Михаил Александров: Смерть Басаева поставила точку в чеченском сопротивлении?
24.07.2006.
Накануне.ru
Алексей Остапов
В мире стремительными темпами нарастает конфликт
западной и исламской цивилизаций. Так все чаще утверждает значительная
часть экспертов-геополитиков. Противоречия, мол, были всегда, но в
последнее время они вышли на новый уровень, связанный с применением насилия
всеми сторонами. Именно в этом кроется осторожность в оценке ливано-израильского
конфликта западными странами – всем очевидно, что идет война Запада и Востока, и
пытаться обвинить в ней одну страну бесполезно.
На этом фоне Россия, полагают многие, с успехом
решает свои проблемы на Северном Кавказе, подтверждением чему стала недавняя
гибель лидера чеченских сепаратистов Шамиля Басаева. Человека, руки которого по
локоть в крови, впервые отличившегося при захвате больницы в Буденновске, а
потом взявшего на себя ответственность за захват "Норд-Оста" и бесланской школы.
Уже прозвучали заявления, что его смерть практически означает конец конфликта в
Чечне. Так это или нет? Была гибель Басаева случайностью или спланированной
операцией и к чему она приведет в Чечне? В чем причины конфликта Востока и
Запада и почему западные ценности обречены на провал? Об этом в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, доктор
политологии Михаил Александров.
Вопрос: Михаил Владимирович,
как Вы считаете, что на самом деле произошло в случае с Шамилем Басаевым? Был ли
там элемент случайности или же все-таки его смерть – результат
спецоперации?
Михаил Александров: Я думаю,
что это была именно спецоперация, направленная на уничтожение Шамиля Басаева.
Скорее всего, его "вели" уже давно, но ликвидировали именно в этот конкретный
момент. Возможно, не было единого мнения у руководства, стоит его ликвидировать,
или не стоит. Но, в конечном счете, все же решили, что более политически
целесообразно его ликвидировать.
Вопрос: Ликвидация Шамиля
Басаева именно в этот момент приурочена к какому-то событию, или просто только
сейчас появилась такая возможность?
Михаил Александров: Я думаю,
что именно убийство наших дипломатов в Ираке переполнило чашу терпения.
Спецслужбы должны были как-то продемонстрировать, что они отомстили за смерть
наших людей, иначе это смотрелось, как совершенная беспомощность, неспособность
противостоять терроризму. И решили, что, раз есть возможность, надо убрать
Басаева. Это совпало с саммитом G-8 – это, конечно, тоже плюс для нас, но
главной была месть за убийство дипломатов.
Вопрос: После смерти
Басаева, какие перспективы развития ситуации в Чечне?
Михаил Александров: Я думаю,
что смерть Басаева на данный момент главной роли уже не играла. В республике
последние два года шла консолидация чеченской элиты на определенных позициях. Я
бы их назвал как "чеченский национальный автономизм". Дело в том, что в период
независимости, когда де-факто Чечня была независимой, там произошел раскол.
Часть из них считала, что основная цель национального освобождения достигнута и
надо строить национальное чеченское государство, к чему они, собственно, и
стремились изначально, еще в 1991 году. Но определенная часть посчитала, что
надо перенять идеологию исламского фундаментализма и, так сказать, пойти на
службу исламу, расширяя его влияние военным путем. Эти две линии столкнулись. В
этот период, я считаю, наши власти грамотно построили свою политику, фактически
блокировались с национальным крылом чеченского руководства, чеченской элиты
против исламистов. За счет этого смогли одержать значительную победу.
В Чечне национальное крыло консолидировалось и среди
тех, кто продолжал вести войну, остались в основном исламисты, засланные
наемники из других государств и лишь незначительная часть чеченцев, которые
имели личные обиды и индоктринированные исламистской идеологией. Но национальная
элита Чечни сейчас консолидировалась и позиции по существу у них сейчас примерно
следующая: они будут добиваться максимальной независимости в рамках России,
формально оставаясь в рамках Российской Федерации, что их вполне устраивает.
Если посмотреть, кто сейчас устанавливает правила игры в Чечне, то понятно, что
это сами чеченцы. Внутренняя политика полностью находится под контролем. Что
касается стремления влиять на события вне республики, то такие амбиции у них
основательно поотшибались в ходе двух войн и существенных жертв, которые они
понесли.
То есть, они посчитали, что достаточно способности
полностью контролировать внутреннюю политику, а что касается внешней – то это не
столь важно. Таким образом Басаев стал лидером этого исламистского движения,
которое, по существу, стало маргинальным для Чечни. Кстати говоря, оно более
распространено в других республиках Северного Кавказа – в Дагестане, даже в
Кабардино-Балкарии, но не в Чечне. Поэтому для самой Чечни это особой угрозы не
представляло. Большую угрозу представляло как консолидированное исламское
движение уже для всей России и с ним надо вести борьбу по всему фронту, не
зацикливаясь только на Чечне. Убийство Басаева, по сути, поставило просто
последнюю точку в этом чеченском сопротивлении. Лишило исторических
лидеров.
Конечно, это еще один дополнительный стимул для тех, кто
как-то держался за Басаева, как за лидера именно национального сопротивления,
перейти на сторону официальных властей. Не случайно глава ФСБ Патрушев выступил
с предложением объявить амнистию. Тех, кто продолжает стоять на национальных
позициях в Чечне, примут обратно. Останутся только маргиналы и исламские
фундаменталисты.
Вопрос: Как Вы считаете,
многие ли захотят воспользоваться амнистией?
Михаил Александров: Много
людей на сторону властей не перейдет, потому что там сейчас вообще не много
экстремистов и сепаратистов. Но даже если 10 человек перейдет – это тоже плюс.
Ведь и эти 10 человек могут убить еще 10, могут взорвать кого- нибудь. А если
каждый хоть по два-три человека убьет? Так что даже такие цифры – это уже
хорошо.
Вопрос: Есть ли у чеченских
сепаратистов какие-то возможности и ресурсы на данный момент? Так, Доку Умаров
незадолго до гибели Шамиля Басаева объявил о создании Уральского и Поволжского
фронтов. Это пустые слова, или что-то за этим стоит реальное?
Михаил Александров: У
исламского терроризма, конечно, есть возможности, и они никуда не исчезали. Но
это уже не завязано конкретно на Чечню. Как я говорил, весь Северный Кавказ, и
даже исламские республики России, такие, как Татарстан – везде есть подобные
веяния. Сложился своеобразный террористический интернационал. Но это уже другая
история. Конечно, с ними надо бороться. Они действуют по всему миру, наносят
удары везде. Это "Аль-Каида", другие подобные объединения, которые
непосредственно к Чечне не привязаны.
Вопрос: В последнее время
сразу возникло несколько очагов конфликтов между Западом и Исламским миром – это
и Иран, и ливано-израильский конфликт, подготовка теракта Басаевым в России. Это
случайные совпадения, или можно говорить о какой-то общей тенденции?
Михаил Александров: Это
тенденция, которая на самом деле идет уже несколько лет, с конца 90-х годов. Это
связано с общими тенденциями мировой истории, а не конкретными событиями.
Западная цивилизация утрачивает свое лидирующее положение. Она идет в
идеологический тупик. Сейчас в мировой цивилизации нет лидера – западная
деградирует. Если такие вещи разрешаются, как однополые браки, воинствующий
феминизм, отсутствие понятия национальности – национальности стираются,
космополитизм, то это приводит к тому, что цивилизация оказывается в
цивилизационном тупике. В этих условиях и появляются альтернативные течения,
которые претендуют на роль мировых лидеров. Вот ислам стал претендовать на эту
роль.
Коммунизм вовремя умер для западной цивилизации,
скомпрометировал себя чуть пораньше, чем западная цивилизация вошла в это пике.
Оказалось так, что единственной сильной альтернативной западной цивилизации
оказался ислам и он, естественно, наступает. Тем более что многим и так не
нравится, что сейчас проповедуется на Западе, многие европейцы, австралийцы,
американцы сами принимают ислам, как я знаю. Именно под воздействием этого
идеологического упадка. Конечно, среди ислама тоже есть различные течения.
Большинство, стоит отметить, стремится достигнуть своих целей мирным путем,
путем убеждения. Но есть и радикальные круги, которые считают, что исторические
территории, где раньше проживало исламское население, можно и нужно захватывать
военным путем, заставить уйти Запад оттуда, где он насильно присутствует – из
Саудовской Аравии, например. А чтобы заставить уйти, надо наносить удар не
только по этим странам, но и по самому Западу. Нападают и на нас, хотя мы к
Западу прямого отношения не имеем. Нам тоже надо как-то обороняться активно и не
расслабляться. Мир – это не тротуар Невского проспекта.
Вопрос: Есть ли вообще
возможности для мирного сосуществования цивилизаций?
Михаил Александров: Дело в
том, что мирное сосуществование возможно лишь на базе каких-то общеприемлемых
ценностей, которые приемлемы для обеих идеологий. Но ценности западные для
ислама современного неприемлемы. Тот же самый феминизм, как он может быть
приемлем для мусульманина? Однополые браки – это вообще кощунство, мусульман
тошнит от этого. Они считают, что на Западе уроды какие-то живут. Может быть
лишь перемирие, состояние ни войны, ни мира. Такое может быть в случае, если
соотношение сил позволяет это сделать. В данный момент ислам чувствует свою
идеологическую силу и он наступает.
|