Политический цугцванг в Молдове
10.10.2006. Кремль
орг
Александр Цинкер
Тяжелейший кризис, разразившийся в российско-грузинских
отношениях, отодвинул на второй план события в другой стране с
неурегулированными, или, как теперь их называют, замороженными конфликтами на
постсоветском пространстве. Речь идет о Молдове. Но от того, что о болезни стали
говорить реже, она не перестает быть болезнью. И, как показывает история той же
Грузии, конфликт из фазы 'вялотекущей' в 'острую' может перейти буквально в
считанные дни. Несколько неосторожных фраз, какие-то неразумные действия - и вот
у людей уже опять в руках оружие, и снова льется кровь. Я искренне надеюсь, что
в варианте Молдовы и Приднестровья этого не произойдет, но понимать, что
конфликты сами по себе не 'рассасываются', мировое сообщество обязано. Тем
более, что противоречия между Молдовой и ее не признанной мировой
общественностью соседкой, а, в недалеком прошлом, составной частью, подошли к
новому этапу, который, как подсказывает опыт, может развиваться по совершенно
непредсказуемому сценарию.
Два события тому причина. Прошедший в Приднестровье
референдум, показавший тотальное нежелание жителей территории возвращаться в
состав бывшей Молдавии, и решение ЕС о включении Болгарии и Румынии в сообщество
с дальнейшей длительной приостановкой приема новых членов. При этом, безусловно,
грузинская и молдавская ситуации существенно отличаются. Абхазия и Южная Осетия
граничат с Россией, и большинство их граждан получили еще и российские паспорта.
Приднестровье с РФ не граничит, а ее непосредственный сосед - Украина - пока не
определилась в отношении конфликта. Учитывая же положение самой Украины,
маловероятно, что в обозримом будущем у нее будут силы и время обращать внимание
на вялотекущий и кажущийся неразрешимым конфликт.
Международная общественность не признала состоявшийся 17
сентября референдум в Приднестровье, что не удивительно. Каким еще может быть
волеизъявление граждан в непризнанном государстве? При этом сами результаты
плебисцита также вызвали сомнения. Действительно, 97 с лишним процентов,
проголосовавших за отделение, с точки зрения стран с развитой, многовековой
демократией кажутся нереальными. Думаю, что обе эти позиции не совсем разумны.
Можно не признавать государственного образования, но нельзя не замечать живущего
там народа и не учитывать его волю. Механическое соединение признанного и
непризнанного государства ничего хорошего принести не может, а вот к новому
кровопролитию приведет почти гарантированно. Что же касается неестественного
количества граждан, поддерживающих отделение, то и оно меня не слишком удивляет.
Разделение произошло уже полтора десятилетия назад. Причем, произошло кроваво, и
взаимные обиды продолжают терзать оба народа. Связь приднестровцев с Молдовой с
каждым годом всё более ослабевает. Местная молодежь уже не знает молдавского
языка. Все, кто хотели покинуть проблемную державу, давно сделали это. К тому
же, если будет не 97%, а, например, 94% - разве это изменит базовую тенденцию?
Только не подумайте, что я призываю к признанию приднестровского государства и
поддерживаю сепаратистские настроения. Я лишь настаиваю на том, что проблема
существует и от нее не надо отмахиваться.
У самой Молдовы проблем и без соседки-бунтовщицы по
горло. И главная - никто даже приблизительно не может сказать, что же будет
представлять собой сама Молдова уже в ближайшее время. Выдача румынских
паспортов гражданам Молдовы создала новую реальность. Даже тогда, когда статус
Румынии и Молдовы был равным, молдаване охотно обзаводились еще одним,
'соседним' гражданством. Сегодня же, когда Румыния находится на пороге
вступления в ЕС, и румынский паспорт автоматически превращает его владельца в
европейца, молдаване практически поголовно решили стать 'румынами'. Причем
обратите внимание: не войти в состав Румынии, не создать некое новое
государственное образование, не переехать туда на ПМЖ, а просто стать 'румынами
по паспорту'. Ни у кого не вызывает сомнений, что идеологическая составляющая
играет крайне малую роль в решении получить двойное гражданство. Зато
экономическая составляющая является решающей. Молдаване получают возможность
спокойно жить и работать в Европе, не опасаясь депортации. Нам хорошо известно
на примере Израиля, как много молдавских рабочих постоянно работает у нас (еще
больше их в Европе и в России). Но именно работает, оставив семьи в Молдове и
пересылая заработанные деньги на родину. Присылаемые гастарбайтерами средства
составляют значительную долю бюджета РМ. Получив официальный статус в Европе,
они обретут возможность жить и работать в европейских странах вместе с семьями.
Таким образом, связь граждан с собственной страной будет ослабевать, а пересылка
заработанных средств в Молдову утратит всякий смысл. В итоге тощий бюджет страны
станет еще жиже.
Непростая ситуация сложилась и во взаимоотношениях
Молдовы с Россией и Евросоюзом. Одно время страна ассоциировалась в сознании
европейцев с революциями разного цвета, направленными на политику, свободную от
'старшего брата', т.е. Российской Федерации, по типу Украины и Грузии. Но
изменение украинского политического устройства и шокирующие спокойных и
корректных жителей континента поступки президента Саакашвили отодвинули их
интерес к постсоветскому пространству на второй план. Да и откровенно
прокоммунистическая риторика президента Воронина пугает европейских лидеров. Не
стремится сегодня к сближению с Молдовой и Румыния. Любое снижение экономических
показателей, которое неизбежно произойдет при 'воссоединении' двух экономик, не
пойдет ей на пользу перед кооптацией в европейские структуры. Тем более, что
экономика РМ очень далека от рыночных стандартов. При этом Румыния после
вступления в ЕС, несомненно, начнет активно лоббировать проблему Приднестровья.
Складывается парадоксальная ситуация. Россия традиционно
поддерживает Приднестровье. Сама Молдова, похоже, мало кого интересует, но может
вскоре вновь оказаться в центре крупного международного противостояния.
На первый взгляд, ситуация кажется безвыходной. И
действительно, очевидных выходов из создавшегося положения пока не видно. Но это
не означает, что их не следует искать. Причем искать как можно скорее, пока, не
дай Б-г, не разразился новый военный конфликт, после которого на протяжении
десятилетий договариваться будет не о чем. В обеих странах живут люди, которые и
являются самой страдающей стороной конфликта. Они далеки от геополитических
интересов - детей бы прокормить! От хорошей жизни половина населения страны не
уезжает на заработки за границу, как в РМ, и не просится в состав государства, с
которым даже не граничит, как в Приднестровье. Возможно, недорогие и
квалифицированные молдавские рабочие вполне устраивают мелких работодателей в
разных странах, но подобное положение не может рассматриваться как долгосрочный
проект. В недалеком будущем это может привести к катастрофе, которой необходимо
избежать. Европа слишком мала, чтобы иметь такой очаг напряженности. А что в
итоге получится: конфедерация в любой конфигурации и с любым составом, отдельные
государства, свободно присоединяющиеся к европейским институтам или нечто, пока
не ведомое в мировой практике, - не важно. Главное, чтобы государственные
образования были стабильны, а люди в государстве жили хорошо. Именно за это и
надо бороться.
|