Положение в Закавказье десять лет назад и на десятилетнюю перспективу
Михаил Александров
Данный материал был подготовлен к докладу на юбилейных
научных чтениях Института стран СНГ: «Вчера и завтра. Сотрудничество и борьба на
постсоветском пространстве», которые состоялись 15 июня 2006 года.
На момент создания Института стран СНГ Закавказье
вступило в эпоху относительной политической стабилизации, которая последовала за
бурным периодом конфликтов, вызванных распадом СССР. В известном смысле можно
утверждать, что к 1996 году процесс распада СССР для Закавказья де факто
завершился. Закончились две кровопролитные войны, затронувшие все три
государства региона. Эти войны не привели однако к установлению прочного мира.
Грузино-осетинский, грузино-абхазский и карабахско-азербайджанский конфликт
оказались замороженными. Причем первые два были локализованы благодаря
непосредственному вмешательству России, а третий при участии России и
международных посредников. Эта относительная стабилизация была достигнута
благодаря победе старых советских элит над новыми радикальными националистами в
Грузии и Азербайджане. В Армении две элиты – старая и новая заключили компромисс
и поделили власть.
В тот период Россия еще воспринималась в мире как
безусловный лидер на постсоветском пространстве, в том числе и в Закавказье.
Ошеломленные обвальным крушением Восточного блока и роспуском СССР, западные
державы были еще не готовы бросить открытый военно-политический вызов
российскому влиянию в СНГ. Между президентом России Борисом Ельциным и
президентом США Биллом Клинтоном была даже достигнута негласная договоренность о
том, что Россия имеет приоритет в проведении миротворческих операций на
постсоветском пространстве. Это «джентльменское соглашение» продержалось до 2003
года, когда Запад спонсировал государственный переворот в Грузии и приступил к
втягиванию этой страны в военные структуры НАТО.
Однако, материальная и идеологическая основа данного
геополитического вызова была заложена уже 10 лет назад. На эту угрозу прямо
указывал доклад Института стран СНГ, подготовленный в 1997 году. Там, в
частности, говорилось: «Реальную опасность представляет глобальный вызов,
который все более отчетливо бросается России Западом. Этот вызов заключается в
том, что на постсоветском пространстве все отчетливее проявляются контуры новых
центров силы, которые рассматриваются в качестве сдерживающих факторов –
противовесов России на территории бывшего СССР… При подобном развитии ситуации
Россия будет изолирована с Юга и Запада, вытеснена из всех жизненно важных
геополитических зон, отключена от ключевых коммуникационных систем и
товаропотоков» (стр.3-4).
В том, что касается Закавказья, эта линия Запада нашла
выражение в поддержке проекта трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан в обход России.
США заявили об этом как раз в 1997 году и даже предоставили льготные кредиты на
его осуществление. Данный проект был безусловно вызовом российскому влиянию, но
пока вызовом экономическим, не создающим непосредственной угрозы для российских
интересов безопасности. Однако, как отмечалось в докладе, это был всего лишь
первый шаг: «Нефтяной контракт (добыча и транспортировка) в состоянии на деньги
иностранных инвесторов объединить большинство стран Средней Азии и Закавказья на
антироссийской основе. Для западных геостратегов сложившаяся ситуация выходит
далеко за пределы чисто нефтяной сделки. Впервые создается реальная возможность
воспользоваться слабостью России, чтобы экономически укрепиться в этих
геополитически очень чувствительных для России зонах…, способствовать
горизонтальной консолидации государств Центральной Азии и Закавказья вокруг
новых коммуникационных артерий…, создать мощный экономический и
военно-политический союз, в качестве противовеса России и, в результате этого,
на многие десятилетия, а возможно и столетия, вытеснить Россию из Закавказья и
Центральной Азии» (стр.14).
Конечно, не все пошло в буквальном смысле так как
предсказывалось. Вместо создания военно-политического союза, подконтрольного
Западу, США и их союзники решили просто расширить на этот регион блок НАТО. Для
военно-политической переориентации стран региона на НАТО в 2003 году начался
экспорт в Закавказье и Центральную Азию «цветных революций». То есть, одних
экономических рычагов оказалось не достаточно. Не оправдался и прогноз Института
об ошибочности ставки на Алиева. В принципе, Алиев смог удержать нейтралитет
Азербайджана, несмотря на сильнейшее давление Вашингтона и не допустил
размещение на своей территории военных баз США. Более того, Алиев пошел на
укрепление отношений с Москвой, правда при сохранении многовекторности политики
Азербайджана. Эта линия продолжается и Алиевым младшим. Ему также удается пока
противодействовать попыткам осуществления в Азербайджане «цветной революции»,
несмотря на успех такой «революции» в Грузии.
Нельзя не отметить, что удержанию Азербайджана от
сползания в объятия Запада во многом способствовала практическая реализация
некоторых рекомендаций упомянутого доклада. Он, в частности, предлагал, что
Россия должна «демонстративно усилить свое экономическое и военно-политическое
присутствие в Армении» (стр.15). Это было реально сделано и оказало сдерживающее
воздействие на Азербайджан, который осознал, что полный разрыв с Россией
приведет к неминуемой потере Нагорного Карабаха. Одновременно Армения
превратилась в мощный военно-политический плацдарм России в Закавказье,
переориентировать который в сторону Запада сейчас весьма сложно. Слишком многие
влиятельные интересы и силы завязаны на сотрудничестве с Москвой.
Была реализована, хотя и со многими изъятиями,
рекомендация об использовании Ирана в качестве союзника России в Закавказье
(стр.15). Сотрудничество с Ираном по проблеме юридического статуса Каспия
содействовало укреплению переговорных позиций Москвы. В результате удалось
блокировать неблагоприятные для России решения, в частности, касающиеся
прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. Более того, давление Тегерана
на Баку явилось дополнительным фактором, предотвратившим развертывание
американских военных баз в Азербайджане.
В то же время, благодаря разумной политике Азербайджана,
России не пришлось использовать два других рычага воздействия на эту страну,
которые были обозначены в докладе. Это касалось стимулирования «процесса
объединения разделенного лезгинского народа» и поддержки идеи Талышской
автономии (стр. 15). Однако, два этих фактора надо постоянно держать в поле
зрения на тот случай, если Азербайджан по каким то причинам решит перейти от
нынешней многовекторной внешней политики к односторонней ориентации на
Запад.
В отличие от рекомендаций в отношении Грузии и
Азербайджана, ни одна рекомендация доклада в отношении Грузии выполнена не была.
А эти рекомендации состояли в следующем: «снять блокаду Абхазии», «стимулировать
сепаратистские тенденции в Аджарии», действуя совместно с Ереваном «де факто
присоединить к Армении Ахалкалакский и Ахалцихинский районы» с последующим
созданием коридора через Аджарию к Черному морю (стр.15). Однако, МИД России,
явно под воздействием субъективных моментов, старался делать прямо
противоположное. Аджария была сдана без боя. События в Джавахетии находились и
продолжают находиться вне поля зрения российского МИД. По крайней мере, ни о
каких демаршах и заявлениях на эту тему пока не слышно. Санкции в отношении
Абхазии были полностью отменены лишь в последние месяцы. Итогом является полный
провал российской дипломатии в Грузии и переход этой страны под фактический
протекторат Запада.
Без преувеличения можно сказать, что сейчас на
постсоветском пространстве разворачивается новая «большая игра». Причем,
Закавказье превратилось в ключевую точку этой игры, поскольку именно здесь
проходят основные маршруты между Черным и Каспийским морями в обход России и
далее в Центральную Азию. Именно через Закавказье может быть реализован
геополитический сценарий по охвату России с юга, блокирования ее стратегических
коммуникаций в Азию и создание альтернативных энергетических и транспортных
коридоров с Востока на Запад в обход России.
Можно предположить, что эта «большая игра» в ближайшие
десять лет будет продолжена. В итоге страны Закавказье станут ареной,
столкновения прозападных и пророссийскиx интересов, фракций и партий, интриг,
госпереворотов, мятежей и межнациональных столкновений. Помимо России и Запада в
эту игру окажутся втянутыми влиятельные региональные игроки, такие как Иран и
Турция. Усилится влияние и присутствие в регионе Китая.
Кстати, фактор Китая был недоучтен в докладе 1997 года.
Тогда потенциал новой экономической сверхдержавы еще не проявился в полной мере.
Сейчас он очевиден для всех, также как и интерес Китая к энергетическим ресурсам
Каспия и его озабоченность военно-политическим проникновением Запада в
Центральную Азию. А это открывает для России значительные возможности для
внешнеполитического маневрирования, создания коалиций, выстраивания единого
фронта против западной экспансии в Закавказье.
Можно с уверенностью утверждать, что при грамотном
использовании имеющихся дипломатических, экономических, информационных,
гуманитарных и силовых рычагов Россия в состоянии противостоять нажиму стран
НАТО и блокировать укрепление их влияния в Закавказье. Представляется, что у
России есть все шансы добиться сохранения нейтрального статуса Грузии и
Азербайджана при поддержании российско-армянского оборонного союза. Фактически
это будет означать, что через 10 лет Закавказье будет мало чем отличаться от
нынешнего положения.
Конечно, возможны изменения в нюансах. Например, можно
допустить при определенных обстоятельствах объединение Северной и Южной Осетии в
рамках России. А также признание Москвой независимости Абхазии и установление
над этой республикой российского военного протектората. В этих условиях
оставшаяся часть Грузии отойдет под контроль НАТО, но будет продолжать
оставаться наиболее бедной страной мира и испытывать этническую напряженность в
целом ряде регионов. НАТО придется заняться весьма неблагодарным делом -
поддержанием экономической и политической стабильности и межнационального мира
на оставшейся территории Грузии.
Из за разрыва связей с Россией экономика Грузии будет
оставаться в плачевном состоянии и будет поддерживаться на плаву в основном за
счет западных дотаций. Усилится межнациональная напряженность в Джавахетии и
Квемо Картли. В этих регионах постоянно будут возникать этнические конфликты,
которые могут на определенном этапе перерасти в этническую войну. Возможно,
центральному правительству Грузии или НАТО придется объявить в этих районах
военное положение. В этом случае не исключено начало диверсионных действий
местного населения против грузинских и натовских войск. Одновременно ухудшатся
отношение Тбилиси с Ереваном и Баку.
В случае, если в этот момент Грузия не будет находиться
под военным протекторатом НАТО ответственность за нормализацию ситуации в
Джавахетии и Квемо Картли придется взять на себя Армении, Азербайджану и России.
В оба региона будут введены миротворческие силы СНГ, состоящие из
российско-армянского и российско-азербайджанского контингентов. Фактически это
будет означать начало распада Грузии. Указанные два региона со временем отойдут
к Армении и Азербайджану. Усилятся сепаратистские настроения в Аджарии, которая
опять де-факто отделится от Грузии и, возможно, вновь призовет туда российскую
военную базу для поддержания внешней безопасности. В обстановке полного упадка и
хаоса о независимости может заявить и Мингрелия.
Отношения между Россией и Грузией будут оставаться в
крайне напряженном состоянии. Тбилиси откажется признавать интеграцию Южной
Осетии и Абхазии с Россией и будет всячески апеллировать к поддержке Запада в
этом вопросе. Однако Запад не решится на военную конфронтацию с Москвой и
ограничится дипломатическими демаршами в сочетании с угрозами экономических
санкций. Однако эти угрозы не будут иметь серьезного эффекта, поскольку
энергозависимость Европы от поставок из России еще более возрастет.
В этих условиях возможно произойдет развертывание на
территории Грузии военных баз США. Это, однако, не сможет, кардинально повлиять
на геополитическую обстановку в Закавказье, так как Россия в свою очередь сможет
разместить ударные группировки войск в Южной Осетии и Абхазии, что в сочетании с
российскими войсками в Армении сделает американские базы уязвимыми в военном
отношении. К тому же, американским войскам по-прежнему будет закрыт путь к
Каспию, поскольку Азербайджан будет придерживаться политики нейтралитета и
неразмещения на своей территории иностранных военных баз.
Эта позиция Азербайджана будет во многом определяться
решением России признать независимость Абхазии. Для Баку станет абсолютно ясно,
что недружественная политика по отношению к Москве может привести к признанию
Москвой независимости Нагорного Карабаха. Во-вторых, клан Алиевых, который
сохранит власть в Азербайджане, будет весьма существенно зависеть от поддержки
Москвы в деле удержания власти внутри страны. В-третьих, Азербайджан будет
вынужден учитывать позицию Тегерана и возможность перенесения на свою территорию
военных действий в случае американской агрессии против Ирана.
Во внутренней политике возросшие доходы от экспорта
нефти позволят режиму Алиева направить определенные средства на социальные
нужды, что сгладит общественное недовольство и позволит властям поддерживать
политическую стабильность. В этих условиях резкие повороты Баку в сторону либо
Запада, либо Москвы будут не выгодны Алиеву, так как могут привести к
раскачиванию политической стабильности.
Однако Запад будет продолжать оказывать на Алиева нажим
с целью вынудить его однозначно сместиться в западный лагерь. С этой точки
зрения именно Азербайджан станет основной точкой противоборства между Россией и
Западом. Если Грузия будет рассматриваться как полностью находящаяся на стороне
Запада, а Армения – на стороне России, то неприсоединившийся статус Азербайджана
будет провоцировать и ту и другую сторону на борьбу за влияние на этой
территории. Здесь России необходимо будет опереться на поддержку Тегерана и
Пекина, координируя с ними свои усилия.
Армения останется в сфере влияния России.
Российско-армянский оборонный союз будет сохранен. Попытки прозападного
переворота в этой стране не увенчаются успехом. В зависимости от форм такого
переворота он будет заблокирован либо при помощи юридических процедур, либо
подавлен силой с опорой на армию Нагорного Карабаха. В любом случае выходцы из
Карабаха сохранят доминирующее положение в руководстве страны.
Нагорно-Карабахский конфликт окажется скорее всего
неразрешенным. Стороны будут балансировать на грани войны. Армения будет
продолжать находиться в блокаде со стороны Азербайджана. Хотя в поведении Турции
возможны варианты. Оказавшись перед фактом невозможности вступления в Евросоюз,
Турция начнет искать новых экономических союзов. И реальной альтернативой
западному вектору может стать Единое экономическое пространство СНГ. В случае
переориентации Турции на СНГ, заинтересованность в более хороших отношениях с
Москвой может подтолкнуть Анкару к смягчению блокады Армении и к частичной
нормализации отношений.
Может ли быть альтернатива сценарию «большой игры» в
Закавказье? Думается, что – да. Но это возможно лишь в случае добровольного
отказа Запада от политики установления контроля над этим регионом. В условиях
заявки США на мировую гегемонию такой отказ представляется маловероятным.
Положение может измениться лишь в случае вползания американской экономики в
масштабный финансово-экономический кризис, первые признаки которого уже
достаточно заметны. Кризис американской экономики неминуемо приведет к краху
глобальных амбиций Вашингтона и регионализации роли США на американском
континенте. Роль США и Запада в целом в мировой политике кардинально снизится. В
этих условиях у России просто не окажется достаточно сильных противников в
Закавказье. И Москва полностью восстановит свой контроль над этим регионом.
|