В белорусско-российском торге военно-стратегические вопросы играют не последнюю роль
Белорусский рынок, 2
- 9 октября 2006
Александр Алесин
После того как на днях секретарь Совета безопасности РБ
Виктор Шейман сообщил представителям СМИ о вероятном сроке подписания
нормативного акта о создании Единой региональной системы ПВО Беларуси и России
(конец нынешнего года), некоторые наблюдатели предположили, что судьба данного
документа отнюдь не ясна и поставлена в зависимость от результатов назначенного
на ноябрь заседания Высшего госсовета Союзного государства РФ и РБ.
Основание для подобных выводов дает вся история
подготовки этого многострадального правового акта. Достаточно вспомнить, что об
образовании Единой региональной системы (ЕРС) ПВО РБ и РФ как о почти
свершившемся факте высокопоставленные военные двух стран говорят уже на
протяжении целого ряда лет. По данным бывшего командующего ПВО Беларуси
генерал-лейтенанта Валерия Костенко, проект межгосударственного соглашения о
создании Единой региональной системы ПВО двух стран был подготовлен еще осенью
1999 г.
После этого система неоднократно объявлялась практически
функционирующей на уровне взаимодействия боевых расчетов, обмена информацией,
совместного боевого дежурства и маневра силами ПВО двух государств. Дело
оставалось вроде бы за малым: юридически оформить структуру ЕРС в рамках
действующей правовой базы и прописать процедуру функционирования. Но процесс
почему-то явно стопорился.
После ухода с поста генерала Костенко с неоднократными
заявлениями о том, что единая региональная система ПВО Беларуси и России уже
существует де-факто и вот-вот будет оформлена де-юре, стал регулярно выступать
уже генерал Паферов. Но соответствующего решения на межгосударственном уровне
так и не последовало. Между тем столь длительное затягивание процесса
юридического оформления региональной системы ПВО РФ и РБ в корне противоречит
выводам и рекомендациям авторитетных российских военных экспертов.
По их мнению, так как Россия просто не в состоянии
препятствовать дальнейшему расширению на Восток военной инфраструктуры НАТО, ее
руководство должно предпринять максимум усилий для парирования новых угроз своей
обороноспособности. Одной из важнейших мер (наряду с дипломатическими вроде
требования введения ограничений на размещение тактической авиации на территориях
новых членов НАТО) является создание плотного противовоздушного заслона на
территории Беларуси.
И дело не ограничилось только теоретическими изысканиями
и советами. Во многом именно благодаря содействию высокопоставленных российских
военных был реализован контракт между Министерством обороны Республики Беларусь
и федеральным государственным унитарным предприятием “Рособоронэкспорт” на
поставку в нашу страну на достаточно приемлемых условиях зенитно-ракетных
комплексов С-300 в количестве, достаточном для оснащения четырех дивизионов
ПВО.
По мнению министра обороны РБ генерал-полковника Леонида
Мальцева, это существенно расширило боевые возможности системы противовоздушной
обороны страны. А это особенно важно в настоящих условиях, когда изменилось само
содержание военных действий. Центр тяжести оборонительных усилий сместился в
сторону ПВО. Опыт современных вооруженных конфликтов показывает, что сегодня
противоборствующие стороны основные удары наносят по инфраструктуре, объектам
жизнеобеспечения и промышленности.
После того как 115-я зенитно-ракетная бригада
Вооруженных Сил РБ, которая дислоцируется в районе Бреста, приняла на вооружение
зенитные ракетные комплексы С-300, значительно увеличились зона поражения и
вероятность поражения целей белорусскими военно-воздушными силами и войсками
ПВО. Это автоматически сделало менее уязвимыми от ударов с воздуха и объекты на
российской территории.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что ни
белорусские, ни российские военные в проволочках с оформлением единой системы
ПВО РБ и РФ вряд ли виноваты.
Судя по всему, “затык” происходит на уровне высшего
политического руководства двух стран. Очевидно, что наряду с прочими (сырьевыми,
топливно-энергетическими, транзитными, таможенными и т. д.) геополитические и
военно-стратегические аргументы продолжают играть определяющую роль в
формировании белорусско-российских отношений.
Иначе говоря, по-прежнему между союзниками продолжается
торг, в котором российской естественной монополии — “Газпрому” — противостоит
белорусская — коридор между Западом и Востоком, который гораздо важнее
полузакрытого для России балтийского “окна в Европу”. И тут уж каждая сторона
норовит набавить цену на свой товар.
Помимо прочего, вероятно, имеет место и борьба за право
отдавать приказ на открытие огня в случае нарушения воздушных границ Союзного
государства. Похоже, Минск никак не желает примириться с тем, что делать это
будет Москва.
И то, что подобные предположения вполне справедливы,
подтверждают заявления Александра Лукашенко, сделанные им 29 сентября на
пресс-конференции для российских журналистов. Белорусский лидер фактически
обвинил кремлевское руководство в нежелании поставлять братской стране дешевый
газ, в то время когда население Беларуси готово встать на пути танков, идущих с
Запада, и умереть за Россию.
|