ТУРКМЕНИЯ
Газовый спор с Украиной
15.12.2005. Новая
политика
Аждар Куртов
Россия мужественно отстаивает интересы Туркмении
Обострившийся в конце текущего года конфликт Москвы и
Киева по поводу цены поставок газа многие украинские политики поспешили
представить как рецидив имперской политики России, стремящейся "ободрать до
нитки" соседнее государство. Об экономической несостоятельности подобных
инсинуаций в последнее время было сказано много, в том числе и президентом
Владимиром Путиным. Тем не менее, есть один аспект, который дополнительно
проясняет ситуацию. Причем он свидетельствует, что твердая позиция России на
самом деле отражает не только ее собственные национальные интересы, но и
интересы ряда других постсоветских государств. А потому никак не может быть
названа эгоистичной или имперской.
Если верить украинским СМИ, то ликвидация зависимости
этой страны от поставок газа из России как кошмарный сон много лет мешает покою
этих "гарных хлопцев". Однако поставки газа из России еще не означают, что речь
идет исключительно о поставках российского газа. Сама Украина не имеет
сколько-нибудь существенных месторождений голубого топлива – собственная добыча
удовлетворяет потребности Украины лишь на 16 %. 84 % от общего объема
необходимого газа Киев получает по импорту. Так в этом году предполагалось, что
Украина импортирует 71 млрд. кубометров природного газа. Но из них большая часть
– это отнюдь не российский, а туркменский газ – 33 млрд. кубометров. Он лишь
поставляется через территорию России, поскольку Киев, несмотря на неоднократные
крикливые обещания осуществить финансирование строительства альтернативных
российским трубопроводам, за все эти годы ни на сантиметр не приблизил
воплощение таких планов в жизнь. Собственно же российский газ в общем балансе
украинского потребления составляет 26 млрд. кубометров.
Причем большая часть собственно российского газа как раз
не покупалась Киевом, а зачитывалась в счет оплаты за транзит действительно
больших объемов российского газа, идущего в страны Европы через украинскую
территорию. Например, в прошлом году "живыми деньгами" Украина оплатила
"Газпрому" весьма маленькую сумму – всего около 130 млн. долларов. Иными словами
никто в России много много лет Украину не обдирал, а даже наоборот,
действительно субсидировал в ущерб собственно российским интересам.
Украинская же сторона не раз просто воровала и
российский и туркменский газ. Если Россия с трудом, но выносила это откровенно
хамское отношение "славянской сестрицы", то, например, для Туркменистана такая
практика привела к кризисным явлениям в газовой отрасли. В 90-ых годах
Туркменистан вынужден был пойти на существенное сокращение добычи голубого
топлива.
Мировые цены на природный газ в 90-ых годах не были
столь высокими, как сегодня. Природный газ – это не нефть или золото, способ его
продажи на мировом рынке не ориентируется четко на биржевые цены. То есть его
нельзя продать, ежедневно меняя цену. В этой ситуации Туркменистан со своим
природным газом оказался в зависимости от неплатежеспособности Украины, равно
как и многих иных стран СНГ, являвшихся потребителями его газа с советских
времен. Уже к осени 1994 года долг Украины Туркменистану превысил 700 млн.
долларов.
Реально номинальные цены на туркменский газ,
поставляемый на Украину, и тогда составляли не более 60 % от его мировой цены.
Но Киев всегда пытался обвести Ашхабад даже по поводу этой, более чем льготной
цены. А поскольку Украина, например, в 1995 году являлась основным потребителем
туркменского газа (на ее долю приходилось 92 % его экспорта), украинская
политика никак не может быть объяснена через категории "борьбы против
российского давления". Киев постоянно задерживал платежи Ашхабаду и старался
предоставить в счет товарной части оплаты свою явно неликвидную продукцию по
завышенным ценам.
В 1996 году украинцы очередной раз "подложили свинью"
Ашхабаду. При попустительстве госпредприятия "Укргазпром" из хранилища было
украдено потребителями около 3 млрд. кубометров туркменского газа, за которые
Киев отказался платить вовсе. (Подобные финты неоднократно Киев предпринимал и в
отношении российского газа). Кроме того, правительство Украины, гарантировавшее
оплату поставок туркменского газа в частности поставками со своей стороны 600
тысяч тонн зерна, эти свои обязательства в полном объеме не выполнило.
Необходимо отметить, что такая позиция украинского
руководства самым отрицательным образом сказывалась на интересах и России, и
Туркменистана, и Казахстана и Узбекистана, поскольку через территорию этих
государств еще в советское время был проложен магистральный трубопровод.
Газопровод "Средняя Азия – Центр" был построен в 70-80-е годы ХХ века. Он
представлял из себя пять ниток трубопроводов диаметрами 1220-1420 мм.
Трубопроводы, как и любая сложная инженерная система со временем стареет и
требует ремонта. А отказ Украины оплачивать поставки газа как раз и не давали
возможности изыскивать средства на ремонт и модернизацию "трубы".
После ряда осложнений именно благодаря России
Туркменистан в газовой области получил возможность оправиться от последствий
хитростей украинских хлопцев. На рубеже веков в России произошли существенные
перемены. Государство после прихода нового президента Владимира Путина стало
наводить порядок. Компания "Итера" постепенно стала вытесняться с уступленных ей
в свое время "Газпромом" рынков.
Предпринятые меры благоприятно сказались на позиции
Ашхабада, который почувствовал, что теперь он будет иметь дело к более внятной и
четкой позицией мощной российской компании. "Газпром" стал стремиться получить
гарантии долгосрочных и стабильных поставок туркменского газа. Руководство
российской компании подготовило проект соглашения с Туркменистаном. 10 апреля
2003 года президенты России и Туркменистана подписали пакет документов в
Кремле.
В соответствии с этими документами, туркменская сторона
брала на себя обязательства по поставкам своего природного газа на 25-ти летний
период в Россию. Такие долгосрочные ориентиры, несомненно, были благоприятны для
капиталоемкой и в известном смысле инертной газовой отрасли России и
Туркменистана. Объемы поставляемого газа определялись по конкретным годам,
причем определялись и минимальные и максимальные объемы таких поставок. Начиная
с 2007 года, туркменский газ должен был поставляться в Россию в огромных объемах
– 70 млрд. кубометров, что превышало весь уровень его добычи в республике в 2003
году.
Сам график роста поставок туркменского газа по
конкретным годам был формально сформирован с расчетом, чтобы по мере истечения
сроков ранее подписанных Ашхабадом контрактов, высвободившиеся экспортные объемы
газа переходили "Газпрому".
Наиболее щекотливый вопрос – о цене за поставляемый газ
в соглашении тогда был решен фактически в пользу позиции, занимаемой
Туркменистаном. Собственно именно это обстоятельство, вероятно, стало решающим,
склонившим Ашхабад к подписанию.
Киев понял, что его жульничеству с импортируемым газом
может прийти конец. И он начал действовать. Всего через несколько день Ниязов
принял в Ашхабаде президента Украины Кучму. Последнему было обещано, что
Туркменистан продлит заканчивающееся в 2006 году соглашение с этой страной на
поставку газа также на 25 лет.
Но судьба этого соглашения между Туркменистаном и
Украиной и по сей день неясна. В 2005 году президент Туркменистана не раз
публично обвинял Киев в нечистоплотной политике в газовой области.
Сейчас же в Ашхабаде внимательно следят за исходом
ценового конфликта Москвы и Киева по поводу поставок газа. Ведь если Россия не
дрогнет и заставит Киев платить настоящую цену, то это будет означать победу и
для Туркменистана, поскольку он сможет продолжать увеличивать цены за поставки
уже своего газа в Россию.
А Туркменистану есть, что поставлять. Хотя там и явно
любят преувеличивать данные о своих природных ресурсах, но, тем не менее, даже с
учетом "поправок на хвастовство", они выглядят внушительными.
Ресурсы и запасы углеводородов Туркменистана выглядят в
оценках туркменской стороны примерно так:
Начальные суммарные ресурсы – геологические ресурсы –
45,44 млрд. тонн условного топлива, извлекаемые ресурсы – 30,60 млрд. тонн
условного топлива. Из недр Туркменистана по состоянию на первое января 2005 года
было добыто 2 млрд. 488 млн. 466 тыс. тонн условного топлива.
Текущий резерв на начало 2005 года составил:
геологические ресурсы – 42,32 млрд. тонн условного топлива; извлекаемые ресурсы
– 27,48 млрд. тонн условного топлива.
В Туркменистане открыто 149 газовых и газоконденсатных
месторождений с запасами 4970768 млн. кубометров, в том числе 139 месторождений
на суше – 4573361 млн. кубометров и 10 месторождений шельфа – 397407 млн.
кубометров. В разработке находятся 54 месторождения с запасами более 2,6 млрд.
кубометров, подготовлено к разработке 11 месторождений, в разведке находятся 73
месторождения, в консервации – 11 месторождений.
В специальной российской литературе чаще всего можно
встретить менее оптимистичные оценки потенциала углеводородов Туркменистана. Так
разведанные запасы оцениваются всего в 2,86 трлн. кубометров газа, а остаточные
извлекаемые запасы 20 основных эксплуатируемых в настоящее время месторождений –
в 1,5 трлн. кубометров (в том числе самого крупного из них – "Довлетабад" – в
0,9 трлн. кубометров).
В любом случае этот потенциал Туркменистана наилучшим
образом будет востребован лишь после того, как Россия решит свой газовый спор с
Украиной.
Последний самолет в Ашхабад
22.12.2005.
Политком.ру
Виталий Портников
Министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков
сегодня отправляется в туркменскую столицу для переговоров о поставках газа.
Собственно, именно Туркмения сегодня является тем "слабым звеном" в украинской
обороне, укрепив которое, можно было совсем по-другому вести диалог с Россией.
Нельзя сказать, что в Киеве этого не понимали изначально. Президент Виктор
Ющенко сразу же после вступления в должность старался наладить диалог с
Сапармуратом Ниязовым, рассчитывая, очевидно, что туркменский лидер будет
считать поставки газа на Украину залогом своей энергетической
самостоятельности.
Единственное, чего не мог обеспечить украинский
президент туркменскому - это самой этой самостоятельности. А уж после того, как
"Газпром" установил фактический контроль над узбекской и казахстанской
газотранспортными системами, Туркменбаши оказался практически заперт со своим
газом в границах пустынной родины.
Практически с этого момента Ниязов стал играть по
российским правилам. Потому что если до установления газпромовского контроля над
центральноазиатской газотранспортной системой у него была какая-то возможность
маневра, то теперь и ее лишили.
Предположения, что Ниязов был готов играть в "российской
команде" просто из-за "оранжевой революции", лишены серьезных идеологических
оснований. За 20 лет своего правления в Туркмении ее бессменный президент
продемонстрировал, что чужая идеология ему безразлична. Туркменбаши ухитряется
поддерживать неплохие отношения и со светской Турцией, и с исламистским Ираном.
Между прочим, и с афганскими "талибами" он тоже находил общий язык. На его языке
это называется "постоянным нейтралитетом". Но такой подход можно назвать и
последствиями превращения одной бывшей советской республики в личную корпорацию
отца всех туркмен… Проблема Киева в том, что Украина в эту корпорацию
вписывается с трудом. Потому что сотрудничество с ней перестает приносить
прибыли и быть частью той особой постсоветской схемы распределения
энергоносителей, которая, собственно, и позволила Сапармурату Ниязову
перевоплотиться в Туркменбаши.
Весьма трудно представить себе, как украинский министр
уговорит туркменского президента не повышать цен. Тем более что Ниязов
подготовился к его визиту: как раз накануне очередного приезда Плачкова он…
упразднил "Туркменнефтегаз". Теперь у энергетической монополии Туркмении
появились многочисленные наследники, и необходимо будет выяснить, кто именно
отвечает за исполнение ранее подписанных контрактов. В кабинетах только что
созданного "Туркменгаза" появятся новые чиновники, обученные разводить руками, и
коллега Ивана Плачкова Атамурад Бердиев, если его до прилета украинского
министра не переведут на другую должность, будет жаловаться на неизбежные
проблемы, связанные с перестройкой управления отраслью. Но у Плачкова нет
времени на ниязовские хитрости, ему решать вопросы с "Газпромом" - и
немедленно.
Собственно, Туркменбаши на это и рассчитывает. Он, как
это уже не раз бывало, останется чист: с разведенными руками перед Украиной и с
повышенными ценами перед Россией.
Украина нарвалась на туркменшиши
23.12.2005.
Коммерсант-Украина
Олег Гавриш
Переговоры по газу провалились. Свести топливный баланс
теперь может только Россия
Вчера прошли переговоры между министром топлива и
энергетики Украины Иваном Плачковым и президентом Туркмении Сапармуратом
Ниязовым. Как и предполагал Ъ, эта встреча не увенчалась успехом. Господин
Ниязов отказался рассматривать вопрос об увеличении объемов поставки
туркменского газа на 8 млрд кубометров из-за слишком низкой цены на него,
предложенной господином Плачковым.
В переговоры был вынужден вмешаться президент Виктор
Ющенко, который тоже не смог убедить господина Ниязова в необходимости продать
дополнительные объемы газа по низкой цене. Таким образом, позиция Украины в
дискуссии с Россией ослабла – теперь "Газпром" может считать себя единственным
поставщиком дополнительного газа в страну.
Украина традиционно закупает в Туркмении 32-36 млрд
кубометров газа. Еще 23-24 млрд кубометров она получает в качестве оплаты за
транзит 120-128 млрд кубометров российского газа по территории Украины. С января
по июнь текущего года, по данным правительства Туркмении, Украина покупала газ
по $58 за тысячу кубометров с условием оплаты 50% стоимости газа поставками
товаров и оборудования. C 1 июля 2005 года по договоренности президентов Украины
и Туркмении цена газа снижена до $44 и контракт переведен на 100-процентную
денежную форму оплаты.
Вчера глава Минтопэнерго Иван Плачков в ходе переговоров
с президентом Туркмении обратился к нему с просьбой продать Украине
дополнительные 8 млрд кубометров природного газа по цене $44 за тысячу
кубометров. Дополнительный газ необходим Украине для того, чтобы закрыть свой
баланс в случае повышения Россией тарифов на природный газ.
Как стало известно Ъ, на предложение господина Плачкова
господин Ниязов ответил, что он готов продать Украине больше газа, но "по более
высокой цене в связи с ростом цен на газ в мире". На что министр топлива и
энергетики напомнил президенту Туркмении, что у Украины на 2006 год уже
законтрактованы 39 млрд кубометров по $44 за тысячу кубометров. В ответ
Сапармурат Ниязов заявил, что в таком случае у него "нет желания обсуждать
увеличение объемов продажи газа".
Напомним, что ранее (см. номер от 27 ноября) президент
Туркмении Сапармурат Ниязов предложил России, Украине и Ирану до 10 декабря
завершить переговоры о повышении цены на туркменский газ с $44 до $60 за тысячу
кубометров в 2006 году. В "Газпроме" ответили, что в рамках действующего
договора с Туркменией цена и объем газа на следующий год согласованы и изменению
не подлежат. В НАК "Нафтогаз Украины" также заявили, что подписали договор на
поставку газа по $44 за тысячу кубометров и пересматривать цену не
собираются.
Узнав об осложнениях в ходе переговоров, президент
Виктор Ющенко провел телефонный разговор с президентом Туркмении Сапармуратом
Ниязовым. Как сообщила пресс-служба президента, главы государств "обсудили темы
активизации сотрудничества в вопросах поставок газа". Впрочем, и после
вмешательства господина Ющенко ситуация не исправилась. По информации Ъ,
господин Ниязов продолжил настаивать на увеличении цен на природный газ, и
переговоры затянулись до глубокой ночи.
Таким образом, прошедшие переговоры не прибавили Украине
уверенности в переговорах с ОАО "Газпром" о цене на газ на 2006 год. Российский
монополист пока остается единственным поставщиком дополнительных объемов
природного газа на Украину. И вчера "Газпром" этим обстоятельством уже
воспользовался, заявив, что перестанет подавать российский газа на Украину с
2006 года, поскольку на эту подачу "нет юридических оснований". "В настоящее
время никаких документов, которые позволили бы получать в следующем году газ из
России по супернизким ценам, какими сейчас являются пятьдесят долларов, просто
не существует,– сказал пресс-секретарь главы правления "Газпрома" Сергей
Куприянов.– Украина в кратчайшие сроки должна выйти с предложениями цены за
поставляемый газ и транзит российского газа по своей территории с 2006 года,
иначе мы прекратим эту поставку". По словам господина Куприянова, сегодня
эксперты с обеих сторон согласовывают формулу определения цены российского
природного газа для Украины. Как уже писал Ъ (см. номер от 22 декабря), в среду
заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов объявил
заместителю председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Игорю Воронину крайне
невыгодную формулу расчета цены на газ, предусматривающую, что цена на
российский природный газ должна составлять не менее 60% цены на нефть на мировом
рынке минус стоимость транзита этого газа в Европу (принцип net back). Исходя из
сегодняшних цен на нефть, она должна составлять $243 за тысячу кубометров.
Впрочем, "Нафтогаз" угрозы "Газпрома" пока не особенно
испугали. "Украина на сегодняшний день строго исполняет условия контракта,
согласно которому ставки за транзит и цена поставки газа не подлежат изменению
до 2009 года,– сказал начальник департамента ресурсов нефти и газа "Нафтогаза"
Николай Гончарук.– Поэтому заявления "Газпрома" я считаю некорректными".
В Туркмении готовится приступить к работе новое ведомство
25.12.2005. Немецкая
волна
В.Волков, О.Сарыев
Его сфера деятельности – контроль за лицами,
приезжающими в республику, а также за собственными гражданами, выехавшими за
пределы страны. Делается это по решению президента Туркмении Сапармурата
Ниязова, который недавно на встрече с руководством силовых структур произнес
следующие слова: "Я был недоволен работой министерств внутренних дел и
национальной безопасности, но теперь, я вижу, вы подтянулись. Мы приняли законы
"Об иностранных гражданах, находящихся в Туркмении", а также "О гражданах
Туркмении, находящихся за границей", так что у вас теперь есть законные
основания для выполнения своего долга. Вы должны во все глаза следить за
иностранцами и за нашими гражданами за рубежом. Мы создадим дополнительное
ведомство для выполнения принятых законов. Раньше эти функции возлагались на
МВД, МНБ, на службу регистрации, но идея отдельной единой службы возникла уже
давно"! Эти слова Туркменбаши корреспонденту "НВ" Оразу Сарыеву сообщил источник
в МВД республики. Какие же основные моменты беспокоят президента в отношении
иностранных граждан в Туркмении и туркменских – за рубежом?
Как утверждает источник, новое ведомство будет находится
при президенте страны и контролировать деятельность всех других служб, так или
иначе занимающихся иностранцами в Туркмении. Оно будет вести наблюдение за
прибывающими иностранцами, разрабатывать маршруты их возможных перемещений по
стране, в зависимости от причин посещения, проверять, не отклоняются ли гости от
этих маршрутов. Например, приезжающий по рабочему контракту иностранный рабочий
– будь то металлург, строитель или кто-то другой, должен находится только вблизи
своего объекта, приезжающие к родственникам могут передвигаться только в
соответствии с маршрутными листами, составленными с учетом места жительства
родственников. При любых нарушениях они должны быть задержаны и депортированы. В
свою очередь, граждане Туркмении, покинувшие страну, но просрочившие выездные
визы или допустившие иные нарушения, должны возвращаться в республику. Как
утверждает источник, Туркмения ведет переговоры с дружественными странами о том,
чтобы там не препятствовали туркменским чекистам решать эти задачи. Как заявил
С.Ниязов, это делается в ответ на призыв ООН к усилению борьбы против терроризма
и наркоторговли.
Туркменбаши, по словам источника, также объявил о том,
что консульства Туркмении за границей впредь будут согласовывать вопросы выдачи
въездных виз с новым ведомством. Лица, которые ранее были депортированы и
пытаются проникнуть в страну с новыми документами, лица, въезд которых
нежелателен по политическим или экономическим соображениям, будут получать
отказ. При выдаче въездных виз иностранцам должны объясняться их права и
обязанности. А гражданам Туркмении перед выездом необходимо объяснять, что в
случае нарушения закона они будут найдены и доставлены обратно в страну, где у
них по решению суда паспорта будут изыматься на срок вплоть до пяти лет. А до
решения суда таких нарушителей следует помещать в приемники-распределители, -
распорядился С.Ниязов.
|