Российская нефть уходит в казахскую трубу
16.12.2005.
Коммерсант
Николай Семенов, Рената Ямбаева
ОАО РЖД может потерять объемы перевозок в Китай
15 декабря был официально введен в строй нефтепровод от
казахского города Атасу до населенного пункта Алашанькоу китайской провинции
Синьцзянь.
Поставки нефти по первому казахско-китайскому
нефтепроводу начнутся весной, и до 2010 года их объем составит 10 млн т в год,
причем значительная часть нефти будет поставляться из России. В результате новый
нефтепровод может существенно ограничить перспективы экспорта российской нефти в
Китай по железной дороге. Уже в следующем году железнодорожники недосчитаются
трети запланированных объемов по этим перевозкам, несмотря на утвержденное на
днях снижение тарифов на них.
В прошедшей вчера торжественной церемонии введения в
строй нефтепровода Атасу–Алашанькоу принял участие президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев. Новый нефтепровод протяженностью 962 км был построен за год
и два месяца, стоимость строительства составила $806 млн. Он должен стать частью
нефтетранспортной системы Западный Казахстан–Китай, которая позволит
экспортировать в Китай нефть, добываемую в том числе при участии китайских
компаний на месторождениях Каспийского моря и ближайших к нему районов.
Планируется, что после отрезок этой системы (трубопровод из Актюбинской области
в Атасу) будет построен к 2011 году, когда разработка месторождений на шельфе
Каспия должна войти в активную фазу.
К тому времени мощность нефтепровода Атасу–Алашанькоу
должна быть увеличена с 10 млн до 20 млн т нефти в год. Китайская CNPC,
являющаяся коммерческим оператором проекта, рассчитывает и на поставки
российской нефти по новому нефтепроводу – он связан с системой магистральных
трубопроводов "Транснефти" через нефтепровод Омск–Павлодар–Чимкент–Туркменабад.
НК "Сибнефть" уже несколько лет используют мощности нефтепровода из Омска для
экспорта нефти в Китай через Атасу по железной дороге.
Отметим, что до сих пор единственным способом доставки
российской нефти в Китай оставался железнодорожный транспорт, причем объемы этих
перевозок в последние годы стабильно росли. Так, если в 2001 году
железнодорожники доставили в страну 1,414 млн т нефти, то в 2004 году – уже
5,734 млн т. В рамках соглашений, заключенных ОАО "Российские железные дороги"
(РЖД) с "Роснефтью", НК ЛУКОЙЛ и НК ЮКОС, в 2005 году нефтекомпании должны
поставить в Китай 10 млн т нефти. Однако за январь–ноябрь перевезено только чуть
более 7 млн т.
При этом весь год нефтяники настойчиво просили ОАО РЖД
снизить расценки на доставку нефти в Китай. Еще летом руководство Федеральной
службы по тарифам не хотело утверждать спецтарифы на этом направлении, и только
на днях железнодорожникам удалось убедить чиновников – в среду они утвердили
скидку на данные перевозки в размере 16,9%.
Однако снижение тарифов не помогло ОАО РЖД привлечь
значительные объемы перевозок нефти в Китай. Как заявил вчера Ъ вице-президент
компании Салман Бабаев, сейчас у ОАО РЖД есть только две соответствующие заявки
– от "Роснефти" чуть более чем на 8 млн т и от ЮКОСа на 3 млн т. "Но мы
рассчитывали на 15 млн т,– констатирует господин Бабаев.– И потратили средства
на соответствующую модернизацию инфраструктуры (в этом году вложения ОАО РЖД в
этот проект составят 3 млрд руб.– Ъ)".
Появление нефтепровода Атасу–Алашанькоу дополнительно
снижает шансы ОАО РЖД на развитие перевозок нефти в Китай. Скорее всего, с весны
2006 года нефть "Сибнефти" начнет поставляться по новому нефтепроводу (сейчас
идет его заполнение технологической нефтью). Это значительно удешевит
транспортировку нефти из России, и ее поставками в Китай по этой схеме могут
заинтересоваться и другие российские компании, прежде всего – "Роснефть",
которая, по данным Ъ, в декабре планирует отправить в Атасу 100 тыс. т
нефти.
В ОАО РЖД угрозу осознают и уже начинают подсчитывать
потенциальные убытки. Тем более что компании пришлось снизить расценки не только
на перевозку нефти в Китай, но и по ряду других грузов – например, на доставку
энергетических углей и черных металлов на Дальний Восток (см. Ъ от 15 декабря).
"Уже очевидно, что введение в 2006 году спецтарифов приведет к появлению в
бюджете компании "дыры" в размере 1,05-1,1 млрд руб.,– поясняет Салман Бабаев.–
Мы должны компенсировать этот разрыв за счет внепланового роста объемов
перевозок и сейчас работаем над этим".
|