БЕЛОРУССИЯ
Хроника
В Белоруссии обнародованы результаты
общереспубликанского опроса, проведенного недавно Независимым институтом
социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). В соответствии
с итогами данного исследования в настоящее время за объединение с
Россией проголосовало бы 53,8 % белорусских граждан, против – 23%. Три года
назад сторонников и противников белорусско-российского объединения было
примерно поровну: 41,8 процента выступали за объединение, а 40,4 процентов
выступало против. Причем, В.Путина, как президента единого
государства, хотели бы видеть 50,5% граждан РБ, а А.Лукашенко только 14%. При
этом, 68,1 % опрошенных считают В.Путина идеалом политика, а 26 процентов -
А.Лукашенко. В свою очередь, аналитический бюллетень Белорусских фабрик мысли
(БФМ) «Беларусь и мир» отмечает, что «в силу исторических условий белорусская
нация еще не сформировалась. Половина опрошенных считают, что белорусы
являются одной из ветвей триединой русской нации. Более 60 процентов населения
пользуются в повседневном общении только русским языком. И 83 процента
поддерживают официальное двуязычие в государстве».
Интересно отметить, что рост
пророссийских настроений в РБ происходит наперекор официальной пропаганде,
которая во многом практически сомкнулась с теми антироссийскими силами, которые
по старинке именуют себя оппозицией, но уже совместно с властями отстаивают
лозунг: «незалежность вопреки всему и любой ценой». Причем, А. Лукашенко
стремиться прилюдно демонстрировать свою приверженность суверенности РБ. Так,
недавно при посещении Белорусской государственной академии музыки он нарушил
заранее подготовленную официальную программу мероприятия и «неожиданно» попросил
учащихся академии исполнить «Полонез Огинского», который является в антирусских
кругах своеобразной визитной карточкой, призванной демонстрировать
приверженность идеям Речи Посполитой.
В конце мая прошла очередная встреча
деловых кругов Белоруссии и Германии в Минске. С немецкой стороны организаторами
встречи выступили федеральная структура – Общество развития внешних
экономических связей и менеджмента при Немецком союзе промышленно-торговых палат
и Представительство немецкой экономики в Республике Беларусь.
31 мая в Арбитражном международном
коммерческом суде при Торгово-промышленной палате России началось рассмотрение
иска пивоваренной компании «Балтика» к минскому заводу «Крыніца». Компания из
Санкт-Петербурга требует возврата 10,5 млн. долларов, вложенных ею ранее в
реконструкцию белорусского пивзавода. Поводом для искового заявления послужил
отказ правительства РБ от продажи контрольного пакета акций «Крыніцы», на что
надеялась российская компания при реализации своей кредитной политики. Тем
временем на белорусском заводе заканчивается монтаж уже итальянской
производственной линии для разлива пива мощностью 50 000 бутылок в сутки, а цех
с российским оборудованием продолжает простаивать.
1 июня в Минске состоялся второй съезд
Белорусского общественного объединения “Русь”, который носил
отчетно-перевыборный характер. Был избран новый состав правления, а также
председатель и два заместителя председателя БОО “Русь”. Председателем БОО
“Русь” стал кандидат юридических наук, декан юридического факультета
Минского филиала Московского государственного социального университета ( МГСУ)
Ерчак В.М., заместителями председателя БОО «Русь» были избраны Квардакова
С.В. и Сергеев Н.М. Важнейшими задачами своей деятельности БОО «Русь» видит
всемерное содействие воссоединению Белоруссии и России, отстаивание и укрепление
позиций русского языка и русской, в том числе и местной западно-русской,
культуры в Белоруссии.
3 июня в Бонне(ФРГ) мэры Бонна и Минска
подписали соглашение о сотрудничестве. В соглашении закрепляется ряд положений,
позволяющих развивать отношения между двумя городами в экономической,
коммунальной и других сферах. Обербургомистр Бонна Б.Дикманн подчеркнула, что
контакты между Бонном и Минском представляют «живое партнерство, которое может
служить примером для других».
3 июня начались выпускные экзамены в
белорусских школах. К обязательным экзаменам за курс основной школы отнесены:
белорусский язык(письменно), русский язык(письменно), математика(письменно) и
история Беларуси(устно). За курс одиннадцатилетней школы всем выпускникам в
обязательном порядке также придется сдавать экзамен по белорусскому языку в
форме диктанта. В целом, несмотря на уверения официальных лиц Республики
Беларусь, в том числе и посла РБ в Моске г-на В.Григорьева, равенства в
осуществлении права на образование в рамках Союзного государства для граждан
России пока нет. Так, например, российские граждане лишены права обучаться в
военных учебных заведениях страны-союзницы: Военная академия принимает в свои
стены исключительно граждан Республики Беларусь (для белорусов, напомним, двери
российских вузов, включая военные, открыты). Кроме того, в Белоруссии в ряде
случаев сохраняется неравенство при поступлении в высшие учебные заведения
(ограничения для лиц женского пола), выпускников сельских и городских школ(ПТУ).
4 июня на пресс-конференции в Москве после
заседания Совета глав правительств стран СНГ Михаил Касьянов подчеркнул, что
есть заинтересованность в развитии всесторонней кооперации в рамках ЕврАзЭс и
СНГ, а также в том, чтобы к программам, осуществляемым в рамках Союзного
государства, присоединялись и другие страны СНГ.
5 июня президент РБ А.Лукашенко в стенах
Объединенного института энергетических и ядерных исследований НАН Белоруссии
заявил, что государство будет поддерживать науку высоких технологий по тем
направлениям, от которых гарантирована соответствующая отдача. Одновременно
перед коллективом ОИЭЯИ была поставлена задача наладить сотрудничество со
странами дальнего зарубежья с тем, чтобы обеспечить приток в страну твердой
валюты.
7 июня по государственному белорусскому
радио выступил заместитель министра экономики РБ Андрей Тур, который обозначил
позицию правительства республики по вопросам приватизации предприятий
нефтехимического комплекса. Тур, в частности, уверил слушателей, что государство
сохранит полный контроль за этими субъектами хозяйствования, поскольку 50,1%
акций каждого предприятия останется в республиканском управлении. К
акционированию на первом этапе намечены такие предприятия, как «Нафтан»,
«Химволокно» в гг.Светлогорск, Гродно и Могилев, шинный комбинат в г.Бобруйске
и, возможно, некоторые другие. Надежды правительства РБ уже в этом году выручить
от продажи акций данных предприятий порядка 250 млн. долларов США могут быть
перечеркнуты потенциальными акционерами, которых, скорее всего, не устроит
присутствие государства и сохранение его ведущей роли в их управлении.
10 июня на пресс-конференции членов
Парламентского собрания СБР в Минске ответственный секретарь ПС Владимир Аксенов
заявил, что решение о принятии Конституционного Акта и внесении изменений в
конституции России и Белоруссии, которое зависит от воли президентов этих двух
стран, все время откладывается. Назрела необходимость в ускорении процесса
подготовки выборов в союзный парламент.
11 июня на борту теплохода «Россия»
состоялась встреча президента России Владимира Путина и его белорусского коллеги
Александра Лукашенко. Как и ожидалось, никаких «судьбоносных» мер в плане
построения Союзного государства на ней принято не было. Очевидно, что и принятие
Конституционного Акта, не говоря уже о выборах в союзный парламент, в этом году
ждать напрасно. В ходе встречи Путин заявил, что «надо принять такое решение,
которое отвечало бы интересам народов двух стран». Лукашенко, в свою очередь,
подчеркнул, что осталось только ответить на вопрос – «Каким быть нашему союзу».
Что же мешает лидерам России и Белоруссии ответить на данный вопрос и принять
соответствующее решение, ведь это - исключительно в их компетенции? Ответ ясен –
властные амбиции глав государств, которые явно выше, с их точки зрения,
национальных интересов белорусов и россиян.
11 июня белорусская государственная
компания «Белавиа» объявила о начале полетов по маршруту Минск-Санкт-Петербург
по вторникам и четвергам. На эту линию переведены белорусские самолеты, которые
уже не могут летать в Западную Европу, поскольку не отвечают современным
требованиям по уровню шумности.
13 июня при посещении Научного центра
сердечно-сосудистой хирургии им. Академика Бакулева, отвечая на вопросы
сотрудников Центра, президент России Владимир Путин, в частности, остановился на
проблеме интеграции с Белоруссией. Как можно понять, В.Путин решил твердо
потребовать от белорусского руководства ответа на вопрос о том, какими оно видит
цель и государственную конструкцию Союзного государства. Многочасовые переговоры
на борту теплохода «Россия» между лидерами России и Белоруссии, как известно,
ясности не внесли. Отчасти это объясняется отсутствием четкой, формализованной в
правовых проектах позиции у белорусской стороны по отношению к
государственно-политическому объединению с РФ.
Глава российского государства впервые
поставил под сомнение возможность успешной интеграции с Белоруссией на принципах
сохранения суверенитета, территориальной целостности и независимости в принятии
политических решений для каждого государства-участника Союзного государства.
Самую большую озабоченность у Владимира Путина вызвало создание в будущем
потенциального наднационального органа: «Ни в коем случае нельзя допустить,
чтобы у нас появился какой-то наднациональный орган с непонятными
функциями».
Следует специально подчеркнуть, что
президент России потребовал от властных структур Белоруссии определиться со
стратегией объединения, но сам никак не очертил свое собственное понимание союза
с РБ, ограничившись туманными рассуждениями о следовании ясным и понятным
процедурам в рамках «эффективной юридической техники».
Учения закончены, угрозы остаютсяАлександр Фадеев
В первый день лета завершились оперативно-тактические
учения «Березина-2002», на завершающем этапе которых в них принял участие
главнокомандующий ВС республики Александр Лукашенко. Учения, которые были
задуманы как комплексные, с привлечением подразделений МО, МВД, МЧС и
Погранвойск, позволили определить степень готовности силовых ведомств республики
к развертыванию в условиях военной угрозы. Впервые на учениях задействовались
т.н. территориальные войска(партийно-советские активисты-истребители, ландштурм,
национальная гвардия?), только недавно организованные в рамках программы
реформирования ВС Белоруссии. На деле активная фаза учений не носила
комплексного характера, сами учения распались на показательные, заранее
отрепетированные действия спасателей, пожарных, спецназовцев на отдельных
учебных точках. Не обошлось и без выставки образцов модернизированной
белорусскими «оборонщиками» техники советских времен.
В это же время части и подразделения 120-й
гв. отдельной механизированной бригады без всякой связи с остальными участниками
демонстративно утюжили Борисовский полигон.
Интересно, что накануне на Дретуньском
полигоне прошло тактическое учение 37-й базы хранения
вооружения и техники(бхвт), да не просто, а, как сообщило МО РБ, с боевой стрельбой! Другие обозы военных запасов уже из
34 бхвт тоже маневрировали: форсировали Березину по специально наведенной
понтонной переправе. Оставалось только ждать сообщений о передвижениях и
развертывании палаток маркитанток. Действительно, Белоруссия и в военной области
пытается не походить ни на одно другое государство мира, внося некую собственную
«изюминку» в практику организации военных учебных действий. Порой складывалось
впечатление, что штаб «Березины-2002» руководствовался исключительно
наставлениями военных теоретиков позднего средневековья – «Приготовление к войне
состоит в сборе людей, артиллерии, амуниции, багажа и денег» (см. Записки
Раймонда графа Монтекуколи или главные правила военной науки.М.,1760,с.2). Между
тем, самым актуальным вопросам организации оборонных мероприятий (приведение в
действие всеракурсной ПВО-ПРО, ликвидация последствий повсеместного нарушения
систем управления и связи, топливно-энергетической блокады, борьба с массовыми
постановками взрывоопасных предметов, и т.п.) в сценарии учения места не
нашлось.
Кстати, стоит остановиться на материальных
затратах на организацию «военных игрищ». Бывший министр обороны РБ Павел
Козловский, например, заявил, что учения обошлись государственной казне в
200-300 тысяч долларов США. Однако на поверку размах учений (включая и
финансовые затраты) оказался достаточно скромным: в общей сложности в них было
задействовано около 8 тысяч военнослужащих Вооруженных Сил РБ,
подразделений МВД, погранвойск, МЧС, а также 85 единиц тяжелой боевой техники,
45 реактивных систем залпового огня, орудий и минометов, 28 зенитно-ракетных
комплексов, 27 самолетов и вертолетов, полторы тысячи автомобилей и другой
специальной техники.
За учениями наблюдали 15 военных атташе,
аккредитованных в РБ, из РФ, Украины, Казахстана, США, Германии, Китая,
Перу, Чехии, Дании, Польши, а также представители военных ведомств России,
Украины, Польши, Латвии и Литвы. В рамках учений на центральном командном
пункте ВВС и войск ПВО Белоруссии побывала делегация из Туркмении во главе
с заместителем министра обороны по вооружению капитаном первого ранга
Реджгельды Нурсахатовым, которая ознакомилась с автоматизированной
системой управления войсками, производимой в республике. Предполагается, что
учения подобного уровня будут проводиться в Белоруссии ежегодно.
В целом, сам замысел и итоги учений
«Березина-2002» свидетельствуют о недостаточно четком представлении высшего
республиканского руководства по поводу потенциальных внешних вызовов, к которым
необходимо готовить армию и общество. Действительно, Минск, с одной стороны,
осенью прошлого года объявил о своем присоединении к международной
антитеррористической коалиции, осудил террор как явление, но с другой –
Белоруссия продолжает находится в известной международной изоляции, обвиняется в
нарушении прав человека и общепринятых в цивилизованном мире норм демократии.
Более того, слышны и более тяжкие обвинения в незаконной торговле оружием,
поставках вооружений террористическим структурам. Подливает масло в огонь
соседняя Польша: в мае там появилось очередное «разоблачение» незаконных
поставок оружия из Белоруссии в одном из польских средств массовой информации.
Посол США в Минске Майкл Козак немедленно и жестко отреагировал, предупредив
белорусское руководство о том, «что продажа оружия либо предоставление
возможности обучения или технологий тем государствам или группам, которые
занимаются террористической деятельностью или иным способом дестабилизируют
международную обстановку, должны прекратиться»
Таким образом, не исключено, например, что
из субъекта, участника борьбы с международным терроризмом Белоруссия в любой
момент может превратиться в объект военной операции совместных
антитеррористических сил глобалистов. Сами ответственные политические
руководители РБ по-прежнему считают такой сценарий не только маловероятным, но
вообще фантастическим. Президентская администрация и МИД РБ уповают при этом на
нерушимость международных гарантий безопасности, международное право и
Организацию Объединенных Наций, членом которой является Белоруссия. Однако за
последнее десятилетие силовые акции в рамках и по мандату ООН большей частью не
соответствовали международным правилам таких операций, разработанных самой же
ООН. Таких (в сущности неправомерных) военных кампаний под флагом ООН было более
двадцати: здесь можно вспомнить и Руанду, и Сомали, и Либерию, но, главное,
Боснийскую эпопею(на ее первом этапе, до НАТОвской подмены) и операцию в
Косово-Метохии. Кроме того, не следует забывать и того, с какой легкостью
американцы в 90-х гг. выгнали Югославию из ООН, запретив Международному
валютному фонду, Всемирному банку и другим экономическим и финансовым
организациям мира сотрудничать с нею, заморозив все зарубежные авуары
Федерации.
Более того, исходя из последних документов
Организации Объединенных Наций, в правовом плане суверенитет государства не
может рассматриваться международным сообществом исключительно как внутреннее
дело конкретной страны, поскольку суверенный статус накладывает, прежде всего на
молодые, независимые государства и их властные элиты, ответственность за положение внутри страны. При этом
если новая власть в какой-то из этих стран не справляется с точки зрения
общепризнанных правовых норм и принципов демократии со своими функциями, то
международное сообщество не только вправе, но и обязано вмешаться в дела этого
государства для наведения порядка, включая использование в этих целях военной
силы. Поэтому сам по себе суверенный статус, утверждению которого все последние
годы так много внимания уделяет президентская администрация РБ, ничего абсолютно
не добавляет для государственной безопасности Белоруссии.
Преступником в эпоху глобализации вполне
можно объявить и главу государства, руководителя федерации государств,
премьер-министра, вообще любого государственного или политического деятеля,
немедленно начав бомбить и наносить ракетные удары по городам и весям страны,
где проживает этот «изгой цивилизации». Если для того, чтобы добиться отставки и
предать «международному» трибуналу С.Милошевича США и НАТО не остановились перед
бомбардировкой Белграда, без всякого мандата ООН, то
чем в таком случае Минск лучше югославской столицы, ведь в нем резиденция
А.Лукашенко, политика, как считают в Вашингтоне, с диктаторскими
замашками, подавляющего свободу и демократию?
Возвращаясь к современному состоянию
международного права (о следовании нормам которого в этом году постоянно твердит
белорусское министерство иностранных дел, другие высокопоставленные чиновники
республики), подчеркнем что оно является весьма шаткой и слабой опорой в деле
гарантий безопасности Белоруссии. Здесь можно коснуться в первую очередь
проблемы обеспечения взаимной безопасности в рамках Содружества Независимых
Государств. Так, в частности, республике напрасно надеяться на то, что членство
ее в Договоре о коллективной безопасности может оградить страну от внешних
угроз, – по правовым нормам ООН организация ДКБ не подпадает под критерий региональной организации со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Да и недавнее войсковое учение на Гороховецком полигоне МВО
частей, присланных на него странами-участницами ДКБ, в котором приняла участие и
одна(!) мотострелковая рота из Белоруссии( 1 рота 11-ой (Слонимской) гв.
отдельной механизированной бригады), показало, что его организаторы поставили
перед собой сверх облегченные задачи. Такого рода действия войск, если исходить
из практического осуществления сценария данных военных игр, были словно
«списаны», причем со значительными лакунами, с тактических учений стран ОВД 60-х
гг. прошлого века.
Внутри СНГ , несмотря на всю
демонстрируемую миру все последние месяцы поддержку антитеррористической борьбы
со стороны национальных элит, до сих так и не создан координирующий орган по
контртеррористическим операциям, нет соответствующей военной компоненты. Нет
проявлений и высшей формы военного взаимодействия в виде проведения совместных
силовых операций. Складывается впечатление, что руководители стран Содружества
собираются отражать внешние потенциальные угрозы своей безопасности лишь
теоретически - с помощью десятка принятых ранее, но так и не действующих на
практике «модельных» законов.
Есть и другая проблема, коренящаяся в
сохранении республикой конституционных принципов, препятствующих участию
белорусских военных контингентов в действиях коллективных сил СНГ как внутри
Содружества, так и вне его границ. В отличие от России, Украины, Грузии и
Азербайджана Белоруссия никогда не посылала воинские формирования за пределы
республики, абсолютно не имеет опыта проведения операций в зонах конфликтов.
С сожалением приходится констатировать и
тот факт, что сближение, «примирение» России с НАТО, эйфория от вхождения РФ в
«двадцатку» министра иностранных дел, других государственных мужей РФ, явно не
отдающих себе отчета во временном характере этого явления, объективно вынудят
руководство России пойти на встречные шаги, оправдывающие авансы Альянса и те
ожидания, которые демонстрируют ее новые западные союзники. Суть их будет
состоять в радикальном изменении российских позиций по принципиальным вопросам
международной политики, что может затронуть и отношения с Белоруссией Лукашенко.
Современная риторика о равноправном характере отношений НАТО-Россия, уверения в
партнерстве со стороны евроантлантистов не должны заслонить того явного
положения вещей, при котором Россия окончательно оттесняется в сторону от
решения важнейших проблем европейской и мировой политики. «Партнерство» с
Североатлантическим альянсом, что очевидно, ограничено локальным, тактическим
уровнем, ни о каком стратегическом союзе пока говорить нельзя, да и нет
признаков продвижения к нему, поскольку руководство России продолжает проводить
соглашательскую линию во внешней политике, предпочитая играть по правилам,
разработанным в Вашингтоне и Брюсселе.
В условиях развернутой США и
«демократическим пулом» глобальной программы антитеррористической борьбы
национальная безопасность Белоруссии не укрепилась, а, наоборот, ее потенциал
заметно снизился. Сегодня в мире не существует устоявшегося определения самого
терроризма, характеристики этого явления весьма расплывчаты, что дает
возможность определенным политическим силам трактовать его с позиций собственных
интересов, занося в список террористических не только отдельные организации и
структуры, но и целые страны. Нет четкого понятия и о пределе необходимого
применения военной силы, поэтому нельзя исключать и намеренной, спланированной
из-за рубежа провокации на территории РБ с тем, чтобы в дальнейшем обвинить
руководство Белоруссии в превышении уровня силового противодействия внутренним
дестабилизирующим факторам. Какие санкции со стороны мирового сообщества по
отношению РБ последуют потом нетрудно предвидеть.
В этих обстоятельствах достаточно
перспективной выглядит концепция укрепления национальной безопасности республики
с помощью соседней России. В частности это касается и отведения угрозы ракетного
поражения особо важных государственных и оборонных объектов и населения. Не
секрет, что сегодня весь совокупный потенциал радиотехнических систем ПВО
Белоруссии способен отслеживать воздушные цели лишь над собственной территорией
и, отчасти, территории прилегающих государств. В современных условиях ВС РБ на
такой основе не имеют возможности предотвратить ракетный удар по объектам на
белорусской земле. В то же время российская РЛС в Ганцевичах (РБ), цель которой
и состоит в предупреждении и купировании ракетного нападения(включая отведение
угрозы от территории Белоруссии), никак не может встать на боевое дежурство:
сроки ввода ее в эксплуатацию переносятся из года в год, начиная с 1999-го.
Напомним, что эта СПРН («Волга») строится и
оборудуется уже шестнадцать лет, несмотря на то, что система предусматривает
полный контроль за ракетными пусками на самых опасных западном и северо-западном
направлениях. Радиус действия – практически вся Европа на Запад от Москвы,
включая восточную часть Атлантики и западное Средиземноморье. Удивительно
и другое, - в то время как США вышли из договора по ПРО, российские военные
продолжают затягивать ввод в эксплуатацию Ганцевичской СПРН, обещая (в очередной
раз) в будущем лишь частично активизировать ее в рамках экспериментальных
включений. Подчеркнем, что объект ПРО в Ганцевичах взят (не бесплатно) в аренду
Россией у РБ несколько лет назад, а отдачи от него ни Россия, ни Белоруссия так
пока и не дождались, за что несет прямую ответственность министерство обороны
РФ.
«Белорусская газета», № 21, 3 июня 2002 Концепция развития банковской системы РБИгорь Назаренко
Концепция больному не поможет, а мероприятия еще не
готовы
Прошедшая неделя ознаменовалась для
банковского сектора страны появлением сразу двух документов. 30 мая президент
своим указом одобрил концепцию развития банковской системы Беларуси на
2001-2010гг. А на следующий день Нацбанк утвердил положение об организации
рейтинговой оценки деятельности банков.
Пока неясно, нашли ли в концепции развития
банковской системы многочисленные критические замечания, которые высказывались в
ходе ее обсуждения, и станет ли она тем документом, на основании которого банки
будут выстраивать свою стратегию до 2010г. Возможно, ситуация прояснится к осени
2002г. Именно к этому сроку указом поручено Нацбанку и Совмину разработать и
утвердить соответствующую программу мероприятий. Собственно, именно это
обстоятельство не дает основания считать, что документ выверен и будет работать,
как замышляли авторы в 2000г. А как можно считать иначе, если поручается
разрабатывать программу мероприятий в конце 2002г. на предмет развития с
2001г.?
С рейтинговой оценкой наших банков ситуация
примерно аналогична. Это похоже на «хорошую мину...», и далее по тексту.
Документ, как сообщила пресс-служба Нацбанка, принят в целях повышения рыночной
дисциплины и информированности юридических лиц и граждан о результатах
деятельности коммерческих банков. Опять-таки цели благие. Но позволим себе
привести пару примеров, позволяющих усомниться в реалистичности нацбанковского
замысла.
В середине прошлого года Нацбанк обязал все
коммерческие банки предоставлять по первому требованию клиентов всю текущую
информацию о банке (форма собственности, руководство, балансовые показатели и
т.п.). В одном из учреждений «Беларусбанка» действительно на видном месте
присутствует папочка: «Информация, используемая для оценки степени надежности
банка». Однако обнаружилось, что там есть все, кроме того, что может
представлять экономический интерес. Достаточно сказать, что дело было в марте
2002г., а в информации к обозрению была предложена ксерокопия свернутого баланса
банка (из «Банковского вестника») на 1 октября 2001г. О выполнении же
экономических нормативов (ликвидности, платежеспособности, что именно и
определяет степень надежности банка) можно было только догадываться.
Другой не менее примечательный пример. В
апреле нынешнего года Нацбанк посчитал, что общественность получит максимум
информации о банках, если те будут ежеквартально публиковать свои балансовые
отчеты исключительно в официальных СМИ, уполномоченных публиковать правовую
информацию. При этом Нацбанк ссылается на ст. 34 Банковского кодекса. А как же
негосударственные издания (зарегистрированные в установленном порядке), основная
масса читателей которых и формирует клиентскую базу банков? И с каких это пор
банковская отчетность отнесена к категории правовой информации? И потом, в
упомянутой статье кодекса указано, что Нацбанк определяет правила публикации,
используемой для оценки надежности банка. Интересно, могут ли в самом Нацбанке
оценить надежность коммерческого банка только по балансу?
Одобряя концепцию, президент попутно
утвердил годовой отчет Нацбанка, в котором отмечается, что 2001г.
характеризовался ростом совокупного уставного фонда, эффективным и надежным
функционированием системы. Да, по совокупности наблюдался рост. Но результаты
работы системы за четыре месяца 2002г. говорят о том, что проблемы в системе
по-прежнему значительны. И в первую очередь с валютной ликвидностью. И
капитализация системы осуществляется весьма низкими темпами - на уровне 2% в
месяц без учета «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Ведь ни у кого не
появляется желания поучиться у упомянутых банков, как можно обеспечить темпы
капитализации за четыре месяца на 126 и 152% при темпах роста активов на 111 и
109% соответственно. Вот он и совокупный рост. Из $95,7 млн. прироста
капитальной базы системы за четыре месяца $78,8 млн. приходится именно на этих
«лидеров» отечественного банковского рынка
Продолжая тему надежности системы, стоит
отметить, что доля «плохих» кредитов по системе достигла 20% (16,9% на начало
года), а недостаток резервов по «плохим» валютным кредитам составляет около $127
млн. Только этих приведенных цифр достаточно, чтобы констатировать, что система
продолжает сильно болеть и концепцией ее не излечить.
Госорганы Белоруссии сокращают и готовят к приватизацииВладислав Лосев (Минск)
В Белоруссии продолжается сокращение
государственного аппарата. 3-го июня Александр Лукашенко подписал
очередной документ, предписывающий органам государственного управления до 1-го
августа текущего года не менее чем на 10 процентов уменьшить численность
подчиненных территориальных органов, финансируемых из республиканского бюджета.
До этого были проведены сокращения (на 10%) в Комитете государственной
безопасности РБ, которые коснулись главным образом сотрудников центрального
аппарата и органов управления военной контрразведки. Последнее обусловлено
ожидаемым тридцатитысячным сокращением белорусской армии.
Помимо этого, в очередной раз был
подтвержден принцип единого руководства кадровой политикой в высшем эшелоне
власти, когда все ключевые назначения министров и других высокопоставленных
чиновников госаппарата проводятся лично президентом(или с его согласия). Новый
виток реформирования государственных структур на первый взгляд выглядит довольно
странно, учитывая, что всего несколько месяцев назад А.Лукашенко уже внес
значительные коррективы в деятельность правительства и других органов
управления, подчиненных лично ему. Однако процесс нынешней трансформации
властных институтов Белоруссии объясняется просто: грядет приватизация и
перераспределение функций стало необходимым прежде всего в целях сохранения
жесткого контроля над этим процессом со стороны президентской администрации.
Поскольку трудовые коллективы,
профессиональные союзы крайне затруднительно обойти в контексте перемены
собственника того или иного предприятия, то республиканские власти стремятся
воздействовать и на эти общественные структуры. Так, в последнее время под
негласным патронажем госчиновников идет формирование вне организационных рамок
Федерации профсоюзов Белорусских, независимых от ФПБ новых профсоюзов,
строящихся по территориальному и террриториально-отраслевому принципу.
Указ Президента Республики Беларусь № 282 от 3 июня 2002 г.
О
некоторых вопросах совершенствования системы республиканских органов
государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь
В целях дальнейшего
совершенствования системы республиканских органов государственного управления и
иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь,
и в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Конституции Республики Беларусь
постановляю:
1.Преобразовать
государственное учреждение "Национальный центр по архивам и делопроизводству" в
Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики
Беларусь.
2. Внести в Указ Президента
Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. номер 516 "О совершенствовании
системы республиканских органов государственного управления и иных
государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь"
/Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., номер 92,
1/3078; номер 97, 1/3117; номер 112, 1/3270/ следующие изменения:
2.1. пункт 1 изложить в
следующей редакции:
"1. Установить, что в систему республиканских органов
государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь, входят:
министерства Республики
Беларусь /далее - министерства/, Комитет государственной безопасности,
Государственный комитет по авиации, Государственный комитет пограничных войск,
Государственный таможенный комитет /далее - государственные комитеты/ и комитеты
при Совете Министров Республики Беларусь, которые являются республиканскими
органами государственного управления;
объединения юридических лиц,
имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие
управление объектами государственной собственности, государственные учреждения,
иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь
/далее - государственные организации/.
Министерство, государственный
комитет - республиканские органы государственного управления /функциональные или
отраслевые/, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и
управление в определенной отрасли /сфере деятельности/ и координирующие
деятельность в этой отрасли /сфере/ других республиканских органов
государственного управления Республики Беларусь.
Комитет при Совете Министров
Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления,
проводящий государственную политику и реализующий функцию государственного
регулирования в конкретной сфере деятельности.
Председатель Комитета
государственной безопасности, Председатель Государственного комитета по авиации,
Председатель Государственного комитета пограничных войск, Председатель
Государственного таможенного комитета по статусу являются министрами.
Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете
Министров Республики Беларусь образуются Президентом Республики Беларусь,
государственные организации - с согласия Президента Республики Беларусь Советом
Министров Республики Беларусь или министерствами, государственными
комитетами по поручению Правительства Республики Беларусь.
В структуре министерств,
государственных комитетов по решению Совета Министров Республики Беларусь могут
создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями
министерств, государственных комитетов и осуществляют специальные
/исполнительные, контрольные, регулирующие и другие/ функции в определенных
сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или
государственного комитета. Департаменты не обладают
правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики
Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом
Республики Беларусь. Положения о департаментах с правами юридического лица
утверждаются министерствами, государственными комитетами, в структуру которых
они входят, если иное не установлено Президентом
Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.
Министерства, государственные
комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными
актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.
Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве
обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной
безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном
таможенном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения
об иных министерствах, Государственном комитете по авиации - Советом Министров
Республики Беларусь.
Министры, Председатель Комитета государственной
безопасности, Председатель Государственного комитета по авиации, Председатель
Государственного комитета пограничных войск, Председатель Государственного
таможенного комитета, председатели комитетов при Совете Министров Республики
Беларусь, заместители Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по
чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности,
Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя
Государственного таможенного комитета назначаются Президентом Республики
Беларусь, заместители иных министров - Советом Министров Республики Беларусь по
согласованию с Президентом Республики Беларусь,заместители председателей
комитетов при Совете Министров Республики Беларусь - Советом Министров
Республики Беларусь.";
2.2. абзацы первый и второй
части первой подпункта 3.7 пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3.7. возложить:
функции управления государственным имуществом и
приватизацией, поддержки предпринимательства, общей координации проведения
государственной инвестиционной политики, обеспечения противодействия
монополистической деятельности и развития конкуренции на Министерство экономики,
создав в его структуре с правами юридического лица департамент по
предпринимательству, департамент по управлению государственным имуществом,
департамент по санации и банкротству, фонд государственного имущества;";
2.3. пункт 4 изложить в
следующей редакции:
"4. Установить, что:
комитеты при министерствах,
если иное не предусмотрено настоящим Указом, ликвидируются, а их функции
возлагаются на соответствующие министерства /по решению Совета Министров
Республики Беларусь - на департаменты министерств/;
территориальные органы
ликвидированных и реорганизованных республиканских органов государственного
управления входят в систему соответствующего республиканского органа
государственного управления, на который возложены функции ликвидированных и
реорганизованных республиканских органов государственного управления;
Национальное агентство по
контролю и инспекциям Министерства обороны является департаментом указанного
Министерства с правами юридического лица;
структура министерств,
государственных комитетов и система подчиненных им государственных организаций
определяются Советом Министров Республики Беларусь или в установленном им
порядке.";
2.4. систему республиканских
органов государственного управления и иных государственных организаций,
подчиненных Правительству Республики Беларусь, утвержденную названным Указом,
изложить в новой редакции /прилагается/.
3. Совету Министров
Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов
законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его
реализации.
4. Настоящий Указ вступает в
силу со дня его подписания.
Президент Республики
Беларусь А.Лукашенко Приложение к Указу Президента Республики
Беларусь 24.09.2001 № 516 / в редакции Указа Президента Республики Беларусь от
03.06.2002 № 282/
Система республиканских органов
государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь Министерства, государственные комитеты
Республики Беларусь
Министерство архитектуры и
строительства
Министерство внутренних дел
Министерство жилищно-коммунального
хозяйства
Министерство здравоохранения
Министерство иностранных дел
Министерство информации
Министерство культуры
Министерство обороны
Министерство образования
Министерство по налогам и сборам
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Министерство природных ресурсов и охраны
окружающей среды
Министерство промышленности
Министерство связи
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия
Министерство спорта и туризма
Министерство статистики и анализа
Министерство торговли
Министерство транспорта и коммуникаций
Министерство труда и социальной защиты
Министерство финансов
Министерство экономики
Министерство энергетики
Министерство юстиции
Комитет государственной безопасности
Государственный комитет по авиации
Государственный комитет пограничных
войск
Государственный таможенный
комитет Комитеты при Совете Министров Республики Беларусь
Комитет лесного хозяйства при Совете
Министров Республики Беларусь
Комитет по архивам и делопроизводству при
Совете Министров Республики Беларусь
Комитет по делам религий и национальностей
при Совете Министров Республики Беларусь
Комитет по земельным ресурсам, геодезии и
картографии при Совете Министров Республики Беларусь
Комитет по материальным резервам при Совете
Министров Республики Беларусь
Комитет по науке и технологиям при Совете
Министров Республики Беларусь
Комитет по проблемам последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь
Комитет по стандартизации,метрологии и
сертификации при Совете Министров Республики Беларусь
Комитет по ценным бумагам при Совете
Министров Республики Беларусь
Комитет по энергоэффективности при Совете
Министров Республики Беларусь Государственные организации, подчиненные Совету
Министров Республики Беларусь
Белорусский государственный концерн по
нефти и химии /концерн "Белнефтехим"/
Белорусский государственный концерн пищевой
промышленности "Белгоспищепром" /концерн "Белгоспищепром"/
Белорусский государственный концерн по
производству и реализации товаров легкой промышленности /концерн
"Беллегпром"/
Белорусский государственный концерн по
производству и реализации товаров народного потребления /концерн
"Белместпром"/
Белорусский государственный концерн по
производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции
/концерн "Белбиофарм"/
Белорусский производственно-торговый
концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
/концерн "Беллесбумпром"/
Белорусская железная дорога
Белорусский республиканский союз
потребительских обществ /Белкоопсоюз/*
------------------------------------
*Находится в ведении Правительства
Республики Беларусь по вопросам, определенным законодательством
|