БЕЛОРУССИЯ
Хроника
26 сентября. В Брюсселе на
заседании рабочей группы комитета экспертов Еврокомиссии Польша, Литва и Латвия,
а также Греция и Кипр проголосовали против исключения Белоруссии из Общей
системы преференций ЕС (10% снижение таможенных пошлин). Представители Италии,
Чехии и Словакии воздержались.
29 сентября. На
пресс-конференции для российских региональных СМИ президент РБ Александр
Лукашенко, в частности, заявил, что вопросы введения единой валюты на территории
Белоруссии и России следует рассматривать только после проведения референдума по
Конституционному акту Союзного государства. Тогда, по словам Лукашенко, мы будем
понимать, чего от нас хочет Россия. "Денежная единица — это фактор суверенитета
и независимости государства. Мы это понимаем, это должна понимать и Российская
Федерация. Мы не пойдем на то, чтобы потерять государственность и войти в состав
России», - отметил президент РБ. Глава белорусского государства Александр
Лукашенко пригрозил России, что в случае повышения размеров цены на газ, Минск
разорвет все отношения с РФ.
30 сентября. Посол КНР в
Минске У Хунбинь заявил, что Китай и Белоруссия являются «честными друзьями и
надежными партнерами». КНР всегда поддерживала белорусский курс по защите
суверенитета, развитию национальной экономики и обеспечению стабильности в
обществе.
1 октября. Правительственные
источники обнародовали следующие данные. Внешнеторговый оборот Белоруссии за
январь – август текущего года составил 27 миллиардов долларов США и увеличился
по сравнению с январем – августом 2005 г. на 34%. Товарооборот со странами СНГ
составил 14,7 миллиарда долларов или 54,5% общего товарооборота республики, с
остальными странами – 12,3 миллиарда долларов или 45,5% общего товарооборота.
Экспортировано Белоруссией товаров на 13 миллиардов долларов, в том числе в
страны СНГ – на 5,4 миллиарда долларов, из них в Россию – на 4,3 миллиарда
долларов; в государства вне СНГ – на 7,6 миллиарда долларов.
1 октября. Президент РБ
Александр Лукашенко поздравил председателя Китайской Народной Республики Ху
Цзиньтао с Днем провозглашения КНР. "Расстояние между нашими странами не мешает
укреплению взаимопонимания. Доказательством служит конструктивный
белорусско-китайский диалог на высшем и высоком уровнях", - говорится в
поздравлении. Глава белорусского государства с удовлетворением отметил, что в
текущем году сотрудничество Белоруссии и Китая успешно развивается.
2 октября. Палата
представителей НС РБ ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с актами
ядерного терроризма.
3 октября. Производственное
объединение "Белоруснефть" объявило, что в 2007 году планирует приступить к
поиску залежей нефти на больших глубинах — более 5 тыс.м. Предполагается
пробурить параметрическую скважину "Прибортовая № 1" глубиной 5 390 м в районе
северной границы Припятского прогиба.
3 октября. Президент РБ
Александр Лукашенко поздравил президента ФРГ Хорста Келера с Днем германского
единства. Лукашенко, в частности, отметил, что Белоруссия придает особое
значение взаимовыгодному сотрудничеству с Германией, и выразил надежду, что оно
и далее будет успешно развиваться.
3 октября. XI Белорусский
энергетический и экологический форум открылся в Минске.
3 октября. Александр
Лукашенко, принимая верительные грамоты послов Австралии, Боснии и Герцеговины,
Венгерской Республики, Королевства Дании, Иорданского Хашимитского Королевства,
Республики Кипр, Исламской Республики Мавритания, Исламской Республики Пакистан,
Республики Филиппины, Южно-Африканской Республики, заявил, что как
европейское государство Белоруссия уделяет особое внимание укреплению
добрососедских отношений с европейскими партнерами, основанных на принципах
равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела. По словам
главы государства, сам факт вручения верительных грамот послами государств Азии,
Африки, Европы, Австралии свидетельствует о многовекторности белорусской внешней
политики, стремлении Белоруссии вести конструктивный диалог и развивать
сотрудничество с партнерами из разных уголков мира.
3 октября. Россия призвала
Белоруссию ввести визовый режим для граждан Грузии.
3 октября. В 2006 г. экспорт
белорусского свекловичного сахара в российские регионы составит менее 400 тыс.
тонн. Начальник управления внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга
концерна "Белгоспищепром" Татьяна Чичиро в этой связи заявила, что объем
экспорта снижен в связи с введением новых правил оформления белого сахара,
поставляемого на территорию России.
4 октября. Вице-спикер
Государственной Думы ФС России Сергей Бабурин информировал о том, что президент
РФ на встрече с лидерами парламентских фракций выразил обеспокоенность возросшей
напряженностью в отношениях России с Грузией и Белоруссией.
4 октября. Министр
энергетики Белоруссии Александр Озерец заявил, что основными условиями развития
белорусской газотранспортной системы является заключение долгосрочного
соглашения о сотрудничестве с Россией.
5 октября. Международная
научно-практическая конференция по вопросам дальнейшего развития Содружества
Независимых Государств открылась в Минске на базе Национальной академии наук
Беларуси. Мероприятие было организовано в рамках Плана основных мероприятий,
посвященных Году СНГ.
5 октября. Палата
представителей НС РБ ратифицировала соглашение между Белоруссией и Азербайджаном
о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.
5 октября. Белорусское
телевидение сообщило, что белорусские специалисты отправятся в Венесуэлу для
оценки запасов нефти в бассейне реки Ориноко. Эти месторождения не подготовлены
к добыче, их необходимо сначала сертифицировать. Оценка запасов нефти пройдет в
четыре этапа и предположительно займет не менее полугода.
6 октября. На чемпионате
мира по тяжелой атлетике в Доминиканской Республике белорусский спортсмен Андрей
Рыбаков, выступая в весовой категории до 85 кг, завоевал золотую медаль в
двоеборье (сумма - 383 килограмма).
7 октября. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко посетил Бобруйск, ставший «столицей»
фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкі-2006».
9 октября. Белоруссия и
Алтайский край заинтересованы в углублении сотрудничества. Об этом заявил
премьер-министр РБ Сергей Сидорский на встрече с главой Алтайского края
Александром Карлиным.
10 октября. В Минске
открылась встреча деловых кругов Белоруссии и Германии, организованная
Представительством немецкой экономики в РБ при поддержке федерального
министерства экономики и технологий Германии совместно с минским отделением
Белорусской торгово-промышленной палаты. Германскую сторону в Минске
представляли фирмы, работающие в таких отраслях, как машиностроение, химическая,
легкая и пищевая промышленность, банковская деятельность, промышленность
строительных материалов, консалтинговые услуги.
10 октября. ОАО "РОСНО"
выплатило перестраховочное возмещение в размере 1,7 млн. долларов США в связи с
гибелью первого белорусского космического аппарата "БелКА".
10 октября. Глава
белорусского государства Александр Лукашенко подписал указ, которым определил
датой проведения выборов в местные советы депутатов РБ двадцать пятого созыва 14
января 2007 года. Центризбирком Беларуси объявил, что готов к проведению
местных выборов.
10 октября. Депутат
Государственной думы ФС России Геннадий Селезнев сообщил, что большинство
россиян выступают за Союзное государство. Последние проведенные в России опросы
общественного мнения показали, что Союз поддерживают около 60% граждан.
Поддерживают его и российские политики. Вместе с тем в последнее время многие
вопросы, касающиеся создания Союзного государства, решаются несвоевременно, это
привело к появлению противников Союза, - отметил Селезнев.
11 октября. Решение о
возможном введении Белоруссией в отношении Грузии визового режима требует
всестороннего изучения. Об этом сообщил первый заместитель начальника
Департамента и миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун. Бегун отметил, что,
Белоруссия является участницей ряда международных договоренностей о проведении
согласованной миграционной политики в рамках Союзного государства. В то же время
республика — самостоятельный субъект международного права и может самостоятельно
принимать решение о введении визового режима в отношении граждан Грузии.
11 октября. На страницах
американской газеты "International Herald Tribune" власти Белоруссии были
обвинены в незаконной торговле оружием. В ответ пресс-секретарь Совета
безопасности Белоруссии Владимир Нестерович заявил р/с "Свобода", что
комментировать эти обвинения, по крайней мере, в его структуре никто не будет.
11 октября. Неудачей
закончился судебный иск Партии коммунистов Белорусской к газете "Белорусская
нива" и обозревателю издания Николаю Сергееву, в публикации которого
утверждалось, что ПКБ, выступая в альянсе с прозападными оппозициооными
партиями, фактически стала бороться против Союза с Россией и государственного
русско-белорусского двуязычия в республике. Первый секретарь ПКБ пытался это
опровергнуть.
12 октября. Белорусские
власти ответили на просьбу Верховного совета Приднестровья считать его
полноценной страной отрицательно. Председатель комиссии по международным делам и
связям с СНГ Палаты представителей НС РБ Вадим Попов заявил, что Белоруссия на
данном этапе признает территориальную целостность Молдовы и не видит оснований
для инициирования вопроса о признании Приднестровской Молдавской Республики
суверенным независимым государством.
12 октября. В Минске было
объявлено, что заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) Содружества
Независимых Государств пройдет 16 октября в Исполнительном комитете СНГ в
Минске.
Дискуссия вокруг языка и этнокультурная политика руководства РБ
Александр Фадеев
В Белоруссии в последнее время обострилась общественная
дискуссия по языковому вопросу. Она развертывается на фоне политики
«огосударствления» этничности, ускоренного формирования единой белорусской нации
и консолидации социума. Республиканскими «верхами» предпринимаются попытки
разработать и утвердить в общественном сознании доктрину собственной, особой
истории и складывания государственности белорусского народа. Все это должно
служить идее сильного мононационального государства, опирающегося исключительно
на собственные силы, способствовать политической и духовной мобилизации
белорусских граждан.
Тем не менее, этнокультурная самоидентификация в
Белоруссии в целом носит пока расплывчатый характер и проявляется исключительно
в форме манифеста. Объективные факторы, инициирующие процесс национальной
идентификации и консолидации, наличествуют, но еще достаточно слабы. Поэтому
государственно-политической элитой республики предпринимаются меры по
конструированию идеологии белорусского этнонационализма. Большое значение
при этом придается историческим аспектам развития белорусского этноса и
его отличиям от соседей – русских и поляков.
Помимо утверждения представлений о праве на национальную
государственность, об общей истории белорусской нации (ее «удревнили» до 3,5
тыс. лет(!), материальной и духовной культуре, а также исторической территории,
исключительное внимание уделяется все последнее время такой базовой составляющей
принадлежности к единой нации как язык.
С одной стороны, в Конституции РБ (ст. 15 и 17)
закреплены положения о свободном развитии проживающих на ее территории культур
всех «национальных общностей» (не этносов, заметим, или наций) и о двух
государственных языках – белорусском и русском. С другой – на официальном уровне
утвержден принцип доминирования белорусского этнического большинства. Последнее
все заметнее сказывается в сфере культуры, в средствах массовой информации, в
быту и в образовании.
В системе образования Белоруссии, например, почти 60%
средних общеобразовательных школ ведут обучение на белорусском языке. Во всех
русскоязычных школах белорусский – обязателен для изучения, а ряд предметов
преподаются на белорусском языке. Президент РБ Александр Лукашенко на последней
пресс-конференции для представителей российских региональных СМИ не только
отметил возросший интерес молодежи к белорусскому языку, но и подтвердил, что
верховная власть республики поддерживает белорусский язык «там, где это нужно».
Лукашенко выразил тревогу, что в некоторых учебных заведениях иностранному языку
уделяется больше внимания в ущерб русскому и особенно белорусскому языку.
Однако на встрече с министром образования РБ Александром
Радьковым глава белорусского государства потребовал,
чтобы каждый выпускник школы овладел разговорным китайским или европейским
языком. В Белоруссии для первоклассников уже издан учебный комплект по
китайскому языку, а три средних образовательных учреждения начали его
преподавание.
Дважды в истории независимой Белоруссии вопрос о
государственном языке власти выносили на всенародное обсуждение. Десять лет
назад белорусские граждане высказались за государственное двуязычие, что и было
закреплено в основном законе. Для руководства республики это послужило уроком,
они проявляли определенную осторожность в этом вопросе, не имеющем простого
решения. Однако многочисленные попытки отойти от конституционной нормы
предпринимались, в том числе и в системе образования.
Так, например, в школах республики с русским языком
обучения насаждалось преподавание истории и географии Беларуси на белорусском
языке. Это вызывало недовольство части родителей и учащихся этих средних учебных
учреждений. В министерство образования Белоруссии стали поступать многочисленные
жалобы на то, что государство препятствует реализации законного права учиться на
государственном русском языке. Здесь белорусскому правительству пришлось
частично уступить. Министерство образования вынуждено было издать приказ о
переводе с 2006 - 2007 уч. года на русский язык преподавания истории и географии
Беларуси в старших классах русскоязычных школ.
Но теперь возмутились сторонники «отлаженной системы
белорусскоязычного преподавания истории и географии». Премьер-министру
Белоруссии Сергею Сидорскому руководство общественного объединении «Таварыства
беларускай мовы імя Францішка Скарыны» направило обращение, в котором
указывается на ошибочный характер этого решения. Это мотивируется тем, что
учащиеся станут усваивать названия географических объектов и населенных пунктов
республики «в искаженном виде», а написание имен собственных по-русски «отучит
школьников от извечных белорусских имен».
Искания президентской администрации в языковом вопросе
отражает и поручение Александра Лукашенко разработать новые правила белорусского
языка. Формально это объясняется необходимостью «обновить и привести к
единообразию существующие правила орфографии и пунктуации». Однако, скорее
всего, речь идет не столько об уточнении устоявшихся правил, а о стремлении
унифицировать белорусский язык, тем самым сгладив существующие противоречия
между двумя основными группами его носителей. Большая часть белорусов усвоили
язык, кодифицированный в межвоенный период, но часть белорусов, включая
национальную творческую интеллигенцию, предпочитают пользоваться грамматическим
строем более ранней кодификации (начала ХХ в.), т.н. «тарашкевицей».
Между тем белорусская «горка» опасается, что без единого
языка белорусское государство так и не обретет статус состоявшегося, а он крайне
важен для внешнего позиционирования Белоруссии и консолидации нации. Беспокоит и
то, что влияние внешних акторов отражается на формировании белорусской
государственности (хотя это не признается публично), которая не имеет пока
действенных гарантий, позволяющих Белоруссии сохранять независимость и
суверенитет. Неприемлемость самой идеи внешнего контроля заставляет
президентскую администрацию идти по пути сплочения граждан, в том числе и по
этнокультурному и языковому основанию. В этом ключе руководство РБ не устраивают
как демократические принципы функционирования государства, так и любые формы
реализации в политической практике идеи государства двух народов.
Есть основания говорить, что взгляды на развитие
белорусской государственности исходят из представлений о том, что сильный
президентский режим унитарной мононациональной Белоруссии заметно эффективнее
способен противостоять потенциальным факторам внешнего вмешательства. Поэтому
очевидна тяга к формированию «сверху» особой национальной культуры, в идеале
свободной от противоречий и противостояния, приспособленной к положительному
восприятию и поддержке правящего госаппарата.
Эта тенденция улавливается рядом белорусских ученых и
представителей творческой интеллигенции. Они с энтузиазмом и усердием трудятся с
тем, чтобы доказать особенный, исконно белорусский характер генезиса
государственности и развития культуры, провести различия между русскими,
поляками и белорусами.
Эта идеологически заданная группа не чужда и
мифотворчества, не имеющего ничего общего с наукой. Так, например, в книге
«Объединенная нация, Феномен Беларуси» (М.: Европа, 2005) Юрий Шевцов
утверждает, что в XIX в. «на территории современной Белоруссии» произошел
демографический взрыв, число белорусов резко, в три раза выросло. Откуда автор
почерпнул эти сведения неизвестно, но эти данные крайне важны, поскольку Шевцов
далее сообщает доверчивому читателю, что «русского населения в Беларуси почти не
было» (?!), а города в теч. XIX века «стали по составу населения преимущественно
еврейскими». Именно в силу этих обстоятельств белорусская культура
кристаллизуется как специфическая крестьянская культура, «отдельная от культуры
традиционного правящего класса» (русского дворянства? польской шляхты?). Но
самое замечательное – это вывод, в котором феномен Беларуси раскрывается как
«проявление культуры особого восточнославянского народа».
Но еще глубже заглянули в историю и проанализировали
этногенез ученые отдела антропологии и этнологии и Института генетики и
цитологии Национальной академии наук Беларуси. Они вплотную занялись
«восстановлением облика и поведения первопредка всех белорусов» (!). Поспешили
белорусские ученые отрапортовать и о первых успехах на этом сомнительном
поприще. В монографии «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология
этноса» выведена формула типичного белоруса. Выяснилось, и это главное, что у
белорусов якобы «очень сильны балтские гены», чем они и отличаются от русских с
их финно-угорскими и монголоидными «примесями».
У белорусов, оказывается, есть не только типичные
национальные черты, но и уникальные качества организма. Если исходить из
предварительных результатов научного проекта Института генетики и цитологии НАН
Беларуси под названием «Этногеномика белорусского народа», то выясняется, что у
белорусов исключительно сильный и устойчивый иммунитет ко многим болезням, а
«представители отдельных белорусских популяций легко переносят СПИД».
Обращает на себя внимание, что эти исследования
проводятся на государственном уровне и при государственной поддержке. Такая
направленность изысканий, помимо прочего, свидетельствует и о том, что
официальные идеологи белорусского государства решительно отходят от прежней
установки «белорусы – самые лучшие русские». Теперь, как представляется,
поставлена иная задача - доказать, что белорусы являются потомками балтских
племен, особым центральноевропейским народом, имеющим свою многовековую историю
национальной государственности и культуры.
Такая этнонационалистическая и этнокультурная политика
может привести к тому, что якобы доминирующий белорусский этнос начнет
рассматривать свою культуру не просто как особую, но и как превосходящую все
прочие. Такой подход облегчит и объяснит основную миссию белорусской культуры
(как ее понимает часть высших чиновников) – вытеснить все прочие культуры
неизбежно ассимилирующихся под ее воздействием этнических меньшинств (русских,
поляков, украинцев и других).
Вряд ли при этом учитывается ряд сложных факторов,
объективно препятствующих формированию единой белорусской нации. Главный –
неразрывность пути развития русской и белорусских культур. К тому же следует
исходить из того неоспоримого обстоятельства, что к моменту обретения
Белоруссией независимости этнические белорусы представляли собой, по сути,
этнографическую группу внутри великорусского этноса и вместе с ним входили в
многонациональную общность народов Союза ССР («советскую» нацию). Поэтому
процесс превращения этнографической группы в доминирующий этнос, вокруг которого
должна сложиться единая нация, не только нельзя ускорить, но и трудно вообще
прогнозировать, а тем более предрекать ему успех.
Сама совокупность граждан Белоруссии, проживающей на
общей территории, живущей общей политической и социально-экономической жизнью,
создает определенные предпосылки для формирования в будущем единой белорусской
нации. Однако она никогда не состоится в качестве мононациональной, с единой
белорусской культурой, белорусским языком и менталитетом. Понимают ли это в
Минске?
Нужен выход из союзного «тупика»
Владислав Лосев
В начале октября текущего года бывший «единый кандидат
от оппозиции» Александр Милинкевич сделал угрожающее заявление. Выступая по
белорусской службе радиостанции «Свобода» этот один из вождей оппозиции заявил о
том, что нынешнему белорусскому президенту осталось пребывать у власти не более
нескольких лет и что уже в ближайшие годы Белоруссию ждут политические
потрясения.
Но, как известно из учебников по научному коммунизму,
революция не может возникнуть из ничего. Она должна, как говорится, созреть.
Милинкевич, по видимости, прилежно изучал в юные годы научный коммунизм и
поэтому вынужден был признать, что «революционная ситуация не создается по
призыву оппозиционного лидера». В своих революционных ожиданиях оппозиция
уповает на возможный социально-экономический кризис в Белоруссии, который
теоретически может разразиться, например, вследствие трудно объяснимого
упрямства белорусских властей в нежелании выполнять взятые на себя обязательства
в области формирования единого экономического пространства Союзного государства.
В частности, это касается создания многострадального совместного
газотранспортного предприятия с Газпромом.
Белорусский официоз обычно перекладывает вину за
образовавшийся ступор в союзном строительстве на российскую сторону, вменяя ей
несоблюдение равных условий хозяйствования для российских и белорусских
предприятий на территории Союзного государства. При этом предпочитается
умалчивать о том, что в отличие от белорусской продукции, которая свободно
представлена на российском рынке, в отношении десятков наименований российских
товаров применяются административные меры (порой негласные) ведущие к их
значительному удорожанию для белорусских покупателей.
На прошедшей 29 сентября пресс-конференции
президента Белоруссии для представителей российских региональных СМИ Александр
Лукашенко заявил, что если цена на газ для Республики Беларусь повысится, то это
неизбежно повлечет за собой разрыв всех отношений с Россией.Фактически это
переход на язык угроз и шантажа, говорить на котором с Россией абсолютно
бесперспективно. Есть, правда, надежда, что подобные неосторожные слова были
сказаны «в сердцах», и до одностороннего разрыва союзных отношений не дойдет,
ведь именно на такой разворот событий и рассчитывает оппозиция.
К тому же разрыв белорусско-российских экономических
отношений вряд ли сколько-нибудь серьезно отразится на российской экономике. В
любом случае найти замену белорусской продукции на российском рынке будет не
особенно сложно. Желающих занять освободившуюся «белорусскую нишу» уже сейчас
более чем достаточно. В первую очередь это Польша, Венгрия, Болгария и другие
страны Восточной Европы, бывшие члены СЭВ, которые стремятся хотя бы частично
восстановить свое былое присутствие на российском рынке.
Что касается флагманов белорусской промышленности
(БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ), то их успешная деятельность непосредственно зависит от работы
большого числа российских смежников. И поэтому утрата связей с ними чревата
тяжелейшими последствиями для ведущих белорусских предприятий. Конечно, при
самом неблагоприятном развитии событий российские смежники также понесут убытки,
но для них это будет временным явлением. Можно не сомневаться, что они найдут
себе новых деловых партнеров, причем, не только в России, но и за границей.
Но, если белорусские предприятия потеряют российский
рынок, то вернуть его будет очень трудно, если вообще возможно. Ведь кого сейчас
в России волнует судьба молдавских виноделов?
Одним из серьезных недостатков нынешней белорусской
политической элиты является ошибочное восприятие изменений, происходящих в
России. В политических кругах республики до сих пор всерьез распространено
мнение о грядущем социальном взрыве и распаде РФ. К тому же во властных
коридорах полагают, что стоит только «пересидеть» Владимира Путина и все
«утрясется». Можно будет и дальше строить «асимметричный Союз», в котором
Республика Беларусь будет пользоваться внутрироссийскими правами, а обязанности,
относительно России, будет нести как «независимое государство, член ООН».
Белорусские власть имущие никак не возьмут в толк, что
дело не в личности Владимира Путина, а в том, что в России на смену
постсоветской, безразличной к национальным интересам государственно-политической
системе приходит новая, возможно непривычно прагматичная, российская
государственность. Впредь не будут «за так» отдавать свои природные ресурсы и
прощать хамство и оскорбления кому бы то ни было. Реальность изменилась, но
многие в СНГ, в том числе и в Белоруссии, никак не хотят смириться с этим.
В этой связи и появляются на свет экзотические идеи по
превращению такого бесперспективного пережитка биполярного мира как Движение
неприсоединения в самостоятельный «антиимпериалистический центр силы». При этом
официальный Минск отводит себе роль идейного вдохновителя этой организации. Как
заявил недавно по белорусскому телевидению секретарь Совета безопасности
Белоруссии Виктор Шейман: «фактически в настоящее время в рамках Движения
неприсоединения происходит кристаллизация внутреннего ядра – группы государств,
которые в силу своего развития заинтересованы в сплоченности этой организации,
укреплении ее позиций на международной арене».
В целом же в белорусских верхах с большой
настороженностью, да и, пожалуй, с едва скрываемым раздражением относятся
к растущей жесткости российской политики в ближнем зарубежье. Казалось бы еще
недавно, в ходе потенциальных революционных событий прошедшей весны белорусские
власти неоднократно высказывали намерение ввести визовый режим с Грузией,
президент которой открыто говорил о намерении принудительно распространить
цветные революции на все постсоветские государства.
Но вот сейчас, когда разразился российско-грузинский
кризис и подвернулся удобный случай продемонстрировать солидарность и показать
свою приверженность Договору о создании Союзного государства и взятым в его
рамках на себя обязательствам по согласованной миграционной политике и тем самым
укрепить свои позиции в «газовых» переговорах, официальный Минск вдруг
«поплыл».
10 октября первый заместитель начальника Департамента
миграции МВД РБ Алексей Бегун в ответ на просьбу России о введении Белоруссией
визового режима с Грузией заявил, что «страна – самостоятельный субъект
международного права и может самостоятельно принимать решение о введении
визового режима в отношении граждан Грузии». При этом чиновник подчеркнул, что
«поспешных решений принимать нельзя, так как не должна пострадать безопасность
(?) простых граждан Грузии, их право на взаимные поездки». Странная трогательная
забота о государстве, где царит Саакашвили.
В последнее время руководство Белоруссии много говорит о
необходимости не только сохранения, но и развития СНГ, что, в принципе,
совпадает с позицией Российской Федерации по этому вопросу. Только вот цели,
которые преследует каждое из государств-союзников заметно разнятся. Так, если
для РФ контуры СНГ – это ареал, в границах которого Россия намерена восстановить
или, по крайней мере, усилить свое влияние. То для официального Минска СНГ
является инструментом, пусть и не эффективным, с помощью которого он хотел бы
оградиться от т.н. российского «энергетического империализма» и торговой
экспансии.
По всей видимости, на намечавшейся в середине октября
встрече глав государств СНГ предполагалось поднять в каком-то виде
«энергетический вопрос». Тем более, что в настоящее время идут очередные тяжелые
переговоры Минска с Газпромом. Видимо по этой причине перенос по предложению
Путина и Назарбаева встречи в верхах стран СНГ на конец ноября вызвал
такое раздражение у белорусской власти.
Выступая 7 октября на республиканском празднике урожая
«Дожинки-2006», Александр Лукашенко крайне отрицательно высказался об этом:
«Есть некоторые руководители, они, видите ли, вдвоем где-то собрались, подумали
и решили, что саммит можно перенести. Вот это тенденции – одни считают себя
государствами первого ранга, первого сорта, а другие страны вроде как находятся
подальше и с ними не надо советоваться».
Несомненно, белорусско-российские отношения оказались в
состоянии расширяющихся противоречий, без разрешения которых невозможно
дальнейшее продвижение к общей государственности. И эти проблемы нужно
незамедлительно решать. Антироссийские силы внутри Белоруссии усердно трудятся
не только над «заморозкой» (как видим не без успеха) союзного проекта, но и над
обрушением нынешней белорусской власти. Они не без основания полагают, что в
случае «внезапного ухода» Лукашенко они смогут взять власть и окончательно
оторвать Белоруссию от России. Как видим, союзный «тупик» – это угроза не только
Белоруссии, но и стратегическим интересам России, и поэтому из него необходимо
найти выход.
Плохо, если в этих условиях Белоруссия возьмет дурной
пример с Грузии и «назло» России пойдет на ухудшение положения своих граждан.
Конечно, как показывает история, белорусские граждане умеют терпеть лишения.
Только вот вопрос: а во имя чего?
В белорусско-российском торге военно-стратегические вопросы играют не последнюю роль
Белорусский рынок, 2
- 9 октября 2006
Александр Алесин
После того как на днях секретарь Совета безопасности РБ
Виктор Шейман сообщил представителям СМИ о вероятном сроке подписания
нормативного акта о создании Единой региональной системы ПВО Беларуси и России
(конец нынешнего года), некоторые наблюдатели предположили, что судьба данного
документа отнюдь не ясна и поставлена в зависимость от результатов назначенного
на ноябрь заседания Высшего госсовета Союзного государства РФ и РБ.
Основание для подобных выводов дает вся история
подготовки этого многострадального правового акта. Достаточно вспомнить, что об
образовании Единой региональной системы (ЕРС) ПВО РБ и РФ как о почти
свершившемся факте высокопоставленные военные двух стран говорят уже на
протяжении целого ряда лет. По данным бывшего командующего ПВО Беларуси
генерал-лейтенанта Валерия Костенко, проект межгосударственного соглашения о
создании Единой региональной системы ПВО двух стран был подготовлен еще осенью
1999 г.
После этого система неоднократно объявлялась практически
функционирующей на уровне взаимодействия боевых расчетов, обмена информацией,
совместного боевого дежурства и маневра силами ПВО двух государств. Дело
оставалось вроде бы за малым: юридически оформить структуру ЕРС в рамках
действующей правовой базы и прописать процедуру функционирования. Но процесс
почему-то явно стопорился.
После ухода с поста генерала Костенко с неоднократными
заявлениями о том, что единая региональная система ПВО Беларуси и России уже
существует де-факто и вот-вот будет оформлена де-юре, стал регулярно выступать
уже генерал Паферов. Но соответствующего решения на межгосударственном уровне
так и не последовало. Между тем столь длительное затягивание процесса
юридического оформления региональной системы ПВО РФ и РБ в корне противоречит
выводам и рекомендациям авторитетных российских военных экспертов.
По их мнению, так как Россия просто не в состоянии
препятствовать дальнейшему расширению на Восток военной инфраструктуры НАТО, ее
руководство должно предпринять максимум усилий для парирования новых угроз своей
обороноспособности. Одной из важнейших мер (наряду с дипломатическими вроде
требования введения ограничений на размещение тактической авиации на территориях
новых членов НАТО) является создание плотного противовоздушного заслона на
территории Беларуси.
И дело не ограничилось только теоретическими изысканиями
и советами. Во многом именно благодаря содействию высокопоставленных российских
военных был реализован контракт между Министерством обороны Республики Беларусь
и федеральным государственным унитарным предприятием “Рособоронэкспорт” на
поставку в нашу страну на достаточно приемлемых условиях зенитно-ракетных
комплексов С-300 в количестве, достаточном для оснащения четырех дивизионов
ПВО.
По мнению министра обороны РБ генерал-полковника Леонида
Мальцева, это существенно расширило боевые возможности системы противовоздушной
обороны страны. А это особенно важно в настоящих условиях, когда изменилось само
содержание военных действий. Центр тяжести оборонительных усилий сместился в
сторону ПВО. Опыт современных вооруженных конфликтов показывает, что сегодня
противоборствующие стороны основные удары наносят по инфраструктуре, объектам
жизнеобеспечения и промышленности.
После того как 115-я зенитно-ракетная бригада
Вооруженных Сил РБ, которая дислоцируется в районе Бреста, приняла на вооружение
зенитные ракетные комплексы С-300, значительно увеличились зона поражения и
вероятность поражения целей белорусскими военно-воздушными силами и войсками
ПВО. Это автоматически сделало менее уязвимыми от ударов с воздуха и объекты на
российской территории.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что ни
белорусские, ни российские военные в проволочках с оформлением единой системы
ПВО РБ и РФ вряд ли виноваты.
Судя по всему, “затык” происходит на уровне высшего
политического руководства двух стран. Очевидно, что наряду с прочими (сырьевыми,
топливно-энергетическими, транзитными, таможенными и т. д.) геополитические и
военно-стратегические аргументы продолжают играть определяющую роль в
формировании белорусско-российских отношений.
Иначе говоря, по-прежнему между союзниками продолжается
торг, в котором российской естественной монополии — “Газпрому” — противостоит
белорусская — коридор между Западом и Востоком, который гораздо важнее
полузакрытого для России балтийского “окна в Европу”. И тут уж каждая сторона
норовит набавить цену на свой товар.
Помимо прочего, вероятно, имеет место и борьба за право
отдавать приказ на открытие огня в случае нарушения воздушных границ Союзного
государства. Похоже, Минск никак не желает примириться с тем, что делать это
будет Москва.
И то, что подобные предположения вполне справедливы,
подтверждают заявления Александра Лукашенко, сделанные им 29 сентября на
пресс-конференции для российских журналистов. Белорусский лидер фактически
обвинил кремлевское руководство в нежелании поставлять братской стране дешевый
газ, в то время когда население Беларуси готово встать на пути танков, идущих с
Запада, и умереть за Россию.
Все хорошо, но повод для беспокойства остался
29.09.2006.
Экономическая газета
Елена Бершатская
Такой вывод сделали премьеры Беларуси и России по итогам
прошедшего очередного заседания Совмина Союзного государства, что говорит о том,
что растущее напряжение в отношениях между двумя государствами сохраняется на
прежнем уровне.
В повестке дня заседания предполагалось обсудить ход
подготовки проекта бюджета Союзного государства на 2007 г. с запланированным
выделением средств на реализацию новых союзных программ — ликвидацию последствий
Чернобыльской катастрофы, развитие сельскохозяйственного машиностроения,
инновационных технологий, повышение социальной защищенности граждан Беларуси и
России. Премьеры двух стран должны были также оценить ход реализации бюджета за
первое полугодие текущего года и результаты исполнения ранее принятых решений по
программам в рамках Союзного государства. Всего, по словам российского премьера
Михаила Фрадкова, было вынесено 12 вопросов с «высоким уровнем проработки».
Само формирование повестки дня вызвало недовольство у
Сергея Сидорского, который, открывая заседание, попросил госсекретаря Союзного
государства Павла Бородина включать в открытое обсуждение более актуальные
вопросы. «2,5 часа в узком кругу мы обсуждали вопросы повестки дня, а также были
вынуждены рассматривать и актуальные для обеих стран вопросы, которые в повестку
дня не были включены», — сказал С.Сидорский.
Кроме того, С. Сидорский заявил о том, что российской
стороной «необоснованно затягивается процесс ратификации пакета соглашений об
обеспечении равных прав граждан двух стран, подписанного президентами в
декабре». Обращаясь к Михаилу Фрадкову, он попросил завершить эти процедуры в
текущем году. Российский же премьер, в свою очередь, заявил о том, что Беларусь
до сих пор не ратифицировала Соглашение о собственности.
Белорусский и российский премьеры обратили внимание на
то, что принятые союзным правительством решения исполняются недостаточно
эффективно, и посчитали, что контроль над их реализацией необходимо усилить.
Сергей Сидорский также попросил постоянный комитет стараться наполнять бюджет
«более конкретными программами экономического развития».
В свою очередь, как передает Интерфакс, Павел Бородин в
интервью журналистам заявил: «Правительства Беларуси и России грешат тем, что не
указывают сроки исполнения решений. Мы говорим одно, а в результате получаем
совсем другое».
Касаясь проекта бюджета на 2007 г., Сергей Сидорский
сообщил журналистам, что он может быть не принят в этом году из-за затягивания
сроков его подготовки постоянным комитетом, что повлечет задержку в начале
финансирования ряда союзных программ.
Оба премьера выразили удовлетворение тем, как
развивается торговля между двумя странами, и, по словам С.Сидорского, в этом
году ожидается «рекордный товарооборот на сумму более 520 млрд. российских
рублей».
В то же время последующее за этим заявление белорусского
премьера вызвало в российских кругах некоторый шок. По словам Сергея Сидорского,
правительство Беларуси намерено в течение месяца провести проверку всех фирм,
являющихся представителями российских компаний, которые на самом деле таковыми
не являются и только взвинчивают цены на российские товары. Из-за действий таких
посредников на белорусском рынке, по его мнению, часто страдают интересы
российских производителей. М.Фрадков с ним согласился, но посоветовал здесь
обойтись «без перегибов».
Заседание союзного Совмина предварила встреча за
закрытыми дверями белорусского и российского премьеров, на которой обсуждались
самые «больные» для двух стран вопросы, касающиеся взаимных торговых ограничений
в доступе на внутренние рынки. Не секрет, что для Беларуси сложными остаются
вопросы поставок в Россию сахара, лекарств, сельхозпродукции, использование
товарных знаков, созданных в СССР, а также обеспечение равных условий доступа
производителей к участию в госзакупках и госпрограммах. Россия же, в свою
очередь, обвиняет белорусское правительство в создании административных и
правовых препон ряду позиций своего импорта, в частности, это касается закупок
российских автобусов, ввоза пива через склады временного хранения и т. д.
На закрытой встрече обсуждалась также и «газовая» тема.
Здесь позиция Беларуси известна — мы готовы к повышению цен на природный газ,
если оно будет соответствовать адекватному повышению внутрироссийских цен.
Россия согласилась говорить о конкретной цене газа в 2007 г. только после
определения стоимости активов «Белтрансгаза», которое должно быть завершено в
2006 г.
Вместе с тем, как передавали различные информагентства
со ссылкой на источник в Минэнерго Беларуси, оценка «Белтрансгаза» с участием
банка ABN AMRO еще не начиналась, хотя предполагалось ее завершить к концу
октября.
Белорусский и российский премьеры выразили уверенность в
том, что оценка белорусской газотранспортной системы все же будет завершена в
ноябре 2006 г., а контракт на поставки российского газа в Беларусь и транзит на
2007 г. будет заключен до конца нынешнего года.
По словам М.Фрадкова, Россия не заинтересована в
затягивании оценки «Белтрансгаза», и «не только потому, что вентиль в наших
руках. Мы ожидаем оценки в ноябре, осталось не так много времени, чтобы
договориться».
В свою очередь, С. Сидорский отметил, что в переговорах
«Газпрома» и «Белтрансгаза» по вопросу оценки белорусской газотранспортной
системы и определения стартовых условий для создания СП существуют определенные
проблемы. По его словам, стороны договорились в ноябре подготовить 3-4 варианта
создания СП, в рамках которых будут оценены активы «Белтрансгаза».
По итогам закрытой встречи С.Сидорский заверил
М.Фрадкова, что никаких специальных барьеров против российских товаров, в
частности для доступа на белорусский рынок российской сельхозтехники, не
существует. В качестве примера С.Сидорский привел закупку в 2006 году 550
комбайнов российского производства.
На это заявление мгновенно отреагировал Союз
производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК
«Союзагромаш». В своем пресс-релизе Союз приводит данные, согласно которым
поставки российской техники в Беларусь не носят системный характер, так как там
все же действуют административные барьеры в отношении поставок сельхозтехники,
которые «делают неконкурентоспособной в Беларуси любую технику, в том числе и
российскую», указывается в сообщении.
Однако все же итоги заседания для российской стороны
стали более-менее результативными. Как сообщает Интерфакс, комиссия по тарифному
и нетарифному регулированию при Совмине Союзного государства пришла к выводу об
отмене действующих ограничений в Беларуси на ввоз российского пива.
Вместе с тем, белорусские производители сахара не
добились отмены ограничений по доступу свекловичного сахара на российский рынок.
Несмотря на то, что на прошлом заседании Совмина Союзного государства
С.Сидорским было обещано, что эта проблема в сентябре будет урегулирована, стало
известно, что МЭРТ России своим решением продлило компенсационное расследование
в отношении импорта белорусского сахара, начатое 20 сентября 2005 г., еще на
один месяц.
Расследование продлено «в целях уточнения статистических
данных по импорту сахара белого, происходящего из Республики Беларусь и
ввозимого на таможенную территорию РФ в 2002-2004 годах, и исполнения процедур
по согласованию проекта решения Правительства РФ с федеральными органами
исполнительной власти в соответствии с установленным российским
законодательством порядком».
СП – утром, контракт – вечером
Белорусский рынок, 2
- 9 октября 2006
Татьяна Маненок
Несмотря на хладнокровную невозмутимость, которую
демонстрировал премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на пресс-конференции 26
сентября после заседания союзного Совмина, переговоры с российским коллегой
Михаилом Фрадковым завершились малоприятным для белорусских переговорщиков
результатом. М. Фрадков дал ясно понять, что Москва не намерена сохранять в 2007
году для Беларуси льготные цены на газ, а контракт с Минском подпишет только
после создания СП на базе “Белтрансгаза” на приемлемых для себя условиях.
Вместо отведенного часа премьер-министры и члены
делегаций просовещались два с половиной.
Выйдя к прессе, оба премьер-министра держались внешне
спокойно. Похоже, что Москва пока старается не накалять ситуацию, чтобы не
сорвать в этой газовой игре с ближайшим союзником решение главного на данном
этапе для себя вопроса — создание совместного газового предприятия.
До нового года осталось 3 месяца — вполне достаточно,
чтобы при желании успеть завершить оценку активов “Белтрансгаза”, договориться о
цене и подписать все необходимые документы по созданию СП. Тем более что Минск
был заранее предупрежден: если белорусская сторона окажется сговорчивой в
вопросах оценки активов “Белтрансгаза”, то Беларусь получит газ в будущем году
по приемлемой цене.
Однако официальный Минск по-прежнему настаивает, чтобы
цена была равной внутренним российским ценам на природный газ.
Не случайно 25 сентября в Санкт-Петербурге, в самый
канун поездки в Москву, С. Сидорский еще раз однозначно заявил, что “Беларусь
готова пойти на такое повышение цены на газ, на которое пойдут российские
предприятия”. Более того, отметил он, “предварительно мы договорились о том, что
при создании такого предприятия цена для Беларуси будет установлена в
соответствии с условиями Договора о Союзном государстве”.
Но если уже договорились “предварительно”, то почему же
на финише наблюдается некая заминка, которая вызывает заметное раздражение
российского партнера?
По словам С. Сидорского, стороны договорились в ноябре
подготовить 3-4 варианта создания СП, в рамках которых будут оценены активы
“Бел-трансгаза”. Премьер-министры заслушали доклад главы “Газпрома” Алексея
Миллера, но белорусскую сторону не устраивают стартовые условия, предложенные
газовым концерном.
С. Сидорский дал понять, что варианты газового контракта
могут быть какие угодно, но есть союзное соглашение от 2002 года, по которому
белорусы должны получать газ по цене пятого пояса России, то есть Смоленской
области.
В ответ на это М. Фрадков напомнил, что пакетное союзное
соглашение включает, как минимум, создание совместного газотранспортного
предприятия.
“У нас останется не так много времени, чтобы
договориться. Не хотелось бы, чтобы эта тема стала предметом обсуждения в
средствах массовой информации”, — заметил М. Фрадков. И без энтузиазма добавил:
“И не только потому, что в наших руках находится вентиль”.
Публично было заявлено, что оценка белорусской
газотранспортной системы будет завершена в ноябре.
Между тем, по данным корр. “БР”, у независимого оценщика
— ABN Amro — возникли большие проблемы с проведением оценки. Процесс
застопорился из-за того, что “Газпром” и “Белтрансгаз” пока не согласовали
некоторые важные параметры бизнеса “Белтрансгаза”, в частности, речь идет об
объемах прокачки российского газа по территории Беларуси в течение ближайшей
перспективы.
Очевидно, что этот показатель существенным образом
влияет на оценку активов “Белтрансгаза”, в чем “Газпром”, конечно же, не
заинтересован.
При этом надо иметь в виду, что главный торг по созданию
СП между союзниками начнется после завершения оценки активов белорусского
предприятия.
Дружба подсчитана
02.10.2006.
БелГазета
Сергей Жбанов
К сожалению, в союзном государстве ощущается острая
нехватка символов: ни флага, ни герба, ни даже штандарта, который обычно
вывешивался в дореволюционной России в месте пребывания императора. Вот и
приходится главам правительств в ходе визитов вспоминать о внешнеторговом
товарообороте для иллюстрации крепнущей российско-белорусской дружбы. Но
чрезмерная эксплуатация этого показателя нередко приводит к различным
казусам.
За последние две недели белорусский премьер-министр
Сергей Сидорский успел побывать в некоторых российских регионах и принять
участие в заседании союзного Совмина в Москве. Поэтому планы по развитию
межгосударственного товарооборота освещались часто и широко.
Впервые завеса над внешнеторговыми союзными
перспективами приоткрылась в Вологодской области, где Сидорский, решив
порадовать хозяев гостеприимной Вологодчины, сообщил, что по итогам 2006г.
товарооборот Беларуси и России планируется на уровне $18 млрд. Как была
воспринята эта новость, информационные агентства не сообщают. Надеемся, обошлось
без обмороков среди областного вологодского начальства.
Вскоре после этого Сидорский оказался в Санкт-Петербурге
и, выступая на открытии международного форума, заявил: «В этом году мы должны
выйти на поставки продукции более чем на RUR510 млрд. ($19 млрд. в эквиваленте.
- С.Ж.)». Впрочем, не стоит быть мелочным: обратившись к официальному сайту
белорусского правительства, можно узнать, что Сидорский в этом случае назвал
цифру в $20 млрд., поскольку она соответствует официальному правительственному
прогнозу.
Но настоящая чертовщина началась при освещении
московских заявлений главы белорусского правительства. В отличие от
правительственного сайта, твердо придерживавшегося суммы товарооборота в $20
млрд., «Интерфакс» привел другие цифры, вырвавшиеся из уст премьера: «Я считаю,
что мы в этом году должны выйти по товарообороту на уровень $2,7 млрд. Это
хороший показатель, рост более 30%». Хотя чего же тут хорошего, если обещанная
цифра в несколько раз ниже реального значения российско-белорусского
товарооборота, достигшего, по данным Минстата за 7 месяцев т.г., в $10,963
млрд., что все же на 32,3% больше, чем за соответствующий период прошлого
года.
Кто ошибся - премьер или агентство, сказать трудно.
Примечательно то, что и РИА «Новости», освещая переговоры Сидорского с
российским премьером Фрадковым, приводит ту же самую цитату, но уже в другом
виде: «Я считаю, что мы в этом году должны выйти по товарообороту на уровень $27
млрд. Это очень хороший показатель, рост более 30%». Этот вариант значительно
лучше и может приумножить количество поклонников российско-белорусской
интеграции. Однако, каковы же реальные перспективы межгосударственного
товарооборота, выяснить все-таки не удалось. Все так запутано в сообщениях
информационных агентств…
Для поисков правды лучше всего воспользоваться динамикой
показателя, бесстрастно фиксируемого правительственной статистикой: в 2003г. -
$13 млрд., в 2004г. - $17,6 млрд., в 2005г. - $15,8 млрд. Колебания в динамике
белорусско-российского товарооборота объясняются переходом на принцип взимания
НДС по стране назначения в 2005г. Впрочем, даже это не помешало «БелГазете» без
особого труда вычислить ожидаемую величину внешнеторгового оборота Беларуси и
России за прошлый год (см. N49 от 12.12.2005г.).
В то время как официальные лица упорно обещали
обеспечить объем союзного товарооборота на уровне $19 млрд., газетчикам
понадобилась лишь элементарная экстраполяция среднемесячных значений показателя,
чтобы с достаточной точностью предугадать: конечная величина прогнозируемого
показателя будет колебаться в пределах от $15,5-16 млрд.
При этом не составило особого труда предсказать, что
2006г. будет складываться значительно более благоприятно и позволит достичь
ориентиров, обещанных в 2005г. Поэтому ничего не остается, как повторить эту
операцию в текущем году, чтобы узнать, на что следует рассчитывать интеграторам
из белорусского правительства. Согласно нашим расчетам, больше $19 млрд. никак
не получается. И буквально через какие-то 4 месяца можно будет узнать, кто
оказался прав - правительственные профессиональные футурологи или
газетчики-дилетанты.
Впрочем, не стоит придавать так много значения
показателю, отражающему не уровень интеграции, а всего лишь объемы перекачки,
последующей переработки и продажи продуктов, изготовленных из российского газа и
нефти. Объем российско-белорусского внешнеторгового товарооборота растет как на
дрожжах в полном соответствии с мировой динамикой цен на энергоносители. Не
стоит также приходить в отчаяние от замедления динамики товарооборота. Вон
ирано-белорусский товарооборот упал за 7 месяцев 2006г. на 30%, а дружба
Беларуси с Ираном знай себе крепнет.
Напрасные усилия
02.10.2006.
БДГ
Иван Мавританский
Массовое посещение провинциальными российскими
журналистами Беларуси с демонстрацией им достижений здешнего народного хозяйства
и заключительной многочасовой пресс-конференцией Александра Лукашенко стало уже
доброй традицией. В нынешнем году финальный аккорд визита ожидался с повышенным
интересом в связи с заметным усилением напряженности в двусторонних отношениях,
вызванным как до сих пор и не достигнутыми договоренностями в газовой сфере, так
и серьезными разногласиями по наиболее принципиальным положениям строительства
белорусско-российского «союзного государства».
Ожидания не были обмануты, белорусский лидер
действительно сделал ряд высказываний в весьма наступательном духе, который не
использовался им, пожалуй, со времени нашумевшего «газового конфликта» почти
трехлетней давности. На сей раз, правда, к реминесценциям на тему совместного
«гниения в окопах» обращения не было, однако некоторые замечания носили, по
сути, не менее жесткий характер.
В первую очередь это, разумеется, относится к фразе,
которую привели практически все российские средства массовой информации:
«Увеличение цен на газ до таких размеров – это однозначный разрыв всех
отношений. В экономике – это точно». Впрочем, новых аргументов в защиту
необходимости сохранения статус-кво приведено не было, лишь уже давно известные
– «транзит, территория, военные объекты и прочее». Вероятно, на Москву они уже
не действуют, она либо использует другие исходные данные для финансовых
расчетов, либо вообще не придает этим факторам чрезмерно большого значения,
полагая, что в условиях серьезной международной изоляции со стороны Запада
официальному Минску все равно деваться некуда.
Явно ощущая это, белорусские власти изо всех сил
стремятся найти какой-то выход из создавшегося положения. Помимо очевидной
идейной близости с венесуэльским режимом, именно поиском новых источников
поступлений в казну объясняется наметившееся в последнее время стремительное
сближение с этой страной, которому на встрече также было уделено значительное
внимание. Насколько такая задача является реализуемой, пока остается под
вопросом, но, без сомнения, в основе всех заявлений по этому поводу лежало
намерение показать российским властям, что на них свет клином не сошелся.
Если не считать упомянутой жесткости тона, никаких новых
позиций не было обозначено и в отношении других важнейших аспектов интеграции.
Например, очень много говорилось по поводу конституционного акта, но все
комментарии фактически опять свелись к тому, что Россия предлагает или более
слабую версию документа по сравнению с уже существующим договором от 1999 года,
или абсолютно, по словам Лукашенко, неприемлемый вариант вхождения Беларуси в ее
состав. Белорусская же модель отвергается по причине откровенного нежелания
Кремля допустить «партнеров» к играм на своем политическом поле. Аналогичным
образом было подтверждено, что у сторон совершенно различные взгляды на условия
возможного введения российского рубля в качестве единой валюты.
На таком негативном прагматичном фоне потерялись
многочисленные реверансы в адрес «братской дружбы двух народов». В целом же все
это мероприятие выглядело как попытка посредством журналистов сформировать себе
союзников для противостояния Москве среди жителей российской провинции. Не
исключено, кстати, что именно поэтому к утверждению «белорусы себя не считают
иностранцами в Российской Федерации» было сделано существенное дополнение:
«Разве что в Москве, но это – специфический город в силу определенных
обстоятельств».
Едва ли данная цель может быть достигнута. Об этом
свидетельствует хотя бы тот факт, что подобный десант является уже четвертым,
однако, как показывает практика, предыдущие вылазки такого рода ни к каким
ощутимым сдвигам политики Кремля в отношении нашей страны не привели. Здесь
действуют намного более сложные и глубинные причины, и громкими заверениями
вроде «готовности белорусского народа умереть за Россию» (о чем он, надо
полагать, и не догадывается) повернуть ситуацию в нужное им русло белорусским
властям уже не удастся.
Белорусские власти испугались возможного введения экономических санкций
10.10.2006.
Белорусский партизан
Денис Рутковский
Как известно, Лукашенко одобрил концепцию проекта нового
закона "О профессиональных союзах", который, по официальной версии, упростит и
дебюрократизируют процесс создания и деятельности профсоюзов. Иная точка зрения
у лидера ликвидированных властями Белорусской партии труда и профсоюза
работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Александра
БУХВОСТОВА.
— На ваш взгляд, с чем связано
появление данной концепции?
— Я думаю, что это попытка показать Международной
организации труда, что правительство Беларуси что-то делает в направлении
реализации рекомендаций МОТ. О том, что готовится такой указ и такая конвенция,
они заявляли уже давно, еще когда выступали на сессиях МОТ в Женеве.
— Вы считаете, что власти
испугались угрозы ввода экономических санкций за нарушения прав
профсоюзов?
— Безусловно. К принятию решения об отмене
государственной регистрации профсоюзов власти подтолкнули многолетние усилия МОТ
и угроза ввода экономических санкций со стороны ЕС.
— Принесет ли эта концепция
позитивные изменения?
— В концепции можно написать все, что угодно, но будут
ли ее положения реализованы практически? Здесь есть большие сомнения. И вообще
дело не в концепции, а в общей политической ситуации в стране. Она-то не
изменится.
— Может ли МОТ после этого шага
белорусских властей изменить свою позицию в отношении Беларуси?
— Думаю, да. МОТ может позитивно воспринять эти действия
и расценить как шаг навстречу, как шаг к выполнению рекомендаций. Но я не думаю,
что независимым профсоюзам станет от этого легче.
— То есть, в любом случае
ситуация для независимых профсоюзов не измениться?
— Для нас, безусловно, важно, чтобы в Беларуси
действовал разрешительно-заявительный принцип образования профсоюзов, а не
государственная регистрация. Такой порядок существует во многих странах, в
России, например. Но я все равно не жду ничего хорошего. Лукашенко никогда не
поменяет своего отношения к независимым профсоюзам, а все, что написано в
концепции, просто останется на бумаге.
— Независимые профсоюзы
участвовали в разработке этой концепции?
— Нет, практически не участвовали. Мы разработали свою
концепцию, но не отдали. Вообще, по большому счету, все эти концепции
— полная туфта. Профсоюзы существуют больше ста лет. И никаких новых
концепций их взаимоотношения с властями изобрести невозможно. Просто власть
должна выполнять Всеобщую декларацию прав человека и Конвенции МОТ о свободе
ассоциаций и свободе ведения коллективных переговоров. Больше ничего не надо. А
все эти концепции — завуалированная попытка придушить независимые профсоюзы.
— Концепция предусматривает
принятие новой редакции закона "О профессиональных союзах". Независимые
профсоюзы привлекались к его разработке?
— Насколько я знаю, никто не привлекался. Да это и
бессмысленно: все равно наши предложения властями игнорируются.
— Но вы, видимо, знакомились с
проектом? Будет ли он стимулировать развитие независимого профсоюзного движения?
— Да наоборот, он направлен на ликвидацию остатков
независимых профсоюзов. Там предполагается значительное увеличение численности
республиканских профсоюзов. Насколько я помню, профсоюзы, имеющие менее 15 тысяч
членов, будут терять статус республиканского. А что такое местные профсоюзы? Я
не знаю, есть в концепции такое понятие или нет. Например, мы (профсоюз
работников радиоэлектронной промышленности, автомобильного автомобилестроения,
металлообработки, других отраслей народного хозяйства. — "БП".), учитывая, что у
нас небольшая численность, можем потерять статус республиканского профсоюза.
Точно также Белорусский конгресс демократических профсоюзов потеряет этот
статус.
— Почему белорусские власти так
не любят независимые профсоюзы?
— Это характерно для всех диктаторских режимов.
Диктатура всегда душит профсоюзы. Всегда делает их своей корпоративной
структурой. Я уже не беру СССР или Трудовой фронт фашистской Германии. Можно
вспомнить профсоюзы Бразилии, когда там была диктатура, профсоюзы Италии… Все
они были государственными. Все режимы всегда пытались придавить трудящихся,
взять их под тотальный контроль. Они готовы выполнять их небольшие социальные
заказы вроде распределения бесплатных путевок, но никогда не позволят бороться
за заработную плату, за политические права. Это обычная история, и Беларусь
здесь не исключение. Поэтому, я думаю, что главная цель этой концепции —отвлечь
трудящихся от настоящей борьбы за свои права.
|