беспочвенны», –
заявил глава МИД Казахстана.
Выступление Касымжомарта Токаева стало официальным
ответом Астаны на октябрьские публикации в ряде российских СМИ, в которых
утверждалось, что в Кремле якобы обсуждают некий «секретный план» слияния России
и Казахстана. Это, мол, позволило бы президенту РФ Владимиру Путину без проблем
остаться на вершине власти и после 2008 года. Что касается действующего
президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который, судя по всему, выиграет в
декабре свои очередные президентские выборы, то он, утверждалось в публикациях в
российской прессе, занял бы в новом союзном государстве пост
вице-президента.
Сразу после появления этих публикаций возможность
объединения двух стран опроверг МИД РФ. Как заявил тогда официальный
представитель министерства Михаил Камынин, вопрос о создании союзного
государства «никогда не обсуждался и не обсуждается», поскольку в Москве с
уважением относятся к государственному суверенитету своего южного соседа.
Официальные комментарии из Астаны последовали только сейчас, с трехнедельной
задержкой.
В своем выступлении в парламенте казахстанский министр
иностранных дел подчеркнул, что во внешней политике его страна и дальше будет
развивать отношения со своими соседями, в том числе, конечно, и с Россией.
«Политическая элита России недаром называет Казахстан самым близким союзником
своей страны. Это свидетельство взаимного доверия и крепкой дружбы между нашими
странами. Казахстан делал и будет делать все возможное для укрепления
стратегического сотрудничества с Российской Федерацией», – заявил Токаев.
Все, в общем-то, пристойно и предельно корректно.
Однако, несмотря на все заверения в нерушимости казахстанско-российской дружбы,
создается впечатление, что недавний визит сюда госсекретаря США Кондолизы Райс
для внешней политики Казахстана не прошел бесследно. Из выступления Токаева
следует, что на одной дружбе с Россией Казахстан зацикливаться не будет. Китай,
США, Европа и ближние соседи по СНГ – все они фигурируют в долгосрочных планах
«дружбы». «Для такого большого государства, как Казахстан, односторонняя
ориентация на какой-либо центр притяжения, будь это даже благополучная Европа,
не является источником счастья. Напротив, убежден, что с точки зрения
фундаментальных долгосрочных интересов Казахстана это недальновидно,
неосуществимо, политически и экономически ущербно», – категорично сказал глава
казахстанского МИДа.
Особое внимание, конечно же, Казахстан уделяет США. В
своем вчерашнем выступлении перед депутатами министр Токаев особо отметил весьма
любопытный момент. «Казахстан, к которому обращено много внимания со стороны
мирового сообщества, должен иметь добрые отношения прежде всего с США и ЕС, –
заявил он. – Все государства мира хотят иметь хорошие отношения с США, в том
числе и Казахстан». Причем, сказал министр, «Казахстан хочет иметь равноправные,
добрые отношения с США на основе подписанных документов, и с этих позиций мы
развиваем дальнейшие отношения с Америкой».
Нелишне вспомнить, что контакты Казахстана и США в
последнее время заметно активизировались, в республику зачастили
высокопоставленные американские гости, которые неустанно твердят, что именно эта
страна является признанным региональным лидером, может и должна служить примером
для своих ближайших и не очень близких соседей. Чудо экономического роста,
становление демократических ценностей, межнациональная стабильность – высшие
лица США не устают осыпать руководство Казахстана комплиментами.
Видимо, все еще находясь под впечатлением столь высокой
оценки, главный казахстанский дипломат, выступая перед парламентариями,
неоднократно возвращался к «американской» теме. Фундаментальные основы
экономики, всемирное лидерство даже в 2050 году, крупнейшее государство мира,
высочайший рост прогрессивных технологий – это далеко не полный перечень
красивых эпитетов, которыми Токаев наградил США.
Дипломата не пугает даже возможное военное присутствие
США в Казахстане. «Коль скоро США присутствуют в Центрально-Азиатском регионе
экономически, политически, то военная составляющая является естественной,
особенно в контексте событий в Афганистане», – философски заметил он. Правда,
при этом напомнил, что госсекретарь Кондолиза Райс во время своего недавнего
визита в Казахстан сказала, что «США не намерены вечно держать военные
подразделения в Центральной Азии». При этом глава МИДа отметил, что на прошедшем
летом в Астане саммите ШОС страны-участницы рекомендовали вывести иностранные
военные силы из Центральной Азии. Однако, заметил он, в принятой декларации «не
указывается, чья военная инфраструктура и в какие сроки должна быть
выведена».
В целом же, как следует из вчерашнего выступления
министра Токаева, Казахстан планирует дружить и сотрудничать со всеми. Удастся
ли это – покажет время. Но даже у дипломатов настрой весьма оптимистичный:
«Возникающие проблемы мы можем решить переговорным путем на основе компромиссов
и учета взаимных интересов, что, однако, не исключает внимательного изучения
тенденций внутренней и внешней политики соответствующих государств».
|