Православная культура повлияет на строительство новой Европы
23.06.2006, KM.RU
Жанна Лабутина
23 июня в Венеции (Италия)
завершается XIII ежегодная конференция Межпарламентской Ассоциации Православия.
Решение о ее проведении было принято в апреле 2006 года на заседаниях
Международного Секретариата и Комиссий Межпарламентской Ассамблеи Православия
(МАП) в Афинах. Тогда же была утверждена и тема конференции — «Вклад
православной культуры в строительство новой Европы».
Факты:
Активная работа по созданию и развитию Всемирного
совета церквей ВСЦ и Всеправославных совещаний велась еще в 20-40-х годах
ХХ столетия. В конце ХХ века процесс духовной самоидентификации
православных народов становится все более актуален. Заинтересованность в
самоорганизации и объединении признают сегодня не только поместные
православные церкви, но и национально-ориентированные политические
силы. |
О
том, что происходит в Венеции, корреспонденту KM.RU рассказал по телефону из
Венеции глава Комиссии МАП по правам человека, член Комитета ГД по делам
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, директор
Института стран СНГ Константин Затулин.
— Межпарламентская Ассамблея
Православия МАП — это международная организация депутатов, в которую вошли
парламентарии, представляющие интересы православных стран, или сами
принадлежащие к Православной церкви. Мероприятия проходят ежедневно, но один раз
в год проводится заседание самой Ассамблеи. На сегодняшний день в ней постоянно
участвуют до 30 стран, вплоть до таких экзотических, как Уганда. То есть
Ассамблея объединяет те страны, где представлена Православная церковь.
Сегодня в Межпарламентской
Ассамблее Православия складывается очень непростая ситуация. Часть ее членов, к
которой я принадлежу, настаивает на превращении ее в более значимую организацию
в Европе и в мире. К сожалению, пока Межпарламентская Ассамблея Православия,
скорее, возможность, чем реальность. Она никак не может сравниться с
существующей сегодня той же Исламской конференцией. В православном мире такой
конференции не существует. Конечно, Ассамблея Православия должна постепенно
превратиться в такой орган, несмотря на то, что не все еще понимают
необходимость создания такой организации, многие привыкли к нынешней форме ее
существования.
Генеральный секретарь, некоторые
его коллеги из Греции не понимают важность проблемы, да и не все члены нашей
российской делегации осознают это. Кому-то нравится регулярно участвовать в
мероприятиях, но ничем глубоко не интересоваться.
Участвует в Ассамблее и
Православная церковь. Как правило, она посылает на наши форумы своих
представителей, мы заслушиваем православных священников, иерархов. Активно
взаимодействуют с Ассамблеей представители Вселенского патриархата и Греческой
Церкви. Со стороны аппарата организации, которая размещается в Греции,
совершенно очевидно желание развивать эту тематику. Вот и на этот раз наши
заседания пройдут в Греко-византийском институте. На мой взгляд, очевидно
желание утвердить первородство Греческой Церкви, по крайней в духовной и
культурной сфере.
Не скажу, что это противоречит
нашим видам на организацию, мы поддерживаем желание греческих депутатов
подчеркнуть величие наследия и греческой цивилизации, и православной церкви, и
византийской культуры, но главное, чтобы это не приводило к раздвоению личности.
С одной стороны они хотели бы влиять на православный мир, но с другой стороны,
Греция, являясь и членом НАТО и членом Европейского союза, и зачастую не хочет
обсуждать темы, которые неудобны для НАТО и Евросоюза.
Если греческая кипрская
делегация из раза в раз поднимает кипрский вопрос, и это ни у кого не вызывает
протестов, то обсуждение косовского вопроса, или вопросов о статусе так
называемых непризнанных государств, или вопросов о свободе совести и свободе
вероисповедания в зонах конфликтов, оказывается, мягко говоря, не очень
интересно Ассамблее. Аппарат и руководство организации, к сожалению, не желают
заниматься этими проблемами, и это очевидно. Обычно же обсуждаемые вопросы стоят
на стыке светской и духовной жизни, но и здесь бывает очевидно желание уйти от
самых острых вопросов. Я же считаю, что Ассамблея должна быть более
политизирована, иметь более четкую позицию, чтобы участвовать в разрешении
реальных проблем, существующих в мире, потому что православный мир — это и есть
довольно значительная часть мира. Вот за это здесь и борется российская
делегация. И я, как глава Комиссии МАП по правам человека, буду настаивать на
активизации позиции Ассамблеи. Мы должны принимать лишь те решения и заявления,
которые способствуют повышению авторитета организации в целом. Нельзя
действовать так, как это делает, скажем, госпожа из США, возглавляющая комиссию
по международным делам. По сути, она не имеет никакого отношения к организации,
не является депутатом, но зато является чикагским казначеем демократической
партии, другом Генерального секретаря и гречанкой по происхождению.
А тема нынешнего форума МАП —
вклад Православия в европейскую культуру, и Венеция в этом отношении место
знаменательное, поскольку многое из того, что составляет сегодня ее культуру,
есть следствие влияния культуры востока. Да и значительную часть своих богатств
она почерпнула в борьбе, сначала с Византийской империей, потом с Турецкой. В
Венеции сохранены даже реликвии Византийского периода, например, львы Святого
Марка, когда-то привезенные в Венецию из Константинополя, разграбленного во
время крестового похода.
|