После референдума: Москва и Тирасполь переходят к совместным шагам
09.10.2006.
Ольвия-пресс
Олег Елков
Референдум, прошедший в Приднестровье 17 сентября, стал
мощным импульсом для развития российско-приднестровского сотрудничества. Об этом
в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» сообщил министр иностранных
дел ПМР Валерий Лицкай.
«Результаты референдума скажутся на наших отношениях с
Российской Федерацией во всех сферах, – отметил глава приднестровской
дипломатии. – Делегация Приднестровья была на днях в Москве, мы провели встречу
с ответственными представителями России, и у нас намечен ряд направлений, по
которым ожидается существенная активизация совместной работы. Прежде всего, это
реализация протокола, подписанного 23 мая вице-премьером РФ Александром Жуковым
и нашим Президентом. В развитие этого документа переданы предложения нашей
стороны, есть довольно много предложений российских ведомств, которые нашли
выражение в специальной таблице. Это сетка конкретных документов и соглашений,
которые совместно с россиянами разработаны уже и представлены на утверждение.
Подведение итогов по этой работе у нас будет в ноябре».
Самый объемный блок – торгово-экономический. Это
соглашения о свободной торговле, квотах и преференциях. Специалисты говорят, что
такие документы должны открыть для приднестровских товаров на российском рынке
новое окно возможностей. Это особенно важно сейчас, когда предприятиям
приходится восстанавливать потерянные в блокадное время рынки сбыта.
«Если бы Россия сегодня эти протоколы приняла к
исполнению, конкурентоспособность нашей продукции на российском рынке сразу бы
выросла на 20%, – сообщила агентству «Ольвия-пресс» министр экономики ПМР Елена
Черненко. – Отдельные соглашения с РФ по внешнеэкономической деятельности, по
защите инвестиций и по свободной торговле могли бы облегчить работу таким нашим
отраслям, как кабельная промышленность, как электромашиностроительная и
электротехническая промышленность».
Важный вопрос – российские инвестиции. Хотя большая
приватизация в стране завершается, в приватизационной программе – еще около ста
объектов. Переработка сельхозпродукции, транспорт, строительство и связь – это
сферы, к которым российский капитал уже проявил интерес. Говорят, что
Приднестровьем интересуется даже космическая промышленность России. Российские
инвесторы в республике работают не первый год. Опыт прошлых лет показал, что
российский бизнес – эффективный собственник. Его приход – это не только развитие
производства. Это еще и здоровая конкуренция в республике – появится возможность
уйти от ситуации, когда целые отрасли в стране в монопольном владении одного
хозяина. Один из главных законов экономики – есть конкуренция, значит, есть и
развитие. Большие перемены, похоже, ожидаются в отрасли связи. Российский
капитал намерен создать в Приднестровье свою информационную сеть – через покупку
радиотрансляционного центра «Маяк».
«Сегодня «Маяк» работает лишь на 10-15% своей мощности,
– говорит Елена Черненко. – С инвестициями из России мы связываем не только
надежды на развитие предприятия, но и рассчитываем на приход сюда
информационного российского рынка, когда радио- и телекоммуникации России будут
представлены на территории ПМР».
В планах российско-приднестровской работы – около сорока
направлений. Для того, чтобы она была эффективной, нужен особый механизм. В
условиях неопределенного приднестровского статуса традиционные схемы
межгосударственных связей здесь не работают, говорят эксперты. Должна быть общая
инструкция для российских государственных структур – как работать с
Приднестровьем. Ее главная задача в том, чтобы убрать бюрократические
препятствия для интеграции наших стран.
«Выяснилось, что в российских ведомствах нет твердого
нормативного документа, который бы регулировал подобного рода отношения, –
сообщил агентству «Ольвия-пресс» министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. –
Ведь соглашения, которые мы заключаем, это не соглашения двух признанных
государств, когда схемы работы ясны. Мы государство, которое борется за
признание, и здесь простые схемы не проходят. В ходе сложных консультаций,
которые мы провели с МИДом России, появился проект нормативного документа,
который будет иметь силу для всех ведомств России и который не позволит им
открывать каждый раз какую-нибудь сложность, а руководствоваться этим письмом.
То есть в России появится база для работы с государством, которое находится на
пути к признанию. Должен сказать, что такой документ будет распространяться
затем и на Абхазию, и на Южную Осетию. Так что мы здесь первопроходцы».
Еще одна важная новость из Москвы – Россия продолжит
оказывать Приднестровью финансовую помощь. В российской столице понимают – чтобы
оправиться от блокадных потерь, республике необходима такая поддержка.
«В ходе наших консультаций с российской стороной
обсуждалась также и ситуация в области экономики, перспективы развития, прежде
всего с учетом тех тяжелых потерь, которые мы понесли в результате блокадных мер
со стороны Молдовы и Украины, – говорит Валерий Лицкай. – Потери достаточно
серьезные, поэтому в России принято решение о продолжении оказания финансовой
помощи до конца года как минимум – в том размере, который мы имели в самые
тяжелые месяцы блокады. Это позволит в значительной мере стабилизировать
ситуацию в социальной сфере, обеспечить стабильность нашего рубля и
восстановление потерь от блокады».
Переговоры в российской столице показали – для
эффективной совместной работы наших стран нужны перемены внутри Приднестровья. В
Москве разделяют позицию, которую сразу после референдума озвучил глава
государства Игорь Смирнов: о том, что первый шаг для интеграции с Россией –
гармонизация законов.
«На уровне общих подходов мы с Российской Федерацией
развивались в одном направлении. Но инвентаризация законодательной базы, которая
существует у нас и россиян, показала, что за эти годы накопились существенные
различия – и в экономическом законодательстве, и в гражданском, и многих других
сферах. И дальнейшее развитие, практические действия каждый раз натыкаются на
различие в законах, – отметил Валерий Лицкай. – Мировая практика показывает, что
без гармонизации законодательства никакие интеграционные процессы нормально
развиваться не могут. Это и Евросоюзе так было, это и в вопросах наших отношений
с РФ».
Еще одна важная задача – это гармонизация с Россией
государственной системы управления. Именно эта цель – в основе реформы власти,
которую после референдума предложил Президент. Основные моменты реформы уже
известны. Игорь Смирнов предлагает ввести новую должность – главы правительства
и наделить Кабинет министров собственной компетенцией. Такая реформа, говорят
эксперты, должна приблизить приднестровскую систему к российской схеме. По
словам дипломатов, в результате развивать российско-приднестровские связи станет
гораздо проще.
«В ходе работы у нас появилась техническая, но очень
важная проблема – это соотношение построения государственных структур РФ и ПМР.
Они у нас различаются, особенно в сфере исполнительной власти. В России есть
правительство, есть премьер и т.д., у нас этого нет. Жизнь показывает, что
соответствия нужно добиваться и в этом, – говорит министр иностранных дел
Приднестровья. – Скажу как дипломат: не очень хорошо, когда с одной стороны
документ подписывает Президент, а с другой вице-премьер. Для начала это
приемлемо, но в дальнейшем желательно сращивать уровни документов, приводить их
в соответствие, потому что речь идет и о проверке исполнения, и о взаимной
координации, и здесь такие вещи могут иметь очень большое значение».
На фоне этой работы заявления, которые звучат в Кишиневе
– о том, что референдум в Приднестровье ничего не изменил, смотрятся позицией
страуса. Сегодня в Молдове ищут любую возможность, чтобы занизить значение
приднестровского выбора. Официальная молдавская пресса цитирует заявления
посредников – о том, что в ближайшее время переговорный процесс Кишинева и
Тирасполя должен возобновиться. В молдавской столице это комментируют по-своему.
Переговоры – это значит, что процесс «реинтеграции Молдовы» никто не отменял,
уверяют в Кишиневе. Свои переговорные позиции молдавские власти уже обозначили.
В Кишиневе заявили, что разговаривать там будут только об одном – о том, как
ликвидировать приднестровскую государственность.
«Любые документы, которые когда-либо будут ложиться на
стол переговоров, должны соответствовать этому концепту – приднестровская
автономия в рамках единой Молдовы, – заявил министр реинтеграции Молдовы Василий
Шова. – Никаких иных подходов в Кишиневе не примут».
Переговоры действительно нужны, говорят дипломаты: это
лучше, чем смотреть друг на друга через прицел. Но сегодня главный вопрос – о
чем говорить Кишиневу и Тирасполю сейчас, когда приднестровский референдум уже
расставил все акценты? Понятно, что молдавские подходы – это прошлый век.
Позицию, о которой заявляет Шова, не принимают всерьез даже на Западе. Яркий
пример – предложения, которые поступили недавно от главы ОБСЕ Карела де Гюхта.
Нельзя сказать, что они соответствуют итогам приднестровского референдума. Но
предложение бельгийского чиновника – это смертельный приговор молдавскому
унитарному закону о статусе «восточных районов», которым прикрывается сегодня
Кишинев.
«ОБСЕ в лице его председателя – бельгийского министра
иностранных дел Карела Де Гюхта представила свои разработки для переговорного
процесса, – сообщил в интервью агентству «Ольвия-пресс» Валерий Лицкай. – Очень
интересные разработки, которые основываются на опыте Бельгии, как страны
конфедеративной, у которой есть интересная модель, с учетом интересов
национальных общин. Они нам представили этот документ 12 сентября, мы начали его
изучать. В нем, как и в каждом первичном проекте, есть и плюсы, и минусы.
Единственное, что могу сейчас сказать – он абсолютно не сочетается с законом
Молдовы об основных положениях статуса Приднестровья».
Закон для приднестровских дипломатов – это выбор
избирателей, которые сказали «нет» общему дому с Молдовой. В прошлую пятницу
Москва подтвердила, что итоги приднестровского голосования – это ориентир и для
России. Государственная Дума признала легитимность референдума и заявила, что
его результаты лягут в основу российской политики. На этом фоне, говорят
дипломаты, в переговорном процессе у Тирасполя неизменное преимущество. Свой
выбор Приднестровье уже сделало – это независимость и Россия, и никакими
переговорами его не изменить. По мнению главы приднестровского МИДа, для
Кишинева в этом случае есть единственный выход – это последовать
приднестровскому примеру и узнать у своего народа, куда должна идти
Молдова.
«Если исходить из строгой юридической, правовой логики,
Республика Молдова должна была бы провести референдум о векторе своей внешней
политики. Потому что вектор внешней политики РМ меняется и довольно часто – по
конъюнктурным соображениям своего руководства, мнение народа никогда не
учитывающим, – заявил в интервью агентству «Ольвия-пресс» министр иностранных
дел ПМР. – В конце концов, в кишиневском случае вопросы идут и об
евроинтеграции, и о тесных связях с Россией. Вот если бы Кишинев поставил вопрос
в таком ключе и получил бы решение своего народа, дипломатам можно было бы
начинать с реальных точек – не с каких-то там законов, а с реальных позиций
своего населения. Потому что если Молдова выскажет желание интегрироваться в
Европу, а мы хотим развивать свои отношения с Россией, то воля народа ясна – и
дипломатам остается только разработать условия применения этих результатов. То
есть то, что называется цивилизованным разводом. Это решаемая задача, мы хорошо
видели, как это было проведено в Чехии и Словакии, совсем недавно в Сербии и
Черногории. Процесс не простой, но решаемый. Я, конечно, могу себе представить и
другой вариант – того, что молдавское население выскажется в пользу развития
отношений с Россией. В конце концов, это был исторический вектор Молдавии, не
случайный. Ну и в таком случае нам, дипломатам, было бы тоже очень легко
работать – были бы одновекторные решения народов, и на их основе можно было бы
разрабатывать совместные планы по интеграции – для начала – в экономические
пространства, где ведущую роль играет Россия. Это и ЕврАзЭС, и ЕЭП, и у нас тоже
была бы конструктивная работа».
Проблема в том, что население Молдовы спрашивать никто
не будет. А без этого на первом же переговорном раунде у Тирасполя есть полное
право задать молдавским представителям логичный вопрос – кого они, собственно
представляют со своим унитарным законом?
Сегодня понятно всем – после приднестровского
референдума на Днестре начинается новая эпоха. Законы и заявления, которыми
молдавские власти потрясают уже 15 лет, больше никому не интересны. Любые новые
предложения, которые лягут на переговорный стол, могут быть успешны только в
единственном случае: если их авторы учли приднестровский выбор. Итоги
референдума – это фактор реальной политики, и политическую погоду на Днестре
отныне задает Тирасполь.
|