Социальные аспекты положения русской диаспоры в Казахстане
Виктор Михайлов
Выступая на
Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости 12
июня 2006, в Алма-Ате, Президента РК Н.А. Назарбаев сказал: «…В Казахстане
решена важнейшая стратегическая задача - созданы максимальные условия для
удовлетворения потребностей национальных меньшинств, связанные с их культурной и
национальной идентичностью. Наиболее важные из них касаются культуры и
образования, сохранения родного языка…», «…все, кто родился в Казахстане,
считают его своей Родиной …», но так ли это.
В 2005 году в Казахстане проходил
бурный общественно – политический процесс, связанный с подготовкой и проведением
Президентских выборов. Казалось, что страна расколота на два противоположных,
равносильных лагеря: сторонников действующего президента Нурсултана Назарбаева и
ставленника оппозиции - Тоякбая. Русская диаспора оказалась в трудном положении
выбора. Не без её помощи, Нурсултан Назарбаев остался у власти на
очередной срок, но решены ли проблемы русской диаспоры. К тому же самочувствие
российских соотечественников в Казахстане определяется не только
отношением президента, но и отношением двух ведущих этносов, в их
представлениях о месте в новом государстве - отношением русских и казахов.
Сокращение населения Казахстана с 16,9 млн.
в 1991 г. до 14,9 млн. в 1999 (в том числе сокращение количество
русских на 26 %, украинцев — на 38 %, немцев — на 63 %) вызвали изменения в этих
отношениях.
Одно из проявлений этих изменений — этностереотипы.
Они особенно остро проявляются в тех условиях, когда между этносами либо
идет острая конкурентная борьба, разгораются конфликты по жизненно важным
вопросам, либо складываются отношения господства-подчинения.
Такой подход в межнациональных
отношениях нашёл своё отражение и в государственной идеологии.
Официальное руководство Казахстана часто говорит о "евразийском",
многонациональном характере государства. Однако реальная политика выражается в
том, что почти все ключевые посты в управлении государством принадлежат казахам.
Русский язык под жёстким прессом «общественного мнения» казахских националистов
всё более и более уступает свои позиции. Определены сроки перевода
делопроизводства в органах государственного управления республики на
государственный язык до 2010 года. Соответствующие дополнения президент
Казахстана внес в свой указ "О государственной программе функционирования и
развития языков на 2001 - 2010 годы".
В дальнейших планах некоторых казахских идеологов —
полная "казахизация" страны. Такие идеологи подогревают в казахской среде
бытовой национализм, национальную кичливость и ксенофобию.
Разумеется, все это не может не вызывать обратную, не
всегда сдержанную, реакцию оппонентов. Поэтому целью научного
исследования«Этносоциальная политика в Республике Казахстан в приложении к
российской диаспоре», проведенного Институтом стран СНГ, в октябре-ноябре
2005 года, стало выявление особенностей самосознания, этностереотипа
представителей русской диаспоры в республике Казахстан, проведение социально –
политологического, социально-психологического анализа факторов, определяющих
самочувствие российских соотечественников и влияющих на содержание
межнациональных отношений в республике.
Часть исследования осуществлялось методом
анкетного опроса респондентов в трёх регионах
Казахстана: Джамбульская, Алма-Атинская области – Юг; Восточно-Казахстанская область – Восток; Астана, Кокчетав, Акмолинская область – Север.
Сравнительные данные взяты из итогов исследований
«Этносоциальная действительность Казахстана»,проведенных
Информационно-аналитическим центром Парламента Республики Казахстан в разные
годы.
Самочувствие диаспоры, её готовность к
объединению и самостоятельным действиям по защите своих прав, в немалой степени
зависит от уровня и характера этнического самосознания, то есть
отождествления, причисления себя к конкретной этнической общности.
Ответы на вопрос "Что, по Вашему мнению, определяет национальную
принадлежность человека?", полученные от респондентов
показывают, что по их мнению основные признаки, по которым они формируют
представление о национальной принадлежности, сводятся ни к месту рождения, ни к
гражданству, а к языку ( 63%) и культуре (61%). Это именно та совокупность
этнических черт, которая подвергается наибольшей
ассимиляции и размыванию, что, естественно, не может не волновать русских в
Казахстане.
В государстве с многонациональной структурой, каким
является Казахстан, наряду с процессами этнической самоидентификации важно было
проследить и процесс государственной идентификации, формирования у российских
соотечественников казахстанского гражданства, и если хотите, казахстанского
патриотизма. Ответы сошлись на мнении не в пользу последнего - почти
половина соотечественников считают своей родиной не Казахстан, а бывший СССР.
Социально-экономическое положение и социальное
самочувствие русской диаспоры определялись через оценки респондентами
собственного жизненного уровня, обеспеченности основными средствами
жизнедеятельности, уверенности в будущем.
Отвечая на вопрос анкеты: «Как Вы считаете, какой уровень жизни более всего
соответствует вашей семье?» 42% - ответили, что они живут
удовлетворительно и имеют всё необходимое; 30% - пока удаётся сводить концы с
концами; и лишь 15% ответили, что живут в достатке, почти ни в чём себе не
отказывают.
Качество жизни и степень удовлетворенности различными ее
сторонами существенно различаются у основных социальных и
возрастных групп. Примечательно, что степень
удовлетворённости, в разных регионах, оценивается соотечественниками почти
одинаково, расхождения между ними незначительны.
Среди основных проблем, вызывающих тревогу, на первом
месте - высокие цены - 64%, на втором - рост преступности- 51%, падение морали и
культуры – на третьем(50%). Высокий процент набрали: проблема межнациональных
отношений - 38% и нарушение прав человека – 37%.
В подавляющем большинстве разница в оценках по
социальным слоям не велика, но по некоторым позициям, затрагивающим социальное
самочувствие, определенные расхождения заметны. Так обеспокоенность
межнациональными отношениями и нарушением прав человека выше у образованной
части респондентов.
Представители русской диаспоры обнаружили практически
полный пессимизм относительно своего будущего. Число высказанных отрицательных
оценок (73%) втрое превышает показатель тех,
которые уверенны в том, что их жизненный уровень со временем повысится (
21%).
С проблемой нарушений этнических прав тесно взаимосвязан
вопрос о привилегиях, которыми, согласно респондентам, пользуются представители
некоторых национальностей, и прежде всего казахи, на этом настаивают 84%
опрошенных.
У респондентов вполне явственно выражено мнение, что
никто, в том числе и русские, не вправе рассчитывать на различного рода
преимущества, поэтому более 85% опрошенных категорически сказали «нет
привилегиям».
Хорошее самочувствие диаспоры не в малой мере
определяется удовлетворённостью профессией, тем более профессией своих детей.
Симпатии опрошенных к определенным областям деятельности проступают
при анализе ответов на вопрос:
"Какую отрасль для работы Вы предпочли бы для своих
детей?"
Наиболее престижными для русской диаспоры оказались:
управление и госслужба - 39%, наука и культура - 31%, здравоохранение- 28%,
образование - 27%. Иными словами, предпочтения российских соотечественников
связаны либо с властью, либо с умственным трудом. В этих отраслях готовы
работать представители всех социальных групп и к преобладанию или доминированию
в них казахов относятся болезненно.
При оценке деятельности руководства Казахстана по
выработке и осуществлению национальной политики, более половины
соотечественников уверенны, что говорится все правильно, но на местах все
делается по другому - 57%, что идет сознательная поддержка одного этноса и
вытеснение других считают 33%, что в угоду стабильности игнорируются интересы
русских – 20%. А то, что политика взвешенная, активная и содействует
межнациональному согласию считают всего лишь 9% респондентов.
Сравнивая полученные данные, можно сделать вывод, что
российские соотечественники критически оценивают
результаты национальной политики руководства республики и не одобряют её.
Из числа опрошенных, 73% считает, что в Казахстане имеют
место нарушения прав этнических меньшинств. Анализ ответов представителей
различных социальных групп позволяет судить об
ущемлённости российских соотечественников в сферах, связанных с употреблением
русского языка (66%), в дискриминация по национальному
признаку при приеме на работу - 58%, при выборе в органы власти – 50%,
выдвижении русских на руководящую работу(41%). Полученные данные подтверждают
устойчивость процесса продолжающейся мононационализации управления
не только трудовых коллективов, но и государственных органов.
Однако выявлен некоторый разнобой в оценке
межнациональных отношений в зависимости от региона, в котором проживают
представители русской диаспоры. Одна и та же обстановка в местах опроса
оценивается не одинаково. Южане настроены, пожалуй, "благодушнее", северяне -
более скептически.
Мониторинг показывает, что межнациональные
отношения в бытовых условиях несколько теплее, чем в трудовых коллективах.
Межнациональные отношения в быту считают спокойными – 42% (на Юге - 52%),
дружеские 23%, а не всегда дружеские всего – 18%, конфликты
отсутствуют.
В трудовых коллективах межнациональные отношения
респонденты воспринимают несколько иначе, чем по месту жительства. Здесь доля,
считающих их спокойными равна 34%, дружескими - 17%, а вот не всегда
дружескими – 23% и конфликтными - 3%.
Уровень конфликтности в нашем исследовании
связывается, прежде всего, с определенными действиями и поступками национальных
субъектов по отношению друг к другу. Полученные результаты говорят о том, что он
сравнительно высок – 64% соотечественников испытали на себе унижения на
национальной почве.
Этим, очевидно, объясняется пессимистический прогноз,
при ответе на вопрос:
«Доверяете ли Вы народу, проживающему с Вами в одной
местности?»
Естественно, этот вопрос подразумевает доверие русских к
казахам и большинство опрошенных ответили отрицательно - 50%, а 42% -
положительно.
Касаясь перспективы межнациональных отношений многие -
40% - полагают, что они останутся на прежнем уровне, 9% - что улучшатся, но
большинство - 43% ожидают ухудшения. Выходом из создавшегося положения
соотечественники видят в создании автономии. Хотя идея национальной
автономии и федеративного устройства республики не приветствуется официальными
властями, тем ни менее большая часть опрошенных - 68%, согласна с
тем, чтобы русские в Казахстане имели право на территориальную или
культурную автономию.
Гражданская позиция российских соотечественников
определялась степенью готовности к защите своих интересов.
Подавляющему большинству опрошенных
(80%), не приходилось участвовать в крупных акциях, связанных с
защитой своей национальности. Предпринятые акции у большинства сводятся в к
дискуссиям и спорам, участию в работе собраний и конференций - 20%.
Намного выросло число обращавшихся с жалобами в
инстанции - 11% (1992 г. - 0,9%, 1994 г. - 2,1%).
Увеличилось количество участвовавших в митингах и
демонстрациях - с 2,8% в 1996 до 11% - в 2005 году(1992 г. -5,1%,
1994 г. - 3,5%) и тех, кто прибегали к физическим воздействиям - 12%.
Происходят и качественные изменения в способах
разрешения конфликтных ситуаций в сторону уменьшения цивилизованных, правовых
средств и увеличения крайних, силовых. Думается, что это связано с общей
тенденцией оппозиционного движения в Казахстане.
При изучении предполагаемого поведения в гипотетическом
межнациональном конфликте выяснилось, что почти 1/3 респондентов будет требовать
от властей принятия мер. При этом наблюдается некоторое сокращение приверженцев
таких действий.
Вселяет надежду то, что 31% наших соотечественников
верят в возможность объединения и верят, что русская
общественная организация сможет решить проблему и 20% готовы идти на митинги и
демонстрации. А вместе это составляет 51%.
К сожалению велик процент (34%) тех, кто в трудный
момент готов покинуть республику. Вместе с теми, кто не станет вмешиваться
в конфликт (11%), они составляют 45%. Это почти 50% диаспоры,
отказывающихся от участия в каком – либо сопротивлении насилию.
В сравнении с аналогичными исследованиями в Казахстане,
на уровне 1996 года, с небольшим превышением (14%), сохраняется количество
решивших с оружием в руках защищать интересы своего народа.
И ещё одна особенность: более решительно, чем даже
Восток, всегда отличавшийся сепаратистскими настроениями и боевитостью, на
защиту интересов своего народа с оружием в руках готов выступить Юг (19%).
Очевидно, в сознании южан утвердилась уверенность, что в плотном окружении
казахов, в случае конфликта, это единственный выход, чтобы выжить.
На содержание и развитие этносоциальных отношений в
Казахстане существенное влияние оказывают внешние факторы, включающие в себя
взаимоотношения республики с внешним миром, соседними странами. Расходясь во
мнении по поводуповедения в гипотетическом
межнациональном конфликте, соотечественники единодушны в том, с какими странами
Казахстану предпочтительно укреплять внешние связи.
По всем опрошенным подавляющее большинство - 76% -
приоритет отдают упрочнению связей с Россией, на втором месте страны
центральноазиатского региона, являющиеся членами СНГ - 6%.
Ориентация на Россию и Центральную Азию говорит о
том, что русское населения, трезво оценивает обстановку, дорожит исторически
сложившимися прочными экономическими и культурными связями со странами СНГ.
Во взаимоотношениях со странами СНГ, для Казахстана так
же имеют важное значение варианты интеграции. Однако мнения относительно
этой важной проблемы разделились: 15% поддерживают интеграционный процесс
четырех, в котором участвуют вместе с Казахстаном и Россия, Белоруссия,
Киргизия, 5% считает, что необходимо довольствоваться существующим
интеграционным уровнем в рамках СНГ. К тому же 67% респондентов высказались за
объединение с Россией, а вот противоположную позицию - полная самостоятельность
без какой-либо интеграции с СНГ - занимает только малая часть русских -
казахстанцев, всего 0,6%.
Отношение к миграции в анкете, в первую очередь,
фиксировалось на уровне непосредственной реакции на проблему, то есть задавался
вопрос "Задумывались ли Вы о
выезде из республики?" 28% ответили утвердительно и лишь 8%
отрицательно.
Из всех опрошенных в ближайшее время собираются уезжать 8%, собираются уезжать 20% и пока
еще не решили - 56%, что в сумме фактически
соответствует доле задумавшихся над тем, чтобы оставить республику (84%) .
Это подтверждает вывод о том, что эмиграция русских из
Казахстана все еще имеет солидный потенциал.
В ходе исследования подтвердились выводы политиков
утверждающих, что в Казахстане, несмотря на конституционное
декларирование о построении в республике демократического, правового,
социального государства, продолжается планомерное строительство
этнократического государства. И это не может не тревожить все
еще многочисленную русскую диаспору в Казахстане. Своими
ответами на вопросы анкеты представители русской диаспоры как бы говорят
Президенту и правительству: « Проблема русских в Казахстане есть! Мы
считаем себя ущемленными». И хотя в Казахстане со стороны русских еще
сохраняется солидный запас доверия к власти, но он подвергается разрушению.
Какая реальная политика — направленная на
этнократию или на создание многонационального государства — возобладает. Это во
многом будет зависеть от того, захотят ли власти Казахстана услышать
проблемы русской диаспоры.
|