Нетерпимость как глобальная проблема
На пленарном заседании
Общественной палаты Российской Федерации, 14 апреля 2006 года, по инициативе
комиссии Палаты по вопросам толерантности и свободы совести, были рассмотрены и
одобрены рекомендации на актуальную тему: «О толерантности и противодействии
экстремизму в российском обществе». В мае этого года была издана брощюра,
главы из которой будут опубликованы в этом и последующих выпусках нашего
Бюллетеня.
«Общественная палата Российской Федерации», Москва
2006
Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие
представляют собой глобальную угрозу для мирной жизни человеческих
сообществ и международной стабильности в целом. Распространенными проявлениями
этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств,
агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность
расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм,
нетерпимость политических движений и идеологии. Нетерпимость выступает
противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий
фактор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принципы
демократии и приводит к нарушению прав человека.
Многовековые усилия по утверждению цивилизованных
взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и
социально-политическом отношении людьми, общностями и государствами привели
к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили
поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных
законодательствах, международных договорах и декларациях. Одним из таких
принципов является толерантность (терпимость), которая заключает в себе
признание различий и отказ от насилия по отношению к иному.
Содержание и границы толерантности различаются в
зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других
факторов. Терпимость есть приобретаемая и культивируемая личностная
установка и коллективная позиция как условие существования сложных обществ.
Это есть показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов,
государственных и политических образований. Терпимость — это не
вседозволенность и всепрощение; она заключает в себе активное
действие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Таким
образом, толерантность — это постоянное и направленное усилие на осуществление
определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения.
Общественная толерантность — это когда личность культивирует в себе
установку на согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту
установку, особенно через образование и средства массовой информации.
Многие страны, особенно с демократическим общественным
устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой
дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и
этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в
сохранении демократического общественного устройства, основанною на
равенстве прав человека и гражданина. Средством борьбы против расизма
и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего того, что может
угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения
человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицание
фундаментального принципа равенства всех людей. Во многих странах мира
приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе.
Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в
целом этот опыт важен для России.
В ряде стран мира наблюдается рост неофашистских,
расистских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со стороны
выходцев из мигрантских меньшинств и религиозных экстремистов. Тем не
менее, действующие в Германии, Великобритании, Франции и в других странах
законы против экстремизма, расизма и антисемитизма четко устанавливаю и
различия между убеждениями, свобода выражения которых находится под
зашитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и
провоцированием расовой ненависти, преступлениями против человечности,
которые подлежат наказанию. Преступления расового и ксенофобского характера
строго связываются с наказанием отдельных лип, но закон и общество также
противодействуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ,
организаций и политических сил, для которых насильственные действия
являются одним из способов самовыражения и которые поэтому представляют
опасность для общества. В США, где существуют расизм, сохраняются антисемитизм и
этническая дискриминация, тем не менее, представляют интерес опыт
государственно-общественного мониторинга экстремистских проявлений, система
профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы
утверждения общеамериканской идентичности и гражданской солидарности
среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного
существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется в странах
Азии. В Индии, где происходят вспышки масштабного насилия на почве
межрелигиозной розни, конфликты преодолеваются через общинные
миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции.
Ситуация в Российской
Федерации
В России проживает сложное по этническому и
религиозному составу население. Российский народ обладает историческим
опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и
развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории
государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных
меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры
и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации
обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и
запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной
национальности. В федеральных органах власти и в других общественных
сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей.
Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного
устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые
гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и
религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются
международные конвенции в этой сфере.
В то же время в России, прежде всего в крупных городских
центрах, имеют место проявления экстремизма, роет расистского и иного
мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в
проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный
национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и
препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных
лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении
этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это привело к
многочисленным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков
людей. Неприемлемым для страны, которая внесла решающим вклад в разгром фашизма
во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и
деятельность профашистских групп, распространение фашистской символики и
литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через
Интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди
молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том
числе политики и интеллигенция.
Радикальный национализм проявляется также в узурпации
власти и ресурсов в пользу представителей одной этнической группы, в попытках
изменить состав населения путем насильственного изгнания этнических
«чужаков», в сужении жизненных возможностей для так называемого
«нетитульного» населения в ряде российских республик. Pегионом с наиболее
выраженной русофобией являются республики Северного Кавказа, где произошло
массированное «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшееся насилием
и убийствами.
Толерантность и либерально-рыночные реформы оказались
трудносовместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демонстрируют
неспособность к самоограничению, гражданской солидарности и уважительности
к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам,
личную алчность и нескромность. Освобожденная oт политического
контроля культура и информация не смогли столь быстро сформировать
этику самоограничения, терпимости и взаимного уважения, уступая штампам
насилия и другим формам коммерческого примитива. Деструктивную роль играют
средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда
усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы,
экстремистские взгляды и ксенофобия. Общегосударственные информационные и
образовательные системы недостаточно отражают культурное многообразие
населения России и установки на толерантное восприятие различных
традиций и ценностей. Информационно-образовательные системы в ряде республик
предпочли пропаганду местного национализма и отторжение общероссийских ценностей
и русской культуры.
Общество и государство в России пока не смогли предложить
адекватные ответы на вызовы радикального национализма и экстремизма.
Принятый в 2002 году Федеральный закон «О противодействии экстремистской
деятельности» пока действует слабо. Федеральная целевая программа
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в
российском обществе (2001 — 2005 гг.)» закончилась преимущественно
методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и в
практическую деятельность. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и
проводимые мероприятия в рамках политики многокультурности и по обеспечению
этноконфессионального согласия не получают должного освещения и поддержки. Но
самое главное — это провал правоприменительной практики по части быстрого
реагирования и адекватной, в том числе и судебной, оценки индивидуальных и
групповых форм проявлений экстремизма и насилия.
Сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где
имеют место притеснения свободы слова и интеллектуальной деятельности.
Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической
нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного
гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную риторику и
межличностную вражду в сфере политики. Недостаток терпимости в политике
затрудняет строительство партийных коалиций и нормальное осуществление
демократических процедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль
политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, только отчасти
обусловлены прошлым наследием и недостаточным социальным уровнем жизни. Это
также и результат недостатка просвещенности, низких морально-этических
стандартов, правового нигилизма.
Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его
проявления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в
некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских
формах используется в целях политической мобилизации и террористической
деятельности. Вместе с тем, остается проблема возвращения достойного статуса
Церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И
это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия. Более
того, все мировые религии и верования, а для России это, прежде всего
православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. В России
именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и
ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.
Таким образом, нетерпимость и экстремизм являются одним
из основных препятствий на пути достижения гражданского согласия,
утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все
это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по
противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в
российском обществе.
|