Права человека.
С «серым паспортом» - в никуда.
Виктор Михайлов
В соответствии со вступающей в силу 23 января 2006 года
директивой Евросоюза (ЕС), граждане третьих стран получат равные с гражданами ЕС
права на работу, учебу, предпринимательство или проживание в другой стране ЕС.
Это подтвердил газете "Ээсти Пяевалехт" Эстонский директор по делам ЕС Герт
Антсу.
Директива Евросоюза о свободе передвижения для Эстонии
документ актуальный. Он затрагивает судьбы более трехсот тысяч жителей Эстонии -
граждан Российской Федерации с постоянным видом на жительство в Эстонии и
обладателей серых паспортов, статус которых - апатрид, человек без определенного
гражданства. Больше всего озабочены последние - распространится ли на них
документ, дающий право на свободу передвижения в рамках ЕС, хотя и с оговоркой -
за исключением Англии, Ирландии и Дании.
Директива ещё не вступила в силу, но в трактовке её
положений представителями разных ведомств звучит разноголосица.
До сих пор штамп "невыездной" для обладателей серых
паспортов был одним из аргументов получения эстонского гражданство, что
неоднократно подчеркивали некоторые политики и чиновники. Сейчас в министерстве
Иностранных дел считают, что безвизового режима эта директива точно не дает и до
присоединения к Шенгенской зоне придется по-прежнему обивать пороги посольства с
паспортом в руках. Однако директива однозначно говорит о праве на свободное
передвижение. В любом случае Эстония должна выдать живущим в стране негражданам
долгосрочное удостоверения жителя Европейского союза, которое может быть либо
самостоятельным документом, либо вклейкой в действующий паспорт.
Яане Эстер, главный специалист отдела по делам
иностранцев МВД сказал теле- новостям Первого Балтийского Канала(ПБК):
"Директива говорит вообще о гражданах третьих стран и не уточняет, это лица без
гражданства или граждане других стран. Из этого мы можем сделать вывод, что
директива распространяется как на граждан третьих стран так и, в нашем случае,
обладателей "серых" паспортов... Конкретно пока трудно сказать, где и как люди
могут ходатайствовать о документах. Одно ясно - директива вступает в силу с 23
января будущего года. Конкретные меры по ее реализации нам еще предстоит
выработать".
А вот советник министра внутренних дел Леннарт Вийкмаа,
менее оптимистичен. В интервью "Актуальной камере" ЭТВ он заявил: "Цель
названной директивы - упорядочить виды на жительство для постоянных жителей. Она
определяет их статус, связанный с долгим проживанием. Эта директива не регулирует права неграждан на въезд в страны ЕС
и не дает визовой свободы".
Проблема гражданства уже который год волнует не только
обладателей т.н. серых паспортов, но и эстонское правительство, особенно после
присоединения к ЕС. В Брюсселе не понимают, как в стране, восстановившей свою
независимость почти 15 лет назад, до сих пор может проживать свыше 130 000
апатридов. Целевое учреждение интеграции неэстонцев заказало фирме Saar Poll
социологическое исследование, результаты которого должны удивить не только
придерживающихся радикальных взглядов некоторых эстонских политиков, но и членов
правительство. А неожиданностью для них может стать предложение социологов
осуществлять интеграцию в русле сближения культур и истории народов. Не секрет,
что многим желающим не удается сдать экзамен на гражданство в связи с
недостаточным владением государственным языком. Поэтому социологи и предлагают
правительству предоставить возможность "серопаспортникам" сдавать экзамен на
русском языке.
Если правительство проявит добрую волю и эта задумка
станет реальностью, число граждан, как и желают власти, конечно же, возрастет. А
в глазах Брюсселя Эстония станет еще более цивилизованной страной.
Время покажет, а вот уже 23 ноября 2005 года Рийгикогу
(Парламент Эстонии) принял поправки в закон "Об иностранцах", предусматривающие
упрощение визового режима для представителей стран, не входящих в Евросоюз.
Прежде всего, как отмечается в пояснительной записке к поправкам, это коснется
туристов из России, составляющих до 90% "визовых" туристов. Теперь для посещения
Эстонии с краткосрочной, до пяти дней, туристической или развлекательной
поездкой не требуется приглашение от эстонских граждан. "Россия является для
Эстонии одним из важнейших туристических партнеров. Российские туристы тратят в
Эстонии больше, чем туристы из Западной Европы и северных стран, что связано,
прежде всего, с тем, что они прибывают в республику на более длительные сроки",
- отмечается в документе.
Идея избавить желающих посетить Эстонию на короткий срок
от волокиты с оформлением приглашения впервые прозвучала в Рийгикогу весной, а
уже через полгода соответствующий проект закона о соответствующей поправке
проходил третье, заключительное чтение.
Накануне принятия поправок DELFI сообщил, что Союз
Отечества призывал все представленные в Рийгикогу партии голосовать против этой
поправки.
Союз Отечества считает упрощение визовых требований
опасным для Эстонии. Союз Отечества считает, что отменено требование приглашения
в случае краткосрочных виз увеличит возможность нелегального въезда и повлечет
за собой существенный риск для безопасности. В 80% случаев это упрощение
коснулось бы российских туристов. По мнению Союза Отечества, для того чтобы
ввозить в Эстонию больше туристов, можно рассматривать большее число визовых
ходатайств, однако неверно смягчать требования и отменять ответственность
приглашающего лица. Союз отечества с тревогой отмечает, что подобное упрощение
было бы односторонним, поскольку Россия не сделала ни одной уступки для Эстонии,
например, по вопросу о передвижении сету через границу.
"Отмена приглашений должна стать двусторонним процессом,
- настаивал представитель отечественников в Рийгикогу Пеэтер Тульвисте, пишет
"Молодежь Эстонии". - Вместо того, чтобы выдумывать всякие односторонние
поправки к закону, следовало бы начать переговоры с Россией об отмене требований
как приглашений, так и регистрации виз. Позиция нашей фракции заключается в том,
что в целом мы считаем законопроект верным, но в то же время подобные шаги
навстречу должны делаться одновременно обеими сторонами".
Но пускаться во все тяжкие переговорного процесса
депутаты Рийгикогу были явно не намерены. После того, как Сергей Иванов заверил,
что Партия реформ, входящая в правящую коалицию, полностью поддерживает
упрощение визового режима, депутаты приступили к голосованию. Семидесятью двумя
голосами "за" при пяти "против" и шестнадцати отказавшихся от участия в
голосовании Рийгикогу принял в третьем чтении поправки к Закону об иностранцах.
Поправки должны вступить в силу с 1 января 2006 года.
Для городской туристической политики, направленной на
завоевание российского туриста, визовые послабления - большой плюс. Российский
турист очень важен еще и потому, что он помогает сгладить острые углы и острые
падения сезонности туризма. В декабре-январе, когда туристов других
национальностей становится мало, россияне как раз закрывают пробелы и делают
Таллин круглогодичным, а не сезонным туристическим городом.
По данным за 2004 год, 61% всех российских туристов,
приезжающих в Таллин, проводят свой отдых здесь в период с ноября по апрель.
В публикации использованы материалы
regnum.ru/news/
Что стало с русскими в Центральной Азии
«Отношения России со странами
Центральной Азии всегда носили характер, изрядно отдававший колониализмом », -
считает Роберт Гринолл, автор публикуемой ниже статьи. И хотя он явно занижает
познания россиян в географии и истории своего государства и судит о них с точки
зрения американца, тем ни менее публикация даёт возможность оценить его точку
зрения и получить информацию о численном положении русских в Средней
Азии.
24.11.2005.,ВВС
Роберт Гринолл
Долгие века этот регион считался в какой-то степени
землей неисчерпаемых возможностей, этаким "Диким Западом", который только и
ждет, чтобы его приручили и цивилизовали. Представление многих россиян о нем
базируется на фильме 1969 года "Белое солнце пустыни" о войне красноармейцев
против басмачей, снятом в том же стиле, в котором Голливуд ваял картины про
ковбоев и индейцев: с местными бандитами, скачущими верхом по необозримым
барханам Каракумов. Россияне селились здесь столетиями; миллионы приехали в
советское время, чтобы работать на только что построенных заводах и фабриках, на
сельскохозяйственных угодьях. Большинство из них ощущали себя гражданами великой
советской Родины, а не искусственных государств, созданных зачастую без учета
лекал этого этнически пестрого одеяла.
В поисках лучшей жизни
РУССКИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
1989: данные советской перепеси
Казахстан: 6 млн.
Узбекистан: 1,65 млн.
Киргизия: 916 тыс.
Таджикистан: 388,5 тыс.
Туркмения: 333,9 тыс.
2005 (по оценкам)
Казахстан: 4 млн.
Узбекистан: 620 тыс.
Киргизия: 500 тыс.
Таджикистан: 137 тыс.
Туркмения: 142 тыс.
Для многих россиян тогда переезд на юг означал, пожалуй,
всего лишь смену места жительства. Но с 1991 года, когда Советский Союз
развалился, все изменилось. Русские внезапно оказались в этническом меньшинстве
в странах, которые стали для них культурно, религиозно и социально чуждыми. И
многие до сих пор не могут смириться с этой мыслью. "Они понимают, что их не
примут как равных, особенно их детей, их будущее поколение", - говорит доктор
Бхавна Дэйв, специалист по Центральной Азии из лондонской Школы изучения Востока
и Африки.
Сокращение числа этнических русских, начавшееся двумя
десятилетиями раньше с падением рождаемости, начало набирать обороты. Пик исхода
пришелся на 1990-е: этот небогатый регион особенно тяжело пострадал с развалом
старой командной экономики. Свою роль сыграли и межэтнические трения, из-за
которых многие русские в поисках лучшей жизни отправились в другие места.
"Не поток"
Основные волны российского заселения Центральной Азии
XIX век: казаки прибывают на север Казахстана и восток
Киргизии; за ними идут поселенцы;
1930-е: политические ссыльные;
1950-е: освоение целины в Казахстане;
1967: восстановление и обустройство Ташкента после
разрушительного землетрясения;
В последние годы проблемы на этнической почве несколько
ослабли. Но от страны к стране ситуация очень и очень разнится. В Казахстане
российское меньшинство остается на уровне 30% от населения; на сегодняшний день
это самый высокий показатель в регионе. И при том, что официальным языком в
стране является казахский, на русском тоже говорят практически всюду. В северных
регионах Казахстана русских настолько много, что они незаметно сливаются с югом
Сибири, да и бывшая столица Алма-Ата, некогда форпост царизма, тоже во многом
сохраняет свою русскость. "Исход - да, но не поток, и многие сейчас
возвращаются, это небольшой процент, но они все же возвращаются, - говорит
Геннадий Беляков, председатель одной из казацких организаций Казахстана и
заметная фигура в здешней русской общине. - Безработица есть, но случаев
обнищания в Казахстане нет, это точно".
Самый заметный исход последних лет наблюдался из
Киргизии, где свержение в апреле 2005 года президента Аскара Акаева стало
последней соломинкой, перегрузившей давно наполненный экономическими бедствиями
воз терпения.
По словам представителей российских миграционных властей,
количество заявлений, подаваемых от жителей Киргизии, увеличилось с 60-70 в день
до 300, хотя и не ясно, сколько людей уехало на самом деле. "У меня такое
ощущение, что это происходит, и я знаю многих людей, для которых эти события
стали главной причиной отъезда, - говорит Виктория Лаврова, политолог из
Американского университета в Бишкеке, русская по происхождению. - Волна
эмиграции заметна"
Невольные противники
режима
Но, возможно, дело в феномене экономической миграции,
которая не относится исключительно к России. Больше всего, похоже, подавляется
русскоязычное население в Туркмении, и население это постоянно сокращается.
Многие культурные организации запрещены, из-за чего их члены де-факто оказались
в оппозиции тоталитарному режиму Сапармурата Ниязова. Всех представителей
национальных меньшинств заставляют учить туркменский; предполагается, что они
перейдут на образ жизни, который ведет титульная нация. В Туркмении, а также в
Таджикистане, в самых, вероятно, чуждых в культурном отношении странах для
россиян, будущего у маленьких остающихся общин практически нет.
«Центр согласия» против Центра госязыка
Депутаты фракции «Центр согласия»
в Сейме Латвии начали собирать подписи под заявлением в Конституционный суд, в
котором оспариваются полномочия, предоставленные правительством Центру
государственного языка.
22.11.2005., «Час»,
Политика
Ина ОШКАЯ
В марте 2005 года Кабинет министров принял положение о
Центре госязыка, которое, в частности, устанавливает, что отдел контроля Центра
госязыка планирует и проводит плановые проверки использования государственного
языка в государственных, самоуправленческих и частных предприятиях и
организациях, - рассказал «Часу» заместитель председателя фракции «Центр
согласия» Андрей Клементьев. - По информации министерства юстиции, по итогам
этих проверок в период времени с 22 марта по 10 октября 2005 года возбуждено 247
дел об административных нарушениях.
Мы считаем, что предоставление Центру госязыка права
проводить плановые проверки противоречат закону о государственном языке. Так, в
частности, этот закон определяет, что использование госязыка регулируется и
регламентируется по объему знания языка только тогда, когда конкретный работник
или самозанятое лицо выполняет свои профессиональные или должностные обязанности
- то есть когда, выполняя свои должностные или профессиональные обязанности,
конкретный работник контактирует с посетителями или представителями других
организаций и учреждений. А это значит, что использование (или неиспользование!)
госязыка в других жизненных ситуациях не регламентируется.
Нам известно, что в ходе проверок используются провокации
- работники центра вступают в беседы с проверяемыми, провоцируют их на
использование негосударственного языка, а потом составляют акт о проверке. На
наш взгляд, метод провокаций допустим в борьбе с возможными серьезными
преступлениями, но в данном случае его применение кажется несоразмерным масштабу
потенциального нарушения.
Мы констатировали и еще одно противоречие: проводимые
инспекторами центра проверки совершенно не соответствуют заявленным целям. В
принципе инспекторы проверяют не использование госязыка в ходе трудовых
отношений проверяемого, а уровень его знания госязыка. Но это никоим образом не
входит в компетенцию центра - кассир в кассе железнодорожного вокзала не обязан
уметь на госязыке рассказывать о памятниках рижской архитектуры...
Мы убеждены, что полномочия, предоставленные Центру
госязыка, дают его инспекторам возможность для различных провокаций и
необоснованных административных штрафов. А это только увеличивает напряженность
и раскалывает общество.
Миграция. Гражданство. Демография.
Наши "иностранцы" получили шанс
Случилось давно и многими
ожидаемое событие - президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу
новый законопроект. Этот документ должен упростить процедуру получения
гражданства России бывшими гражданами СССР. Коснется он тех из них, кто давно и
легально живет в России.
05.12.2005.,Вести.Uz
Наталья Козлова
Не секрет, что судьба соотечественников, которые
перебрались в Россию после развала некогда общей страны, - наша большая головная
боль и почти неразрешимая государственная проблема. Причем судьба этих людей
оказалась запутанной как бы с обеих сторон.
С одной стороны, на самых разных уровнях говорилось о
том, что в России некому жить и скоро будет некому работать, потому что коренное
население быстро стареет и вымирает. Для исправления ситуации предлагались самые
экзотические проекты, вроде ввоза в Россию иностранцев из азиатского региона. И
это в то время, когда своих родных "иностранцев" на просторах России числится,
по разным подсчетам, от 5 до 10 миллионов человек.
С другой стороны, как только речь заходила о нелегальных
мигрантах, якобы заполонивших страну, так почти с тех же трибун раздавались
голоса об ужесточении миграционной политики и срочном выдворении чужаков. В
итоге ситуация с обосновавшимися в России "иностранцами" окончательно зашла в
тупик.
Именно поэтому появление президентского законопроекта
ждали давно. Не появись этот документ именно сейчас, и так не легкая ситуация с
нелегалами осложнилась бы еще больше. И вот почему. Через месяц истекает срок,
до которого граждане бывшего СССР, которые успели зарегистрироваться в нашей
стране (или получить разрешение на временное проживание) до 1 июля 2002 года,
имели возможность стать россиянами по упрощенной процедуре - не сдавать экзамен
по русскому языку, не собирать справки о благонадежности, а главное - не ждать
пять лет. Не будь президентского законопроекта, 1 января 2006 года более легкую
возможность стать россиянами соискатели нашего гражданства потеряли бы.
Документ, внесенный в Госдуму Владимиром Путиным,
полностью называется так - проект Федерального закона "О внесении изменений в
статью 14 Федерального закона "О гражданстве РФ". Самое главное, что он
содержит, - это продление срока упрощенного получения российского гражданства до
1 января 2008 года. Еще одно важное положение документа - по упрощенной
процедуре можно будет стать россиянином и человеку, который получил вид на
жительство после 1 января 2002 года.
Теперь, после отмены ограничительной даты, руководство
страны создает реальные условия для того, чтобы любой легальный иммигрант из
бывшего Союза мог практически без всяких требований со стороны наших чиновников
получить российское гражданство.
Кстати, параллельно руководство России планирует провести
беспрецедентную по масштабам кампанию по легализации имеющихся нелегальных
мигрантов. Известно, что в 2006 году Федеральная миграционная служба намерена
объявить амнистию тем, кто нелегально работает в России. Предполагается, что в
порядке эксперимента амнистия поначалу охватит 8 регионов.
Уже подсчитано, что первый же этап этой кампании даст нам
один миллион человек, которые сегодня считаются нарушителями и должны были быть
выдворены за полосатые столбы.
Обе эти акции правительства - помощь легальным мигрантам
и перевод нелегалов в легальные мигранты - могут значительно увеличить число
наших сограждан.
Таким образом, отечественное законодательство о
гражданстве может стать одним из самых либеральных и демократических в мире.
Особенно яркий контраст возникает на фоне процессов, которые протекают в Европе.
Британия ужесточает меры по регулированию миграционных потоков, а во Франции
вполне серьезно обсуждается проект по увеличению сроков рассмотрения прошений о
предоставлении гражданства. Причем, суровость наметилась даже в сфере, где
французы всегда проявляли максимальную деликатность и политкорректность - шансы
на получение французского паспорта уменьшаются даже у супругов граждан
Франции.
Очевидно, что вчерашняя законодательная инициатива
российского президента - не отдельный акт, который позволит быстро и
относительно безболезненно увеличить население страны больше чем на миллион
человек. Поправки в Закон "О гражданстве РФ" можно рассматривать в качестве
знаковых. После многолетних дискуссий о том, как стране "перепрыгнуть" через
демографическую яму, идеи наконец-то перешли в практическую плоскость. Процесс
пошел...
При этом важно разместить прибывающих мигрантов там, где
есть в них потребность. Например, в некоторых районах Черноземья, где имеются
целые незаселенные поселки. По данным экспертов Федеральной миграционной службы,
для обеспечения их переезда продумывается система льготного субсидирования, и
должны выделяться беспроцентные кредиты на жилье сроком на 15-20 лет. Из казны
на эти цели придется изыскивать колоссальные средства, параллельно стараясь не
обидеть местное население и не допустить появления "мигрантских гетто". Любое
непродуманное телодвижение власти будет обязательно использовано
национал-патриотическими силами. Спровоцировать ненависть к "понаехавшим"
сегодня очень легко.
Так что все в конечном итоге будет зависеть не столько от
наличия правильных законов, сколько от профессионализма и мудрости тех, кто
будет принимать и распределять по стране мигрантов - кандидатов на получение
российского паспорта.
Нам объективно нужны десятки и даже сотни тысяч учителей,
врачей и квалифицированных рабочих, при этом желательно, чтобы они расселялись
за пределами российских мегаполисов. Причем - с семьями, поскольку сегодня
мигранты ежегодно вывозят из России более 1,5 миллиарда долларов.
Если ничего не предпринимать, то к 2025 году численность
работающих и пенсионеров сравняется. Для пенсионной системы соотношение
количества работающих и пенсионеров является решающим критерием. Уже сейчас на
одного пенсионера приходится всего 1,7 работника. Между тем мировой опыт
утверждает, что для обеспечения достойного уровня пенсий на каждого пенсионера
должно приходиться не менее трех работающих граждан.
Есть и оборотная сторона медали: если в Россию приедут
пенсионеры и люпмен-пролетариат с твердым намерением получить квартиры в Москве
и Питере - страна окажется в пресловутой демографической яме гораздо раньше, чем
ожидалось.
Константин Ромодановский, директор
Федеральной миграционной службы:
- С 2004 года, после принятия поправок в Закон "О
гражданстве РФ", упростивших порядок приобретения гражданства лицами, имевшими
ранее гражданство СССР и проживающими на территории России на законных
основаниях, появилась устойчивая тенденция роста числа новых граждан РФ. За 8
месяцев 2005 года нас стало больше на 343 тысячи, за весь 2004 год - более чем
на 323 тысячи. По упрощенной процедуре (три месяца вместо шести) российское
гражданство могут получить иностранные граждане из Белоруссии, Казахстана и
Киргизии. Переговоры о заключении соглашения для сокращения сроков приобретения
гражданства ведутся с Украиной. Однако поправка в закон "О внесении изменений и
дополнений в федеральный закон "О гражданстве" необходима, чтобы продлить срок
действия нормы, предпочтительной для большинства желающих получить российское
гражданство. Речь идет о части 4 статьи 14, которая говорит о возможности
получить гражданство в упрощенном порядке без предоставления вида на жительство
иностранцам и негражданам, имевшим гражданство СССР, если они до 1 января 2006
года заявят о своем желании. ФМС предлагает продлить его до 1 января 2008
года.
Россия - не только для русских
Депутаты приняли президентские
поправки в закон о гражданстве и продлили срок упрощенной процедуры получения
гражданства экс-гражданам СССР до 1.01.2008
15.12.2005.,Российская
газета
Тамара Шкель
Госдума вчера единогласно (439 депутатов "за") приняла в
первом чтении президентские поправки в Закон "О гражданстве Российской
Федерации".
Кому нужны были все эти барьеры? - запоздало удивлялись
депутаты, оценивая трехлетнюю практику применения закона и вспоминая десятки
тысяч соотечественников, которым пришлось испытать мытарства, чтобы Родина
признала их своими гражданами.
Однако, по мнению большинства думцев, эта очередная
работа над ошибками, сделанная по инициативе президента, - "совсем небольшой
сдвиг в сторону улучшения закона", поскольку этим законопроектом не решить всех
проблем людей, "которые остаются отторгнутыми от Родины". По словам Владимира
Никитина (фракция "Родина"), депутаты не должны "дать чиновнику повода закрыть
вопрос", доложить президенту, что все сделано.
Когда принимали закон, заметил Никитин, главным
аргументом в его пользу было: "Россия - не проходной двор". Но Россия с этим
законом, по словам Никитина, "стала полностью проходным двором для нелегальных
мигрантов, которые пользуются открытостью наших границ, коррупционностью
чиновников и покупают гражданство". Никитин считает, что опасность сохраняется и
после внесения в закон президентских поправок, поскольку теперь для того, чтобы
получить гражданство, нелегальным мигрантам не требуется даже знания русского
языка.
С Никитиным были согласны и депутаты ЛДПР. Николай
Курьянович заявил, что нужно не приоткрывать занавес перед нелегалами, чтобы они
в упрощенном порядке получали гражданство, а, напротив, ужесточить условия,
внести в закон такую норму, чтобы институт брака не являлся значимым для
получения гражданства. И отказывать в гражданстве тем соискателям, кто
"неприемлем" для России. И "пусть сами доказывают, что они приемлемы".
Некоторые депутаты считали, что вносить поправки в закон
о гражданстве даже при наших демографических сложностях надо более осторожно,
продуманно. И кивали на Францию и Австралию, которые и не могли предположить
последствий такого способа решения демографических проблем.
Однако председатель Комитета по конституционному
законодательству и госстроительству Владимир Плигин призвал коллег не делать
таких сравнений. Примеры Франции и Австралии принципиально некорректны,
поскольку президентские поправки в Закон "О гражданстве РФ" касаются бывших
граждан СССР, которые еще совсем недавно были единым советским народом. Однако
Плигин пообещал, что ко второму чтению законопроект будет доработан.
Как известно, законопроект продлевает до 1 января 2008
года срок, когда граждане стран бывшего СССР смогут в упрощенном порядке
оформить российское гражданство.
Право на упрощенное получение российского гражданства
имеют бывшие граждане СССР, прибывшие в Россию с территории бывших союзных
республик и зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1
июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание в РФ.
Процедура упрощенного получения гражданства будет распространяться и на тех
граждан бывшего СССР, которые получили вид на жительство после 1 июля 2002 года,
то есть после вступления в силу закона о гражданстве.
На вчерашнем пленарном заседании Госдума одобрила без
обсуждения закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2006 год", повысила штрафы за нарушение авторских, смежных,
изобретательских и патентных прав. И продолжила совершенствовать Уголовный
кодекс. Из УК исключено понятие "средняя разовая доза потребления"
наркотического средства и психотропного вещества. Теперь определять, что есть
крупный и особо крупный размеры наркотических средств, психотропных веществ и их
аналогов, будет своим постановлением правительство.
Не можешь найти работу в Москве? Уезжай!
С 2006 года службы занятости
будут искать безработным вакансии в другом городе и оплачивать переезд.
17.11.2005., НЭП
Комсомольская правда
Нигина Бероева
Со следующего года правительство решило бороться с
нехваткой рабочих мест в одних регионах страны за счет безработицы в других. А
траты на переезд людей, пожелавших сменить место проживания, оплату гостиницы
или общаги, суточные и даже обучение новой профессии госбюджет возьмет на себя.
Сейчас службы занятости уже начали создавать два банка
данных: вакансий и безработных, согласных на переезд. Но не думайте, что вы
обогатитесь сразу же, как только решитесь на переезд. Все затраты вам
компенсируют в службе занятости только по новому месту жительства и только после
того, как вы представите документы: билеты, чеки, квитанции, копию трудового
договора.
Если переезжать нет ни возможности, ни желания, службы
занятости могут предложить поменять профессию или повысить квалификацию за счет
государства.
- Ну а если в городе, где живет безработный, нужной
специальности не обучают, то за наш счет мы такого человека отправим учиться в
другой регион, - заверил замруководителя федеральной службы по труду и занятости
Юрий Герций. - все расходы на проезд и проживание мы оплатим по той же схеме,
что и при переезде на работу в другой город.
На трудовые переселения в бюджете
2006 года предусмотрено 14 миллионов рублей.
- А семьям безработных оплатят переезд?
- Нет. Пока таких трат не предусмотрено, - говорит Юрий
Герций. - но если люди на новом месте начнут зарабатывать, тогда они смогут уже
за свой счет перевезти родственников. В Россию тысячами едут на заработки из
ближнего зарубежья. Но у нас самих огромное количество российских
квалифицированных рабочих, которым нужно создавать условия для труда. В южных
регионах страны сильная безработица, в северных же трудяг не хватает. Оплачивая
переезд, мы можем решить эту проблему. Прежде всего, переселять будем рабочих:
слесарей, механиков, каменщиков, строителей.
Только цифры
В Москве требуются 137 600 специалистов разных профессий.
Работать хотят 72 700 человек.
Это официальные данные московской службы занятости на
сентябрь 2005 года, но эксперты уверяют, что реальная безработица гораздо
выше.
Комментарий специалиста: «На
переезд нужно больше денег»
Владимир Костаков, директор Института макроэкономических
исследований:
- Внутренней миграцией нужно было заняться давно, и я
рад, что государство наконец озадачилось проблемой безработицы и недостатка
рабочий силы. Причем процесс этот нужно отслеживать и регулировать. Российскому
производству, которое встает на ноги, не хватает квалифицированных специалистов.
Вот только деньги выделены бюджетом, честно говоря, смешные. Людям нужно создать
нормальные условия на новом месте, возможно, выделять какую-то стартовую сумму,
давать беспроцентные ссуды. Тогда будет не страшно менять жизнь и переезжать в
другой город.
Что государство оплатит
Проезд
Оформление билета и его стоимость:
1) поездом в плацкартном вагоне,
2) самолетом эконом-класса,
3) водным транспортом в каюте iv - v категории,
4) автобусом общего типа.
Оплачивается постельное белье.
Перевоз багажа. Не более 500 килограммов.
Поездом, автобусом или пароходом (но по тарифу, не
превышающему перевозку груза в 500 кг по железной дороге).
(если от вашего бывшего места жительства никакого
транспорта, кроме самолетов, нет, то оплачивается перелет на самолете до
ближайшей станции или порта.)
Суточные по 100 рублей только за время в пути.
Жилье
До заключения трудового договора вам компенсируют затраты
по временному проживанию (не более 550 рублей в сутки). За исключением случаев,
когда работодатель предоставляет жилье.
Если нет документов, подтверждающих эти расходы, то
выплатят только по 12 рублей за сутки.
Какие документы нужны для компенсации
Деньги вернут в службе занятости, куда надо прийти с
документами:
1) заявление,
2) билеты,
3) квитанции или чеки (о расходах на жилье и по перевозке
груза),
4) копию трудового договора, который вы заключили с
работодателем, или документ, подтверждающий прохождение обучения,
5) реквизиты счета, открытого в банке,
6) паспорт.
Компенсация будет выплачена в течение месяца с момента
подачи документов.
Ловушка для националистов Эстонии и Латвии
Приглашение русским стран Балтии
перебраться в Калининград является хитрой ловушкой, расставленной Москвой,
считает Пол Гобл.
21.11.2005.,
inosmi.ru
Пол Гобл (PAUL GOBLE)
Только что назначенный губернатором Калининграда Георгий
Боос предложил заселить этот российский анклав более чем полумиллионом русских,
проживающих в странах Балтии. Этот план кое-кто уже назвал современной версией
'операции Барбаросса'.
Несмотря на внимание, оказанное новости российскими СМИ,
найдутся убедительные аргументы, позволяющие думать, что эта идея никогда не
станет реальностью. И еще более убедительные аргументы позволяют утверждать, что
это предложение задумано как хитрая политическая ловушка, в которую могут легко
попасться те эстонцы и латыши, которые охотно приветствовали бы сокращение
русскоязычного населения в своих странах.
Почему план не
осуществится?
Причины, по которым этот план, скорее всего, не
осуществится, предельно ясны. Прежде всего - как признает все большее число
московских чиновников - русские в Эстонии и Латвии живут значительно лучше своих
соотечественников в Российской Федерации. Их доходы выше, они все активнее
изучают государственный язык, и большая их часть получила гражданство.
Во-вторых, Калининград не является достаточно
привлекательным пунктом назначения. Там самый высокий уровень зараженности
ВИЧ-инфекцией и приобретающая все более серьезный размах проблема наркомании.
Окружающая среда в Калининграде одна из самых загрязненных и нездоровых в мире.
Многие из проживающих там людей надеются уехать - и скорее на Запад, чем в
Российскую Федерацию.
И, в третьих - ни у правительства России, ни у кого
другого нет денег, необходимых для такого грандиозного предприятия. Одно лишь
переселение множества людей является чрезвычайно дорогим мероприятием. А
официальные власти должны постоять и за создание новых рабочих мест - и это в
регионе, и без того страдающем от большой безработицы'.
Поэтому - у людей, к которым обращено предложение Бооса
переселиться в Калининград, - есть очень серьезные доводы в пользу того, чтобы
остаться там, где они живут в настоящее время. Есть мало причин считать, что в
Калининграде их ждет лучшая жизнь. Боос - российский политик старшего поколения.
У него хорошие связи с президентом Владимиром Путиным и он наверняка знает все
это и сам. Но почему же тогда он выступил с предложением, которое так или иначе
обречено на провал, а может даже и выставить его в смешном свете? Причины на
поверхности и есть только одна, заставляющая говорить о предложении всерьез.
Боос и стоящие за ним власть предержащие в России
надеются, что часть националистов Эстонии и Латвии ухватится за предложение, так
как оно якобы поможет сократить численность русскоязычного населения в этих
странах. А это то, чего они так долго ждали.
Подобная реакция послужила бы целям Москвы значительно
сильнее, чем переселение русских Эстонии и Латвии. С одной стороны, предложение
России может привести к разговорам в обоих государствах о настоящей лояльности
русских - к дискуссии, которую не нужно будет возрождать, так как русские
убедительно доказали, что они стоят на стороне государств, где проживают. Уже
одно только это направление может само по себе подтолкнуть Москву к попытке
спровоцировать такое обсуждение, дестабилизируя Эстонию и Латвию и изолируя их
от союзников.
С другой стороны, представители России подобные позиции
националистов Эстонии и Латвии могут громогласно объявить подтверждением того, о
чем Москва всегда любила говорить, а именно: Эстония и Латвия хотят 'выгнать'
русских из страны и потому Европейский Союз должен предпринять скорейшие шаги к
тому, чтобы призвать своих новых членов к порядку во имя 'единого европейского
дома' и российского газа.
Как хорошо знают эстонцы, Москва все еще стремится
повлиять на некоторые страны-члены Европейского Союза, чтобы те воздействовали
на Эстонию и Латвию, заставляя их ратифицировать пограничные договоры с Москвой
в удобном для нее виде, и пошли на уступки в языковой политике.
До сих пор попытки правительства России оставались
безуспешными, в этом и кроется причина воззвания Бооса. Если это будет понято,
то ясно, что ни Эстония, ни Латвия вообще не должны реагировать на предложение
Бооса - или, по меньшей мере, ограничиться просветительской работой среди
европейских партнеров, разъясняя последние посягательства Москвы.
|