УЗБЕКИСТАН
Каримова снова ждут в Кремле
10.11.2005, Время
новостей
Аркадий Дубнов
Третий визит за последние полгода
14 ноября в Москву с двухдневным визитом прибывает
президент Узбекистана Ислам Каримов. По информации "Времени новостей", одним из
итогов визита будет подписание соглашения о союзническом взаимодействии между
Россией и Узбекистаном. Оно станет развитием заключенного недавно соглашения о
стратегическом партнерстве между двумя странами. В состав узбекской делегации
входят также вице-премьер Уткир Султанов, глава МИДа Эльер Ганиев, руководитель
ведомства по борьбе с наркотиками и председатель Торгово-промышленной
палаты.
Это уже третий визит Ислама Каримова в российскую
столицу за полгода. Узбекский лидер дважды посещал Москву в мае: сначала для
участия в праздновании 60-летия Победы, а затем в конце месяца, спустя две
недели после трагических событий в Андижане. Прошедшее с той поры время стало
переломным в российско-узбекских отношениях. Решительная поддержка, оказанная
Москвой действиям узбекских властей по усмирению андижанских мятежников, в
результате чего, по официальным данным, погибло 187 человек, а по неофициальным
- в несколько раз больше, в очередной раз развернула внешнеполитическую
ориентацию Ташкента. Россия, тесных отношений с которой Каримов, начиная с конца
1990-х годов, последовательно избегал, вновь превратилась для него в главного
гаранта его режима.
Кремль встал на защиту Ташкента, когда Запад потребовал
от него обеспечить проведение независимого международного расследования
андижанского кровопролития. Россия и Китай поддержали в рамках ШОС требование
Узбекистана вывести со своей территории военную базу США. Затем Ташкент впервые
за все время узбекской независимости согласился провести совместные
российско-узбекские военные учения. И, наконец, вернувшись в середине октября из
Ташкента после встречи с Каримовым, глава МИД России Сергей Лавров (тогда и была
согласована дата нынешнего визита узбекского президента) заявил о возможности
вступления Узбекистана в Организацию Договора о коллективной безопасности СНГ
(ОДКБ). Как заметил "ВН" на условиях анонимности высокопоставленный узбекский
дипломат, такова плата Ташкента за "андижанскую" поддержку Москвы. Не исключено,
что по итогам встречи Путина и Каримова в Кремле 15 ноября возвращение
Узбекистана в возглавляемую Россией военно-политическую организацию будет
подтверждено на самом высоком уровне.
Режимные субъекты
14.11.2005,
Коммерсант
Михаил Зыгарь
Москва и
Ташкент заключают контрреволюционный пакт
Сегодня в Москву приезжает президент Узбекистана Ислам
Каримов. Ключевым событием визита станет подписание договора о союзнических
отношениях между Россией и Узбекистаном. Российская сторона пообещает
Узбекистану вмешаться в случае повторения андижанских событий и взять на себя
роль международного адвоката режима Ислама Каримова. Ключевым союзником Москвы
становится режим, который на Западе уже является "изгоем".
Союз вместо партнерства
Ислам Каримов – частый гость в России. В июне этого года
он приезжал в Москву, чтобы рассказать Владимиру Путину об успешном завершении
антитеррористической операции в Андижане, потом в августе был на саммите СНГ в
Казани, а в октябре гостил на встрече лидеров ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Однако
нынешний приезд узбекского лидера гораздо важнее всех предыдущих. В этот раз
Ислам Каримов должен вместе с Владимиром Путиным подписать в Москве исторический
документ – договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном.
Вообще-то похожий знаковый документ два лидера
подписывали не так давно. Было это в июне прошлого года, и назывался он
Договором о стратегическом партнерстве между двумя странами. Однако за прошедшие
месяцы два государства настолько сблизились, что этого оказалось мало, возникла
необходимость оформить еще более тесные отношения.
Дело в том, что вплоть до нынешнего года у Ислама
Каримова было одновременно два внешнеполитических приоритетных партнера. Ташкент
одновременно заигрывал и с Вашингтоном, и с Москвой. Продолжать эту игру стало
невозможно после расстрела андижанского мятежа. И летом этого года Узбекистан
фактически бросил вызов США, потребовав вывода американской военной базы
Карши-Ханабад. Именно это и является основной причиной нового документа: порвав
с Вашингтоном, Ташкент испытал острую необходимость военного сближения с
Россией.
Подготовленный договор, по сути, представляет собой
заключение беспрецедентного военно-стратегического и оборонного альянса.
Россия фактически гарантирует режиму Ислама Каримова
свою поддержку на случай крупных потрясений (вроде нового Андижана), что
превращает Узбекистан в крупнейший российский плацдарм в Центральной Азии. Ъ
удалось ознакомиться с проектом заключаемого договора. Там фактически прямым
текстом говорится, что Москва готова вмешаться в кризисную ситуацию на
территории Узбекистана, если прочность режима окажется в опасности: "В случае
возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может создать угрозу
миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также возникновения
угрозы совершения акта агрессии против одной из сторон стороны незамедлительно
приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласования
позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации". За эту
поддержку Ташкент должен пообещать Москве разместить на своей территории военную
базу. "В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности,–
гласит проект договора,– стороны в необходимых случаях на основе отдельных
договоров предоставляют друг другу право использования военных объектов,
находящихся на их территории".
Инвестиции в обмен на
долги
Вступая в столь тесные отношения с Узбекистаном, Россия,
наверное, попытается извлечь из этой близости какую-нибудь выгоду для российских
госкомпаний, в первую очередь для "Газпрома". Скорее всего, российская сторона
будет продавливать подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве
в газовой сфере, которое бы позволило надежнее гарантировать интересы "Газпрома"
в проектах на территории Узбекистана. Возможно, будет поднят вопрос о
закреплении за "Газпромом" перспективных нефтегазовых месторождений на
Устюртском плато. Заключение договора о союзнических отношениях могло бы помочь
и ЛУКОЙЛу, пытающемуся начать освоение месторождений Кандым, Хаузак, Шады.
Ожидается и рассмотрение проблемы узбекского долга. Он
составляет примерно $500 млн. Москва не прочь в счет этой задолженности
попросить для себя два авиационных предприятия Узбекистана: авиазавод ТАПОиЧ и
Чирчикский авиаремонтный завод. Наконец, особое внимание российской стороны
привлечено к Алмалыкскому ГОКу – Москва давно рассматривает возможность
инвестиций в него в целях увеличения производства урана и золота.
Другим стратегически важным направлением в переговорах
может стать вопрос ускоренного присоединения к ЕврАзЭС и ОДКБ. До сих пор
Ташкент не проявлял особого рвения, явно предпочитая двустороннее сотрудничество
вступлению в эти организации.
Будущий кризис за нынешнюю
поддержку
Демонстративное сближение Москвы и Ташкента происходит
как раз в тот момент, когда в глазах Запада режим Ислама Каримова довольно
быстро превращается в изгоя. На последнем заседании глав МИДов Евросоюза была
принята резолюция о введении эмбарго на поставки оружия в Узбекистан. Российское
руководство тогда объявило, что к этим санкциям не присоединится. "Это эмбарго
нас никак не волнует и никак не затрагивает. Наши отношения с Узбекистаном имеют
неуклонную тенденцию к укреплению во всех сферах, в том числе в области военного
и военно-технического сотрудничества. Мы будем и дальше развивать отношения с
этой дружественной страной",– пообещал министр обороны Сергей Иванов. В ходе
нынешнего визита Ислама Каримова ему вполне могут предложить заключить сделку о
покупке крупной партии российского оружия.
Более того, Москва готова взять на себя роль
международного адвоката режима Ислама Каримова. Россия может пообещать
проголосовать на текущей сессии Генассамблеи ООН против инициируемого ЕС и США
проекта резолюции о нарушении прав человека в Узбекистане.
Подобная позиция России неизбежно скажется на ее имидже
в мире, поскольку у западной общественности нет никаких сомнений в диктаторской
сущности узбекского режима. Однако Москву в данный момент это, судя по всему, не
слишком волнует.
Мелким презентом Москвы по случаю заключения
стратегического альянса может оказаться группа узбекских беженцев, арестованных
в Иванове по подозрению в причастности к андижанским событиям.
Все они были арестованы еще в июне этого года.
Тринадцать из четырнадцати задержанных были гражданами Узбекистана, и лишь один,
Хатам Хаджиматов, глава компании "Российский текстиль", оказался гражданином
России. Он провел в заключении почти четыре месяца и был освобожден из-под
стражи 11 октября, поскольку Ивановский областной суд отменил постановление о
его заключении под стражу для экстрадиции в Узбекистан. Экстрадиция Хатама
Хаджиматова стала бы возможной только в том случае, если бы его лишили
российского гражданства. И вскоре после освобождения из-под стражи ему было
предъявлено обвинение в подаче ложных сведений при оформлении российского
паспорта. На основании этого господина Хаджиматова уже в ближайшее время должны
были лишить гражданства. Не дожидаясь повторного ареста, он уехал из России и 4
ноября обратился с ходатайством о признании его политическим беженцем в
миграционную службу Украины.
Тринадцать его товарищей по несчастью ранее просили
признать их политическими беженцами в России. Однако в свете новых союзнических
отношений между Москвой и Ташкентом рассчитывать им совершенно не на что.
Если их экстрадиция состоится, дело наверняка приобретет
международный резонанс. Летом этого года ООН и правозащитные организации не
позволили Киргизии выдать в Узбекистан 4,4 тыс. беженцев, покинувших страну во
время андижанских событий. Однако на Москву аналогичное давление, очевидно, не
произведет никакого впечатления.
Оказание узбекскому режиму подобных услуг и
предоставление ему неограниченных гарантий может быть чревато для Москвы
серьезными проблемами. Претензии Запада к Узбекистану, несомненно, в ближайшее
время будут расти. Группа американских конгрессменов уже потребовала не только
введения международных санкций против Ташкента, но и возбуждения дела против
Ислама Каримова в Международном уголовном суде. Нынешним договором Москва
фактически обещает Ташкенту оградить его от всех подобных нападок. И не факт,
что это обещание Россия в состоянии сдержать.
Однако это, возможно, еще не самая большая проблема.
Взяв на себя ответственность за безопасность узбекского режима, Москва вовлекает
себя в тот кризис, который в будущем неизбежно разразится в Узбекистане. Уход
Ислама Каримова неизбежно будет сопровождаться серьезными потрясениями и вряд ли
произойдет бескровно. Подписывая нынешний договор, Россия автоматически делает
вероятную гражданскую войну в Узбекистане своей внутренней проблемой.
|