Миграция. Демография. Гражданство.
Госдума облегчит жизнь мигрантам из СНГ в России во втором чтении
Глава МИД Сергей Лавров,
выступая на одном из недавних заседаний Госдумы, уверил депутатов,
что соотечественникам, которые захотят получить российское гражданство,
будут предоставлены самые льготные условия. Министр сказал буквально следующее:
"Сформирована рабочая группа под эгидой администрации президента. Она завершила
первый этап работы, подготовила проект соответствующих документов, направленных
на решение вопроса, касающегося поддержки соотечественников и обеспечения
возможности для них быстро, без бюрократических препон перебраться на российскую
территорию",
А Председатель Комитета Госдумы
по конституционному законодательству Владимир Плигин гарантирует мигрантам
полную свободу передвижения по России.
10.06.2006., Сentrasia.org/news
Виктор Хамраев
Комитет Госдумы по конституционному законодательству
вчера рекомендовал палате одобрить во втором чтении законопроект, обновляющий
правила миграционного учета. Нововведения резко облегчают въезд в Россию граждан
из стран СНГ, чем довольны даже правозащитники. Но их беспокоит, что россиянам
теперь будет намного сложнее передвигаться по собственной стране, чем
иностранцам. Ведь для них думцы сохраняют старое правило – обязательную
регистрацию.
Законопроект, впервые детально описывающий всю схему
миграционного учета, его авторы-единороссы еще при обсуждении в первом чтении
(см. Ъ от 20 марта) назвали "революционным". "Революционность" состояла в отмене
миграционных карт и требования об обязательной регистрации по месту пребывания
сроком на три месяца, по истечении которых человек должен был непременно
покинуть территорию России, чтобы въехать и вновь добиваться регистрации на
очередные три месяца. Вместо всего этого от иностранца теперь потребуется
простое уведомление о пребывании в России, которое он может предъявить
миграционной службе лично либо отправить по почте. При этом отказать иностранцу
миграционная служба не может.
Правда, по столь либеральным нормам в России смогут жить
не все иностранцы, а только приезжие из стран СНГ, с которыми у России
установлен безвизовый режим. То есть не пользующиеся таким режимом жители Грузии
и Туркмении приравнены к иностранцам из дальнего зарубежья, от которых
по-прежнему будут требовать миграционную карту, временную регистрацию и вид на
жительство. Поэтому у председателя комитета по конституционному законодательству
Владимира Плигина нет никаких опасений, что после вступления закона в силу "в
страну понаедут". Во-первых, термин "понаедут", как объяснил Ъ господин Плигин,
в народе употребляют чаще по отношению "к своим же гражданам, которых не очень
хочется видеть". Во-вторых, ожидать резкого притока мигрантов из стран СНГ не
приходится, так как эти страны, по сведениям депутата, тоже вступают в полосу
экономического подъема и, напротив, сами испытывают нужду в притоке
высококвалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Поэтому миграционный поток из
СНГ "сформировался и практически исчерпан", убежден Владимир Плигин. Он
надеется, что закон о миграционном учете должен будет лишь легализовать тех
мигрантов, которые сейчас живут и работают в России нелегально.
Тем не менее правозащитники считают, что закон
подтолкнет к легализации лишь мигрантов, но не российских работодателей,
поскольку для последних сохраняется нынешняя процедура получения разрешения на
привлечение иностранной рабочей силы. Сама эта процедура, как сообщила Ъ
председатель движения "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, выливается в
двухмесячные хождения по разным инстанциям и при этом "настолько взяткоемка",
что работодателям выгоднее "давать взятки за нелегальных рабочих".
Но больше всего правозащитники недовольны тем, что
депутаты "революционно смягчают" правила для иностранцев, а для россиян
сохраняют жесткое требование о "регистрации", обязательность которой установлена
даже не законом, а постановлением правительства. Владимир Плигин уверен, что это
недовольство будет снято еще до того, как новые правила миграционного учета
вступят в законную силу с 15 января 2007 года. Вчера глава комитета по
конституционному законодательству пообещал Ъ, что еще до начала осенней сессии
(она откроется в сентябре) депутаты "проанализируют действующие нормы
российского законодательства" о регистрации, касающиеся россиян. И если они "в
какой-то степени будут носить характер более сложный и отличающийся от правого
режима для граждан иностранного государства", то, по словам господина Плигина,
"естественно, эти противоречия будут сняты".
Зачем России мигранты?
Рассмотрение Государственной Думой двух
законов: "О миграционном учете" и об изменениях в законе "О правовом положении
иностранных граждан" вызвало полемику в обществе. Некоторые депутаты считают их
«антирусскими» законами. Это подтверждает и предыдущая информация.
Разъяснение и уточнение по предложенным законопроектам делает публикуемое
ниже интервью замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина,
которое он дал корреспонденту газеты «Московский комсомолец» накануне второго
чтения в Госдуме.
31.05.2006. Сentrasia.org/news
Марина Озерова
"Нашей стране необходим миллион новых работников в год".
С подачи президента все сейчас говорят о повышении рождаемости. Но в том же
послании вскользь были названы два других способа увеличить численность
населения: привлечение мигрантов и снижение уровня позорно высокой
смертности...
Сейчас в Госдуме готовятся ко второму чтению законы,
слегка смягчающие наше миграционное законодательство. О том, какую все-таки
политику в отношении приезжих собирается проводить Россия, нам рассказал
замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслав ПОСТАВНИН.
- Признаете, что принятые 3-4 года назад жесткие законы
- ошибка?
- Руководители страны поняли, что одними жесткими мерами
проблемы не решить, а любой административный барьер, порождает взятку. Поэтому и
курс сменился: с неприятия мигрантов - на понимание того, что они нам нужны.
Разрешение на работу в России и регистрация - два основных камня преткновения.
Причем получить разрешение на наем иностранного работника недопустимо сложно и
долго. Мне приходилось разбираться с жалобами крупных фирм вроде "Сименс" или
"Мицубиси", которые по 7-8 месяцев ждут решения...
И вот появились два закона, которые прошли первое чтение
в Думе: "О миграционном учете" и об изменениях закона "О правовом положении
иностранных граждан". Теперь не работодатели, а сами граждане СНГ из стран, с
которыми у нас есть соглашение о безвизовом режиме, будут получать разрешение на
работу в России.
- Какие же очереди выстроятся у дверей ФМС!
- Проблемы есть. К тому же за разрешением придут люди,
иногда плохо знающие русский язык или не знающие его вовсе, а им надо документы
заполнять, требования разъяснять. И сроки устанавливаются жесткие: 10 дней на
выдачу разрешения...
Второй момент, мешающий превращению нелегального
мигранта в легального, - регистрация. В Иркутске китайские рабочие работают на
стройке, а рядом - деревянный, неблагоустроенный жилой дом, в котором
десятилетиями жила российская семья, и никто к ним не приходил - ни
санэпидемстанция, ни пожарные. Как только они съехали и в дом вселились китайцы
- пришли все надзорные службы и говорят, что в таких кошмарных условиях жить
нельзя. Поэтому регистрировать новых жильцов не будут. Почему русским можно, а
китайцам - нельзя?..
- На какой эффект от новых законов вы рассчитываете?
- В 2005 году в России легально работало более 700 тысяч
иностранцев. Но МЭРТ считает, что нам ежегодно необходимо около 1 млн. рабочих
рук дополнительно с учетом демографической ситуации. Я не знаю, как они считали
и учитывали ли людей, которые здесь работают нелегально (эксперты говорят, что
таких от 3 до 15 млн.). Но даже если исходить из расчетов МЭРТа, для начала мы
должны увеличить оформление раза в два-три, потому что в прошлом году мы выдали
400 тысяч разрешений. А поскольку нас ждет серьезный демографический провал,
надо будет предусматривать увеличение и в дальнейшем.
- А опыт других стран вы изучаете?
- Изучаем и учитываем. И видим, что даже если решить
проблему легализации, сразу возникает проблема интеграции мигрантов в общество.
Удачных примеров в мире пока мало. Вот Финляндия разве что: маленькая страна,
всего 6 миллионов, но процент мигрантов высок. Конечно, там - не исламская
миграция и небольшое количество людей, в таких условиях можно "дойти" до
каждого. А если речь идет о десятках миллионов, как у нас, в Германии или
Штатах? В Канаде вроде проблем с интеграцией нет, хотя тоже по миллиону в год
принимают и ведут очень тщательный отбор, начиная его еще на стадии получения
визы. Но у России, в отличие от Канады, огромная сухопутная граница и безвизовый
режим со многими странами СНГ. Не утрачены связи родственные, личные,
экономические, и очень трудно перекрыть границу, чтобы все приезжали по визам.
Резать по-живому придется...
- Что тогда делать?
- А ничего не надо больше придумывать. С одной стороны,
делать процедуру легализации прозрачной и понятной, а с другой - ужесточать
наказание тем работодателям, которые используют труд нелегалов.
- Видели в метро листовки про то, что "Дума
проголосовала за антирусский закон"?
- Видел. Не только у нас - во всех странах не было ни
одного миграционного закона, который бы дружно поддержало общество. Национальные
отношения - чувствительная область, на этом очень легко играть.
- Вы считаете, что легальные мигранты не составят
конкуренции россиянам?
- Наоборот, легализация укрепляет внутренний рынок
труда. Сейчас нелегальный мигрант чем работодателю интересен? Он обходится в 2-3
раза дешевле. А за легального он должен платить налоги, обеспечить его жильем,
страховкой, да еще в случае чего депортировать за свой счет. Некоторые могут
сказать: зачем мне такие проблемы? Лучше я возьму россиянина... Мы делаем труд
мигрантов дороже, а наших граждан более конкурентоспособными.
- Квоты на работу в России для граждан СНГ
отменяются?
- Квоты как механизм остаются, но регионам дается право
самим решать, нужно ли им квотирование в отношении граждан СНГ. Ясно, что оно
нужно, например, на юге России - там переизбыток рабочей силы: Северный Кавказ,
Краснодарский край... Москва, безусловно, Московская область, Петербург - все
крупные города. Если здесь процесс не контролировать, мигранты могут вытеснить
из некоторых секторов наших рабочих.
- А эксперимент по миграционной амнистии, который
проводился в прошлом году в 10 регионах, удался?
- Не знаю, откуда взялось это слово - "амнистия". Мы
сразу говорили: речь идет о легализации или регуляризации. Примерно 7,5 тысячи
легализовали, точечно работали. Объявляли об акции, приходили работодатели, у
которых трудятся граждане СНГ с административными проблемами, и мы их в
ускоренном порядке решали. Надо было видеть глаза людей, которые привыкли, что
их все время пугают: готовьте деньги или мы вас куда-нибудь... Мы увидели все
процедурные проблемы. Увидели и мигрантов, которые не хотят легализовываться, и
работодателей, которые не хотят легализовывать своих работников. Увидели картину
такой, какая она есть. Этот опыт нам помогает правильно выстраивать
политику...
«В 2007 г. миграционное законодательство серьезно изменится»
Заявил глава управления
Федеральной миграционной службы.
15.06.2006,www.regnum.ru/news/
15 июня в Госдуме прошел круглый стол,
посвященный положению детей вынужденных переселенцев из стран СНГ и Прибалтики,
сообщает корреспондент ИА REGNUM. Представители Федеральной миграционной службы
России, общественных организаций, уполномоченные по правам человека нескольких
субъектов РФ, депутаты пришли к общему заключению, что практически все проблемы,
с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы и иностранные мигранты связаны с
запутанным, непонятным и нестабильным законодательством по вопросам гражданства
и миграционной политики. Руководитель управления ФМС по Московской области
Михаил Утятский в интервью корреспонденту ИА REGNUM сказал, что ФМС подготовила
поправки в законы, которые внесены в правительство, и в будущем году
законодательство будет серьезно меняться в части упрощения регистрации как для
российских соотечественников, так и для иностранных граждан.
По данным начальника отдела по вопросам вынужденных
переселенцев ФМС Александра Кандева в России эта категория мигрантов составляет
62 тыс. семей или 155 тыс. человек (в основном граждане России), из них 35 тыс.
детей. Основные регионы их местонахождения - Центральный, Приволжский и Южный
федеральные округа. "Проблема, связанная с легализацией детей, конечно,
существует, - сказала уполномоченный по правам человека в Саратовской области
Нина Лукашова. Надо решать проблему еще более упрощенного получения гражданства
для граждан бывшего Советского Союза, у которых уже выросли дети, и растут
внуки. Просто стон идет в некоторых случаях!". По ее словам, несовершенное
законодательство приводит к тому, что дети не могут получить паспорт и
регистрацию, и годами не имеют никаких прав, в частности, на получение
образования и медицинское обслуживание (бесплатные лекарства).
Представители общественных организаций обратили внимание
на то, что дети вынужденных переселенцев не могут сдавать Единый государственный
экзамен, поскольку для этого нужно иметь документ о гражданстве, и в целом от
30% до 40% детей по этой причине оказывается исключенными из этого процесса.
Отдельная проблема - получение профессионального образования российскими
соотечественниками в Туркмении, где сложности существуют даже для знающих
туркменский язык. В Министерстве образования и науки, сообщил Юрий Акимов, знают
об этом, но не готовы предоставлять такие преимущества, как квотирование мест
для них в тех российских национальных университетах, которые открыты в 4 странах
ближнего зарубежья (Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, а также школа в
Туркмении - ИА REGNUM). "Мы не можем изыскивать там русских и только их учить",
- сказал чиновник. Комментируя ситуацию в Туркмении, он сказал, что министерство
образования этой страны проводит самостоятельную политику, определяемую одним
человеком, и Минобрнауки влиять на нее не может.
Руководитель управления ФМС по Московской области
заявил, что "невыдача паспортов, нерегистрация, выдворение - это нестандартная
ситуация". По его словам, законодательство действительно характеризуется
непостоянством и нуждается в совершенствовании. Предложения участников круглого
стола о необходимости проведении ротации в ФМС, в которой проходят
"многочисленные реформирования, а лица не меняются" и введении института
комиссаров, которые набирались бы из числа гражданских экспертов и наблюдали бы
за исполнением закона на местах, Утятский воспринял с иронией, заметив, что по
конкурсу на ту зарплату которая сегодня есть в ФМС никто не придет и высказав
готовность "хоть завтра на общественных началах ввести представителя от
общественных организаций".
Депутат Заксобрания Калужской области Татьяна Котляр
заявила, что "положение русских в Латвии лучше положения тех, кто приезжает в
Россию". Один из серьезных недостатков, по ее мнению, заключается в том, что в
нашей стране не выдается документа, свидетельствующего об отсутствии
гражданства, как это есть, например, в Латвии. Она отметила, что для решения
проблем детей мигрантов нужна, прежде всего, статистика, сколько в России
совершеннолетних и несовершеннолетних, не имеющих паспорта, которой у ФМС нет.
"Все беды идут от Думы. Если бы вы такие законы не принимали, мы бы 10 лет не
мучались", - заметила руководитель общественного фонда "Таджикистан" Гавхар
Джураева.
Напомним, что Госдума приняла в первом чтении
депутатские законопроекты "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без
гражданства в России" и "О внесении изменений в ФЗ "О порядке выезда из РФ и
въезда в РФ" и в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Законопроекты предусматривают более либеральные подходы в отношении регистрации
трудовых мигрантов из стран СНГ, за исключением тех, с которыми у нас установлен
визовый режим (Грузия и Туркмения), но не упрощает правила регистрации для
внутренних мигрантов. В настоящее время, законопроекты подготовлены комитетом по
конституционному законодательству и госстроительству ко второму чтению. Глава
комитета Владимир Плигин полагает, что они могут быть приняты Думой этого
созыва.
По мнению Утятского, наиболее проблемный вопрос связан с
регистрацией, и совершенствование законодательства должно идти в направлении ее
упрощения. "Он обсуждался на уровне руководства ФМС, Администрации президента.
Закон о миграционном учете должен серьезно изменить этот вопрос", - сказал
Утятский корреспонденту ИА REGNUM.
Мигрантам – "зеленый свет"
Дополнительные доходы в казну могут обернуться
проблемами для всей России
18.06.2006,http://www.finansmag.ru
Мигранты, в изобилии наводнившие города и веси России,
получили шанс наконец-то выйти из тени. На минувшей неделе Госдума приняла в
первом чтении законопроект о миграционном учете иностранцев и лиц без
гражданства. Данный документ существенно упрощает правовой механизм регистрации
в России миллионов гастарбайтеров, едущих сюда с целью заработать на кусок хлеба
или просто в надежде на лучшую жизнь.
Теперь, если документ пройдет все инстанции и будет
подписан президентом, привычный нам разрешительный порядок регистрации
иностранцев по официальному месту жительства и учета по месту пребывания уйдет в
прошлое. Такую «репрессивную» меру новый законопроект допускает лишь в закрытых
административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия и
в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Иными словами, очереди из
таджиков и азербайджанцев, желающих получить вожделенную регистрацию, в
паспортных столах сильно поубавятся. Теперь регистрация становится возможна в
уведомительном порядке: захотел – зарегистрировался, не захотел – не
зарегистрировался. Желающие смогут сделать это в упрощенном порядке и по почте.
Однако сомнительно, что приезжие из республик бывшего СССР захотят добровольно
ставить о себе в известность соответствующие органы. Кроме того, учитывать
иностранцев по месту пребывания теперь можно и в нежилом помещении, а
существовавшие ранее квоты на привлечение иностранной силы в Россию отменяются.
Мигранты же, прибывшие к нам в безвизовом порядке, имеют право получить
разрешение на работу в 10-дневный срок с момента подачи заявления. Правда, все
это не касается граждан Грузии и Туркменистана – с этими странами у нас
существует визовый режим.
Авторы законопроекта — представители фракции «Единая
Россия» Владимир Плигин, Вячеслав Володин, Олег Морозов и Владимир Пехтин
считают, что данная инициатива направлена «на обеспечение миграционной
привлекательности РФ и формирование качественно нового административно-правового
механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства». По мнению депутатов,
принятие документа позволит более эффективно управлять миграционными процессами,
сократить нелегальную миграцию, привлечь в Россию квалифицированную рабочую
силу, особенно из стран СНГ. По данным руководителя Федеральной миграционной
службы Константина Ромодановского, ежегодный приток трудовых мигрантов в Россию
превышает 20 млн человек, из них 10 млн работают в стране нелегально. Ущерб от
нелегальной деятельности он оценил в 200 млрд руб. Зато госбюджеты Молдавии,
Украины, Азербайджана и других стран СНГ во многом формируются за счет пересылки
гастарбайтерами домой денег, заработанных в России. Теперь все должно
измениться. Денежные потоки, ранее уходившие на родину мигрантов, теперь
частично будут оседать в российском бюджете в виде налогов, а всевозможные
нелегальные конторы, регистрирующие приезжих, вынуждены будут прекратить свою
деятельность.
Новый документ снимает с работодателей часть
обязанностей по оформлению сотрудника-мигранта. Сейчас действует закон, по
которому все тяготы по получению многочисленных разрешительных документов, в том
числе и разрешения на работу для приезжего специалиста, возлагаются на
работодателя. С такими хлопотами предприниматели связываться не хотят, и
предпочитают нанимать сотрудников нелегально. Теперь гастарбайтер сам сможет
оформлять эти документы, и чиновники не имеют право ему отказать. Все это
позволит мигрантам рассчитывать на «человеческое» отношение к себе со стороны
работодателей, считают сторонники законопроекта. По данным западных экспертов,
занимающихся оценкой положения трудовых мигрантов в России, около 1,5 млн
последних работают в России в условия, приближенных к рабским. Государство,
законодательно приняв послабления для них, показывает, что признает наличие
«фактического рабства» и делает все возможное для борьбы с этим злом, считают
авторы исследований.
Между тем, не все так радужно. У законопроекта немало
как сторонников, так и противников, что наглядно обнаружилось во время
обсуждения в Госдуме. Многие депутаты считают, что за заботой о
соотечественниках и праведным желанием пополнить российский бюджет кроется
недопонимание сложившейся ситуации. Так, депутат от «Родины» Александр Крутов
заявил, что во всем мире миграционные квоты ужесточаются, и только Россия, как
обычно, идет по особенному пути. «Не создаст ли массовая иммиграция для страны с
вымирающим населением эффективный инструмент для вытеснения коренного
населения?» – задался он вопросом. А депутат от той же «Родины» Андрей Савельев
подчеркнул, что необходимо в первую очередь упрощать процедуру легализации не
всех мигрантов из ближнего зарубежья, а, прежде всего, русских и представителей
других народов Российской Федерации, приехавших в РФ. В то же время независимый
депутат Николай Гончар отметил, что при доработке законопроекта необходимо
ввести систему квот для мигрантов из стран ближнего зарубежья, а также
предусмотреть механизм, позволяющий отслеживать, «честно ли они работают в нашей
стране, или занимаются наркобизнесом».
Действительно, массовая легализация более 10 млн
нелегальных работников может обернуться для страны непредсказуемыми
последствиями. Совсем недавно в ходе «правительственного часа» в Госдуме
заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин сообщил, что за 10 лет
число преступлений, совершенных иностранцами в России, увеличилось в 2,5 раза.
Кроме того, по его словам, нелегальная миграция неразрывно связана с
деятельностью экстремистских и террористических организаций. «В отдельных
регионах мигранты пытаются внедриться в органы управления, контролировать рынки,
навязывают коррупционные стандарты, пытаются добиться национально-культурной
автономии», — сообщил А.Чекалин. Приезжие не желают учить язык, ассимилироваться
к обычаям страны проживания, живут преимущественно в «районах компактного
проживания» и пытаются организовать бизнес «только для своих». Правда,
замминистра подчеркнул, что разовую масштабную легализацию незаконных мигрантов
в МВД считают оправданной. Сейчас практически 80 проц из них находятся в России
с различными нарушениями законодательства, и этой практике необходимо положить
конец.
Многие критики нового законопроекта считают, что Россия
не желает обращать внимание на поучительный пример западных держав, например,
той же Франции. После массовых погромов, учиненных представителями некоренного
населения арабо-африканского происхождения, в Париже, наконец, задумались о
миграционной тактике. До сегодняшнего дня местные законы отличались завидной
толерантностью – житель бывшей «порабощенной колонии» мог без труда закрепиться
в стране, перевезти семью, завести детей, и еще получать вполне приличное /по
меркам его страны/ пособие. Сейчас во Франции все чаще раздаются голоса с
предложением депортировать незваных граждан и ужесточить критерии получения
гражданства новыми мигрантами.
По мнению авторов проекта, получить с приезжих доход и
избежать проблем удастся с помощью учета, который будут осуществлять
миграционные службы с помощью специального информационно-миграционного банка
данных. Для этого, в частности, пункты пропуска на госгранице должны в течение
суток сообщать в миграционные службы точные сведения о любом перемещении
иностранцев через границу. Но сомнительно, что подобные базы будут отражать
существующее положение дел. Несовершенство техники, с помощью которой ведется
учет, а также привычка за некоторую сумму закрывать глаза на чей-то незаконный
переход границы – традиционные российские «болезни». Не приведут ли поблажки
мигрантам к тому, что по территории нашей страны будут открыто разгуливать
террористы и наркодилеры, получившие право регистрироваться по месту жительства
исключительно по собственному желанию? Об этом пишет ПРАЙМ-ТАСС.
|