Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ключ к приднестровскому "узлу"

27.06.2006. Независимая Молдова

Виссарион Чешуев, директор лаборатории постприватизации

Приднестровским ценным бумагам нужна регистрация в Молдове

В материале "Можно ли развязать приднестровский узел?" достаточно подробно охарактеризованы многие проблемы и сложности реинтеграции Молдовы.

Притом, что оценка проблемы представляется в целом верной, она касается только, так сказать, "надстроечных" аспектов. Не совсем точно и не полно, на мой взгляд, сформулированы автором, уважаемым господином Михэеш, фундаментальные причины продолжения конфликта. Автор полагает, что аппелирование к международным организациям, в том числе к суду в Гааге - хороший способ разрешения многолетнего приднестровского конфликта. Не отрицая возможную, в конечном итоге, плодотворность этого пути, всё же отмечу, что его прохождение потребует многих и многих лет, если не десятилетий без всяких гарантий успеха.

Полагаю, что ключ к приднестровскому узлу лежит в иной сфере, в сфере отношении собственности. В самом первом приближении решение этого аспекта Парламентом Молдовы осуществлено. Приняты законодательные акты, гарантирующие права собственности приднестровцев. Очевидно, что они требуют осуществления последовательных, строго выверенных по срокам и адресам конкретных действий.

Первым из них, видимо, должна стать регистрация в Национальной Комиссии по ценным бумагам РМ ценных бумаг (акции, облигации) приднестровских акционерных обществ, уже имеющих легальный юридический статус в Молдове. Получение этими предприятиями государственных специальных сертификатов на ценные бумаги откроет возможность обращения их на Фондовой бирже Молдовы, позволит выпускать дополнительные эмиссии своих акции и предлагать их к публичной продаже. Таким путём десятки молдавских предприятий уже мобилизовали многие сотни миллионов леев фактически беспроцентных заёмных капиталов для нужд производства. Такая перспектива не может не заинтересовать предпринимателей Приднестровья.

Далее, естественным образом, потребуется легализация независимых регистраторов акционерных обществ Приднестровья. Кроме того, финансово-экономические мотивы потребуют включения левобережных акционерных обществ в национальные системы регистрации недвижимости, залоговых, ипотечных, лизинговых прав, в национальную страховую систему и в сферу защиты интеллектуальной собственности.

Как только вышеизложенное станет реальностью, то обязательно вырастет рыночная цена приднестровской недвижимости, повысится привлекательность для частных инвестиции, что, безусловно, соответствует фундаментальным интересам предпринимателей этого региона.

Первый, чрезвычайно важный рубеж преодолён - единое молдавское таможенное пространство существует.

Но главное, на вопрос о том, каковы гарантии собственности приднестровцев, можно будет дать конкретный ответ:- гарантией может являться беспрепятственная купля-продажа акций, других прав собственности на приднестровские объекты на общенациональных рынках ценных бумаг и недвижимости, беспроблемность в вопросах дарения, наследования, залога.

Первый, чрезвычайно важный рубеж преодолён - единое молдавское таможенное пространство существует. Таким образом, продвигаясь, пусть по миллиметру в день, в направлении к реальной интеграции экономической инфраструктуры, к взаимному проникновению лево- и правобережных отношений собственности можно приближать и дату разрешения конфликта.

Что же касается геополитической причины конфликта, то кто о ней вспомнит, когда окажется, что интеграция инфраструктуры привела к ускорению оборота капитала, появлению многовариантной системы финансирования бизнеса, к росту ликвидности (рыночной цены) квартир, земельных участков, заводов и фабрик Приднестровья.

Есть еще один, кроме таможенного, аргумент за такой подход к проблеме. Некоторое время назад, правда, в иной социально-политической атмосфере, процедура взаимного признания документов, прав собственности была реальностью. Ничего кроме пользы, простым гражданам она не принесла.

И, видимо, надо, не обращая внимания на большие и малые "вызовы" спокойно, деликатно, конкретно обсуждая с каждым предприятием все детали процедуры регистрации ценных бумаг методично двигаться в этом направлении.

Для этого никаких срочных законодательных актов как будто не требуется. Единственное, что, видимо, необходимо принять - нормативный акт об особенностях государственной регистрации ценных бумаг приднестровских акционерных обществ и их обращении, в котором определить условия и порядок подобной регистрации.

Таким образом, можно было задействовать надежный принцип взаимной заинтересованности всех граждан, предпринимателей, политических и экономических структур в совместной деятельности.

P.S. Когда эта статья готовилась к печати, в появилось сообщение о пребывании помощника премьер-министра России в Тирасполе. Российский чиновник "изучал возможности включения индустриального потенциала Приднестровья в легальную экономику России". В частности, речь шла об организации обращения ценных бумаг акционерных обществ Левобережья на российской фондовой бирже.

Безусловно, если подобное случится, то будет нанесен сильнейший удар по самому уязвимому месту рынка ценных бумаг любой страны - доверию инвесторов к этому рынку. Сам факт допуска к обращению нелегальных ценных бумаг может развалить весь рынок. Кроме того, признание Россией легальности первичной регистрации левобережных ценных бумаг фактически будет означать заявление о признании государственности Приднестровья и его органов управления - что находится в разительном противоречии с официальной позицией России.

Предотвратить эскалацию этих негативных явлений и процессов могут лишь быстрые, решительные, глубоко продуктивные действия соответствующих конституционных органов Молдовы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ