Визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Ашхабад и Душанбе
27.07.2006.
Евразийский дом
Андрей Грозин
Визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Туркмению
и Таджикистан, продолжавшийся целых четыре дня, следует рассматривать в рамках
общей политики, которая формируется действующим лидером иранского
государства.
Ядерная программа Ирана по-прежнему стоит в повестке
дня. Из-за ливано-израильского конфликта эта проблема ушла в тень, но это
временно. Недавние слова госсекретаря США Кондолизы Райс о необходимости
оказания жесткого давления на Иран подтверждают это.
Иными словами, ситуация в Иране, как и прежде, занимает
умы американских чиновников и политиков. Все это говорит о том, что возможность
серьезного давления на Иран, вплоть до силовых действий, не снята с повестки в
Администрации президента США.
В этих условия вполне логично и естественно стремление
Ирана расширить собственное поле внешнеполитического влияния. Жесткая политика
США грозит Ирану превращением в страну-изгоя. Не допустить этого можно за счет
распространения своего влияния в сопредельные страны. Отсюда такой большой
интерес Ирана к своим соседям – Туркмении и Таджикистану.
Надо сказать, что Туркменистан всегда поддерживал ровные
отношения с Ираном. Если при общении с Азербайджаном и Турцией Ашхабад шарахался
от близких отношений до напряженных, то с Ираном такого никогда не наблюдалось –
ни при прежнем президенте, ни при нынешнем.
Иран всегда занимал определенную нишу в экономике
Туркмении. Она, конечно, меньше по своей значимости, чем у России или Турции, но
зато стабильна. Правда, по степени инвестиционной привлекательности Иран для
Туркмении уступает тому же «Газпрому» и даже Украине, несмотря на наличие долгов
в оплате поставок газа. Все-таки оплата Украиной поставляемого из Туркмении газа
превосходит доходы, получаемые от сотрудничества с Ираном.
Что касается Таджикистана, то здесь помимо фактора
расширения внешнеполитического влияния Ирана в Средней Азии, следует учитывать
существование исторического и этнического родства двух стран. Среди всех
постсоветских республик Средней Азии Таджикистан находился несколько в стороне
по отношению к тюркским государствам.
Тегеран всегда рассматривался Душанбе как серьезный
партнер. Не стоит забывать о том, что, несмотря на значительный вклад
России, Иран также способствовал завершению гражданской войны на территории
Таджикистана. В начале 1990-х годов часть таджикской интеллигенции видела в
Иране модель будущего развития собственной страны. Фактор исторического,
культурного и этнического родства имеет значение и в настоящее время.
При этом я бы не стал говорить, что участие в
переговорах наряду с лидерами Таджикистана и Ирана президента Афганистана
является прообразом создания тройственного союза фарсиязычных государств. Это
крайне отдаленная перспектива, поскольку власть в Афганистане сейчас не
самостоятельна, и она не способна к реализации столь масштабных геополитических
проектов.
То же самое можно сказать о Таджикистане. Инициировав
создание фарсиязычного союза и вступив в него, Душанбе утратит многие
преимущества, получаемые благодаря многовекторной политике. Таджикистан может
лишиться финансовых вливаний из России, США и Китая. Однополюсная ориентация
дезавуирует положительные моменты нынешней внешней политики Таджикистана.
Кроме того, активное давление США на Иран неминуемо
затронет и его партнеров, а тем более союзников. Тем более на фоне улучшения
отношений Таджикистана и США за последние два года.
Таким образом, говорить о создании фарсиязычного союза
трех государств преждевременно. Это подтверждают и итоги визита иранского
президента. В общем, каждая сторона осталась при своем, достигнув собственных
целей. Иран приложил усилия к расширению своего влияния на соседей.
Туркменистан попытался продолжить решение проблем, связанных с необходимостью
развития сети газопроводов. Таджикистан накануне президентских выборов в ноябре
нынешнего года показал, что лидер страны Э. Рахмонов и сама страна являются
крупными игроками, способными вести переговоры по важнейшим политическим
проблемам.
Кроме того, сделаны заявления по инвестиционному участию
в проекте строительства Анзобского тоннеля в Таджикистане и расширения
газопроводной сети с Туркменией.
Для России все эти решения не представляют опасности.
Дело в том, что существующие возможности Ирана в этих государствах не идут ни в
какое сравнение с ролью России. Только по объему прокачки газа по системе
«Средняя Азия-Центр» Россия на порядок превосходит Иран. Влияние Москвы в
области безопасности также несопоставимо с возможностями Тегерана. Я думаю, что
Иран не сможет заменить собой Россию, тем более вытеснить ее из Центральной
Азии, как это могут сделать США.
|