Выступление К.Ф. Затулина на «Балтийском форуме - 2006. Европа в зеркалеглобализации: проблемы, вызовы, перспективы».
26-27 мая 2006
года в Юрмале прошла 11-ая международная конференция Балтийского форума. Тема
конференции – «Европа в зеркале глобализации: проблемы, вызовы, перспективы».
Цель конференции – собрать за одним столом представителей научного сообщества,
политических и общественных деятелей, дипломатов, высших чиновников и
государственных должностных лиц из Латвии, других европейский стран, включая
Россию и страны СНГ, а также США. Участникам конференции Балтийского форума
была дана возможность активно принимать участие в дискуссиях конференции.
В конференции
участвовали представители научного сообщества, политических и общественных
деятелей, дипломатов, высших чиновников и государственных должностных лиц из
Латвии, других европейский стран, включая Россию и страны СНГ, а также США.
На
заключительном заседании Форума разгорелась полемика между участниками, в
которой принял участие директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Константин
Затулин, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ; директор
Института стран СНГ (Россия): В начале я не собирался выступать, но как в
известном русском анекдоте -русский солдат не агрессор, пока его не затронут,
он обычно не реагирует. Мой уважаемый друг Марк Урнов провозгласил несколько
тезисов, в том числе и в моём присутствии, на которые никак не могу не
отреагировать.
Прежде всего, хочу узнать себя в портрете, так как я
как раз принадлежу к заскорузлой части российского общества. Сам я сюда
прилетел с Украины, куда я обычно езжу на ржавом танке. Я его там оставил и
оделся сегодня специально так, как хотел бы, чтобы ходили в будущем жители РФ,
т.е. в полосатую робу.
То, что касается главного посыла выступления я, к
сожалению, пропустил, хотя очень хотел послушать. В это время я встречался с
ветеранами Великой Отечественной войны. Большое спасибо организаторам за эту
встречу. Как раз они живут в Латвии и очень хотели бы интегрироваться, если не
в евроатлантическую, то по крайне мере в латвийскую цивилизацию и общество. В
настоящее время они относятся к известной в Латвии категории неграждан. Здесь о
негражданах, по-моему, мало кто говорил, поскольку известный принцип
толерантных взаимоотношений в рамках любого обсуждения не позволяет нам в доме
повешенного говорить о верёвке. Но всё же такое явление присутствует.
Я хотел бы заметить, что призыв приобщиться нам в
России к евроатлантической цивилизации и убрать препятствия, я, например,
охотно воспринимаю. И хотел бы конечно некоторых пояснений по поводу
недостаточной нашей прагматичности в международных отношениях, которая не
позволяет приблизиться нам к евроатлантической цивилизации. Евроатлантическая
цивилизация наверно так называется, потому что существует такое явление, как НАТО.
Если память мне не изменяет, президент Путин в начале своего президентского
пути говорил, что Россия могла бы стать членом НАТО. Я не помню, чтобы на
Западе кто-то всерьёз воспринял эти слова и немедленно откликнулся с
предложением обсудить это подробней. Теперь я хотел бы задать вопрос в связи с
приобщением или не приобщением к такому институту или столпу евроатлантической
цивилизации, как НАТО. Что в данном случае для России даст вступление в НАТО,
если оно вдруг состоится? В какое время оно могло бы произойти и в какой
обстановке? Следует ли нам рассматривать членство в НАТО, как возможность
улучшить свои отношения с КНР и немного на границе с Китаем как-то
попредставлять НАТО, став его членом и тем, безусловно, прагматично отнестись к
вопросу о Дальнем Востоке, Сибири, развитии кооперации с Китаем и т.д.? Является ли в таком случае членство в
НАТО для нас прагматичным ответом на проблемы, которые у нас существуют на
значительной части страны под названием Сибирь и Дальний Восток ?.
Я хотел бы надеяться, что это не шутка, когда здесь
говорят о членстве России в ЕС. Некоторые уважаемые гости конференции и
модераторы сегодня приглашали нас в ЕС, говорили, что не исключают членство
России в ЕС. Они может и не исключают, но что-то я не помню, чтобы кто-то в ЕС
всерьёз рассматривал этот вариант. Поэтому в отношении пожеланий приобщиться к евроатлантической
цивилизации в формате участия в институтах, мне здесь не всё до конца ясно.
Может быть, как-нибудь в следующий раз на каком-нибудь следующем «Балтийском форуме»
Марк Урнов или кто-то другой отдельно объяснит и мне, и всем присутствующим,
что именно предлагается России, когда предлагается ей, наконец, согласиться с евроатлантической
цивилизацией.
На самом деле, у нас есть хороший пример страны,
которая никогда не исключала себя из Европы и даже в самые заскорузлые времена
разделения континента на две части пыталась играть роль посредника и
демонстрировала свой отдельный путь. Но, во всяком случае, не входила в такие
злостные организации, как Варшавский договор и Совет экономической
взаимопомощи. Это государство называлось Югославия. Я даже припоминаю, что уже
в современное время, там ну просто не перечесть было политиков, которые всеми
силами доказывали, что Югославия или Сербия это часть западного общества. Даже
партия была такая, я встречался с её руководством в 1995 году, она называлась
«Сербия на Западе», ну чтобы подчеркнуть, что она всё же не на Востоке. Я хотел
бы спросить, а что с этой Югославией произошло с тех пор? Может здесь кто-то
всерьёз расскажет мне, что всё это время Европа в течение 15 лет Югославской
трагедии была озабочена, чтобы было как лучше в Югославии? Она, наконец,
добилась своего и стало намного лучше, просто Югославии нет.
Несколько раз на протяжении всего югославского
кризиса, напомню, что Югославия - страна, в которой не было ядерного оружия,
президента Путина и заскорузлых политологов вроде меня, - переживала совершенно
разный подход Европейского Сообщества и евроатлантической цивилизации к своей
судьбе. Вначале очень поторопились все, включая Советский Союз, признать
независимость Хорватии и Словении. Возник первый повод для кризиса, но
говорили, что это же принцип - право на самоопределение превыше всего. Потом,
когда сербы Боснии и Герцеговины очнулись и захотели своего самоопределения -
присоединиться к Сербии, - им сказали: ни в коем случае, есть другой принцип -
территориальная целостность, он во главе угла. На сегодняшний день продолжается
существование практически мало дееспособного государства Боснии и Герцеговины,
которое нужно было для того, чтобы подтвердить, что не может быть дальнейших
делений внутри уже независимых, созданных на базе Югославии государств. Затем,
в третий раз, когда совершился поворот, - это когда часть Сербии, которая
называется Косово, захотела отделения, - возник кризис и Европа вступила в
войну вместе с США, чтобы доказать, что всё же важно право на самоопределение.
Сейчас она это только что подтвердила в Черногории. Не правда ли на примере
Югославии мы можем убедиться на сколько евроатлантическая цивилизация
принципиальна и последовательна в отстаивании своих универсальных принципов!
Я хотел бы спросить: означает ли, что понимая и
приветствуя евроатлантический подход, мы
можем сегодня сказать Абхазии, Осетии, Карабаху, Приднестровью, что они отбыли
15-летний срок заключения в статусе непризнанных государств и теперь имеют
право на самоопределение? Что на это ответит ЕС, что на это ответит, быть
может, мой друг Марк Урнов?
В заключении хочу сказать, что картина мира, в
котором живу я, гораздо сложнее, чем та донельзя упрощённая картина, которую
пытался выстроить мой коллега Марк Урнов и те, кто разделяет с ним эту точку
зрения. Картина гораздо более сложная, чем просто призвать к евроатлантической
цивилизации для того, чтобы быть европейцами и т.д. Надеюсь, что мы все
европейцы и у нас нет недостатка в чувстве юмора. Во всяком случае я
предпочитаю относиться к пустопорожним призывам так, как нас учил Марк Твен. У
него есть замечательный рассказ «Письмо Ангела хранителя одному американскому
торговцу углём». Там Ангел хранитель подробно объясняет этому торговцу, что он
сделал в осуществлении его молитв разорить конкурента, прикончить бабушку,
которая должна оставить наследство и т.д. Но потом он приписывает, он говорит о
том, что «те молитвы, которые вы как положено формально произносите для того,
чтобы настало всеобщее благоденствие, я вас прошу, вы имейте в виду, что мы их
употребляем исключительно в прагматическом плане: для того, чтобы движение губ,
которое при этом происходит у вас, использовать для наполнения парусов тех
кораблей паломников, которые устремляются к Светлой Земле. Мы больше ни на что
эти ваши молитвы употреблять не можем, потому что ваши собственные интересы
лежат абсолютно в другой сфере, в сфере укокошить конкурента и т.д.».
Мы в определенном долгу, - я имею в виду российскую
элиту, - перед теми, кто нас, элиту, слушает, кто ей внимает. Очень многие из
нас в течении долгого периода не рассказывали простым гражданам о сложностях
того мира, в котором всем нам предстоит жить, не объясняли, какие существуют
проблемы и конкуренция, несмотря на то, что развалился Советский Союз и больше
нет коммунизма. Призывали всех нас к тому, чтобы мы на это не обращали
внимание. Сегодня Путин нас, стоит заметить, довольно жёстко ставит перед
выбором внутри страны, говорит о том, что да, мы хотим быть и европейцами, а,
по возможности, и членами ЕС, но мы хотели бы принять самостоятельно решение,
чтобы никто в этом случае не имел возможности нас использовать и на нас давить.
Когда мы повышаем цены на газ, то это мы делаем потому, что мы теперь
прагматичные в России и понимаем, что никакими подачками в виде дешевых цен на
газ мы не ищем дружбы, мы в этом случае предпочитаем прибыль. И так мы наверно
будем делать не только в вопросах экономики, но и в вопросах политики. Поэтому
призывы к нам, - под лозунгом прагматизма, - сегодня идейно разоружиться,
перестать бытьпо-настоящему
прагматичными и начать объединяться всё равно в евроатлантическую или
татаро-монгольскую цивилизацию, - абсолютно бесперспективны. Я просто
представляю, как историк, что было бы, если бы мы с Урновым жили бы на 800 лет
раньше, и как бы он тогда выступал в поддержку нашего татаро-монгольского
выбора. Спасибо.
|