Демография. Миграция. Гражданство.
О подписании Президентом России В.В.Путиным федеральных законов в сфере миграционного законодательства
20.07.2006, http://www.ln.mid.ru
Президент России В.В.Путин подписал два федеральных
закона, направленных на совершенствование российского миграционного
законодательства и упрощение миграционных процедур.
Федеральный закон “О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” направлен на
совершенствование миграционного законодательства путем формирования нового
административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без
гражданства, проживающих (пребывающих) в Российской Федерации. В частности, речь
идет об упрощенной системе регистрации и учета иностранных граждан и лиц без
гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации.
Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный
закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о
признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”
направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением иностранным
гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения
визы, статуса временно проживающего в Российской Федерации, механизмом
трудоустройства данных иностранных граждан на территории Российской Федерации, а
также на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной
рабочей силы.
* * *
Справка к Федеральному закону “О миграционном учете
иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”
Федеральный закон “О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” направлен на
совершенствование миграционного законодательства путем формирования нового
административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без
гражданства, проживающих (пребывающих) в Российской Федерации. В частности, речь
идет об упрощенной системе регистрации и учета иностранных граждан и лиц без
гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации.
Новый порядок миграционного учета является одним из
первоочередных элементов создания системы более качественного иммиграционного
контроля для решения задачи привлечения в Российскую Федерацию квалифицированной
рабочей силы, включая рабочую силу из государств – участников Содружества
Независимых Государств. Он позволит снять излишние административные барьеры для
тех специалистов, в притоке которых Российская Федерация наиболее остро
нуждается. Органы государственной власти, в свою очередь, получат достоверные
статистические данные о пребывании в Российской Федерации иностранных граждан и
лиц без гражданства, а как результат – новые возможности для оздоровления
миграционной и демографической ситуации.
Реализация Федерального закона позволит более эффективно
управлять миграционными процессами, сократить нелегальную иммиграцию и в то же
время существенно повысить уровень конституционно-правовых гарантий прав
соотечественников и других категорий иностранцев, желающих трудиться и жить в
Российской Федерации.
* * *
Справка к Федеральному закону “О внесении изменений в
Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального
закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации”
Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный
закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о
признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”
направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением иностранным
гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения
визы, статуса временно проживающего в Российской Федерации, механизмом
трудоустройства данных иностранных граждан на территории Российской Федерации, а
также на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной
рабочей силы.
Так, Федеральным законом устанавливается возможность
получения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке,
не требующем получения визы, разрешения на временное проживание без учета квот,
на основании заявления, с последующим представлением в установленном порядке в
течение месяца необходимых документов. Постоянно и временно проживающие в
Российской Федерации иностранные граждане освобождаются от обязанности ежегодной
перерегистрации.
Прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем
получения визы, иностранным гражданам Федеральным законом предоставляется
возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со
дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких
иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование
иностранной рабочей силы.
Одновременно с упрощением для иностранных граждан
миграционных процедур предусматривается дальнейшее совершенствование
инструментов государственного регулирования в сфере миграции. В частности,
Федеральным законом дополняется существующий механизм установления трудовых
миграционных квот, что позволяет учитывать не только количественные, но и
качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов,
регулировать миграционные потоки на федеральном и региональном уровнях.
Нетерпимость как глобальная проблема
На пленарном заседании
Общественной палаты Российской Федерации, 14 апреля 2006 года, по инициативе
комиссии Палаты по вопросам толерантности и свободы совести, были рассмотрены и
одобрены рекомендации на актуальную тему: «О толерантности и противодействии
экстремизму в российском обществе». В мае этого года была издана брощюра,
главы из которой будут опубликованы в этом и последующих выпусках нашего
Бюллетеня.
«Общественная палата Российской Федерации», Москва
2006
Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие
представляют собой глобальную угрозу для мирной жизни человеческих
сообществ и международной стабильности в целом. Распространенными проявлениями
этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств,
агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность
расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм,
нетерпимость политических движений и идеологии. Нетерпимость выступает
противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий
фактор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принципы
демократии и приводит к нарушению прав человека.
Многовековые усилия по утверждению цивилизованных
взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и
социально-политическом отношении людьми, общностями и государствами привели
к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили
поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных
законодательствах, международных договорах и декларациях. Одним из таких
принципов является толерантность (терпимость), которая заключает в себе
признание различий и отказ от насилия по отношению к иному.
Содержание и границы толерантности различаются в
зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других
факторов. Терпимость есть приобретаемая и культивируемая личностная
установка и коллективная позиция как условие существования сложных обществ.
Это есть показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов,
государственных и политических образований. Терпимость — это не
вседозволенность и всепрощение; она заключает в себе активное
действие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Таким
образом, толерантность — это постоянное и направленное усилие на осуществление
определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения.
Общественная толерантность — это когда личность культивирует в себе
установку на согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту
установку, особенно через образование и средства массовой информации.
Многие страны, особенно с демократическим общественным
устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой
дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и
этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в
сохранении демократического общественного устройства, основанною на
равенстве прав человека и гражданина. Средством борьбы против расизма
и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего того, что может
угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения
человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицание
фундаментального принципа равенства всех людей. Во многих странах мира
приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе.
Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в
целом этот опыт важен для России.
В ряде стран мира наблюдается рост неофашистских,
расистских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со стороны
выходцев из мигрантских меньшинств и религиозных экстремистов. Тем не
менее, действующие в Германии, Великобритании, Франции и в других странах
законы против экстремизма, расизма и антисемитизма четко устанавливаю и
различия между убеждениями, свобода выражения которых находится под
зашитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и
провоцированием расовой ненависти, преступлениями против человечности,
которые подлежат наказанию. Преступления расового и ксенофобского характера
строго связываются с наказанием отдельных лип, но закон и общество также
противодействуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ,
организаций и политических сил, для которых насильственные действия
являются одним из способов самовыражения и которые поэтому представляют
опасность для общества. В США, где существуют расизм, сохраняются антисемитизм и
этническая дискриминация, тем не менее, представляют интерес опыт
государственно-общественного мониторинга экстремистских проявлений, система
профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы
утверждения общеамериканской идентичности и гражданской солидарности
среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного
существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется в странах
Азии. В Индии, где происходят вспышки масштабного насилия на почве
межрелигиозной розни, конфликты преодолеваются через общинные
миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции.
Ситуация в Российской
Федерации
В России проживает сложное по этническому и
религиозному составу население. Российский народ обладает историческим
опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и
развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории
государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных
меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры
и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации
обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и
запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной
национальности. В федеральных органах власти и в других общественных
сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей.
Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного
устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые
гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и
религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются
международные конвенции в этой сфере.
В то же время в России, прежде всего в крупных городских
центрах, имеют место проявления экстремизма, роет расистского и иного
мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в
проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный
национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и
препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных
лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении
этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это привело к
многочисленным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков
людей. Неприемлемым для страны, которая внесла решающим вклад в разгром фашизма
во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и
деятельность профашистских групп, распространение фашистской символики и
литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через
Интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди
молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том
числе политики и интеллигенция.
Радикальный национализм проявляется также в узурпации
власти и ресурсов в пользу представителей одной этнической группы, в попытках
изменить состав населения путем насильственного изгнания этнических
«чужаков», в сужении жизненных возможностей для так называемого
«нетитульного» населения в ряде российских республик. Pегионом с наиболее
выраженной русофобией являются республики Северного Кавказа, где произошло
массированное «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшееся насилием
и убийствами.
Толерантность и либерально-рыночные реформы оказались
трудносовместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демонстрируют
неспособность к самоограничению, гражданской солидарности и уважительности
к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам,
личную алчность и нескромность. Освобожденная oт политического
контроля культура и информация не смогли столь быстро сформировать
этику самоограничения, терпимости и взаимного уважения, уступая штампам
насилия и другим формам коммерческого примитива. Деструктивную роль играют
средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда
усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы,
экстремистские взгляды и ксенофобия. Общегосударственные информационные и
образовательные системы недостаточно отражают культурное многообразие
населения России и установки на толерантное восприятие различных
традиций и ценностей. Информационно-образовательные системы в ряде республик
предпочли пропаганду местного национализма и отторжение общероссийских ценностей
и русской культуры.
Общество и государство в России пока не смогли предложить
адекватные ответы на вызовы радикального национализма и экстремизма.
Принятый в 2002 году Федеральный закон «О противодействии экстремистской
деятельности» пока действует слабо. Федеральная целевая программа
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в
российском обществе (2001 — 2005 гг.)» закончилась преимущественно
методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и в
практическую деятельность. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и
проводимые мероприятия в рамках политики многокультурности и по обеспечению
этноконфессионального согласия не получают должного освещения и поддержки. Но
самое главное — это провал правоприменительной практики по части быстрого
реагирования и адекватной, в том числе и судебной, оценки индивидуальных и
групповых форм проявлений экстремизма и насилия.
Сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где
имеют место притеснения свободы слова и интеллектуальной деятельности.
Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической
нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного
гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную риторику и
межличностную вражду в сфере политики. Недостаток терпимости в политике
затрудняет строительство партийных коалиций и нормальное осуществление
демократических процедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль
политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, только отчасти
обусловлены прошлым наследием и недостаточным социальным уровнем жизни. Это
также и результат недостатка просвещенности, низких морально-этических
стандартов, правового нигилизма.
Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его
проявления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в
некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских
формах используется в целях политической мобилизации и террористической
деятельности. Вместе с тем, остается проблема возвращения достойного статуса
Церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И
это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия. Более
того, все мировые религии и верования, а для России это, прежде всего
православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. В России
именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и
ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.
Таким образом, нетерпимость и экстремизм являются одним
из основных препятствий на пути достижения гражданского согласия,
утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все
это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по
противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в
российском обществе.
Поедут ли русские в Россию из Казахстана?
Владимир Путин наконец-то дал русским конкретные
гарантии в том, что их хорошо встретят на исторической родине и поддержат на
первых порах. Но большинство русских, которые еще остались в Казахстане, не
хотят терять того, что имеют здесь, считает руководитель Группы оценки рисков
Досым Сатпаев. Впрочем, часть русских все-таки уедет. Что потеряет Казахстан от
этого? И кто заменит русских в Казахстане?
03.08.06.“МК в Казахстане”
Артем Миусов.
- Досым, как вы считаете, насколько серьезно заявление
российского правительства о том, что только Калининградская область готова
принять около четырехсот тысяч соотечественников? И что, в принципе, Россия
готова принять всех русских, проживающих в странах СНГ.
- Сейчас в Казахстане, по последним данным Агентства по
статистике и демографии, примерно 35% населения - русские. Это фактически треть
населения страны. Такое процентное соотношение впечатляет! А то, что Россия с
удовольствием примет соотечественников в любом количестве, факт, в котором не
стоит сомневаться. Там сложилась довольно критическая демографическая ситуация.
Процент стареющего населения растет, а рождаемость падает. Россияне приняли
правильное решение -нужно привлекать в страну русских из бывших советских
республик. В том числе и из Казахстана. Ставка сделана на то, что поедут на
историческую родину далеко не худшие представители нации. Но я считаю, что
сейчас миграционный потенциал русскоязычного населения в Казахстане низкий.
Основная масса желающих переехать в Россию уже переехала. И сейчас нам надо
сделать все, чтобы удержать в Казахстане оставшихся русских. Ведь в бытность
СССР, великих строек, индустриализации и освоения целины русских зачастую против
их воли переселяли в братские республики. Чтобы они поднимали промышленность и
сельское хозяйство. Причем переселяли не простых трудяг, а в основном агрономов,
зоотехников, инженеров и учителей с врачами. Преследовалась и еще одна цель -
чтобы коренное население братских республик “обрусело”. Что, в принципе, видно
на примере Казахстана, где больше половины представителей титульной нации плохо
знают свой родной язык и предпочитают изъясняться на русском. Наверное, поэтому
к русским в Казахстане относятся гораздо лучше, чем в Прибалтике, Узбекистане
или Туркмении, где их считают людьми второго сорта и называют “оккупантами”.
- Как вы думаете, сколько русских смогут переехать на
историческую родину?
- Я думаю, уедет, по самым приблизительным оценкам,
10-15% русскоязычного населения. Для республики это будет серьезным ударом.
Ведь, как и прогнозирует российское правительство, поедут на историческую родину
специалисты: медики, учителя, строители, металлурги, шахтеры и многие другие
профессионалы, которые нужны и России, но еще больше - Казахстану. Многое
зависит от того, выполнит ли российское правительство свои обещания по поддержке
соотечественников. Хочу заметить, что в 90-х миграция русских в Россию была
обусловлена экономическими проблемами. Тогда же начались реформы, которые
затронули образование, было сокращено количество часов русского языка и
литературы, истории. Некоторые русскоязычные граждане Казахстана не видели здесь
перспектив для своих детей. Те же, кто не имел такой возможности или никогда не
жил в России, остались. И, думаю, в своем большинстве они не пожалели, что
сделали выбор в пользу Казахстана. Сейчас русские в основном живут в городах и
работают на предприятиях. Зарабатывают, в общем-то, неплохо. Поэтому не горят
особым желанием переезжать в российскую глубинку.
- Что потеряет Казахстан, если русские начнут все-таки
перебираться в Россию?
- В 90-е годы Казахстан был транзитной страной для
мигрантов. Через нашу территорию ехали из других стран Центральной Азии на
заработки в Россию и страны Запада. Сейчас ситуация в корне изменилась! Жители
соседних государств - Кыргызстана,Таджикистана и Узбекистана, теперь едут на
заработки не в Россию, а к нам! Эти мигранты стараются осесть у нас и перевезти
свои семьи. Но я могу сказать, что те, кого мы потеряли в 90-е годы, и те, кто
стремится в Казахстан сейчас, две большие разницы. В 90-х мы, в лице русских,
потеряли многих высококлассных специалистов, инженеров и ученых. А сейчас в нашу
республику едет в основном неквалифицированная рабочая сила. Нам не нужно
столько неквалифицированных строителей и работников сельского хозяйства. У нас
среди сельчан повальная безработица.
Хочу обратить внимание и на то, что мы стремимся войти в
число пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира. Но в списке “самых-самых”
единицы имеют богатые природные ресурсы! Остальные вошли в список благодаря
качественному образованию и высокотехнологичному производству.
- Вы хотите сказать: если уедут русские - не видать нам
экономического чуда?
- Ну, конечно! Меня удивляет оптимизм нашего Министерства
образования по поводу введения в школах 12-летнего образования. Со слов министра
получается, что, как только введут эту норму в наших школах, уровень образования
резко пойдет вверх! Ничего подобного. Качество обучения в наших школах и вузах
ниже того, что мы имели в 90-е годы. Наши чиновники очень любят приводить в
пример Сингапур. Но они забывают, что там очень много вкладывают в образование.
Кстати, в свое время, когда Нурсултан Назарбаев звал оралманов на историческую
родину, чиновники полагали, что к нам поедут профессионалы - учителя, врачи и
так далее. Их предполагали селить в сельских районах, чтобы они поднимали аул.
На деле же получилось наоборот. К нам поехали простые сельчане, которые зачастую
ни писать, ни читать не умеют.
- Как вы думаете, что может удержать потенциальных
мигрантов? Например, в Кыргызстане официально ввели двуязычие. У нас, наоборот,
переводят делопроизводство на казахский. Насколько это влияет на ситуации?
- В принципе, нам бы следовало решить экономические
проблемы в стране, и уже потом браться за решение языковых вопросов и заниматься
самосознанием нации. Я думаю, что тут необходимо проявить больше дипломатии.
Нужно показать русским и представителям других национальностей, что казахи к ним
лояльны. Что же касается перевода делопроизводства на казахский язык,
подавляющее большинство наших министров и представителей политической элиты сами
не владеют казахским языком. Они учились в России или на Западе. Они
придерживаются европейских принципов в политике. И это отражается на том, как
они продвигают в жизнь идею о возрождении казахского языка. Для них это не
приоритет. Они не придерживаются националистических идей. Для них куда важнее
деньги. К тому же, в Казахстане не сложилась такая ситуация, когда богатеют
только представители одной этнической группы! То есть богатые есть и среди
казахов, и среди русских. Бедных тоже хватает и среди казахов, и среди
русских.
|