Государство и диаспора
Национальная идеология: равенство равных
Ч.Нусупов, доктор
философских наук, профессор : «Национальная идеология обуславливается...
функцией государства»
07.08.2006,http://centrasia.org/new
Чолпонбай
НУСУПОВ
Актуальность проблемы разработки национальной идеологии
Кыргызстана обусловлена необходимостью сознательного и целенаправленного
преобразования общественно-политического уклада жизни страны. Ее решение будет
способствовать обогащению гуманистических ценностей и нравственных ориентиров в
общественном поведении людей, формированию политической и правовой форм
сознания, повышающих их ответственность и требовательность в построении
справедливого и правового общественно-политического строя.
Национальная идеология связана с понятием "национальное
государство". Объединяющим фактором этнических общностей вокруг государства
выступают не только собственно политические и правовые институты, но и
социально-психологические и духовно-культурные мотивы, в системе которых
идеологические аспекты, формирующие сознательность и самосознание масс, занимают
определяющее положение. Это позволяет трактовать нацию не только как этническую
или генетическую общность, но и в более широком смысле - как гражданское
сообщество. "Территориальная нация, - писал по этому поводу А. Смит, -
объединяет все население с помощью общих юридических институтов, прав
гражданства, общей гражданской культуры и идеологии".
Именно понимание нации в качестве гражданского
сообщества, выходящего за рамки этнической идентичности, предполагает развитие
сообщества граждан, составляющих национальное государство. В сознании каждым из
его представителей своей государственной принадлежности, а именно гражданства,
подданства и т. д., заключаются национальные сущности государства и его
идеологии.
В этом плане национальное самосознание гражданского
сообщества или сограждан, составляющих национальное государство, следует
рассматривать применительно к политической самоорганизации гражданского
сообщества, которая в свою очередь определяет национальный характер его
идеологии. Посредством же национальной идеологии раскрываются особенности
сложения национального государственного строя, его политических, экономических и
социокультурных институтов власти.
"Решение глубокого конфликта, - отмечает А. А. Френкин,
- между гражданами и государством возможно, на мой взгляд, не просто в
укреплении государства, а именно в формировании национальной государственности,
цель которой действительно состояла бы в служении национальным интересам страны.
А это интересы народа, с одной стороны, и интересы отдельного гражданина - с
другой. То есть интересы общие и индивидуальные. В ситуации общего кризиса
положение каждого отдельного гражданина особенно остро отражает положение
народа".
Именно представление о национальных интересах как
важнейшем элементе национального самосознания позволяет рассматривать
кыргызстанское общество как политическую общность граждан разных
национальностей, интегрирующихся вокруг национального государства.
Таким образом, развитие национального государства
диалектически связано с организацией гражданского сообщества из числа этнических
и социальных общностей. Национальная идеология выступает здесь как теоретическая
программа жизнедеятельности масс, координирует функции экономических,
политических и культурных институтов государства. Но это отнюдь не означает, что
оно подчиняет и включает в свое образование само гражданское общество. Напротив,
государство выступает как один из его основных политических институтов.
Национальную идеологию необходимо рассматривать как
идеологию национального государства, понимаемого в широком значении слова, а
именно: как совокупность социальных и этнонациональных групп населения страны,
политически организованных в гражданское сообщество. Однако было бы ошибкой
рассматривать идеологию только как государственную идеологию, то есть как
идеологию различных институтов власти. Национальная идеология, как таковая,
выходит за рамки деятельности органов и управленческих структур государственной
власти.
Роль национальной идеологии государства, в отличие от
собственно государственной идеологии, заключается в выполнении следующих
функций. Во-первых, в научном познании и отражении особенностей социального,
экономического, политического и культурного развития общественного процесса,
определении целей, задач и направлений его преобразования. Во-вторых, в
формировании идеологических форм сознания в среде социальных и этнонациональных
групп общества, их организации в гражданское сообщество, защите и выражении
коренных интересов сограждан. В-третьих, в политическом просвещении и
идеологическом воспитании самого управленческого сословия государственной
власти, выработке у него гражданской сознательности и нравственного отношения к
политическим мероприятиям. В-четвертых, объективное функционирование
национальной идеологии должно быть направлено на реализацию национальных
интересов государства: обеспечение его защиты, целостности и сохранности
государственных границ, формирование в сознании граждан и представителей
властвующих структур высокой политической и моральной ответственности за судьбу
Отечества.
Отрадно, что вышеотмеченные функции идеологии, как и
освещение ее форм и уровней, находят отражение в других полемических статьях на
эту тему (к примеру, в "СК" от 24 января 2006 года). Но их авторам следовало бы
указывать, из какого источника они заимствуют данные выводы: Нусупов Ч. Т.
"Национальная идеология, государство и гражданское общество". - Бишкек, 2001. -
С. 122.
Итак, сущность национальной идеологии раскрывается через
анализ социальной природы государства. В государственных образованиях, созданных
на родо-племенной или этнокультурной основе, отношения между людьми регулируются
с помощью обычаев, традиций и т. д. В национальном же государстве регулятивные
функции определяются государственно-правовыми нормами и законами, и именно такая
его функциональная сторона определяет соответствующую форму национальной
идеологии.
Национальное государство, как и его национальная
идеология, имеет дело с гражданином. Оно озабочено обеспечением равных для всех
условий реализации интересов, прав и свобод. Осуществляется это благодаря
государственной власти, которая носит институционализированный характер,
позволяющий ей на демократической основе осуществлять управленческую,
просветительскую и организационную деятельность среди сограждан со стороны
деперсонифицированных управленческих структур. При этом собственное национальное
существование такого государства подкрепляется территориальными и политическими
гарантиями.
Таким образом, национальный признак идеологии обусловлен
не этническим содержанием и конгломератом общества, его национальным составом, а
функцией государства, его верховных институтов власти, политически организующих
многонациональные массы в социально активную, просвещенную и созидающую
общественную силу. И поскольку сущностью любого национального государства
является обеспечение равной, социальной защиты всем согражданам
многонациональной страны, то именно это положение, а не этнический состав
общества и характер национальных отношений, определяет национальный признак его
идеологии. Именно обеспечение национальным государством соответствующего
государственного гражданства жителям страны, гарантирующего им с момента
рождения материальную, социально-политическую и правовую защищенность и
безопасность, обусловливает проявление просветительской и
организационно-воспитательной функции национальной идеологии. И задачей такой
идеологии является формирование у членов общества гражданского сознания и
убеждения, позволяющего различным социальным и этническим общностям осмыслить
себя как единую общественно-политическую силу национального государства.
|