Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

13 июня. Боевые расчеты 15-й зенитной ракетной бригады ВВС и войск ПВО Белоруссии прибыли на учебно-тренировочный пункт Командования специального назначения ВВС России, где приступили к запланированным тренировкам.

13 июня. Белоруссия установила временные таможенные посты во всех грузовых пунктах пропуска на границе с Россией. Белорусская сторона объяснила данную меру периодическим возникновением конфликтных ситуаций с российскими подакцизными грузами, следующими транзитом через территорию РБ.

13 июня. На Международной конференции труда белорусскому правительству была дана последняя возможность в течении 5 месяцев выполнить рекомендации комиссии по расследованию МОТ. В противном случае Белоруссию ждут жесткие меры, включая экономические санкции и исключение из рядов МОТ.

13 июня. Госсекретарь канцелярии премьер-министра Польши Адам Липиньски заявил о создании независимого телевидения для вещания через спутник на 16 июня состоялось официальное открытие Национальной библиотеки Беларуситерриторию Белоруссии. Трансляцию передач планируется начать с 2007 года.

16 июня. Состоялось торжественное открытие нового здания Национальной библиотеки Белоруссии. Ее директор Роман Мотульский вручил главе белорусского государства Александру Лукашенко читательский билет под номером 1.

16 июня. Правительство Белоруссии предоставило консорциуму немецких банков гарантии погашения кредитов на сумму 30,1 млн. EUR. Кредиты предназначаются для финансирования проекта по организации субмикронного производства интегральных микросхем в белорусском ПО "Интеграл".

16 июня. Американская администрация ввела экономические санкции против президента РБ Александра Лукашенко и других руководителей республики. Все их активы на территории США заморожены. Помимо Лукашенко, в американский «черный список» попали еще девять чиновников, в их числе - глава президентской администрации Геннадий Невыглас, председатель КГБ Степан Сухоренко, генеральный прокурор Петр Миклашевич, председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Коноплев. Гражданам США запрещается вести бизнес с представителями белорусского руководства. Заблокирована вся собственность, а также доли в собственности на территории США всех лиц, перечисленных в списке. Американская сторона убеждена в том, что президент РБ Лукашенко является самым богатым человеком в Белоруссии «с активами в миллиарды долларов».

19 июня. ОАО "Газпром" намерено поставлять газ Белоруссии в 2007 г. по начальной цене 200 долларов за тысячу кубометров, сообщил заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов в Москве. Далее цена экспортируемого в Белоруссию газа будет рассчитываться как цена газа в Европе - по аналогичной формуле.

19 июня. О начале контрактного производства сигарет торговой марки “Viceroy” объявило руководство Гродненской табачной фабрики “Неман” и предприятия “Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани”.

22 июня. В Минске прошло заседание Совета министров иностранных дел государств-членов ОДКБ. В ходе заседания были рассмотрены актуальные вопросы межгосударственного сотрудничества государств-членов Организации. Руководители внешнеполитических ведомств обсудили развитие военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ и еще раз подтвердили скоординированные подходы в оценках вызовов и угроз в современном мире. По итогам встречи были выработаны основные направления взаимодействия государств-членов ОДКБ по выявлению и пресечению незаконного оборота оружия массового уничтожения. Главы внешнеполитических ведомств одобрили проект заявления глав государств на Конференции ООН по Программе действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.

22 июня. К  Белоруссии перешло председательство в Совете министров обороны ОДКБ.

23 июня. Председательство в Организации Договора о коллективной безопасности перешло к Белоруссии. 

23 июня. В Москве председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко и гендиректором «Белтрансгаза» Дмитрием Казаковым. «Газпром» представил белорусской стороне проект контракта об условиях поставок газа в 2007 году с базовой ценой 200 долларов США за тысячу кубометров. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов подчеркнул, что цены все равно будут рыночными, но «Газпром» готов часть стоимости экспортируемого в РБ газа погасить за счет приобретения белорусских активов по рыночным ценам.

24 июня. Завершилась активная фаза учения ОДКБ «Щит Союза - 2006». На одном из этапов учений присутствовал президент РБ Александр Лукашенко. Главнокомандующий ВС России, президент России Владимир Путин на учения не прибыл. Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что на этом КШУ впервые вооруженные силы России и Белоруссии действовали как одна армия. Глава белорусского государства отметил, что выучка и техническое оснащение вооруженных сил Белоруссии и военная поддержка со стороны России позволяют обойтись без создания иностранных военных баз и размещения какого-либо ядерного оружия на территории республики. Участие Белоруссии в единой с Россией системе ПВО, по мнению Лукашенко, служит укреплению суверенитета страны. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа подчеркнул, что белорусские и русские  солдаты вместе выполняли учебные задачи, они начали более глубоко понимать общность целей по защите государств-членов ОДКБ.

24 июня. Белоруссия из-за отсутствия в бюджете необходимых средств официально отказалась от проекта строительства в Минске радиотелебашни стоимостью более 175 млн. долларов США.

24 июня. Вице-премьер РБ Андрей Кобяков заявил о том, что резкое увеличение Россией цен на энергоносители для Белоруссии может стать мощным фактором дезинтеграции. Кобяков подчеркнул, что если тарифы на газ повысятся в четыре раза, то вести разговор о равных условиях для субъектов хозяйствования двух стран не приходится. Это повлечет за собой разрыв интеграционных связей, потому что страна, в которой стоимость энергии будет существенно отличаться от ее стоимости в другой стране, будет искать механизм компенсации этого повышения. А этими механизмами могут стать субсидии, увеличение тарифов на ввозимое сырье, материалы, комплектующие. 

26 июня. Министерство промышленности и энергетики России в своем письме заверило депутатов Государственной Думы ФС в обоснованности необходимости повышения с 2007 года цены на поставляемый в Белоруссию российский природный газ.  В документе сообщается, что в период с 1 мая 2002 по 1 января 2004 года российский газ поставлялся в Белоруссию по внутрироссийским ценам. При этом цены на газ для белорусских субъектов хозяйствования устанавливались белорусской стороной на уровне, который в ряде случаев более чем вдвое превышал цены, действовавшие в России. В 2004 году цена 1000 кубометров российского природного газа, поставляемого в РБ, составила 46,68 долларов США и в 2005-2006 годах она оставалась на уровне 2004 года, несмотря на увеличение цены на газ на мировом рынке. Таким образом, за указанный период разрыв цен на газ для западноевропейских стран и Белоруссии увеличился с 2,8 до 5,8 раза. В настоящее время существующая цена газа для Белоруссии лишь частично компенсирует удельные затраты на добычу, подготовку, транспортировку газа и инвестиции для обеспечения надежности его поставок. В этих условиях сохранение существующей цены реализации означает не только прямое дотирование поставок газа в Белоруссию, но и отсутствие в цене газа источника инвестиций в развитие газовой отрасли и сокращение отчислений в доходную часть бюджета России, - отмечается в письме министерства промышленности и энергетики России.

26 июня. 80% белорусских товаров к 2010 году должны экспортироваться за рубеж через товаропроводящие сети. Об этом было заявлено в ходе семинара-совещания с советниками по торгово-экономическим вопросам загранучреждений РБ, проходившего с участием премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского. Приоритетами в работе торговых представителей были названы увеличение притока инвестиций в экономику Белоруссии, развитие товаропроводящей сети за рубежом и привлечение импортного технологического оборудования для переоснащения белорусских предприятий. Заместитель министра иностранных дел Белоруссии Михневич заявил о необходимости формирования «пробелорусского лобби» в странах-экспортерах. Он предложил создавать лобби в Литве, Польше, Италии и США. Самыми главными приоритетами белорусской стороны сегодня, как сказал представитель белорусского МИДа, являются Китай, Украина, Индия, Казахстан и Россия.

26 июня. В МВД Белоруссии информировали о том, что распивать пиво на улицах Белоруссии будет запрещено.

26 июня. В Ашхабаде, по сведениям белорусских источников, прошли переговоры по вопросам закупки газа Белоруссией по более низким ценам, чем предлагает «Газпром». Туркменские СМИ ничего о подобных переговорах не сообщили.

27 июня. Президент РБ Александр Лукашенко заявил, что мы не рассчитываем готовить кадры где-то за пределами республики, банковских работников мы будем готовить у себя. Потому что у нас будут и своя валюта, и своя страна со всеми атрибутами суверенитета и независимости.

27 июня. Фиксированные розничные цены на сахар-песок в Белоруссии повышены на 10%.

27 июня. Министерство иностранных дел РБ распространило заявление в связи с трагедией в отношении российских дипломатов в Ираке. В нем, в частности, сказано, что в Белоруссии с глубокой болью восприняли известие о том, что с четырьмя российскими дипломатами, ранее захваченными террористами в Ираке, случилось непоправимое. Белорусы до глубины души потрясены этой трагедией и выражают глубокое соболезнование семьям погибших россиян и всему братскому российскому народу. Белоруссия решительно осуждает этот варварский акт терроризма и подтверждает готовность вести непримиримую борьбу с этим международным злом.

27 июня. Владимир Путин выразил удивление политизированности реакции на решение России перейти на рыночные расчеты со странами-импортерами российских энергоносителей.

27 июня. В российском правительстве сообщили, что Россия стремится избежать прямого дотирования поставок газа в Белоруссию, как это было в предыдущие годы. Определение цены на газ должно решаться на уровне хозяйствующих субъектов. Вопрос цены на газ - рыночный вопрос, вопрос нахождения нормальной структуры экономических взаимоотношений «Газпрома» и «Белтрансгаза».

27 июня. В Белоруссии завершились Международные спортивные игры стран СНГ.

28 июня. Россия, по словам председателя Совета Федерации ФС Сергея Миронова, позитивно оценивает решение главы Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) посетить в сентябре Белоруссию. Миронов высоко оценил инициативу ПАСЕ вести активный диалог и обмен мнениями с Белоруссией, у которой в середине 90-х годов был заморожен статус "спецприглашенного". Политика изолирования Белоруссии, по мнению Сергея Миронова, неверна, главное - включить Белоруссию во взаимодействие с Европой.

28 июня. Вопросы дальнейшего развития сотрудничества Москвы с регионами Белоруссии были обсуждены на встрече мэра Москвы Юрия Лужкова и премьер-министра РБ Сергея Сидорского.

28 июня. В Москве состоялось заседание Совета министров Союзного государства. Был обсужден ход реализации действующих союзных программ и утверждена новая – «Создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона». По инициативе белорусской стороны вне повестки была затронута тема цен на поставляемый в Белоруссию российский газ. Премьер-министр России Михаил Фрадков подчеркнул, что Россия подтвердила свои позиции по цене на газ. «Газпром» предлагает с 2007 года повысить цены на газ для Белоруссии в четыре раза до 200 долларов за тысячу кубометров. Россия, по словам Фрадкова, будет исходить из универсального подхода ко всем партнерам. Белорусская сторона настаивает на том, чтобы цены на газ росли также как внутри России. Премьер-министр РБ Сергей Сидорский заявил, что Белоруссия вернула проект контракта по газу для дальнейшей проработки «Газпрому». Теперь условия поставок российского топлива будут обсуждаться в рамках специально созданной рабочей группы. Михаил Фрадков и Сергей Сидорский дали поручение найти взаимоприемлемое решение вопроса поставок российского газа в Белоруссию в 2007 году. Премьер-министр России отметил важность концентрации усилий по созданию Единого экономического пространства России и Белоруссии. Вместе с тем он заявил о необходимости адаптировать двустороннее сотрудничество к реалиям мировой экономики. По мнению Михаила Фрадкова, в настоящее время на первый план в сотрудничестве двух стран выходит сфера высоких технологий. Ярким примером взаимодействия ученых двух стран он назвал предстоящий запуск первого белорусского спутника «БелКА».

28 июня. Запуск первого белорусского спутника «БелКА» был перенесен на конец июля из-за неполадок на российской ракете-носителе «Днепр».

28 июня. Ограничения по доступу свекловичного сахара, поставляемого из Белоруссии на российский рынок, могут быть, по мнению премьер-министра РБ Сергея Сидорского, сняты к сентябрю.

28 июня. В Могилеве состоялось торжественное открытие XIV Международного фестиваля христианской духовной музыки "Магутны Божа". В церемонии приняли участие Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Белоруссии и Апостольский нунций Святого престола в Белоруссии Мартин Видович.

29 июня. Александр Милинкевич заявил о том, что «бъединенные демократические силы» впервые после выборов достигли серьёзного прогресса. Так он прокомментировал итоги заседания политсовета объединенной оппозиции, на котором были приняты основные направления деятельности на краткосрочную перспективу.

29 июня. В Минске ночью прошла репетиция парада по случаю Дня Независимости Республики Беларусь. В параде не будет участвовать военная техника, за исключением нескольких ЛА.

29 июня. Официальные СМИ РБ распространили информацию о том, что по размеру пенсий Белоруссия опережает другие страны СНГ. Средняя пенсия в Белоруссии в первом квартале 2006 года составила 106,55 доллара США.




Гуманитарные аспекты строительства Союзного государства

Николай Сергеев

В последний месяц весны нынешнего года произошли  два событиями, которые без сомнения окажут большое влияние на дальнейший ход российской, славянской, да и в целом мировой истории. Первое, знаменательное и радостное. Это историческое решение IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)  о воссоединении с Московским Патриархатом. Таким образом, спустя 80 лет после трагического раскола Русской Церкви  преодолено еще одно тяжкое наследие гражданской войны.

Другое майское событие, безусловно, носит драматический характер. Это окончательная гибель некогда великого государства Югославии. Референдум в Черногории, похоже, поставил последнюю точку в вопросе славянского единства на Балканах.

Оба эти события имеют непосредственное отношение к делу восстановления белорусско-российского единства. Ведь одним из катастрофических результатов Октябрьской революции стал насильственный разрыв этнического тела триединого Русского Народа. И поэтому в основе белорусско-российской единения  должна лежать не только интеграция в экономических, социальных, военных и других областях. В ходе строительства Союзного государства необходимо также решить важнейшую гуманитарную задачу – в полной мере восстановить общерусское сознание белорусов и великороссов.

В советское время белорусы принудительным образом были лишены своего законного исторического права именоваться частью русского народа. Как в свое время отмечал замечательный русский философ, уроженец Витебщины Николай Лосский: « Вся история белорусов – это их непрерывная борьба за свою русскость». Понятно, что речь  идет не о полной тождественности белорусов и великороссов и тем более не о поглощении одних другими, а о восстановлении исторически обоснованной трехуровневой конструкции национального самосознания ветвей русского народа: белорусы – русские – славяне; великороссы – русские – славяне и т.д.

Этот вопрос хоть и является одним из первостепенных, но до сих пор практически никак не решается. Конечно, Александр Лукашенко в своих выступлениях не раз говорил о белорусах – «мы русские люди». Звучали подобные высказывания и из уст российских политических и общественных деятелей. Но все это из области эмоций.  В тех же сферах, которые оказывают решающее влияние на формирование национального самосознания и общественных предпочтений  дела обстоят далеко не так, как того требуют интересы белорусско-российского единства. А ведь именно чувства людей нередко играют решающую роль при определении судеб государств и народов.

Пример тому, роковой для Югославии майский референдум в Черногории.  Экономические интересы, история и культура и, наконец, просто безопасность существования требовали сохранения с единства с матерью Сербией. Но произошло обратное. Конечно, можно говорить о давлении Запада, изощренных информационных технологиях и фальсификациях. Все это, несомненно, имело место. Но были и сиюминутные настроения, которые целенаправленно «разогревались» и которые сыграли решающую роль. Да, позже будет разочарование и, возможно, раскаяние. Но дело уже сделано. Союз с Сербией разрушен.

На подобный ход событий рассчитывает и прозападная белорусская оппозиция. Так, один из ее лидеров, бывший «единый кандидат от оппозиции в президенты» Александр Милинкевич,  выступая в конце мая в Париже на Парламентской Ассамблее НАТО заявил, что «Союз Белоруссии и России, который оппозиция отвергает» будет ликвидирован и что через 10-20 лет Белоруссия станет членом Евросоюза.

В этих планах ставка, в частности, делается на окончательное вымывание из самосознания белорусов общерусской составляющей. И основания для таких расчетов, к сожалению, имеются. Это и существенные изъяны в белорусской и российской системах  гуманитарного, в первую очередь, исторического, образования, и безответственная, неконструктивная позиция целого ряда белорусских  и российских средств массовой информации. Говоря о белорусских СМИ, имелись ввиду государственные масс-медиа, так как оппозиционные по определению занимают антироссийскую позицию.

Взять хотя бы телевещание. В информационных и аналитических программах центральных российских телеканалов Белоруссия в большинстве случаев представляется не как самое близкое во всех отношениях для России государство, не как часть общего с Российской Федерацией Союза, а как некая чужая  и назойливая страна, только и желающая получить от России незаслуженные льготы.  Особое недоумение вызывает то, что нередко в качестве экспертов по Белоруссии на российском телевидении выступают представители антироссийской белорусской оппозиции.

При этом речь не идет о том, чтобы показывать Республику Беларусь в «розовых» красках. Но объективность и доброжелательная заинтересованность необходимы. Надо помнить о том, что, как и прежде, многие жители Белоруссии видят в московском телевещании голос столицы своего великого Отечества, тем более что столицей Союзного государства является Москва.

Что касается белорусских средств массовой информации, то в них союзной тематике уделяется немало  места, но Российская Федерация также в большинстве случаев представляется всего лишь как соседняя страна. Получается удивительная вещь. Александр Лукашенко говорит: «наша Россия!», а белорусские государственные телеканалы представляют Российскую Федерацию как одну из зарубежных стран наряду  с США, Германией или же Литвой.

Но средства массовой информации – это еще полбеды. Немалую обеспокоенность  вызывает существующая в Белоруссии система исторического образования. Справедливости ради надо сказать, что за последние десять лет в этой области произошли заметные положительные изменения. В республике создан качественный учебник «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», к которому было бы полезно присмотреться и в Российской Федерации. Но вот, что касается досоветского периода истории, то здесь, несмотря на некоторые косметические изменения, продолжает преобладать трактовка исторических событий с точки зрения интересов католицизма и польско-литовского государства Речи Посполитой.

Даже западнорусские княжества, существовавшие на территории Белоруссии, рассматриваются не как земли Древней Руси, а как отдельные государства, отстаивавшие свою «незалежнасць»  от тогда «киевского империализма». Московская же Русь, а в последующем и российское государство представляются как агрессивные и  экспансионистские державы.

Все это не только грубо противоречит научным фактам и историческим чаяниям белорусского народа, но и способствует формированию искаженного самосознания у молодого поколения белорусских  граждан. На это делается расчет, в том числе и в Польше, президент которой Лех Качинский недавно заявил  о принятии программы строительства четвертой Речи Посполитой, а министр иностранных дел Анна Фотыга объявила Белоруссию зоной польских жизненно важных интересов.  Надо сказать, что Польша все годы суверенности Белоруссии не тратила времени даром, прилагая значительные усилия по формированию в республике своего гуманитарного лобби.

Что касается изучения истории Белоруссии в России, то здесь существует колоссальный пробел. Западная Русь исчезает с исторического небосклона российского учащегося  практически сразу же после нашествия Батыя. Российский школьник и студент  по сути ничего не знает о героической борьбе западнорусского народа за православную веру, свою русскую идентичность и единство с Московским государством.  Ему ничего не известно о том, что в результате т.н. разделов Речи Посполитой с Россией воссоединились древние русские земли, а белорусы были спасены от полной полонизации. Да, что там XVIII век. По российским телеканалам можно услышать, что в 1939 году Красная Армия не освободила Западную Белоруссию и Западную Украину, а совершила поход в Восточную Польшу. Поразительно, но это так!

Геополитические противники общерусского (восточнославянского) единства не оставляют намерения «запереть» Россию в кольце недружественных государств-сателлитов США. Но для того, чтобы эти замыслы не стали реальностью необходимо, в том числе, уделить самое пристальное внимание сфере СМИ и историческому образованию.

В этой связи, представляется целесообразным создание, к примеру, Консультативного совета Союзного государства  по СМИ, в который бы вошли представители российских и белорусских изданий, теле- радиоканалов, соответствующих государственных органов, депутаты парламентов и который бы определял общие принципы освещения событий происходящих в России и в Белоруссии и создания положительного облика двух государств.

Помимо этого существует острая потребность в формировании экспертного сообщества Союзного государства, которое бы не только объективно оценивало деятельность белорусских, российских и союзных государственных институтов на ниве белорусско-российской интеграции, но и вырабатывало рекомендации по их эффективной деятельности.

Договор о создании Союзного государства  предусматривает возможность образования общесоюзных общественных и политических организаций. И совершенно не понятно, почему до сих пор этой возможностью воспользовались только мастера ринга, создав Федерацию бокса Союзного государства. Ни одна политическая партия Российской Федерации не открыла  хотя бы своего представительства в Белоруссии, не говоря уже о создании  общесоюзных координационных советов или каких-либо других структур с идейно близкими белорусскими коллегами.

Особенно стоит  коснуться требуемых мер в области гуманитарных наук. В рамках Союзного государства необходимо воссоздать систему подготовки белорусских научных кадров посредством обучения на курсах повышения квалификации и в аспирантурах ведущих российских ВУЗов и профильных институтах Российской Академии наук.

Требуется также обратить особое внимание на порядок выделения грантов белорусским специалистам на гуманитарные исследования. Нередко эти средства, вследствие неосведомленности российской стороны, попадают лицам, которые являются  политическими противниками белорусско-российского единства. По этому вопросу должна проводиться тщательная экспертиза соискателей грантов.

В сфере же преподавания истории  существует острая потребность в  создании общего белорусско-российского учебника «История Отечества», который был бы максимально объективен и способствовал формированию у белорусских и российских граждан чувства общерусского единства. И именно в этом случае, как бы не складывались отношения между политиками, Белая Русь и Россия всегда будут вместе.




Санкции со стороны США не подхлестнут интеграцию Минска и Москвы

25.06.2006. ИнформАгентство «Национальные интересы»

Американские обвинения в адрес Белоруссии сыплются как из рога изобилия. Президент США Джордж Буш издал распоряжение, согласно которому Лукашенко и его ближайшее окружение были объявлены персонами нон-грата, а их счета, которые якобы находятся в американских банках, замороженными. До этого власти США и Канады запретили посадку и заправку самолета с премьер-министром Белоруссии, обвинив белорусскую сторону в нарушении принципов демократии и прав человека. Лукашенко пошел на ответные меры и предложил американским и канадским самолетам летать через Прибалтику и Украину, перекрыв воздушное пространство Белоруссии.

Однако наметившееся противостояние Запада и Белоруссии не  только не помешало проведению в Минске саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС, но и добавило интриги. О том, каковы причины "глобального" недовольства Вашингтона Белоруссией и связана ли антибелорусская кампания с предстоящим саммитом "Большой Восьмерки" в Петербурге в интервью ИА "Национальные интересы" рассказывает руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр ФАДЕЕВ.

— Вашингтоном были приняты новые финансовые санкции в адрес высокопоставленных чиновников Белоруссии. Что вызывает такую "вселенскую" озабоченность США?

— Если говорить о мерах, предпринятых Вашингтоном по отношению к десяти высшим чиновникам Белоруссии, то они вызваны тем, что США выбрали для себя роль лидера демократического мира, который пытается навязать свою модель демократии другим государствам. Однако зачастую под предлогом заботы о демократии они преследуют вполне конкретные экономические и геополитические цели. По крайней мере, так было всегда. Но в отношении Белоруссии это не совсем так.

США хотелось бы в какой-то степени привязать Белоруссию, например, к Украине, Прибалтике для того, чтобы она не особо выделялась среди соседних стран. Прежде всего, на фоне Польши, политика которой ориентирована только на Вашингтон, а не на Брюссель. Америка не скрывает, что ей хотелось бы, чтобы такую же позицию заняли Киев, Минск, а также прибалтийские государства. Поэтому для достижения этих целей они предпринимают все возможные меры. В данном случае, это санкции финансового характера. Но есть и политические как  объявление режима Лукашенко последней диктатурой в Европе. Чтобы построить мир под свою модель, которая в принципе является иллюзорной, а для американцев идеальной, им не чужды никакие методы. Главное, достигнуть необходимого результата. Такова их геополитическая позиция.

— США ведь заботит не столько состояние демократии в Белоруссии и судьба белорусского народа, сколько сам лидер страны — Александр Лукашенко, не так ли?

— Да, их не устраивает тот политический режим, который сложился в Белоруссии. Их не устраивает и внешняя политика республики. Сегодня она не проамериканская и не пророссийская. В лице белорусского руководства им хотелось бы иметь более податливого союзника, своеобразного сателлита, который бы полностью следовал в форваторе американской политики.

— Кампания, которая разворачивается против Белоруссии в преддверии саммита "Большой восьмерки" в Петербурге, это кампания против России? Ведь Западу резонно обвинять Россию в очередной поддержке якобы дикторского режима?

— Я бы не стал проводить такие прямые параллели. Тем не менее, пусть косвенно, но это все-таки наносит удар по России. Ведь Россия в восточном регионе может выступать только в качестве лидера. Согласно же американскому или даже западноевропейскому плану лидером в этом регионе должно стать другое государство. Например, Польша, которая, по их мнению, может быть региональным лидером Центральной и Восточной Европы.

Конечно, такое развитие событий не в геополитических интересах России. Это ослабит позицию нашего государства. Поэтому российское руководство, прежде чем проводить новую политику в отношении Белоруссии, должно это учитывать.

— Активизация Вашингтона на белорусском фронте как-то связана с их опасениями по созданию Союзного государства России и Белоруссии до 2008 года?

— В Белом Доме в любом случае не приветствовали бы создание каких-либо региональных интеграционных объединений, который не отвечали бы их интересам. Одним словом, союзы, которые не подчинялись бы Вашингтону. В принципе, для США неприемлемы любые интеграционные инициативы. Они будут бороться против них всеми доступными средствами. Ведь проблема здесь не в том, кто объединяется. Главное, под чьей эгидой происходит это объединение.

— Согласитесь ли вы с тем, что если в ближайшем будущем такое объединение состоится, то тогда можно будет говорить о серьезном геополитическом проигрыше США?

— Если бы модель Союзного государства реализовалась, то, конечно, политика США на восточно-европейском направлении потерпела бы очевидный крах. В этом случае Россия выступила бы в роли нового регионального лидера. Совершенно по-другому сложилась бы геополитическая ситуация. Но образование Союза  России и Белоруссии пробуксовывает и без американцев, его  строительство заморожено. Отчасти, в этом виновата белорусская сторона, которая не особо идет на встречу предложениям Москвы.

— Создание Союзного государства может дать новый импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве?

— Конечно. Если эта модель заработает, то она может дать ощутимые результаты. Белоруссия — маленькая страна с населением около 10 млн. человек. Результаты от интеграции моментально были бы на лицо. Очевидно, что белорусы стали бы жить значительно лучше. Такие перемены не прошли бы мимо остальных государств на постсоветском пространстве. По крайней мере, они бы задумались, что такая интеграционная модель, где геополитическим лидером выступает Россия, им выгодна и даже необходима.

— Могут ли санкции США оказаться полезными для сближения позиций Минска и Москвы?

— Нет, это не коим образом не подхлестнет интеграцию. Как бы западное давление не было болезненным и неприятным для белорусского руководства, но оно не придаст российско-белорусским отношениям серьезного интеграционного импульса.

— В условиях противостояния Запада и Белоруссии нынешний визит Владимира Путина в Минск может быть расценен как выпад против Запада. Можно ли говорить о том, что Россия придает этому визиту несколько большее значение, чем может показаться на первый взгляд? Например, в обмен на свою поддержку добиться от Лукашенко новых подвижек в "союзном деле", газовом вопросе?

— Не думаю. Ведь Путин поехал в Минск не на личную встречу с Лукашенко. Отнюдь, не на российско-белорусские переговоры. Он поехал на встречу в рамках саммитов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которых Белоруссия и Россия являются полноправными членами этих организаций. В нынешнем году местом проведения заседаний стал Минск. Поэтому говорить о какой-то подоплеке встреч на высшем уровне не приходится. Не стоит привязывать этот визит с якобы оказываемой Белоруссии поддержкой.

Другое дело — это военные маневры, которые сейчас проходят в Белоруссии. Вот это, действительно, явная поддержка России. Несмотря на ограниченный масштаб учений, они имеют важное значение. Участие России в совместных военных учениях свидетельствует о том, что она намерена и дальше защищать Белоруссию. Военные учения носят название "Щит Союза-2006". Они проводятся не как российско-белорусские маневры, а в рамках ОДКБ. Это учение региональной группировки войск (сил) — соединений Вооруженных Сил России и Белоруссии. Тем не менее, как бы в этих учениях не была очевидна прямая поддержка Белоруссии, поймать Россию за руку Западу будет крайне тяжело.

Беседовала Екатерина КРАШЕНИННИКОВА




Боевой порядок

27.06.2006. СБ. Беларусь сегодня

Дмитрий Крят

Главнокомандующий Вооруженными Силами Александр Лукашенко ознакомился с ходом учений «Щит Союза–2006»

Субботний финал активной фазы учения «Щит Союза–2006» стал ярким штрихом к прошедшей днем раньше в Минске сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. В пятницу в Национальной библиотеке главы государств вели разговор больше о теории объединения усилий в сохранении мира и спокойствия в зоне ответственности Договора. Определяли стратегические направления дальнейшего сотрудничества. А на следующий день мы стали свидетелями практического применения договоренностей о межгосударственном взаимодействии в случае возникновения угрозы извне.

Похоже, природа решила осложнить работу военных по максимуму. Из–за плотной низкой облачности над Обуз–Лесновским полигоном порой только по звуку удавалось определить, что в деле активно участвует авиация. Но всполохи и дымы от разрывов на горизонте говорили, что слабая видимость для боевых летчиков — не помеха. Бомбометание проходило точно по целям, не оставляя условному противнику никаких шансов на успех.

В поддержку белорусским войскам россияне выделили поистине уникальные боевые машины: стратегические бомбардировщики Ту–160 и Ту–95МС, сверхзвуковые бомбардировщики Ту–22МЗ, новейшие истребители и вертолеты. На земле бок о бок с белорусскими военными действовали бойцы 20–й армии вооруженных сил России. Четкость и слаженность действий войск говорила о безукоризненном построении управления объединенной белорусско–российской группировкой. Учение «Щит Союза–2006» стало первой масштабной совместной тренировкой союзных войск. Если не считать учений, проводимых еще во время существования Советского Союза. И главный итог мероприятия, пожалуй, именно в том, что показано восстановление полного единства целей и задач вооруженных сил на западном направлении. Уровень взаимодействия ничуть не ниже, чем в былые годы.

Президент, наблюдавший за ходом учения, удовлетворения от увиденного не скрывал. «Военные действуют очень профессионально, между ними есть полное взаимопонимание», — поделился он своими оценками с журналистами. Видимо, поэтому Александр Лукашенко и заметил, что проблема недоработок в нормативной базе взаимной военной поддержки государств ОДКБ для Беларуси решающего значения не имеет. В таких вопросах слово всегда за главнокомандующими. И в Средней Азии были случаи, когда по договоренности президентов решались те или иные проблемы. Наша же зона ответственности вместе с Россией именно здесь — на западном рубеже ОДКБ. И по всему видно, что мы имеем не только четкое представление о том, как действовать в случае опасности, но и умеем при необходимости качественно работать по–боевому сообща.

То, что мы отвечаем за западное направление, обусловливает и несостоятельность суждений о вероятном участии белорусских войск в операциях за пределами страны. «Нам нет необходимости посылать куда–то своих ребят воевать. Мы должны здесь обеспечить безопасность, — сказал на этот счет Президент. — Никакой большой политики тут нет. Все должны понимать, что мы готовы в случае необходимости защищать свои рубежи».

Впрочем, Александр Лукашенко не исключил, что «Щит Союза–2006» вызовет в мире немалый, в том числе и политический, резонанс. Но это, как говорится, закономерность. Согласитесь, наглядная демонстрация полного единства взглядов Беларуси и России на проблематику обеспечения безопасности — повод для серьезных размышлений. Тем более что и в дальнейшем вопросам укрепления обороноспособности будет уделяться самое пристальное внимание. «Да, нам бы хотелось деньги вообще не тратить на это дело, — сказал Александр Лукашенко в ответ на вопрос о целесообразности затрат на масштабные учения. — Но если в мирное время деньги на это не тратить, то можно потерять все в военное время. Тот, кто не кормит своих солдат, будет кормить чужих. И мы исходим из этого. Если армия есть, то ее надо обучать, вооружать, как бы дорого это ни стоило. Независимость своей земли, своего государства, безопасность людей — это самые главные ценности, и дороже нет ничего». К тому же, отметил Президент, не мы стали инициаторами процесса укрепления обороноспособности. К этому подталкивает политика государств, которые разжигают все новые очаги нестабильности в мире, создают военные базы и строят станции слежения близ наших границ. Увы, закрывать на это глаза сегодня было бы крайне опрометчиво.

У критиков тесной военной интеграции есть такой псевдоаргумент. Дескать, ведет она к частичной потере суверенитета, поскольку страна лишится полной самостоятельности в принятии решений о применении военной силы. И первый шаг в этом направлении, мол, будет сделан с окончательным формированием объединенной системы ПВО... Но такие суждения весьма далеки от реального положения дел. Во–первых, как отметил Президент, объединенная система ПВО уже фактически создана. Причем не только в рамках белорусско–российского союза, но и СНГ. При этом никакого суверенитета мы не утратили. «В военное время все должно управляться из единого центра, и нам выгодно, если, не дай Бог, что–то случится, чтобы плечо подставила Российская Федерация, — отметил Президент. — Но если мы такие суверенные и независимые и в любое время, военное или мирное, хотим принять собственное решение — нам ничего не мешает». В подтверждение своих слов Александр Лукашенко привел совсем свежий пример, когда наши войска заставили приземлиться иностранного нарушителя белорусского воздушного пространства. Военные его сами обнаружили, сами и посадили. С Москвой это решение никто не согласовывал. При этом россияне продемонстрировали, что в случае необходимости они готовы оказать поддержку и в таких случаях. Поэтому главный вывод здесь очевиден. «Это усиление нашей независимости и суверенитета — иметь такую колоссальную поддержку», — убежден Президент.

К тому же у каждого взаимодействия есть свои разумные пределы. Например, Александр Лукашенко считает маловероятным размещение в Беларуси российского тактического ядерного оружия. «Мне кажется, размещать тактическое ядерное оружие в полосе первого удара нет необходимости, — считает Главнокомандующий. — Этого оружия достаточно и в России. Поэтому я думаю, что не будет такой обстановки и ситуации, чтобы сюда доставлять российское тактическое ядерное оружие».

...Над Обуз–Лесновским полигоном вновь воцарилась тишина. Бойцы сворачивают позиции и возвращаются к местам постоянной дислокации. Детальное подведение итогов совместных маневров еще впереди. Но самый важный результат очевиден уже сегодня. Оборона западного рубежа Организации Договора о коллективной безопасности и союза Беларуси и России организована безупречно. И задача защиты от внешних угроз нашего региона уже не исключительная забота только белорусской стороны. Мир в нашем доме — общая ценность. И мы показали, что умеем его беречь вместе.




Беларуськалий остановился

13.06.2006. БДГ

Ситуация на РУП ПО «Беларуськалий» близка к катастрофической. Сегодня приостановлена работа всех четырех рудников. Такое решение было принято вчера, 12 июня, на планерке руководства объединения, в связи с тем, что складские помещения переполнены. Как сообщает газета «Салідарнасць», объединение будет стоять до 25 июня, после чего, возможно, запустят производство на двух рудниках. Есть, впрочем, вероятность, что рудоуправление № 1 начнет работу уже завтра. Сложившаяся ситуация со сбытом минеральных удобрений грозит работникам снижением заработной платы, и, соответственно, падением уровня жизни. 

Заработать на продажах 1 млрд. долларов (такой рекорд объединение поставило в 2005 году) уже нереально. Впрочем, как и выполнить план по объему производства руды и концентрата. На планерке поднимался вопрос о том, как объяснить простои людям и какие перспективы ожидают работников на ближайшие три месяца? В ответ прозвучало, что менеджеры ЗАО «Белорусская калийная компания» продолжают вести переговоры по заключению экспортных контрактов. Этой отговоркой коллектив пытаются успокоить с конца апреля, когда на «Беларуськалии» начались серьезные проблемы со сбытом.

Напомним, в связи с ценовыми разногласиями у БКК пока не получается договориться с крупнейшим покупателем — Китаем (в 2005 году на экспорт в эту страну ушло 2,1 млн. тонн удобрений из 7,1 млн. тонн). Главная причина проблемы с экспортом лежит на поверхности — это вмешательство в сложившуюся годами маркетинговую политику. Причем, по мнению профильных специалистов, проблема не решится, пока БКК не наладит новую схему по экспорту продукции, что, впрочем, следовало бы делать поэтапно.

Все переговоры по экспортным контрактам ведутся в обстановке строжайшей секретности. Сегодня «калийный вопрос» должен был рассматривать президиум Совета Министров Беларуси, но, по просьбе БКК, его заседание было перенесено на 20 июня. Представитель “Белнефтехима» рассказал «Салідарнасці», что БКК сейчас, кроме Китая, ведет переговоры с Индией и Пакистаном. И по-прежнему настаивает на повышении цен — до 240-245 долларов за тонну (на 40 долларов выше, по сравнению с прошлым годом). Причем представители БКК заверяют власти, что переговоры могут закончиться успехом. Эксперты, в свою очередь, высказываются менее оптимистично. В еженедельнике «Белорусы и рынок» появилась информация о том, что надежда на подписание контракта с Китаем сохраняется, но вряд ли это случится раньше июля — в стране в это время начинается подготовка к новому сельскохозяйственному сезону. Однако, по мнению специалистов, вряд ли «Беларуськалию» удастся получить контракт на 2,1 млн. тонн, как в прошлом году.




Комбинированный подход

БР. Белорусы и рынок, 19 - 26 июня 2006

Павлюк Быковский

Еще не забылось подведение итогов президентских выборов, а в Беларуси уже приближается новый электоральный цикл, в начале которого находятся выборы в местные Советы. О целях и задачах оппозиции в предстоящей кампании размышляли ведущие эксперты и лидеры политических партий в ходе “круглого стола”, который вечером 13 июня прошел в Минске под эгидой Национального комитета объединенных демократических сил.

Выборы в местные Советы пока не назначены, но Центризбирком уже озвучил возможную дату — 14 января 2007 г. Максимальное смещение даты выборов возможно лишь до 28 января, так как выборы необходимо провести за месяц до окончания срока полномочий местных Советов.

Между тем 31 января истекает также срок полномочий у нынешнего состава Центризбиркома, поэтому комиссия убеждает президента назначить выборы на 14 января. В интервью БЕЛТА секретарь Центризбиркома Николай Лозовик сказал, что “это время удачное в организационном плане, так как зимой избиратели далеко не уезжают из своих округов. Кроме того, ЦИК до окончания своих полномочий успеет провести всю избирательную кампанию”.

В соответствии с Избирательным кодексом, выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов. Это значит, что если выборы будут назначены на 14 января будущего года, то выдвижение кандидатов должно начаться уже 5 ноября этого года. Таким образом, на подготовку кампании осталось всего 4 месяца, которые в основном приходятся на летние отпуска, а сами местные выборы, как и минувшие президентские, будут проходить на фоне рождественских каникул.

За 145 дней до возможного начала выдвижения кандидатов в депутаты эксперты оппозиции провели “круглый стол”, в результате которого рекомендовали Национальному комитету Объединенных демократических сил однозначно отказаться от бойкота. Среди экспертов превалировало мнение, что оппозиция должна использовать местные выборы для проведения единой широкомасштабной политической кампании как прямого продолжения президентских выборов.

Первый секретарь Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин признал на заседании, что после президентских выборов в стане демократических сил сложилась кризисная ситуация, но выборы “могут быть тем инструментом, который позволит коалиции преодолеть кризис”. По мнению политика, на местные выборы оппозиция должна идти единой колонной, под одним политическим брендом, с единой тактикой и стратегией.

Практически все эксперты, принимавшие участие в заседании “круглого стола”, пришли к выводу, что принципиального изменения ситуации в период выборов в местные Советы ожидать не стоит. Так, даже если “Газпром” действительно значительно повысит цены на газ, то на момент кампании это не повлияет на социально-экономическую ситуацию, так как в январе будут расходоваться старые запасы газа. Совпала оценка и относительно шансов оппозиционных кандидатов на избрание. Эксперты убеждены, что, в отличие от предыдущих местных выборов, сейчас правящий режим не даст шанса оппозиции даже на получение мест в Советах значимого уровня — Минском городском и областных Советах.

Исходя из этого, политолог Валерий Карбалевич предложил не делать акцент в кампании на местные проблемы, так как они легче решаются местными начальниками, а не оппозицией. Вместо этого эксперт предложил такие общенациональные лозунги, как борьба против контрактной системы и возвращение выборности местных властей. Политолог предложил лидерам партий баллотироваться в местные Советы и таким образом использовать заведомо проигрышную кампанию для донесения своей позиции до населения.

А вот кинорежиссер Юрий Хащеватский предостерег лидеров от участия в кампании в качестве кандидатов. По его словам, если политик проиграет выборы в сельсовет, то президентом его точно не изберут. Ю. Хащеватский предложил выдвинуть в кандидаты молодежь, которая проявила себя в президентской кампании, особенно в палаточном городке, а лидерам партий выступить в качестве их доверенных лиц. Таким образом, по словам режиссера, подчеркивается стремление оппозиции к переменам и не ставится под угрозу авторитет известных политиков.

Многие нашли предложение Ю. Хащеватского красивым, но в ходе дискуссии вскрыли недостатки: заведомая “непроходимость” таких кандидатов по сравнению с местными начальниками, снижение мотивации политических структур для участия в кампании, снижение доверия населения к оппозиции.

Это только незначительная часть тех предложений по тактике кампании, которые вызвали споры на заседании “круглого стола”. Оппозиция не смогла прийти к единому мнению по вопросам: следует ли отдавать приоритет выборам в областные Советы над выборами в городские и сельские Советы, допустима ли конкуренция между оппозиционными кандидатами и если да, то на уровне каких Советов, нужно ли стремиться закрывать все округа, а также участвовать или нет лидерам оппозиции в качестве кандидатов.

“Сам смысл участия в этой кампании — охватить агитацией как можно больше людей. При этом людей, которые согласятся заняться этой агитацией, не имея реальных шансов стать депутатами, мы много не наберем, — отметил на ”круглом столе" зампредседателя Партии БНФ Виктор Ивашкевич. — Значит, нужно выбирать те округа, которые бы давали возможность одному кандидату охватить максимальное количество людей. Это округа Минского городского Совета и областных Советов. Их примерно 300 по Беларуси и в Минске — 55. Нужно обеспечить этот минимум".

Но в итоге в основном согласились с мнением лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько. Лидер ОГП призвал не бросаться в крайности и использовать комбинированный подход. Это значит, что при подготовке послания к избирателю наряду с общенациональными проблемами должны упоминаться и местные проблемы, наряду с известными политиками следует поддержать избрание в местные Советы молодежных активистов, а также не следует совсем отказываться от выборов в Советы базового уровня, несмотря на их нынешнее бесправие.




БДИПЧ ОБСЕ нуждается в реформировании

29.06.2006. СБ. Беларусь сегодня

Анатолий Незванов

На днях в Бишкеке прошла международная научно–практическая конференция «Выборы и развитие демократии в Кыргызстане», организованная ЦИК Кыргызстана совместно с ОБСЕ и ПРООН. Этот форум собрал видных специалистов и экспертов в области избирательного права из ряда стран СНГ. Беларусь на конференции представлял секретарь Центризбиркома Николай Лозовик. Его выступление, в котором он дал принципиальную оценку работе наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ во время избирательных кампаний в нашей стране, вызвало резонанс среди аналитиков.

Впрочем, удивляться здесь нечему, в обществе давно уже сложился стереотип, который можно трактовать так. Все международные наблюдатели, независимо от того, где проходит избирательная кампания, делятся на две группы: те, которые всегда ангажированы и субъективны в своих выводах, и представители БДИПЧ ОБСЕ. Нелепость такого подхода очевидна, но вот вопрос: многие ли государства — участники организации стремятся разрушить это клише? Идея о необходимости пересмотра тех принципов, по которым работают международные наблюдатели ОБСЕ, далеко не нова. И все же отмечу, что Беларусь, нисколько не претендуя здесь на новаторство, вместе с Россией находится в авангарде этого движения. Справедливые и свободные выборы, бесспорно, являются основой демократического общества. И в принятом 29 июня 1990 года на Копенгагенском совещании–конференции по человеческому измерению ОБСЕ документе отмечено, что присутствие наблюдателей — как иностранных, так и национальных — может повысить авторитетность избирательного процесса. Государства–участники обязались приглашать наблюдателей, которые «будут брать на себя обязательство не вмешиваться в избирательный процесс». Но так ли все обстоит в действительности?

«Возникающие критические ситуации, связанные с деятельностью БДИПЧ ОБСЕ, не только выявили внутренние противоречия международного наблюдения, но и заставляют сделать вывод, что за 15 лет работы эта международная организация эволюционировала в структуру, далеко ушедшую от своего первоначального предназначения, — полагает Николай Лозовик. — Некоторые исследователи не без оснований считают, что международная правовая оценка результатов выборов сейчас стала инструментом влияния на внутриполитические процессы государств, сравнимым с вооруженным вмешательством и методами «холодной войны».

На конференции секретарь Центризбиркома представил несколько неопровержимых, на мой взгляд, доводов, подтверждающих эту позицию. Во–первых, само существование международного наблюдения носит ограниченный характер. «Вопреки Копенгагенскому документу в ряде стран «к Западу от Вены» до сих пор законодательно не оформлен институт международного наблюдения. Более чем в 20 государствах ОБСЕ наблюдение за выборами не проводилось. К примеру, институт международного наблюдения отсутствует в Великобритании, в законодательстве большинства штатов США, даже в Польше, где расположен офис БДИПЧ ОБСЕ», — сказал в своем выступлении Николай Лозовик.

Во–вторых, отсутствуют общепринятые стандарты демократичных выборов. В своей деятельности БДИПЧ руководствуется только собственными прецедентами и личным пониманием того, как должны реализовываться принципы и обязательства, закрепленные в Копенгагене. «Стало обычным явлением, когда миссии БДИПЧ, как под копирку, штампуют свои вердикты о соответствии или несоответствии тех или иных выборов несуществующим стандартам», — считает секретарь Центризбиркома. При этом, по его словам, отвергаются и блокируются предложения ряда государств ОБСЕ, включая Беларусь, по установлению четких, универсальных и единообразных критериев оценки выборов на основе сравнительного анализа и избирательных законодательств государств. «ОБСЕ рекомендует США шире распространять практику досрочного голосования, а Беларуси предлагает запретить досрочное голосование. В некоторых штатах США досрочное голосование проводится за 50 — 75 дней до выборов, в Беларуси — за 5 дней», — заметил с недоумением Николай Лозовик в своем докладе. Еще два принципиальных замечания: абсолютная нетранспарентность формирования миссий и назначения их руководителей. «Никто не может объяснить, почему в США для наблюдения за президентскими выборами ОБСЕ направила всего лишь два десятка наблюдателей, а в Беларусь — около семи сотен», — риторически заметил Николай Лозовик. Совершенно секретным является и механизм выработки итоговых оценок. «Складывается впечатление, что миссии привозят с собой в страну наблюдения уже готовое шаблонное заключение. При этом само наблюдение носит формальный характер и заключается в «притягивании» фактов, подтверждающих заранее заготовленный вывод».

Все это, как сказал, выступая в Бишкеке, секретарь Центризбиркома, указывает на то, что работа БДИПЧ ОБСЕ требует коренных преобразований. Без выработки четких методик и критериев оценки выборов, без отказа от участия в избирательном процессе и ухода от политики двойных стандартов этот институт не может претендовать на роль беспристрастного и объективного наблюдателя. И процесс реформирования нужно начинать сегодня. На карту поставлен авторитет организации.




Белорусский Совмин уверенно смотрит в будущее

19.06.2006. БелГазета

Сергей Жбанов

Белорусское правительство, сформировав макроэкономический прогноз на 2007г., продемонстрировало полное безразличие не только к ценовым запросам «Газпрома», но и к сигналам мирового фондового рынка, который рухнул во второй раз за последние три недели.

Начало обвалу было положено американским рынком, где в понедельник, 12 мая, индекс Dow Jones потерял почти 100 пунктов. Во вторник эстафету приняла Токийская фондовая биржа, где индекс упал более чем на 4%. Такого не наблюдалось с сентября 2001г. Потом произошло падение цен на акции на фондовых биржах Евросоюза и России. Рекордные масштабы снижения индекса зафиксированы на Российской товарно-сырьевой бирже (РТС), где индекс упал на 9,36% - до 1234,82 пункта (уровень начала года). На МТС торги были приостановлены (как и 22 мая), после чего биржевой индикатор снизился на 9,18%, составив 1082,25 пункта.

Таким образом, фондовые биржи мира дружно отреагировали на высокую вероятность дальнейшего повышения стоимости американских денег. Все ждут решения Федеральной резервной системы (ФРС), заседание которой должно состояться в конце июня. Масштаб повышения учетной ставки ФРС предопределит темпы замедления мировой экономики. Фондовые рынки готовы развернуться, реагируя снижением цен на нефть и сырье. Вот инвесторы и нервничают.

Спокойны только в белорусском Совмине, который уверенно смотрит в будущее, прогнозируя на 2007г. увеличение газовых цен не более чем на 10-15%, а вместе с ним и устойчивый прирост национальной экономики в пределах 8-9% ВВП. Надо полагать, для отечественной социально-экономической модели ни капризы «Газпрома», ни мировые фондовые катаклизмы не имеют ровно никакого значения. Более того, правительство фактически проигнорировало и собственные (точнее, Минэкономики) многовариантные расчеты, а заодно и выкладки Нацбанка, описывавшие глубину негативных экономических последствий для белорусской экономики в зависимости от степени повышения цен на российский газ.

Теперь в Минэкономики отбросили грустные мысли, полагая, что «совокупность воздействия внешних и внутренних факторов позволит сохранить в 2007г. высокие темпы экономического роста». Во всяком случае «Интерфакс» именно этими словами описывает ту часть программы, в которой говорится о светлом будущем. В правительственном документе зафиксировано, что прогнозируемое сохранение высоких мировых цен на нефть, с одной стороны, будет стимулировать расширение экспорта белорусской продукции в Россию, а с другой - приведет к дальнейшему росту доходов от экспорта продукции нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности. И ни одного облачка на экономическом небосклоне.

Впрочем, белорусское правительство, как известно, сильно не планами и прогнозами, а умением их вовремя корректировать. Порой по 16 раз за год и без какого бы то ни было следа утомления на лице. Последствия этих корректировок обычно расхлебывают предприятия и население. Вот поэтому простым смертным стоит все-таки повнимательнее отнестись к той части пессимистических расчетов Минэкономики, которая обещает девальвацию курса нацвалюты до Br2500-2600 за $1, или на 16-18% за год. Нацбанк тоже не исключает роста инфляции в случае резкого повышения цен на газ.

Но курс белорусского рубля может обвалиться и без повышения цен на российские энергоносители. Зная структуру белорусского экспорта, нетрудно предугадать, что в случае замедления мировых темпов развития и резкого снижения цен на нефть национальной экономике, в последние четыре года хорошо зарабатывающей на экспорте продуктов нефтепереработки, тоже придется несладко. Снижение объемов валютных поступлений неизбежно увеличит размер и без того отрицательного сальдо внешней торговли товарами Беларуси (-$350,4 млн. за январь-апрель 2007г.).

Далее последует естественная реакция внутреннего валютного рынка - девальвация нацвалюты, а в случае административного сдерживания ее курса будет наблюдаться сокращение объема золотовалютных резервов. Чтобы этого не произошло, во внешних условиях деятельности для республики должно сохраняться статус-кво. Но поскольку национальная экономика может пострадать как в случае значительного снижения цен на нефть, так и при резком повышении цен на газ, ближайшие экономические перспективы республики можно описать очень подходящим садово-огородным термином «вилы».

Надвигающиеся перемены столь очевидны, что остается предположить только одно - правительство своим единственным чрезмерно оптимистичным вариантом прогноза преследует очевидную цель - не вспугнуть индивидуального вкладчика, главного инвестора белорусской экономики. А он, судя по всему, пока ничего и не боится: продолжает скупать золото, несмотря на грандиозное падение мировых котировок (за неделю - минус $82 за тройскую унцию), и увеличивает депозиты в белорусских рублях.

С начала года рублевые вклады населения увеличились на 18,9%, а инвалютные - на 10,2%. Это означает, что в первом случае темпы роста замедляются, а во втором ускоряются. Зато субъекты хозяйствования свою инвестиционную политику решительно перестроили, увеличив с начала года рублевые депозиты на 5,5%, а валютные - на 20,7%. Тем самым финансовый менеджмент предприятий уже проголосовал за твердую валюту, а не за социально-экономическую программу, начертанную родным правительством на 2007г.

Смена настроений среди внутренних инвесторов, возможности которых уже на исходе, была замечена Нацбанком. Его глава Петр Прокопович удачно попытался донести эту мысль до Александра Лукашенко на состоявшемся совещании у президента по вопросам наращивания ресурсной базы госбанков и привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор. Прошло каких-то 1,5 года, и глава государства был вынужден согласиться с необходимостью более активного привлечения иностранных инвесторов в банковскую сферу, а заодно и на получение Беларусью суверенного рейтинга, хотя бы в одном из международных агентств.

Состоявшаяся дискуссия с участием президента показала, что времена уже не те, когда нужно опасаться зарубежных экспертов-шпионов, и ради привлечения иностранных денег глава государства готов поступиться кое-какими собственными принципами. В частности, стремясь привлечь хотя бы китайские и российские инвестиции, президент решился на отмену действия института «золотой акции» в банковской системе и даже на создание условий для «нормальной конкуренции» на белорусском финансовом рынке. Он обещал подписать указ, позволяющий привлекать иностранные деньги для кредитования жилищного строительства в Беларуси. Не условия - просто сказка для иностранного инвестора, не знающего, куда девать честно заработанные деньги




Лукашенко накажет Буша

26.06.2006. "Взгляд. Деловая газета"

Ольга Дмитриева

Секретарь Совбеза Белоруссии назвал политику Вашингтона «твердолобой и уродливой».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал заморозить счета президента США Джорджа Буша и госсекретаря Кондолизы Райс в ответ на заявление администрации Белого дома об аресте счетов президента Белоруссии и ряда высших чиновников. Вопрос о замораживании белорусских активов обсуждается не первый год. В мае 2006 года к обсуждению подключился Евросоюз.

Белоруссия готова заморозить счета президента США Джорджа Буша и госсекретаря Кондолизы Райс в ответ на заявление администрации Белого дома об аресте счетов президента Белоруссии Александра Лукашенко и ряда высших должностных чинов республики.

«Мы будем вводить адекватные симметричные меры в отношении Джорджа Буша и Кондолизы Райс. Мы заморозим их счета и наложим арест на их акции», – заявил в воскресенье вечером Национальной государственной телерадиокомпании секретарь Совета безопасности Белоруссии Виктор Шейман.

В частности, он сказал: «Всем очевидно, что никаких счетов ни у Лукашенко, ни у меня в США нет и не может быть». Шейман также отметил, что «10 лет администрация США ищет эти счета и 10 лет назад президент Белоруссии заявил, что готов отдать все эти деньги тому, кто их найдет». Секретарь Совбеза Белоруссии назвал такую политику Вашингтона «твердолобой и уродливой».

По его мнению, причиной такой позиции Белого дома в отношении Минска является курс Белоруссии на построение Союзного государства с Россией, формирование мощной военно-политической структуры в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, а также самостоятельная политика, проводимая главой белорусского государства.

Вопрос о замораживании белорусских активов обсуждается не первый год. Такая мера предусмотрена в принятом США в конце 2004 года Акте о демократии в Белоруссии. Правительству США запрещалось предоставлять правительству Белоруссии «какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие». Представителям США в международных организациях, таких как МВФ, Всемирный банк и других, предписывалось голосовать против предоставления любого содействия Белоруссии по линии этих организаций.

В марте 2006 года Белый дом в докладе, переданном Бушем в конгресс США, назвал Лукашенко одним из самых коррумпированных лидеров в мире и сослался на сообщения о наличии у президента Белоруссии многомиллиардного личного состояния.

В мае 2006 года Евросоюз расширил санкции против руководства Белоруссии. Совет ЕС принял решение о замораживании любых счетов президента Белоруссии Александра Лукашенко и 35 чиновников в европейских банках за нарушение международных избирательных стандартов и разрушение гражданского общества и демократической оппозиции. В администрации президента Белоруссии заявили, что у Александра Лукашенко и других высокопоставленных чиновников республики нет никаких счетов в зарубежных банках.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ