Балканы: в ожидании независимости Косова
17-23.06.2006 Зеркало недели
(Киев)
Сергей Терешко
На
сегодня наиболее нестабильным и неопределенным регионом на европейском
континенте являются Балканы. В этом регионе остается политическая напряженность,
продолжаются межэтнические споры, здесь и далее происходят процессы
перераспределения границ и образования новых государств. Именно сюда направлены
основные внешнеполитические усилия Европейского Союза, которыми Брюссель
пытается утвердить себя в качестве мощного регионального игрока. Присутствуют
здесь интересы и рычаги влияния и Североатлантического альянса. Кроме того,
страны региона с разным успехом интегрируются в европейские и евро-атлантические
структуры, что интересно для Украины и может стать для нее полезным опытом.
Политическая и конфликтогенная ситуация на Балканском
полуострове сейчас, как и в течение последнего года, находится в замороженном
состоянии и характеризуется преобладающей латентностью основных процессов в
регионе. В частности, это касается вопросов определения статуса Косова и
урегулирования региональных противостояний.
С 1999 года (после завершения операции НАТО в Сербии) и
до сих пор провинция Косово фактически является самостоятельной территорией под
опекой ООН и Евросоюза. Власть в провинции на всех уровнях полностью находится в
руках албанского этноса. В местном политикуме и обществе существует абсолютный
консенсус относительно необходимости обретения независимости Косова.
Официально Косово остается составной частью Сербии, а
окончательный статус провинции определяется на переговорах между Белградом и
Приштиной при посредничестве ООН и ЕС. Сербское меньшинство в крае стабильно
уменьшается, что усиливает позиции албанцев на переговорах. Влияние Белграда на
политику руководства Косова фактически отсутствует.
В крае действуют стабилизационные силы НАТО, основная
задача которых - недопущение новых столкновений албанского населения с сербским
меньшинством и размежевание территорий их компактного проживания. Постепенно
возрастает в Косове роль ЕС в сфере безопасности, взявшего на себя политическое
лидерство по определению будущего как Косова, так и всего региона Западных
Балкан.
Переговоры о будущем статусе Косова до сих пор были
безрезультатными и перспектива улучшения ситуации пока что не просматривается.
Ни одной серьезной договоренности между Сербией и Косово достичь не удается
из-за нежелания сторон идти на компромисс. Руководство Косова однозначно
выступает за полную независимость края, в этом его поддерживают, в соответствии
с соцопросом, 88% населения провинции; еще 8% выступают за присоединение Косова
к Албании.
С другой стороны, руководство Сербии, в частности, ее
премьер-министр Воислав Коштуница, категорически отвергает возможность
независимости. Белград предлагает принцип «меньше, чем независимость, больше,
чем автономия». По этому принципу Косово получает право на собственного
президента и правительство, у которых будут широкие суверенные права на
территории края, но запрещено иметь представительство в ООН, осуществлять
самостоятельную внешнюю и оборонную политику и иметь соответствующие ведомства
(МИД и МО). Со стороны Белграда звучат предложения вообще отложить рассмотрение
вопроса статуса Косова на двадцать лет. Среди основных требований Сербии - также
обеспечение социальной защиты этническим сербам Косова и свободы
вероисповедания.
В апреле в Вене состоялся уже третий только за текущий
год раунд переговоров. Сейчас обсуждаются вопросы финансирования сербской общины
и ее связей с Сербией. Вопрос прав человека и национальных меньшинств стороны
обсуждать пока что не готовы...
В условиях, когда участники не могут прийти к
какому-либо компромиссу, возрастает роль третьих сторон и их видение путей
решения проблемы. В роли посредников здесь выступают ООН (специальный
представитель, бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари) и Европейский Союз
(зачастую представленный Верховным представителем по вопросам Общей внешней
политики и политики безопасности Хавьером Соланой и представителем
председательствующей в ЕС страны). Сегодняшнюю позицию посредников нельзя
определить как четкую и однозначную. И это также не способствует решению
проблемы.
Но руководство Евросоюза и некоторых стран Европы все
чаще высказывает предположение о возможном отделении Косова от Сербии. В
частности, министр иностранных дел Великобритании Джек Стро недавно заявил, что
«наиболее вероятным вариантом урегулирования сложившейся ситуации является
независимость Косова». Решение проблемы Косова для Европейского Союза -
своеобразный вопрос чести, лакмусовая бумажка, которая должна продемонстрировать
способность Брюсселя не только эффективно действовать как экономическое
объединение зажиточных государств, но и выступать мощным региональным и
глобальным игроком, который может достигать собственных внешнеполитических целей
вне своих границ и нести ответственность за безопасность и стабильность на всем
континенте. Именно на территории бывшей Югославии, и Косова в частности,
проходят практическую апробацию Общая политика безопасности и обороны ЕС и его
новообразованные Силы быстрого реагирования. Это началось после того, как
Брюссель начал брать на себя ответственность за стабильность и безопасность в
центре Европы вместо ООН и НАТО.
В заинтересованности Евросоюза в урегулировании ситуации
на Балканах существует и другая составляющая, которая влияет на общую
безопасность объединения. Ведь ежегодно из Балкан в ЕС нелегально пробираются
120 тысяч человек, а 80% всего героина, попадающего на территорию Объединенной
Европы, поступает именно с этой территории. Значительная часть нелегальных
трафиков проходит именно через Косово.
Неопределенности ситуации добавила и внезапная смена
власти в Косове, связанная со смертью в январе 2006 г. многолетнего лидера
косоваров Ибрагима Руговы. В феврале президентом избрали близкого соратника
Руговы - Фатмира Сейдиу. Новый президент, получивший образование в США и во
Франции, активно отстаивает прозападный курс. В марте премьер-министром Косова
стал генерал Освободительной армии Косова, воевавшей с сербами в 1990-е годы, -
Агим Чеку (также принимал участие в боевых действиях против сербов на стороне
Хорватии во время сербско-хорватской войны).
Белград считает А.Чеку совершенно неприемлемой
кандидатурой на должность главы правительства края и подозревает его в
совершении военных преступлений. Учитывая это, следует ожидать, что разногласия
на переговорах могут еще больше заостриться, а их ход - стать еще менее
эффективным.
Как Евросоюз, так и ООН признали полную легитимность
нового руководства и высказали уверенность в его способности вести дальнейшие
переговоры. Руководство Косова подтвердило абсолютную преданность европейским и
евро-атлантическим принципам и заявило о курсе на интеграцию в ЕС и НАТО, чем
также способствовало укреплению благосклонности к себе со стороны Брюсселя.
Также положительно влияет на восприятие Европой
стремлений косовских албанцев интенсивный интеграционный диалог с ЕС и НАТО
Албании, где после парламентских выборов 2005 г. социалистическое правительство
сменила правоцентристская коалиция во главе с Демократической партией,
сформировавшей молодое прозападное правительство.
Следует отметить, что Европа понимает и опасности,
которые могут возникнуть в случае провозглашения независимости Косова. Это
способно создать прецедент и вызвать невыгодную для ЕС реакцию в других
регионах, где у Брюсселя свои интересы. Прежде всего, речь идет о
Приднестровской Молдавской Республике, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной
Осетии.
Очередным источником конфликта может стать еще один
регион юга Сербии - долина Прешево, где живет многочисленное албанское
меньшинство. Здесь также усиливаются сепаратистские настроения. Местные албанцы
уже выступили с требованием к Белграду предоставить им политическую и
территориальную автономию. Городские советы Прешева, Медведжа и Буяновца приняли
декларацию о самоуправлении местных албанцев, включая передачу им контроля за
полицией, судами, системой здравоохранения, образованием и финансовыми
структурами. В декларации высказано стремление присоединиться к Косову в случае
признания его независимости от Сербии.
Под администрацией ООН и при поддержке стабилизационных
полицейских сил Евросоюза Eufor (взявших миссию от сил НАТО) постепенно
урегулируется ситуация в Боснии и Герцеговине. После парламентских выборов в
стране, запланированных на текущий год, состоится сокращение нынешних 6700
полицейских из ЕС до 6000. Основными задачами этих сил Брюссель определил борьбу
с коррупцией и организованной преступностью в стране. В перспективе планируется
и дальнейшее сокращение стабилизационных сил до 2500 человек.
Стабилизирующим фактором в боснийском противостоянии
стала действующая система власти в Боснии и Герцеговине. Под наблюдением ООН
руководство страной осуществляет президентский триумвират - представители
боснийцев, сербов и хорватов, председательствующих поочередно, по 8 месяцев
каждый, в течение 4 лет. В октябре 2005 г. в Вашингтоне при участии США был
заключен меморандум между представителями трех этнических групп Боснии и
Герцеговины о проведении конституционной реформы и большей интеграции внутри
страны. Учитывая признанный всеми сторонами прогресс в процессе мирного
урегулирования в стране, было решено в будущем ввести должность единоличного
президента Боснии и Герцеговины и единое правительство (сейчас их два -
Мусульманско-Хорватской Федерации и Республики Сербской). Но парламент страны
неоднозначно относится к таким реформам и не торопится с их реализацией.
Новым местом политического напряжения в ближайшее время
может стать Черногория. Истекает срок трехлетнего моратория на проведение
референдума относительно независимости Черногории, введенного по просьбе ЕС.
Учитывая это, нынешнее прозападное правительство республики инициировало
референдум о выходе из состава Сербии и Черногории, который и состоялся 21 мая
нынешнего года. Для принятия решения нужна была поддержка 55% населения
республики. Положительный процент был повышен, с учетом пожеланий ЕС, который
хотел видеть более уверенную победу приверженцев независимости, во избежание
нового противостояния на территории бывшей Югославии.
В соответствии с результатами референдума, за
независимость Черногории высказалось около 55,5% проголосовавших граждан.
Сообщений о нарушении во время выборов ни от наблюдателей, ни от сербов, ни от
представителей оппозиции не поступало. Можно предположить, что, несмотря на
некоторые критические выступления по поводу результатов референдума и заявления
об исторических братских связях с Сербией, противники независимости в Черногории
и сам Белград смирятся со своим поражением.
Следует указать, что де-факто Подгорица уже в течение
нескольких последних лет пользовалась большинством атрибутов суверенного
государства - проводила самостоятельную внутреннюю и экономическую политику,
осуществляла отличающуюся от Белграда внешнюю политику, активно сотрудничала с
Евросоюзом, ее официальная денежная единица - евро (а не динар, как в Сербии).
Кроме того, руководство республики со времени предыдущего референдума о
независимости, который дал отрицательный результат, провело большую
пропагандистскую работу, углубляло политику дистанцирования от
общегосударственных процессов. Черногория оставалась значительно более
стабильным краем по сравнению с Сербией, да и европейская и евро-атлантическая
интеграция для Подгорицы имела больше перспектив в свободном плавании. Поэтому
власти Черногории, оппозиционно настроенные к союзу с Сербией, были уверены в
положительном результате референдума. Но самыми большими приверженцами
независимости здесь выступали не славяне-черногорцы, а албанское и боснийское
меньшинство.
Большинство государств Европы, в частности Украина,
признали результаты референдума и приветствовали выбор черногорцев. В свою
очередь руководство республики сразу после провозглашения официальных
результатов заявило о своем желании присоединиться к ЕС и НАТО.
Важной составляющей политического и экономического
развития на Балканах является интенсивная европейская интеграция всех стран
региона в Европейский Союз и активизация их евроатлантических устремлений. 10
октября 2005 г. Брюссель начал переговоры о вступлении в ЕС с Хорватией, ранее
получившей статус страны - кандидата на членство. 3 декабря 2005 г. статус
кандидата на членство получила Македония. В октябре и ноябре 2005 г. начались
переговоры относительно Соглашения о стабилизации и ассоциации с Евросоюзом
(настоящее соглашение предусматривает практически ассоциированное членство в ЕС
для ее подписанта и должно подготовить его к полноправному членству),
соответственно, с Сербией и Черногорией (особенно в своей евроинтеграции активна
Подгорица) и Боснией и Герцеговиной. Албания в свою очередь давно начала
аналогичные переговоры и успешно двигается к их завершению. (Следует напомнить,
что присоединение к ЕС двух других балканских стран - Румынии и Болгарии -
планируется 1 января 2007 г.). Содействуют реализации евроинтеграционных
устремлений указанных стран политическая и межэтническая стабилизация,
налаживание взаимопонимания между странами региона, активное политическое
сотрудничество и сотрудничество по вопросам безопасности с ЕС и международным
трибуналом по поводу военных преступлений, ускорение экономического развития.
В Европейском Союзе нет четкой позиции относительно
интеграционных перспектив указанных стран и ведутся острые споры как между
отдельными странами, так и между различными институтами. Звучат предложения
прекратить процесс расширения после присоединения Румынии и Болгарии. Но в общих
чертах ЕС признает возможность членства балканских стран, поскольку усматривает
для себя угрозу в том случае, если Балканы останутся вне Объединенной Европы,
ведь это может повлечь появление напряженности и конфликтогенности в сердце
Европы.
Наиболее осторожно к этому вопросу подходят Франция и
Нидерланды, наиболее благоприятно отношение Австрии и ФРГ. В частности, Вена,
презентуя программу своего председательства в ЕС в первом полугодии текущего
года, заявила, что считает интеграцию Балкан очень важным этапом развития ЕС.
Больше всего замечаний у Евросоюза к Сербии. Признавая возможность ее членства в
перспективе, Брюссель призывает Белград активнее внедрять реформы и теснее
сотрудничать с Гаагским трибуналом, прежде всего, выдать в связи с обвинением в
военных преступлениях лидера боснийских сербов Ратко Младича. Последнее является
источником потенциального социального напряжения в Сербии, поскольку Ратко
Младича в этой республике очень поддерживает население. Аналогичные требования
(реформы и сотрудничество с Гаагским трибуналом) со стороны ЕС выдвигаются и к
Боснии и Герцеговине.
В декабре 2005 г. в Испании был задержан хорватский
генерал Анте Готовина, разыскиваемый Гаагским трибуналом за военные преступления
во время сербско-хорватской войны. Привлечение генерала Готовину к
ответственности было одним из главных требований к Загребу для старта
переговорного процесса о вступлении в ЕС. Решение этого вопроса сняло самое
большое препятствие перед Хорватией. Но внутри страны значительная часть
населения недовольна такой ценой присоединения к ЕС, - ведь генерала Готовину
многие считают национальным героем. В Хорватии происходят массовые
манифестации.
Одновременно с активизацией европейской интеграции стран
региона и ростом внимания к Балканам со стороны ЕС усиливается здесь и роль НАТО
и США. При поддержке Вашингтона Македония, Албания и Хорватия углубляют
евро-атлантическое сотрудничество и интеграцию в Североатлантический альянс. Эти
страны уже являются кандидатами на членство в НАТО и надеются присоединиться к
нему в 2008 году. В этом контексте в 2005 году с участием НАТО и США была
подписана Адриатическая хартия между Македонией, Албанией и Хорватией. Участники
Хартии решили осуществлять взаимную поддержку и синхронизацию своего вступления
в НАТО, активизировать партнерство в глобальной борьбе с терроризмом (как первый
шаг такой деятельности стало направление общего медико-санитарного батальона в
состав сил НАТО в Афганистане).
В этой встрече участвовали также представители Сербии и
Черногории и Боснии и Герцеговины. Основные участники приветствовали активизацию
их евро-атлантического сотрудничества, особенно участие в Программе НАТО
«Партнерство ради мира». Постепенно сербско-хорватские отношения нормализуются.
Об усилении позиций США в балканском регионе свидетельствует и заключение
договоренностей Вашингтона об открытии четырех военных баз в Румынии и трех - в
Болгарии.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что Балканы
становятся предметом геополитического соперничества Старой Европы и Соединенных
Штатов за влияние в регионе. Можно говорить об окончательном вытеснении
исторически сильных позиций в регионе России, которая после падения режима
С.Милошевича перестала влиять на региональные процессы. Основными инструментами
как Брюсселя, так и Вашингтона в данном случае и являются вопрос интеграции в ЕС
и НАТО, урегулирование конфликтов, расширение торговых преференций и статуса
отдельных регионов Балканского полуострова.
|