БДИПЧ ОБСЕ нуждается в реформировании
29.06.2006. СБ.
Беларусь сегодня
Анатолий Незванов
На днях в Бишкеке прошла международная
научно–практическая конференция «Выборы и развитие демократии в Кыргызстане»,
организованная ЦИК Кыргызстана совместно с ОБСЕ и ПРООН. Этот форум собрал
видных специалистов и экспертов в области избирательного права из ряда стран
СНГ. Беларусь на конференции представлял секретарь Центризбиркома Николай
Лозовик. Его выступление, в котором он дал принципиальную оценку работе
наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ во время избирательных кампаний в нашей стране, вызвало
резонанс среди аналитиков.
Впрочем, удивляться здесь нечему, в обществе давно уже
сложился стереотип, который можно трактовать так. Все международные наблюдатели,
независимо от того, где проходит избирательная кампания, делятся на две группы:
те, которые всегда ангажированы и субъективны в своих выводах, и представители
БДИПЧ ОБСЕ. Нелепость такого подхода очевидна, но вот вопрос: многие ли
государства — участники организации стремятся разрушить это клише? Идея о
необходимости пересмотра тех принципов, по которым работают международные
наблюдатели ОБСЕ, далеко не нова. И все же отмечу, что Беларусь, нисколько не
претендуя здесь на новаторство, вместе с Россией находится в авангарде этого
движения. Справедливые и свободные выборы, бесспорно, являются основой
демократического общества. И в принятом 29 июня 1990 года на Копенгагенском
совещании–конференции по человеческому измерению ОБСЕ документе отмечено, что
присутствие наблюдателей — как иностранных, так и национальных — может повысить
авторитетность избирательного процесса. Государства–участники обязались
приглашать наблюдателей, которые «будут брать на себя обязательство не
вмешиваться в избирательный процесс». Но так ли все обстоит в
действительности?
«Возникающие критические ситуации, связанные с
деятельностью БДИПЧ ОБСЕ, не только выявили внутренние противоречия
международного наблюдения, но и заставляют сделать вывод, что за 15 лет работы
эта международная организация эволюционировала в структуру, далеко ушедшую от
своего первоначального предназначения, — полагает Николай Лозовик. — Некоторые
исследователи не без оснований считают, что международная правовая оценка
результатов выборов сейчас стала инструментом влияния на внутриполитические
процессы государств, сравнимым с вооруженным вмешательством и методами «холодной
войны».
На конференции секретарь Центризбиркома представил
несколько неопровержимых, на мой взгляд, доводов, подтверждающих эту позицию.
Во–первых, само существование международного наблюдения носит ограниченный
характер. «Вопреки Копенгагенскому документу в ряде стран «к Западу от Вены» до
сих пор законодательно не оформлен институт международного наблюдения. Более чем
в 20 государствах ОБСЕ наблюдение за выборами не проводилось. К примеру,
институт международного наблюдения отсутствует в Великобритании, в
законодательстве большинства штатов США, даже в Польше, где расположен офис
БДИПЧ ОБСЕ», — сказал в своем выступлении Николай Лозовик.
Во–вторых, отсутствуют общепринятые стандарты
демократичных выборов. В своей деятельности БДИПЧ руководствуется только
собственными прецедентами и личным пониманием того, как должны реализовываться
принципы и обязательства, закрепленные в Копенгагене. «Стало обычным явлением,
когда миссии БДИПЧ, как под копирку, штампуют свои вердикты о соответствии или
несоответствии тех или иных выборов несуществующим стандартам», — считает
секретарь Центризбиркома. При этом, по его словам, отвергаются и блокируются
предложения ряда государств ОБСЕ, включая Беларусь, по установлению четких,
универсальных и единообразных критериев оценки выборов на основе сравнительного
анализа и избирательных законодательств государств. «ОБСЕ рекомендует США шире
распространять практику досрочного голосования, а Беларуси предлагает запретить
досрочное голосование. В некоторых штатах США досрочное голосование проводится
за 50 — 75 дней до выборов, в Беларуси — за 5 дней», — заметил с недоумением
Николай Лозовик в своем докладе. Еще два принципиальных замечания: абсолютная
нетранспарентность формирования миссий и назначения их руководителей. «Никто не
может объяснить, почему в США для наблюдения за президентскими выборами ОБСЕ
направила всего лишь два десятка наблюдателей, а в Беларусь — около семи сотен»,
— риторически заметил Николай Лозовик. Совершенно секретным является и механизм
выработки итоговых оценок. «Складывается впечатление, что миссии привозят с
собой в страну наблюдения уже готовое шаблонное заключение. При этом само
наблюдение носит формальный характер и заключается в «притягивании» фактов,
подтверждающих заранее заготовленный вывод».
Все это, как сказал, выступая в Бишкеке, секретарь
Центризбиркома, указывает на то, что работа БДИПЧ ОБСЕ требует коренных
преобразований. Без выработки четких методик и критериев оценки выборов, без
отказа от участия в избирательном процессе и ухода от политики двойных
стандартов этот институт не может претендовать на роль беспристрастного и
объективного наблюдателя. И процесс реформирования нужно начинать сегодня. На
карту поставлен авторитет организации.
|