Китайская лапша для кыргызского правительства или кто копает под Джеруй?
16.06.2006. ИА Белый
Папрход (Киргизия)
Елена Авдеева
"Седьмой этаж" пытается запустить в общество
эйфорические настроения после поездки делегации Кыргызстана в Пекин. Она-де
добилась небывалого успеха, подписала с Китаем декларацию об экономическом
сотрудничестве на 10 лет вперед. Теперь у президента Бакиева впереди официальный
визит в Казахстан и можно не сомневаться, что итоги его окажутся аналогичными.
Между тем, здравомыслящие политики и деловой мир сии восторги – искусственные,
впрочем, разделять не спешат. Прогнозы сбываются. Замглавы правительства
откровенно уже говорит: поездки Бакиева соответствуют новым экономическим
приоритетам Кыргызстана. Между тем, возникают опасения – а не превратится ли
пресловутое сотрудничество в неприкрытую экспансию более сильных азиатских
государств? К сожалению, такой поворот угадывается.
Яснее ясного сформулировал проблему, зачатки которой
возможно уже сегодня создает правительство, депутат Кубанычбек Исабеков: "Добрые
отношения с соседями должны быть, конечно, да не потерять бы свою экономическую
независимость!"
Золотые
берега, подземные реки
Потенциальные партнеры, еще не став реальными, уже
пытаются на нас давить – первыми же шагами. Как пример можно назвать все те же
проекты по добыче золота – нынче интриги вокруг них пошли на новый виток,
обозначился и новый же, неожиданный поворот. Откуда не возьмись, появилось
сообщение агентства "Казинформ" о том, что разработка рудника "Джеруй" в
Таласской области может привести к экологическим проблемам в Казахстане. "По
казахстанским стандартам, - пишет анонимный корреспондент, - строительство
объектов в таких зонах вообще не допустимо".
Не надо даже быть шибко умным, чтобы сообразить, для
чего запущена эта информация. Завтра казахстанское министерство охраны
окружающей среды, а за ним, видимо, и правительство, предъявит Кыргызстану
претензии. Вопрос будет поставлен однозначный – либо не стройте, либо платите
компенсацию – за гипотетический ущерб. У наших начнется паника, опять последуют
бурные споры и ссоры. Не строить нельзя, собственно, уже построили. Обострять
политические отношения – и без того не всегда гладкие – с Казахстаном
нежелательно, Что делать? Где-то месяца через три-четыре, когда наше
правительство и парламент наорутся вволю, казахская сторона выход подскажет сама
– выяснится, что у ее экологов и экспертов есть "предложения по предотвращению".
И они-де готовы помочь. Наши этой милости возрадуются. Казахи войдут в проект
разработки Джеруя как бы нехотя, но вынужденно. Еще упрашивать будем, на всякие
выгодные для них условия соглашаться.
И никто, конечно, не задумается, с чего вдруг, три года
спустя после начала проекта, при почти полной готовности фабрики, казахи
опомнились? И откуда у них на руках оказалось то самое технико-экономическое
обоснование по Джеруйскому проекту, которое, якобы сейчас проанализировали их
эксперты.
Между тем, мы сейчас столкнулись с виртуозной
политической игрой. Не стали казахи топать ногами в ответ на требование нашего
Жогорку Кенеша об отмене инвестиционных соглашений по месторождениям "Джеруй" и
"Талды-Булак Левобережный". Зачем? Зачем кричать о нарушении международных норм
и грозить санкциями? Можно действовать хитрее – и в итоге все равно повернуть
ситуацию в свою пользу. И тогда мы не только Талды-Булак им отдадим – там
официально казахский разработчик обозначен, но и Джеруй тоже – там, по некоторым
сведениям за фасадом неизвестной и свежеиспеченной австрийской компании тоже
прячутся капиталы из соседней республики.
Пример этот очень показателен. Конкретный, он отвечает
тенденциям взаимоотношений Кыргызстана с Казахстаном в целом. То, что происходит
нынче на внешнеэкономическом пространстве вокруг Кыргызстана – закономерно.
Экономика Казахстана, и Китая тоже развивается стремительно, капиталы растут как
на дрожжах, требуют выхода, им тесно в пределах своих стран. Кыргызстан –
кусочек лакомый. Непаханое поле. Но главное, Кыргызстан – страна не гордая.
Каждой копейке рада и за каждую копейку в пояс кланяться готова.
Третий
мир как третий сорт
Увы, я вовсе не передергиваю. Так уж мы себя поставили,
что выступаем в роли просителя. Слишком громко кричим – нужны инвестиции. Ох,
нужны до зарезу! Без иностранного капитала нам никак. Тем самым, изначально уже
Кыргызстан выступает в роли просителя. Акценты расставлены так. А ведь можно
было и иначе – это ИМ нужны до зарезу наши месторождения, это им выгодно
инвестировать свои деньги у нас – и прибыль получать. Мы с протянутой рукой не
стоим, отнюдь, мы просто позволяем им заходить на наше экономическое поле. Но
свои интересы для нас – превыше всего.
Если бы наше правительство сумело себя так поставить –
все было бы иначе. Глядишь, оно, кстати, и не навлекало бы на свою голову
постоянные депутатские подозрения о коррупционных планах и откровенных взятках.
Но нет. Взяло неверный тон - вот и получает сполна – причем, с двух сторон. Тут
депутаты возмущаются, а там – эти казахские инвесторы в раздражении. И даже не
скрывают его. Знаю это абсолютно точно, поскольку лично общалась неофициально с
козырными тузами, которые собирались у нас обосноваться. Но тормознулись. И суть
их объяснений по этому поводу такова – кыргызы безалаберны и ненадежны. Сегодня
у них одно, завтра другое. И отношение к нам высокомерное и
пренебрежительное.
И вот поди ж ты! Через пару недель Курманбек Салиевич в
Астану поедет. И могу поспорить, опять про инвестиционные проекты там говорить
будет. И опять получится, что мы их уговариваем – наши национальные богатства
забрать.
Экспансия видна. Кто-то из парламентариев высказался не
очень политкорректно, но вполне точно – "каждый день в Кыргызстан полсотни
китайцев приезжает, отсюда не один не возвращается!" Его правда. Здесь
предприимчивые дети Поднебесной находят для себя прекрасные возможности для
бизнеса. Только какого? – важный вопрос. Чаще всего мелкого и нелегального.
Качество внешних инвестиций и качество иностранного
бизнеса, который наступает на Кыргызстан – вот что сегодня волнует сегодня
политиков и экономистов, которые умеют смотреть чуть дальше дня сегодняшнего.
Многоуровневый принцип китайского производства и экспорта известен всему миру: в
страны Европы и США поставлять товары отличного качества, в страны СНГ – третий
сорт. Мы для Китая – рынок сбыта третьего сорта. Отношение такое же. Здесь все
сойдет! Очень уж здесь "иньвисьтисии" нужны.
Но прежде чем отдавать в руки китайских компаний подряды
на строительство жилья в Бишкеке, не мешало бы вспомнить судьбу нескольких
крупных промышленных проектов, нескольких совместных предприятий. Токмакская
бумажная фабрика – не работает, технологии устаревшие, многомиллионный кредит
под гарантии правительства Кыргызстана висит на стране внешним долгом.
Китайско-кыргызская спичечная фабрика в Кемине – не работает, история покрыта
тайной и мраком, требует отдельного расследования. Совместное предприятие
"Китлап" в Карабалты – не работает. Расшифровывается знаете как? – Китайская
лапша! Что-то еще надо добавлять?
Куда мы
направляем вектор?
Продать родину по сходной цене не сложно. Только зачем
же мы это делаем? А для того, чтобы экономическими своими решениями подчеркнуть
новые политические направления. Кыргызстан разворачивается к Азии передом, к
Европе задом.
Вот как прокомментировал депутат Дооронбек Садырбаев
известие о том, что Курманбек Бакиев передал Китаю спорный участок
кыргызско-китайской границы: "Бакиев подстраховался хотя бы с востока. Европа
его на ура не принимает, Россия тоже отностися прохладно. Сейчас он пытается
заручиться политической поддержкой Китая." Точнее и не скажешь.
Соблюдать так называемый принцип многовекторности
внешней политики и экономики – заодно – новому "Белому дому" то ли не по силам,
то ли вообще не по нутру. Вот и шарахает страну из одной стороны да в другую.
Как будто мы не знаем, что наше неуемное и неограниченное братание с Китаем
вполне может смотреться как с московской колокольни, так и с вашингтонской
слишком демонстративным.
Но это только начало, к сожалению. "Белый дом" уже
озвучил дальнейшие шаги. Они пролягут навстречу исламскому миру, арабским
странам. И это направление публично названо приоритетным в новой внешней
политике Кырызстана. И это есть еще один шаг – и серьезный, – от европейского
мира. Такое впечатление, будто мы намеренно осложняем отношения с бывшими
союзниками. Тут впору бы тревогу бить: влияние религиозных экстремистов в
Кыргызстане усиливается, - констатирует ОБСЕ. А мы не реагируем, мы не
опасаемся. Мы сами бодренько шагаем именно туда, откуда угроза экстремизма
происходит. И уже призрак не просто экономической экспансии, но негативного
политического влияния возникает на горизонте.
Честно говоря, нам самим, многим кыргызстанцам, такой
поворот понять трудно. А что говорить о России и США? Для них наш регион и без
того стал точкой политической нестабильности. Для них как раз важно, и секрета в
этом нет, чтобы Кыргызстан не попал под влияние растущих политических амбиций
Китая и арабских стран.
Так что же делает наше политическое руководство? Часть
аналитиков склоняется к тому, что всячески демонстрирует Москве и Вашингтону –
мы от вас отдаляемся, бросайтесь за нами, умоляйте не отворачиваться,
умасливайте финансовой поддержкой. Прием с точки зрения международной дипломатии
далеко не самый красивый и не самый умный. Но все ж это было бы полбеды. А вот
если всерьез… всерьез об этом и думать не хочется…
Анекдот
в тему
Погрузился Курманбек Бакиев в искусственный сон на пять
лет – экономический кризис переждать. Просыпается, идет по улице – что за
странные цены везде? Об инфляции не докладывали. Непонятно..
- Это нынче наши цены в какой валюте? – спрашивает он
свиту – В сомах или в долларах?
- В юанях!..
|