К.Ф. Затулин в программе «25-й час»
13.10.2006.
ТВ-Центр
Ведущий: Депутат Госдумы,
директор Института стран СНГ Константин Затулин сегодня гость «25-го часа».
Добрый вечер.
К. Затулин: Добрый
вечер.
Ведущий: Константин
Федорович, этот документ о запрете въезда грузинских руководителей в Россию.
Предположим, Ваши коллеги по Государственной Думе его одобрят, в чем его
прогресс? Разве это шаг, который приближает нас к улучшению отношений?
К. Затулин: Дело в том, что
в интерпретации средств массовой информации почему-то из этого документа взята
вторая часть, но совершенно не упомянута первая. Начинается он совсем не с
этого.
Ведущий: Можно, я дополню,
чтобы снять вину с моих коллег? Вторая часть о том, что нужно предоставить тем
гражданам, которые…
К. Затулин: Это первая. Все
наоборот. То, что Вы назвали вначале, это в конце.
Ведущий: Те граждане Грузии,
которые были до 1 октября на территории России, упростить им процедуру получения
гражданства в России, если они того хотят.
К. Затулин: На самом деле,
этот документ вдохновлен, прежде всего, необходимостью неотложно высказаться нам
на высоком уровне законодательной власти об отношении к грузинскому народу.
Поскольку последние события ставят, во всяком случае, для многих, под сомнение
действительное отношение России к грузинскому народу. Есть ретивые исполнители,
которые не всегда умные, которые, работая в правоохранительных, налоговых
органах, принялись, как это бывает у нас в России, в Советском Союзе было, бурно
разбираться с гражданами грузинской национальности, все равно – гражданами
России или гражданами Грузии. И я предложил проект этого постановления, чтобы
сказать, прежде всего, что мы глубоко уважаем грузинский народ, что мы ценим
вклад, который внесли граждане России грузинской национальности, грузины, в
развитие Российской Федерации. И я предлагаю, поскольку они, граждане Грузии
здесь находящиеся, уже граждане Грузии, а не граждане России, причем разные
граждане Грузии – русские и грузины, оказались в непростом положении - я
предлагаю создать для них все возможности, дать им «зеленый свет» для получения
вида на жительство, разрешение на работу и, наконец, гражданство в Российской
Федерации, потому что если они оказались в таком положении, для нас это повод
сказать: мы не против вас, мы, напротив, заинтересованы, чтобы вы здесь жили и
работали. Конечно, я не имею в виду воров «в законе», это понятно. А вот то, что
касается Саакашвили, в этом же документе я говорю: давайте назовем вещи своими
именами и имена сами назовем. Скажем о том, что виноват не грузинский народ, а
виноват Саакашвили в том, что он ведет себя провокационно. И дело не в том, что
он говорит, а дело в том, что он делает. А делает он и целый ряд его ближайших
приспешников, это размораживание конфликтов – грузино-осетинского,
грузино-абхазского, для нас это стоит жизни наших миротворцев. И вот за это я
предлагаю публично сказать, что мы его сюда, в страну, не ждем, не пускаем.
Ведущий: Далеко не отходя от
темы, которую Вы затронули. Онтадзе - это тот человек, который сменил Хаиндрава
на посту министра - предлагает вести двусторонние переговоры между Грузией и
Южной Осетией, а Россия, ЕС, ОБСЕ, США – только гаранты. Что Вы думаете о такой
формуле?
К. Затулин: Дело в том, что
есть разные варианты, каким образом грузинские переговорщики хотели бы исключить
Россию, вытеснить Россию из любого формата. Они понимают, что в любых
переговорах с участием России они выглядят некредитно, невесомо, поэтому они
придумывают разные варианты. Онтадзе просто предложил очередной 365-й хитроумный
вариант, каким образом Россию вытеснить из переговоров. Вот и все. Вот так к
этому и надо относиться. Думаю, что Южная Осетия в этом не заинтересована.
Ведущий: Россия тоже будет
против.
К. Затулин: Конечно, потому
что у нас есть договоренности, а не мысли Онтадзе и его сегодняшние
фантазии.
Ведущий: Прошел референдум в
Приднестровье. Такое впечатление, что даже Россия на него особого внимания не
обратила, несмотря на то, что уж наши интересы там очевидны.
К. Затулин: Во-первых, еще
не вечер. Если Приднестровье ждало 15 лет, как и Абхазия, как и Грузия, то не
грех некоторое время все-таки еще потерпеть, поскольку созревают сегодня условия
для признания. Сейчас в Приднестровье, насколько я понимаю, находится делегация,
в числе которой находится наш статс-секретарь, зам. министра иностранных дел
Григорий Карасин. Ведутся переговоры о том, каким образом оценить юридические
последствия этого референдума. Государственная Дума в этом плане приняла свое
заявление, где высоко оценила волеизъявление и саму организацию этого
референдума. Мне кажется, что это контрастирует с тем, что сказали об этом
референдуме на Западе. На Западе буквальным образом исходили из того, что для
наших референдум - это средство достижения независимости: хочет Черногория
отделиться от Сербии - референдум и признание референдума; хочет Косово
отделиться от Сербии - замечательно, ведем к этому дело. А вот когда дело
касается Приднестровья или Южной Осетии, тут мы не признаем ни за что. Ну так
извините, в этом случае России ничего не остается, как сказать: раз вы не
признаете, тогда нам придется это сделать.
Ведущий: Я и хочу задать в
конце короткий вопрос: Россия может все-таки это сделать?
К. Затулин: Я думаю, что она
должна это сделать, просто она должна максимально выгодно выбрать этот момент. И
она не должна быть одинокой, потому что есть другие страны, в том числе Движение
присоединения, Уго Чавес, Фидель Кастро, Александр Лукашенко, да кто угодно, кто
способен сделать то же самое.
Ведущий: Спасибо. Константин
Затулин комментировал сегодня намерения Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии
добиться политического признания. Речь у нас также шла о способах снять
напряженность в российско-грузинских отношениях.
|