Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №152(01.09.2006)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРИЛОЖЕНИЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Демография. Миграция. Гражданство.




О подписании Президентом России В.В.Путиным федеральных законов в сфере миграционного законодательства

20.07.2006, http://www.ln.mid.ru

Президент России В.В.Путин подписал два федеральных закона, направленных на совершенствование российского миграционного законодательства и упрощение миграционных процедур.

Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” направлен на совершенствование миграционного законодательства путем формирования нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) в Российской Федерации. В частности, речь идет об упрощенной системе регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации.

Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, статуса временно проживающего в Российской Федерации, механизмом трудоустройства данных иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.

* * *

Справка к Федеральному закону “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” направлен на совершенствование миграционного законодательства путем формирования нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) в Российской Федерации. В частности, речь идет об упрощенной системе регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации.

Новый порядок миграционного учета является одним из первоочередных элементов создания системы более качественного иммиграционного контроля для решения задачи привлечения в Российскую Федерацию квалифицированной рабочей силы, включая рабочую силу из государств – участников Содружества Независимых Государств. Он позволит снять излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых Российская Федерация наиболее остро нуждается. Органы государственной власти, в свою очередь, получат достоверные статистические данные о пребывании в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат – новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации.

Реализация Федерального закона позволит более эффективно управлять миграционными процессами, сократить нелегальную иммиграцию и в то же время существенно повысить уровень конституционно-правовых гарантий прав соотечественников и других категорий иностранцев, желающих трудиться и жить в Российской Федерации.

* * *

Справка к Федеральному закону “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”

Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, статуса временно проживающего в Российской Федерации, механизмом трудоустройства данных иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.

Так, Федеральным законом устанавливается возможность получения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на временное проживание без учета квот, на основании заявления, с последующим представлением в установленном порядке в течение месяца необходимых документов. Постоянно и временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане освобождаются от обязанности ежегодной перерегистрации.

Прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, иностранным гражданам Федеральным законом предоставляется возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Одновременно с упрощением для иностранных граждан миграционных процедур предусматривается дальнейшее совершенствование инструментов государственного регулирования в сфере миграции. В частности, Федеральным законом дополняется существующий механизм установления трудовых миграционных квот, что позволяет учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на федеральном и региональном уровнях.




Нетерпимость как глобальная проблема

На пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации, 14 апреля 2006 года, по инициативе комиссии Палаты по вопросам толерантности и свободы совести, были рассмотрены и одобрены рекомендации на актуальную тему: «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе».  В мае этого года была издана брощюра, главы из которой будут опубликованы в этом и последующих выпусках нашего Бюллетеня. 

«Общественная палата Российской Федерации», Москва 2006

Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие представляют собой глобальную угрозу для мирной жизни че­ловеческих сообществ и международной стабильности в целом. Распространенными проявлениями этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств, аг­рессия между людьми разных культур и вероисповеданий, дея­тельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движе­ний и идеологии. Нетерпимость выступает противником мно­гообразия, которое составляет важнейший обогащающий фак­тор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принци­пы демократии и приводит к нарушению прав человека.

Многовековые усилия по утверждению цивилизованных вза­имоотношений между неодинаковыми в культурном, религиоз­ном и социально-политическом отношении людьми, общнос­тями и государствами привели к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных зако­нодательствах, международных договорах и декларациях. Одним из таких принципов является толерантность (терпимость), ко­торая заключает в себе признание различий и отказ от насилия по отношению к иному.

Содержание и границы толерантности различаются в зави­симости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Терпимость есть приобретаемая и культиви­руемая личностная установка и коллективная позиция как усло­вие существования сложных обществ. Это есть показатель зре­лости и жизненности человеческих коллективов, государствен­ных и политических образований. Терпимость — это не вседоз­воленность и всепрощение; она заключает в себе активное дей­ствие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Та­ким образом, толерантность — это постоянное и направленное усилие на осуществление определенных личностных и обще­ственных ценностей и норм поведения. Общественная толеран­тность — это когда личность культивирует в себе установку на согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и средства массовой информации.

Многие страны, особенно с демократическим общественным устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в сохранении демок­ратического общественного устройства, основанною на равен­стве прав человека и гражданина. Средством борьбы против ра­сизма и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего того, что может угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрица­ние фундаментального принципа равенства всех людей. Во мно­гих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен для России.

В ряде стран мира наблюдается рост неофашистских, расист­ских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со сторо­ны выходцев из мигрантских меньшинств и религиозных экст­ремистов. Тем не менее, действующие в Германии, Великобри­тании, Франции и в других странах законы против экстремиз­ма, расизма и антисемитизма четко устанавливаю и различия меж­ду убеждениями, свобода выражения которых находится под за­шитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и про­воцированием расовой ненависти, преступлениями против че­ловечности, которые подлежат наказанию. Преступления расо­вого и ксенофобского характера строго связываются с наказа­нием отдельных лип, но закон и общество также противодей­ствуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ, организаций и политических сил, для которых на­сильственные действия являются одним из способов самовыра­жения и которые поэтому представляют опасность для общества. В США, где существуют расизм, сохраняются антисемитизм и этническая дискриминация, тем не менее, представляют интерес опыт государственно-общественного мониторинга экстре­мистских проявлений, система профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы утвер­ждения общеамериканской идентичности и гражданской соли­дарности среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется в странах Азии. В Индии, где происходят вспышки масштабного насилия на почве межре­лигиозной розни, конфликты преодолеваются через общинные миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции.

Ситуация в Российской Федерации

В России проживает сложное по этническому и религиозно­му составу население. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Рос­сия не может быть отнесена к категории государств, где суще­ствует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конститу­цией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной на­циональности. В федеральных органах власти и в других обще­ственных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Рос­сийской Федерации. В России приняты законы, которые гаран­тируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и со­блюдаются международные конвенции в этой сфере.

В то же время в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, роет расист­ского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксе­нофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный нацио­нализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это привело к многочислен­ным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков людей. Неприемлемым для страны, которая внесла решающим вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и деятельность профаши­стских групп, распространение фашистской символики и лите­ратуры, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через Интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организа­торами выступают взрослые люди, в том числе политики и ин­теллигенция.

Радикальный национализм проявляется также в узурпации власти и ресурсов в пользу представителей одной этнической группы, в попытках изменить состав населения путем насиль­ственного изгнания этнических «чужаков», в сужении жизнен­ных возможностей для так называемого «нетитульного» населе­ния в ряде российских республик. Pегионом с наиболее выра­женной русофобией являются республики Северного Кавказа, где произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшееся насилием и убийствами.

Толерантность и либерально-рыночные реформы оказались трудносовместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демон­стрируют неспособность к самоограничению, гражданской со­лидарности и уважительности к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам, личную алч­ность и нескромность. Освобожденная oт политического конт­роля культура и информация не смогли столь быстро сформи­ровать этику самоограничения, терпимости и взаимного уваже­ния, уступая штампам насилия и другим формам коммерческо­го примитива. Деструктивную роль играют средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы, экстремистские взгляды и ксенофобия. Общегосударственные информационные и образовательные си­стемы недостаточно отражают культурное многообразие насе­ления России и установки на толерантное восприятие различ­ных традиций и ценностей. Информационно-образовательные системы в ряде республик предпочли пропаганду местного национализма и отторжение общероссийских ценностей и русской культуры.

Общество и государство в России пока не смогли предложить адекватные ответы на вызовы радикального национализма и эк­стремизма. Принятый в 2002 году Федеральный закон «О про­тиводействии экстремистской деятельности» пока действует сла­бо. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в россий­ском обществе (2001 — 2005 гг.)» закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и в практическую деятельность. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и проводимые мероприятия в рамках политики многокультурности и по обеспечению этноконфессионального согласия не получают должного освещения и поддержки. Но самое главное — это провал правоприменитель­ной практики по части быстрого реагирования и адекватной, в том числе и судебной, оценки индивидуальных и групповых форм проявлений экстремизма и насилия.

Сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где име­ют место притеснения свободы слова и интеллектуальной деятельности. Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную рито­рику и межличностную вражду в сфере политики. Недостаток терпимости в политике затрудняет строительство партийных коалиций и нормальное осуществление демократических про­цедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль по­литиков, включая коррупцию и правовые нарушения, только отчасти обусловлены прошлым наследием и недостаточным социальным уровнем жизни. Это также и результат недостатка про­свещенности, низких морально-этических стандартов, правового нигилизма.

Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его про­явления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в некоторых регионах нашей страны религиозный фак­тор в его экстремистских формах используется в целях полити­ческой мобилизации и террористической деятельности. Вместе с тем, остается проблема возвращения достойного статуса Церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И это одно из важных направлений утверждения граж­данского согласия. Более того, все мировые религии и верования, а для России это, прежде всего православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.

Таким образом, нетерпимость и экстремизм являются одним из основных препятствий на пути достижения гражданского со­гласия, утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в рос­сийском обществе.




Поедут ли русские в Россию из Казахстана?

 Владимир Путин наконец-то дал русским конкретные гарантии в том, что их хорошо встретят на исторической родине и поддержат на первых порах. Но большинство русских, которые еще остались в Казахстане, не хотят терять того, что имеют здесь, считает руководитель Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Впрочем, часть русских все-таки уедет. Что потеряет Казахстан от этого? И кто заменит русских в Казахстане?

03.08.06.“МК в Казахстане”

  Артем Миусов.

- Досым, как вы считаете, насколько серьезно заявление российского правительства о том, что только Калининградская область готова принять около четырехсот тысяч соотечественников? И что, в принципе, Россия готова принять всех русских, проживающих в странах СНГ.

- Сейчас в Казахстане, по последним данным Агентства по статистике и демографии, примерно 35% населения - русские. Это фактически треть населения страны. Такое процентное соотношение впечатляет! А то, что Россия с удовольствием примет соотечественников в любом количестве, факт, в котором не стоит сомневаться. Там сложилась довольно критическая демографическая ситуация. Процент стареющего населения растет, а рождаемость падает. Россияне приняли правильное решение -нужно привлекать в страну русских из бывших советских республик. В том числе и из Казахстана. Ставка сделана на то, что поедут на историческую родину далеко не худшие представители нации. Но я считаю, что сейчас миграционный потенциал русскоязычного населения в Казахстане низкий. Основная масса желающих переехать в Россию уже переехала. И сейчас нам надо сделать все, чтобы удержать в Казахстане оставшихся русских. Ведь в бытность СССР, великих строек, индустриализации и освоения целины русских зачастую против их воли переселяли в братские республики. Чтобы они поднимали промышленность и сельское хозяйство. Причем переселяли не простых трудяг, а в основном агрономов, зоотехников, инженеров и учителей с врачами. Преследовалась и еще одна цель - чтобы коренное население братских республик “обрусело”. Что, в принципе, видно на примере Казахстана, где больше половины представителей титульной нации плохо знают свой родной язык и предпочитают изъясняться на русском. Наверное, поэтому к русским в Казахстане относятся гораздо лучше, чем в Прибалтике, Узбекистане или Туркмении, где их считают людьми второго сорта и называют “оккупантами”.

- Как вы думаете, сколько русских смогут переехать на историческую родину?

- Я думаю, уедет, по самым приблизительным оценкам, 10-15% русскоязычного населения. Для республики это будет серьезным ударом. Ведь, как и прогнозирует российское правительство, поедут на историческую родину специалисты: медики, учителя, строители, металлурги, шахтеры и многие другие профессионалы, которые нужны и России, но еще больше - Казахстану. Многое зависит от того, выполнит ли российское правительство свои обещания по поддержке соотечественников. Хочу заметить, что в 90-х миграция русских в Россию была обусловлена экономическими проблемами. Тогда же начались реформы, которые затронули образование, было сокращено количество часов русского языка и литературы, истории. Некоторые русскоязычные граждане Казахстана не видели здесь перспектив для своих детей. Те же, кто не имел такой возможности или никогда не жил в России, остались. И, думаю, в своем большинстве они не пожалели, что сделали выбор в пользу Казахстана. Сейчас русские в основном живут в городах и работают на предприятиях. Зарабатывают, в общем-то, неплохо. Поэтому не горят особым желанием переезжать в российскую глубинку.

- Что потеряет Казахстан, если русские начнут все-таки перебираться в Россию?

- В 90-е годы Казахстан был транзитной страной для мигрантов. Через нашу территорию ехали из других стран Центральной Азии на заработки в Россию и страны Запада. Сейчас ситуация в корне изменилась! Жители соседних государств - Кыргызстана,Таджикистана и Узбекистана, теперь едут на заработки не в Россию, а к нам! Эти мигранты стараются осесть у нас и перевезти свои семьи. Но я могу сказать, что те, кого мы потеряли в 90-е годы, и те, кто стремится в Казахстан сейчас, две большие разницы. В 90-х мы, в лице русских, потеряли многих высококлассных специалистов, инженеров и ученых. А сейчас в нашу республику едет в основном неквалифицированная рабочая сила. Нам не нужно столько неквалифицированных строителей и работников сельского хозяйства. У нас среди сельчан повальная безработица.

Хочу обратить внимание и на то, что мы стремимся войти в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира. Но в списке “самых-самых” единицы имеют богатые природные ресурсы! Остальные вошли в список благодаря качественному образованию и высокотехнологичному производству.

- Вы хотите сказать: если уедут русские - не видать нам экономического чуда?

- Ну, конечно! Меня удивляет оптимизм нашего Министерства образования по поводу введения в школах 12-летнего образования. Со слов министра получается, что, как только введут эту норму в наших школах, уровень образования резко пойдет вверх! Ничего подобного. Качество обучения в наших школах и вузах ниже того, что мы имели в 90-е годы. Наши чиновники очень любят приводить в пример Сингапур. Но они забывают, что там очень много вкладывают в образование. Кстати, в свое время, когда Нурсултан Назарбаев звал оралманов на историческую родину, чиновники полагали, что к нам поедут профессионалы - учителя, врачи и так далее. Их предполагали селить в сельских районах, чтобы они поднимали аул. На деле же получилось наоборот. К нам поехали простые сельчане, которые зачастую ни писать, ни читать не умеют.

- Как вы думаете, что может удержать потенциальных мигрантов? Например, в Кыргызстане официально ввели двуязычие. У нас, наоборот, переводят делопроизводство на казахский. Насколько это влияет на ситуации?

- В принципе, нам бы следовало решить экономические проблемы в стране, и уже потом браться за решение языковых вопросов и заниматься самосознанием нации. Я думаю, что тут необходимо проявить больше дипломатии. Нужно показать русским и представителям других национальностей, что казахи к ним лояльны. Что же касается перевода делопроизводства на казахский язык, подавляющее большинство наших министров и представителей политической элиты сами не владеют казахским языком. Они учились в России или на Западе. Они придерживаются европейских принципов в политике. И это отражается на том, как они продвигают в жизнь идею о возрождении казахского языка. Для них это не приоритет. Они не придерживаются националистических идей. Для них куда важнее деньги. К тому же, в Казахстане не сложилась такая ситуация, когда богатеют только представители одной этнической группы! То есть богатые есть и среди казахов, и среди русских. Бедных тоже хватает и среди казахов, и среди русских.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ